Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации министерствообразования
Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Эссе поконцепции современного естествознания на тему:
«Абсолютныйи «мягкий» детерминизм»
Выполнил:
НИКИТИНСКИЙ В.Е.
(факультетПрава, 1 курс, группа 153)
Преподаватель:
ВЕРЕТЕННИКОВ А.А
Москва,2005
Изучаялитературу по концепции современного естествознания и философии, я встретился со многими определения понятиядетерминизм. Думаю, самое удачное звучит так: «детерминизм – это — общенаучноепонятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи,взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих вмире». Этот термин, признающийопределенность всех явлений в мире включает в себя человека с его внутренниммиром. Выходит, что наша жизнь закономерна и бессмысленна? А значит и человекничего не способен изменить ничего в мире?
Эта идея того, что человек ничего не решает всвоей жизни, а все процессы, которые происходят в его мозге и рождают чувствалишь физиологический процесс, очень характерна для детерминизма. Это оченьпечально, ведь я думал: люди живут имыслят, а не просто существуют.
Начну с историистановления и развития детерминизма.Можно выделить несколько форм и концепций детерминизма, сменявших историческидруг друга – это античный, однозначный, вероятностный и современныйдетерминизм. Нужно отметить, что практически на каждом историческом этаперазвития общества и науки было место как для «мягкого», так и для абсолютного детерминизма. К примеру, вантичном детерминизме люди видели своюсудьбу, божью кару, которая может последовать. Мыслители эпохи Возрождениядумали, что человек создан по «подобию Бога».
Я решил проследить краткуюисторию развития отношений в науке к этому понятию. Долгое время онорассматривалось как гигантский механизм представлений, где все действия строгоопределены в своем появлении и изменении. Характерно, что на данный момент существует два вида детерминизма — «жесткий» (к примеру, Фрейд, который утверждал, что «человек — эторезультат истории его развития») и «мягкий», предполагающий наличиекакого-то пространства свободы.
По моему мнению, очень интересно рассмотреть абсолютный и «мягкий» детерминизмс религиозной точки зрения. К примеру, кальвинисты утверждают, что все события,в том числе будущие, определенны и известны заранее, «поскольку Богпредопределил их». В таком случае несуществует проблемы божественного контроля; вопрос в том, существует лиреальная свобода и моральная ответственность людей. Как я понял из их теории,деятельность человека сводится к тому, что он является орудием Бога, а это ужеклассическая теория «жесткого» детерминизма.
Также существует арминианская точка зрения наэту тему. Она гласит: Бог совершеннознает будущее, однако, по сути и на практике оно «открыто» и «неопределенно».То есть будущие свободные решения определенны, но не неизменны. Другимисловами, человек, делающий моральный выбор, свободен сделать такой выбор илииной, а это пример «мягкого детерминизма».
К XIX веку относят первые концепции «мягкого» детерминизма. В этихконцепциях все описания и объяснения природных явлений все более сводятся кпонятию случайности. Разработкатеории «мягкого» детерминизма идет по многим направлениям, но в нейесть мнения и идеи, которые я разделяю. Например, «мягкийдетерминизм» учитывает моменты случайности и неопределенности, а такжевероятности. По моему мнению, в мире множество примеров, подтверждающих этислова.
В настоящее времяконцепция «мягкого детерминизма» наполнена идеями «глобальногоэволюционизма», что помогает лучше понять человеческую свободу. Отмечу то, что работа по созданию такойцелостной теории «мягкого детерминизма» лишь намечает общие контурыее содержания.
Концепция «мягкого детерминизма» говорит нам, что внутренний мир человекаоторван от внешнего. Возможно, это не совсем правильное суждение. К примеру,человеческое общество очень частоформирует нравственные, моральные, этические ориентиры его членов, только унекоторых получается выйти из этогозамкнутого круга. Если в человеке естьчто-то отличное от нашего мира, независимое от окружения, то он должен бы былсохранить свою индивидуальность, даже окажись оторванным от общества. Норебенок, если в процессе развития будет лишен общения, то возможно уже нестанет человеком.
Конечно, и у абсолютного детерминизма есть свои недостатки. Оченьинтересной мне показалась мысль, что многие явления описываются недостоверно, амногие явления, которые мы наблюдаем вповседневности состоят из случайностей. То есть люди пытаются найтизакономерности там, где их нет.
Крайними вариантами«жесткого детерминизма» принято считать психоанализ 3. Фрейда,который рассматривает человека какцеликом обусловленного его прошлым. У М. Итуратедругое мнение по поводу «фрейдизма», он утверждает, что психоанализу присущанаправленность на утверждение свободы. «Человек обретает ее благодаря тому, чтосоздает смыслы, которыми руководствуется в своем поведении, выходя тем самым изсферы влияния природных закономерностей.». Р. Холтзанимает тоже достаточно близкую позицию, он считает: свобода и детерминизм не противоречат друг другу. Также приведу в пример, Б. Скиннера, он утверждает возможностьи необходимость тотального контроля иуправления всем человеческим поведением. Однако, бихевиристскаяпозиция также не обязательно предполагает «жесткий детерминизм» скиннеровского типа.
В рамках необихевиоризма были сформулированы некоторые версии«мягкого детерминизма», связывающие присущую человеку определеннуюстепень свободы с независимостью от текущей ситуации или с целями,спроецированными в будущее.
Я всегда был убежден в том, что в мире все относительно,и что любую идею можно развить как в одну, так и в другую сторону. Давайтепредставим, что мне нужно стать сторонником в одном случае идей абсолютного, ав другом «мягкого » детерминизма.
Я начинаю: насколько мне известно мысль в материальноммире — это «поток заряженных частиц», а частицы подчиняются законаммира, движутся по закону. Именно законы сейчас управляют моими рукам, заставляяменя набирать слова, которые я хочу, чтобы вы прочитали. Выходит, что я доношудо Вас не свои мысли, а, возможно, мысли Вселенной. Есть варианты развития Вселенной,но выбираем их не мы.
Между тем, могу опровергнуть свою предыдущую мысль.Существование человека выражается прежде всего в осознании им своей личности, ввозможности мыслить и принимать решения (это для меня представляет особуюценность). Смею предположить, что это все-таки я управляю своими руками и то,что сейчас пишу, плод моих собственных размышлений, а не мысли Вселенной.Выходит, мой разум может существовать и вне материального мира, мозг это всеголишь орган чувств.
Вопрос о свободе человеком не разрешим — разум в этом бессилен. Думаю, мы об этом уже достаточно сказали и в этом сомнений быть не может — субъект не способен познать самого себя таким же способом, как он познает окружающий его мир. Поэтому вопрос упирается главным образом в отношение к самой теме: абсолютный детерминизм или «мягкий»? Необходимо понять причины своих мыслей. Почему человек думает так, а не иначе? Ведь вопрос о свободе, как оказывается, не так уж и однозначен. Значит надо бороться с причинами, если они мешают человеку жить по-настоящему. Да, вопрос не разрешим, и, наверное, мне должно утвердить жизнь в своем разуме — пусть это будет по отношению к нему несправедливо.
Список использованной литературы:
Хоцей А.С. Основная ошибка философии.Детерминизм и свобода воли. — Казань, 716 с.
Философский словарь/Под. ред. И.Т.Фролова — 7 — е издание, переработанное и дополн. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
Современный философскийсловарь/Под общей ред. В. Е. Кемерова. — 3-е издание,испр. и доп. — М.- 2004. -846 с.
Привет тому, ктоэто читает!
Желаю, чтобы тыполучил (а) хорошую оценку. Напиши сколько тебе поставилив своем городе на [email protected] Эту работу делал сам, занее стоит отлично, так что тебе повезло!
Успехов!