Занзибар
Когда-то в
эпоху Средневековья архипелаг Занзибар и побережье Танзании считались одним
целым. Арабские торговцы, заплывающие сюда с диковинными товарами, называли эти
заморские края “Зиндж-эль-барр”, что означало “Земля черных
людей”. А путешествие сюда приравнивалось подвигу, ведь в те времена никто
не сомневался, что местные жители людоеды.
Название государства Танзания – а точнее
Объединенная Республика Танзания – родилось в 1964-м. Тогда при объединении
двух независимых африканских государств Танганьики и Занзибара встал вопрос:
как назвать новый союз? Решили пойти на компромисс: от Танганьики взяли ТАН, от
Занзибара – ЗАН. Так и родилось название: Танзания. Но и сегодня Занзибар
по-прежнему остается одним из самых привлекательных и самобытных ее районов…
На восточном
побережье главного острова архипелага – Унгуджа – до сих пор сохранился
складывавшийся веками уклад жизни. С отливом все жители прибрежных деревень
семьями высыпают к морю. Мужчины отправляются на коралловый риф в поисках рыбы,
а женщины и дети бродят по мелководью, подбирая ракушки и прочие дары моря…
Считается, что
первыми жителями Занзибара стали народы банту, 2 тысячи лет назад
переправившиеся сюда через пролив с континента. В “руководстве для
моряков”, написанном безвестным греческим торговцем через 60 лет после
рождения Христа, упоминался некий остров Миносиас к востоку от берегов черной
Африки. Возможно, именно так древние греки называли Занзибар.
С незапамятных
времен Занзибар жил торговлей. В Индию и Азию отсюда поставляли рабов, золото,
слоновую кость и дерево. В обмен торговцы с Востока везли на острова специи,
стекло и текстиль. Вместе с дефицитными товарами на остров импортировали Ислам.
“Золотой
век” древнейшего “супермаркета” посреди океана кончился с
приходом португальцев, рыскавших в поисках морского пути в Индию. Впрочем,
португальцы продержались на Занзибаре недолго. Оманские арабы выбили их из
построенных ими же крепостей. На смену арабам пришли дипломатичные, но жесткие
англичане, использовавшие Занзибар как перевалочную базу на пути в ту же Индию.
В начале XIX
века, при арабах, Занзибар превратился в крупнейший торговый центр. Главные
доходы поступали от продажи слоновой кости и черных рабов. Острова обрели такое
влияние, что султан Омана перенес свою резиденцию из Персидского залива на
Занзибар.
В 1810-м на
Занзибаре произошло событие на первый взгляд незначительное, но изменившее всю
дальнейшую жизнь архипелага: на одном из кораблей, шедших из Индонезии через
Маврикий, на остров завезли гвоздику…
Через несколько
лет Занзибар стали называть не иначе, как “остров специй”. Султан
Сеид Сэд лично владел 45 плантациями на западе острова и получал от них
неплохие доходы. К концу века гвоздика стала основой экономики всего Занзибара.
Благодаря удачной торговле в 1882-м на Занзибаре появилось большое постоянное
посольство Соединенных Штатов Америки. После прибытия в Америку посла Занзибара
о его баснословном богатстве ходило множество слухов. Еще бы: ведь он мог
позволить себе заплатить художнику за портрет 500 долларов – неслыханные деньги
по тем временам…
Как это ни
невероятно звучит, “гвоздичная монополия” Занзибара кончилась всего
15 лет назад в 1985 г., когда к великому неудовольствию занзибарцев Индонезия,
наконец, сама стала продавать гвоздику, по качеству намного превосходящую ту,
что растет на Занзибаре.
С появлением
пароходов и установлением британского протектората жизнь на Занзибаре в
очередной раз изменилась. Европейские миссионеры в гневных письмах на родину
описывали ужасы работорговли и британцам во что бы то ни стало, потребовалось
защитить честь мундира. Сначала в 1798 г. они заключили осторожный договор с
султаном Омана. Потом постепенно давили на арабов, чтобы те перестали продавать
невольников французам на острова Маврикий и Реюньон. И хотя в самой Британии
работорговля была запрещена с 1772-го, искоренить ее на Занзибаре им удалось
только через 100 лет…
С британских
времен жители Занзибара называют свой архипелаг не иначе как
“мусульманской страной с английскими порядками”. Хотя 99 из 100
жителей острова мусульмане, официальные выходные здесь – суббота и воскресенье.
Чай неизменно подают с молоком, а застигнутого с поличным вора в лучших
традициях Востока могут забить камнями…
Вплоть до
середины ХХ века все жители Занзибара были поделены на касты – негры и арабы
жили отдельно. Только с большим скандалом арабская девушка могла взять в мужья
чернокожего юношу. Во время революции на Занзибаре в 1964 г. недовольство
чернокожих вырвалось на свободу. Остров залили реки крови. В ходе арабских
погромов разъяренные толпы уничтожали арабов – потомков работорговцев везде,
где только могли их найти.
Тогда за
несколько дней погибли более 10 тысяч человек. Арабское население острова было
на грани истребления. Спасительное для арабов решение нашлось быстро и
неожиданно. На Занзибаре организовали… насильственные свадьбы.
Было
провозглашено, что любой чернокожий может свободно взять арабскую девушку в
жены. Парней и девушек выстраивали шеренгами лицами друг к другу. Юноша мог
бросить в понравившуюся девушку камешек и… жениться на ней.
Идея сработала.
Теперь в жилах большинства занзибарцев течет смешанная арабо-негритянская
кровь. И узнать на улице чистокровного араба или негра практически
невозможно…
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/