1. Территория в международном праве
Под территорией в доктрине и практике международного правапонимаются различные пространства земного шара, включающие его сухопутную иводную поверхности, недра, воздушное пространство, а также космическоепространство и небесные тела.
Проблема территории всегда была одной из самых острых и сложных вмеждународном праве, ибо территория — это не просто пространство, а необходимыйатрибут государства, материальная основа жизнедеятельности населяющего егонарода и человечества в целом. В течение всей истории человеческой цивилизациивозникали конфликты и вспыхивали войны за обладание той или иной территорией.Это вызвало необходимость создания международно-правовых норм, которые бырегулировали отношения между субъектами международного права в отношениитерриторий. По мере развития науки и техники становились все более доступными ипригодными для исследований и эксплуатации отдаленные территории, ненаходящиеся под суверенитетом какого-либо государства и являющиеся общимдостоянием человечества, например открытое море, воздушное пространство,Антарктика, космос. В связи с этим появились нормы, определяющие правовой режимэтих пространств и возможности субъектов международного права по их научномуизучению и экономическому использованию. Этот процесс продолжает развиваться ив настоящее время.
Одной из непростых международно-правовых проблем, привлекающихвнимание ученых-юристов и практиков, является проблема юридическойклассификации территорий. Это вполне закономерно, поскольку вопросытерриториального верховенства, суверенных прав на те или иные пространства, сферыдеятельности на них или их ресурсы напрямую связаны с политическими иэкономическими отношениями и в конечном счете с материальными условиями жизнигосударств и наций.
Большинство юристов-международников (Ю.Г. Барсегов, Я. Броунли,М.И. Лазарев, СВ. Молодцов, М.В. Яновский и др.) используют понятия «режим» или«статус» в качестве критерия для юридической классификации территорий.Известный британский юрист-международник Я. Броунли пишет: «Международное правознает четыре вида режима территорий: территориальный суверенитет; территория,на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группыгосударств и которая имеет свой собственный статус (например, подмандатные иподопечные территории); res nullius (ничейная территория) и res communis(территория, принадлежащая всем)» (курсив наш. — Л.Т.). Профессор Дж. Коломбосприменяет понятия «режим», «статус» и «юридическая природа» при описанииюридической характеристики территорий.
Термины «режим» («правовой режим») и «статус» («правовой статус»)используются в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в п. 4 ст. 49говорится: «Режим архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемый внастоящей Части, в других отношениях не затрагивает статус архипелажныхвод…».
Как видно, в международно-правовой доктрине и практике нетединообразия в использовании понятий в качестве критерия юридическойклассификации территорий. Оба понятия — «режим» и «статус» применяются длябазисной характеристики правового положения той или иной территории, котораякачественно отличает эту территорию от других пространств. Некоторые авторыпытаются дифференцировать понятие «режим» от понятия «статус», напримерпрофессор СВ. Молодцов. Имеется определенное отличие между этими понятиями и вКонвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ней термин «режим» («правовой режим»)означает совокупность норм, регулирующих определенное явление в рамкахфундаментальных положений, которые формируют правовой базис каждойпространственной категории. Последнее в Конвенции 1982 г. обозначается понятием«статус» («правовой статус»). В этой связи предложение авторитетногоюриста-международника из Грузии Р.В. Деканозова о применении понятия«юридическая природа» в качестве критерия для правовой классификациипространств представляется весьма конструктивным. При этом данное понятие будетобозначать то же, что и понятие «статус» («правовой статус») в Конвенции ООН поморскому праву 1982 г., т.е. базисную правовую характеристику любой территории.В целях же избежания терминологической путаницы понятия «режим» («правовойрежим») и «статус» («правовой статус») следует использовать как равнозначные.Р.В. Деканозов отмечает, что для того чтобы лучше представить себе взаимосвязьмежду понятиями «юридическая природа» и «правовой режим», необходимо принять вовнимание, что территории, обладающие одинаковой юридической природой иобразующие единую пространственную категорию, могут отличаться специфическимичертами своего правового режима. Например, в категории международныхпространств общего пользования могут существовать такие правовые режимы, какоткрытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции («Район»),небесные тела и т.д. И наоборот, правовой режим территорий, имеющих разнуююридическую природу, может иметь много общего, например, правовой режиммеждународных каналов и открытого моря. Иными словами, правовая ясность вотношении той или иной территории может быть достигнута только приодновременном анализе ее юридической природы и правового режима.
На основе критерия юридической природы пространства можно датьследующую международно-правовую классификацию территорий:
1. Государственная территория.
2. Международная территория общего пользования (МТОП).
3. Континентальный шельф.
Юридическую природу государственной территории составляетсуверенитет. Что касается МТОП, то по своей юридической природе это такиепространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства,они находятся в общем пользовании человечества (открытое море и воздушноепространство над ним, космос и небесные тела и т.д.). Континентальный шельф — это своеобразная с правовой точки зрения территория, на которую нераспространяется суверенитет прибрежных государств, но эти государства согласност. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. осуществляют над ней суверенныеправа в целях ее разведки и разработки природных ресурсов. То есть это и негосударственная территория, и не МТОП, поэтому континентальный шельф выделен всамостоятельную пространственную категорию. В отличие от другого внешне схожегоинститута морского права — исключительной экономической зоны (ИЭЗ), прибрежныегосударства осуществляют суверенные права именно над континентальным шельфом,т.е. территориальным образованием; в то время как в отношении ИЭЗ этигосударства имеют суверенные права в функциональной сфере (в разведке,разработке и сохранении природных ресурсов ИЭЗ, создании и использованияискусственных островов и сооружений, проведении морских научных исследований ит.п.), а не над определенной территорией. Это существенное отличие юридическойприроды ИЭЗ не позволяет выделить ее в особую пространственную категорию. Такимобразом, исключительная экономическая зона относится к МТОП, обладаяспецифическим правовым режимом.
Следует отметить, что ранее данная классификация территорий моглабыть дополнена такими категориями, как ничейная земля (terra nullius) иподмандатные или подопечные территории. Однако ныне ничейных земель фактическине существует, как и не осталось подмандатных и подопечных территорий. Этиобстоятельства оправдывают предложенную классификацию.
В рамках первых двух категорий могут существовать различныеправовые режимы. Государственная территория знает режимы кондоминиума,сервитутов, аренды, общего пользования, например, архипелаг Свальбард(Шпицберген) является норвежской государственной территорией общегопользования; МТОП включает в себя режимы открытого моря, «Района», небесных тели т.д. Еще раз следует подчеркнуть, что ясность в отношении правового положенияопределенной территории может быть достигнута только путем одновременногоисследования ее юридической природы и правового режима.
2. Водное пространство как государственнаятерритория
Территория государства – часть земного шара, находящаяся подсуверенитетом определенного государства. Одной из составных частей являетсяводное пространство. Территория государства – материальная база государства,без которой оно как суверенный субъект международного права существовать неможет. Территория одного государства отделяется от другого границами.
Водное пространство как часть государственной территории — этовнутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которыхпринадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничныхрек и озер, внутренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт,заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полосашириной до 12 морских миль.
Иногда применяется термин «условная территория», ккоторой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты.
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своейтерритории. Оно может на основе специальных международных договоровпредоставить определенные права по использованию отдельных частей своейтерритории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.
Осуществление территориального верховенства государством неозначает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действиягосударства, позволяющего другому государству со своей территории совершатьакты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии,совершенный государством, предоставившим свою территорию.
Государственная территория должна использоваться в соответствии снормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинятьущерб другим государствам.
Изменение государственной территории также может быть произведенона основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии снормами и принципами международного права.
Правовым основанием такого изменения становится межгосударственныйдоговор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.
Пространство, на которое распространяется власть государства вограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным. Оно можетбыть отнесено к территориям, на которые распространяется национальнаяюрисдикция.
Понятие «территория, на которую распространяется национальнаяюрисдикция» является более широким, чем «государственнаятерритория». Оно включает как государственную территорию, так и территорию,не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическуюзону).
Используемый в международных договорах термин«территория» применительно к определенному государству-участнику невсегда означает государственную территорию (или ее часть). Он можетупотребляться и в более широком значении: как территория, на которуюраспространяется национальная юрисдикция.
3. В чем проявляется деликтоспособностьсубъектов международного права согласно статье 31 Конвекции ОрганизацииОбъединенных Наций по морскому праву 1982 года, к которой в июне 1999 годаприсоединилась Украина?
В соответствии с традиционным международным правом никакоегосударство, кроме государства флага, не могло, как общее правило, осуществлятьюрисдикцию в отношении судна в открытом море. Более того, нарушение в открытомморе каких-либо международных норм и стандартов, если судно после этого зайдетв иностранный порт, не давало государству порта никаких прав на осуществлениеюрисдикции в связи с таким нарушением, если судном не был причинен ущерб натерритории государства.
Такое положение рассматривалось некоторыми странами какнеудовлетворительное по той, главным образом, причине, что государства флагадалеко не всегда имеют практические возможности и желание осуществлятьдостаточно эффективный контроль за своими судами, которые в ряде случаевподолгу могут не заходить в свои порты. В этой связи была выдвинута идея онаделении государства, в порт которого зашло иностранное судно, правом провестирасследование предполагаемого нарушения, совершенного где-либо за пределами еготерриториальной юрисдикции.
На конференции ООН, принявшей Конвенцию ООН по морскому праву в1982 году, отмечалось, что введение универсальной юрисдикции государства портаможет привести к появлению «удобных» портов по образцу «удобных» флагов. Ксожалению, следует констатировать, что по многим параметрам украинские портыкак раз и подходят под определение «удобные порты», в которые без проблем могутзаходить субстандартные суда.
Контроль государства порта базируется на соблюдении международныхдоговоров, текст которых, в свою очередь, не является устоявшимся. Всуществующие договоры постоянно вносятся поправки. В 1999 году такие поправкивносились в Конвенции СОЛАС, МАРПОЛ, ПДМНВ.
Но не следует забывать, что все международные правила действуюттолько до границы 12 миль от берега Украины. Ближе к берегу действуютнациональные правила, которые Украина вправе устанавливать самостоятельно.Сейчас такие правила не установлены, и вместо национальных в территориальныхводах Украины действуют международные. К чему это приводит?
Вот относительно свежий пример — посадка на мель контейнеровоза уострова Змеиный. Судно шло под флагом Камбоджи. Свидетельство о минимальномсоставе экипажа содержало требование о двух судоводителях (капитане и 3-мпомощнике). По международным правилам судно, имея такое свидетельство, можетплавать. Но, как показала практика, оно не обеспечивает безопасностисудовождения. Камбоджа не является участницей Конвенции ПДМНВ-78/95, так чтоинспектор не может требовать от судна другого свидетельства или считать, чтооно не соответствует действительности. Как быть в этом случае? В этом случаенациональные правила плавания в водах Украины должны четко и однозначноопределять, что судам, заходящим в территориальные воды Украины, необходимоиметь свидетельство на соответствие требованиям не ниже требований,содержащихся в Конвенции ПДМНВ.
Особое значение в этом плане имела ратификация Украиной 3 июня1999 года Международной конвенции ООН по морскому праву 1982 года. По этойконвенции юрисдикция прибрежного государства в отношении судна ограничиваетсяприменением принципа «мирного прохода». В ст. 21 конвенции 1982 года данподробный перечень вопросов, по которым прибрежные государства могут приниматьзаконы и правила, относящиеся к мирному проходу иностранных судов черезтерриториальное море.
В то же время конвенция предусматривает общее ограничениеотносительно содержания законов и правил, применяемых к иностранным судам. Онине должны «предъявлять к иностранным судам требования, которые на практикесводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права». Крометого, законы и правила прибрежного государства «не относятся к проектированию,конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, еслитолько они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты».
В отношении судна, совершившего во время прохода черезтерриториальное море действия, нарушающие «мир, добрый порядок и безопасность»,прибрежное государство вправе принять любые меры (остановку, задержание и т.д.), включая его последующее выдворение за пределы территориального моря изапрещение продолжить проход.
В конвенции 1982 года подробно определены права прибрежногогосударства в отношении иностранных судов в случае совершения ими нарушений вовремя нахождения в водах под его юрисдикцией. При этом следует заметить, чтодалеко не всегда прибрежное государство может принимать непосредственные меры вотношении иностранного судна, допустившего нарушение местных законов и правил.Для того, чтобы посчитать, что судно допустило в территориальном море сбросзагрязнений или совершило иные нарушения, необходимы только «явные основания».
Список использованной литературы
1. Конституция Украины:Принята на пятой сессии Вер-1 Явного Совета Украины 28 июня 1996года //Урядовий] Кур’ер._ 1996.— 13 лип.
2. Гражданский кодексУкраины // Ведомости Верховно-1 гоСовета Украины.— 1963.— № 30.— Ст.463.
3. Закон Украины «Овнешнеэкономической деятельности» // Ведомости Верховного Совета Украины.—1991.— №29.— Ст. 372.
4. Азимов Ч. Понятие исодержание частного права // Закон и бизнес.—1996.— 4 дек.
5. Альтшулер А.Б.Международное валютное право.— М.: Междунар. отношения, 1984.— 256 с.
6. Богуславский М.М.Международное частное право.— М.: Международные отношения, 1989.— 368с.
7. Богуславский М.М.Международное частное право: Учеб-8ик.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ,1998.— 408 с.
9. Вольф М.Международное частное право.— М.: Изд-ЕО иностр. лит., 1948.— 702 с.
10. Галенская Л.Н.Международное частное право.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.— 233 с.
11. Иванов Г.Г.,Маковский А.Л. Международное частное морское право.— Л.: Судостроение, 1984.—280 с.
12. Международноеправо: Учебник. 4-е изд., Под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В.