Правовые и религиозные нормы в Российской Федерации

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение Высшего профессионального образования
Нижегородскийкоммерческий институт
Факультетюриспруденции
Реферат
«Правовые ирелигиозные нормы в Российской федерации»

Выполнила:
Студентка группы 6-Юз
Горская Е.А.
Проверила:
Макарова С.В.
 
Нижний Новгород
2009

Содержание
Введение
1.        Общеепредставление о нормах права
1.1 Правовые нормы: понятие, виды
1.2      Религиозныенормы: понятие, функции
2.        Право и религия вРоссии
2.1 Место правовых норм в РФ
2.2 Место религиозных норм в РФ
2.3 Взаимоотношение правовых ирелигиозных норм в РФ
3. Отношение к другим нравственнымрелигиозным нормам
Заключение
Список литературы

Введение
 
Взаимосвязь между нормамирелигии и нормами права является очень тесной. Религия никогда не сводиласьлишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь и совершению религиозных обрядов.Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям завоевывать массыи влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реальносуществующий мир и регулирует отношения между людьми. Без религиознойинтерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бывыполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бысвою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновенияновых религиозных движений, носили социально-политический характер. Такиедвижения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни.Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает каксоциально-политическая ячейка, а система ее воззрений — это новаясоциально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такойявляется история возникновения таких религий как христианство, ислам, буддизм.
Религияи религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстропроникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамкахмононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологическиепредставления и правила, содержание которых определялось сложнымиусловиями выживания человека того времени. В период распадапервобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на религию, право,мораль. На различных этапах развития общества и в разных правовых системахстепень и характер взаимодействия права и религии были различными.Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых нормбыла настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами.Древнейшая из таких правовых систем – индусское право, в которомтесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другойпример -мусульманское право, которое, по существу, является одной изсторон религии ислама и называется шариатом. Таким образом религиознаяправовая система – единый религиозно-нравственный и правовойрегулятор всех сторон жизни общества.  Характер взаимодействия норм праваи религиозных норм в системе социальной регуляции того или иногообщества определяется связью правовых и религиозных норм с моральюи связью права с государством. Так, государство посредством правовойформы может определять свои отношения с религиозными организациямии их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация -светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качествегосударственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом».
Правовыеи религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своегоморально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповедиХриста – «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, чтос точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощныйвнутренний регулятор поведения. Поэтому они – необходимый и важныйинструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядкав обществе.
Целью написания моегореферата является выявление взаимосвязи правовых и религиозных норм вРоссийской Федерации.
Задачи: рассмотреть ипроанализировать правовые и религиозные нормы, выявить проблемы привзаимоотношении данных норм права в РФ.

1. Общее представлениео нормах права
Норма права этообщеобязательное правило поведения, установленное или санкционированноегосударством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правоваятеория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.Среди важнейших черт и особенностей нормы права следует особо указатьследующие.
а) Общий характер нормыправа не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое вотдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые,вбирающие в себя сходные признаки и черты, жизненные ситуации, при которыхвозникает необходимость или потребность ее применения. Она является критериемопределения правомерности или неправомерности действий различных субъектовправоотношений. Степень общности нормы права довольно часто бывает различна. ВРФ например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы.Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них — также киностранцам и лицам без гражданства.
б) Выраженность внормативных нормах государственной воли. Воля господствующего слоя, группы иликласса для того, чтобы воплотиться в норму права, стать их реальнымсодержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческиймеханизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю.Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам властьпредержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую всоциальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.
в)Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, нормаправа устанавливает для одного участника этих отношений определенные правомочияили права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридическиеобязанности. Для одной стороны норма права указывает на охраняемое игарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой — наобеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение(обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право насоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потерикормильца. для воспитания детей, государство в то же время возлагает на своиорганы соответствующие юридические обязанности.
г) Системность ииерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальнаяопределенность. Каждая норма права существует не сама по себе, а в теснойвзаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Вотличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию,которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов.Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах(законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.
д) Специфический признакнорм права — их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идетне только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциальносуществующем воздействии на правонарушителя.
Среди мергосударственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовыеи иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характеромправонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещениепричиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следуетполагать, что нормы права реализуются лишь в силу существования угрозыгосударственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют мерывоспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения. Нормыправа можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая норма правапредписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом нормыправа можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие– это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительныедействия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либодействий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие нормыправа предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущиеюридические последствия. По форме предписания нормы права разделяются наимперативные и диспозитивные. Императивные нормы. содержат властныепредписания, отступления от которых не допускаются. Пример — норма трудовогоправа, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией.Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решатьвопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренностивступает в действие предписание, содержащееся в них. В зависимости от целевогоназначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивныенормы — предписания, устанавливающие права и обязанности участниковправоотношений.
Охранительные нормырегулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью иприменением мер государственного принуждения то есть нормы процессуальногоправа. Нормы права можно классифицировать и в зависимости от отраслей права.Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовыенормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного,хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется напредмете и методе правового регулирования. В зависимости от субъекта, издавшегонормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные — изданныеобщественной организацией по поручению государственного органа нормы права. Повремени действия нормы права подразделяются на: постоянные — действуют до ихофициальной отмены и временные — действуют только в пределах определенногопромежутка времени. По кругу лиц, на которых распространяется действие нормыделятся на общие и специальные.
К первым относятся нормы,распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах даннойместности, государства, ко вторым — действующие лишь в отношении определеннойкатегории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органови т.п.). По степени определенности различают нормы права бланкетные иотсылочные. Бланкетные нормы представляют собой такие правила поведения,действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочныенормы непосредственно указывают на другие нормы права, как на условие своегодействия.
Из этого можно сказать,что нормы права это определенные предписания, правила которым человек долженследовать в течение всей жизни. Но все нормы так же можно разделить и на двегруппы: правовые и религиозные. Правовые нормы это нормы, которые человек создалдля себя, для поддержания государства и общества. Религиозные же нормы этонормы которые заложены в человеке с рождения. Это его духовное состояние.Религиозные нормы – божественные нормы. И очень часто, особенно в наше времяпроисходит столкновение этих двух групп.
 
1.1 Правовые нормы:понятие, виды
 
Правовые нормы — формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующееобщественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Нормаправа является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность нормправа, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом,составляют систему права.
Рассмотрим понятие«правовая норма» более подробно.
Идеальная правовая нормавыглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется — например, у налогоплательщика был доход за отчетный год; описание собственноправила поведения в этой ситуации — надо подать налоговую декларацию и уплатитьналог; определение ответственности за невыполнение правила — штраф за неподачудекларации или за неуплату налогов.
Соответственно, в научнойи учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы:1) Гипотеза – описание условий действия нормы; 1) Диспозиция – описание правилаповедения; 1) Санкция – мера ответственности за нарушение правила поведения.
Гипотеза указывает наадресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. Взависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные,причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним изнескольких условий, называется альтернативной.
Диспозиция содержит самоправило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. Похарактеру предписания диспозиции подразделяются на:
управомочивающие(предоставляющие участникам общественных отношений право действоватьопределённым образом);
обязывающие(устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
запрещающие(устанавливающие запрет совершать определённые действия).
Санкция указывают направовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степениопределённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительноопределённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права нехарактерны).
Нормы права, как правило,излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую несовпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основныхспособа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов:прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормыправа прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статьеэлемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка наконкретную статью того же или другого нормативный правового акта. Прибланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме,отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму,где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к«действующему законодательству» (при бланкетном изложении элементанормы права он остаётся неопределённым).
Кроме того, многие нормыне имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции,например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти, содержаттолько один или два элемента: гипотезу и диспозицию, такая структура характернадля многих регулятивных норм, или одну диспозицию (нормы-принципы), нормыОсобенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции -такаяструктура характерна для охранительных норм. Причём диспозиции подлежащихприменению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают,недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элементнормы права может быть логически выведен из других норм, что не снимает егонеопределённости. В других случаях такое восстановление является некорректным(например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивнаянорма).
Правовые нормы могутделиться на виды по различным критериям.
1. С точки зренияпредмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся нанормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иныхотраслей права. 2. По характеру содержащихся в них правил поведения, правовыенормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.3. Посоциальному назначению и функциям — на учредительные (основополагающиепринципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).
По степени определённостипредписаний — на императивные (определяющие вариант поведения субъектов присоответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможностьвыбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.
5. По источнику — наконституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др. 6.Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные(нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы(нормы-изменения).
Правовые нормы имеютследующие признаки:
Регулирование поведения — нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другимилюдьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
Общий характер — неконкретность адресата. Они регулируют типичные отношения и рассчитаны намногократное применение.
Общеобязательность — нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
Связь с государством — правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, принеобходимости обеспечиваются государственным принуждением.
Формальная определённость- нормы права, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляютправа, обязанности и запреты.
Первые два признакаявляются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительнымипризнаками именно правовых норм.
 
1.2 Религиозные нормы:понятие, функции
 
В первобытном обществекаждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой “тотем”- своего идола. Впериод объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти“царей”, верховных (часто — военных) вождей. Династии новых властителейстремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значениеимели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в ДревнемЕгипте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходилопостепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной властигосподствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связываласьс передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, азатем — пожизненно и наследственно.
Религия являетсярегулятором публичных отношений. Устанавливаемые хоть какой религией правилаповедения представляют собой особенный вид социальных норм — религиозные нормы,а не компонент нравственности, права либо каких-то других социальных систем.Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правилоповедения — это только одна из её составных частей. Не считая того, нормавключает указания на священный источник правила поведения и насверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда иостальных “священных” книжек характерна “рассредоточенность” составных частейрелигиозных норм, отсутствие у почти всех из их индивидуальной санкции, что ипорождает необоснованное отождествление “стиха”, в каком излагается толькоправило поведения, со всей религиозной нормой. Религиозные нормы владеют всеминеобходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, к примеру, заповедибиблейского декалога, которые в разных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новомзавете как важная часть “закона божьего”. Это категорическое запрещениепоклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть ижелать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в одного бога,“соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведениялюдей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и других публичныхотношений. Заповеди предписывают совсем определенные деяния либо воздержание отосуждаемых религией поступков. Религиозная норма имеет общий характер, которыйпроявляется в последующем.
Во-1-х, религиозная нормавыступает как масштаб, эталон для поведения верующих людей в той либо другойобстановке, как идеал определенных отношений. Во-2-х, её предписания относятсяне к конкретному индивидуму, а к наиболее либо менее широкому кругу людей: кпоследователям данной религии (членам церкви, секты, толка) либо к какой-точасти их (священнослужителям, мирянам и т.д.). Предусматривая конкретныеварианты поведения в обычных жизненных ситуациях, религиозные нормы действуютна волю и сознание людей, сформировывают их социальное поведение и тем самымрегулируют соответствующие публичные дела, проявляющиеся прежде всего вдействиях либо бездействии их участников. Одна из специфичных индивидуальностейэтих норм состоит в том, что они регулируют и такие дела, которые находятся внесферы действия остальных социальных норм, — отношения, возникающие при отправлениикульта.
Религиозные нормы чащевсего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые нужноделать вопреки требованиям всех других норм вплоть до прямого запрета следоватькрайним (к примеру, ограничение нормами Ветхого завета и Ислама деяния обычаякровной мести). Любая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил исуществ, просит от собственных последователей слепой дисциплины,неукоснительного соблюдения собственных предписаний. Религиозные нормы должныисполняться, невзирая на несоответствие их указаний взорам, желаниям верующего.В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний изапретов числились тотемические предки, духи. Потом в качестве источникарелигиозных правил поведения выступают божества и, в конце концов, вмонотеистических религиях — бог. В “священных” книжках разных религийрелигиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, кпримеру, они называются заповедями, повелениями, уставами, законами бога,подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами законкретизацию “законов божьих”.
Но связь религиозных нормс религиозными идеями и представлениями не постоянно видна. Не во всехрелигиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. Втаковых вариантах о наличии указанной связи свидетельствуют специальныесредства обеспечения выполнения религиозных предписаний: угрозасверхъестественной карой и обещание заслуги от сверхъестественных сил.Выполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми кнарушителю священнослужителями — церковное наказание. С возникновением страны иправа к этому добавляется уголовное наказание за религиозные преступления, апотом и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в вариантахнесоблюдения неких религиозных норм.
Функция «значения»,является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многихсовременных социологов религии. Религия — то, что делает человеческую жизньосмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значением». Это происходитблагодаря тому, что «религия дает картину мира, в которой несправедливость,страдание, смерть, все то, что делает жизнь трагической и неудачной, сокрушаетнадежды, «ломает судьбу, которая могла бы быть совсем другой», все этооказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней иликонечной реальности», которую предлагает религия в своей картине мира. Еслистрадания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у негопоявляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знаниетого, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности,«потерянным» становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает пониманиесмысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, есличеловек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему простослучайно повезло.
И в этом случае жизньтакже лишена значения. Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самоестрашное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиозного взглядана мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждоеотдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общейкартиной мира в его предельном, конечном значении.
Религиозноемиропонимание, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то,чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в светепонимания конечных целей и устремления. С этой функцией религия можетсправиться в том случае, если она не только ориентирована наиндивидуально-психологическое воздействие, но и способствует поддержаниюколлективной идентичности. Религия помогает понять людям, кто они есть,показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей,населяющих наш мир. Она помогает людям осознать себя как моральную общность,скрепленную общими ценностями и общими целями. Эта объединяющая испособствующая самоопределению человека функция религии особенно сильнодействует в доиндустриальных обществах. Американские социологи религииполагают, например, что сегодня в плюралистическом американском обществе ниодна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.
Сакрализуя нормы иценности общества, религия способствует также его стабильности. Религиявыполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для даннойсоциальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнялморальные обязательства. Поскольку все же эти запреты нарушаются людьми,большинство религий располагают способами восстановления и поддержаниястремления к соблюдению обязательств — очистительные и искупительные обряды,которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.
По словам видногосовременного социолога П. Бергера, религиозные нормы обеспечивают устойчивостьи прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл.Религия представляет собой как бы «священную завесу», освящая нормы и ценностичеловеческой жизни и гарантируя тем самым социальный порядок и устойчивость социальногомира. Делая определенные выводы можно сказать что, религиозные нормы – этоправила поведения верующих людей, которые сложились на базе представлений оБоге и об угодном ему поведении. Эта группа социальных норм зафиксирована всвященных книгах христиан, иудеев, мусульман, буддистов — Библии, Коране,Ведах, в устных преданиях. Нормы религии регулируют отношения верующих в рамкахцеркви или иных религиозных организаций, порядок отправления культовых обрядов.Например, к религиозным нормам относятся: обязанность мусульманина совершатьпять раз в день молитву, обязанность православного христианина соблюдать пост.

2. Право ирелигия в России
Говоря о реализациипринципа светскости (секулярности) государства в России, не следуетограничиваться формальным анализом законов и тем более анализом конституционныхпринципов. Россия в довольно малой степени является правовым государством,поэтому практика правоприменения находиться лишь в отдаленном родстве сзаконом. С другой стороны, не следует игнорировать тот факт, что основныеправовые нормы создают точку отсчета, от которой отмеряется практическоеотклонение.
Россия являетсягосударством с жесткой сепарационной моделью государственно-религиозныхотношений. Конституция подчеркивает не только сугубо светский характергосударства, но также содержит довольно редкую норму о равенстве религиозныхорганизаций перед законом. В целом, можно сказать, что российская конституция — одна из самых светских из числа сравнимых стран.
К началу 90-х и элита, ибольшинство граждан были очень мало религиозны, хотя большинство ужеинтересовалось религией. Отсюда текст ст. 14 Конституции. Основой современногороссийского секуляризма являлась и является именно массовая безрелигиозность.
К 1997 году государствоуже больше стремилось к контролю над общественной жизнью, в том числе и надрелигиозной. Сказалось и обеспокоенность общества по поводу тоталитарных сект,непривычных для большинства религиозных объединений. Но в целом закон «Освободе совести и о религиозных организациях» 1997 года оказался не менеесветским, чем закон 1990 года, хотя и более дискриминационным.
С тех пор власть во всеболее заметной степени обращается к православию и отчасти к другим«традиционным религиям» в поисках поддержки своей легитимности, стремится использоватьего для конструирования своего варианта национальной идентичности. Государство,обеспокоенное исламистским терроризмом, пытается поддерживать и регулироватьбольшие традиционные мусульманские организации. Одновременно ощутимо растет иреальный, не инспирированный властью, интерес общества к вопросам, связанным срелигией. Растет общественная активность самих религиозных организаций, впервую очередь — Русской православной церкви и отчасти — Совета муфтиев России.В результате возникает ощущение, что наша страна уже не столь светская, как еезаконодательство, и это наводит на мысль о модификации законодательства.
Довольно серьезнойэкспериментальной проверкой степени светскости общества и государства, влияниярелигиозных лидеров стала продолжающаяся до сих пор борьба вокруг введения вшколах курса «Основ православной культуры» (ОПК). Но государственный аппарат вцелом, от Правительства до директоров школ, или отверг широкое внедрение этогопредмета, или отнесся к нему прохладно. ОПК действительно продвигается в школы,но довольно медленно. Но ведь чиновничество по своим ценностным установкам нестоль существенно отличается от среднестатистических показателей. Такимобразом, мы имеем довольно объективный критерий для определения степенисекулярности общества в целом и правящего чиновного слоя.
В дискуссии опреподавании ОПК фактически обсуждается незыблемость принципа «отделения школыот Церкви», если воспользоваться формулировкой советского права. Этот принципотсутствует в Конституции 1993 года, но вписан в закон «О свободе совести и орелигиозных организациях», как прямо вытекающий из принципа светскостигосударства: в статье 4 закона сказано, что «государств обеспечивает светскийхарактер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».Статья 5 закона сформулирована так, что продекларированное в ее пункте 1 правокаждого «на получение религиозного образования по своему выбору индивидуальноили совместно с другими» ограничено домашним или конфессиональным образованием.
В возникшей в 2001 годудискуссии о придании правового статуса понятию «традиционная религия»сторонники такой меры еще более безуспешно пытались реинтерпретировать принциправноправия религиозных организаций. Формально этот конституционный принципостался неизменим, но власть в лице целого ряда своих органов и отдельныхдеятелей пошла отчасти навстречу сторонникам фиксации особого статуса«традиционных религий», и снова в форме интерпретации правовых норм.
Практическоесотрудничество государство ведет с ведущими организациями «традиционныхрелигий», преимущественно — с РПЦ (не считая мусульманских и буддистскихрегионов, где равный или более высокий статус имеют мусульманские илибуддистские нормы). Именно этим организациям достается и поддержка со стороныгосударства.
Было бы неправильнообъяснять явное неравенство религиозных объединений только религиознойксенофобией чиновников, хотя она, конечно, существует. Так же неправильно былобы соглашаться с версией самих лидеров «традиционных религий», что поддержка государствапропорциональна численности верующих. Численность верующих не поддаетсяникакому государственному учету и является предметом постоянным дискуссий, авот более проверяемой численности религиозных организаций государственнаяподдержка явно не одинакова.
Основным механизмомизменения интерпретации правовых норм являются попытки изменения основныхсоциальных ценностей и приоритетов, принятых в обществе, то есть тех, накоторые ссылаются государственные и общественные лидеры. Именно этим путем идетРПЦ — и именно за митрополитом Кириллом (Гундяевым) и его заместителемВсеволодом Чаплиным повторяют потом отдельные идеи многие светские авторы идаже государственные деятели.
«Право на идентичность» всегодняшней России постепенно проникает в правосознание. Происходит это вместес повсеместным распространением, от Академии наук до Церкви, «цивилизационногоподхода», обосновывающего, в частности, не только допустимость, но инеобходимость принципиального отличия российской правовой системы от норммеждународного права, поскольку последнее сформировано на базе правовойкультуры Запада.
Защита «права наидентичность» была одним из главных аргументов в полемике о преподавании знанийо религии в школе. И выработанные в Министерстве образования в 2002 году документыфактически использовали эти концепции.
Проникает «право наидентичность» и в правоприменение. Например, летом 2005 года организаторыизвестной выставки «Осторожно, религия!» в Музее Сахарова были признанывиновными в возбуждении ненависти по религиозному и этническому признакам, хотяэкспонаты выставки, если и возбуждали ненависть, то не к людям, как тоготребует современная диспозиция статьи 282 УК, а к православию как культурному ирелигиозному феномену. Уголовный суд наказал двух человек, защищая, в сущности,не права каких-то людей, а религиозные чувства, то есть «идентичность»,неопределенной группы лиц. Суд мог бы счесть, что индивидуальное право насвободу выражения менее значимо, чем защита каких-то других людей отоскорбления, и закрыть выставку; такое решение было бы вполне обычным вроссийской и в европейской правовой традиции. Но речь не шла об оскорблениикаких-то конкретных людей, так как до момента разгрома выставки ее не виделпрактически никто из тех, кто мог бы быть оскорблен. Суд признал уголовнымпреступлением именно покушение на святыни, то есть на религиозную идентичностьтех, для кого эти святыни являются именно святынями. Длительная и активнаяобщественная полемика вокруг этого дела показала, что такие соображения — отнюдь не редкость и в общественном мнении, и в мнении чиновников и дажеюристов.
Современная Россия былаконституирована как жестко светское государства с сепарационной моделью, ночерез десять лет стало заметно, что все более значительная часть обществастремится эту модель смягчить. Такое стремление может обосновыватьсяапелляциями к историческим традициям, а может — ссылкой на происходящее вглобальном масштабе «возвращение религии». Причем постепенно первый аргумент,подвергающийся весьма основательной критике, уступает место второму, которыйкритиковать сложнее: ведь «возвращение религии» и в частную, и в публичнуюжизнь действительно наблюдается, в частности, в России.
2.1 Место правовыхнорм в Российской Федерации
Российская Федерацияимеет форму правового государства. Основной функцией исполнительной властигосударства является реализация правовых норм. Правовые нормы имеют важноезначение в жизни общества. Сами по себе правовые нормы это определенныепредписания и правила поведения людей в обществе. Можно сказать что правовыенормы обеспечивают порядок в жизни государства и общества. Все правовые нормырегулируют отдельные формы отношений: семейные, гражданские, административные ит.д. Все правовые нормы объединены в законы, которые общество должно выполнять.Но в большинстве случаев правовые нормы в Российском государстве невыполняются, происходит множество нарушений правовых норм.
У каждого человека должнобыть свое представление о знании закона. Однако нужно проводить различие междупрофессиональным знанием права и обыденным. Даже юристы не всегда знают весьправовой материал. К тому же на практике гражданин не сталкивается снеобходимостью знания всех без исключения правовых норм. Для того чтобы строитьсвое поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно знатьтребования морали, понимать социальное назначение правовых норм, а также знатьосновные права и обязанности устанавливаемые конституцией и другими законами.Нет, например, никакой необходимости во всеобщем знании квалифицирующих признаков,отличающих кражу от грабежа или разбоя. Важно другое: каждый должен ясноосознавать недопустимость присвоения чужого имущества или посягательства наличность другого человека.
Знание законов выполняетроль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает длячеловека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражаетготовность в соответствии с требованиями права. В иных случаях социальнозначимая роль такого знания по крайней мере не бесспорна. Об этом свидетельствуютпроведенные в нашей стране многочисленные социологические исследования,согласно которым правонарушители нередко знают юридические нормы не хуже, аподчас и лучше остальных граждан. Поэтому обязательный элемент правовойкультуры гражданина — уважительное отношение к действующим правовым нормам,следование их требованиям.
Правовые нормы обычнооцениваются положительно большинством населения. Положительное отношение кправу основано на признании его социальной ценности. Граждане солидарны стребованиями закона, который служит интересам всех и каждого. Уверенность лицав необходимости, обоснованности и справедливости законов, уважение к нимстановятся составной частью его личных убеждений. У него вырабатываетсяготовность все новые законы воспринимать как необходимые, обоснованные исправедливые. Постепенно формируется привычка не задумываться каждый раз надтем, почему следует исполнять закон. Человек воспринимает требования правовыхнорм как должное. Привычка соблюдать правовые нормы становится для него внутреннейпотребностью. Но не всякий, кто считает ту или иную норму неправильной,становится нарушителем права. Причины, которые побуждают человека соблюдатьтребования законов и в этом случае, весьма различны. Например, законопослушноеповедение может быть связано со страхом наказания..
Каждый человек, каждаяличность должна иметь достаточно высокий уровень правосознания, знатьдействующие законы страны (незнание законов не освобождает человека отответственности за их нарушение), соблюдать, исполнять или использовать этизаконы. Одно только знание юридических предписаний не может дать желаемогоэффекта, иметь убеждения в необходимости, полезности, целесообразности законови иных правовых актов, внутреннее согласие с ними, правильно понимать своиправа и обязанности, свободы и ответственности, своего положения в обществе,норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами, проявлять правовуюактивность. Должны целенаправленно инициативно осуществлять деятельность попресечению правонарушений, противодействовать беззаконию, поддерживатьправопорядок и законопослушание в обществе.
В итоге можно сказать чтоРоссия очень большое и сложное государство, в котором возникает очень многопроблем. И с каждым разом их становиться все больше. Поэтому государствопостоянно нуждается в создании новых правовых норм регулирующих те или иныеобщественные отношения. Все правовые нормы распространяются на неопределенныйкруг лиц и они должны быть обязательными для всех. Главная роль правовых норм вжизни общества заключается в правотворчестве власти которая создаетправопорядок, диктует правила которыми должно пользоваться общество. Но нельзясказать что без правовых норм небыло бы самого государства и порядка. Многиеобщества создают свой правопорядок путем подчинения религиозным нормам.
2.2 Место религиозныхнорм в Российской Федерации
Российская федерацияявляется многонациональным государством. Соответственно в ней существуютмножество различных религий и религиозных объединений. Сами по себе религиозныенормы регулируют духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповеданнымпредписанием той или иной конфессии. В России действуют множество религиозныхнорм. И они играют не последнюю роль в жизни всего общества.
Религиозные нормыпоявились очень давно, с тех пор, как человек стал осознавать себя человеком изадумываться о том, что его окружает. Окружали же человека неведомые силы, силыприроды, тягаться с которыми человеку было явно не под силу. Но их знания ещебыли слишком несовершенны, чтобы рационально объяснить причину такого роданеудач. Вместо этого они давали им объяснение иррациональное, искаженное,фантастическое. Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными иприписывал им неземную, божественную сущность. Ее следует усматривать в том,что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призмубожественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение.
В дальнейшем на сменурелигиозным нормам пришли нормы правовые. Но несмотря на это религия не утратиласвою значимость. В современном государстве религия и право дополняют другдруга. Религиозные нормы играют духовную роль в современном обществе.Придерживаясь этих норм человек осознает для чего и как он живет. Какое местоон занимает в обществе и какие функции он должен выполнять. Выполняя всерелигиозные нормы человек так же будет стремиться выполнять и нормы правовые.Например человек не будет совершать преступление не потому что онпридерживается государственных законов, а потому что боится наказания в жизнивечной. Религиозные нормы имеют нравственный характер.
2.3 Взаимоотношение правовыхи религиозных норм в РФ
Религиозныминормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями иобязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новыйзавет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решенияхсобраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий,конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормамиопределяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин,церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядокцерковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носилиюридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В рядесовременных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна — основа религиозных,правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина,определяющих “правильный путь к цели”.
В нашейстране до Октябрьского вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторыхиных норм, признаваемых и установленных православной церковью, был составнойчастью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормыутратили юридический характер. В первые годы советской власти допускалосьприменение норм мусульманского права в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями,соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создаетправовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждомусвободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально илисовместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободновыбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать всоответствии с ними. Религиозным объединениям может предоставляться статус юридическоголица.
Они вправеиметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество,необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставахсоответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность идееспособность, имеют юридический характер. Верующие имеют возможностьбеспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак,рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие. Однакоюридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученныев органах записи актов гражданского состояния или других государственныхорганах, правомочных выдавать такие документы. Некоторые религиозные праздникиофициально признаны государством с учетом исторических традиций. Однакосложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий,отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официальнообозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.Общее между правовыми и религиозными нормами: Религиозные нормы — становлениехорошего правильного поведения человека. Религиозные нормы как и правовыезафиксированы в документах — религиозных книгах. Эти нормы могут выступать вкачестве источников права.
Напримермусульманская правовая система, каноническое право в Германии. Религиозные иправовые нормы универсальны, они распространяются на все общественныеотношения. Правовые и религиозные нормы направлены на урегулирование отношениймежду людьми. Религиозные нормы, как и право — это система норм или правилповедения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная,упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения. Как и любаяиная система, она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующихдруг с другом элементов.
Системадолжна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ееотдельными структурными элементами — нормами — связи, как и сами нормы должныбыть направлены на выполнение определенных функций, на достижение единых целей.В основе любой системы норм или правил поведения лежат объективные исубъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипныеэкономические, политические, социальные и другие условия, способствующиесозданию и функционированию системы норм. Религиозные нормы устанавливаютсяобществом. Право — это система норм, установленных или санкционированныхгосударством. Создавая нормы права, государство действует через свои,уполномоченные органы, или путём передачи отдельных своих полномочий на изданиенекоторых нормативно — правовых актов негосударственными органами илиорганизациями. Проследить, как создаются религиозные нормы очень сложно. Какправило, их выразителем является человек, который или основывает эту религию,например Иисус, Мухаммед, или является знаковой фигурой в той или иной религии.Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, воплощаетв себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опытсуществования и функционирования государства и права говорит о том, что в правевыражается воля властвующих.
Правопредставляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательныйхарактер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членамиобщества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормойправа. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта,содержащего нормы права, прекращается. Религиозные нормы также общеобязательныдля верующих. Но бывают исключения, о которых говорится особо, к примеру,больной может не поститься. Право охраняется и обеспечивается государством, а вслучае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяетсягосударственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью, и лишьтолько в ряде теократических государств может применяться государственноепринуждение.

3. Отношениек другим нравственным религиозным нормам
Православная Церковьучит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу. Примертого, как надо с любовью относиться к человеку иной веры, нам дают многиесвятые отцы. Например, святитель Фотий Константинопольский имел дружескиеотношения с халифом аль-Мутамидом, а святитель Павлин Ноланский поддерживалтакие же отношения с язычником Авсонием. Такими примерами святых отцовПравославная Церковь руководствуется в отношении к последователям другихрелигий. Но при этом следует понимать, что уважение, милосердие и личноерасположение, которое православный христианин оказывает человеку иной веры, неозначает согласия с теми убеждениями, которые этот человек разделяет.
Иногда высказываетсямнение о том, что у последователей различных религий совпадают нравственныепринципы. В ряде случаев это действительно так, что неудивительно, посколькунравственное чувство, заложенное Богом в природу человека, выражается в сходныхморальных нормах. Можно вспомнить, например, общее почти для всех религийосуждение разврата и распутства, стремление к супружеской верности, запретнесправедливого отнятия человеческой жизни, отвержение лжи и так далее. Вместес тем, признавая совпадение многих внешних нравственных принципов, нельзяпризнать идею полного тождества христианской нравственности с нравственностьюиных религий. К тому же внутреннее обоснование нравственных норм в иныхрелигиях нередко дается принципиально иное, чем в христианстве. Согласноправославному пониманию, высший нравственный идеал, дающий человеку вечноеспасение, достижим лишь во Христе, благодаря Его благодати, а не только личнымзаслугам человека. Более того, высшая, евангельская нравственность несуществует автономно, но вырастает из христианской веры, из опыта жизни воХристе и реального богообщения. При этом православные христиане верят, чтокаждый человек, имея в себе образ Божий, наделен нравственным чувством,способным отличать добро от зла. Все нравственные учения, известныечеловечеству, основаны на интерпретациях нравственного чувства. Однако впроцессе отхода людей от богоданной нравственности возникли этическиепредставления, расходящиеся с теми, которые христиане почитают как истинные.Например, некоторые религии допускают двойные стандарты нравственности для«своих» и «чужих», некоторые допускают несправедливоеотнятие человеческой жизни, насильственное принуждение к вере и так далее. Новсе же в наше время взгляд и отношение общества к другим религиозным нормам неявляется хорошим. Происходит притеснение и ущемление прав других религиозныхорганизаций. В больше степени это происходит из за разных взглядов на пониманиесущности Бога. И каждый думает что прав именно он.

Заключение
В заключении можносказать, что правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества игосударства. Они имеют определенные сходства между собой и определенныеразличия. Религия обозначает положение человека во вселенной, котороеопределяет смысл его существования, а право рассматривает только отношениялюдей между собой.  Можно привести много примеров, показывающих насколькоменьше влияет правосознание на человека, чем религия. Человек, обладающийдолжным уровнем правосознания, вполне может приступить какие-либо законы всвоих интересах, будучи уверенным в том, что избежит наказания. Религиозныйчеловек по-другому смотрит на это: нарушая законы, заповеди, моральные принципыон вредит своей душе, лишает себя благодати. То есть: Религия даёт строгодифференцируемую систему ценностей, меняет мироощущение человека. Право невлияет на внутреннюю жизнь человека, а лишь регулирует его внешние сношения.Так же и религиозные и правовые нормы являются правилами поведения людей иимеют обязательное значение для них.
И так же можно отметить,что правовые нормы являются обязательными нормами в государстве. Религиозныеобязательными не являются, но обеспечивают нравственность общества.Нравственность же влияет на поведение человека в обществе, что приводит к болеелучшему исполнению правовых норм людьми.

Список использованнойлитературы
 
1.     КонституцияРФ.1993г.
2.     Ф.З. «О свободесовести и религиозных объединениях», принят. Гос. Думой 19 сентября 1997.
3.     «Восприятиерелигиозных норм обыденным сознанием». Статья Л.Г. Луняковой. Адрес страницыwww. Pravo.ru/ffec/html/.
4.     “Право ирелигия». Статья. www. lekcii. ru/pravo/teorapig/9html/.
5.     “Право исоциальные нормы». Статья. www.ido.rudn.ru/ffec/juris/html/.
6.     Богарова С.Н.“Роль общественных объединений в защите прав человека». Вестник Московскогоуниверситета, Москва, 1997г.
7.     Дмитриев Ю.А.«Теория государства и права: конспект лекций», 2007, Москва, изд. Эксмо.
8.     Марченко М.Н.«Проблемы теории государства и права», изд. Проспект, Москва, 2009.
9.     Попова А.В.«Проблемы теории государства и права», изд. Питер Пресс, Санкт-Петербург, 2009.
10.    Якушев А.В. «Религиоведение», Москва,изд. Приор, 2007.
11.    Яблокова Н.П. «Теория государства иправа: лекции», изд. Норма, Москва, 2009.