А.Г. ШишовМедицинское изучение и предупреждение летных происшествий. Авторская редакция издания 1960 г. Часть1, Часть2 Медицинское изучение и предупреждение летных происшествий. Авторская редакция издания 1960 г. Часть1, Анатолий Шишов, Сборник «Человеческий фактор: новые подходы в профилактике авиационной аварийности»… Сборник «Человеческий фактор: новые подходы в профилактике авиационной аварийности». Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А.Г. Шишова, 2000 г. – С. 88-151. Шишов Анатолий Григорьевич (1908-1972 гг.) Начальник кафедры авиационной медицины, открытой в Военно-медицинской академии в г. Санкт-Петербурге. Основоположник авиационной медицинской авариологии. Фото: J.AIRCRAFT commerce, 2006 ^ МЕДИЦИНСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ВВЕДЕНИЕ Первые полеты на малоустойчивых в воздухе самолетах были связаны с огромным риском для летчика и часто заканчивались летными происшествиями, большая часть которых была обусловлена несовершенством авиационной техники. Детальный анализ летных происшествий того времени помогал конструкторам совершенствовать самолеты, повышать их устойчивость в воздухе и уменьшать опасность полетов. Однако уже в этот ранний период развития авиации было установлено, что летные происшествия связаны не только с недостатками конструкции самолетов, но и с недостатками здоровья пилотов. Развитие авиационной техники и широкое использование авиации в военных и транспортных целях повлекли за собой привлечение в авиацию большого контингента людей, пригодность которых к овладению летной специальностью не была предварительно установлена. Если первые полеты представляли собой только рискованный вид спорта, то на следующем этапе развития авиации вождение самолета стало распространенной профессией. Однако совершенствование авиационной техники при массовом использовании авиации, как показал опыт, не всегда приводило к снижению аварийности. Очевидно, что громадная, а возможно и решающая роль в возникновении летных происшествий принадлежала так называемому «личному фактору», т.е. способности летчика к овладению своей профессией, а также его функциональным возможностям к компенсации неблагоприятных сдвигов, вызываемых различными факторами полета. Естественно возник вопрос, всякий ли человек в состоянии овладеть летной профессией? Уже первые попытки медицинского отбора физически и психически полноценных лиц для использования в качестве летчиков привели к значительному снижению аварийности и ярко продемонстрировали таким образом громадное значение личного фактора как в происхождении летных происшествий, так, следовательно, и в их профилактике. Введение медицинского отбора в авиации не только сократило летные происшествия, значительная часть которых была связана с состоянием здоровья, но и открыло широкие перспективы медицинского обеспечения безопасности полетов, положив начало авиационной медицине как новой отрасли предупредительной медицины. Исключительный прогресс в техническом совершенствовании авиации за последнее десятилетие, равно как и широко поставленные исследования в области авиационной медицины привели к известному снижению аварийности, однако число летных происшествий все же остается столь значительным, что летная профессия до сих пор считается наиболее опасной. Все еще значительное число летного состава гибнет или становится инвалидами в результате катастроф и аварий. При летных происшествиях гибнут не только высококвалифицированные летные кадры, но и разрушается весьма ценная авиационная техника. Гибель летного состава и разрушение авиационной техники при летных происшествиях наносят государству большой экономический ущерб и снижают его обороноспособность. Профилактика летных происшествий и авиационного травматизма является одной из актуальных проблем авиации и авиационной медицины, имеющей государственное значение. Если авиационная медицина достигла определенных успехов в области авиационной физиологии, гигиены и врачебной экспертизы летного состава, играющих важную роль в борьбе за безопасность полетов, то успехи в области непосредственного медицинского изучения и предупреждения летных происшествий незначительны. Необходимо признать, что изучение и предупреждение летных происшествий связано с большими трудностями и требует от военного врача обширных и разносторонних знаний как в области авиационной медицины, так и в области авиационной техники и летного труда. Недостаточное знание этих вопросов часто приводило к тому, что врачи не могли высказать своей принципиальной, научно обоснованной точки зрения в отношении многих случаев и катастроф. Установление командованием какого-либо технического дефекта или ошибки в технике пилотирования обычно вполне удовлетворяло врача, и он уже не пытался установить и взвесить значение других факторов, относящихся к личности летчика. В связи с тем, что врачи авиационных частей длительное время не имели необходимой авиамедицинской подготовки, вопрос о причинах летных происшествий многие годы трактовался преимущественно с технической и летной точек зрения. При расследовании летных происшествий изучались по преимуществу недостатки авиационной техники и ошибки техники пилотирования, т.е. наиболее часто встречавшиеся причины аварийности. Подобная практика изучения летных происшествий сыграла положительную роль, так как указывала командованию на наиболее слабые места в конструкции самолетов и на ответственные моменты в технике пилотирования. Однако изучение ошибок в технике пилотирования производилось без достаточного учета психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей личности летчика в каждом конкретном случае. Недостаточная эффективность борьбы с летными происшествиями может быть объяснена не только слабой авиамедицинской подготовкой врачей, но и отсутствием более или менее совершенной методики изучения причин летных происшествий. Это обстоятельство приобретает особо важное значение сейчас, когда в связи с усложнением оборудования кабины и соответственно деятельности летчика в полете стало значительно труднее устанавливать истинные причины летных происшествий. Безаварийность летной работы обусловлена оптимальным соотношением между требованиями авиационной техники и возможностями человека. Следовательно, и проблема безопасности полетов может успешно разрешаться только при учете взаимосвязи человека и техники. Возможности приспособления человека к разнообразным факторам летного труда не безграничны, и поэтому ведущим направлением в овладении стихией воздуха является дальнейший технический прогресс авиации с учетом психофизиологических возможностей человека. Идеалом профилактики летных происшествий является создание такой авиационной техники, при которой исключалась бы возможность ошибочных действий летчика. Однако на данном уровне развития авиации мы еще далеки от такого состояния авиационной техники. Тем не менее, возможность тех или иных конструктивных изменений, уменьшающих число летных происшествий, всегда должна быть в центре внимания авиаврача при изучении аварий и катастроф. Не упуская из вида этой задачи, при разработке профилактических мероприятий обязательно должны учитываться и факторы, относящиеся к личности летчика. В разрешении последней задачи решающими моментами должны являться хороший отбор и врачебный контроль за состоянием здоровья, а также правильное воспитание и обучение летного состава. Прежде чем перейти к изложению основного материала необходимо кратко остановиться на месте, роли и значении авиационного врача при изучении летных происшествий. Немецкие буржуазные ученые – Руфф и Штругхольд считают, что авиационному врачу нечего делать там, где летное происшествие объясняется неисправностью материальной части, считая это обязанностью инженеров и командования. Конечно, нельзя согласиться с такой точкой зрения, так как она противоречит закону единства и взаимосвязи организма с внешней средой. В исходе любой аварийной ситуации решающую или по крайней мере значительную роль играет летчик. Даже в случаях, когда дефекты авиационной техники явились главной причиной летного происшествия, на долю авиационного врача остается ряд вопросов, весьма важных для правильного понимания исхода аварийной ситуации и последующих профилактических выводов. Кроме того, причины летных происшествий заранее неизвестны, и авиационный врач уже в силу этого должен участвовать в расследовании всех летных происшествий. В соотношении состояния авиационной техники, оценки техники пилотирования и других моментов, основная роль принадлежит летчику и инженеру, в отношении же оценки здоровья и психофизиологического состояния летчика – авиационному врачу. Однако нельзя разорвать единую цепь причин, взаимосвязь техники и человека в происхождении летного происшествия, так как поведение летчика может быть правильно оценено только в связи с состоянием авиационной техники и конкретными условиями полета, и, наоборот, те или иные дефекты эксплуатации или пилотирования самолета могут определяться психологическим состоянием летчика. Таким образом, всесторонняя и правильная оценка всех факторов летного происшествия может быть произведена только при совместной работе и взаимной консультации командира, инженера и врача, и лишь когда определяется причина летного происшествия, детальная аргументация их может производиться в отдельности каждым участником расследования. Авиационный врач в силу своей компетенции не может одинаково глубоко охватить все стороны летного происшествия, но он обязан помнить, что летное происшествие – это слишком сложное явление, для понимания которого необходимо вникать во все обстоятельства дела и ясно видеть сплетение многообразных факторов, приведших к аварийной ситуации. Опыт и вдумчивое отношение к этой проблеме должны постепенно научить авиационного врача в каждом отдельном случае находить ведущее звено в цепи причин, обусловивших летное происшествие. ^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ При медицинском изучении авиационной аварийности, естественно, в центре в центре внимания стоит задача установления роли личного фактора в изучаемом явлении. Вопрос о значении «личного фактора» в аварийности имеет свою историю. Впервые он возник в связи с профессиональным отбором вагоновожатых, шоферов и железнодорожных машинистов. Занимались этим вопросом, главным образом, психотехники. Поводом к психотехническим испытаниям профессиональной пригодности послужил запрос, сделанных в 1910 г. Нью-Йорскими страховыми обществами заинтересованными, в первую очередь, в уменьшении своих расходов по оплате жертв трамвайных наездов и крушений. Весьма важно отметить, что психотехнические учреждения на протяжении ряда лет разрабатывали эту проблему с ложных методологических позиций. Ошибочность исследований в этой области заключалась в том, что психотехники не занимались всесторонним анализом причин промышленных и транспортных аварий с учетом связи производственных организационно-технических моментов и личного фактора, а делали упор только на личный фактор. Такой подход к изучению личного фактора в аварийности определяется идеалистическими взглядами реакционных буржуазных ученных, утверждающих независимость организма от условий внешней среды. Вопрос о роли личного фактора в происхождении летных происшествий запутан не менее, чем в применении к промышленности и транспорту. Прежде всего, причины аварийности, связанные с личным фактором, фигурируют в иностранной литературе еще и под другим названием «ошибки пилота» (Андерсен, Бенджамин, Армстронг, Кафка, Студеброд). Визегофер, Видерман, Руфф, и Штругхольд под «личным фактором» подразумевают отклонения в нервно-психической сфере летчика, которые могут быть конкретными причинами летных происшествий. Это понятие вышеуказанные авторы называют еще «психическим отказом». Армстронг под личным фактором понимает все несчастные случаи, ответственность за которые несет пилот. Так понимают личный фактор за рубежом. По определению советского ученого профессора С.Г. Геллерштейна личный фактор есть совокупность всех врожденных физических и психических свойств личности, которые могут быть поставлены в связь с аварией. Личный фактор охватывает, таким образом, сферу эмоциональных и волевых качеств, черты характера и темперамента, задатки и способности, склонности и интересы, вкусы и привычки, моральный облик, физическое развитие, общую и специальную подготовку. Следовательно, в широком понимании личный фактор включает и состояние здоровья, и физические недостатки, и нервно-психические отклонения в поведении летчика, и способности его к овладению своей профессией. В более узком понимании личный фактор – это только психологический фактор. Конечно, вполне допустимо при изучении аварийности устанавливать роль личного фактора в его узком понимании, однако такое исследование летных происшествий все же носит характер не всестороннего, а только частичного решения проблемы. Такой подход к изучению аварийности, естественно, ограничивает и задачи авиационного врача, которые будут определяться, в конечном счете, узкими задачами психолога. Встать на такой путь исследования аварийности, значит заведомо отказаться от изучения ряда аварий, причины которых имеют прямое отношение к личности летчика, и следовательно, к компетенции авиационного врача. Изложенное выше приводит нас к заключению, что личный фактор имеет положительное значение, главным образом, как обобщающий термин, фиксирующий внимание исследователя на значение личности летчика в летном происшествии. Личный фактор интересует нас, прежде всего, в связи с изучением причин летных происшествий. В понятие причин, связанных с личным фактором, зарубежные исследователи вкладывают совершенно различное содержание. Так, например, Андерсен причины аварий, зависящие от летчика, перечисляет следующим образом: 1) ошибки суждения о полете; 2) потеря соображения; 3) утомление; 4) физическая болезнь и 5) непредотвратимые. Бенжамин при анализе аварий в военно-морской авиации так перечислил причины, связанные с личным фактором: а) механические, б) непредотвратимые, в) неизвестные. Такая классификация является типичным примером агностических взглядов буржуазного ученого в отношении познания причин аварийности, связанных с личностью летчика. Национальный комитет США по аэронавтике причины авиационных аварий, связанные с ошибками пилота, подразделил на пять главных категорий: 1) слабая техника пилотирования; 2) ошибки суждения; 3) беспечность; 4) невыполнение приказа и 5) разное. Несколько более сложная, хотя в основном аналогичная классификация причин летных происшествий, связанных с личным фактором, предложена и Армстронгом. В этой классификации указанные причины разделяются на следующие группы. 1. Ошибочное умозаключение. Сюда относятся все летные аварии, возникающие из-за принятого летчиком ошибочного решения (под умозаключением автор понимает психическую деятельность, которая приводит к определенному решению или выбору основного направления при достижении определенной цели. 2. Плохая техника пилотирования. Сюда относятся все летные аварии, вызванные недостаточным искусством пилота или пониженной координацией движений при управлении самолетом. И то и другое может быть связано с врожденной неспособностью, редкими полетами, недостаточным летным опытом или отсутствием опыта полета в особых условиях или на необычном типе самолета. 3. Нарушение инструкции. В эту графу включаются все летные аварии, вызванные нарушением или несоблюдением местных или общих правил, инструкций или указаний относительно управления самолетом (выполнение фигур пилотажа на малой высоте, выполнение фигур пилотажа на самолете, не приспособленном для этих целей, или другие запрещенные действия). 4. Легкомыслие или небрежность. Сюда относятся все летные аварии, вызванные недостаточной внимательностью летчика к условиям полета или отсутствием осторожности, необходимой в данных условиях на земле или в воздухе (небрежное обращение с приборами управления, взлет без предварительной проверки запаса горючего и т.п.). 5. Разное. Сюда относятся все остальные летные аварии, ответственность за которые может быть возложена на летчика. Рассмотрим несколько подробнее группы причин, связанные с личным фактором в классификации Армстронга. Ошибочное умозаключение как причина (группа причин) летных происшествий является весьма абстрактной. Всякий поступок летчика связан с актом умозаключения и поэтому почти любая авария может быть объяснена ошибкой умозаключения. Однако такое объяснение очень далеко уводит нас от задач конкретизации причин неправильного действия летчика. Ошибка умозаключения, как правило, находит конкретное выражение в каком-либо ошибочном действии, которое и должно анализироваться под углом зрения тех причин, которые его определили. Следовательно, термин «ошибочное умозаключение», вследствие своей абстрактности нельзя считать не только конечной причиной летного происшествия, но и причиной вообще. Анализируя неправильные действия летчика в аварийной ситуации, авиационный врач должен конкретно указать источник их возникновения (конкретные недостатки летного обучения и воспитания, конкретные нарушения предполетного режима и др.), чтобы затем можно было рекомендовать необходимые меры воздействия. К группе плохой техники пилотирования относятся ошибки летчика, имеющие различные причины (конкретные недостатки в методике обучения и воспитания, в предполетном режиме и др.). Хотя такое объединение ошибок и допустимо, однако при этом весьма затрудняется правильный анализ причин их возникновения. В толковании понятия «нарушение инструкции» также нет достаточной четкости. Конечно, всякое невыполнение того или иного правила можно рассматривать как нарушение инструкции. Однако и этот термин в его широком понимании нельзя считать конечным выводом изучения летного происшествия. Факт нарушения правила важен сам по себе, с аварией связан лишь внешне. Нужно дойти до главной причины неправильного действия. Если летное происшествие и произошло по причине нарушения инструкции, то необходимо выяснить, в чем конкретно выразилось это нарушение и где его источник, чтобы можно было рекомендовать конкретные меры воздействия. Легкомыслие или небрежность. Не отрицая наличия таких качеств у летчика, все же следует считать, что подобные термины не отражают конкретных причин летного происшествия. Всякое легкомыслие или небрежность летчиков в пилотировании имеют конкретное выражение в каком-либо ошибочном действии. Именно это действие и должно в дальнейшем анализироваться для того, чтобы выяснить определившие его причины с целью устранения его повторения. При широком толковании самого понятия легкомыслия и небрежности очень многое можно объяснить, но это только отвлечет нас от задачи конкретизации причин аварийности. Следовательно, объединение аварий из-за легкомыслия или небрежности в одну группу, также как и объединение разнообразных ошибок в группу «ошибок по технике пилотирования», маскирует конкретные причины летных происшествий и делает их профилактику беспредметной. Таким образом, разделение летных происшествий, связанных с личностью летчика, на «ошибочное умозаключение», «плохую технику пилотирования», «нарушение инструкции», «легкомыслие или небрежность» скрывает, маскирует, истинные причины летных происшествий и, следовательно, затрудняет разработку конкретных путей их профилактики. Такие попытки заранее классифицировать возможные причины аварий, исходящие из тех или иных психофизиологических качеств личности, заведомо обречены на удачу, так как они, разумеется, не могут отразить многообразия индивидуальных особенностей и действий летчика в неисчерпаемо разнообразных аварийных ситуациях. Такие классификации неизбежно становятся механическим обобщением различных психофизиологических черт, обобщением, отражающим больше теоретические взгляды авторов в отношении структуры личности, чем конкретные причины аварий. Такие схемы, кроме того, играют отрицательную роль, так как показывают, а иногда и навязывают, авиационному врачу общие формулировки, маскирующие конкретные причины аварий. Нельзя отрицать роли и значения психических качеств человеческой личности в возникновении летных происшествий. Если бы эти психические качества ничего не объясняли и не определяли в поведении личности, то бесполезно было бы их изучать и работать над их воспитанием. Такая точка зрения вступает в противоречие с нашей практикой, в которой на каждом шагу подчеркивается огромное значение психологических качеств наших людей в их творческой работе. Но в то же время никак нельзя согласиться с тем, когда эти психические качества рассматриваются в абстрактных понятиях, как это видно в классификациях зарубежных исследователей. Для большинства зарубежных ученых являются характерными бесплодные попытки изучения аварийности в целом, определения соответственно этому и ее причин, лишенных научно обоснованной дифференциации. Исходя из целостного понятия аварийности, большинство зарубежных исследователей выявляли уровень летных происшествий в связи с налетом часов на одно летное происшествие, определяли «календарь аварийности», коэффициент летных происшествий, создавали искусственные классификации летных происшествий. В результате этого получались тощие абстракции, не отражающие конкретной действительности. Приняв полученные таким образом абстракции за выражение конкретной действительности, зарубежные исследователи усугубляли порочность избранного ими метода изысканиями опосредованной связи между аварийностью и различными проявлениями биологической жизни или врожденной склонностью людей к авариям. Так, например, по мнению ряда зарубежных ученых, авиационная аварийность психически обусловлена и имеет определенные сезонные колебания. Этому вопросу посвящена работа Видермана. В весенний период автор отмечает полное расхождение между числом аварий в целом и количеством аварий, психически обусловленных. С усилием в этот период летной работы, увеличивается в марте и апреле общее количество аварий. В эти месяцы оно достигает своего максимума. Количество психических обусловленных аварий в этот же период времени постоянно продолжает оставаться на среднегодовом уровне. Эта закономерность сохраняется из года в год. Аналогичная закономерность, по мнению автора, наблюдается и в период осени (в сентябре, октябре), когда общее число аварий повышается по сравнению с летными месяцами, а число аварий, психически обусловленных, резко снижается опять до среднегодового уровня. В летние и зимние месяцы число аварий общих и психически обусловленных идет параллельно. Видерман подчеркивает, что количество психически обусловленных аварий зимой не стоит ни в какой связи с плохой погодой, так как все сомнительные случаи в смысле действия метеорологических факторов исключены из группы психически обусловленных аварий. Число психически обусловленных аварий понижается как раз в те периоды, когда общее число аварий увеличивается. Видерман объясняет это сезонностью биологических (органических) факторов, которые оказывают свое влияние на психическую сферу, создавая оптимальные условия для функций центральной нервной системы в период «биологической весны и осени». Руфф и Штругхольд поддерживают эти положения, указывая, что кривая аварий подвержена сезонным колебаниям, которые совпадают с ритмом, наблюдаемым в органической жизни. Практическое значение этих положений заключается в необходимости строжайшего врачебного контроля над психофизиологическим состоянием летчиков при учебных и тренировочных полетах в «опасные» периоды времени. На первый взгляд высказанные положения являются логичными и убедительными. В действительности же дело обстоит не так. Прежде всего следует выяснить, какие же летные происшествия автор рассматривает как «психически обусловленные»? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем цитату самого автора: – «Мы считаем психически обусловленными все те аварии, о которых само донесение говорит, что они возникли в результате: поверхностности, легкомыслия, необдуманности, нервозности, недостатка летной дисциплины, недостатков внимания, концентрации, способности к оценке и заключению. Кроме того, сюда же причисляем аварии, которые возникли в результате ошибок при определении высоты, нарушения курса, несоблюдения минимального уровня высоты, необращения внимания на скорость полета при «курсах страха», необращения внимания на горючее и его запасы, несоблюдения правил привязывания, необращения внимания на наступающую темноту, неумелого пользования парашютом». Как видно, мы снова встречаемся с такими неопределенными понятиями как поверхностность, легкомыслие, необдуманность, нервозность и др. Автора совершенно не смущает очевидная абстрактность этих понятий, мало того, он считает их конечными причинами, психически обуславливающими летные происшествия. При таком произвольном подходе к делу можно обосновать любую связь между аварийностью и сезонностью биологических факторов. К числу психически обусловленных аварий Видерман относит такие аварии, которые произошли в результате ошибок при определении высоты, нарушения курса, несоблюдения минимального уровня высоты и др. Конечными причинами таких ошибочных действий чаще всего бывают не психические явления, а конкретные недостатки в подготовке летчика. Поэтому отнесение подобных ошибочных действий летчика к причинам психически обуславливающим летные происшествия является принципиально неправильным. Что же касается таких причин как несоблюдение правил привязывания, неумелое пользование парашютом, то такие явления никогда не вызывают летных происшествий и поэтому не могут считаться их причинами. Следует обратить внимание еще на один факт. Приводя данные о количестве летных происшествий по месяцам за пять лет, автор оговаривается, что для интересующей его проблемы он не мог полностью использовать медицинские донесения, так как последние были нацелены главным образом на последствия летных происшествий. В отношении причин аварий в центре внимания, как указывает автор, были технические неполадки. Из общего числа 6139 летных происшествий автор лично не определял психически обусловленные аварии. Конечно, при анализе кратких аварийных материалов, составленных командованием, можно установить некоторые психологические факты, проливающие свет на аварийность. Что же касается установления психологических причин, обуславливающих аварийность, то представляется невероятным их определение по документам, составленным разными командирами, не имеющими знаний по психологии. Таким образом, при ближайшем рассмотрении вопроса о связи аварийности с сезонностью биологических факторов становится очевидной непригодность высказанных автором положений для выяснения конкретных условий возникновения аварийности. На протяжении ряда последних лет в английской и американской авиационной медицинской службе были распространены тесты для определения лиц, склонных к авариям. Гератеволь, отмечая некоторые соотношения между тенденцией к авариям и результатам исследования этой тенденции с помощью психологических тестов, правильно указывает на их недостаточную обоснованность по следующим причинам: а) соотношение между результатом теста и несчастным случаем незначительно; б) разница в результатах тестов довольно велика; в) исследования относятся главным образом к общим обстоятельствам возникновения аварий и в меньшей степени к склонности к авариям. В 1945 г. майор Чарлз Кункель произвел исследование некоторых качеств человеческой личности, предрасполагающих к воздушной аварии. В частности, речь идет о свойствах, отличающих летчика «неблагополучного» от летчика «благополучного» в отношении аварий. В основу данного исследования автором были положены две теории: а) теория Марбе, гласящая, что «вероятность для определенного лица подвергнуться действию несчастного случая может быть измерена числом аварийных случаев, уже имевших место ранее»; б) теория Фрейда. Автор указывает, что утверждение Фрейда: «ошибки имеют свой смысл» неоднократно подтверждалось другими исследователями. В частности, автор ссылается на клиническое изучение 130 рабочих с повторными несчастными случаями. Это изучение, якобы, показало, что некоторые из них таят в себе мстительное чувство по отношению к родителям, заставивших их заниматься нелюбимым делом. Несчастные случаи для этих рабочих являлись своеобразным удовлетворением их обиды. Обидчивость, по мнению автора, является наиболее обычным состоянием, бессознательно вызывающим несчастные случаи. Основным методом исследования Кункеля являлись конфиденциальные беседы с летчиками. Для иллюстрации приведем описание одного случая, который характеризует летчика с отрицательными индивидуальными особенностями. Случай 1. Летчик П. Совершил три аварии по причинам – нарушение, техническая ошибка, неосмотрительность. Летчик-истребитель, 23 лет, стаж летной работы 3 года. Имеет около 1000 часов налета. 9 месяцев летал на Р-47. Никаких серьезных повреждений в прошлом не помнит. В течение 9 лет езды на автомашине имел только одно происшествие, когда слишком круто повернул, чтобы избежать столкновения с пьяным шофером встречной машины. Однако, около 12 раз получал растяжение лодыжки во время игры футбол и баскетбол; разодрал ногу, перескакивая через ограду из колючей проволоки, и, вторично, наткнулся на такую же ограду во время верховой езды; в детстве товарищ рассек ему надбровье лопатой. Примечательно, что часовое стекло этот летчик разбивал не менее 25 раз, и во всех случаях, за исключением одного, дело происходило у приборного шита в кабине во время тренировочных или боевых полетов. На теле три рубца. Вырос в обеспеченной буржуазной семье, где был старшим из троих детей. Отец его – инженер, а до того преподаватель высшего учебного заведения – был человеком строгим, но справедливым, мать – снисходительной и мягкой. В детстве усвоил установку на независимость, предпочитал одиночество и этим объясняет свойственную ему всю жизнь «застенчивость» – род «чувства неполноценности». Источники этого чувства не вполне ясны, но, по-видимому, вызваны, главным образом, строгим и властным характером отца. Себя считает гордым, чувствительным, критически настроенным и склонным к импульсивным мыслям и действиям. Товарищи, которых он считал интеллектуально недоразвитыми, легко его раздражали. В общем скорее готов «действовать быстро и ошибочно, чем вовсе бездействовать». Иногда импульсивность приводила его к излишне неприятным последствиям и уничтожению ценных вещей. Припоминает случай, когда юношей, в досаде на то, что плохо бегает, швырнул часы в окно. Так же расправился с зажигалкой и неисправным ружьем. В 1942 году окончил один курс высшего учебного заведения, поступил в летную школу потому, что «томился желанием летать». В летном деле ценит переживание могущества и возможность «остаться наедине с самим собой». Особенно ценит боевые полеты, которые возбуждали у него спортивное чувство. Считается несколько сверхагрессивным и смелым летчиком. В течение короткого времени им выполнено 70 летных заданий, он стал проникаться страстной ненавистью к врагу. Летая однажды над Бельгией, вынужден был выброситься с парашютом, получив осколочные ранения, от которых полностью оправился. Первая авария произошла с ним во время тренировочного полета, когда он пролетал на недозволенно малой высоте над рекой и сломал конец крыла, задев им о кабель. Спустя два месяца, он, при исполнении задания, потерял ориентировку, выработал все горючее, сделал вынужденную посадку. Через год, в Англии, во время рулежки учебного самолета, столкнулся с незамеченной им стоявшей поблизости автомашиной. Заключение. Приведенные данные рисуют самоудовлетворенного, критически настроенного юношу, в основном ненадежного и незрелого, он склонен к преждевременным решениям и импульсивным действиям. В профессии военного летчика он нашел приемлемый выход для своих агрессивных побуждений и желания действовать независимо и беспрепятственно. Его специфическая склонность к несчастным случаям выражалась в прошлом в высокой частоте растяжений, полученных во время спортивных состязаний и чрезвычайно большим числом часовых стекол, разбитых во время работы у приборного щита самолета. Следует согласиться с автором в том, что обследованный летчик действительно является типичным буржуазным сынком, который характеризуется как самоудовлетворенный эгоист, считающий всех своих товарищей интеллектуально неполноценными. Что же касается реализации агрессивных побуждений в профессии военного летчика, то это ни что иное, как своеобразная фрейдовская трактовка, к которой прибегает автор для объяснения поведения человека не осознанными им влечениями. На основании конфиденциальных бесед с 200 квалифицированными летчиками и учета прошлых несчастных случаев в биографиях благополучных и неблагополучных в отношении воздушных аварий летчиков, Чарльз Кункель устанавливает следующее. 1. Большое число прошлых личных несчастных случаев указывает на некоторую степень вероятности воздушных аварий по собственной «ошибке летчика», между тем, как малое число прошлых случаев может служить указанием на будущую безаварийную летную работу. Несчастные случаи, наиболее в этом отношении показательные, это переломы и смещения, а также различные повреждения, главным образом, растяжения и рваные раны. Падения с лестниц, прищемление пальцев в дверях, автомобильные происшествия и число разбитых часовых стекол в общем обладают небольшой предсказательной ценностью. 2. Из различных внутренних факторов, непосредственно предшествовавших некоторым воздушным авариям, психическое напряжение встречается более часто, чем физиологическое; важную роль при этом играет чувство вражды и обиды (вражда по отношению к своему слишком придирчивому инструктору, обида на ведущего товарища за то, что тот не простил ему «гудения» во время обыкновенного грузового полета; большие неприятности, которые испытывал летчик от своей надоедливой тещи – авария произошла в то время, когда эти домашние дрязги почти достигли вершины). По данному исследованию Кункеля мы должны высказать следующие соображения. 1. Прежде всего, о методе исследования. Как мы уже указывали, основным методом исследования являлись конфиденциальные беседы с летчиками. Недостатки такого метода общеизвест Фото: J. Civil Aviation Training, 2004 ^ МЕТОДИКА МЕДИЦИНСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛЕТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Эффективность предупреждения летных происшествий во многом зависит от достоинств методики их изучения, от того, насколько эта методика позволяет вскрывать
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…