ЗАБАЙКАЛЬСКИЙИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
СИБИРСКОГОУНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине: «Экономика торговли и общественного питания»
Конкурентоспособностьторговых организаций: проблемы и пути их решения
Выполнил:ЭК-03-041
Миронов А.В.
Проверил:
Шарапова Т.Д.
Чита-2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИСУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
Сущностьконкурентоспособности промышленного предприятия в Росиии и за рубежом
Экономические имаркетинговые составляющие конкурентоспособности
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИМДК «ДАУРИЯ»
Общие сведения опредприятии МДК «ДАУРИЯ»
Анализ спроса напродукцию производства фирмы «ЧМДК — Даурия»
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность рассмотренияданного вопроса в том, что современных условиях российской экономики,принципиально изменяется подход к созданию систем обеспеченияконкурентоспособности предприятия. Эта проблема выдвигается на первый план всейэкономической политики государства.
Сегодняконкурентоспособность на товарных рынках становится проблемой национальнойгосударственной безопасности. Следовательно, должна быть поставлена и правильнорешена проблема выработки государственной стратегии в деле обеспеченияконкурентоспособности. Для этого, на наш взгляд, должны быть уточнены основныеметодологические аспекты проблемы, дано четкое обоснование сущности исодержания конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия (фирмы) ипродукта, определены взаимосвязи и взаимозависимости этих категорий.
Формирование рыночнойэкономики обуславливает развитие анализа конкурентоспособности в первую очередьна микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурныхподразделений, поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночнойэкономики при любой форме собственности. Но это не исключает, а скорее,наоборот, предполагает и необходимость возможного перехода анализа намикроуровне не «сверху вниз», как складывалось при командно – административнойсистеме, а «снизу вверх». Народнохозяйственные отношения и обобщения вовсе непротивопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободногорынка.
Нетнедостатка и в предлагаемых экономистами подходах к оценкеконкурентоспособности через многочисленные характеристики фирм и стран, а такжев рекомендациях по повышению конкурентоспособности путем планированиядеятельности компаний либо проведением определенной политики правительства. Но,по мнению М.Портера, они отличаются «таким же разнообразием инепоследовательностью, как выраженные и невыраженные подходы к пониманию конкурентоспособности,на которых они основывались». Это еще раз показывает сложность инеоднозначность проблемы конкурентоспособности, находящейся в центре внимания иправительств, и промышленных кругов любой страны, как испытывающей определенныетрудности, так и процветающей в настоящее время. Очевидно, было бы неверноискать ответ на данный вопрос только либо на уровне фирмы (предприятия илисубъекта хозяйствования), либо на уровне страны в целом.
Цель работы – оценка конкурентоспособностипредприятия МДК «Даурия»
Задачей работы являетсяанализ следующих параметров:
1. Рассмотретьпонятие и сущность конкурентоспособности
2. выявить основныенаправления оценки конкурентоспособности
3. проанализироватьконкурентоспособность товара предприятия МДК «Даурия»
1. Понятиеи сущность конкурентноспособности
/>1.1.Сущностьконкурентоспособности промышленного предприятия в России и за рубежом
В современнойэкономике конкурентоспособность — это проблема не только отечественнойэкономической теории, но и мировой.
Как считаетавторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности впромышленности при президенте США М.Портер, пока «не существует общепринятогоопределения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означалавозможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии.Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительныйвнешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означаланизкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменномукурсу. Споры вокруг конкурентоспособности… продолжаются и по сей день».
Конкурентоспособность — это характеристика товара, отражающая его отличие от товара — конкурента как постепени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам наее удовлетворение.
Показатель, выражающийтакое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара поотношению к товару — конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности являетсяисследование потребностей покупателя, требований рынка.
При совершении покупкипотребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целогоряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое внаибольшей степени удовлетворяет его потребность.
При этом покупательучитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствиясобственной потребности. Каждая потребность обладает свойствами ихарактеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимыйпотребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. Присовпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделиеи совершается покупка.
Для того, чтобы товар былприобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям потехническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потреблениятовара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств дляприобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.
Поскольку потребностикаждого отдельного покупателя складываются по воздействиям обширного комплексафакторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товараразными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будетих предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке.Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособностьданного товара также будет индивидуальной.
Наибольшее признаниесреди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности,получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общейтоварной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Таким образом,конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результатесравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собойхарактеристику товара, отражающую его отличие от товара — конкурента по степениудовлетворения конкурентной общественной потребности.
Конкурентоспособностьопределяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав еекачества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя поприобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схемаоценки конкурентоспособность представлена на рис.1.1.
/>
Рис 1.1. Общая схемаконкурентоспособности
Безусловно,успех отдельных предприятий в конкурентной борьбе в условиях углубляющейсяинтернационализации рынка зависит от положения дел в стране. Правильность этогоположения доказывает тот факт, что с удивительным постоянством предприятия(фирмы, корпорации) одних и тех же стран (Япония, Германия, Франция, США, Кореяи т.д.) добиваются огромных успехов во вполне определенных отраслях экономики.Но в то же время именно отраслевые особенности позволяют данной фирме даннойстраны создать и удержать конкурентные преимущества на своем рынке. При этомзачастую в стране функционирует одновременно сразу несколько мировых лидеров вкакой-то отрасли промышленности. Примерами могут служить японские фирмы вобласти бытовой электроники, роботов, фото- и копировальной аппаратуры,шведские фирмы по производству тяжелых грузовиков и горнорудного оборудования,французские парфюмерно- косметические фирмы, швейцарские фармацевтическиекомпании и т.д.
Во-первых, допоследнего времени в российской экономической литературе терминконкурентоспособность использовался только применительно к продукции,во-вторых, применялся он в основном в рамках внешнеэкономической деятельности втесной связи с качеством и объемом продаж экспортной продукции.
Безусловно,это в определенной степени было оправдано в условиях ограниченного выходаотечественных товаропроизводителей на мировой рынок. Но в современных условияхконкурентная борьба стала обычным явлением и для российского рынка. При этомследует отметить широкомасштабность, динамизм и остроту этой борьбы как намировом, так и на отечественном рынке, что обуславливается значительным ипостоянно увеличивающимся числом участников внешнеэкономических операций.Существенную роль в конкурентной борьбе с крупными и сверхкрупными компаниямикак в мире, так и в России, начинают играть фирмы малого и среднего бизнеса.Это, безусловно, связано с большей гибкостью, восприимчивостью к нововведениям,быстрой реакцией на изменения условий рынка со стороны этой группы фирм. Кэтому следует добавить, что они занимают значительную долю как в валовомнациональном продукте (в США, к примеру, 43%), так и в численности наемной рабочейсилы (в США — 58%).
В Россииподобные показатели несколько иные. Однако и здесь можно отметить тенденциюувеличения доли малых и совместных предприятий в общем объеме произведеннойпромышленной продукции. Здесь следует также учесть, что отечественнаястатистика относит к крупной и средней промышленности предприятия, имеющиечисленность работающих свыше 200 человек, что, естественно, сокращает долюмалого и среднего бизнеса в основных макроэкономических показателях экономикиРоссии.
При этом нафоне общего спада производства отечественные совместные предприятия в 1994 г. смогли увеличить объемы производства нефти в 1,9 раза, алюминия вторичного в 2 раза, стали на43%, персональных ЭВМ в 2,8 раза, составив успешную конкуренцию какотечественным производителям, так и фирмам других стран на своих рынках.
Безусловно,конкретные подходы к решению вопроса обеспечения конкурентоспособности вразличных странах отличаются. Но есть и общие закономерности.
Дальнейшееуглубление международного разделения труда, международной специализации икооперирования в различных областях, интернационализация экономики расширяютмассовую базу конкуренции. К соперничеству стран-традиционных экспортеровприсоединились «новые индустриальные страны». Активно вовлекаются правительствас целью обеспечения протекционизма своим фирмам на внутреннем рынке и поддержкенациональных экспортеров на внешнем.
В середине70-х годов Япония уверенно вышла на уровень качества западноевропейских иамериканских фирм, а затем и обошла их по этому показателю. При этом доля фирмСША в общем объеме мирового экспорта (за исключением стран бывшего СЭВ) с 1970по 1983 г.г. уменьшилась на 19,5%, в экспорте готовой промышленной продукции — на 8,9%, в то время как доля японских фирм возросла на 33,4% и 66,3%.
По мересовершенствования характеристик продукции и роста ожиданий потребителей всеменьше фирм за пределами Японии сохраняли способность эффективно конкурироватьна японском рынке. Более высокое качество привело к повышенному спросу наяпонские товары во всем мире. В результате, к примеру, американский потребительприобретает 30% спорттоваров, 34% микроволновых плит, 90% радиоприемников имотоциклов, около 100% кассетных видеомагнитофонов импортного, в основномяпонского, производства. Доля Японии в экспорте легковых автомобилей в СШАсоставляет 70%.
Конец 70-хгодов характеризуется стремительным ростом конкурентоспособности у «четырехазиатских тигров». И хотя этот процесс начался в этих странах позднее, чем вЯпонии, в настоящее время они выпускают много изделий, уровеньконкурентоспособности которых соответствует или превышает характеристикианалогов, выпускаемых в США, Европе и Японии. Следует учесть, что ставкизаработной платы в этих странах значительно ниже, чем в традиционновысокоразвитых, что значительно затрудняет конкурентную борьбу с ними.
Ноконкурентоспособность — состояние динамичное, изменяющееся под воздействием каквнешних, так и внутренних факторов.
Ведущиезападные экономисты по-разному объясняют, почему отдельные страны мираконкурентоспособны, а другие нет. В работах 50-х, 60-х и начала 70-х годоввысокую конкурентоспособность американских фирм, лидировавших во многихотраслях, объясняли через анализ структуры торговли США. В последующих работах,уже посвященных анализу успехов японских фирм, одним из основных факторовконкурентоспособности выделяют экономическую политику государства, в частностивременный протекционизм.
Отдельныеавторы рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики,определяемое валютными курсами, процентными ставками, бюджетными дефицитами. Номногие страны оставались конкурентоспособными несмотря на бюджетные дефициты(Япония, Корея, Италия), падение курсов национальных валют (Германия,Швейцария), высокие процентные ставки (Корея, Италия).
Как видно изпредставленного выше обзора точек зрения, не существует единого мнения осущности конкурентоспособности страны. Если понимать под этим термином страны,все отрасли которых конкурентоспособны, то ни одна страна вообще не подходитпод это определение.
По мнениюотечественного экономиста А.Селезнева, «конкурентоспособность — этообусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положениестраны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое черезпоказатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и егодинамику».
Но любоеположение, думается, не просто наступает под воздействием тех или иныхфакторов, а является результатом какой-то деятельности. Поэтому, по нашемумнению, конкурентоспособность страны — это способность страны создавать,производить и сбывать больше материальных ценностей, чем ее конкуренты намировых рынках.
Поддержка состороны государства возможна в двух направлениях.
Во- первых,государство может способствовать развитию экспортного производства. В этихцелях в отношении экспортно-ориентированных предприятий обрабатывающейпромышленности необходимы селективная налоговая политика, включая ускореннуюамортизацию, льготные кредиты, в том числе смешанные государственно-частныекредиты, а в ряде случаев и прямое государственное финансирование. Государствоможет выступать гарантом иностранных кредитов для этих предприятий, а такжепринимать другие протекционистские меры (например, снижение НДС, аренды земли,тарифов за коммунальные услуги и др.).
Во-вторых,государство должно создавать благоприятные условия для экспорта продукцииобрабатывающей промышленности, особенно машин и оборудования, путем созданиясистемы кредитования экспорта, в том числе государственными кредитнымиучреждениями, и страхования экспортных кредитов, предоставляемых коммерческимибанками. Требуется создать систему информирования иностранных покупателей овозможностях российской промышленности, оказывать финансовую поддержкуэкспортерам, участвующим в зарубежных ярмарках и выставках, предоставлятьинформацию экспортерам о состоянии рынков отдельных стран (что должно статьглавной функцией торговых представительств России за рубежом). Особого вниманиязаслуживает поддержка экспортной деятельности оборонного комплекса, поставки зарубеж продукции которого совсем недавно занимали значительное место в структуреэкспорта машиностроительной продукции страны.
Широкоераспространение конкуренции на мировом рынке ускоряет протекание присущих ейпроцессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новыхконкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особую остроту и динамизмконкурентной борьбе придает НТП. Везде, где идет борьба за снижение издержекпроизводства, повышение качества, максимизацию прибыли, научно-техническийпрогресс выступает не только мощным средством, но и сильным катализаторомконкурентной борьбы. При этом многоаспектное и многоуровневое воздействие НТПна формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения проявляетсякак между отдельными странами, так и между группами стран, а также междуотдельными фирмами.
Успехиведущих фирм мира в создании конкурентоспособных изделий, прежде всего, зависятот их инновационной деятельности, направленной на создание принципиально новыхизделий. В мировой практике хозяйствования прочно укрепился специальный термин,отражающий эту особенность — «товар рыночной новизны». По оценкам западныхспециалистов товар рыночной новизны обеспечивает прибыль, по сравнению страдиционным, большую на 28%.
К товарам рыночнойновизны относятся лишь те, которые:
/> либоудовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки(«пионерские товары»);
/> либоудовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные(усовершенствованные товары);
/> либо позволяютзначительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные имтовары (товары по сниженным ценам), удовлетворяя известную потребность напрежнем уровне.
В то жевремя, если товар, при создании которого использованы новинки, удовлетворяетизвестную потребность на прежнем уровне и не расширяет круг своих потребителей,то товаром рыночной новизны считать нельзя.
Анализмирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров-лидеров,преобладают изделия, быстро изменяющиеся под воздействием НТП: аудио- ивидеоаппаратура, интегральные схемы ЭВМ, текстильное и целлюлозно-бумажноеоборудование, железнодорожный подвижной состав, коммуникационное электронноеоборудование, бытовое и промышленное электротехническое оборудование,авиадвигатели, химическое оборудование.
В то же времясоздание товаров рыночной новизны сопряжено с известным риском. Зарубежнаястатистика свидетельствует, что только 31% новых товаров выходит на рынок илишь 12% из них получает признание у потребителей.
1.2 Экономические и маркетинговыесоставляющие конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительскихи стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке,то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкогопредложения конкурирующих товаров – аналогов.
Число параметров конкурентоспособности зависит от вида исложности изделия в техническом и эксплуатационных отношениях, а также оттребуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Чтобыудовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Еслиэто технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходыпо эксплуатации (платить за запасные части, ремонт), оплатить сервисноеобслуживание (для мебели – доставка, сборка и т.д.). Таким образом, затратыпокупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) ирасходов, связанных с потреблением, называемой ценой потребления.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены,поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают поминимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления завесь срок его службы у потребителя.
Наконец, конкурентоспособность определяется только темисвойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и,естественно, гарантируют удовлетворения данной потребности).
Цена в условиях конкуренции прежде всего отражаетпотребительское качество товара. Для потребителя в настоящее время вполнепонятно, что товар с высоким уровнем потребительских свойств и качества имеетболее высокую стоимость. Потребитель согласен с тем, что за хорошее качествонадо платить.
За рубежом спросом обычно пользуется недорогая продукция,имеющая определенное качество. Покупатель не будет платить лишние деньги, еслии более дешевые товары имеют достаточный уровень потребительских свойств ивполне удобное обслуживание.
В служившихся экономических условиях, когда большая частьнаселения имеет низкий уровень доходов, цена является весомым показателемконкурентоспособности.
Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, чтореальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, нена предприятии, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, подвоздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара иего полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов кактоваров, поскольку и стоимость их получает общественное признание черезмеханизм цен также на рынке.
Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику.Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов:стратегического и тактического.
Стратегический фактор заключается в том, что цены образуютсяна основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокругстоимости.
Тактический выражается в том, что цены на конкретные товарыформируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор – фактор долговременного перспективногодействия, второй – может часто меняться (в течении дней, часов), так какдинамика конъюнктурных изменений очень высока и здесь требуется всестороннееизучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны вусловиях рыночной экономики. Их следует обязательно учитывать, иначепредприятие или фирма окажутся в очень затруднительном положении.
Основой определения цены являются базовые издержки на единицупродукции. К ним прибавляются общепроизводственные расходы и затраты, связанныес коммерческой деятельностью.
Цена должна быть оптимальна, но в то же время производительдолжен получать прибыль.
Определение цены может быть представлено в виде формулы:Цена потреб-ления = Себестоимость товара + Прибыль предприятия + Затраты на продажу + Стоимость потребле-ния + Затраты на обслужи-вание
Для того, чтобы ценовая политика фирмы была успешной,необходимо пропагандировать саму ценовую политику и не только с помощьюрекламы. Прежде всего, это имеет значение там, где продажа персонифицирована.Представитель предприятия или продавец должен быть обучен торговлекачественными товарами. Он с большей убедительностью сможет предлагатьвысококачественные товары, хотя и по более высокой цене, оперируя тем, тодешевые товары, кроме низкой цены, не имеют никаких преимуществ.
То, что характерно для персонифицированной продажи, относитсяи к письменной форме предложения товаров. В письменном предложении цены должныбыть не просто указаны, необходимо показать покупателю, что он может получитьза эту цену.
Часто фирмы используют самые разнообразные методы, благодарякоторым можно привлечь покупателей:
– система скидок –данный метод основан на том, что потребителю предлагаются различные скидки,приуроченные к какому-то событию, например, к Рождеству, Новому Году, другимпраздникам, ими в данный период на конкретную продукцию будет снижена цена;
– визуальноеуменьшение цены. Многие фирмы устанавливают не «круглые» цены на товары, адробные или незначительно уменьшенные, рассчитывая на психологическиеособенности покупателей. Например, не 1000$, а 999$;
– система подарков.Данный способ используют многие торговые фирмы, предлагая покупателю«бесплатно» фирменный пакет, каталог продукции, продаваемой ими, подарочнуюупаковку, мелочи по уходу за приобретенным изделием (щетку для пальто, плечикидля хранения платья и т.д.);
– перевод цены вразряд элитных цен. Данный метод также рассчитан на психологию потребителя. Какуказывалось выше, покупатель согласен платить большие деньги за качественныйтовар. Но он не всегда понимает, почему за хороший на его взгляд товар просятмало денег, поэтому фирменные магазины чаще всего увеличивают цены доопределенного предела, что в свою очередь «повышает» статус покупателя в егоглазах.
Цены представляют собой гибкий инструмент маркетинга, так какими можно легко маневрировать под воздействием множества факторов. Основноеусловие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянноесовершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тотпредприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержекпроизводства.
Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом.Фирма – производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных.Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могутудержаться на рынке и уходят с него или разоряются. «Война цен» – дело трудноеи в значительной степени разорительное. На выигрыш может рассчитывать только тафирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению конкурентами.
В ситуации, когда экономическая мощь конкурентов примерноодинакова, оправдано маневрирование ценами. Эта политика состоит в предоставлениипокупателям различных скидок, тайном снижении цен на продукцию по сравнению спрейскурантами, установлении на товары разного качества одной цены илисближение цен. В результате этого выигрывает покупатель.
Сервисное обслуживание. В настоящее время одним изнемаловажных факторов конкурентоспособности продукции, особенносложно-технической, является послепродажное обслуживание.
Сервисное обслуживание на современном рынке воспринимаетсяпокупателем как неотъемлемое свойство товаров. Существует тесная связь междууровнем технического обслуживания, обеспечиваемого компанией, и спросом навыпускаемые изделия. В силу этого осуществление мероприятий посовершенствованию сервисного обслуживания стало необходимой частью управленияконкурентоспособностью продукции.
Сервисное обслуживание должно предусматривать:
– надежностьпоставок;
– техническиеконсультации;
– ремонтоборудования;
– простотувступления в контакт.
На конкурентном рынке сервис является подсистемоймаркетинговой деятельности предприятия, обеспечивающей комплекс услуг,связанных со сбытом и эксплуатацией потребителем изделий. Правильноорганизованный сервис, сопровождающий изделия на всем протяжении его жизненногоцикла у потребителя, обеспечивает постоянную его готовность к нормальному потреблениюи работоспособность. Все это объясняет важность работы по организации сервиса иего нормального функционирования.
Главный принцип современного сервиса состоит в следующем:«Кто производит, тот обслуживает». Иными словами, кто производит изделия, тот организуети ведет его сервис.
В условиях конкуренции производитель берет на себяответственность за поддержание работоспособности выпущенного и проданногоизделия в течение всего времени его экономически целесообразной эксплуатации спозиций потребителя в силу следующих обстоятельств. Во-первых, отлаженныйсервис помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильныйрынок для своих товаров. Во-вторых, высокая конкурентоспособность товара взначительной, а нередко в решающей мере зависит от высококачественного сервиса.В-третьих, сервис сам по себе обычно достаточно прибыльное дело. В-четвертых,отлично налаженный сервис – непременное условие высокого авторитета (имиджа)предприятия – производителя.
Гарантии сервиса и его качества должны быть более обширными,чем ожидает покупатель. В этом случае они вызывают положительные эмоции истремление продолжать контакт с источником таких эмоций. Любые, даже мимолетныеконтакты с покупателем должны развивать и закреплять положительную оценкупокупателем службы сервиса предприятия.
Сервисное обслуживание в коммерческой практике предприятия –своего рода попытка оформить жизненный цикл товара.
Товарная реклама – самый действенный инструмент в попыткахпредприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к еготоварам, создать положительный образ самого предприятия, показать егообщественную полезность.
Задача мероприятия формирования спроса на товар – добиться,чтобы потенциальный клиент судил о товаре на основе точных знаний, способствующихпреодолению «барьера осторожности». Снизить этот барьер, а еще лучше –ликвидировать, удается лишь тогда, когда в сознании субъекта, принимающегорешения о покупке, возникает «образ» товара: притягательный вызывающийположительные эмоции, хорошо запоминающийся. Поэтому реклама и другиемероприятия формирования спроса должны показывать товар с позиции покупателя,то есть рассматривать товар как бы его глазами.
Деятельность рекламодателей починена целям и задачаммаркетинга предприятия, служит инструментом обеспечения успешной торговли,формирования постоянной клиентуры предприятия.
При этом специфическими формами мероприятий формированияспроса могут быть:
– внедрение всознание потенциальных клиентов информации о наличии нового товара (анонс);
– рассказ оспецифических свойствах товара, выгодно отличающих его от других товаров такогоже назначения;
– рассказ –свидетельство о практическом использовании данного товара и получаемомсоциально-экономическом эффекте;
– репортаж обиспытаниях товара независимой фирмой – экспертом.
Главный элемент рекламы – положительное эмоциональноевоздействие иллюстрации и текста, как правило, несложного и легкого длязапоминания, создающего привлекательный (не выходящий за рамки реальности)«образ» товара.
Таким образом, высокая конкурентоспособность продукцииобеспечивается всей системой маркетинга – от конструирования, опытного исерийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий.
2 Оценкаконкурентоспособности МДК «Даурия»
2.1 Общиесведения о предприятии МДК «ДАУРИЯ»
«Читинский мебельныйдеревоперерабатывающий комбинат Дария» берет свое начало с пилорамы,построенной в 1910 г. в центре города на р. Иногда, и поставлявшей шпалу ипиломатериалы на строительство Транссибирской магистрали. В дальнейшем комбинатбыл в большей мере переориентирован на производство мебели.
Полное исокращенное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество “Читинскиймебельно-деревообрабатывающий комбинат Даурия”, ОАО “ЧМДК Даурия”.
Местонахождения эмитента: 672001 город Чита улица Вокзальная дом 3.
Номерконтактного телефона эмитента – (8-302) 30-27-61.
Адресэлектронной почты – Е-mail: [email protected]
Адресстраницы в сети “Интернет”, на которой публикуется полный текст ежеквартальногоотчета эмитента: Е-mail: postbox@ sia. ru.
Последнее техническоеперевооружение комбината произошло в 1990-1992 гг. В это время были установленыновые кромочные станки немецкого и итальянского производства, что позволиловыпускать продукцию современного качества, но открывшиеся возможности не былиреализованы.
В результате неверногофинансового управления и неправильной ассортиментной политики образованное врезультате приватизации ОАО «Мебель» (на базе МДК) к 2000г. подошло к гранибанкротства. После привлечения новых инвесторов и пересмотра плановпроизводства было образовано ООО «ЧМДК», которое в последствии реорганизовано вОАО «ЧМДК Даурия».
Решаются вопросы обеспечения стабильности исвоевременности уплаты налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды.
Свою деятельность новое предприятие начало с созданияслужбы безопасности (прекращено «растаскивание» предприятия, полностьювосстановлен периметр, введен пропускной режим, монтируется системавидеонаблюдения, и т.д.). Также заменен главный бухгалтер, пересмотрена иоптимизирована схема движения денежных потоков, что позволило втрое уменьшитьналогооблагаемую базу и выплатить все задолженности по заработной плате.Проведен косметический ремонт (первый за 11 лет). Восстановлена система теплоснабженияи производится замена паровых котлов на более экономичные, также идет ремонтпутевого хозяйства. Большое внимание было уделено переоснащению производства,освоен ряд новых моделей мягкой и корпусной мебели, возобновлено изготовлениестолярных изделий. Организационная структура предприятия представлена нарисунках 2.1.и 2.2.
/>
Рисунок 2.1 — Организационная структура ОАО «ЧМДК Даурия».
/>На сегодняшний день комбинат находится на стадиистановления. Основными направлениями работы административно-управленческогоаппарата предприятия являются оптимизация производственного процесса,расширение ассортиментного перечня, поиск новых каналов сбыта, создание новыхрабочих мест и увеличение объемов выпуска продукцию. Решаются проблемыобеспечения стабильности и своевременности и уплаты налогов, сборов иотчислений во внебюджетные фонды.
2.2 Анализспроса на продукцию производства фирмы «ЧМДК – Даурия»
Сущность анализа спроса на продукцию состоит в разработкеанкеты, определении численности респондентов (опрашиваемых), проведении опросаи непосредственно обработки материалов опроса и их анализ.
В последнее время одним из наиболее распространенных методовсбора информации о рынке становятся анкетные опросы.
Бланк анкеты состоит из трех частей: введение, вопросыанкеты, сведения о респонденте.
Собрать информацию о рынке достаточно сложно. Результатыанализа будут достоверными, только при соблюдении определенных правил, ккоторым относится обеспечение количественной и качественной репрезентативности.
Под количественной репрезентативностью понимается обеспечениев выборке такого числа единиц, по которым можно достаточно обоснованно судить овеличине изучаемых признаков.
Мы изучили спрос на продукцию «ЧМДК – Даурия» и ниже отразилирезультаты анализа.
Опросить всех людей проживающих в городе вряд ли возможно,поэтому было решено провести выборочный опрос.
Так как нам известно о генеральной совокупности, то расчетнеобходимого объема выборки производится по формуле:
n =/>, где
n – необходимый объем численности респондентов;
N — объем генеральной совокупности;
р – доля людей, знающих о продукции «ЧМДК – Даурия»
q – доля людей, не знающих (q=1-р);
Δр – допускаемая ошибка выборки для доли (заданнаяточность);
f – коэффициент, зависящий от вероятности, с которойгарантируется заданная точность выборки.
По статистическим данным известно, что в городе Читепроживает 306500 человек, из них 90% уже имели возможность познакомиться спродукцией производства «ЧМДК – Даурия».
Допустим, что мы можем пренебречь ошибкой в ± 5%. ТогдаΔр = 0,05. Коэффициент fтабличный. Его величина зависит от вероятности, с которой гарантируется, чтовеличина ошибки выборки не выйдет за пределы ± 5%. Обычно в маркетинговыхисследованиях считается, что вероятность в 0,954 вполне приемлема. Этомузначению вероятности в специальных таблицах соответствует f=2.
Таким образом, в нашем случае необходимый объем численностиреспондентов равен:
n = /> = />= 144
Рассчитав необходимый объем численности респондентов,обепечивается количественная репрезентативность, то есть то минимальноеколичество единиц совокупности, которое нужно обследовать, чтобы получитьдостаточно точный результат.
Под качественной репрезентативностью понимают обеспечение ввыборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности. В нашемслучае в выборку должны попасть люди молодые, среднего и пожилого возраста,богатые и бедные, имеющие разные профессии и т.д. /> />
Рис.2.1. Схема качественнойрепрезентативной выборки
Среди людей в возрасте от 18 до 25 лет знают о продукции«ЧМДК – Даурия» — 57%; в возрасте от 25 до 40 лет – 47%; свыше 40 лет – 44%;расчетная доля проинформированных о продукции «ЧМДК – Даурия» людей, составила:
р = (57 + 47 + 44) / 3 = 49,3%
После проведения опроса населения и подсчета результатовпроводят оценку репрезентативности данного обследования путем расчетафактически сложившейся ошибки и определения доверительных интервалов дляполучения результатов. Ошибки рассчитываются по формуле:
Δр = />
Δр = />
Следовательно, доверительный интервал для доли людей знающихо продукции «ЧМДК – Даурия» составляет:
(0,49-0,08) · 100 = 41%
(0,49+0,08) · 100 = 57%
То есть от 41 до 57%.
В том случае, если разница показателей по каким-либо группамопрошенных не выходит за пределы доверительных интервалов, то она не может бытьпризнана существенной и такой разницей лучше пренебречь.
В результате проведенного анализа спроса на продукцию производства«ЧМДК – Даурия», было выявлено:
1. />В нашем случае в необходимый объемреспондентов попало 80% — женщин и 20% — мужчин. 42,5% из которых находятся ввозрасте от 18 до 25 лет; 35% — от 25 до 45 лет; и 22,5% — свыше 40 лет (рис.6).
а) б)
Рис. 2.2 Сегментация по половозрастному признаку:
а. По полу
б. По возрасту
2. /> />
Средний доход на семью укоторых ежемесячно составляет до 3 тысяч рублей – 32,5%; от 3 до 10 тысячрублей – 60% и 10 и выше тысяч рублей 7,5% (Рис. 7).
Рис. 2.3 Ежемесячный доход семьи
3. Опрошенные намилюди занимают различный социальный статус, что дает нам возможность узнатьмнение по данному вопросу у людей, имеющих свое представление в зависимости отрода деятельности. 10% респондентов занимают должность руководителя; 55% — работники; 20% — студенты и 15% имеют профессии и включенные в перечень,например, служащий, индивидуальный предприниматель, пенсионер, домохозяйка ибезработный и др.
/>
4. В зависимости оттого, как давно была приобретена мебель, результаты опроса разделились на: 37%- совсем недавно; 20% — два года назад; 27,5 – более 2-х лет назад и 155 – непомнят когда приобрели мебель.
Данные исследования говорят о том, что реализация мебели идетне очень высокими темпами, в основном это связано на прямую с доходаминаселения, то есть большинство людей еще не в состоянии позволить себе покупкумебели, считая это «дорогим удовольствием». До недавнего времени рынок мебели вбольшинстве был представлен импортной продукцией, не всегда качественной, нодорогой, по мере увеличения ассортимента мебели отечественного производстварастут и темпы продаж.
5. В настоящее времякорпусная мебель, в том числе гарнитуры, обладает высоким спросом, чем мебельпредназначенная для сидения и лежания 55 и 45% соответственно ./> />
Рис. 2.4 Удельный вес мебели
Основными факторами при выборе мебели для потребителяявляются: качество изготовления – 50%; дизайн – 53% опрошенных; цена – 35%;комфортность – 32%; надежность – 30%; габариты – 18%; имидж производителя –10%.
В соответствии с этими данными можно рассчитать коэффициентвесомости по каждому показателю.
Таблица 2.1 -Коэффициент весомости факторовконкурентоспособности Фактор конкурентоспособности Кол-во респондентов k весомости 1 Дизайн 74 0,23 2 Качество изготовления 70?? 0,22 3 Цена 49 0,15 4 Комфортность 45 0,14 5 Надежность 42 0,13 6 Габариты 25 0,09 7 Имидж производителя 14 0,04 Итого: 319
Таким образом, по результатам исследования, при выборе мебелипотребитель будет ориентироваться прежде всего на внешний вид изделия, считаяэтот показатель важнейшим, но также не станет упускать из вида качествоизготовления и стоимость изделия.
При покупке мебели 67,5% респондентов поддержатотечественного производителя и 32,5%, предпочтут приобрести продукциюимпортного производства./> />
Рис 2.4. Предпочтенияпотребителей
6. /> />
В соответствии с анализомданного опроса с продукцией «ЧМДК – Даурия» знакомо 49,3%; слышало о ней –27,7%; и понятия не имеют о чем идет речь – 23% опрошенных (Рис. 11).
Рис. 2.5 Информированность Читинского потребителя
Это говорит о том, что была проведена не достаточнаярекламная компания, необходимо улучшить систему сбыта, за счет рекламы,сервисного обслуживания, различных лотерей и розыгрышей и т.д.
9. Респонденты, знакомые с продукцией «ЧМДК – Даурия» икоторые слышали о ней, считают, что:
– продукцияуступает по качеству другим отечественным производителям – 25%;
– уступает, нонезначительно – 53%;
– не уступает –19%;
– превосходит покачеству изготовления – 3% из всех опрошенных (Рис. 12)./> />
Рис. 2.6 Качество продукции«ЧМДК – Даурия»
Таким образом, в соответствии с этими данными, производителюследует обратить внимание на качество изготовления продукции.
10. 40,6%опрошенных, знакомых с продукцией, не удовлетворяет ассортимент; 59,4% считаютего вполне приемлемым.
В результате этих данных желательно увеличить ассортимент, засчет разработки новых моделей, использования различных материалов иразнообразия цветовой гаммы.
11. В соответствии сданными анкетирования 29% опрошенных считают, что нужно изменить цену; 25% — повысить качество изготовления и 46% — улучшить внешний вид.
Таким образом, можно сказать, что половина населения городаЧиты, знакомая с продукцией «ЧМДК – Даурия», считают, что для повышения уровняконкурентоспособности необходимо улучшить качество изготовления и проектироватьновые модели мебели, в большей степени соответствующие требованиям сегодняшнегопотребителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам курсовой работы целесообразно сделать вывод:
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительскихи стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке,то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкогопредложения конкурирующих товаров – аналогов.
Число параметров конкурентоспособности зависит от вида исложности изделия в техническом и эксплуатационных отношениях, а также оттребуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Чтобыудовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Еслиэто технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходыпо эксплуатации (платить за запасные части, ремонт), оплатить сервисноеобслуживание (для мебели – доставка, сборка и т.д.). Таким образом, затратыпокупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) ирасходов, связанных с потреблением, называемой ценой потребления.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены,поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают поминимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления завесь срок его службы у потребителя. Наконец, конкурентоспособность определяетсятолько теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя(и, естественно, гарантируют удовлетворения данной потребности).
Цена в условиях конкуренции прежде всего отражает потребительскоекачество товара. Для потребителя в настоящее время вполне понятно, что товар свысоким уровнем потребительских свойств и качества имеет более высокуюстоимость. Потребитель согласен с тем, что за хорошее качество надо платить.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Гасанов Р.МПромышленный шпионаж на службе монополий. — М.: Международные отношения. 2006
2. Зайдель. Х, Теммен.РОсновы учения об экономике. — М.: Дело ЛТД. 2005
3. Львов. Ю.А Основыэкономики и организации бизнеса. — С-П. Формика. 2005
4. Маконнелл. К., Брю. С.Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 2007. Т. 1
5. Портер. ММеждународная конкуренция. М.:1999
6. Робинсон. Дж.Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М. 2003
7. Рузавин. Г.И. Основырыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2005.
Яковлев С.М. Проблемаконкурентоспособности российских предприятий.-М, Ялини.2007.