Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
Якутскаягосударственная сельскохозяйственная академия
Экономическийфакультет
Кафедрагосударственного и гражданского права
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Подисциплине: «Гражданское право»
Натему:
«Порядок предъявленияисков транспортной организации при ненадлежащем исполнении обязательства
поперевозке грузов»
Выполниластудент __ курса
Павлов Дьулустан
Проверил: Старший преподаватель кафедры
государственного и гражданского права
Павлова АрзуланаАкрамовна
Якутск,2005
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Общие положения поперевозке
1.1 Понятие и правовоерегулирование перевозок ……………………………..5
1.2 Виды транспортныхперевозок………………………………………………8
1.3 Предпосылки длязаключения договора перевозки ………………………10
1.4 Права и обязанностисторон по договору перевозки ……………………..13
1.5 Ответственность подоговору перевозки…………………………………..19
Глава II. Правовая защитаотправителя грузов
2.1 Досудебный порядокурегулирования споров…………………………….25
2.2 Предъявление перевозчикупретензии…………………………………….26
2.3 Сроки заявления и рассмотренияпретензии ……………………………..27
2.4 Лица, обладающие правомпредъявления претензии…………………….31
2.5 Ненадлежащие адресатызаявленной претензии……………………….…33
2.6 Содержание претензии иудовлетворение претензионных требований. Предъявлениеиска…………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………….…..…42
Приложение № 1
Приложение № 2
Введение
В эпохурыночных отношений все коммерческие организации, а также все хозяйствующиесубъекты в процессе своей деятельности частенько прибегают к необходимостизаключения договора перевозки тех или иных материальных ценностей. Особуюактуальность эти отношения приобретают для грузоперевозчика – государственного унитарного предприятия илихозяйственного общества (иной коммерческой организации), а такжегражданина-предпринимателя, обладающего лицензией на осуществление перевозочнойдеятельности, учитывая перспективность грузовых перевозок транспортнымсредством для нашего региона. К тому же транспортные перевозки являются, посути, связующим звеном экономики России, которое охватывает все видыобщественного производства, распределения и обмена.
Институт отношений по поводу перевозки грузов содержится вотдельной главе (40) Гражданского кодекса Российской Федерации в части второй идостаточно изучена и разработана многими цивилистами, правоведами и учеными.Здесь необходимо отметить, что в ГК закреплены, как правило, унифицированныеобщие нормы, относящиеся к железнодорожному, морскому, воздушному,автомобильному, внутреннему водному транспорту. Более детально общие условияперевозки грузов, пассажиров и багажа этими видами транспорта определяютсятранспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов,иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил.
По договору перевозки одним из основных проблем в защитенарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является на практикенезнание своих конкретных прав и обязанностей в силу правовой неосведомленностикак клиентов (грузоотправителей), так и перевозчиков. Такое обстоятельство делобусловлено, прежде всего, тем, что данные отношения регулируются, как ужеранее отмечала, транспортными уставами и кодексами, подзаконными актами. Вместес тем существуют некоторые моменты, нуждающиеся в радикальном изменении.
Курсоваяработа направлена, прежде всего, на детальное изучение теории – существующегозаконодательного регулирования отношений по поводу перевозки грузов, а также,несомненно, проведение исследований по порядку предъявления исков транспортнойорганизации при ненадлежащем исполнении обязательства по перевозке грузов. Цельработы даст, в конечном счёте, основания для объективного представления порядкаи условий защиты ущемлённых прав по данному договору. Для достижений даннойцели необходимо, в первую очередь решить задачи по раскрытию понятия, сути, и содержанияданных правоотношений. Кроме того, нужно выявить юридические критерииненадлежащего исполнения и соответствующий порядок предъявления исковтранспортной организации по перевозке грузов, исходя из вида транспортногосредства, а также привести пример из судебной практики и сделатьсоответствующие выводы по ним.
Методологическойосновой работы является изучение, анализ и обобщение законодательства, научнойпериодической литературы, монографии видных авторитетных специалистов в этойобласти, судебных прецедентов, а также иной литературы непосредственно илиопосредованно касающиеся данных правоотношений.
Новизна моегоисследования состоит в том, что здесь наиболее объективно раскрываютсяотношения, связанные с предъявлением претензии и иска к транспортной организации в силу ненадлежащего исполненияпоследним и, разумеется, в работе содержатся выводы по некоторымобстоятельствам из данных правоотношений.
Глава I.Общие положения
1.1 Понятие и правовоерегулирование перевозок
Термин«перевозка» означает в общем понятии «перемещение с помощью транспортногосредства»[1].Многие юристы, характеризуя отношения, связанные с транспортной перевозкойотмечают одну главную особенность как отрасли материального производства,заключающуюся в оказании специфических услуг – перемещение товара или человекав пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новыхвещей (предметов материального мира). Её ценность в экономическом эффекте,который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа всогласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличиипотребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощьютранспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортнаяорганизация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное втранспортировке. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения принимаютформу обязательственно-правовых[2].
Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространствематериальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Согласно п. 1 статьи784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договораперевозки[3].Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими издоговора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, аотправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке.Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организацииперевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участникамиперевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после егоисполнения.
Сутьперевозки заключается в следующем: по договору перевозки «перевозчик обязуетсядоставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать егоуправомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуетсяуплатить за перевозку груза установленную плату»[4].Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки посвоему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, таккак за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, посколькуперевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, агрузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозкусданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с моментапринятия перевозчиком груза и, следовательно, относиться к числу реальныхдоговоров.
Вместе с темв отдельных случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозкисчитается консенсуальным, когда перевозчик обязуется предоставить транспортныесредства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспортедоговор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, являетсяконсенсуальным. Кроме того, договор перевозки грузов является публичныйхарактер. Однако для признания договора перевозки грузов публичным договоромнеобходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных ст. 789 ГК РФ. Кчислу таких условий относится перевозка грузов транспортом общего пользования,в качестве которой признается перевозка, осуществляемая коммерческойорганизацией, если из закона, и иных правовых актов или выданного этойорганизации разрешения (лицензии) вытекает, что она должна осуществлятьперевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. Ивторое не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлятьперевозки грузов, признаваемые перевозками транспортом общего пользования,должен быть обязательно опубликован в установленном порядке.
Как ужеотмечала, данные отношения регулируются и устанавливаются Транспортнымиуставами и кодексами, принятыми Государственной Думой РФ, являющиесяфедеральными законами. По отдельным вопросам транспортной деятельности законыпринимаются субъектами РФ. Например, о плате за проезд на государственном илимуниципальном пассажирском транспорте.
Отношения поперевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемымив соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами. В ГК неназваны органы, утверждающие эти правила. В частности, в ст. 2 ВК РФ[5]в числе актов, регулирующих отношения в области авиации, указано на федеральныеавиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Указом Президента, ПравительствомРФ. Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозокпассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральныморганом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта ирегистрируются в Министерстве юстиции РФ. Правила в области железнодорожноготранспорта разрабатываются федеральным органом исполнительной власти с участиемфедерального органа исполнительной власти по регулированию естественныхмонополий на транспорте, заинтересованных организаций. В настоящее времяМинистерством путей сообщения РФ издан ряд новых Правил перевозок грузов, атакже пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте.
1.2Виды транспортных перевозок
Из-заразличий видов транспорта принято классифицировать подразделять транспортныеперевозки.
Транспортная перевозка
Железнодорожный Морской Воздушный Речной Автомобильный
Кроме того,выделяется также особая разновидность транспорта — трубопроводный. Однакотехнологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам недает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства.Поэтому термин “трубопроводный транспорт” имеет условное значение. Природаобязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеетсмешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества(газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводномутранспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении(п. 2 ст. 548 ГК)[6].
Различают перевозки,осуществляемые в местном, прямом и смешанном сообщении.
Местным называютсяперевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги,пароходства и т.д.)
Прямымпризнается перевозки, в выполнении которых по одному документу участвуютнесколько предприятий одно вида транспорта. Так, прямой будет перевозкажелезной дороги по одному документу (накладная) из Нерюнгри в Иркутск, посколькугруз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожноготранспорта.
Прямойсмешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документагруз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примеромможет служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а отАстрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морскимтранспортом.
На морскомтранспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничномсообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскимипортами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза,осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если при этомпроходит через иностранные порты или обратно признается перевозкой взаграничном сообщении.
Воздушныйкодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторыеособые правила для международных перевозок[7].
Наавтомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные,междугородние и международные.
К городскимперевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенногопункта); к пригородным – перевозки за пределы черты города (другого населенногопункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным – перевозки запределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и кмеждународным – перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации спресечением Государственной границы России[8].
1.3 Предпосылки для заключения договора перевозки
Организацияперевозок грузов невозможно без предварительного их согласования сперевозчиками и грузоотправителями.
С учетомособенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующиеорганизацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках впрямом сообщении – это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов;при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка,недельный календарный план, месячный график подачи судов.
Заявкаявляется важнейшим средством организации перевозки грузов; в нейконкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовуюперевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки в управление железных дорогместа отправления не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст.11УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанномсообщении – не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.
Заявка на перевозку грузов представляетсягрузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которыхс указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится досведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах итоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родамгрузов, станциям назначения и датам погрузки.
Особенностьюв порядке подачи заявления на железнодорожном транспорте является установлениев ст.11 УЖД оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов (таких оснований втранспортных кодексах и уставах других видов транспорта не предусмотрено).
В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказвозможен в случаях:
— введениясогласно ст. 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузовпо маршруту следования груза;
— отказавладельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;
— обоснованного отсутствия технических и технологических возможностейосуществления перевозки;
— в иномслучае, предусмотренном Уставом, иными нормативными актами.
В этихслучаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причинотказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.
Всоответствии со ст. 11 УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленныеперевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней приперевозках грузов в прямом железнодорожном смешанном сообщении и не более чемза десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях,прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузовперевозчику с отметкой о результате согласования.
В соответствии с Уставом владелецинфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Уставом) отказатьперевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приемеи согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебномпорядке.
Аналогичныйпорядок установлен на речном транспорте; отличие состоит только в сроках подачидекадной заявки: заявка на этом виде транспорта подается за пять дней донаступления декады.
Наавтомобильном транспорте заявка представляется в обусловленные годовымдоговором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки, но не позднее 14часов накануне дня начала перевозок грузов в городском или пригородномсообщении и не позднее 48часов до начала перевозок в междугородном сообщении.На морском транспорте грузоотправитель уведомляется о подаче намеченноготоннажа не позднее чем за 5 дней, то есть ан морском транспорте отсутствует внастоящее время система заявок, которая действовала до 1982 г.
Мненияотносительно юридической природы заявок расходятся во мнении в юридическойлитературе. Подача заявки – это самостоятельное одностороннее требованиегрузоотправителя по мнению Б.Л. Хаскельберга[9],К.К. Яичко[10], С.С.Алексеева[11], где посути заявка является односторонней сделкой.
По мнениюВ.Т. Смирнова[12], К.Ф.Егорова[13],признать заявку сделкой значит придать несвойственное ей правообразующее значение,так как заявка в отношении грузовых перевозок играет рольоперативно-регулирующего документа. Утверждение о том, что подачей заявкигрузоотправитель принимает на себя передперевозчиком обязательство использовать транспортные средства, а перевозчик – установитьколичество транспортных средств, необходимых для погрузки согласно поданнойзаявке, является, по их мнению, ошибочным.
Абова предполагает,что принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практическиозначает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозкигрузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем[14].Витрянский считает, что обязательство по подаче транспортных средств и ихиспользованию всегда возникает из договора[15].
В этойситуации представляется правильным мнения Егиазарова, Смирнова, Егорова о том,что заявка играет роль оперативно-регулирующего документа.
1.4Права и обязанности сторон по договору перевозки
Как мы ужезнаем, сторонами по гражданско-правовому договору перевозки сторонами являются«перевозчик» (организация или пбоюл, имеющая соответствующую лицензию),«грузоотправитель» (лицо, предоставляющая груз и плату за перевозку), а«грузополучатель» (управомоченное на получение груза лицо). Данные три термина используютсяпрактически на всех видах транспорта, а также в нормативно-правовых актах, регулирующихотношения на транспорте. Однако на морском транспорте[16]используется другая терминология. Грузоотправителя там иногда называютфрахтователем, а договор перевозки –договором фрахтования[17].Поскольку указанная терминология специфична для морских перевозок и притомприменятся не всегда, то субъекты обязательства по перевозке в данной работебудут называться «перевозчики», «грузоотправители», «грузополучатели».
Объектомобязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками грузы.Если материальным объектом обязательства по перевозке является перевозимыйгруз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочнаядеятельность, которая включает в себя не только транспортировку грузов, но ииные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранениеми выдачей грузополучателю.
В обязанностиперевозчика согласно законодательству входит подача грузоотправителю подпогрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозкиили договором об организации перевозок, исправные транспортные средства всостоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Это означает, чтоперевозчик должен содержать транспортные средства в надлежащем состоянии иперед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозкисоответствующего груза. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подаватьтранспортные средства, пригодные для перевозки данного груза[18],транспортное законодательство устанавливает, что их пригодность (вагонов,контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяетсягрузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самимперевозчиком.
Отправительгруза должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, котороенепригодно для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителемуказанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, всвязи с чем приходится решать кто должен нести ответственность передгрузополучателем.
Уставжелезнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношениивагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннегозапаха, особенности внутренних конструкций и пр.) для перевозки конкретныхгрузов определяется в отношении:
вагонов –грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой,если погрузка осуществляется ею;
контейнеров –во всех случаях грузоотправителями.
Если утрата,недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправностивагона, контейнера, то ответственность должна нести железная дорога[19]. Она может быть освобождена отответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение грузапроизошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не моглапредотвратить и устранение которых от нее не зависело, а также в случаепредставления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона,контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправительосуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная обэтом, то данное обстоятельство не освобождает железную дорогу отответственности за несобранность груза.
Одной изнаиболее важнейших обязанностей грузоотправителя является провозная плата. Пообщему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должнабыть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Крометого, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) заперевозку не внесена в установленныесроки[20],либо отказаться от исполнения договора перевозки. При этом вагоны, контейнеры будутнаходиться на ответственном простое грузоотправителя[21].В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозкугруза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузкупрекращается. Устав железнодорожноготранспорта в статье 35 предусматривает в случае уклонения грузополучателя отвнесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчикупоследний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этомгрузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такогоуведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срокагрузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозкугрузов и иных платежей и не распорядиться грузом, перевозчик имеет право, еслииное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз (кромеизъятых (ограниченных) из оборота грузы, воинских грузов и пр.).
В ГК РФ в 792статье говорится о том, что «перевозчик обязан доставить груз, пассажира илибагаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренномтранспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумныйсрок».
В комментарии[22]к этой норме говорится о том, что на железнодорожном транспорте сроки доставкигрузов и правила исчисления сроков доставки утверждаются в соответствии со ст.39 Транспортного устава железных дорог федеральным органом исполнительнойвласти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральныморганом исполнительной власти в области экономики. Сроки доставки грузов могутустанавливаться в договорах об организации перевозок.
Согласно Уставу автомобильного транспорта сроки доставки грузов ипорядок их исчисления устанавливаются для перевозок в междугороднем сообщении(ст. 69). Применительно к остальным перевозкам закреплен лишь общий принцип:автотранспортные организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту,открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когдапо дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега[23].Такой подход обеспечивает доставку груза в разумный срок, о котором говорится вданной статье ГК.
В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерацииперевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения вустановленный срок, который определяется федеральными авиационными правиламиили установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное непредусмотрено договором воздушной перевозки[24].
Морской перевозчик обязан доставлять грузы в срок и маршрутом,которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в срок,который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретныхобстоятельств (ст. 152 Кодекс торгового мореплавания РФ). В договорахфрахтования сроки доставки груза, как правило, не предусматриваются. Обычно указывается,что судно будет следовать «со всей возможной скоростью» или «сразумной скоростью», под которой понимается не максимальная, а наиболееэкономичная скорость. Не считается нарушением договора перевозки всякоеотклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов игрузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильнымидействиями перевозчика. На внутреннем водном транспорте сроки доставки грузов иправила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов.
Транспортными уставами и кодексами установлена обязанностьперевозчика уплатить штраф за нарушение установленных сроков доставки груза.Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующимитранспортными уставами и кодексами. Уплата штрафа за просрочку доставки грузане освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков вразмере, установленном ст. 796 ГК. Например, если в результате просрочки вдоставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченномулицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизиласьстоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — егостоимость.
Перевозка пассажиров на всех видах транспорта осуществляется порасписанию. Сроки доставки багажа и порядок их исчисления определяютсятранспортными уставами, кодексами и принятыми в их развитие правилами перевозокпассажиров и багажа. На железнодорожном транспорте срок доставки багажаопределяется временем следования до станции назначения поезда, с которым былотправлен багаж. Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срокдоставки багажа определяется временем следования по данному маршрутусогласованных поездов с добавлением одних суток на каждую перегрузку. Согласност. 88 Устава автомобильного транспорта РСФСР принятый к перевозке отдельно отпассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дняприбытия пассажира в этот пункт по расписанию. Сроки перевозки пассажиров ибагажа на внутреннем водном транспорте устанавливаются согласно расписаниюдвижения судов (п. 1 ст. 95 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ). Приперевозках багажа морским транспортом перевозчик обязан доставить багаж,перевозимый на пассажирских и грузопассажирских судах, в соответствии срасписанием прибытия в пункт назначения того судна, на котором багаж былотправлен.
Воздушный перевозчик обязан принять меры к тому, чтобы багажпассажира был отправлен и доставлен тем же рейсом, которым следует пассажир.
В ГК нет нормы об ответственности перевозчика за несвоевременнуюдоставку багажа. Ответственность за просрочку в доставке багажа предусмотрена втранспортных уставах и кодексах (ст. 196 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст.120 Воздушного кодекса РФ, ст. 116 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ,ст. 138 Устав автомобильного транспорта РСФСР). За просрочку в доставке багажатранспортные организации уплачивают штраф.
1.5 Ответственность по договоруперевозки
Обязательствапо перевозке грузов подчиняются общим правилам гражданского законодательства обответств