Современные
подводные лодки
капиталистических
государств
по характеру
решаемых задач,
составу вооружения
и типу энергетической
установки
подразделяются
на ПЛАРБ – атом-ные
подводные лодки
с баллистическими
ракетами, ПЛА
– атомные многоцелевые
и дизельные.
В данной статье
рассматриваются
атомные многоцелевые
подводные
лодки ВМС стран
НАТО (общее
количество
– около 120 ПЛА), их
состояние и
перспективы
развития.
По взглядам
командования
ВМС НАТО, на
современные
ПЛА может быть
возложен широкий
круг задач –
поиск и уничтожение
ПЛ противника,
прежде всего
ПЛАРБ, в районах
боевого патрулирования
и на переходах;
уничтожение
надводных
кораблей и
транспортов;
борь-ба (совместно
с надводными
силами и авиацией)
за завоевание
господства
на море; организация
рубежей в узкостях
с целью воспрепятствования
выходу кораблей
противника
в открытый
океан; участие
в блокадный
действиях;
охранение
авианосных
групп и соединений;
защита морских
коммуникаций;
нанесение
ударов КР по
наземным объектам;
скрытая постановка
мин, ведение
разведки, высадка
разведывательно-диверсионных
групп.
На современных
атомных подводных
лодках запас
ядерного топлива
рассчитан на
дальность
плавания около
400 000 миль, что
соответствует
10-13 годам службы
без перезарядки
реактора. Большая
мощность ядерной
энергетической
установки (ЯЭУ)
позволяет
обеспечить
не только движение
ПЛА, но и действие
разнообразных
систем оружия,
бортового
оборудования,
средств жизнеобеспечения
и обнаружения,
а также электронных
приборов.
В иностранной
печати подчеркивается,
что ПЛА обладают
стратегической
мобильнос-тью
и способны
быстро осуществить
переразвертывание
в любую точку
Мирового океана.
При этом трудно
определить,
сколько лодок
развернуто
в том или ином
районе, поскольку
их основ-ное
тактическое
свойство –
скрытность.
Это качество
является одним
из основных
преимуществ
стороны, обладающей
атомными подводными
лодками. Например,
появление
английских
ПЛА в Южной
Атлантике в
период англо-аргентинского
военного конфликта
в 1982 году и последую-щее
торпедирование
крейсера «Генерал
Бельграно»
ВМС Аргентины
фактически
сковало их
надводные силы,
и борьба с английской
эскадрой продолжалась
в основном
самолетами
берего-вого
базирования.
Особое значение
стратегическая
мобильность
ПЛА приобретает
для америка-нских
ВМС, которые
в соответствии
с положениями
наступательной
«морской стратегии»
(под-робнее об
этом см.: Зарубежное
военное обозрение.
– 1986.- №11.- С. 49-53 ) намерены
исполь-зовать
их в районах,
находящихся
на значительном
удалении от
своих баз и
непосредст-венно
примыкающих
к территории
Советского
Союза.
Ядерная энергетика
позволила
подводным
лодкам при
любых погодных
условиях ос-воить
новые районы,
где противник
имеет преимущество
в надводных
и воздушных
силах и где не
могут быть
развернуты
обеспечивающие
корабли и суда
(в частности
в Баренцевом,
Карском и Охотском
морях), в том
числе подо
льдом. Благодаря
новым возможностям
ПЛА меняются
взгляды на их
роль и место
в составе оперативных
формирований.
В зарубежной
прессе отмечается
,что ПЛА присущи
следующие
качества: скрытность
действий, позволяющая
выбирать время,
место и способ
атаки при сохранении
инициативы
в от-ношении
объекта удара;
большая автономность,
или способность
выполнять
боевые задачи
без пополнения
запасов и смены
личного состава
в течение 60-90 сут.
при сохранении
высокой бое-готовности;
значительные
ударные возможности
по уничтожению
не только морских
целей, но и береговых
объектов.
США. Строительство
американских
атомных подводных
лодок началось
в 1952 году с закладки
ПЛА «Наутилус».
Ее первый выход
в море с использованием
ядерной энергетической
установки
состоялся в
начале 1955 года.
За 35 лет в США
построено около
120 ПАЛ. Из низ две
(«Скорпион»
и «Трешер»)
погибли, десять
выведены из
состава флота,
пять переданы
в резерв. Подкласс
многоцелевых
лодок пополнился
двумя переоборудованными
ПЛАРБ типа
«Этен Ал-лен»,
которые используются
в интересах
сил специальных
операций. Сейчас
в боевом составе
флота насчитывается
99 ПЛА.
Основу сегодняшних
подводных сил
общего назначения
американских
ВМС составля-ют
ПЛА типов «Стерджен»
(37 единиц, построены
в 1967-1975 годах) и
«Лос-Анджелес»
(46 единиц). Последние
являются наиболее
современными,
их поступление
в состав флота,
начавше-еся
во второй половине
70-х годов, продолжается
и в настоящее
время со средним
темпом три-четыре
лодки в год.
Головной корабль
(«Лос-Анджелес»)
строился около
пяти лет и вступил
в строй в конце
1976 года (к середине
1990 года построено
еще 45 единиц).
В различных
стадиях строительства
находится еще
16 ПЛА этого типа.
Стоимость одной
ПЛА около 700 млн.
долла-ров (в
ценах финансового
1987 года).
В соответствии
с принятыми
нормативами
американские
ПЛА до шести
месяцев в го-ду
проводят вне
пунктов постоянного
базирования
– на боевой
подготовке,
на переходах
и в сос-таве
передовых
группировок.
В это же время
они могут совершить
один-два длительных
автоно-мных
похода продолжительностью
до двух месяцев
каждый. Для
поддержания
высокого уровня
боеготовности
командование
ВМС стремится
повысить коэффициент
оперативного
использова-ния
ПЛА при снижении
расходов на
их содержание
и сохранении
уровня безопасности
эксплуа-тации.
Так, еще в 1973 году
принята программа
SEOC, согласно
которой оперативный
цикл (пе-риод
между капитальными
ремонтами) для
ПЛА типов «Пермит»
и последующих
был увеличен
с 43 до 70 месяцев.
Позднее (1981) этот
период для
кораблей типов
«Стерджен»
и «Лос-Андже-лес»
достиг 84 месяцев.
В результате
в течение всего
жизненного
цикла на 17-19 %
сокращается
время нахождения
ПЛА в ремонте
и соответственно
увеличивается
время пребывания
в боегото-вом
состоянии. Для
второй подгруппы
лодок типа
«Лос-Анджелес»
(SSN700-718) предполагает-ся
вместо ранее
запланированного
16-месячного
капитального
ремонта (без
замены активной
зо-ны ядерного
реактора) провести
модернизационные
работы.
В связи с увеличением
межремонтных
сроков на ПЛА
осуществляется
аналитический
контроль за
техническим
состоянием
основных систем,
а выявленные
неполадки
устраняются
в ходе ограниченных
ремонтов.
При модернизации
атомных подводных
лодок командование
американских
ВМС исхо-дит
из того, что
они будут, как
правило, действовать
одиночно в
водах, контролируемых
против-ником.
Поэтому ПЛА
должны быть
способны
противостоять
любому виду
угрозы. Планируется
провести модернизацию
37 кораблей типа
«Стерджен»,
в ходе которой
намечается
повысить их
боевые возможности,
а затем постепенно
начать выводить
их из боевого
состава (в период
1997-2005 годов). Большую
часть работ
по модернизации
предусматривается
провести в ходе
плано-вых ремонтов;
устанавливать
гидроакустический
комплекс (ГАК)
AN/BQQ-5, систему
управле-ния
стрельбой
Мк117, новую навигационную
аппаратуру,
использовать
последние
достижения
в области снижения
шумности, повышения
безопасности
плавания,
ремонтопригодности
аппара-туры.
Все лодки типа
«Стерджен»
будут оснащаться
КР «Томагавк»
и модернизированными
торпедами Мк48
мод.5 ADCAP.
Основные направления
модернизации
ПЛА типа «Лос-Анджелес»
(как существующих
,так и строящихся)
сводятся к
следующему:
оснащение
начиная с 32-го
корабля – SSN719
«Про-виденс»
– установкой
вертикального
пуска (УВП) Мк45
для 12 крылатых
ракет «Томагавк»
мон-таж бортовой
автоматизированной
системы боевого
управления
(АБСУ) AN/BSY-1 начиная
с 40-го корабля
– SSN751 «Сан
Хуан»; дооборудование
для подледного
плавания Арктике,
в том числе
усиление ограждения
выдвижных
устройств,
применение
носовых заваливающихся
гори-зонтальных
рулей (с SSN751),
установка
дополнительных
гидроакустических
средств, устройств
для постановки
мин; снижение
шумности ядерной
энергетической
установки;
применение
проти-вогидроакустических
покрытий и ГАС
с протяженными
антеннами.
Кроме того,
повышение
бое-вых возможностей
ПЛА связывается
с оснащением
крылатыми
ракетами «Томагавк»
и ПКР «Гарпун»
новых модификаций,
торпедами Мк48
мод.5 АDCAP, а
также новыми
или модернизи-рованными
ПЛУР.
С 1978 года по программе
ASWSOW велась
разработка
новой ПЛУР «Си
Ланс» (под-робнее
см.: ЗВО.- 1989.- №7.- С.56-58).
Однако при
обсуждении
бюджета на 1991
финансовый
год министерство
обороны США
объявило о
замораживании
работ по этой
программе,
посколь-ку
устранение
вскрытых на
испытаниях
опытных образцов
технических
проблем требует
допол-нительно
около 1 млрд.
долларов. В
связи с этим
в американской
печати отмечается,
что ВМС в настоящее
время прорабатывают
несколько
вариантов
замены ПЛУР
«Си Ланс». В
частности,
ожидается, что
можно использовать
технологические
новшества,
применяемые
в ракете АСРОК
с вертикальным
пуском (VL-ASROC
или VLA) для
модернизации
ПЛУР САБРОК.
Наряду с реализацией
намеченных
мероприятий
по совершенствованию
кораблей типа
«Лос-Анджелес»
развертывается
программа
строительства
ПЛА нового
поколения
«Сивулф». В
1988 году было
выделено 213 млн.
долларов на
завершение
исследований
по корпусу и
борто-вым системам
вооружения
новой ПЛА, а
также 258 млн.
долларов на
закупку компонентов
дли-тельного
изготовления.
В 1989 году заключен
контракт на
строительство
головного
корабля SSN21
«Сивулф», ввод
его в боевой
состав намечен
на 1995 год. Постройку
второй и третьей
ло-док предполагается
финансировать
в 1991 году, а в дальнейшем
ежегодно выделять
средства на
три ПЛА. Ориентировочная
стоимость
строительства
серии из 29 единиц
составляет
32 млрд. долларов.
При разработке
проекта лодок
типа «Сивулф»
ставилась
задача добиться
качественно-го
скачка – резкого
повышения
характеристик
лодок. Во-первых,
это относится
к уровню первич-ного
и вторичного
акустических
полей, ходовым
и маневренным
качествам и
глубине погруже-ния.
Кроме того,
новая ПЛА будет
приспособлена
к плаванию подо
льдом, значительно
увеличи-вается
боекомплект
(50 единиц оружия,
включая ракеты,
торпеды и мины).
Подводное
водоиз-мещение
составит 9150 т,
длина 99,4 м, диаметр
корпуса 12,9 м,
осадка 10,9 м. Как
сообщается
в зарубежной
печати, перечисленные
выше и другие
характеристики
корабля, опубликованные
во время работы
над проектом,
не являются
окончательными
и по ходу строительства
могут из-меняться.
Корпус лодок
типа «Сивулф»
будет короче
и шире, чем у
кораблей типа
«Лос-Андже-лес».
Отношение его
длины к ширине
(7,7:1) близко к
оптимальной
величине (7:1). В
результате
снижается
гидродинамическое
сопротивление,
что способствует
увеличению
скорости хода
при заданных
водоизмещении
и мощности ЯЭУ
и сокращению
эффективной
поверхности
рассеяния при
отражении
гидролокационных
сигналов. Кроме
того, улучшается
компоновка
внутренних
помещений,
уменьшается
радиус циркуляции
и повышается
маневренность.
При выборе
диамет-ра корпуса
учитывались
ограничения,
связанные с
необходимостью
выполнения
доковых работ,
а также с глубинами
в акваториях
военно-морских
баз и пунктов
базирования
лодок.
Прочный корпус
и забортные
системы первых
лодок в серии
планируется
изготавли-вать
из стали марки
HY-100, а в дальнейшем
предполагается
перейти на
новую марку
HY-130. Предусматриваются
также установка
обтекателя
(волнореза) в
нижней части
ограждения
выдви-жных
устройств и
новая форма
кормового
оперения, которое
включает шесть,
а не четыре
эле-мента. Увеличение
более чем на
2 тыс. т водоизмещения
данных кораблей
по сравнению
с суще-ствующими
лодками типа
«Лос-Анджелес»
позволит внедрить
результаты
НИОКР по созданию
перспективных
гидроакустических
средств, объединению
всего электронного
оборудования
в единую АСБУ
AN/BSY-2 (программа
SubACS [подробнее
см.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]),
приме-нению
дополнительных
мер по обесшумливанию
лодки и повышению
ударостойкости
ее обору-дования.
Глубину погружения
предполагается
увеличить до
600 м, а скорость
хода – до 35 уз.
Основное вооружение
составят КР
«томагавк»,
ПКР «Гарпун»,
торпеды Мк48
мод.5, новые или
модернизированные
ПЛУР.
В результате
рассмотрения
некоторых
вариантов
проекта ПЛА
разработчики
отказа-лись
от намеченного
на начальном
этапе проектирования
расположения
торпедных
аппаратов (ТА)
в носовой части
параллельно
диаметральной
плоскости. Как
и на существующих
американ-ских
лодках, они
размещаются
побортно под
углом 10 град.
Количество
ТА возрастает
с четы-рех до
восьми, их диаметр
впервые в
американской
практике достигнет
762-мм (вместо
533-мм). Благодаря
этому можно
будет применять
бесшумный
способ стрельбы
самовыходом
торпед, а также
зарезервировать
габариты для
вероятного
увеличения
калибра торпед
в будущем. Кроме
того, их этих
ТА можно выпускать
необитаемые
подводные
аппараты, позволяющие
расширить
боевые возможности
ПЛА по обнаружению
целей, распознаванию
миноподобных
объектов,
оп-ределению
благоприятных
маршрутов в
ледовых условиях.
Принятое расположение
торпедные
аппаратов имеет
серьезный
недостаток
– затрудняет
или исключает
возможность
производить
стрельбу на
высоких скоростях
хода, но одновременно
позволяет в
носовой оконечности
разме-щать
крупноразмерные
акустические
антенны ГАК,
включая сферическую
антенну диаметром
7,3 м.
Основное требование
к ПЛА нового
поколения
состоит в том,
чтобы они стали
в пол-ном смысле
многоцелевыми,
то есть имели
вооружение,
необходимое
для боевых
действий в
различных
условиях. За
счет использования
более совершенных
средств связи
они могут
дейст-вовать
совместно с
надводными
кораблями в
составе тактических
групп. ПЛА будут
привлекать-ся
для нанесения
ударов по береговым
объектам крылатыми
ракетами,
осуществления
минных постановок,
ведения противолодочных
действий подо
льдом.
В энергетической
установке ПЛА
«Сивулф»
предполагается
использовать
новый водо-водяной
реактор S6W
с естественной
циркуляцией
теплоносителя
на малошумных
ходах (макси-мальная
мощность 60 тыс.
л.с.). При изготовлении
активной зоны
применяются
улучшенные
ма-териалы и
топливо. В состав
ГЭУ с частичным
вспомогательным
электродвижением
на мало-шумном
ходу войдут
турбогенераторы,
насосы и другие
механизмы с
уменьшенными
габарита-ми.
Традиционный
гребной винт
будет заменен
низкооборотным
многолопастным
винтом в на-садке
(pump-jet).
Особое место
среди американских
кораблей занимают
ПЛА, приспособленные
для пе-реброски
подводных
диверсантов.
В 1983-1985 годах две
лодки типа
«Этен Аллен»
(SSN609 «Сэм
Хьюстон» и
SSN611 «Джон Маршалл»)
переоборудованы
в транспортно-десантные.
На них имеются
помещения для
личного состава
подразделений
сил специальных
операций (так
на-зываемые
команды SEAL),
в которых можно
разместить
до 65 десантников
с оружием и
снаря-жением.
На верхней
палубе установлены
фундаменты
для крепления
двух контейнеров
цилинд-рической
формы (DDS- Dry Deck
Shelter), имеющих
шлюзовую и
декомпрессионную
камеры и служащих
для доставки
боевых пловцов.
В тех же целях
на ПЛА типа
«Стерджен»
устанавлива-ется
один такой
контейнер
(переоборудование
прошла SSN684
«Кавелла»,
планируется
произ-вести
еще пять таких
контейнеров
для пяти других
кораблей данного
типа).
Великобритания.
Первая английская
атомная подводная
лодка «Дредноут»
(в настоя-щее
время исключена
из состава
флота и находится
в Розайте в
небоеготовом
состоянии) была
заложена в 1959
году, введена
в строй в 1963-м.
Остальные 17
ПЛА (строились
с 1966 по 1990 год) составляют
основу подводных
сил английского
флота.
«Дредноут»
была построена
при технической
помощи США и
имела ядерный
реактор американского
производства.
Все последующие
ПЛА создавались
по национальным
проектам, причем
каждая серия
основывалась
на предыдущей
и являлась ее
дальнейшим
развитием.
Эво-люционный
характер
совершенствования
английских
атомных подводных
лодок можно
проил-люстрировать
следующими
примерами.
При проектировании
ПЛА типа «Вэлиант»
(пять единиц)
для устранения
недостатков,
присущих «Дредноут»,
был применен
ряд новшеств.
В частности,
носовые горизонтальные
рули были несколько
сдвинуты в
сторону рубки
с целью уменьшения
помех работе
ГАС. На малых
ходах стал
применяться
режим вспомогательного
(частичного)
турбоэлектродвижения.
Для сни-жения
шумности произведена
амортизация
турбин и главного
турбозубчатого
агрегата (ГТЗА),
которая достаточно
эффективна
при работе ГЭУ
на мощности
до 50 %. Применение
на третьей и
последующих
ПЛА в этой серии
американской
стали марки
HY-80 (вместо
английской
QT-35) позволило
увеличить
глубину погружения
до 300 м.
В ходе строительства
очередной серии
ПЛА типа «Свифтшур»
(шесть единиц)
стави-лась
задача повысить
их эффективность
благодаря
улучшению таких
характеристик,
как глуби-на
погружения,
наибольшая
подводная
скорость хода,
уровень шумности
и помех работе
ГАС, безопасность
эксплуатации,
надежность
и ремонтопригодность
ГЭУ. За счет
использования
но-вой марки
стали и выбора
цилиндрической
формы прочного
корпуса (ПК),
заканчивающегося
полусферическими
переборками
(вместо ПК
переменного
сечения ПЛА
«Вэлиант»),
глубина погружения
достигла 400 м.
Носовые горизонтальные
рули (высоко
расположенные
у «Вэли-ант»)
перенесены
на осевую плоскость
и выполнены
заваливающимися
(убирающимися
за об-шивку
легкого корпуса),
что обеспечивает
их сохранность,
а также облегчает
действия экипажа
при швартовке
и всплытии во
льдах. Такое
расположение
способствовало
хорошей управляемос-ти
при минимальных
размерах рулей
и снижению
сопротивления
движению ПЛА.
Размеры ог-раждения
выдвижных
устройств
уменьшены. В
сочетании с
другими конструктивными
мерами это
обеспечило
рост скорости
хода.
Корпус и надстройка
ПЛА покрыты
специальным
материалом
для уменьшения
акусти-ческого
поля корабля.
Обтекатель
носовой антенны
ГАС изготовлен
из стеклопластика,
что, по мнению
английских
специалистов,
снижает потери
гидроакустических
сигналов.
Для дальнейшего
уменьшения
уровня шумоизлучения
применена
единая амортизаци-онная
платформа, на
которой размещаются
турбины, турбогенераторы
и ГТЗА, часть
крупных вспомогательных
механизмов.
Водозаборники
главных конденсаторов,
чтобы обеспечить
цирку-ляцию
забортной воды
самопротоком
на средних и
высоких скоростях
хода, расположены
в пе-редних
кромках горизонтальных
стабилизаторов.
Улучшены
виброакустические
характеристики
вспомогательных
механизмов
и их звукоизолирующих
фундаментов.
Снижено число
оборотов гребного
винта.
С целью повышения
безопасности
плавания сокращены
количество
и протяженность
забортных
систем, существенно
увеличена
скорость продувания
цистерн главного
балласта,
раз-работаны
пределы оптимальных
сочетаний
скорости и
глубины хода
с углами перекладки
гори-зонтальных
рулей.
В наиболее
современной
серии английских
ПЛА (тип «Трафальгар»)
завершается
строительство
седьмого корабля
– S93 «Триумф».
Его намечено
передать флоту
в 1991 году. После
этого количество
многоцелевых
ПЛА в английских
ВМС достигнет
18 единиц. Проект
«Трафальгар»
разрабатывался
модификация
лодок типа
«Свифтшур».
Различные
усовершенст-вования
и новые технические
решения включались
в него с таким
расчетом, чтобы
в последст-вии
использовать
их для модернизации
лодок предыдущих
серий. В начале
проектирования
бы-ло принято
решение о размещении
всего оборудования
энергетического
отсека на единой
амор-тизированной
платформе,
которая крепилась
бы не к прочному
корпусу, а
непосредственно
к по-перечным
переборкам.
Впоследствии
оказалось, что
такое решение
связано со
значительным
те-хническим
риском и может
привести к
удорожанию
строительства,
увеличению
главных разме-рений
ПЛА и снижению
скорости хода
на 2 уз. Поэтому
работы по снижению
шумности свелись
к совершенствованию
уже применяемых
в подводном
кораблестроении
амортизационных
плат-форм,
виброизолирующих
фундаментов,
противогидроакустического
покрытия, а
также к разра-ботке
нового винта
в насадке (pump-jet).
Замеры уровней
шумности, выполненные
в 1984 году на акустическом
полигоне в
Шотландии,
показали, что
головной корабль
(«Трафальгар»)
на малошумных
режимах хода
пре-восходит
по этому показателю
даже дизельные
подводные лодки
«Оберон». Последующие
ПЛА серии должны
иметь еще меньший
уровень первичного
акустического
поля, поскольку
на них вместо
обычного
семилопастного
гребного винта
установлен
винт в насадке.
Кроме того,
хотя лодки
строятся по
единому проекту,
годовой интервал
между сроками
их ввода в строй
позволя-ет
постоянно
совершенствовать
технологию
и применять
новейшие технические
решения. Одна-ко
в связи с этим
неуклонно
повышается
стоимость лодок
этой серии (200
млн. фунтов
стерлинг-ов
в 1985 году и до 380
млн. фунтов
стерлингов
в 1990).
ЯЭУ английских
атомных подводных
лодок первоначально
создавались
по американс-кой
технологии.
Для первой ПЛА
(«Дредноут»)
в США был закуплен
ядерный реактор
S5W. Его
активная зона,
а также главные
турбины, редуктор,
турбогенераторы,
конденсаторы
произведе-ны
в Великобритании.
На последующих
лодках устанавливался
реактор PWR-1
английской
раз-работки.
Для испытаний
ЯЭУ и подготовки
специалистов
в Даунри (Шотландия)
создан испыта-тельный
центр. Одновременно
проводить
работы по
совершенствованию
ЯЭУ, направленные
на снижение
шумности, упрощение
конструкции
и улучшение
условий эксплуатации,
повышение
надежности
и безопасности,
увеличение
кампании ядерного
реактора. Были
спроектированы
не-сколько
типов активных
зон. Вместе с
тем при создании
ЯЭУ для ПЛА
«Трафальгар»
английс-кие
специалисты
пришли к выводу,
что возможности
по совершенствованию
ЯЭУ на основе
реактора PWR-1
исчерпаны
полностью. Со
второй половины
70-х годов ведется
разработка
реактора (PWR-2),
который должен
иметь повышенную
мощность (27 500
л.с.), меньшие
массо-габаритные
характеристики,
увеличенный
межремонтный
период, улучшенную
ремонтопригод-ность,
а также меньшую
шумность.
Первые ЯЭУ с
реактором PWR-2
намечено установить
на строящейся
ПЛАРБ типа
«Вэнгард», а
также на перспективные
английские
ПЛА (SSN-20), которые
в конце 90-х годов
на-чнут заменять
лодки типа
«Вэлиант».
Строительство
лодок новой
серии предполагается
начать в 1993 году.
Их водоизмещение
по сравнению
с ПЛА «Трафальгар»
увеличиться
на несколько
сот тонн, что
позволит провести
дополнительные
мероприятия
по снижению
шумности и
увеличе-нию
боекомплекта,
в состав которого
войдут модернизированные
ПКР «Гарпун»
и новые торпе-ды
«Спирфиш».
Франция.
Строительство
французских
ПЛА началось
в 1976 году. Головной
корабль серии
из восьми единиц
– «Рубис» вошел
в боевой состав
в 1983 году. Построены
еще три ПЛ, а
последующие
создаются по
усовершенствованному
проекту. Завершение
серии планируется
на 1995 год. Период
строительства
одного корабля
достигает шести
лет, а срок службы
– 30 лет. Общая
стоимость
восьми лодок
составит 14 млрд.
франков (в ценах
1986 года).
По конструкции
ПЛА «Рубис»
однокорпусная
с развитой
надстройкой
и ограждением
выдвижных
устройств
крыльевого
профиля, с рубочными
рулями. Кормовое
оперение состоит
из вертикальных
и горизонтальных
стабилизаторов
и рулей. Плоскими
поперечными
переборками
прочный корпус
разделен на
пять отсеков.
В первом (носовом)
отсеке расположены
четыре тор-педных
аппарата и
стеллажи для
торпед, ракет
или мин. Во втором
(на трех палубах)
находятся
центральный
пост, пост управления
движением,
навигационное
оборудование,
жилые помеще-ния,
а также аккумуляторная
батарея, компрессоры
и другое оборудование.
В третьем отсеке
ра-змещен ядерный
реактор с
паропроизводительной
установкой,
в четвертом
смонтированы
турбо-генераторы,
в пятом – гребной
и вспомогательный
электродвигатели,
а также аварийный
дизель-генератор
и пост управления
ЯЭУ. Особенностью
ЯЭУ французских
ПЛА, составные
компонен-ты
которой монтируются
на амортизированных
платформах,
является отсутствие
в ней главного
турбозубчатого
агрегата и
применение
естественной
циркуляции
теплоносителя
на малых и сре-дних
ходах. Оба
обстоятельства
способствуют
снижению шумности.
Основным оружием
ПЛА типа «Рубис»
считаются
торпеды, которые
выстреливаются
из 533-мм торпедных
аппаратов. С
1985 года французские
ПЛА (начиная
со второго
корабля се-рии)
оснащаются
ПКР «Экзосет»
(SM-39). В состав
радиоэлектронного
оборудования
входят ак-тивная
(DUUA-28) и
пассивная
(DSUV-22) ГАС с
цилиндрической
антенной, пассивная
ГАС (DUUX-5)
с антеннами,
разнесенными
по бортам лодки,
аппаратура
звукоподводной
связи, а также
РЛС, средства
радиосвязи,
навигации,
радио- радиотехнической
разведки. Рабочая
глуби-на погружения
не менее 300 м,
автономность
до 60 сут.
Оценивая французские
ПЛА типа «Рубис»,
иностранные
специалисты
подчеркивают,
что этот проект
по критерию
«стоимость/эффективность»
позволяет иметь
необходимое
количес-тво
достаточно
современных
кораблей стоимость
лодки в настоящее
время достигает
350 млн. долларов).
Хотя «Рубис»
уступает всем
американским
ПЛА по размерениям
и водоизмещению,
это вовсе не
означает, что
она соответственно
уступает им
по основным
показателям
боевого по-тенциала.
Тактико-технические
характеристики
ПЛА
Тип
подвод-
ной лодки
– количество
в строю (запла-нировано
в серии), борто-вые
номера находящихся
в строю (строящихся
и планируем-ых
к построй-ке),
годы строительства
серии
Водоизмеще-ние,
т:
надводное/
подводное
Главные
размерения,
м:
длина
ширина
осадка
Тип,
мощ-ность
энерге-тической
ус-тановки,
л.с. /
скорость
под-водного
(над-водного)
хода
узлов
Экипаж,
че-ловек (в том
числе офицеров)
Вооружение
[1]
1
2
3
4
5
6
США
«Сивулф»
–
0 (29)
(SSN21-
*),
1995-*
*
/ 9150
99,4
12,9
10,9
S6W, 60
000 /
35 (20)
130 (12)
762-мм
ТА – 8, до 50 КР «Томагавк»,
Мк48,
ПЛУР и ПКР
«Гарпун»
«Лос-Андже-лес»
– 46 (62)
SSN688-725,
750-757
(758-773).
1974-1994
6000 /
6900
109,7
10,1
9,9
S6G, 35 000 /
30
/ 20
133 (13)
533-мм ТА
Мк67 – 4 26 торпед
Мк48 и ПЛУР САБРОК,
вместо части
тор-пед могут
загружа-ться
8 КР «Тома-гавк»
(при отсутст-вии
УВП) и 4-6 ПКР, УВП
Мк45 для 12 КР
«Томагавк»
(на SSN719 и
после-дующих)
«Стерджен»
-37,
SSN637-639,
646-653,
660-
670,
672-684,
686,687.
1967-1975
4460 / 4960
89
9,7
8,8
S5W, 15
000 /
30 (20)
107 (12)
533-мм
ТА Мк63 – 4
23
торпеды Мк48
и ПЛУР САБРОК,
вместо части
торпед
могут
загружаться
8 КР «Томагавк»
и 4 ПКР «Гарпун»
«Пермит»
– 12 [2]
SSN594-596,
603-607,612-
615,621.
1962-1968
3750 /
4300
84,9
9,6
8,7
S5W, 15 000 /
30 (20)
127 (13)
533-мм
ТА Мк63 – 4
24
торпеды Мк48
и
ПЛУР
САБРОК,
вместо
части торпед
могут
загружаться
4 ПКР «Гарпун»
«Гленард
П.
Липскомб»
– 1,
SSN685,
1974
5813 /
6480
111,3
9,7
9,5
S5WА, ок. 15000 /
25 (20)
129 (14)
533-мм
ТА Мк63 – 4
16 торпед
Мк48, ПЛУР САБРОК,
4 ПКР «Гарпун»
«Нарвал»
– 1, SSN671,
1969.
5284 /
5830
95,9
11,5
8,2
S5G, 15 000 /
25 (20)
129 (13)
533-мм
ТА – 4, 16 торпед
Мк48 и 4 ПКР «Гарпун»
«Этен
Аллен» – 2 [3]
SSN609,611,
1962
6955 /
7880
125
10,1
9,8
S5W, 15 000 /
30 (20)
126 -132
(12)
533-мм ТА
– 4, 8 торпед
Великобритания
«Вэлиант»
– 5,
S102,103,46,
48,50,
1966-1971
4300 /
4800
86,9
10,1
8,4
PWR-1,15000 /
28 (18)
116 (13)
533-мм ТА
– 6, 32 торпеды Мк24
«Тай-герфиш»,
вместо ча-сти
торпед могут
за-гружаться
ПКР «Га-рпун»
«Свифтшур»
– 6,
S126,108,109,
104-106.
1973-1981
4400 /
4900
82,9
9,8
8,5
PWR-1,15000 /
30 (18)
116 (13)
533-мм ТА
– 5, 25 торпед Мк24
«Тай-герфиш»,
вместо ча-сти
торпед могут
за-гружаться
ПКР «Га-рпун»
«Трафальгар»
– 6 (7),
S107,87,88,
90-92
(93),
1983-1991
4200 /
5208
85,4
9,8
8,5
PWR-1,15000 /
30 (*)
97 (12)
533-мм ТА
-5, 25 торпед Мк24
«Тай-герфиш»,
вместо ча-сти
торпед могут
за-гружаться
ПКР «Га-рпун»
Франция
«Рубис»
– 4 (8),
S601-604
(605-608),
1983-1995
2385 /
2670
72,1
7,6
6,4
CAS-48,
9500/
25 (*)
66 (9)
533-мм
ТА – 4, 18 торпед
L5 или F17,
вместо
части торпед
могут загружаться
ПКР «Экзосет»
(SM-39); возможен
прием на борт
до 32 мин
Условные сокращения:
ТА – торпедный
аппарат, КР –
крылатая ракета,
ПКР – противокора-бельная
ракета, ПЛУР
– противолодочная
управляемая
ракета, УВП –
установка
вертикально-го
пуска.
SSN603 «Поллак»
выведена в
резерв в январе
1989 года.
Бывшие ПЛАРБ,
переоборудованные
в атомные
многоцелевые
подводные
лодки.