СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ 4
ПСИХИЧЕСКИЙГЕРМАФРОДИТИЗМ И МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ… 20
ДАЛЬНЕЙШИЕТЕЗИСЫ К ПРАКТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 28
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ… 37
Приложение(Из душевной жизни двадцатидвухлетнего пациента) 57
Введение
Альфред Адлер, один изклассиков психодинамической психотерапии, создатель индивидуальной психологии,менее известен у нас, чем 3. Фрейд и К. Юнг. А между тем основные положения егоподхода очень близки российской ментальности. Одну из центральных идей своейтеории сам Адлер сформулировал так: “Мы не способны думать, чувствовать,желать, действовать, не имея перед собой цели… Любое душевное явление, еслионо должно помочь нам понять человека, может быть рассмотрено и осмыслено лишькак движение к цели”. Индивидуальная психология показала, что человеческоеповедение обусловлено сочетанием чувства общности и стремлением к личномупревосходству. Адлер и его последователи изучали условия возникновения учеловека комплекса неполноценности и средств компенсации подлинных и мнимыхнедостатков. Представители этого подхода стремятся из отдельных жизненныхпроявлений получить картину целостной личности.
Эта книга принадлежит кчислу основных трудов А. Адлера. В ней представлены базовые положенияиндивидуальной психологии и многочисленные случаи из клинической практики,иллюстрирующие разные ее аспекты.
Врачам, психологам,психотерапевтам и другим представителям “помогающих” профессий эту книгуобязательно нужно прочитать — классику знать необходимо. Немало полезногоизвлекут из нее и те читатели, чей интерес к психологии не являетсяпрофессиональным.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Обзор большинствапсихологических учений демонстрирует своеобразное ограничение, когда речьзаходит об области исследования и средстве познания. Создается впечатление,что из этой сферы с глубоким умыслом исключаются опыт и знания человека иподвергается сомнению ценность художественного, творческого познания,угадывания и интуиции. Если некоторые психологи-экспериментаторы наблюдают иливызывают феномены, чтобы сделать вывод о способах реагирования, то есть в сущностизанимаются физиологией душевной жизни, то другие упорядочивают все формывыражения и проявления в традиционные или мало измененные системы. При этомони, разумеется, вновь обнаруживают в отдельных актах те же зависимости исвязи, которые уже заранее были привнесены ими в схемы души.
Порой же изнезначительных отдельных проявлений физиологического характера они пытаютсявоссоздать душевные состояния и мысли, отождествляя одно с другим. Такие исследователисчитают достоинством своей психологической концепции то, что из нее якобыисключено субъективное мышление и вчувствование самого исследователя (а насамом деле они целиком пронизывают его теорию).
Методика этихнаправлений, как начальная школа человеческого духа, напоминает нынеустаревшую естественную науку с ее закостенелыми системами, которые сегодня восновном заменены воззрениями, стремящимися осмыслить жизнь и ее проявления вих взаимосвязях, причем осмыслить с точки зрения биологической, философской ипсихологической. Такая же тенденция свойственна и подходу, который я назвал“сравнительной индивидуальной психологией”. Представители этого подходастремятся из отдельных жизненных проявлений и форм выражения получить картинуцелостной личности, предполагая целостность индивидуальности. При этом отдельныечерты сравниваются друг с другом, выводится их общая направленность, и онисобираются в один обобщенный портрет*.
Возможно, этот способрассмотрения душевной жизни человека покажется совершенно необычным илидовольно дерзким. Помимо других направлений, он отчетливо проявляется вконцепциях детской психологии. Но прежде всего таким образом можно представитьсущность и труд человека искусства — художника, скульптора, композитора иособенно писателя. По самым незначительным деталям его произведений наблюдательспособен распознать основные черты личности, его жизненный стиль.
Когда я спешу домой,наблюдатель видит мою походку, осанку, выражение лица, движения и жесты,которые обычно можно ожидать от человека, возвращающегося домой**. Причем безучета рефлексов и какой-либо каузальности. Более того, мои рефлексы могут бытьсовсем другими, а причины могут варьировать. Направление, в котором человекследует, — вот что можно понять психологически и что нас прежде всего и едвали не исключительно интересует в практическом и психологическом отношении.
Далее: если я знаю цельчеловека, то я приблизительно знаю, что произойдет. И тогда я могу упорядочитьи каждый из следующих друг за другом актов, увидеть их во взаимосвязи и постояннокорректировать или приспосабливать свое неточное знание контекста. Пока я знаютолько причины и, соответственно, только рефлексы и время реакции, возможностиорганов чувств и т. п., мне ничего не известно о том, что происходит в душеданного человека.
К этому надо добавить,что и сам исследуемый не знал бы, чего хочет, если бы он не был ориентирован нацель. До тех пор, пока нам неизвестна линия его жизни, определенная целью, всясистема его рефлексов вместе со всеми причинными условиями не можетгарантировать последующую серию его движений: они соответствовали бы любому извозможных душевных побуждений. Наиболее отчетливо этот недостаток можно понятьна примере экспериментов с ассоциациями. Я никогда бы не подумал про одногомужчину, испытавшего тяжелое разочарование, что слово “дерево” вызовет у негоассоциацию с “веревкой”. Но если я знаю его цель — самоубийство, то буду суверенностью ожидать подобную последовательность мыслей, причем настолькоопределенно, что постараюсь убрать от него нож, яд и огнестрельное оружие.Только в выводах, которые делает человек, проявляется его индивидуальность, егоапперцептивная схема.
Если посмотретьвнимательнее, то можно обнаружить следующую закономерность, характерную длялюбого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать,не имея перед собой цели. Ведь живому организму недостаточно причинности,чтобы преодолеть хаос будущего и устранить бесплановость, жертвой которой мыстали бы. Всякое деяние осталось бы на стадии безразборного ощупывания, экономиядушевной жизни оказалась бы недостижимой: без целостности и личной потребностимы сравнялись бы с существом ранга амебы. Только неживое подчиняется очевиднойкаузальности. Но жизнь — это долженствование.
Нет сомнений в том, чтопредположение о целевой установке в значительной мере соответствуеттребованиям действительности. В отношении отдельного, вырванного из контекстафеномена тоже, пожалуй, нет никаких сомнений. Подтверждение этому привестиочень легко. Достаточно с позиций этой гипотезы посмотреть на попытки ходить,которые предпринимает маленький ребенок или роженица. От того же, кто пытаетсяподходить к вещам без гипотез, чаще всего укрывается более глубокий смысл.Прежде чем делается первый шаг, уже имеется цель движения, которая отражается вкаждом отдельном акте.
Таким образом, можнообнаружить, что все душевные движения получают свое направление благодаряранее поставленной цели. Но все эти преходящие, осязаемые цели после кратковременногопериода стабильности в психическом развитии ребенка оказываются подчиненыфиктивным конечным целям, понимаемым или ощущаемым как fix-финал. Другими словами,душевная жизнь человека, словно созданный хорошим драматургом персонаж,устремляется к своему У-акту.
Этот логическибезупречный вывод индивидуальной психологии подводит нас к одному важномутезису: любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека,может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели. Конечная цель у каждоговозникает осознанно или неосознанно, но ее значение всегда неизвестно.
В какой мере эта точказрения способствует нашему психологическому пониманию, проявляется преждевсего тогда, когда нам становится понятной неоднозначность вырванных изконтекста душевных процессов. Представим себе человека с плохой памятью.Предположим, что он осознал это обстоятельство, а проверка выявила низкуюспособность запоминания бессмысленных слогов. В соответствии с прежнейтрадицией психологии мы должны были бы сделать заключение: мужчина страдаетврожденным или возникшим из-за болезни недостатком способности запоминать.Заметим, однако, что при подобном исследовании обычно делают вывод, которыйуже выражен в предположении, например, таком: если у кого-то плохая память(или кто-то запоминает всего несколько слогов), то он обладает низкой способностьюзапоминать.
Индивидуальная психологияв данном случае использует совершенно иной подход. Как только удается сделатьопределенный вывод об органических причинах, обязательно задают вопрос: начто нацелена слабость памяти? Какое это имеет для нее значение? Эту цель мыможем раскрыть лишь на основе знания об индивиде в целом, потому что пониманиечасти проистекает только из понимания целого. Мы обнаружили бы примерноследующее (что подходило бы ко многим случаям): этот человек может доказатьсебе и другим, что он по каким-то мотивам, которые не называются или неосознаются, но благодаря слабости памяти оказываются особенно действенными,должен остаться в стороне от какого-либо дела или решения (смена профессии,учеба, экзамен, женитьба). В таком случае мы выявили бы, что слабость памятиявляется тенденциозной и служит орудием в борьбе против подчинения, и прилюбой проверке способности запоминать мы ожидали бы, что обнаружится именнотакой дефект, относящийся к тайному жизненному плану данного мужчины.Следовательно, эта слабость имеет функцию, которая становится понятной толькопри рассмотрении системы всех жизненных отношений данной личности. Остаетсяеще вопрос, как формируются такие дефекты или недуги. Один “аранжирует” их,намеренно подчеркивая свои общие физические недостатки, считая их личнымнедугом. Другим настолько удается подорвать веру в свои способности (с помощьювчувствования в ненормальное состояние или тревожных, пессимистическихожиданий и последующего психического напряжения), что они располагают едва липоловиной своей энергии, внимания и воли. Продуцирование этой недостаточностия назвал “комплексом неполноценности”.
То же самое мы наблюдаеми при аффектах. Приведем еще один пример. У одной дамы время от времениповторялись приступы страха. До тех пор, пока не удалось выявить ничего болеесущественного, можно было довольствоваться предположением о наследственнойдегенерации, заболевании вазомоторов, вагуса и т. д. Или же можно было подумать(а такая причина напрашивалась сама собой), что в жизненной истории этойженщины было какое-нибудь ужасное событие, травма и все дело в ней. Но если мырассмотрим эту индивидуальность и проследим линию ее поведения, то обнаружимнечто вроде чрезмерного стремления к господству, к которому в качестве “органаагрессии” присоединяется страх, как только другой человек перестает зависеть отнее или если она не получает ожидаемого отклика, как, например, в случае, когдасупруг пациентки без ее согласия захотел уйти из дома.
Наша наука предполагаетстрого индивидуальный подход и поэтому не склонна к обобщениям. In usumdelphini*, однако я хочу привести следующее положение: если я понял цель душевногодвижения или жизненного плана, то должен ожидать, что все отдельные акты будутсоответствовать этой цели и жизненному плану.
С небольшимиограничениями эту формулировку можно применять в самом широком масштабе. Онасохраняет свое значение и в том случае, если ее речь идет о противоположнойзависимости: правильно понятые отдельные акты в своей взаимосвязи должныотобразить единый жизненный план и его конечную цель. В соответствии с этим мыформулируем следующее утверждение: независимо от предрасположенности, среды исобытий, все психические силы целиком находятся во власти соответствующейидеи, и все акты выражения чувства, мысли, желания, действия, сновидения ипсихопатологические феномены пронизаны единым жизненным планом. Из этой самодовлеющейцеленаправленности проистекает целостность личности. Так в психическом органепроявляется телеология, которая может быть понята как искусная уловка исобственная конструкция индивида, как окончательная компенсация вездесущегочеловеческого чувства неполноценности. Возможно, краткий комментарий несколькопояснит и вместе с тем смягчит эти еретические положения:
Важнее, чемпредрасположенность, объективное событие и среда, их субъективная оценка.Однако такая оценка находится в определенном, часто необычном отношении креалиям. В психологии масс этот фундаментальный факт трудно обнаружить,поскольку “идеологическая надстройка над экономическим базисом” (Маркс иЭнгельс) приводит к сглаживанию индивидуальных различий. Но из оценкиотдельного явления, которая чаще всего служит причиной устойчивого расположениядуха — чувства неполноценности, в соответствии с бессознательной техникойнашего мыслительного аппарата возникает фиктивная цель — упомянутаяокончательная компенсация — и жизненный план как попытка ее добиться*.
Раньше я много говорил о“понимании” человека. Почти столько же, сколько некоторые теоретики “понимающейпсихологии” или психологии личности, которые всегда умолкают, как тольковозникает необходимость показать, что же они, собственно говоря, поняли.Весьма велика опасность недостаточно разъяснить эту сторону наших исследованийи результаты индивидуальной психологии. Ведь нужно будет выразить живоедвижение словами, образами, пренебречь различиями, чтобы прийти к единымформулам, и придется совершить ошибку, которую нам строго запрещено допускать напрактике: подходить с сухими шаблонами к индивидуальной душевной жизни, какпытаются делать представители школы Фрейда.
Этим замечанием я хочупредварить наиболее важные результаты нашего изучения душевной жизни. Следуетподчеркнуть, что обсуждаемая здесь динамика душевной жизни в равной мереобнаруживается и у здоровых, и у больных. От здорового человека невротикаотличает более сильная защитная тенденция, которой он “оснащает” свойжизненный план. Что же касается целевой установки и соответствующего ейжизненного плана, то здесь нет никаких принципиальных различий, кроме одногокрайне важного факта: “конкретная” цель невротика всегда находится на“бесполезной” стороне жизни.
Следовательно, я могуговорить об обшей цели людей. При ближайшем рассмотрении оказывается, что намочень легко понять разные движения души, признав в качестве самой общейпредпосылки то, что они имеют целью достижение превосходства. Об этом многоесказано великими мыслителями, кое-что каждый знает по собственному опыту, большаяже часть скрывается в таинственном мраке и отчетливо проявляется только вэкстазе или в бреду. Будь то художник, желающий быть первым в своем деле, илидомашний тиран, беседует ли он с глазу на глаз со своим Богом или унижаетдругих, считает ли он свое страдание самым большим, перед которым все должныпреклоняться, стремится ли он к недостижимым идеалам или разрушает старыхбогов, старые рамки и нормы — на каждом участке пути им руководит страстное стремление к превосходству, мысль о собственном богоподобии, вера в свою особую волшебную силу. В любви он одновременно хочет ощущать свою власть над партнером, при выборе профессии это проявляется впреувеличенных ожиданиях и опасениях, даже в самоубийстве он видит победу надвсеми препятствиями, испытывая жажду мести. Чтобы овладеть вещью или человеком, он может идти по прямой линии, властолюбиво, гордо, упрямо,жестоко и отважно приняться за дело. Или же, наученный опытом, он предпочтетдовести свое дело до победы окольными и обходными путями, через послушание, покорность, кротость и скромность. Черты характера тоже не существуют сами по себе — они всегда соответствуют индивидуальному жизненномуплану и представляют собой его наиболее важные средства борьбы.
Нередко эта цельвсеобщего превосходства выглядит весьма причудливо. Если рассматривать еесаму по себе, мы должны отнести ее к “фикциям”, или “воображениям”. Файхингер (Философия “как если бы”, 1913) справедливо говорит, что, сами по себебессмысленные, такие цели тем не менее играют существенную роль в поведении.Это настолько верно для наших случаев, что мы имеет право сказать: эта фиктивная цель превосходства, абсолютно противоречащая действительности, стала основным условием нашей прежней жизни. Она учит нас различать, придает нам твердость и уверенность, формирует и руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед исовершенствоваться. Однако есть и теневая сторона: она легко привносит в нашужизнь враждебную, воинственную тенденцию, лишает нас непосредственности ощущений и постоянно стремится отдалить нас от реальности, настойчивоподталкивая к тому, чтобы совершить над ней насилие. Тот, кто рассматривает этуцель богоподобия как реальную и личную, воспринимает ее буквально, вскоре будетвынужден в качестве компромисса избегать настоящую жизнь, искать жизнь рядом сжизнью, в лучшем случае в искусстве, но чаще всего в пиетизме*, в неврозе илипреступлении**.
Я не буду вдаваться вчастности. Отчетливый признак этой сверхвысокой цели обнаруживается, пожалуй, увсех людей. Иногда она бросается в глаза в поведении и манерах человека, иногдавыдает себя лишь в требованиях и ожиданиях. Иной раз ее след отыскивается всмутных воспоминаниях, фантазиях или сновидениях. Если всерьез попытаться еевыявить, то вряд ли можно об этом спрашивать. Однако физическая или духовнаяустановка отчетливо свидетельствует о том, что она происходит от стремления квласти и содержит в себе некий идеал совершенства и безгрешности. В случаях,близких к неврозу, всегда будет обращать на себя внимание стремлениесравнивать себя с окружающими и даже с умершими и героями прошлого.
Правильность этогоположения можно легко проверить. Иными словами, если человек носит в себе идеалпревосходства, что особенно часто наблюдается у невротиков, то столь же частодолжны обнаруживаться действия, направленные на подчинение, принижение идискредитацию других. Такие черты характера, как нетерпимость, несговорчивость,зависть, злорадство, самомнение, хвастливость, подозрительность, жадность — корочеговоря, все качества, соответствующие состоянию борьбы, должны проявиться взначительно большей степени, чем это требует, например, инстинкт самосохраненияили чувство общности.
Наряду с этимодновременно или сменяя друг друга вслед за рвением и самоуверенностью, скоторыми человек стремится к конечной цели, иногда появляются честолюбие,соперничество, отвага, желание помогать, одаривать и руководить. Психологическоеисследование здесь должно быть настолько объективным, чтобы моральная оценкане заслонила собой перспективу. Следует также добавить, что разные чертыхарактера, как правило, вызывают у нас симпатию или презрение. И, наконец,черты враждебности, особенно у невротиков, зачастую бывают настолько скрыты,что обладатель этих качеств справедливо удивляется и негодует, когда ему наних указывают. Старший из двух детей, например, оказывается в весьма неприятнойситуации, потому что он пытается узурпировать власть в семье, проявляяупрямство и своенравие. Младший же ребенок делает это умнее, ведет себя какобразец послушания и преуспевает в этом настолько, что становится кумиромсемьи, все желания которого исполняются. Когда же в нем пробуждается честолюбиеи наступает неизбежное разочарование, то готовность к послушанию разрушается,возникают болезненные навязчивые явления, перечеркивающие любое распоряжениеродителей, несмотря на все их усилия заставить ребенка быть послушным. Тоесть послушание устраняется сменившими его навязчивыми мыслями. Очевиденобходной путь, избранный для того, чтобы выйти на ту же линию, что и у другогоребенка.
Вся сила личногостремления к власти и превосходству заранее приобретает у ребенкасоответствующую форму и содержание, тогда как мышление может поверхностновоспринять из этого лишь столько, сколько ему позволяет бессмертное, реальное,заложенное в физиологии чувство общности, из которого происходят нежность,забота о ближнем, дружба, любовь. Стремление к власти проявляетсязавуалированно и пытается утвердиться на “территории” чувства общности тайными хитрым способом.
Здесь я долженподтвердить один принцип, давно известный всем знатокам души. Любую обращающуюна себя внимание повадку человека можно проследить вплоть до ее истоков вдетстве. В детстве формируются и подготавливаются будущие манеры человека,несущие на себе печать окружения. Принципиальные изменения происходят лишьблагодаря высокой степени самосознания или индивидуально-психологическому подходуврача при работе с невротиком, когда пациент начинает понимать ошибочностьсвоего стиля жизни.
На примере другогослучая, который тоже встречается очень часто, я хочу остановиться на целевойустановке невротика более детально. Один весьма одаренный мужчина, добившийсяблагосклонности достойной девушки благодаря хорошим манерам и любезномуобращению, помышляет о помолвке. Вместе с тем в соответствии со своим идеаломвоспитания он предъявляет к девушке большие претензии, требуя от нее поистинеогромных жертв. Какое-то время она сносит его беспредельные требования, апотом прекращает испытания, разорвав отношения. И тут мужчина буквальноначинает “разваливаться” в нервных приступах. Индивидуально-психологическоеразъяснение этого случая показало, что цель превосходства у этого пациента,проявившаяся во властолюбивых притязаниях к невесте, не допускала брака, и он,сам того не ведая, должен был довести дело до разрыва, поскольку не считал себяготовым к открытой борьбе, которой ему представлялся брак. Эта неуверенность всебе проистекает из самого раннего детства пациента, когда он, единственныйсын рано овдовевшей матери, жил довольно замкнуто, отгороженный от внешнегомира. Из детских лет, проходивших в постоянной домашней борьбе, он вынеснеизгладимое впечатление, в котором никогда себе открыто не признавался: оннедостаточно мужественен, ему никогда не справиться с женщиной. Этапсихическая установка сопоставима с постоянным чувством неполноценности и определеннымобразом вторгается в судьбу человека, заставляя его поддерживать свой престижиным способом, а не в исполнении реальных требований на “полезной” сторонежизни.
Нельзя не заметить, чтопациент добился того, что было целью его тайной подготовки к безбрачию и кчему подталкивали его страх перед партнером, сцены борьбы и тревожное отношениек женщине. Равно как и то, что он относился к своей невесте как к матери,которую тоже хотел подавить. Такое отношение, продиктованное стремлением кпобеде, было неправильно истолковано фрейдовской школой как инцестуозная влюбленностьв мать. В действительности же детское чувство неполноценности пациента,подкрепленное болезненным отношением к своей матери, понуждает его второй всвоей жизни раз довести дело до борьбы с женщиной, опираясь на сильнейшую защитнуютенденцию. То, что мы обычно понимаем под любовью, в данном случае является неразвитым чувством общности, а всего лишь ее видимостью, карикатурой — средствомдостижения цели. Цель же сводится к тому, чтобы наконец-то добиться триумфанад подходящим существом женского пола. Отсюда постоянные испытания итребования, отсюда и ожидаемый разрыв отношений. Разрыв не “случился”, он повсем правилам искусства был инсценирован, а при его “конструировании” былииспользованы старые испытанные средства, в которых мужчина упражнялся на своейматери. Теперь поражение в браке исключено, поскольку брак был им предотвращен.В этой установке видна гипертрофированная позиция “личности” по отношению к“целесообразности”, естественности. Объяснить это можно наличием боязливогочестолюбия. Существуют две формы честолюбия, из которых вторая сменяет первую,как только человек утрачивает мужество в результате поражения. Первая формастоит позади человека и гонит его вперед. Вторая находится перед человеком иоттесняет его назад: “Если ты перейдешь Галис, то разрушишь великое царство”*.Вторая форма честолюбия свойственна прежде всего невротикам, первая жепроявляется у них лишь в виде следов, при определенных условиях. Тогда они тожеговорят: “Да, раньше я был честолюбив”. Однако они по-прежнему такие же, толькоиз-за конструирования своего недуга, расстройства, безучастности преградилисебе путь вперед. На вопрос: “Где же ты был, когда делили мир?” — они всегдаотвечают: “Я был болен”. Таким образом, вместо того чтобы заниматься внешниммиром, они занимаются собой. Впоследствии Юнг и Фрейд ошибочно истолковали этотважнейший невротический процесс как врожденные (?) типы: один как“интроверсию”, другой — как “нарциссизм”.
Если в поведении этогомужчины вряд ли осталось что-нибудь загадочное и в его властолюбивой установкемы отчетливо видим агрессию, выдающую себя за любовь, то нервный срыв пациентаменее понятен и нуждается в некотором пояснении. Тем самым мы вступаемнепосредственно на “территорию” психологии неврозов. Вновь, как и в детстве,пациент потерпел крушение при отношениях с женщиной. В подобных случаяхневротику хочется укрепить свою уверенность и укрыться на максимальномрасстоянии от опасности*. Наш пациент нуждается в срыве, чтобы лелеять в себепричиняющее боль воспоминание, чтобы поставить вопрос о вине и решить его не впользу женщины, чтобы впоследствии подходить к делу с еще большейосмотрительностью. Сегодня этому мужчине 30 лет. Допустим, что лет 10—20 онбудет носиться со своим горем и еще столько же будет оплакивать свой потерянныйидеал. Тем самым он, пожалуй, навсегда застрахует себя от каких бы то ни былолюбовных отношений и, соответственно, от нового поражения.
Он опять конструируетнервный срыв с помощью старых, проверенных на опыте средств, подобно тому, как,будучи ребенком, отказывался, например, от еды, сна, работы и играл рольумирающего. Теперь чаша с виной возлюбленной опускается, а сам он возвышаетсянад ней по уровню воспитанности и силе характера. И вот он достиг того, к чемустремился: он выше, лучше, а его партнерша “плохая, как и все девушки”. Они немогут сравниться с ним, мужчиной. Тем самым он исполнил долг, который ощущалеще ребенком, — показал, что стоит выше, чем женский пол, не подвергаяиспытанию свои силы.
Мы понимаем, что егонервная реакция не может оказаться слишком острой. Он обязан жить на земле какживой укор женщине.
Если бы он знал о своихтайных планах, то все его деяние было бы проявлением враждебности и злогоумысла, поэтому поставленная цель — его возвышение над женщиной — была бывообще недостижима. Ведь он увидел бы себя таким, каким его видим мы, онобнаружил бы, как фальсифицирует все и подводит к заранее намеченной цели. То,что с ним происходило, не было бы больше “судьбой”, не говоря уже о том, чтодля него это оказалось плюсом. Его цель, жизненный план, жизненная ложьтребуют этого плюса! Поэтому и “получается”, что этот жизненный план остается вбессознательном. И таким образом можно думать о судьбе, за которую неотвечаешь, а не об осуществлении долго готовившегося, ухищренного плана, закоторый несешь ответственность.
Оставлю в сторонеподробное изображение “дистанции”, которую невротик устанавливает между собой ирешением (в данном случае браком), а то, как он это делает, ограничу описанием“невротического конструирования”. Следует только указать, что эта дистанцияотчетливо проявляется в “боязливой установке” пациента, в его принципах,мировоззрении и жизненной лжи. Наиболее действенными для ее проявления всегдаоказываются невроз и психоз. Необычайно велика также склонность кпроистекающим из этих же источников перверсиям и разного рода импотенции.Сделка и примирение человека с жизнью проявляются в конструкции, состоящей изодного или нескольких сослагательных предложений: “Если бы что-то былопо-другому!..”
Вопросы воспитания,которым наша школа придает самое большое значение (см.: “Лечение иобразование”, 1929), строго вытекают из этих отношений.
Из плана данной работыследует, что наше исследование, как и лечение, идет в обратном направлении:сначала рассматривается цель превосходства, затем разъясняется состояние борьбычеловека* (особенно невротика) и только потом делаются попытки понять источникиэтого важного душевного механизма. Одну из основ этой психологической динамикимы уже раскрыли: она заключается в исходной склонности психического аппаратаобеспечивать приспособление к реальности с помощью уловки, фикции и целевойустановки. Я должен вкратце осветить, каким образом цель — богоподобноепревосходство преобразует отношение индивида к своему окружению, делает еговоинствующим и как в борьбе человек стремится приблизиться к цели путем прямойагрессии или по направляющей линии предосторожности. Если проследить за ходомразвития этой агрессии до раннего детства, то, как правило, можно обнаружитьфундаментальный факт, служащий ее причиной: в течение всего периода развитияребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям исестрам и окружающим. Из-за незрелости органов, неуверенности и несамостоятельности,в силу потребности опираться на более сильного и болезненно переживаемогоподчиненного положения среди других у ребенка развивается чувство ущербности,которое проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. Чувство неполноценностивызывает у него постоянную тревогу, жажду деятельности, поиск новых ролей,желание сравнивать свои силы с силами других, предусмотрительность, физическуюи психическую подготовку. От чувства неполноценности зависит всяпознавательная способность ребенка. Таким образом, будущее становится дляребенка краем, который должен принести ему компенсацию. Состояние борьбы такжеотражается на чувстве неполноценности ребенка, и компенсацией для него являетсятолько то, что надолго упраздняет его нынешнее жалкое положение и возвышаетнад всеми остальными. Таким образом, у ребенка возникают целевая установка ификтивная цель превосходства, где его нищета превращается в богатство, подчинение— в господство, страдание — в радость и удовольствие, незнание — во всезнание,а неумение — в мастерство. Эта цель устанавливается тем выше и удерживается темпринципиальнее, чем сильнее и длительнее ребенок испытывает неуверенность всебе и чем больше он страдает от физической или умеренной умственной слабости,чем сильнее он ощущает, что его оттесняют на задний план.
Тот, кто захочет раскрытьэту цель, должен понаблюдать за ребенком во время игры, за его занятиями всвободное время или фантазиями о выборе будущей профессии. Постоянные измененияв этих устремлениях — это лишь видимость, в каждой новой цели он предвосхищаетсвой триумф. Необходимо указать еще на один вариант такого построения планов,часто обнаруживающийся у менее агрессивных детей (у девочек и особенно у тех,кто часто болеет): они научаются использовать свою слабость и тем самымзаставляют других подчиняться себе. Такие дети и в дальнейшем будут постояннопытаться это делать, пока их жизненный план и жизненная ложь не будут полностьюраскрыты.
Внимательному наблюдателюоткрывается особый аспект: характер этой компенсаторной динамики выдаетнеполноценность половой роли и стремление к сверхмужским целям. В нашейкультуре, ориентированной на мужчину, от девочки, равно как и от мальчика,требуются совершенно особые усилия и уловки. Среди них, бесспорно, многополезных. Сохранить их, но при этом раскрыть и обезвредить бесчисленныеруководящие линии, ошибочные и приводящие к болезни, является нашейсегодняшней задачей, выходящей далеко за рамки врачебного искусства, откоторого наша общественная жизнь и система воспитания могут ожидать ценнейшихростков. Ведь целью этого жизненного воззрения является усиление чувствареальности, ответственность и замена скрытой враждебности взаимнойдоброжелательностью, чего можно добиться, лишь сознательно развивая чувство общностии сознательно разрушая стремление к власти.
Мастерское изображениевластолюбивых фантазий ребенка можно найти в романе Достоевского “Подросток”.У одного моего пациента они проявлялись особенно ярко. В его мыслях исновидениях всегда повторялось желание: пусть другие умрут, чтобы у негосамого был простор для жизни, пусть другим будет плохо, чтобы он получил лучшиевозможности. Такая манера поведения напоминает безрассудность и бесчувственностьмногих людей, объясняющих все свои беды тем, что слишком много людей живет насвете. Подобные побуждения сделали более приемлемой идею о мировой войне.Уверенность в таких фикциях заимствуется из других сфер, в данном случае изосновополагающих фактов капиталистического производства, при котором действительночем хуже одному, тем лучше другому. “Я хочу стать могильщиком, — сказал мнеодин четырехлетний мальчик,— я хочу быть тем, кто закапывает других”.ПСИХИЧЕСКИЙГЕРМАФРОДИТИЗМ И МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ — ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НЕРВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Когда в учении о нервныхзаболеваниях утвердилась единая точка зрения о том, что нервные нарушениявызываются душевными переживаниями и должны лечиться путем воздействия напсихику, это стало большим шагом вперед. Решающим оказалось вмешательствотаких авторитетных исследователей, как Шарко, Жане, Дюбуа, Дежерин, Брейер,Фрейд и др. Дополнительным аргументом стали результаты проведенных во Франциигипнотических экспериментов и гипнотического лечения, которые указали наизменчивость нервных симптомов и их подверженность влиянию со стороны психики.Несмотря на эти достижения, по-прежнему не было гарантии успешного лечения,так что даже именитые авторы, независимо от своих теоретических соображений,пытались лечить неврастению, истерию, неврозы навязчивых состояний и неврозыстраха с помощью традиционных медикаментозных средств, электричества игидротерапии. Весь итог расширенных знаний долгие годы представлял собойнагромождение модных слов, которые должны были исчерпывающе раскрыть смысл исущность сложных невротических механизмов. Для одного ключ к пониманию лежал в“раздражимой слабости”, “падающем напряжении”, для другого — в “суггестивности”,“подверженности потрясениям”, “наследственной отягощенности”. “Дегенерация”,“болезненная реакция”, “лабильность психического равновесия” и другие подобныепонятия должны были раскрыть тайну нервных заболеваний. Для самого же пациентаиз всего этого получалось, в сущности, лишь нечто вроде обыкновеннойсуггестивной терапии, а чаще всего — бесплодные попытки “выговорить” болезнь,“отреагировать защемленные аффекты” и не менее бесплодная попытка оберегатьего от психических повреждений. Тем не менее, если пациент находился подруководством опытных врачей, обладающих интуицией, этот терапевтический методнередко превращался в эффективный “способ лечения”. Однако срединеспециалистов появился предрассудок, обусловленный поспешными выводами из наблюденияза быстро увеличивающимся числом неврозов. Он сводился к тому, что невротикякобы страдает от “воображений” и повинен в произвольных преувеличениях;предполагалось, что он якобы может преодолеть болезненные явления, укрепив своюэнергию.
Йозеф Брейер пришел кмысли выведать у самого пациента смысл и развитие симптомов его болезни,например, истерического паралича. Поначалу они делали это совместно с 3. Фрейдомбез какого-либо предубеждения и при этом констатировали обращающий на себявнимание факт пробелов в памяти, препятствовавших пациенту, а также врачупонять причину и течение заболевания. Попытка из знания психики, болезненныхчерт характера, фантазий и грез пациентов сделать вывод о забытом материалеоказалась успешной и привела к обоснованию психоаналитического метода итеории. С помощью этого метода Фрейду удалось проследить корни нервногозаболевания вплоть до самого раннего детства и выявить множество постояннодействующих психических механизмов, таких, как вытеснение и смещение. Прилечении постоянно вскрывались ранее неосознаваемые побуждения и желанияпациента, причем при самых разнообразных формах невроза. Таких результатовдостигали разные авторы, которые пользовались психоаналитическим методом ичасто работали независимо друг от друга. Сам Фрейд искал причины нервныхзаболеваний в превращениях сексуальной энергии и в особой конституции половоговлечения (эта теория не была связана напрямую с психоаналитическим методом ичасто подвергалась нападкам).
В качестве принципаприменения индивидуально-психологического метода я хотел бы предложитьсведение всех имеющихся у отдельного человека нервных симптомов к “наивысшейобщественной мерке”. Правильность такой индукции, проведенной совместно спациентом, подтверждается тем, что полученная в каждом случае психическаякартина согласуется с действительной психической ситуацией из самого раннегодетства пациента. То есть психическая основа, схема нервного заболевания исимптома, в неизмененном виде перенимается из детства, но за многие годы надэтим фундаментом возвышается надстройка, имеющая много разветвлений, однако неменяющая своей основы. В эту надстройку входят также все тенденции развития,черты характера и личные переживания, среди которых особо следует выделитьследы переживания одной или нескольких неудач на главной линии стремленийчеловека — непосредственный повод к тому, чтобы развилось нервное заболевание.Отныне помыслы и желания пациента направлены на то, чтобы компенсироватьнеудачу, жадно стремясь добиться других, чаще всего непригодных побед, нопрежде всего — обезопасить себя от новых неудач и испытаний судьбы. А это какраз и позволяет ему вспыхнувший невроз, который тем самым становится для негоподпоркой. Нервный страх, боли, параличи и невротическое сомнение удерживаютпациента от активного вторжения в жизнь, нервная навязчивость, с одной стороны,дает ему — в компульсивных мыслях и действиях — видимость утерянной активностина бесполезной стороне жизни, а с другой стороны, предоставляет предлог дляоправдания пассивности благодаря засвидетельствованию болезни.
Мне самому не разприходилось, применяя индивидуально-психологический метод, распутыватьболезнетворную детскую ситуацию; при этом я обнаруживал источники, образовавшиесяиз отрицательных влияний организма и семьи. Но, кроме того, выявились причины,в какой-то мере способствовавшие формированию этой вредной среды — семейнойорганической конституции. Я постоянно сталкивался с тем обстоятельством, чтоналичие у ребенка врожденного неполноценного органа, системы органов и железвнутренней секреции в начале его развития создает для него такую ситуацию, вкоторой нормальное в других случаях чувство своей слабости инесамостоятельности чрезвычайно усугубляется и превращается в глубокопереживаемое чувство неполноценности*. Несвоевременное или неправильное,неадекватное вправление неполноценного органа влечет за собой появлениеуказанного состояния слабости, болезненности, неуклюжести, уродства (зачастуювследствие внешних признаков дегенерации), неловкости и многочисленных детскихнедугов, таких, как моргание, косоглазие, леворукость, тугоухость, заикание,дефекты речи, рвота, недержание мочи и аномалии стула, из-за чего ребенок оченьчасто испытывает обиду или подвергается всеобщим насмешкам и наказанию истановится непригодным для общества. В психической картине этих детей вскореобнаруживается бросающееся в глаза усиление обычно нормальных черт детскойнесамостоятельности, потребности в опоре и ласке, переходящих в боязливость,страх одиночества, нерешительность, робость, боязнь всего чужого инеизвестного, в чрезмерную чувствительность к боли, болезненную застенчивость ипостоянный страх перед наказанием и последствиями любого поступка — чертыхарактера, придающие в том числе и мальчикам как бы женский уклон.
Вскоре, однако, у этихпредрасположенных к нервным заболеваниям детей на переднем плане отчетливопроступает чувство обиды. В связи с этим появляется гиперчувствителъность,которая постоянно нарушает равновесие психики. Таким детям хочется всемобладать, все съесть, все услышать, все увидеть, все узнать. Они хотятпревзойти всех остальных и делать все самостоятельно. Их фантазия играет сразного рода идеями величия: они хотят спасать других, видят себя героями,верят в княжеское происхождение, считают себя преследуемыми, притесненными,золушками. Почва для жгучего, ненасытного честолюбия, крушение которого можнос уверенностью предсказать, подготовлена. Теперь пробуждаются и усиливаютсядурные инстинкты. Жадность и зависть из-за того, что ребенок не в состоянииобеспечить удовлетворение своих желаний, становятся беспредельными. Алчно истремительно мчится он за любым триумфом, становится неуправляемым,несдержанным, грубым с младшими, лживым со старшими и поглядывает на всех супорным недоверием. Понятно, сколько всего хороший воспитатель может исправить,а плохой усугубить в этом зарождающемся себялюбии. В самом благоприятномслучае развивается неутолимая жажда знаний или вырастает тепличное растение —вундеркинд, в неблагоприятном случае просыпаются преступные наклонности или жесоздается образ человека, с трудом решающегося на что-либо, который пытаетсязамаскировать свое отступление перед требованиями жизни сконструированнымневрозом.
Таким образом, в качестверезультата таких непосредственных наблюдений из детской жизни можно заключить,что детские черты подчиненности, несамостоятельности и послушания, иначеговоря, пассивности ребенка очень быстро — а иногда при невротическойдиспозиции очень резко — дополняются чертами упрямства и неповиновения,признаками затаенной враждебности. Более тщательное рассмотрение выявляетсмешение пассивных и активных черт, но всегда преобладает тенденция к прорывуот девичьего послушания к мальчишескому упрямству. Во всяком случае имеетсядостаточно оснований считать, что черты упрямства являются реакцией, протестомпротив побуждения к послушанию или вынужденного подчинения и направлены на то,чтобы ребенок смог быстрее удовлетворить свои желания, добиться признания,внимания, привилегий. Если эта чреватая последствиями позиция достигнута, торебенку постоянно кажется, что его пытаются заставить подчиняться и онустраивает обструкцию во всех проявлениях повседневной жизни: в еде, питье,сне, в испражнении мочи и кала, а также при умывании и купании. Требованиячувства общности ущемляются. Стремление к власти проявляется главным образом впустом, жалком притворстве и стяжательстве.
У другого, пожалуй,самого опасного типа детей, предрасположенных к нервным болезням, этаконтрастирующая склонность к подчинению и активному протесту проявляется болеесвязно, в виде средства достижения цели. Они как бы разгадали малое вдиалектике жизни и стремятся удовлетворить свои беспредельные желания путемсамого безграничного подчинения (мазохизма). Именно они хуже всего переносятунижения, неудачи, принуждение, ожидание и особенно отсутствие победы и, как иостальные дети, склонные к нервным заболеваниям, страшатся действий, решений,чужого, нового. Благодаря созданному ими самими алиби болезни они, какправило, фиксируются на сознании фаталистической слабости, чтобы затемотстраниться от требований общества и изолироваться.
Эта своего рода двойнаяжизнь, по сути замаскированное “стой!” или “назад!”, остающееся у нормальныхдетей в умеренных пределах и даже формирующее характер взрослого, не позволяетневротику преследовать полезную цель в согласии с собой и, конструируя страх исомнение, затрудняет его решения*.
Другие типы спасаются отстраха и сомнений в навязчивых состояниях и постоянно гоняются за успехом,повсюду подозревают нападки, притеснение и несправедливость и судорожно пытаютсяиграть роль избавителя и героя, нередко направляя свои силы на неподходящиеобъекты (донкихотство). Ненасытно и сладострастно, с видимостью силы онидомогаются доказательств любви, не находя удовлетворения (Дон Жуан, Мессалина).В их стремлениях никогда нет гармонии, так как двойственный характер ихсущности, как бы двойная жизнь невротиков (“double vie”, “диссоциация”,“расщепление сознания” у разных авторов) прочно основывается на частях психики,воспринимаемых как женская и мужская, которые как будто стремятся к единству,но планомерно не достигают своего синтеза, чтобы предохранить личность отстолкновения с действительностью. Индивидуальная психология должна здесьпринять решительные �