Личность: проблемы науки или искусства?

Г.Олпорт.Личность проблема науки или искусства?Психологияличности тексты. М 1982.С.208-215.Имеются двапринципиальных подхода к детальному изучению личности литературный и психологический. Личность – реальная, существующая, конкретная часть психическойжизни, существующая в формах строгоединичных и индивидуальных. Художники творят психологи только собирают.Единство образов, внутренняя последовательность даже в тончайших деталях
Инагромождение плохо согласованных данных. Литература и психология являютсяконкурентами, двумя методами, имеющими дело с личностью. Метод литературы этометод искусства метод психологии это метод науки. 23 столетия назад Феофрастиспользовал метод, который психологами найден только сейчас метод выявления с помощью соответствующих воздействий и соответствующих ответов главных чертхарактера. Первый урок, который психология должна получить, улитературы, это кое-что о природе существенных, устойчивых
свойств, из которыхсостоит личность. Используя возможности лаборатории и контролируемого внешнегонаблюдения, психология сможет гораздо точнее, чем литература, установить длякаждого индивидуума четкий набор различных жиз ненных ситуаций, которые длянего эквивалентны, а также четкий набор ответов, имеющих одинаковое значение.Следующий важный урок из литературы касается внутреннего содержания еепроизведений. Каждое действие кажется отражением и завершением одного, хорошовылепленного характера.
Эта внутренняя логика поведения определяется теперь каксамоконфронтация. Но метод самоконфронтации едва начинает применяться впсихологии. Однажды, комментируя описание характера, Честертон заметил Онавыпивала, но автор не знал об этом . Не все личности имеют базиснуюцелостность. Конфликт, способность к изменению, даже распад личности обычныеявления. Описание характеров Диккенсом хороший пример сверхупрощения. У нихникогда не бывает внутренних конфликтов, они всегда остаются тем, что они есть.Они обычно противостоят враждебным силам среды, но сами по себе совершеннопостоянны и цельны. Психология из-за отсутствия интереса и ограниченности методик,в общем, терпит неудачу в рас крытии или исследовании той целостности ипоследовательности характеров, которые в действительности существуют.
Величайший недостаток психолога в настоящее время это его неспособностьдоказать истинность того, что он знает. Вместо то го чтобы стремиться превзойтиписателей в этом деле, он обычно находит безопасное убежище в чащобахстатистической корреляции. Будучизапуганы инструментами естественных наук, многие психологи отвергают свойсобственный разум. Итак, психология нуждается в методиках самоконфронтации методиках, посредством которых может быть определено внутреннее единстволичности.
Следующий важный урок для психологов, который они должныизвлечь из литературы, как сохранить непрерывный интерес к данной индивидуальностина длительный период времени Огромное ко личество психологов в качествепрофессионалов никогда в действи тельности не видели индивидуума. Наука,утверждают они, имеет дело только с общими законами. Индивидуальность этопомеха. Необходима универсальность.
Эта традиция привела к созданию огромной,неясной психоло гической абстракции, называемой обобщенно-зрелая-человеческаяпсихика . Человеческая психика, конечно, не такова, она существует только вконкретной, очень личностной форме. Писатели прекрас но знают, что психикасуществует только в единичных и особенных формах. Наука всегда имеет дело собщим, искусство всегда с особенным, единичным. Личность никогда не общее ,она всегда единичное . Психологи не лучше других разбираются в людях. Они и неособенно проницательны, и не всегда способны дать консульта цию по проблемамличности. Психологическая наука оказала свое влияние и на автобиографию. Быломного попыток объективного самоописания и самообъяснения. Три урока, которые психологможет почерпнуть из литературы для улучшения своей работы. Первый урок это концепцияотносительно природы черт, которая широко встречается в литературе.
Второй уроккасается метода самоконфронтации, который хорошая литература всегда использует,а психология почти всегда избегает. Третий урок призывает к более длительномуинтересу к одной личности в течение большего периода времени. У психологииимеется целый ряд потенциальных преимуществ по сравнению с литературой. Онаимеет строгий характер, который компенсирует субъективный догматизм, присущийхудожественным описаниям. Психологу сильно надоели произвольные метафорылитературы.
Писателю, далее, разрешается, и он даже поощряется в этом,развлекать и занимать читателей. Он может передавать свои собственные образы, выражатьсвои собственные пристрастия. Психологу, с другой стороны, никогда неразрешается развлекать читателя. Его успех измеряется более жестким критерием,чем восторг читателя. Собирая материал, писатель исходит из своих случайных на блюденийжизни, обходит молчанием свои данные,
отбрасывает неприятные факты по своейволе. Психолог должен руководствовать ся требованием верности фактам, всемфактам от психолога ожидают, что он может гарантировать, что его факты взятыиз проверяемого и контролируемого источника. психологи, изучающие личностьстараются сказать то, что литература всегда говорила, и они по необходимостиговорят это гораздо менее художественно. Но о том, в чем они продвинулись,пусть пока немного, они стараются говорить более точно и с точки зрениячеловеческого прогресса с большей пользой. Каждый подход имеет своидостоинства, и оба нужны для комплексного изучения богатства личности.