Московскийархитектурный институт
Реферат
Связь религиии архитектуры в культуре древней Греции
План
Введение
1. Особенность древнегреческой религии
2. Появление философии как понятия. Пифагор
3. Пропорции и «Золотое сечение»
4. Связь архитектуры и философии
Заключение
Введение
Классическая философияродилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постиженияокружающего мира, понимания смысла и законов вселенной. Истоки греческойфилософии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали грекине только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древнихцивилизаций.
Основные философские идеии принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавиличто-то новое. Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие отсвоих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил.Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Еслиприходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал иумирал.
В то время философия небыла достоянием библиотечных полок, правители государств считали за честь бытьфилософами.
1. Особенностьдревнегреческой религии
Чтобы образы выражалиидею не условно, а непосредственно, для этого идее необходимо быть полной и яснойдля художника и архитектора. Но как идеи первобытных обществ состоят из тёмныхпредощущений и смутных предчувствий, так и их идеи, естественно, должнысостоять из одних намёков, иносказаний и символов. В Греции искусствоотрешилось от символизма. Его образы облеклись в простоту и истину,составляющих высочайший идеал красоты.
Искусство никогда неразвивается независимо: напротив его развитие всегда бывает связано с другимисферами сознания. В эпоху первобытных и молодых народов архитектура, как вид искусства,всегда, в большей или меньшей степени, являлась выражением религиозных идей. Ав эпоху развития античного общества – выражением философских понятий.
Боги Греции похожи налюдей, образ человеческий возвышен, по сравнению с другими народами, его назначениевыражать красоту и гармонию.
Греческая культураоблагородила и просветила чувства человека, которые до этого были дикими ижестокими. Появились понятия чести и достоинства.
Известно, что греческаямифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву.Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основегреческой фантазии, а потому и греческого искусства, возможен в индустриальномобществе с железными дорогами, телефоном, неограниченными информационнымиисточниками? Нет, это был детский возраст развития цивилизации, период которыйне может повториться, и который являлся по-детски прекрасным. Древняя греческаяархитектура и философия во многом превзошли мировые архитектуру и философию намногие века, как детские познания откладываются в памяти на всю жизнь.
Да, выдающиеся греческиепостройки – это в большинстве своём храмы, посвящённые богам. Но греческиефилософы, в большинстве своём, отрицали олимпийских богов. Отрицали почему? Этибоги были наделены характерами и пороками человека. Философов не устраивалоотсутствие идеалов, под вопрос попадало многобожие, а для древнего мира этопризнак передовой философской идеи. Строители Парфенона или Эрехтеона не былипрямыми последователями Пифагора, Сократа или Платона. Здесь можно говорить обобщей культуре Греции. Ведь в основу греческой архитектуры легли понятиягармонии, эстетической красоты, чувство пропорций и знание математики.
2. Появление философиикак понятия. Пифагор
Одним из самыхвлиятельных философов древней Греции был Пифагор. Я остановил свое внимание наэтом философе потому, что он был математиком, а математика имеетнепосредственное отражение в греческой архитектуре. Более тридцати лет онобучался сначала в Греции, потом в Египте, а затем в Вавилоне и познал,наверное, все, что было возможно в те времена знать о вселенной и человеке. Онбыл сведущ во всех науках, он был высоким жрецом, Иерофантом, посвященным вомногие мистерии. Легенда о том, что он был сыном Аполлона, была широко известнаи что не вызывала у современников никаких сомнений — столь велик и прекрасенбыл этот человек, столь высоким и непоколебимым был его авторитет, хотя он и незанимал важных государственных постов. Его приглашали как мудрого советника вобщественных делах, его ждали в храмах как великого жреца, но вместо того,чтобы наслаждаться почетом и славой, он уехал на побережье Италии, в Кротон,где основал первую в истории философскую школу.
Почему же появилась такаяшкола? В VI в. до н. э. Греция переживала переломный момент, ее жизнь круто ибыстро менялась. Города-государства расширялись, завоевывая себе жизненноепространство, менялся уклад жизни, людей все больше заботили прибыль отторговли и увеличение количества рабов, они начинали привыкать к роскоши ибогатству. Частые междоусобные войны держали всех в постоянном напряжении,приучая людей жить сиюминутными интересами. Религия к тому времени утратиласвое значение, очеловеченные боги, наделенные обычными нашими недостатками, сих печалями и радостями, ссорами и примирениями, вспышками страстей и эмоцийопустились столь низко, что потеряли свою роль оплотов мирового порядка ипроводников высших законов и принципов. Идущие из глубины веков Мистерии,хранители мудрости и знаний, в основном закрылись и были доступны лишь длянемногих избранных. В такой ситуации требовалось что-то новое, что было быпонятно простому человеку и в то же время могло возвысить его, стать надежнойопорой в жизни и преградой для внутренней растерянности и пустоты. И такродилась философия. Слово это ввел в употребление Пифагор, который назвал себяне софос — «мудрым», а фило-софос — «любящим мудрость». Это было проявлениемскромности, исходящей из высшей мудрости, которой чуждо самолюбование; позжеблагодаря Сократу слово стало нарицательным и приобрело новый оттенок. Философ- это человек, который сознает, что не обладает высшей мудростью, но любит еевсем сердцем и поэтому искренне и чисто ищет ее во всем, что его окружает.Мудрость необъятна, она охватывает все сущее, от атома до вселенной, истремление к мудрости — это стремление познать саму жизнь во всех еепроявлениях и аспектах, осознать свое место в ней и, как закономерноеследствие, желание наилучшим образом распорядиться своей судьбой и выполнитьсвою жизненную миссию.
Самим соединением этихдвух слов — «любовь» и «мудрость» — Пифагор открыл людям великое знание: началоначал надо искать не столько в мудрости (тем более что древняя мудрость была ктому времени почти утрачена), сколько в любви, и в том числе любви к мудрости.Намного важнее самих знаний то, что направляет нас к ним, — а это любовь,любовь не к самому себе как к некоему сосуду, наполненному и пополняемомузнаниями, а к тому, кого или что мы хотим познать, — к человеку, природе,вселенной.
Философия сталакраеугольным камнем обучения в Пифагорейской школе. Здесь изучали самыеразнообразные науки: математику, геометрию, астрономию, музыку и многое другое;старшие ученики занимались также практическими вопросами: экономикой,политикой, медициной. Но одновременно с этим пифагорейцы постигали главное — Любовь с большой буквы, любовь ко всему сущему. А так как любви нельзя научить- ей можно только научиться, слой за слоем снимая с себя покровы черствости иэгоизма, — то этот процесс длился многие годы.
Занятия проводил самПифагор или его ближайшие ученики, математикам давалась целостная картина мира,раскрывалось устройство природы и человека. Изучая науку о числах игеометрических фигурах, а также астрономию, они познавали основные принципы изаконы мироздания; занимаясь музыкой, они постигали гармонию вселенной ичеловеческой души. Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что всеявления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывномдвижении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительныезакономерности.
В Древней Греции эпохиклассики возник ряд учений о гармонии. И наиболее глубокий след в мировойкультуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представлялимир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где всевзаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступаеткак начало порядка — упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе иискусству: “Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов ипланет”. Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искаличисловое выражение. Ими было обнаружено; что математические пропорции лежат воснове музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения междуинтервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание).Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали,что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Пифагорейцыискали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорциичеловеческого тела и утвердили математический канон красоты. Все классическоеискусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испыталина себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Новоговремени вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученыйАвгустин назвал красоту «числовым равенством». Философ-схоластБонавентура писал: «Красоты и наслаждения нет без пропорциональности,пропорциональность же прежде всего существует в числах. Необходимо, чтобы всеподдавалось счислению». Об использовании пропорции в искусстве Леонардо даВинчи писал в своем трактате о живописи: “Живописец воплощает в формепропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числовогозакона познает ученый”.
Такимобразом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшимусловием гармонии целого и может быть выражена математически посредствомпропорций.
Пропорцияозначает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видовпропорциональности:
— математическая,
— гармоническая,
— геометрическая идр.
3. Пропорции и«Золотое сечение»
На сухом языке математикиЗолотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части,при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая частьотносится к меньшей.
Отношение большей частиотрезка к меньшей в золотом сечении принято обозначать греческой буквой «фи» вчесть древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в. до н. э.; «фи»приблизительно равно 1,618…
Что же такого замечательногоскрыто в этой пропорции, что она занимает умы людей уже много веков?
В Золотой пропорции исвязанном с ней числе «фи» кроются удивительные математические закономерности,но самое главное — считается, что формы, основанные на золотом сечении, наиболеепривлекательны с эстетической точки зрения и поэтому с давних пор используютсяхудожниками, архитекторами.
По мнению исследователей,понятие о Золотом сечении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческийфилософ и математик (VI в. до н. э.) В философской школе Пифагора помимофилософии и математики изучали и гармонию. Занимаясь теорией гармонии,пифагорейцы пришли к заключению, что качественные отличия звуков обусловленыколичественными различиями между длинами струн. Это вдохновило их, и они постаралисьпойти дальше — выразить все закономерности мира через числа, полагая, что воснову мирового порядка бог положил именно число. Поэтому пифагорейцы в числахи их отношениях (а последние рассматривались как отношения отрезков) искалимагическое, сверхъестественное. И в геометрии не обошлись без мистики. Здесьособо следует отметить любовь пифагорейцев к звездчатому пятиугольнику,составленному из диагоналей правильного пятиугольника.
Есть предположение, чтоПифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.Действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта иукрашений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастерапользовались соотношениями золотого деления при их создании.
В дошедшей до насантичной литературе Золотое сечение впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во2-й книге «Начал» Евклид строит золотое сечение, а в дальнейшем применяет егодля построения некоторых правильных многоугольников и многогранников.
Важнейшими центрами деятельностихудожников, скульпторов, архитекторов были Северный Пелопоннес, Афины и греческийЗапад. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину,создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличаетгреческое искусство. Оно освобождается от тех жестких рамок, которые сковывалиего в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивногоразвития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. Вархитектуре оформляется классический тип периптерального храма и егоскульптурного декора.
Этапными в развитиираннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, каксокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, храм в Селинунте ихрам Зевса в Олимпии. Архаическое искусство создало совершенные в своейзаконченности, но условные произведения искусства. Мастер поры ранней классикисделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, иестественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачидвижения человеческого тела в скульптуре и улучшение пропорций в архитектуре.На долю высокой классики выпала сложная задача — передать движения души.
Искусство высокойклассики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область,где в это время рождается принципиально новое, — урбанистика. Хотя накоплениеопыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства былорезультатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно навремя высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, созданиецельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительствакак теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественныеи утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные чертыхарактеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицыпересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, изонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению районовгорода.
Ведущим типом зданийпо-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся нагреческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется такназываемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийсялучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданийобщественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем вдругих частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинскойдемократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самыймогучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной городсредоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощениеи в широкой строительной программе.
Архитектура высокойклассики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся спраздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени,архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новыесредства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболееполно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, вчастности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании чертдорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичныйдорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошнойскульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях.Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм сабсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков,где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид.
4. Связь архитектуры ифилософии
Архитектура ДревнейГреции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческогоискусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося втесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальнойсредой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественнаяжизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. Классическаягреческая архитектура создала ордер; в этом главная её заслуга. Чтобы понятьзначение архитектурного ордера, достаточно вспомнить, что он господствует вархитектуре вплоть до наших дней. Ордер – это известный условный порядок врасположении архитектурных частей. Он состоит в основном из ступенчатогопостамента, колонн и антамблемента с покрытием. Дорический стиль наиболеепростой, лаконичный по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера— строгость и простота.
Ионический стиль сложнееи насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкостьпропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительнаядекоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектураразработала еще третий — коринфский.
Коринфский стиль ещелегче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшеена почве ионической архитектуры. В наиболее четко выраженном виде ордернаясистема выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшимиразмерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку.Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В планехрамы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, сдвускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храмапомещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композициягреческих храмов различна.
Исключительное значениедля последующего развития мировой архитектуры имеют принципыархитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно вансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается сгармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружениймежду собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутрикомплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения сокружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скалаудлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа,которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс ивосприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям истремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводитьсвои сооружения в окружающий пейзаж. «Жемчужиной» акрополя являетсяхрам Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красотыспособствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтомуПарфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного иглубокого синтеза искусств. Работая над курсовой работой, по историиархитектуры я исследовал план Парфенона и пришёл к выводу, что он построен сиспользованием пропорции золотого сечения, но ещё более интересным оказалосьто, что отношение ширины и длины этого храма, подобны ширине и длине участкаакрополя.
Помимо храмов греческиезодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера:стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры(одеоны). Театры в Греции располагались на склонах холмов. Поперек склонаделались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическуюплощадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде,«скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.
Заключение
Греческие философы искалиистину в душе человека. Греческие зодчие искали красоту в камне. Их объединилостремление к прекрасному.
Они достигли таких большихуспехов, что их философские учения широко изучаются в современных учебныхзаведениях, а ордерная система остаётся эталоном в современной архитектуре. Ониоткрыто говорили о том, что счастье и красота, заключаются не в богатстве ипышности, а в достоинстве и сдержанности. Их достижения – знания человечества,о которых нужно знать и помнить.
Список литературы
1. «Искусство» изд. «Просвещение», 1986; составители: М. В.Алпатов, Н. Н. Ростовцев.
2. Философия: Учебник. Пол ред. В. Д. Губина.
3. Сайт «http//greek.ru/»
4. Казимеж Куманецкий, «История культуры Древней Греции иРима», М., «Высшая школа», 1990.
5. Н. И. Брунов «Греция» изд. Всесоюзной Академииархитектуры, 1935г.