Россия и страны ОПЕК

Содержание: 1. Введение… … стр.2. Общие положения об ОПЕК… стр.3. Проблемы развития всех стран ОПЕК… стр.4. Россия и ОПЕК…стр.5. Заключение… ……стр.6. Список использованной литературы………… … стр.19 Введение. Вопрос экономического становления хозяйства в настоящее время является актуальным, так как все развитие России сейчас финансируется за счет доходов от экспорта нефти и других минерально-сырьевых

ресурсов. Опыт стран, которые на протяжении нескольких десятилетий жили только за счет аналогичных доходов, поможет нам понять путь, по которому следует направлять развитие России, чтобы будущее было как можно «светлее». Многие экономисты современности обращают свое внимание на развитие стран ОПЕК, на уровень мировых цен на нефть, на политику, осуществляемую этой организацией. Мировая цена на нефть определяет Российский бюджет, определяет, жить нам хорошо, или придется опять

брать столь обременительные кредиты за рубежом. Поэтому я считаю, что следует рассмотреть экономику ОПЕК и понять основные проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены этой организации на своем пути; основные задачи, которые следует решить государствам, чтобы приблизиться к уровню развитых стран. Общие положения об ОПЕК. ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the Petroleum Exporting Countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей

и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия — основали
Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.

Из устава ОПЕК: Статья 7 Устава гласит: «Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией. Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств – членов». Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия). Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась

эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы. Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение
справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США. На сегодняшний день в ОПЕК входят: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская

Аравия с 1960 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.). Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году). Цели: • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов. • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. • Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения

их ненужных и наносящих ущерб колебаний. • Постоянное уделение должного внимания интересам стран – производителей нефти и необходимости обеспечения: – устойчивых доходов стран – производителей нефти; – эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран – потребителей; – справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. Организационная структура: Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели),

представляющих государства – члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету.
Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства – члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет. Секретариат осуществляет свои функции под руководством

Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного

глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях. Экономическая характеристика ОПЕК Несмотря на огромное влияние на нефтяной рынок, ОПЕК производит всего 40% от объемов мировой добычи нефти.

Однако страны, входящие в ОПЕК, владеют 77% всех разведанных мировых запасов нефти. Страны, не входящие в ОПЕК, (Канада, Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай, Россия и США) добывают около 60% нефти, но при этом их собственные запасы быстро истощаются. В результате в последние десятилетия все острее ощущается необходимость освоения альтернативных источников энергии. Суммарные запасы нефти стран-членов
ОПЕК в настоящее время оцениваются в 1 трлн. 265 млрд. баррелей, резервы России и других стран СНГ составляют 447 млрд. баррелей, Северной Америки – 381 млрд. баррелей, а не входящих в ОПЕК развивающихся стран – 282 млрд. баррелей. Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти предельно прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти

для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот. Разбивка по доле добываемой нефти среди стран-членов картеля представляет собой следующую картину: Саудовская Аравия — 32,4%, Иран — 14,6%, Венесуэла — 11,8%, ОАЭ — 8,7%, Нигерия — 8%, Кувейт – 7,9%, Ливия — 5,3%,

Индонезия — 5,1%, Алжир —3,1%, Ирак — сейчас не квотируется, Катар — 2,5%. История развития ОПЕК В период с 1960 по 1973 гг. ОПЕК так и не смогла изменить расстановку сил на нефтяном рынке. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х гг когда западный мир столкнулся с усилением инфляционного давления и нехваткой сырьевых ресурсов. Особенно остро ощущался недостаток нефти.

Например, США, еще в 1950г. бывшие самодостаточными по добыче нефти, теперь были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это же время ОПЕК начала все жестче отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на нефтяном рынке. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке

США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом. 17 октября ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85%
американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2. Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний

пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% – с 1051 до 577 пунктов. В течение 70-х годов цена нефти продолжала расти, также

как и цена цветных металлов, резины, пшеницы и хлопка. Повышение цен на нефть вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией. Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными

темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд Кувейта – с $1,7 млрд. до $9,2 млрд Ирака – с $1,8 млрд. до $23,6 млрд. Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран.

В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.
После эмбарго 1973 года Киссинджер и Никсон начали поиски партнера на ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности

в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель. В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в западных странах и разногласия между членами ОПЕК привели к снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем,

ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были. Проблемы развития всех стран ОПЕК. В ОПЕК входят ведущие страны-производители нефти, и в связи с этим их экономическое развитие значительно отличается от развития других стран мира. Все в этом развитии подчинено одной цели – достичь как можно более высоких темпов добычи и реализации

нефти на мировом рынке. Экономика этих стран развивается в зависимости от рыночной конъюнктуры цен на нефть и поэтому является показательным примером развития страны с «добывающей» экономикой. Такой страной на данный момент является и Россия, так что опыт стран ОПЕК в нашем государстве не только может, но и должен учитываться при определении политики государства на мировом рынке нефти. Рассмотрение основных особенностей развития нефтедобывающей страны является
в настоящее время актуальным предметом исследований многих ученых. Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран.

Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнуть от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками. Одной из главных проблем развивающихся стран ОПЕК является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного

народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно. Второй и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран

ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Третьей проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и
оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менее удачные, решить их.

Россия и ОПЕК История взаимоотношений ОПЕК и России То время, когда Организация стран–экспортеров нефти и Россия – крупнейший мировой производитель нефти – находились в конфликтных отношениях, осталось в прошлом. В 90-ые годы организация экспортеров нефти погналась за двумя зайцами. С одной стороны, опековцы, безусловно, хотели бы продавать нефть по более высоким ценам.

С другой – на практике высокие цены на нефть ведут к снижению рыночной доли организации, что означает уменьшение ее влияния (поэтому ОПЕК хочет получить от независимых производителей, прежде всего России, гарантии как минимум несокращения доли организации). Однако если Мексика и Оман дали согласие на пропорциональное их доле сокращение добычи, то Россия нет. В июле 2002 года между ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая “нефтяная война”.

На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса. Начиная с 1998 года, наша страна участвует в сессиях
Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в нее. На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с исполняющим обязанности Генерального секретаря ОПЕК, господином Рахмоном, вновь была подтверждена готовность

России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате. Сегодня ОПЕК легко идет на контакт не только с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с высшими учебными заведениями России, которые готовят профессиональные кадры нового уровня для этого сектора экономики. Например, 29 октября 2004 г. состоялся международный семинар “Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития мировых нефтяных рынков”.

Организаторами семинара выступили Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России и Секретариат Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Семинар открыли Исполняющий обязанности Генерального секретаря ОПЕК доктор Майзар Рахман и директор Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России, вице-президент Международной академии топливно-энергетического комплекса, член-

корреспондент Российской академии наук, профессор В.И. Салыгин. Перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК Сегодня самым главным вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть. Нефть останется наиболее важным первичным энергоносителем в мире на ближайшие 20-30 лет. По оценкам участников международного семинара ”

Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития мировых нефтяных рынков” потребление сырой нефти в 2005 г. составит порядка 81-82 млн. баррелей в сутки, а к 2025 г. достигнет уровня в 114-115 млн. баррелей в сутки. Мир стоит перед угрозой “продолжительного нефтяного кризиса” и должен быть готов к тому, что цены на нефть будут высокими в течение длительного периода, сообщил Международный валютный фонд. Это – самое резкое из официальных предупреждений, которые до сих пор звучали
в рамках долгосрочных прогнозов для энергетических поставок. Предсказывая рост спроса в развивающихся странах и ограниченное количество новых поставок за пределами ОПЕК после 2010 года, главный экономист МВФ Рагхурам Раджан сказал: “Мы должны быть готовы к жизни при высоких ценах на нефть”. А дорогая нефть будет “продолжать представлять серьезную угрозу для мировой экономики”, добавил

он. В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью – стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях. Поэтому заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус на сессии ОПЕК в сентябре 2004 подчеркнул, что

Россия и ОПЕК “должны стремиться к налаживанию постоянного диалога, а не встречаться лишь тогда, когда возникают проблемы и потрясения. Вероятно, именно это является одним из способов избежать проблем и потрясений или хотя бы демпфировать их. В медицинской терминологии это называется профилактикой, в отличие от лечения. При этом хорошо известно, что лечение предполагает больной организм, а профилактика – здоровый”.Россия в данный момент старается действовать в рамках вышеуказанной логики и

Энергетической стратегии Российской Федерации, которую недавно приняли и сделали открытой для мировой общественности. Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти). Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить
вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка. На сентябрьской сессии ОПЕК говорили о том, что в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов тонн нефти, из которых 225 миллионов тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло – 285 млн. т, что соответствует стратегии, которая оговаривалась с

ОПЕК. Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики.

16 марта 2005 Организация стран-экспортеров нефти принимает решение увеличить квоты на добычу и экспорт. И российские официальные власти это решение полностью поддержали. Пока квота будет увеличена на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом ОПЕК предполагает в ближайшее время вернуться к этому вопросу, и если цена на нефть уменьшится, увеличить квоту еще больше. И такое увеличение будет происходить до тех пор, пока цена на нефть на

мировых рынках не опустится до “приемлемого уровня”. Правда, что это за уровень, пока не понятно. Зато в решении есть и другая оговорка: если в результате такой игры с квотами цена нефти не изменится, то игру прекратят. Интересно, что такую формулу при регулировании мирового рынка нефти ОПЕК применяет впервые. Чем же выгодно для России новое решение стран-экспортеров нефти?

Российская экономика страдает от высоких нефтяных цен не меньше, чем экономики государств-импортеров нефти. Высокий уровень цен на российскую нефть привел к серьезному притоку в Россию иностранной валюты и увеличению издержек при производстве отечественных товаров с большей добавленной стоимостью. Советник российского президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, описывая такую ситуацию, даже применил термин “венесуэлизация российской экономики”
. И такой взгляд подтверждается данными Минэкономразвития. В прошлом году зависимость России от экспорта энергоресурсов продолжала увеличиваться, и это увеличение составило почти 3%. Хотя до аналогичного показателя Венесуэлы в 80% нашей стране еще далеко, такая динамика не может не настораживать российское правительство. Справится с зависимостью от экспорта энергоресурсов,

России пока не позволяет не только постоянное увеличение золотовалютных резервов Центрального банка, но и наличие Стабилизационного фонда. По состоянию на 16 марта в нем уже накоплено 707,5 млрд рублей. Однако полностью стерилизовать поступающие в Россию нефтедоллары правительству все равно не удается, и реальный эффективный курс национальной валюты с 1 января этого года вырос уже почти на 3%.

Таким образом, принятое в марте решение ОПЕК будет явно на руку и российской экономике. Заключение. Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов

в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии. Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, “вытягивает” за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье. Ясно, что в общих интересах и

России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговорённых пределах. С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов
ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем. Список использованной литературы: 1. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения» Москва, «Юристь», 2001. 2. Под редакцией Жукова Е.Ф. «Международные экономические отношения» Москва, «Юнити», 2000. 3. Под редакцией Самофалова

В.И. «Мировая экономика и международные экономические отношения» Ростов – на – Дону, 2000. 4. Материалы с сайтов: 4.1 www.neftegaz.ru 4.2 www.tatcentre.ru 4.3 www.5ballov.ru