Введение
занятиеплавание динамика физиологическая
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшегодошкольного возраста
1.2 Влияние занятий плаванием на здоровье детей
Глава 2. Цель, задачи, материалы и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования
2.3 Общая характеристика обследованных лиц
2.4 Характеристика методик исследования
2.4.1 Антропометрические исследования
2.4.2 Методы оценки физиологических функций
2.4.3 Методы оценки физических качеств
2.4.4 Педагогический эксперимент
2.5 Характеристика занятий плаванием
2.6 Методы статистической обработки
Глава 3. Характеристика динамики физиологических качествдетей старшего дошкольного возраста в процессе занятий плаванием (результатысобственных исследований)
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
За последнее времяпроизошло существенное снижение показателей здоровья, физического развития идвигательной подготовленности детей. Это связано с ухудшениемсоциально-экономических условий жизни, ухудшением оздоровительной ивоспитательной работы с дошкольниками, плохой экологией и пр.
В настоящее время переднами остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детейпотребности в здоровом образе жизни. Эти проблемы неоднократно обсуждалисьспециалистами различных сфер деятельности.
По моему мнению,приоритетными должны быть средства физической культуры и спорта.
Среди других видовспорта, на мой взгляд, плавание сочетает в себе возможность гармоничногоразвития организма, выраженную оздоровительную направленность, важноеприкладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.
Объект исследования:старшие дошкольники.
Предмет исследования:влияние занятий плаванием на физиологические качества и физиологические функциистарших дошкольников.
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Анатомо-физиологическиеособенности детей старшего дошкольного возраста
Первые 7лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем.
Нервная системакоординирует деятельность всех органов и систем, обеспечивает эффективноеприспособление организма к изменениям окружающей среды, формируетцеленаправленное поведение. Нервная система обеспечивает связь частей организмав единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процессов,протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельностьнервной системы. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функциивсех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность.Этому сопутствует одновременное развитие психики детей. Постепенно формируютсяэмоции, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь (Прищепа И.М.2006)
В процессе онтогенезаголовной мозг развивается неравномерно. В пренатальном периоде, прежде всего,формируются отделы, которые отвечают за функционирование жизненно важныхорганов (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концувнутриутробного периода развиваются первичные проекционные поля. К моментурождения структуры мозга позволяют осуществлять жизненно важные функции (дыхание,жевание, глотание) и простейшие реакции на внешние раздражители. Таким образом,осуществляется принцип минимального и достаточного обеспечения функций. Впостнатальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенностикоры больших полушарий.
Наибольшее увеличениетолщины коры происходит на первом году жизни, а затем постепенно замедляется.
Проекционные поляпрекращают расти к 3 годам, а ассоциативные — в 7 лет.
Начавшаяся впервые месяцыжизни дифференцировка вставочных нейронов заканчивается в 3-6 лет. Полноеразвитие вставочных нейронов в ассоциативных областях отмечается в 14-летнемвозрасте.
В развитии коры вонтогенезе выделяют следующие этапы. Первый год характеризуется увеличениемразмеров нервных клеток, дифференцировкой вставочных нейронов, увеличениемаксонов и дендритов. К 3 годам образуются нейронные группировки, включающиеразличные типы нейронов. В 5-6 лет продолжается дифференцировка и специализациянервных клеток и усиливается межнейрональная интеграция в определенных областяхкоры.
Первыми формируютсяпроекционные отделы, обеспечивающие контакты с внешним миром с моментарождения. Затем созревают ассоциативные области, ответственные за психическуюдеятельность.
Для развития каждогопоследующего уровня необходимо полное созревание предыдущего. Этот принципразвития мозга в онтогенезе JI.С. Выготский назвал «снизу вверх».
Двигательные функции уноворожденного не сформированы. Впервые месяцы после рождения движенияхаотичны, непроизвольны.
К 4—5 месяцам жизнисозревают полосатое тело и ядра двигательных анализаторов в коре. В это времяпоявляются простые направленные движения, хотя до двух лет они остаютсянеустойчивыми и нечеткими. Целенаправленные движения появляются к 3 годам. Кэтому времени формируется двигательный нервный центр, полная же дифференциацияего заканчивается к 7—10 годам.
Вегетативная нервнаясистема новорожденных отличается незрелостью. Характерной ее особенностьювпервые годы жизни ребенка являются повышенная возбудимость, непостоянствовегетативных реакций, значительная их выраженность. У детей, особенно грудноговозраста, наблюдается неустойчивость показателей вегетативных функций, напримерчастоты дыхания и пульса. Устойчивость их начинает развиваться на втором годужизни ребенка. Впервые годы жизни главную роль в регуляции функций внутреннихорганов играет симпатический отдел вегетативной нервной системы.Парасимпатический отдел включается в рефлекторные реакции с 3-го месяца жизни.К 3 годам тонус парасимпатических нервов становится более выраженным. Однакопреобладающее влияние симпатической нервной системы сохраняется до 7 лет.
Объемсердца от периода новорожденности до 16-летнего возраста увеличивается в 3—3,5раза. Растет сердце наиболее быстро в течение первых двух лет жизни, затем в5—9 лет и в период полового созревания. К 2 годам линейные размеры сердцаувеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам — в 2 раза. Рост сердца в длину идетбыстрее, чем в ширину (длина удваивается к 5—6 годам, а ширина — к 8—10 годам).В течение первого года жизни рост предсердий обычно опережает увеличениежелудочков. С двухлетнего возраста развитие и предсердий, и желудочковпроисходит примерно одинаково, а после 10 лет желудочки растут быстрее, чемпредсердия. Масса сердца удваивается к концу первого года жизни, утраивается —к 2—3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз, а к 15 годам увеличивается в 10 разпо сравнению с периодом новорожденности. (Сапин, М.Р., СивоглазовВ.И, 2002г.).
Вдошкольном возрасте объемная скорость кровотока на единицу массы тела в 2 разабольше, чем у взрослых. При этом кровяное давление у детей намного ниже. Так, у6-летнего ребенка систолическое давление составляет 95-105мм рт. ст. Тонуссосудов у детей постоянный и не регулируется функциональными потребностямиорганизма.
В течение первого годажизни человека кости растут медленно. До 7 лет рост увеличивается и становитсямаксимальным после 11 лет. В это время формируется окончательный рельеф кости икостномозговые полости. В процессе онтогенезана 6-11-й неделе эмбрионального развития начинают формироваться суставы. Кмоменту рождения они анатомически сформированы, хотя эпифизы костей, входящие всостав сустава, состоят из хрящевой ткани. Энхондральное окостенение начинаетсяв течение 1-2-го года жизни и заканчивается в юношеском возрасте. У детей 2—3лет в связи с активной двигательной деятельностью связки и суставы формируютсянаиболее активно. Подвижность суставов максимальна в 3-8-летнем возрасте, аокончательно формирование ее заканчивается в 13—16 лет. В возрасте 6—10 летпроисходит усложнение всех составных частей сустава, которое заканчивается в13-16 лет.
Позвоночник в процессеиндивидуального развития закладывается у 2-недельного эмбриона в виде хорды, иее остатки сохраняются у ребенка до 7-летнего возраста.
Межпозвоночные диски удетей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряютэластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах итолщина дисков становится меньше.
Позвоночник имеет двавида изгибов: лордоз и кифоз. Лордоз обращен выпуклостью вперед (шейный, поясничный),кифоз — выпуклостью назад (грудной, крестцовый). У плода позвоночник имеетформу дуги, у новорожденного он почти прямой. Когда ребенок начинает держатьголову (3 месяца), возникает шейный лордоз, садиться (6 месяцев) — груднойкифоз. В 9—12 месяцев ребенок начинает стоять и формируется поясничный лордоз,а вместе с ним и крестцовый кифоз. Окончательное развитие изгибов позвоночниказавершается к 7 годам.
Грудная клетка уноворожденного имеет пирамидальную форму, ребра лежат почти горизонтально. Сростом грудной клетки у ребенка изменяется и ее форма. До 7 лет грудная клеткаудлиненная, к 15 годам ее поперечный размер увеличивается, окончательная формадостигается к 17—20 годам. Процессы окостенения в скелете грудной клеткиначинаются на 8-й неделе внутриутробного развития. Головки ребер срастаются с теломв 18—25 лет.
Кости конечностей(кроме ключицы), как и весь скелет, в онтогенезе проходят три стадии. Уноворожденных эпифизы хрящевые, их окостенение заканчивается в течение 5-10лет. Сращение эпифизов с диафизами происходит после 15—18 лет, причем у девочекна 1—2 года раньше, чем у мальчиков. Процесс окостенения в костях конечностейначинается в различные сроки и имеет неодинаковую продолжительность. В ключицеон начинается на 6-й неделе эмбрионального развития и к моменту рожденияполностью заканчивается. Предплюсна окостеневает с 3 месяцев до 5 лет.
Для младенческогопериода характерны наибольшие скорость роста тела в длину и темп нарастаниямассы. Рост увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается. В дальнейшем допубертатного периода таких темпов роста не наблюдается. Ежегодная прибавкамассы тела составляет 1,5-2,0 кг, роста — 4-5 см.
В возрасте 5-7 летимеет место полу — ростовой скачок — увеличение скорости роста тела в длину. Вэто время конечности растут быстрее, чем туловище. После завершения полу — ростовогоскачка и до пубертатного периода темпы роста длины и массы тела самые низкие. Вэто время ребенок вытягивается, уменьшается количество подкожного жира.Пропорции тела ребенка уже приближаются к пропорциям взрослого, хотя ноги унего короче. Абсолютные размеры черепа соответствуют таковым взрослого.
Развитиемышц во время внутриутробного периода начинается с синтеза миозина и актина в5-недельном возрасте. Мышечные волокна у новорожденных в 5 раз тоньше, чем увзрослых, поперечная исчерченность их выражена слабо. (Сапин,М.Р., Сивоглазов В.И, 2002).
В период с 3 до 6 летформируются три типа мышечных волокон, которые отличаются метаболизмом исократительными свойствами. Возрастают сила и быстрота движений, в бегепоявляется фаза полета, увеличиваются ловкость и гибкость. В конце полу — ростовогоскачка созревают нервные центры, управляющие мышечной координацией. В это времяпроисходит дальнейшее развитие мышц рук, и формируются тонкие координационныеспособности (способность к письму).
К 5 годам болееинтенсивно развиваются разгибатели, и увеличивается их тонус, что свойственновзрослому человеку.
В дошкольном возрастечисло миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15—20 раз. Во всех мышцахинтенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань. Дляребенка 3—6 лет характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. наслабые и внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологическихсистем. Этот способ неэкономичен, сопровождается быстрым исчерпыванием резервови не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительноговремени. Таким образом, в организме нет функциональных возможностей длядлительного поддержания устойчивых состояний, что проявляется быстрымутомлением при физических нагрузках. Ребенок 6-7 лет способен выдерживатьнебольшую физическую нагрузку не более 5—7 мин. Еще менее устойчивы дети этоговозраста к статическим физическим нагрузкам.
В младшем школьномвозрасте скелетные мышцы ребенка существенно меняются, обеспечивая высокуюподвижность и неутомляемость. Во всех органах и системах происходятморфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия дляосуществления больших объемов мышечной работы. Только к этому возрасту морфофункциональноеразвитие мышц обеспечивает длительное поддержание работоспособности. Динамикаработоспособности в младшем школьном возрасте отражает повышающуюся надежность функционированияорганизма ребенка. Объем выполняемой работы у детей 7-10 лет увеличивается в 4раза. Дети в этом возрасте уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживатьфункциональную активность.
В пренатальном периодеорганы дыхания плода практически не функционируют, а необходимый для жизникислород он получает через плаценту. С первым вдохом новорожденного легкиерасправляются, и устанавливается ритмическое дыхание, частота которогоколеблется от 40 до 60 в минуту. Механизм первого вдоха связан с действием нанервные клетки дыхательного центра углекислого газа, растворенного в крови. Прирождении ребенка его концентрация повышается вследствие нарушения плацентарногокровообращения. Накапливающийся в крови углекислый газ действует гуморальнонепосредственно на нервные клетки дыхательного центра и рефлекторно черезхеморецепторы кровеносных сосудов. В результате активизируется дыхательныйцентр и включается механизм дыхания. (Прищепа М.Н. 2006).
Дыхательная системаребенка первого года жизни имеет существенные особенности. Дыхание младенцачастое (до 50—60 дыхательных движений в минуту), что обеспечивает высокийуровень легочной вентиляции. В период с 1 года до 3 лет по мере роста груднойклетки и развития межреберных мышц дыхание становится грудобрюшным. Частота егоуменьшается до 35—40 циклов в минуту. В возрасте 6—7 лет происходит интенсивныйрост ребер и изменяется их положение. Более длинные ребра меняют форму груднойклетки — ее передняя часть опускается вниз. Межреберные мышцы начинают игратьведущую роль в организации вдоха и выдоха. Резервный объем заметно увеличивается,что создает благоприятные условия для работы легких, особенно при физическойнагрузке. В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее увеличениедыхательных объемов, что расширяет резервные возможности организма в условияхфизической нагрузки и адаптации. В подростковом и юношеском возрастепродолжается развитие легких, жизненная емкость приближается к уровню таковой увзрослых.
1.2 Влияние занятий плаваниемна здоровье детей
Плавание — способпередвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннеевоздействие на организм ребенка. Специфические особенности плавания связаны сдвигательной активностью в водной среде. При этом организм человекаподвергается двойному воздействию: физическим упражнениям и водной среде. Воздействиеводы на организм начинается с кожи. Вода очищает ее, улучшая тем самым еедыхание и питание. (Кузнецова М.Н. 2007).
Давление водыпрепятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать еесопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру.При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания. При этом увеличиваетсялегочная вентиляция и жизненная емкость легких. (Осокина Т.И.,Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. 1991г.).
Кроме плотности идавления воды существенное влияние на организм оказывает ее теплоемкость. Когдачеловек находится в воде, его организм излучает тепла на 50-80% больше, чем навоздухе. Благодаря этому у него повышается обмен веществ.
Плавание благоприятновлияет на сердечно — сосудистую систему. В результате занятий плаваниемснижается систолическое давление, повышается эластичность сосудов,увеличивается ударный объем сердца.
При плавании человекнаходится в состоянии невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппаратот давления на него веса тела – это создает условия для формирования правильнойосанки, отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.(Кузнецова М.Н. 2007).
Вода, мягко обтекаятело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятновоздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление.После плавания ребенок лучше засыпает, крепче спит, улучшаются внимание ипамять.
Также плавание являетсяэффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниями воздействию низких температур. (Махнева М.Д. 2004г.).
Гипотеза исследования — предполагается, что занятия плавания влияют на сердечно — сосудистую,дыхательную системы организма детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Цель, задачи, материалыи методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
Цель работы — выявить влияниедвухмесячного цикла занятий плаванием на состояние функций и качеств организмастарших дошкольников.
Задачи:
1. Сравнить параметрыфункций организма детей, занимающихся и не занимающихся плаванием.
2. Оценить динамикуфизиологических параметров организма детей в результате одного занятия вбассейне.
3. Оценить динамикуфизиологических функций организма детей за двухмесячный период занятийплаванием.
2.2 Организацияисследования
Педагогическийэксперимент проводился на базе детского сада №120 г. Санкт-Петербурга, ссогласия заведующего и родителей. Помогали в проведении эксперимента:преподаватель физической культуры Татаринова О.О. Исследования проводились впериод с 1.10.2010 по 25.12.2010 Обследования детей проводились с 10 до 11часов утра. Проводила Толстых Юлия Николаевна.
2.3 Общая характеристикаобследованных лиц
Педагогическийэксперимент проведён с участием детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделенына 2 группы:
1. занимающихся плаванием.
2. не занимающихсяплаванием.
Исследования проводилисьраз в неделю продолжительностью два с половиной месяца. Обследованные дети неимели заболеваний и патологий в развитии.
2.4 Характеристикаметодик исследования
Для определениявоздействия занятий плаванием на детей старшего дошкольного возрастаиспользовались следующие методы исследования:
· Объективныеисследования: рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы.
· Функциональныеметодические исследования: артериальное давление и частота сердечныхсокращений, проба Штанге.
· Исследованиефизического состояния (тест на быстроту, координацию, силу, выносливость,гибкость).
· Педагогический эксперимент.
2.4.1 Антропометрическиеисследования
Измерения проводились припомощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера,сантиметровой ленты.
Измерение роста (длинытела) осуществлялось с помощью вертикального ростомера. Порядок измерения: ребенок вставал босыми ногами на площадку ростомераспиной к шкале, тело выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопыплотно сдвинуты. Голова устанавливалась в положении, при котором нижний крайглазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в однойгоризонтальной плоскости (линии). Измеряемый касался шкалы тремя точками:межлопаточной областью спины, областью крестца и пятками. Подвижная планкаростомера плотно, но без надавливания прижималась к голове до соприкосновения сверхушечной точкой, после чего ребенок спускался с площадки ростомера и снималисьпоказания.
Определениемассы тела проводились без верхней одежды, утром, до завтрака. Детивзвешивались на напольных электронных весах. Во время взвешивания ребенок стоялнеподвижно на середине площадки весов. Показания записывали в килограммах сточностью до 0.1 кг.
Окружностьгрудной клетки измерялась в состоянии покоя (паузы дыхания) при свободноопущенных руках. Для этого использовалась сантиметровая лента. Лента накладываласьсзади под углом лопаток, а спереди под сосками так, чтобы она прикрывала нижниесегменты околососковых кружков.
Измерение окружностиголовы производилась через наиболее выступающие точки затылочного бугра инадбровные дуги. Для этого также использовалась сантиметровая лента.
Средние показатели физическогоразвития детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Средниепоказатели физического развития детей 6 лет (Пономарев С.А.)Показатель, единица измерений Рост (см) Вес (кг) Окружность (см) головы (см) гр клетки (см) мальчики 111- 121 19.7 – 24.1 51 57 девочки 111 — 120 19.0 – 23.6 50 55
2.4.2 Методы оценкифизиологических функций
Для оценкифизиологических функций применялись измерения артериального давления (АД) ичастоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этогоприменялся электронный тонометр на запястье. Ребенок садился на стул, опираясьна спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тонометр. Рукасгибалась в локтевом суставе, запястье поднималось на уровне сердца. Полученныеданные АД и ЧСС вносились в протокол.
Для измерения дыхательнойсистемы применялась Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе. Пробапроводилась в начале и в конце исследования. После 2-3 глубоких вдохов-выдоховребенок задерживал дыхание на глубоком вдохе на максимальное для него время.Время замерялось секундомером. Результаты оценивались на основании таблицы 2.2
Таблица 2.2 Продолжительностьзадержки дыхания (с) на вдохе у детей 6 лет (проба Штанге) (Потапчук А.А.2007г.)Оценка мальчики девочки Удовлетворительно 13 10 Хорошо 15 12 Отлично 17 15
2.4.3 Методы оценкифизических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы,выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физическихкачеств были использованы стандартные нормативы на уроке физической культуры. Дляэтого использовались: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, теннисные мячидля метания, гимнастическая скамейка, рулетка для измерения, секундомер.
Для оценки ловкостиприменялись и челночный бег 5х6 метров. В забеге принимали участие один-двачеловека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. Покоманде «На старт» дети выходили к линии старта. По команде «Внимание» онинаклонялись и брали по одному кубику. По команде «Марш» бежали к финишу, клаликубик на линию, не останавливаясь, возвращались за вторым кубиком и такжепереносили его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включалипо команде «Марш» и выключали в момент, когда кубик касался пола. Результатфиксируется с точностью до 0,1с.
Для определения быстротыприменялся бег на 30 метров. Выполняется свысокого старта. В забеге принимали участие два-три человека. По команде «Настарт» дети подходили к линии старта и занимали исходное положение. По команде«Внимание» наклонялись вперед и по команде «Марш» бежали к линии финиша посвоей дорожке. Время определялось с помощью секундомера с точностью до 0,1с.
Скоростно-силовыеспособности определялись по прыжкам в длину с места и с разбега. На площадке в прыжковой яме проводилась линия иперпендикулярно к ней закреплялась рулетку. Ребенок становился около линии, некасаясь ее носками, затем отводил руки назад, сгибая ноги в коленях и,оттолкнувшись обеими ногами, делал резкий взмах руками вперед и прыгал вдольразметки. Расстояние измерялось по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Давалисьтри попытки, лучший результат записывался. Для прыжка с разбега ребенок отходилот намеченной линии на несколько метров, разбегался и отталкиваясь ногой прыгалвдоль разметки. Давались также три попытки и лучший результат фиксировался.
Для оценки гибкости использовался тест на наклон туловищавперед, стоя на гимнастической скамейке. Упражнениевыполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25см, к которой прикрепляетсяспециальная измерительная линейка. Ребенок вставал на скамейку так, чтобы кончики пальцевног были вровень с краем скамейки. По команде он наклонялся вперед, не сгибаяколен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксировал этоположение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой. Если ребенок несмог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотянулся до края скамейки, несгибая при этом коленей, — результат считался неудовлетворительным.
Для оценки координационных способностей применялись метание мяча в цельиз пяти попыток. Ребенку с расстояния двух метров предлагалось попасть в щит снарисованным кругом теннисным мячом из пяти попыток. Фиксировалось количествопопаданий в нарисованный круг.
Тестирование физической подготовленности детей проводил инструкторпо физической культуре.
2.4.4 Педагогическийэксперимент
Педагогический эксперимент требует обоснования рабочейгипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального планапроведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксациирезультатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательныхвыводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, подвергающемуся опытнойпроверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводитсядля того, чтобы проверить возникшую гипотезу.
2.5 Характеристиказанятий плавания
Занятия плаванием проводилисьпо утвержденной программе «Детство» в бассейне размером 2х3м. Продолжительностькаждого занятия 30 минут. Во время занятий дети осваивали согласно утвержденнойпрограмме обще развивающие упражнения, подводящие упражнения, разучивали различныестили плавания.
2.6 Методы статистическойобработки данных
Для обработки полученныхданных использовалась
статистическая обработка.Для этого применялись персональный компьютер и программаMicrosoft Excel. Рассчитывались средняя арифметическая и ошибка среднего значения.
Глава 3. Характеристикадинамики физиологических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессезанятий плаванием (результаты собственных исследований)
Мною был проведенпедагогический эксперимент с участием 20 мальчиков и девочек в возрасте 6 лет.Различными методами исследования были измерены и обработаны показатели,влияющие на физиологические функции детей. В начале и конце исследования былиизмерены антропометрические данные. Эти данные представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1 Антропометрическиепоказатели детей в начале и конце исследованияпоказатель, единица измерения Имя Рост (см) Масса (кг) Окружность головы (см) Окружность грудной клетки (см) до после до после до после до после Лева 122,1 122,6 23,6 23 51 51 63 63 Катя 120,2 120,4 20,7 20,2 50 50 55 56 Лиза 125,2 125,3 25,3 24,8 52 52 60 60 Ваня 116,6 117 20,8 20,8 50 50 58 58 Кирилл 118,3 119 21,1 21,5 50 50 56 56 Артем 118,1 118,6 21,1 21,4 51 51 57 57 Саша М. 125,2 125,3 24,0 23,6 50 50 59 60 Соня 125,0 125,2 22,5 22,7 51 51 62 62 Сережа 126,2 126,5 23 23,7 50 50 59 59 Вадим 121,0 121,1 21,5 22 50 50 62 62 Маша 127 127,2 24,2 24 50 50 64 64 Юля 122 122,8 22,5 22,6 51 51 58 59 Илья 120,1 120,6 19,9 19,7 52 52 58 59 Люба 118,2 118,4 24,6 24 51 51 62 62 Лера 120,1 120,9 20,9 21 52 52 59 60 Тима 115,8 116,2 20,7 20,7 49 49 57 58 Максим 123,2 123,3 21,4 21,5 52 52 59 60 Ника 122 120,9 23,2 23 50 50 59 59 Даша 120 120,4 20,6 19,9 50 50 55 56 Саша П. 119,1 119,6 20,4 20,3 50 50 55 55
В таблице представленыпоказатели роста, массы, окружности головы и груди до и после исследования.Динамика средних показателей представлена в таблице 3.2
Таблица 3.2 Динамикасредних антропометрических показателей за два месяцаПоказатель, единица измерения не занимались занимались Рост (см) до 121,76±1.23 120.06±0.74 после 122.06±1.19 120.34±0.72 Масса (кг) до 22.22±0.54 21.58±0.51 после 22.30±0.50 21.41±0.50 окружность головы(см) до 50.44±0.24 50.78±0.36 после 50.44±0.24 50.78±0.36 Окружность грудной клетки (см) до 58.67±0.82 58.00±0.73 после 58.89±0.77 58.67±0.71
Антропометрическиеисследования показали, что дети обоих групп соответствуют нормам развития длясвоего возраста. В таблице видно, что средний рост не занимающейся группыувеличился за период исследования на 0.3см, а рост занимающейся группы на 0.28см.Это говорит о том, что занятия плаванием никак не повлияли на динамику роста.
Масса тела незанимающейся группы за период исследования увеличилась на 0.08 кг, а масса телазанимающейся группы уменьшилась на 0.17кг.
Окружность головы запериод исследования никак не изменилась. Окружность грудной клетки в группе незанимающихся плаванием увеличилась на 0.22см, а в группе занимающихсяувеличилась на 0.67см.
Также были получены данныепоказателей физических качеств в начале и конце педагогического эксперимента.Динамика индивидуальных физических показателей представлена в приложении 1.Динамика средних показателей представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 Динамикасредних показателей физических данных за весь период исследованияпоказатель, единица измерения не занимались занимались /> до после до после /> гибкость (см) 2.22±1.29 2.44±1.23 4.56±1.17 5.22±1.04 /> /> челночный бег 5х6 м (с) 13.06±0.19 13.04±0.19 13.87±0.49 13.27±0.46 /> /> прыжки в длину с места (см) 107.78±4.41 108.33±4.03 108.89±3.75 110.89±3.49 /> /> прыжки в длину с разбега (см) 131.00±7.61 131.89±6.81 120.67±8.30 125.33±7.76 /> />
метание в цель
(кол-во попаданий) 1.78±0.22 2.0±0.33 1.67±0.58 2.44±0.50 /> /> бег 30 м(с) 7.3±0.24 7.23±0,21 7.36±0.13 7.16±0.11 /> />
Из таблицы видно, чтосреднее значение гибкости в группе не занимающихся увеличилась на 0.22см, а вгруппе занимающихся плаванием увеличилась на 0.56см.
Показатели челночногобега в первой группе уменьшились на 0.02с, а во второй группе на 0.60с.
Показатели прыжков вдлину с места в группе не занимающихся плаванием увеличились на 0.53см, а вгруппе занимающихся на 2см
Показатели прыжков вдлину с разбега в первой группе увеличились на 0.89см, а во второй группе на4.66см. Показатели метания в цель в среднем в первой группе увеличились на0.22, а во второй группе на 0.77. Бег на 30 м в первой группе улучшился на0.07с, а во второй на 0.2с.
ЧСС и АД измерялись до ипосле каждого занятия плаванием. Динамика этих физиологических показателей заодно занятие плаванием по каждому ребенку представлена в таблице 3.4
Таблица 3.4 Динамикаиндивидуальных физиологических показателей за одно занятие плаваниемпоказатели. Единица измерений имя ЧСС (мин)
давление систолическое
(мм.рт.ст)
давление диастолическое
(мм.рт.ст) до после до после до после Маша 101 99 100 101 72 66 Юля 118 85 102 79 64 55 Илья 111 89 100 97 60 57 Люба 102 65 105 85 64 53 Лера 113 112 100 110 60 70 Тима 83 88 105 82 55 56 Максим 120 129 103 97 69 65 Ника 84 117 96 90 55 56 Даша 93 114 97 97 64 49 Саша П 96 117 98 111 62 61
Из данной таблицы видно,что ЧСС у 6 детей понизилась после занятий, а у 4 детей повысилась.Систолическое давление у трех детей повысилось, у 6 понизилось, а у одногоосталось неизменным. Диастолическое – у 7 детей понизилось, у троих –повысилось. Средние значения по ЧСС и АД за одно занятие представлены в таблице3.5
Таблица 3.5 Динамикасредних физиологических показателей за одно занятиепоказатели до после ЧСС (уд/ мин) 95,67 ± 4,88 112,22 ± 4,26 давление Систолическое (мм.рт.ст) 103,89 ± 3,35 96,11 ± 2,73 Диастолическое (мм.рт.ст) 63,89 ± 2,16 58, 67 ± 2,01
Из данной таблицы видно,что ЧСС за одно занятие в среднем увеличивалась на 16.55уд/мин, систолическоедавление на 7.78мм.рт.ст, а диастолическое на 5.22мм.рт.ст. Эти показателинаходятся в зоне значимости, что говорит о том, что они изменились в ходезанятий плаванием.
Для исследованиядыхательной системы была взята проба Штанге в начале и конце всего периода. Средниепоказатели этой пробы представлены в таблице 3.6
Таблица 3.6 Динамикасредних показателей пробы Штанге за весь период исследования Показатель, единица измерения Начало исследования (с) Конец исследования(с) Не занимались 15.67±2.72 18.33±2.25 Занимались 19.22±2.30 26.67±3.07
Из данной таблицыследует, что в первой группе показатель пробы увеличился на 2.67с, а во второйна 7.44с, что значительно выше чем в первой.
ЧСС и АД за весь периодисследования на каждого ребенка показаны в приложении 2, а вот средние значенияпо этим данным представлены в таблице 3.7
Таблица 3.7 Динамикасредних показателей ЧСС и АД по каждому ребенку и по всей группе за весь периодисследованияИмя Показатель, единица измерения ЧСС (уд/мин)
давление систолическое
(мм.рт.ст)
Давление диастолическое
(мм.рт.ст) до после до после до после Маша 96,14 109 99 102,72 61,72 56,57 Юля 94,29 92,71 108,86 94 67,71 62 Илья 99,29 94,43 100,71 94,14 62,14 59,43 Люба 107,29 111 101,29 96 65,57 58,57 Лера 108,71 105,71 99,29 101 58,43 58,29 Тима 84,43 100,29 101,74 103,86 60,57 62,43 Максим 108,29 120,43 99,14 91,86 61,43 59,71 Ника 105,29 119,14 92,29 98,71 57,14 63,86 Даша 103,43 114,29 96,29 98,43 60,72 56,71 Саша П. 90 91,29 100,14 99,43 60,57 60,29 Среднее и ошибка
100.11
±2.92
105.48
±3.79
99.97
±1.48
97.49
±1.27
61.29
±1.09
60.14
±0.75
По данной таблице можносказать, что ЧСС за весь период исследования до и после занятий увеличилась на5.37уд/мин. Показатель систолического давления уменьшился на 2.48мм.рт.ст, адиастолического на 1.15мм.рт.ст.
Выводы
1. В ходе педагогическогоэксперимента сравнивались две группы детей по антропометрическим, физическим ифизиологическим показателям. Группы не занимающихся плаванием и занимающихсяплавание. Было выявлено, что эти группы имели между собой не значительныеразличия по средним показателям функций организма. Все дети соответствовалипоказателям возрастных норм. За период исследования произошли изменения вантропометрических показателях обоих групп. Рост в первой группе в среднемувеличился на 0.3см, а во второй на 0.28см. Масса тела в первой группеувеличилась на 0.36кг, а во второй группе уменьшилась на 0.17кг. Окружностьголовы никак не изменилась. Окружность грудной клетки в первой группе вырослана 0.22см, а во второй на 0.67см. Физические показатели также изменились: вгруппе занимающихся увеличились показатели гибкости, скоростно-силовые,быстроты и ловкости больше чем в первой.
2. Оценивая динамикуфизиологических параметров организма за одно занятие плавания в ходеисследования, было выявлено, что ЧСС за одно занятие в среднем увеличивалась на16.55уд/мин, систолическое давление уменьшилось на 7.78мм.рт.ст, адиастолическое на 5.22мм.рт.ст. Это доказывает, что даже одно занятие плаваниемвлияет на физиологические показатели.
3. Оценивая динамикуфизиологических параметров организма за двухмесячный период, было выявлено чтоЧСС за весь период исследования до и после занятий тоже увеличилась на5.37уд/мин, показатель систолического давления уменьшился на 2.48мм.рт.ст, адиастолического на 1.15мм.рт.ст. Так же было выявлено, что в первой группепоказатель пробы Штанге увеличился на 2.67с, а во второй на 7.44.
Исходя из анализаполученных данных, можно сказать, что наша гипотеза верна, занятия плаваниемвлияют на сердечно — сосудистую и дыхательную системы старших дошкольников.
Список литературы
1. Кенеман А.В.,Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольноговозраста. Учебное пособие для студентов педагогических институтов поспециальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1972г.-271с.
2. Кузнецова М.Н.Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическоепособие/М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2007г. – 112с.
3. Лапицкая Е.М.,Физкультура для детей/Е.М. Лапицкая; под редакцией: М.М. Безруких. – М.: Эксмо,2009г. – 176с.
4. Махнева М.Д.Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе:Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004г. – 264с.
5. Осокина Т.И.,Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском возрасте. – М.:Просвещение, 1991г. -159с.
6. Понамарев С.А.Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3 до 6 лет). – М.:Советский спорт, 1989г.- 48с.
7. Потапчук А.А.Диагностика развития ребенка. – СПб.: Речь, 2007г. – 154с.
8. Потапчук А.А.,Суслова Г.А., Виноградова Л.П., Киселева Е.С. программа коррекции деформацийопорно-двигательного аппарата у дошкольников «Правильная осанка». – СПб.: г.-53с.
9. Прищепа, И.М.Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / И.М. Прищепа. — Минск: Новоезнание, 2006г. —416с.
10. Сапин, М.Р.,Сивоглазов В.И. Анатомияи физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.:Издательский центр «Академия»,2002г. — 448с
11. Филиппова С.О.Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятийфизическими упражнениями: Методические рекомендации./ С.О. Филиппова- СПб.:Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000г. – 53с.
12. Якубович М.А.Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания:пособие для учителя/М.А. Якубович, О.В. Преснова.- М.: Гуманитарноеиздательство ВЛАДОС, 2006г.- 287с.
Приложение 1
Динамика индивидуальныхфизических качеств у обследованных лиц за период обследования с 1.10.2010 — 20.12.2010имя показатель, единица измерения гибкость (см) челн. Бег 5*6 (сек) прыжки в длину с места (см) прыжки с разбега (см) метние в цель бег 30 м (сек) до после до после до после до после до после до после Лева 14,2 14 114 114 100 101 1 1 7,9 7,8 Катя 5 5 12,8 12,8 119 118 137 135 1 2 6,7 6,8 Лиза 9 9 14 13,6 102 102 83 90 2 2 7,1 7,1 Ваня 1 12,9 12,9 118 119 168 165 1 1 6,2 6,2 Кирилл 7 7 13,3 13,6 102 103 140 141 3 3 7,3 7,4 Артем -2 -1 12,5 12,4 108 107 126 125 2 4 7,9 7,2 Саша М. 13,4 13,4 105 105 120 123 2 2 7,4 7,3 Соня 12,1 12 130 130 146 148 1 1 6,7 6,9 Сережа -1 -1 13,5 13,5 84 89 130 130 2 2 8 7,8 Вадим 2 2 13 13,2 102 102 129 130 2 1 8,4 8,4 /> Маша 15 15 12,5 12,1 102 102 162 163 1 6,8 6,8 Юля 9 9 13,1 12,2 112 113 158 160 1 3 7 6,8 Илья 5 6 11,8 11,6 134 134 150 159 5 5 6,9 6,7 Люба 5 6 13,3 13,3 108 109 95 102 1 2 7,3 7,1 Лера 8 8 16,7 16 100 104 117 117 8,1 7,5 Тима 5 6 13,5 13,2 110 115 124 120 1 2 7,2 7 Максим 1 2 14,8 14 107 108 110 116 4 4 7,7 7,5 Ника 8 8 13,8 12,2 112 112 116 124 2 3 7,1 7 Даша 1 15,2 14,4 93 95 80 92 1 7,7 7,6 Саша П. 1 12,6 12,5 104 108 136 138 1 2 7,2 7,2
Приложение 2 Показатели АД, ЧСС за весь период исследования дни Показатель/Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 До занятия пульс (Маша) 101 102 102 89 86 87 109 98 систолическое 100 102 106 98 114 103 68 102 диастолическое 72 75 70 58 60 64 43 62 После занятия пульс 99 97 119 108 101 100 120 118 систолическое 101 87 110 102 92 105 100 123 диастолическое 66 46 47 73 58 62 55 55 До занятия пульс (Юля) 99 118 125 64 75 95 99 84 систолическое 105 102 89 129 117 101 126 98 диастолическое 67 64 52 86 66 66 76 64 После занятия пульс 108 85 60 105 107 93 103 96 систолическое 104 79 92 94 86 98 114 95 диастолическое 58 55 58 61 61 60 80 59 До занятия пульс (Илья) 81 101 88 106 83 93 122 102 систолическое 109 100 116 104 98 94 97 96 диастолическое 66 60 60 70 65 61 57 62 После занятия пульс 105 89 92 83 92 98 106 101 систолическое 100 97 94 104 98 69 92 105 диастолическое 56 57 57 64 66 47 58 67 До занятия пульс (Люба) 82 102 89 97 114 123 98 128 систолическое 127 105 122 97 100 104 88 93 диастолическое 75 64 98 48 67 63 59 60 После занятия пульс 107 65 104 101 114 122 117 154 систолическое 92 85 106 94 96 99 91 101 диастолическое 61 53 62 56 57 67 55 60 До занятия пульс (Тима) 83 62 83 104 91 73 83 95 систолическое 105 94 64 87 106 105 116 140 диастолическое 55 62 46 64 66 49 57 80 После занятия пульс 88 101 101 113 80 110 105 92 систолическое 82 101 100 104 119 107 99 97 диастолическое 56 59 67 44 69 71 63 64 До занятия пульс (Максим) 120 113 109 129 115 69 99 124 систолическое 103 93 95 99 96 103 98 110 диастолическое 69 60 62 52 62 70 64 60 После занятия пульс 129 118 122 150 121 104 103 125 систолическое 97 90 80 99 90 90 95 99 диастолическое 65 58 50 66 54 64 59 67 До занятия пульс (Ника) 84 80 100 101 135 105 77 139 систолическое 96 90 82 93 97 96 90 98 диастолическое 55 61 54 58 65 58 55 49 После занятия пульс 117 143 127 124 111 123 89 117 систолическое 90 96 86 91 99 95 124 100 диастолическое 56 59 58 56 58 60 94 62 До занятия пульс (Даша) 93 97 108 109 104 92 104 110 систолическое 97 100 94 95 100 95 93 97 диастолическое 64 60 54 59 68 70 58 56 После занятия пульс 114 98 124 113 118 125 106 116 систолическое 97 94 95 105 105 98 91 101 диастолическое 49 53 58 58 63 56 56 53 До занятия пульс (Лера) 113 108 116 101 107 112 106 111 систолическое 100 100 94 102 98 103 98 100 диастолическое 60 57 53 61 60 62 58 58 После занятия пульс 112 101 114 118 101 99 105 102 систолическое 110 93 105 107 101 100 105 96 диастолическое 70 58 58 59 59 55 62 57 До занятия пульс (Саша П) 106 95 99 84 83 82 86 101 систолическое 93 95 126 98 95 88 101 98 диастолическое 64 66 76 64 60 57 57 44 После занятия пульс 130 93 103 86 92 104 87 74 систолическое 93 98 114 95 102 98 96 93 диастолическое 57 60 90 59 56 62 47 48