СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯАКАДЕМИЯ
Калининградский филиал
Курсовая работа
по дисциплине социальнаяпсихология
Тема:
«Предмет и задачисоциальной психологии»
Выполниластудентка:
БеловаНина Евгеньевна
Содержание
Введение
1. Определение предмета социальной психологии
1.1 Дискуссия о предметесоциальная психология
2. Современные представления о предмете социальнойпсихологии
3. Задачи социальной психологии в обществе
3.1 Конкретные прикладные задачи
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Само сочетание словсоциальная психология указывает на специфическое место, которое занимает этадисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии исоциологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Этоприводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включаетее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научнойдисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективноесуществование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себемогут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук:психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свойпсихологический аспект, поскольку общественные закономерности проявляются неиначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделеннымисознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людейвозникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения ивзаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причинойдвойственного положения социальной психологии является сама история становленияэтой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, исоциологического знания и в полном смысле слова родилась на перекрестке этихдвух наук. Все это создает немалые трудности в определении предмета социальнойпсихологии.
Социальная психология какнаука вместе с тем потребности практики общественного развития диктуютнеобходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно ожидатьокончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения.Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапаразвития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особеннов связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения.Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфервоспитания, системы массовой информации, области демографической политики,борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можноутверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания всоциальной психологии.
Таким образом, длясоциальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуальноодновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций,полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, идостраивание своего собственного здания как целостной системы научного знания суточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальнойметодологии исследований.
Приступая к решению этихзадач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертитькруг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи,которые могут быть решены средствами этой дисциплины.
Исходя из этого, темакурсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы –рассмотреть предмет и задачи социальной психологии.
В связи с указанной цельюпоставлены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить предметсоциальной психологии
2. Проследить развитиесоциальной психологии
3. Выявить задачисоциальной психологии
1. Определение предметасоциальной психологии
Социальная психология — это отрасль психологическойнауки, изучающая закономерности возникновения и функционированияпсихологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействиемлюдей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.[1] Социальная психология изучает — индивидов, людей, составляющих эти группы — что думает человек о других, какони на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияниягруппы на отдельных людей, а индивида — на группу. Например, рассматриваясупружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденциибраков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал быисследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.
Предметом социальнойпсихологии выступаютзакономерности возникновения и функционирования социально-психологическихявлений и процессов (общественно-психологических феноменов[2]), представляющих собой результатвзаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Следует различать понятия«общественная психология» как феномен (нижний уровень) общественного сознания и«социальная психология» — наука, изучающая явления общественной психологии. Напрактике чаще употребляется термин «социально-психологические», а не«общественно-психологические» явления.
Социально-психологическиеявления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: попринадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности кразличным классам психологических явлений, по устойчивости, по степениосознанности и т. д.
Основополагающей иметодологически более значимой выступает классификациясоциально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям исубъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинствозакономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.
Во-первых, различаютсоциально-психологические явления, возникающие в организованных общностяхлюдей, к которым относятся большие и малые группы.
В больших группах — этносах(нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественныхорганизациях (партиях, общественных движениях и т. д.) — функционируютспецифические социально-психологические феномены, которые получили обобщенныеназвания «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология»,«психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначнотрактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучаютсоответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология,психология классов, психология религии, политическая психология[3].
В малых группах функционируютв основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения,групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, чтоименно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты междувсеми людьми, их составляющими, в то время как в больших группах такиевсесторонние контакты между всеми их членами невозможны. Отрасль социальнойпсихологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малыхгруппах, носит название психологии малой группы.
Во-вторых, кромеорганизованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, подкоторыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности).Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными,а поведение в них людей — стихийным. К ним обычно относят психологию толпы,психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовыхкоммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы,психологию рublic relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая этифеномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.
В-третьих, социальнаяпсихология изучает также и личность, поскольку последняя в процессевзаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенноиной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы имежличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность частотрансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль —социальная психология личности.
По отнесенности кразличным классам психологических феноменов социально-психологические явленияможно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления,мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и ихгрупп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения,психологические климат и атмосфера) и массо-видные (стихийные).
Кроме того, по этому жекритерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления,как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать,так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать икак явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того,какие цели преследует конкретный исследователь.
По устойчивостисоциально-психологические явления делятся: на динамичные (например, различныевиды общения), дииамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например,обычаи, традиции)[4]
И наконец, по степениосознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.
1.1 Дискуссия о предметесоциальная психология
В истории советскойсоциальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии. Оба эти этапаимеют не только исторический интерес, но помогают более глубоко понять местосоциальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке болееточного определения ее предмета.
Россия находилась вусловиях идейной борьбы и изменения общественного и политического строя. Вольноили невольно захватив и наложив отпечаток на область социально-психологическогознания, происходящие изменения способствуют разработке проблематики даннойотрасли науки. Что касается социально-психологических идей, то особенно остраяидейная борьба разворачивается именно в эти годы между материалистической иидеалистической психологией. В то время когда социальная психология как наукапереживает период острой ломки своих философских и методологических оснований,Г.И. Челпанов[5],встав на сторону идеалистической психологии, предлагает разделить ее на двечасти: социальную и собственно психологию. Идея его состояла в том, чтосоциальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственнопсихология должна остаться эмпирической наукой (независимой от мировоззрения).Это стало своего рода точкой отсчета и признания права социальной психологии насуществование. Ценой этого признания явилось отлучение социальной психологии отмарксистских философских основ другой части психологии.
Однако, как это всегдабывает в ученой среде, позиция одного ученого оказывается неприемлемой дляостальной ее части. Позиция Г. И. Челпанова в данном случае оказаласьнеприемлемой для тех психологов, которые принимали идею перестройки философскихоснований всей психологии, включение ее в систему марксистских знаний. В связис этим возникает закономерный вопрос: если вся психология становитсясоциальной, зачем выделять еще одну — специальную — социальную психологию?
Так, по мнению В.А.Артемова, единая психология должна быть подразделена на психологию индивида ипсихологию коллектива. Вразрез с предложенной Г.И. Челпановым идеей былпредложен другой подход: с точки зрения получившей в те годы популярностьреактологии. Предлагалось сохранение единства психологии. Однако имелось в видураспространение на поведение человека в коллективе именно метода реактологии.
По П.П. Блонскому[6], психология рассматривалась какбиологическая наука, которую необходимо было бы включить в круг социальныхпроблем. Предлагалось рассматривать «социальность» как особую деятельностьлюдей, связанную с другими людьми.
В.М. Бехтерев[7] возражал Г.И. Челпанову, и своедетище, науку рефлексологию, он предлагал использовать для решениясоциально-психологических проблем, назвав эту отрасль коллективнойрефлексологией. Проблемы коллективов он предлагал толковать как соотношениевнешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов.Такой социально-психологический подход должен был обеспечиваться соединениемпринципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии(особенности коллективов и их соотношение с условиями жизни и классовой борьбыв обществе). Впоследствии эта общая методологическая платформа оказалась весьмауязвимой. Например, взять тот же механизм, где соединялось биологическое исоциальное в человеке. Хотя личность и объявлялась продуктом общества, но приконкретном рассмотрении выяснялось, что в основу ее положены биологическиеособенности и прежде всего социальные инстинкты. Рефлексологическая концепцияБехтерева не могла стать основой марксистской традиции в социальной психологии.
Были и такие предложения,как построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотношения систорическим материализмом ряда психологических и физиологических теорий (И.А.Рейснер). Но сама психология строится на учении об условных рефлексах. Всоциально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условныхрефлексов, например, с надстройкой, а безусловных — с системой производственныхотношений. В конечном итоге социальная психология объявлялась наукой осоциальных раздражителях разных видов и типов.
Несмотря на субъективноежелание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такаязадача не была выполнена. Ключевые методологические проблемы социальнойпсихологии не были решены. Не было и четкости относительно предмета социальнойпсихологии. Те, кто принимал первую трактовку (и только ее), утверждали, чторезультатом перестройки всей психологии на марксистской, материалистическойоснове должно быть превращение всей психологии в социальную. Исследователиповедения личности в коллективе и самих коллективов не смогли еще овладеть всембогатством марксистских идей настолько, чтобы предложить адекватное решениепроблем. И только первая из обозначенных трактовок предмета социальнойпсихологии получила права гражданства как учение о социальной детерминациипсихики.
Дальнейшие попыткипостроения социальной психологии как особой дисциплины прекратились на довольнодлительный срок. И все же в плане содержания задачи она успешно решалась какчасть общей задачи материалистической переориентации психологии. Однако самопонятие «социальная психология» в тот период интерпретировалось как синонимреакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Затемнаступил длительный перерыв в развитии социальной психологии. Но даже в этовремя велись отдельные социально-психологические исследования в сферепедагогической науки.
Так, работы Н.К. Крупскойи А.С. Макаренко здесь имели значение в изучении вопросов коллектива, гдестановление марксистской традиции в социально-психологическом знанииосуществлялось с меньшими трудностями[8].В развитии социально-психологической мысли в рамках психологической наукиважную роль сыграли исследования Л.С. Выготского[9],имеющие непосредственное отношение к развитию социальной психологии. В первуюочередь имеется в виду учение Л.С. Выготского о высших психических функциях,которое в значительной степени реализовало задачу выявления социальнойдетерминации психики (на языке дискуссии «делало психологию социальной»). Л.С.Выготский доказал, что такие высшие психические функции, как произвольноезапоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие, нельзяпринимать за непосредственные функции мозга. Для понимания сущности этихфункций он предлагал выйти за пределы организма и искать их корни вобщественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта не только изменяетсодержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов,которые принимают вид высших психических функций. В результате этого конкретныеформы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научногопонимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозгаприобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-историческихотношений. Достаточно вспомнить две известных гипотезы Л.С. Выготского:
1) об опосредованномхарактере психических функций человека;
2) о происхождениивнутренних психических процессов из деятельности первоначально«интерпсихической[10]».
Сформулированные имгипотезы позволили сделать вывод, что главный механизм развития психики —механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Все вышесказанноедобавляло общей психологии вес и давало солидную материалистическую основу длярешения собственно социально-психологических вопросов. В работах Л.С.Выготского в более непосредственной форме решались многие вопросы, выражалосьсвое понимание предмета социальной психологии, исходившее из критики тогопонимания, которое было свойственно В. Вундту, развившему концепцию «психологиинародов». Все, что рассматривал В. Вундт в качестве своего предмета — язык, мифы,обычаи, искусство, религию, — Л.С. Выготский называл сгустками идеологии,кристаллами. Свое несогласие он выражает в определении предмета социальнойпсихологии, состоящего не только в изучении психики собирательной личности. Поего словам, психика отдельного лица также социальна, поэтому она и составляетпредмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличаетсяот коллективной психологии тем, что предмет социальной психологии — психикаотдельного человека, а коллективной — личная психология в условияхколлективного проявления.
Эта позиция только напервый взгляд сильно отличается от современного взгляда на социальнуюпсихологию. В действительности отличие здесь чисто терминологическое. Л.С.Выготский сравнивает не «общую» и «социальную» психологию, а «социальную» и«коллективную». Общая психология для него — это та психология, которая усвоилаидею культурно-исторической детерминации психики. То, что не сумели увидетьпсихологи и чему они не сумели найти подлинно научной методологии исследования,Л.С. Выготский обозначает термином «коллективная психология». Теории, идеи Л.С.Выготского, высказанные им и позже, явились необходимой предпосылкой,сформировавшейся внутри психологической науки, для более точного определенияпредмета социальной психологии.
2. Современныепредставленияо предмете социальной психологии
В последнее время происходитрасширение запросов практики, заостряются проблемы сознательного регулированияи управления общественными процессами. Решение возникающих проблем позволялоанализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни,в условиях которой человеческий фактор приобретает значительную роль. Аисследование механизмов конкретного взаимодействия как на социологическом, таки на социально-психологическом уровне оказывается возможным и необходимымпровести в преломлении через личность.
Произошли серьезныеизменения в самой психологической науке, превратившейся в развитую дисциплину,располагающую как солидными теоретическими работами, так и практикойэкспериментальных исследований. Выросла квалификация кадров в профессиональноми методологическом плане. В связи с этим начали возникать предпосылки дляочередного обсуждения вопроса о предмете, задачах и методах, а также о местесоциальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным ивозможным.
В социальной психологиисложилось три подхода. Первый подход, получивший наибольшее распространение,представлял социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики».Исследователи рассматривали разные явления, подпадающие под это определение,иногда акцент делался на изучении психологии классов и других большихсоциальных общностей, а также на отдельных элементах, сторонах общественнойпсихологии групп, таких как традиции, нравы, обычаи и т.п. С другой стороны,наибольшее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким массовымявлениям, как мода. И все-таки в рамках данного подхода велись непрерывныеразговоры о необходимости изучения коллектива. Таким образом, наблюдается разделениетерминов на «общественную психологию» (уровень общественного сознания,характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов) и «социальнуюпсихологию» (науку об этой общественной психологии).
Второй подход, являющийсяглавным при исследовании личности в
социальной психологии,делает акцент на психических чертах, особенности личности, ее положении вколлективе, типологии личности, а уж потом исследуются положение личности вколлективе, межличностные отношения, вся система общения.
Уже позднее в процесседискуссии возник вопрос о месте так называемой психологии личности в системепсихологического знания. Изучалось: это раздел общей психологии, эквивалентсоциальной психологии или вообще самостоятельная область исследований?Сторонники данного подхода, оказавшегося популярным в среде психологов,называют его более психологичным, позволяющим представить социальную психологиюкак разновидность именно психологического знания.
Третий подходпредставляет собой синтез двух предыдущих. Здесь социальная психологиярассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, иположения (в обществе) личности в группе. Впоследствии проблематика социальнойпсихологии представлялась достаточно широкой и охватывала практически весь кругвопросов.
Наиболее полноепредставление о том, что изучает социальная психология, дает схема,предложенная Б.Д. Барышевым[11],по мнению же В.Н. Мясищева[12],социальная психология исследует другие стороны.
При всех частныхрасхождениях предложенных схем остается общая основная идея, состоящая в том,что предмет социальной психологии достаточно широк, и поэтому к его определениюможно подходить, как минимум, с двух сторон: как со стороны личности, так и состороны массовых психических явлений. Это более всего отвечало складывающейсяпрактике исследований, а значит, практическим запросам общества. Именно поэтомуоно и оказалось если и не единогласно принятым, то во всяком случае наиболееукоренившимся.
Далее встает закономерныйвопрос о «границах» социальной психологии. Здесь выделяют четыре позициисоциологии:
1) социальная психологияесть часть психологии социологии;
2) социальная психологияесть часть социологии;
3) социальная психологияесть наука на стыке психологии и социологии, причем сам «стык» понимаетсядвояко[13]:
а) социальная психологияотторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;
б) она захватывает «ничьюземлю» — область, не принадлежащую ни социологии, ни психологии.
Иногда так или иначепроскальзывало такое мнение, что место социальной психологии нужно отыскиватьвнутри одной из «родительских дисциплин» или на границах между ними. Но все жекакая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с однойстороны, и от социологии с другой? Ведь где ни «помещать» социальнуюпсихологию, она все равно при любых условиях граничит с этими двумядисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именносоциально-психологических исследований внутри психологии? Так или иначесоциология, оказавшись за пределами социальной психологии, также граничит с нейв силу своей специфики. То же самое относится и к социальной психологии внутрисоциологии.
Рассмотрим «границы» сдвух сторон при помощи выделения трех уровней, таких как общая социологическаятеория (исторический материализм), специальные социологические теории(например, теории личности), конкретные социологические исследования. Кромеэтого, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которыхсоприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. Вопрос обуровнях развития общественного сознания — один из вопросов этой проблемы.Наряду с идеологией анализируется и низший уровень — общественная психология,представляющая интерес для социальной психологии. Однозначно здесь проходитодна из границ.
Если взять областиспециальных социологических теорий, можно найти несколько таких, где очевидны исоциально-психологические подходы, например: социология массовых коммуникаций,общественного мнения, социальные личности. Но именно в этой сфере особеннотрудны разграничения, а само понятие «границы» весьма условно. Сами различия попредмету сложно отыскать, хотя при помощи выделений специфических аспектов этосделать можно.
«Границы» между общейпсихологией и социальной психологией определяются еще более сложно. Еслиоставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения осоциальной детерминации психики человека, ибо вся психология социальна, тоспецифическая проблематика социальной психологии, естественно, будет ближевсего к той части общей психологии, которая обозначается как психологияличности. По мнению А.Н. Леонтьева, личность с самого начала рассматриваетсякак «заданная» обществом[14],
В каких бы условиях иформах ни проходила деятельность человека, какую бы структуру она ниприобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, изжизни общества. Таким же образом в общей психологии исследуется структурапотребностей, личности. Но так или иначе остается класс специфических задач длясоциальной психологии, которые не решаются, в частности, общей психологией,например динамика развития межличностных отношений в группах, сама природасовместной деятельности людей в группах и форма складывающегося общения ивзаимодействия. В отношении личности у социальной психологии есть своясобственная точка зрения на эту так называемую границу. А вопрос заключается втом, как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах.Причем вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности,почему те или иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности,в какой мере это зависит от группы, в которой эта личность действует, весьма непрост.
Итак, как мы видим, сферасобственных интересов социальной психологии просматривается четко, что ипозволяет нам отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общейпсихологии. Это не прибавляет аргументов в пользу более точного выявлениястатуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, что, однако,не мешает определению областей исследования. Проблемы определения статусарешаются на Западе с принципиально иных методологических и теоретическихпозиций. Представителями их выступают французские исследователи Р. Пэнто и М.Гравитц. Они обосновывают линию этой проблемы тем, что до возникновениясоциальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества.Психология как бы анализировала природу человека, социология анализировалаприроду общества. И, как следствие, возникла самостоятельная наука — социальнаяпсихология, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества.Однозначно теперь уже трудно отыскать такого рода психологическую теорию, хотямногие из них, признавая факт влияния общества на человека, не находятконкретного решения проблемы о способах этого влияния. Вероятнее всего, чтопредмет социальной психологии и его статус в системе наук, понимании роли изадач зависят от понимания предметов как психологии, так и социологии.
3. Задачи социальнойпсихологии в обществе
На сегодняшний деньсуществуют две социальные психологии: одна — с более «социологическойпроблематикой», другая — с «психологической» проблематикой[15]. Любая двойственность порождает ряднеудобств. Она может иметь место на начальном этапе развития, когда все споры идискуссии способствуют наиболее полному и однозначному решению вопроса. Сегодняже социальная психология характеризуется некой неопределенностью своегоположения в системе наук. Взять хотя бы социально-психологическое знание,характеристикой которого является «включенность» в политическую и социальнуюпроблематику общества. Несомненно, это касается в основном таких проблемсоциальной психологии, как психологические характеристики больших социальныхгрупп, массовых движений и т.д. Но и при исследовании малых групп областиусловий их социализации так или иначе связаны с конкретными задачами, которыерешаются обществом определенного типа. Что касается теоретической части этогосоциально-психологического знания, то, безусловно, здесь просматриваетсявлияние определенной идеологической позиции, и, как следствие, возникаетпроблема соотношения классового и общечеловеческого содержания. Здесь можетвозникнуть задача критического анализа зарубежной социальной психологии(теоретических концепций), методов и результатов исследований. Так, большинствопрактически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано кжизни совершенно конкретными потребностями практики. Может возникнуть такжезадача тщательной обработки проблемы прикладного исследования в социальнойпсихологии. Очевидно, что направленность практических рекомендаций и есть тасфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественнуюжизнь. Совершенно естественно возникает вопрос о профессиональнойсоциально-психологической этике и о формировании личностной позиции.
Существует мнение,подтверждающее вышесказанное, — задачи перед социальной психологией ставитименно общество, оно диктует ей проблемы.
Также это означает, чтосоциальный психолог должен понимать эти проблемы общества, улавливать иосознавать их. Так называемая социальная чуткость должна органично вплетаться впонимание сущности идеологической функции этой научной дисциплины.
Здесь уместно коснутьсясфер приложения социальной психологии в современном обществе, ведь ее спецификасостоит не только в идеологической направленности, теории и методологии. Многиеиз явлений, таких как межличностные отношения, коммуникативные процессы,лидерство, сплоченность, присущи любому типу общественной организации. Однаковозникают обстоятельства, когда одни и те же явления, описанные в традиционнойсоциальной психологии, могут приобретать совершенно иное содержание. Казалосьбы, процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируютсяопределенные социальные установки и т.д. Но важнее всего то, каково содержаниеразличных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношениюк определенным общественным явлениям. Все это определяется содержаниемконкретных общественных отношений, а это означает, что анализ этих традиционныхпроблем приобретает новое значение. Принцип методологии включения именносодержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован впервую очередь и общественными проблемами. Возьмем хотя бы проблемы коллектива.Идея о том, что именно общество диктует проблемы социальной психологии, должнабыть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявлять этипроблемы.
3.1 Конкретные прикладныезадачи
Кроме задачобщетеоретического плана, общество ставит перед социальной психологией иконкретные прикладные задачи, которые выдвигаются буквально из всех сферобщественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов[16]. Ряд важнейших направленийприкладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с темиизменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмомсоциальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности длядеятельности социального психолога-практика, которому сплошь и рядом приходитсяне только проводить прикладные исследования, но и напрямую вмешиваться впроисходящие процессы. Такого рода деятельность породила специфическую областьсоциальной психологии, получившую название «практическая социальнаяпсихология».
Задачами социальнойпсихологии выступают[17]:
♦ Выявление илиуточнение вместе с другими общественными науками:
а) специфики исвоеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержаниеобщественного сознания людей и психологии их больших и малых групп;
б) соотношения междуразличными их компонентами;
в) влияния последних наразвитие социального бытия и социальных отношений.
♦ Всестороннееосмысление и обобщение данных:
а) об источниках иусловиях возникновения, формирования, развития и функционированиясоциально-психологических явлений и процессов;
б) об их воздействии наповедение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.
♦ Исследованиенаиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений ипроцессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.
♦ Выявлениезакономерностей возникновения, формирования, развития и функционированиясоциально-психологических явлений и процессов в обществе.
♦ Социально-психологическийанализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения,восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающихспецифику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологическихфеноменов на их совместную деятельность.
♦ Всеобъемлющееизучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия еесоциализации в различных общественных условиях.
♦ Осмыслениеспецифики функционирования социально-психологических явлений и процессов вмалой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формированиепсихологического климата и атмосферы в ней.
♦ Выявление роли изначения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологическогосодержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния навзаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.
♦ Обобщениеимеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных,эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристикахпредставителей различных наций и классов.
♦ Всестороннееизучение психологического содержания политической жизни и политическойдеятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества подвоздействием политических процессов, развивающихся в нем.
♦ Исследование разнообразныхмассовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения вобщественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людейв обычных, экстремальных и других условиях.
♦ Прогнозированиеполитических, национальных и других процессов в развитии государства (общества)на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей ихформирования и развития.
Решение задач, стоящихперед социальной психологией, может достигаться различными способами.Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработкатеоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкоеполе для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучениесоциально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и зарубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать спредставителями других наук — социологами, политологами, педагогами,этнографами, антропологами и др.
Заключение
В процессе написания иисследования курсовой работы, я для себя уяснила, что социальная психология — отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своегоразвития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существуетменее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себякак первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, чтоодин учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом,другой – психологом.
Само сочетание слов«социальная психология» указывает на специфическое место, котороезанимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особыйстатус, который приводит к тому, что каждая из «родительских»дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такаянеоднозначность положения научной дисциплины имеет много причин. Главной из нихявляется объективное существование такого класса фактов общественной жизни,который сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилийдвух наук: психологии и социологии.
В истории социальнойпсихологии представляется исторический интерес и дает возможность определитьместо данной отрасли психологии в системе научных знаний. Два этапа дискуссии опредмете социальной психологии в после революционный период. Современныепредставления о предмете социальной психологии.
Все это, несомненно,стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем,что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельнойнауки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживлениясоциально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х начале 60-хгодов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу являетсянаукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, апотому принципиально возможно использование ее результатов различнымиобщественными силами.
Главная задача, котораястоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм«вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Этонеобходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальныхусловий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот«результат» не может быть интерпретирован так, что сначала существуеткакое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладываетсянечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потомвписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже«продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, — ихсозидатель, активный творец.
Задача тщательнойотработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии.Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественногоорганизма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но игражданской ответственности исследователя. Направленность практическихрекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно«вторгается»-в общественную жизнь. Следовательно, для социального психологавесьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и оформулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С.Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задаетименно общество, оно диктует ей проблемы.
Для себя я осознала, чтосоциальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чуткоулавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он можетспособствовать решению этих проблем.
Глоссарий
№ Новые понятия Содержание 1. Антропология Комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества
2. Детерминация это процесс определения дальнейшего пути и развития клеток на основе блокирования отдельных генов
3. Коллектив Группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
4. Малая группа относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами
5. Методология система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений
6. Конфессия особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания
7. Рефлексология направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.
8. Социология наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
9. Ценностные ориентации Более сложная социальная установка, когда психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
10. Этнография Область науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, особенности психологии поведения.
/> /> /> /> /> />
Список использованныхисточников
Специальная литература
1. Андреева,Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.
2. АндрееваГ.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М.Андреева.-5-е изд. Испр. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.
3. БандураА. Теория социального научения/Пер. с англ. Под ред. Н.Н, Чубарь.-СПб.:Евразия,2000.
4. Белинская,Е П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, — 2001. — 301 с.
5. БехтеревВ.М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е.А. Будилова, Е.И,Степанова; РАН, Ин-т психологии, — М.: Наука, 2003.
6. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т2. Пер. с Франц. — М.: 2002.- с.376
7. ГуревичП.С. Психология и педагогика: Учебник для вузов –М.: Юнити,2005.
8. КрыськоВ.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб:«Питер»,2008.
9. Левин,К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. / К. Левин. – СПб.: Сенсор»,2003.
10. Лурия А.Р. лекции пообщей психологии: учебник для вузов.-СПб.: Питер,2008.
11. Миглрам, С. Эксперимент всоциальной психологии / С. Миглрам. — СПб.: Питер, 2000.
12. Немов Р.С. Психология:Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общейпсихологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
13. Парыгин Б. Д. Социальнаяпсихология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУ П. — СПб.; ИГУП, 2003.
14. Свенцицкий А.Л.Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2005.
15. Столяренко Л.Д. Основыпсихологии: (учеб. пособие для вузов).-19-е изд.-Ростов н/Д: Феникс,2008.
16. Социальная психология:учеб. пособие для вузов/А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников.-М.: Форум:Инфра-М,2006.
17. Социальная психология/подред. С. Московичи; пер. с фр.Т. Смолянской.-7-е изд.-СПб.: Питер,2007.
18. Социальная психология:Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А.Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.
Справочная и другая литература
19. Большой психологическийсловарь/ сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко-3-е изд. Доп. Иперераб.-СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК,2008.
20. Еникеев М.И., КочетковО.Л. общая, социальная и юридическая психология: крат. энцикл. слов.-М.: Юрид.лит., 2002.
21. Современныйпсихологический словарь/Под ред.: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-Еврознак,2007.
Приложение А
Схема 1 Изучениесоциальной психологии по Б.Д. Барышеву
/>
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
/>/>/>/> ИЗУЧАЕТ (Б.Д. Барышев)
/>
/> социальныеотношения
социальную психологию
/> личности
формыдуховной деятельности
/>
социальную психологиюобщностей и общения
Приложение Б
/>
Рис.1 Вариантыопределения места социальной психологии