Формы и методы воздействия государственных финансов на легкую промышленность

–PAGE_BREAK–
Вывод: В данный момент правительство обеспокоено сложившейся ситуацией в легкой промышленности, поэтому тратит большое количество средств для стабилизации и улучшения этой отрасли.
 

2.2. Методы воздействия государственных финансов на лёгкую промышленность в РФ.

Объектами государственного финансового воздействия (регулирования) является то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения эффективного функционирования национальной экономики, а именно отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции и социальная структура общества. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.
Например, был разработан и принят закон Оренбургской области от 10.11.2008 № 2538/555-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2009 годы». В этом законе рассматривается перечень программных мероприятий по развитию и финансированию лёгкой промышленности, а также объёмы и источники финансирования лёгкой промышленности в Оренбургской области.

Таблица 2

Объемы и источники финансирования

(млн. рублей)

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует:

·              методы прямого (административного) воздействия на экономику

ü            Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений

ü            Лицензирование и квотирование

ü            Применение санкций

ü            Управление государственной собственностью

ü            Охрана окружающей среды

·              методы косвенного (экономического) воздействия на экономику

ü            финансовая политика

ü            денежно-кредитная политика

ü            Целевое программирование

ü            Регулирование налоговой системы

ü            Индикативное планирование

Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств. В приложении 1 представлены все формы и методы государственного регулирования экономики.

Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. По данным Минпромторга России, за первую половину 2009 уровень выпуска продукции в швейном производстве в Северо-Западном федеральном округе снизился на 10-30% по сравнению с аналогичным периодом 2008. Снижение уровня производства в текстильной и легкой промышленности обусловлено износом технологического оборудования и снижением потребительского спроса. При этом в объеме продаж товаров легкой промышленности на российском рынке лишь 21% приходится на долю отечественных производителей. Официальный импорт составляет 38,3%, а остальные 40,7%- это товары теневого производства или незаконно ввезенные на территорию России, в основном китайского и турецкого производства.

Одним из звеньев развития легкой промышленности является инвестирование в науку, которое уже в этом году в 4 раза превысило показатели 2008 и составило около 120 миллионов рублей. Государство заинтересовано в том, чтобы научно-технические разработки не оседали на полках, а немедленно попадали на производство.

Одним из векторов выведения легкой промышленности из кризиса должно стать повышение до 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ доли возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках, на осуществление сезонных закупок сырья и материалов, в том числе с целью технического переоборудования. К тому же предприятиям и производствам может быть предложено осуществлять налогообложение по принципу единого сельскохозяйственного налога, что, по сути, означает переход на упрощенную систему.

Также Минпромторг предлагает повысить пошлину на ввозимую в Россию обувь. Замдиректора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Олег Кащеев выдвинул инициативу увеличить пошлину на импортную обувь. Он предлагает сделать это в рамках формирования единого Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, который предполагает унификацию таможенных пошлин и тарифов.

Вывод: Стимулирование инновационного развития отрасли невозможно без обязательного внедрения в производство результатов научно-исследовательских работ, разрабатываемых научными организациями по заказу Минпромторга России и других заинтересованных сторон. В качестве стимулирующих мер технологического перевооружения также можно назвать: отмену уплаты НДС на ввозимое технологическое оборудование; субсидирование процентных ставков по банковским кредитам, взятым на приобретение технологического оборудования, а также сырья и материалов.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ

3.1. Проблемы развития лёгкой промышленности в РФ
В настоящее время хоть Правительство РФ и тратит большое количество средств и сил на стабилизацию легкой промышленности, но тем не менее, всё равно осталось большое количество проблем развития легкой промышленности, которые необходимо решать, чтобы добиться желаемого результата.

Основные проблемы отрасли:

·                     низкий уровень заработной платы. Лёгкая промышленность непривлекательна для молодежи и специалистов. В январе 2006 года среднероссийский уровень заработной платы в текстильном и швейном производствах составлял 4054 рубля (46 % от среднего уровня заработной платы в перерабатывающих отраслях промышленности).

·                     использование морально и физически устаревшего технологического оборудования. На начало 2008 доля оборудования, эксплуатируемого более 10 лет, составляла 77,4 %. Ежегодное обновление парка оборудования в отрасли не превышало 3 — 4 %, в то время как в экономически развитых странах аналогичный показатель составлял 14 — 16 %.

·                     высокая доля теневого и незаконно ввезенного товара на потребительском рынке. Более 62 % изделий лёгкой промышленности, представленных на российском рынке — товары теневого производства или товары, незаконно ввезенные на территорию России.

·                     большинство предприятий сосредоточено в провинции и многие из них являются градообразующими. В случае банкротства таких предприятий без работы останется значительная часть населения таких городов.

·                      нехватка у предприятий собственных средств на развитие производства.

Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности – сельское хозяйство. Льноводство – традиционная отрасль в России – находится в очень сложном положении. Из года в год сокращаются посевы льна – долгунца, падает его урожайность. Россия в 80-е годы не обеспечивала сырьем для льняной промышленности, которое ввозила преимущественно из Украины. Размещено льноводство неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный район, 25% — Северо-западный и Вологодскую область Северного района и только 15% — на все остальные (Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский). В настоящее время решается вопрос о возрождении отечественного льноводства взамен закупаемого хлопка.

Натуральную шерсть дают преимущественно овцы, очень небольшую долю (менее 1,5%)- козы и др. К началу 2004 по сравнению с 2001 поголовье овец сократилось на 25%, производство шерсти на 23%, резко ухудшилось качество поставляемой шерсти, основная масса которой не соответствует мировым стандартам. В настоящее время потребности шерстяной промышленности в натуральном сырье не удовлетворяются. Основные регионы  — поставщики сырья: Северо-Кавказский, Поволжский и Восточно-Сибирский.

Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из  России значительная часть его вывозится. Взамен приходится закупать полуфабрикаты для производства обуви и другой продукции, что повышает цену готовых изделий, влияет на цену и рост затрат на производство кожсырья  вследствие удорожания содержания скота (расходов на корма, оборудование, удобрения).

Хлопчатник в России не выращивается, поэтому развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Хлопок-сырец поступает преимущественно из среднеазиатских государств (основная часть из Узбекистана, а также из Туркмении, Таджикистана, Кыргызстана), небольшая часть – из Казахстана, Азербайджана, Египта, Сирии, Судана и др. В последние годы часто нарушаются поставки сырья из государств – бывших союзных республик, которые, стремясь заработать валюту, предлагают хлопок по демпинговым ценам за границу. Все это серьезно дестабилизирует работу хлопчатобумажной промышленности России.

Кроме натурального сырья, в легкой промышленности широко используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для их производства – отходы нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основные районы – поставщики химических волокон – Центр и Поволжье, а также Западно-Сибирский, Северо-Кавказский, Центрально-Черноземный экономические районы. Некоторые виды искусственной кожи, синтетических волокон в России не производятся. Например, пока почти не освоен выпуск высококачественной искусственной кожи для производства сумок и перчаточно-рукавичных изделий, традиционно поставлявшихся из Узбекистана, Молдовы и Украины. В настоящие время многие поставщики для нас потеряны.

Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку  сырья и производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.

Размещалась текстильная промышленность крайне неравномерно. На долю Центрального и Северо-западного районов приходилось более 80% выпуска всей продукции текстильной промышленности. Причем в Центральном районе производство тканей было не только сосредоточено в крупных городах, но и рассеяно по так называемым фабричным и кустарным селам. За прошедшие десятилетия предприятия текстильной промышленности были созданы в новых районах, главным образом в Сибири. В начале 90-х на долю восточной зоны России приходилось 6% производства всех видов тканей в стране.

Ведущая отрасль текстильной промышленности – хлопчатобумажная, дающая более 70% всех тканей России, среди которых преобладают ткани бытового значения (ситцы, сатины, бельевые). По производству хлопчатобумажных тканей в 2005 Россия занимала четвертое место в мире.

Среднегодовая мощность по выпуску хлопчатобумажных тканей в 2005 определена в 5 млрд. кв. м, а уровень ее использования составил лишь 28%. Такое катастрофическое положение связано с острой нехваткой сырья, ростом цен на него, неспособностью конкурировать с более дешевой продукцией других стран, неумением реализовывать конъюнктурные особенности российского рынка.

Второе место по объему вырабатываемой продукции занимают шелковая промышленность – более 11% выпуска тканей в стране. В связи с широким использованием в качестве сырья искусственных и синтетических волокон зависимость от поставок натурального сырья из Средней Азии, Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.

Льняная промышленность – старейшая и исконно русская отрасль текстильного производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место — 7,5% тканей в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового значения, технические и тарные. Отличительной особенностью отрасли является относительная обеспеченность собственной сырьевой базой. Возделывание льна – долгунца  и заготовки льноволокна сосредоточены в Центральном, Северо – Западном, Северном и Волго-Вятском районах, где в силу высокой материалоемкости производства представлен выпуск тканей.

Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа. Это одно из старейших производств, возникшее еще при Петре I. На долю шерстяной промышленности приходится 4,1% выпуска тканей в стране. По общему объему производства шерстяных тканей Россия занимает седьмое место в мире.

Вывод: Проблем в развитии легкой промышленности в России  много, но самыми обширными являются теневое производство и изношенность оборудования и предприятий. Для того чтобы разобраться с этими проблемами Правительство РФ активно инвестирует и финансирует отрасль.
3.2. Перспективы развития лёгкой промышленности в РФ

В настоящее время, Правительство волнует сложившаяся ситуация с лёгкой промышленностью. Поэтому был разработан план мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности  России на период до 2020 года. Сама Стратегия развития была утвержденаПриказом Минпромторга России от 24 сентября 2009 г. № 853.

В план мероприятий по реализации Стратегии развития лёгкой промышленности входят:

1.         Повышение инвестиционной привлекательности отрасли

·                    Разработка комплекса мер по развитию  межотраслевой и межтерриториальной кооперации  в сфере текстильной и  легкой промышленности, включая  разработку пилотных проектов по модернизации текстильного  и льняного производства в Ивановской, Вологодской, Волгоградской, Костромской и  Ярославской областях.

·                    Подготовка предложений по введению на постоянной основе сроков действия ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования для текстильной и легкой промышленности, которые не попали в перечень действующего законодательства.

2.         Создание условий, способствующих улучшению обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами

·         Разработка предложений по регулированию таможенных пошлин при проведении экспортно – импортных операций по  сырьевым ресурсам  и вспомогательным материалам для легкой промышленности.

·         Проведение анализа влияния субсидирования закупок сырья по итогам работы отрасли в 2008-2010 годах и подготовка предложений на 2011-2013 годы.

3.         Защита внутреннего рынка от незаконного оборота товаров

·         Разработка проекта двухстороннего Соглашения по осуществлению совместного мониторинга экспорта товаров легкой промышленности и инициировать переговоры с компетентными органами КНР, ПНР, Турцией, Индией и другими странами о заключении данного Соглашения сроком на три года.

·         Проведение анализа практики закупок продукции легкой промышленности отечественного производства при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд с учетом критерия ее качества и разработать предложения по  созданию в этой сфере недискриминационных условий  для российских производителей.

4.         Стимулирование экспорта

·         Реализация мер по увеличению объемов экспорта товаров легкой промышленности на основе возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях.

5.         Развитие трудовых ресурсов

·         Разработка предложений по квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) к производственному персоналу  текстильной и легкой промышленности.

·        Разработка и реализация мер по развитию гибких форм занятости на предприятиях легкой промышленности.

·        Подготовка предложений по определению объема и профессионально-квалификационной структуры потребности в иностранных работниках предприятий текстильной и легкой промышленности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–