–PAGE_BREAK– — принятое к учету имущество, оказавшееся в из- лишке по результатам инвентаризации;
— поступления в возмещение причиненных организации убытков;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
— суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются во внереализационные доходы организации в размере, ранее отраженном в учете задолженности;
— положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
— суммовые разницы, возникающие в связи с погашением дебиторской, кредиторской задолженности, в том числе задолженности по полученным кредитам, полученным (выданным) займам;
— разницы между числящейся стоимостью акций (доли), выкупленных у акционеров, и их номинальной или продажной стоимостью при аннулировании или продаже указанных акций;
— сумма дооценки активов;
— доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (национализация, конфискация и т.п.);
— прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров, продукции, работ, услуг, иного имущества, признаваемые внереализационными [8].
Возмещение из бюджета. Торговым организациям, осуществляющим свою деятельность в районах, подвергшихся заражению радионуклидами в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, производится частичная компенсация из бюджета транспортных расходов по доставке чистых продуктов питания в эти районы. Бюджет в Республике Беларусь возмещает также часть расходов по содержанию лабораторий, проверяющих продукты питания на содержание радионуклидов в них (по соответствующим расчетам).
В заключение вопроса следует повторить, что доходы организации розничной торговли включают в себя доходы по видам деятельности и прочие поступления, к которым относятся операционные доходы и внереализационные доходы.
1.3 Анализ и прогнозирование валового дохода организации розничной торговли
Анализ валового дохода организации розничной торговли проводят по их сумме и уровню. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на его размер. Анализ проводится по предприятию и его структурным подразделениям. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.
Общая сумма валового дохода организации розничной торговли находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100.
Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной — от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом [11, с. 237].
Рост или снижение товарооборота ведет к соответствующему изменению валового дохода. С увеличением или уменьшением среднего уровня реализованных торговых надбавок и наценок пропорционально изменяется и их сумма. Влияние указанных факторов на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Так, отклонение от плана или прошлого года по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода и полученный результат делят на 100, таким образом, определяют влияние изменения товарооборота на валовой доход [5, с. 116]:
(6),
где ВДт — изменение валового дохода за счет товарооборота;
Тотч, Тбаз — товарооборот соответственно отчетного и базисного года;
Увд баз — уровень валовых доходов базисного года.
Чтобы определить влияние изменения среднего уровня валового дохода на сумму реализованных торговых надбавок и наценок, следует отклонение от плана или от данных прошлого года по среднему уровню валового дохода умножить на фактический товарооборот отчетного года и разделить на 100:
(7).
Большое влияние на валовой доход оказывает изменение продажных цен товары. При повышении продажных цен соответственно растет сумма реализованных надбавок и наценок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения цен умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок и наценок и разделить на 100.
На величину валового дохода влияют изменение объема товарооборота, ценовой фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия. Расчет этих факторов производится по той же методике. На величину чистого валового дохода кроме перечисленных выше факторов оказывают влияние налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода.
Средний уровень валового дохода зависит от изменения состава товарооборота (доли в товарообороте продукции собственного производства и покупных товаров) и уровней валового дохода от реализации собственной продукции и покупных товаров. Влияние указанных факторов на уровень валового дохода можно измерить способом процентных чисел с применением приема цепных подстановок.
Анализ общего объема валового дохода и валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, проводится по месяцам и кварталам.
Организации розничной торговли должны проводить анализ, сравнивая его с достижениями конкурентов. Важнейшими факторами роста валового дохода являются увеличение объема товарооборота в сопоставимых ценах, рациональная ценовая политика предприятия, эффективная работа с поставщиками сырья и товаров.
Цель научно обоснованного прогноза валового дохода — определение возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых приоритетов, выбранных организацией розничной торговли для своей деятельности. Планирование валового дохода является важной стадией экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно, и расчетов финансового плана.
Исходными предпосылками для разработки прогноза валового дохода служат:
— экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий (налоговая и ценовая политика);
— целевая стратегия предприятия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и др.);
— экономический потенциал предприятия (трудовые ресурсы, материально-техническая база, обеспеченность сырьем и товарами и др.);
— потребность в прибыли для развития организации розничной торговли;
Для прогнозирования валового дохода используют следующие методы:
— метод прямого расчета;
— расчетно-аналитический;
— экономико-статистические;
— экономико-математические;
— на основе прогнозируемой величины прибыли.
Метод прямого расчета. На первом этапе отдельно прогнозируется уровень торговых надбавок (или определяется на уровне регулируемых государством надбавок), затем рассчитывается наценка товары с нормы рентабельности или наценка с учетом предельных величин, устанавливаемых законодательно. На втором этапе рассчитывается сумма надбавок и наценок. Общая сумма валового дохода определяется суммированием надбавок, наценок по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота.
Наиболее простым в применении является расчетно-аналитический метод прогнозирования. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период и изучения динамики уровня валового дохода за предшествующие периоды (годы) определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Ожидаемый уровень за текущий год определяется умножением среднего соотношения за предшествующие периоды (годы) годового уровня валового дохода к его уровню за рассматриваемый период на уровень валового дохода текущего периода.
Среди экономико-статистических методов наиболее широко для прогнозирования применяется метод скользящей средней. Суть этого метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня валового дохода (К) и распространении выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
Среднегодовой прирост уровня валового дохода находится по формуле:
(13),
Прогнозируемый уровень валового дохода определяется по формуле
Кпр = Кn + 2 * (8).
Расчет валового дохода при помощи экономико-математических методов предполагает выбор математической модели и ее решение с использованием ПЭВМ. Выбору модели предшествует построение графика, отражающего динамику валового дохода.
При планировании валового дохода можно использовать, например, метод экстремумов. При этом решается уравнение вида у = at + b.
Уравнение решается при помощи следующей системы:
Y1 = a + b,
(9).
Yn = an + b.
Прогнозирование валового дохода с учетом целевой нормы прибыли осуществляется следующим образом. Прогнозируемый валовой доход (без целевых сборов и платежей) определяется по формуле:
ВД1пр = Ипр + Ппр (10),
где Ипр — прогнозируемые издержки обращения;
Ппр — прогнозируемая общая прибыль.
Затем определим валовой доход по покупным товарам:
ВД2 = ВД1 * УВП.т.т. / 100 (11),
где УВптт — удельный вес покупных товаров в товарообороте,%.
Планируемый валовой доход по покупным товарам с учетом целевых отчислений и платежей определяется следующим образом:
ВД2 = ВД2 / (100 – 30) 100 (12).
Планируемая величина валового дохода с учетом всех отчислений будет равна:
ВДпл = ВД2 + (ВД3 — ВД2) (13).
Прогнозируемые расчеты валового дохода, произведенные с использованием различных методов, считаются надежными тогда, когда они, с одной стороны, удовлетворяют требованию обеспечения безубыточности работы предприятия, с другой — получению необходимой чистой прибыли для развития организации розничной торговли.
Чтобы удостовериться в оптимальности прогнозируемой величины валового дохода, целесообразно рассчитать ряд показателей: критическую величину валовых доходов (порог рентабельности), запас финансовой прочности. Критическая величина валового дохода показывает, при каком объеме валового дохода прибыль предприятия будет равна нулю. Критическая величина валового дохода определяется по формуле:
ВДкрит = Ипост:[1 — (Ипер / ВД)] (14),
где Ипост, Ипер — соответственно постоянные и переменные издержки; ВД — прогнозируемая или фактическая величина валового дохода.
Запас финансовой прочности по организации розничной торговли можно определить следующим образом:
(15).
Имея динамический ряд по валовому доходу, следует выявить основные тенденции валового дохода за достаточно длительный период и определить, как может развиваться в дальнейшем валовой доход, т.е. рассчитать прогноз валового дохода при сложившихся темпах роста. Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании валового дохода. Прежде чем произвести расчеты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития валового дохода математически через уравнение (прямой) – если валовой доход растет равномерно или кривой типа параболы второго порядка, если валовой доход растет с некоторым ускорением.
Уравнение кривой выражается формулой [21, с. 293-295]:
, (16),
где а0, а1 – параметры уравнения; t — порядковые номера периодов, моментов времени, года; – выровненный объем валового дохода за период (t).
Для нахождения параметров уравнения прямой (а0, а1) решается система уравнений:
(17).
где n – число лет; у – фактический объем валовой доход.
Систему уравнений можно упростить, если начинать отсчет с середины ряда. Среднему моменту (году) присваивается нулевой номер, а остальные от 1 и до n, причем нумерация к базисному году обозначается со знаком минус, а после – со знаком плюс. Если St = 0, то система примет вид:
(18).
Отсюда:
(19).
Выбор уравнения для выравнивания валового дохода определяется условием S(у-)2 = min. При этом может исчисляться также среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.
Экстраполяцию можно произвести по параболе 2 порядка:
(20),
где а0, — постоянный рост валового дохода, а1 – ускорение роста валового дохода.
Параметры а0, а1, а2 определяются путем решения системы уравнений:
SHAPE \* MERGEFORMAT
(21).
Упрощая уравнение параболы для расчета его параметров, получим:
SHAPE \* MERGEFORMAT
(22).
Составление прогнозов средствами Excel. Из наиболее доступных программных средств, с помощью которых возможно производить прогнозирование, является Microsoft Excel. С помощью Microsoft Excel можно производить линейное прогнозирование, экспоненциальное и регрессионный анализ развития процесса во времени.
Сложность экономических процессов и свойство открытости экономических систем обуславливают в большинстве случаев нелинейный характер развития экономических показателей. Однако построение линейных моделей является гораздо менее трудоемкой и с технической и с математической точек зрения процедурой. [17, с. 61].
В заключение вопроса следует сказать, что анализ валового дохода организации розничной торговли проводят по их сумме и уровню. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику валового дохода, измеряют влияние факторов на его размер. Анализ проводится по предприятию и его структурным подразделениям. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.
2. Анализ доходов организации розничной торговли на примере магазина «восточный» ООО «Торгсервис»
2.1 Экономико-организационная характеристика магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
ООО «Торгсервис» является обществом с ограниченной ответственностью, которая согласно гражданскому Кодексу Республики Беларусь является разновидностью хозяйственного общества.
Участники общества, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются гражданским Кодексом и законодательством об обществах с ограниченной ответственностью.
Возглавляет общество директор. Общество образовано в 2002 г. и является вновь образованным обществом, является юридическим лицом. Общество строит деятельность на основании Устава и законодательства Республики Беларусь.
Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Уставный фонд ООО «Торгсервис» составляет 350495 тыс. руб. РБ.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов собственника и членов трудового коллектива Общества.
продолжение
–PAGE_BREAK–Общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1. Осуществление оптовой и розничной торговли;
2. Сдача в наем собственного и арендованного нежилого имущества;
3. Оказание транспортных услуг;
4. Осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Предмет деятельности Общества может быть расширен или изменен по в соответствии с действующим законодательством.
Имущество организации составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
Общество может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде
Общество имеет расчетные счета в учреждениях банков, простую круглую печать со своим наименованием и другие печати, штампы, товарный знак и иные реквизиты со своим наименованием.
Общество имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом на праве собственности в соответствии с его назначением и целями Общества.
Имущество Общества учитывается на его балансе. Имущество Общества является собственностью Общества. Участники не пользуются какими-либо обособленными правами на объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе на объекты, переданные ими в качестве вкладов в уставный фонд.
Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое согласно законодательству Республики Беларусь может быть обращено взыскание.
Основные показатели деятельности магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» представлены в табл. 1
Таблица 1. Основные показатели деятельности магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Показатели
Ед. изм.
2006 г.
2007 г.
Темп роста, %
Общая площадь, м.кв.
м.кв.
1 175
1 175
100,0
Торговая площадь, м.кв.
м.кв.
410
410
100,0
Товарооборот в действующих ценах
тыс. руб.
5 405 041
6 249 398
115,6
Товарооборот в сопоставимых ценах
тыс. руб.
5 405 041
5 840 941
108,1
Фонд заработной платы
тыс. руб.
374 622
412 274
100,0
Среднесписочная численность
чел.
58
59
101,7
Средняя зарплата
руб.
538 250
582 308
108,2
Валовой доход (брутто)
тыс. руб.
692 479
786 838
113,6
Налоги с валового дохода
тыс. руб.
20 776
23 616
113,7
Валовой доход (нетто)
тыс. руб.
671 703
763 223
113,6
Издержки обращения
тыс. руб.
555 401
641 175
115,4
Прибыль от реализации
тыс. руб.
116 303
122 048
104,9
Сальдо внереализационных доходов
тыс. руб.
7 745
10 926
141,1
Итого прибыль
тыс. руб.
124 047
132 974
107,2
Рентабельность
%
2,3
2,1
92,7
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади
тыс. руб.
13183
14246
108,1
Выработка на 1 работника (тыс. руб)
тыс. руб.
93190
98999
106,2
Проведенный анализ основных показателей хозяйственной деятельности показал, что товарооборот магазина «Восточный» в 2007 г. составил в действующих ценах 6249398 тыс. руб., что на 844357 тыс. руб. больше, чем в 2006 г., что составляет 115,6%. В сопоставимых ценах товарооборот за 2007 г. составил 108,1% от объема товарооборота за аналогичный период прошлого года.
Следует также отметить рост среднесписочной численности. За 2007 г. этот показатель вырос на 1 чел. и составил 59 чел. Средняя заработная плата за анализируемый период увеличилась с 538250 до 582308 руб., темп роста составил 108,2%. Следует отметить, что темп роста средней заработной платы не превышает темп роста товарооборота, является положительным моментом и приводит к улучшению экономических показателей деятельности магазина.
Валовой доход магазина «Восточный» с учетом налоговых платежей увеличился с 692479 до 786838 тыс. руб., темп роста составил 113,6%.
Издержки обращения увеличились с 555401 тыс. руб. в 2006 г. до 641175 тыс. руб. в 2007 г., темп роста издержек за 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 115,4%.
Соответственно прибыль от реализации увеличилась с 116303 тыс. руб. в 2006 г. до 122048 тыс. руб. в 2007 г., темп роста при этом составил 104,9. Однако следует отметить снижение уровня рентабельности на 0,2% с 2,3% в 2006 г. до 2,1% в 2007 г., что является негативной тенденцией.
Следует также отметить увеличение товарооборота, приходящегося на 1 кв.м. торговой площади с 13183 до 14246 тыс. руб. в 2007 г., при этом темп роста составил 108,1%. За рассматриваемый период на 6,2% увеличилась выработка на 1 работника (с 93190 тыс. руб. в 2006 г. до 98999 тыс. руб. в 2007 г.)
Анализируя финансовые результаты деятельности магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» видно, что рассматриваемое предприятие является рентабельным. Превышение темпов роста издержек обращения по сравнению с темпами роста валового дохода по итогам работы за 2007 г. по отношению к прошлому году привели к снижению уровня рентабельности реализации с 2,3% в 2006 г. до 2,1% в 2007 г. в связи с чем можно сделать вывод о необходимости проведения факторного анализа валового дохода с целью выявления резервов его увеличения.
2.2 Анализ состава и динамики доходов магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Проведем анализ валового дохода по магазину «Восточный» ООО «Торгсервис» за период 2006-2007 гг. Данные о выполнении плана по валовому доходу представлены в табл. 2.
Из данных табл. 2 видно, что в 2007 г. выполнение плана по валовому доходу составило 105,5% (786838 тыс. руб. вместо 745988 тыс. руб. по плану). Соответственно средний уровень валового дохода к товарообороту составил 14,478% фактически вместо 13,827% по плану и 14,714% в 2006 г., т.е. произошло снижение уровня валового дохода по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2. Информация о выполнении плана по валовому доходу магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Показатель
Фактически за прошлый год
Отчетный год
Отклонение от
В % к прошлому году
план
фактически
% выполнения плана
плана
прошлого года
Розничный товарооборот, тыс. руб.:
в действующих ценах
4 706 270
5 395 000
5 434 640
100,7
39 640
728 370
115,5
в сопоставимых ценах
4 706 270
—
5 004 273
—
—
298 003
106,3
Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. руб.
692 479
745 988
786 838
105,5
40 851
94 359
113,6
Средний уровень валового дохода-брутто в % к товарообороту в действующих ценах
14,714
13,827
14,478
104,7
0,651
-0,236
98,4
Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс. руб.
20 776
24 909
23 616
94,8
-1293
2 840
113,7
Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода в % к товарообороту в действующих ценах
0,441
0,462
0,435
94,1
-0,027
-0,007
98,4
Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, тыс. руб.
671 703
721 079
763 223
105,8
42 144
91 519
113,6
Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, в % к товарообороту в действующих ценах
14,273
13,366
14,044
105,1
0,678
-0,229
98,4
Соответственно увеличилась величина валового дохода, остающаяся в распоряжении предприятия – в 2007 г. – 763223 тыс. руб. вместо 721079 тыс. руб. по плану (превышение – 5,8%), по отношению к 2006 г. темп роста составил 113,6%
Снижение общего уровня валового дохода обусловило снижение уровня валового дохода, остающаяся в распоряжении предприятия по сравнению с предыдущим годом на 0,229% (14,273% и 14,044% в 2007 г.) соответственно.
Далее рассмотрим, под влиянием каких факторов произошел рост абсолютной величины валового дохода в 2007 г. по сравнению к 2006 г. (табл. 3).
Таблица 3. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Факторы
Влияние на выполнение плана по валовому доходу
Влияние на динамику валового дохода
расчет
сумма, тыс. руб.
расчет
сумма, тыс. руб.
Изменение объема товарооборота в действующих ценах
39640 * 13,827 / 100
5 481
728370 * 14,714 / 100
107 172
В том числе за счет роста розничных цен на товары
–
0
(5434640 — 5004273) * 0,147
63 324
Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту
5434640 * 0,651 / 100
35 369
5434640 * -0,236 / 100
-12 813
Всего
–
40 851
94 359
Как видно из данных табл. 3, на выполнение плана по валовому доходу наибольшее влияние оказало изменение среднего уровня валового дохода по отношению к обороту – 35369 тыс. руб., а также изменение объема товарооборота в действующих ценах — 5 481 тыс. руб.
В 2007 г. вышеуказанные факторы привели к увеличению валового дохода на 94359 тыс. руб., в том числе: в результате изменения объема товарооборота наблюдается рост валового дохода на 107172 тыс. руб., в том числе за счет роста розничных цен на товары – на 63324 тыс. руб., в результате изменения среднего уровня валового дохода в % к обороту величина валового дохода уменьшилась на 12 813 тыс. руб.
Далее определим величину влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина «Восточный» (табл. 4).
Таблица 4. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Факторы
Влияние на выполнение плана по валовому доходу
Влияние на динамику валового дохода
расчет
сумма, тыс. руб.
расчет
сумма, тыс. руб.
Изменение объема товарооборота в действующих ценах
39640 * 13,366 / 100
5 298
728370 * 14,273 / 100
103 957
В том числе за счет изменения розничных цен на товары
–
0
298003 * 14,273 / 100
42 532
Изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия в % к обороту
5434640 * 0,678 / 100
36 846
5434640 * -0,229 / 100
-12 437
Всего
42 144
91 519
Как видно из данных табл. 4., на выполнение плана по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия наибольшее влияние оказало изменение среднего уровня валового дохода по отношению к обороту – 36846 тыс. руб., а также изменение объема товарооборота в действующих ценах — 5298 тыс. руб.
В 2007 г. эти факторы привели к увеличению валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия на 91519 тыс. руб., в том числе: в результате изменения объема товарооборота наблюдается рост валового дохода на 103957 тыс. руб., в том числе за счет роста розничных цен на товары – на 42532 тыс. руб., в результате изменения среднего уровня валового дохода в % к обороту величина валового дохода уменьшилась на 12 437 тыс. руб.
Данный анализ показывает влияние факторов на выполнение плана и динамику валового дохода в целом. Вместе с тем степень влияния рассмотренных выше факторов на величину валового дохода различается в зависимости от изменения структуры товарооборота. Из табл. 5 видно, что под влиянием изменения структуры товарного ассортимента магазина «Восточный» в 2007 г. произошел рост величины валового дохода на 0,413% по отношению к 2006 г.
Таблица 5. Расчет влияния изменения структуры розничного товарооборота на динамику валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис»
Товарная группа и товар
Фактический удельный вес в розничном товарообороте,%
Фактические уровни валового дохода в% к товаро-обороту за прошлый год
Процентные числа (гр. 5 * гр.4)
Влияние изменения структуры товарооборота на средний уровень валового дохода в % к обороту (итог гр. 6/100)
прош-лый год
отчет-ный год
изме-нения в дина-мике
1
2
3
4
5
6
7
Мясо и мясопродукты
21,3
24,1
2,8
16,5
46,20
—
Рыба, рыбные изделия и морепродукты
13,2
11,9
-1,3
22,6
-29,38
—
Молоко и молочные продукты
16,4
14,2
-2,2
17,5
-38,50
—
Безалкогольные напитки
2,4
2,5
0,1
0,00
—
Хлеб и хлебобулочные изделия
11,6
10,9
-0,7
14,8
-10,36
—
Алкогольные и табачные изделия
21,9
23,5
1,6
42,5
68,00
—
Другие продовольственные товары
7,9
6,5
-1,4
27,9
-39,06
—
Непродовольственные товары
5,3
6,4
1,1
40,4
44,44
—
ВСЕГО
100,0
100,0
–
14,714
41,34
0,413
Анализируя квартальную динамику валового дохода (Приложение 1) можно сказать, что в 2007 г. план по валовому доходу был выполнен во 2, 3 и 4 кв. Наибольшее перевыполнение плана валового дохода отмечается во 2 кв., а в 1 кв. магазину не удалось достичь необходимой величины валового дохода – план выполнен на 97,9%. Невыполнение плана можно объяснить действием фактора сезонности в розничной торговле, под влиянием которого организацией было недополучено 3830 тыс. руб. валового дохода. Наоборот, во 2, 3 и 4 кв. магазин «Восточный» получил соответственно 15273, 4470 и 24937 тыс. руб. валового дохода сверх плана.
Динамика валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» по кварталам прошлого и отчетного годов приведена в Приложении 2, из которого видно, что наименьшая величина валового дохода была получена магазином в 1 кв. 2006 и 2007 гг., а наибольшая – в 4 кв. соответственно. Из этого можно сделать заключение, что фактор сезонности оказывает значительное влияние на величину валового дохода, что необходимо учитывать при планировании торгово-коммерческой деятельности.
В заключение вопроса следует сказать, что по результатам проведенного анализа выполнения плана и динамики валового дохода магазина «Восточный» ООО «Торгсервис» наблюдается рост величины валового дохода в абсолютном выражении при снижении его удельного веса по отношению к товарообороту магазина. В связи с этим в торгово-коммерческой деятельности магазина значительное влияние должно быть уделено вопросам увеличения валового дохода организации.
3. Прогнозирование увеличения доходовмагазина «восточный» ООО «Торгсервис»
В предыдущей главе проведен анализ влияния отдельных факторов на динамику валового дохода. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.
Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.
продолжение
–PAGE_BREAK–