Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни народа

Министерство   Образования  Республики   Беларусь
Белорусский   Государственный   Экономический   Университет
     

                                                   кафедра   регионального управления
                                   

К О Н Т Р О Л ЬН А Я     Р А Б О Т А

Попредмету:  «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕЭКОНОМИКИ»

ВАРИАНТ  7

Выполнила:                                                   Студентка IV курса УЭФ                                    
                                                                        ГруппаУП-1, полн.срок обучения
                                                                       

                                               г. Минск,  2006г.1. СИСТЕМА ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ СОПРЯЖЕНИЯ.

Система прогнозов. Для формирования стратегии итактики раз­вития экономики разрабатывается система прогнозов, включающаяпрогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также час­тные икомплексные прогнозы экономического и социального разви­тия страны и регионов.На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направлениястратегии социально-эконо­мического развития, составляются индикативные планы,формиру­ется механизм государственного регулирования экономики и опреде­ляютсяпараметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот,государственных инвестиций и ссуд, страхо­вых резервов и т.д.).
По масштабу прогнозирования выделяют:
–       макроэкономическиепрогнозы,
–       межотраслевые имежрегиональные прогнозы,
–       прогнозыразвития народнохозяйственных комплексов,
–       отраслевые ирегиональные прогнозы,
–       прогнозы звеньевэкономики;
–       прогнозыпредприятий, объединений, от­дельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяютсяна:
–       долгосроч­ные(от 5 до 15 — 20 лет),
–       среднесрочные(от 3 до 5-ти),
–       краткосроч­ные(от месяца до года),
–       оперативные (до1 месяца — на каждый лень, неделю, декаду).
Система частныхпрогнозов включает:демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения иэкологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономи­ческиепрогнозы.
Демографическиепрогнозы характеризуют динамику народона­селения, численность населения наперспективу, половозрастной со­став, трудовой потенциал, размещение его постране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовыере­сурсы. На их основе формируется демографическая политика (сти­мулированиерождаемости, сокращение смертности и т.д.), опреде­ляются потребности впродовольствии и непродовольственных това­рах, прогнозируется развитиесоциальной сферы, жилищного строительства.
Прогнозыприродных ресурсов, их освоения и экологические про­гнозы разрабатываются дляопределения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат такжеинформацию о состоя­нии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвраще­ниюили максимальному смягчению негативного влияния хозяйствен­ной деятельности наокружающую природную среду.
Обоснованныепредставления о предполагаемых научных и тех­нических результатах идостижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и другихсферах народною хозяй­ства, об экономических, социальных, экологическихпоследствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники. Это направлениепрогнозирования охватывает следующие виды прогнозов: прогнозы развитияфундаментальных наук, предвидимых научных открытий; научно-технические прогнозыпо комплексным направлениям НТП (комплексная автоматизация производства,электронизация и т.д.); прикладным направлениям в разрезе отраслей народногохозяйства; прогнозы развития отдельных видов продукции и технологическихпроцессов.
На основепрогнозов научно-технического развития осуществля­ли  выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетныхнаправлений НТП разрабатываются научно-технические программы.
В РеспубликеБеларусь разработан комплексный прогноз НТП на период (1993 — 2015). В немпредставлен анализ, вскрыты проблемы развития пауки и техники за предшествующий10-летний период, пока­заны основные мировые тенденции развития пауки итехники. Охарак­теризован научно-технический потенциал (дана оценкафундаменталь­ных и прикладных исследований, международного обмена научно-тех­ническойинформацией, технического уровня производства).
Социальныепрогнозы характеризуют уровень социального раз­вития, решение проблемсвободного времени, направления совершен­ствования образа жизни, задачудовлетворения потребностей людей.
Экономическиепрогнозы характеризуют динамику развития экономики, структурные сдвиги,внешнеэко­номические связи, территориальные сдвиги в размещении произво­дительныхсил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.
На основечастных прогнозов, характеризующих различные сто­роны процесса воспроизводства,разрабатываются комплексные про­гнозы экономического и социального развитиястраны и регионов.
Логикаразработки комплексных прогнозов экономического и социального развития впереходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономическогоразвития, факторов экономического роста; определение возможных альтернативразвития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или иномварианте развития; основные направления структурной, научно-тех­нической,социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике;формирование механизма государственного регулирования экономического исоциального развития; оценку ресурсного обеспечения.
Основойпрогнозных расчетов должны служить: потребности народного хозяйства и населенияреспублики, региона; региональ­ные ресурсы и варианты их рациональногоиспользования; НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей пообеспе­чению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.
В комплексныхпрогнозах регионов содержится анализ экономического и социального их развития.Особая значимость придается структурным сдвигам, решению проблем социальногоразвития, занятости, финансовых ресурсов, охраны окружающей среды,внешнеэкономических связей региона.
Система планов. С целью обеспечения скользящегопланирова­ния и взаимодействия макро- и микроуровнейдолжна разрабаты­ваться система планов, включающая планы по уровням управленияэкономикой и планы временного аспекта.
На макроуровнедолжны разрабатываться планы, програм­мы экономического и социального развитиястраны, на региональ­ном уровне — планы развития регионов (областей, районов,горо­дов). Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отрасле­вых планах.На микроуровнеразрабатываются планы развития предприятий.
Система плановвременного аспекта включает:
–       долгосрочныепланы (па период 15 — 20 лет),
–       среднесрочные (3— 5 лет),
–       краткос­рочные(до года),
–       оперативные(сутки, неделя, декада).
Долгосрочныйплан должен отражать стратегию экономи­ческого и социального развития надолгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения.Стратегия разви­тия отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.
В среднесрочныхпланах должны конкретизироваться основные направления стратегии. Ихцелесообразно разрабатывать сро­ком на 3 — 5 лет. Наиболее оптимальным срокомсчитается пятилет­ний период, поскольку в течение 5-ти лет можно осуществитьстрои­тельство и ввод в действие крупных объектов, провести техническуюреконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. По­казатели должныопределяться по каждому году пятилетки. Изменения, проис­ходящие в течениепятилетки, необходимо отражать в долгосрочном плане, т.е. последний долженкорректироваться и по истечении 5-ти лет продлеваться (разрабатываться) паследующий 5-й период.
Годовые планыформируются па основе пятилетних планов. В то же время учитываются измененияусловий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременнокорректируется и пятилетний план.
Составной частьюпланов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решениеважнейших социально-эконо­мических, научно-технических и экологических проблем.
Ежегодноразрабатывается прогноз экономического и социально­го развития республики (нагод).
В 1998 г. былпринят закон «О государственном прогнозирова­нии и программахсоциально-экономического развития Республики Беларусь». Он определяет целии содержание системы государствен­ных прогнозов и программсоциально-экономического развития стра­ны, а также порядок их разработки. Государственныепрогнозы и программы используются при принятии государственными органамиуправления решений в области социально-экономической политики. Закономпредусмотрено разрабатывать Национальную стратегию устойчивого развития на 15лет, основные направления социально-экономического развития на 10-летнийпериод, программы социаль­но-экономического развития на среднесрочнуюперспективу. Програм­ма является основой разработки прогнозасоциально-экономического развития на год.2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАРОДА
В данной темерассматриваются основные направления социаль­ной политики, показатели,характеризующие уровень жизни населе­ния, социальные нормы и нормативы, их роль,прогнозирование и ре­гулирование оплаты труда, баланс денежных доходов ирасходов на­селения и определение реальных доходов населения.
Социальнаяполитика — это система мер и подходов, свя­занных с решением проблем повышенияблагосостояния населения, его духовного и физического развития, обеспечениезащиты социаль­но уязвимых слоев населения. Составными частями социальной поли­тикиявляются политика доходов, социальная зашита граждан, моло­дежная политика,развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами,услугами, условиями проживания.
Целью социальнойполитики государства становятся улучше­ние материального положения и условийжизни людей; обеспече­ние эффективной занятости населения; конституционных правграждан в области социальной защиты, образования, охраны здо­ровья, культуры.Экономически активному населению создаются условия для развитияпредприимчивости и деловой инициативы. Для граждан, которые вследствие возрастаили по состоянию здо­ровья вынуждены прекратить трудовую деятельность,предусмат­ривается повышение уровня социальной защищенности, индекса­ция пенсийс учетом роста потребительских цен.
Обобщающимпоказателем социального развития является уровень жизни населения, отражающийстепень удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей человека. Повы­шениеуровня жизни находится в центре социальной политики государства. Показателижизненного уровня кладутся в основу экономического прогнозирования ипланирования, разработки системы целевых социальных прогнозов.
В рамкахсоциального прогнозирования выделяют три группы факторов, непосредственнымобразом влияющих на уровень жизни.
Первая группаохватывает материальные условия поддержа­ния жизнедеятельности людей: питание,одежда, жилье, повсе­дневные предметы домашнего обихода и другие предметы быта.Данная группа является исходной. Основными проблемами здесь являются улучшениеструктуры питания за счет увеличе­ния потребления мяса, молочных продуктов,яиц, фруктов и других качественных продуктов, а также удовлетворение потреб­ностив жилье, товарах длительного пользования.
Вторая группасвязана с потребностями восстановления сил и постоянным поддержаниемнеобходимого уровня здоровья, что предполагает развитие здравоохранения имедицинского об­служивания, создание условий для активного отдыха, охрану ок­ружающейсреды.
Наконец, третьягруппа включает совершенствование и все­стороннее развитие социального,культурного и духовного мира личности, потребностей творчества,самоутверждения. С ростом благосостояния повышается социальная активностьчеловека, расширяется его культурный кругозор, возрастает потребностьучаствовать в политической жизни, в повышении образователь­ного и культурногоуровня.
Социальная политика государства — это комплексорга­низационных, экономических и других мероприятий по улуч­шениюматериального благосостояния, духовному и физическому развитию населения,оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Учитываякомплексный и многоплановый характер опреде­ления «социальнаяполитика», ее обычно расчленяют на следу­ющие составные части:
– политикадоходов населения;
– социальнаязащита граждан;
– развитиесистемы здравоохранения, образования, куль­туры, обеспечения товарами,услугами, условиями прожива­ния;
– молодежнаяполитика.
Особенно важноеместо в социальной политике государства занимает выработка и применениенаиболее эффективного ме­ханизма формирования доходов населения. Главным еесодер­жанием является создание благоприятных условий, позволяю­щих экономическиактивной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит изсуммы получаемой за­работной платы, поступлений от владения собственностью,выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие науровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками иработодателями, систему налогообложения, создание условий для роста зара­ботнойплаты и другие элементы.
Социальнаязащита граждан включает оказание материаль­ной и другой поддержки социальноуязвимым группам населе­ния (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетнымсемьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граж­дан отводитсяобеспечению занятости населения.
Социальнаяполитика в области здравоохранения, образо­вания, культуры, обеспечениятоварами, услугами, условиями проживания включает перечень различных мер по ихдальней­шему развитию, максимальной доступности и охвату населе­ния, в томчисле:
здравоохранение— гарантированное обеспечение установ­ленного объема медицинской помощи вгосударственных уч­реждениях здравоохранения, использование дополнительныхисточников финансирования по мере экономического разви­тия первичноймедицинской помощи, укрепление материаль­но-технической базы медицинскихучреждений, улучшение обеспечения лекарствами;
образование —формирование интеллектуального потенци­ала нации, способного активно влиять наразвитие экономики, науки и культуры, создание рациональной сети учебно-воспи­тательныхучреждений, обновление и расширение материально-технической базы, развитиемноговариантной системы про­фессионального образования и др.;
культура —повышение уровня и качества услуг, предостав­ляемых учреждениями культуры иискусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление иобнов­ление материально-технической базы и др.
Соответствующиемероприятия предусматриваются в сфе­рах торговли, жилищного строительства,транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и в других направлениях,связанных с условиями проживания населения.
Молодежная политикавключает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания,занятости, улуч­шения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов,талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую дея­тельность юношей идевушек в возрасте до 30 лет.
Величинадоходов, других благ и услуг, их распределение по группам населения во многомопределяют уровень жизни. Уро­вень жизни — это степень обеспеченности населениянеобходи­мыми для жизни материальными и духовными благами. Он ха­рактеризуетсясистемой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемыхблаг и услуг, ре­альными доходами, размерами оплаты труда, социальнымивыплатами, накопленным имуществом, денежными сбереже­ниями, условиями труда,продолжительностью свободного времени и т.д.
В качествеобобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индексчеловеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты: размер ВВП надушу населения с учетом покупательной способности денеж­ной единицы,продолжительность жизни и уровень образова­ния граждан. Считается,что страна и ИЧР выше 0,8 имеет высокий уровень развития.

3.ЗАДАЧА

Доля оплатытруда в ВВП в базисном периоде (d от) составила35%, ВВП равен 17 трлн руб.
В прогнозномпериоде ВВП увеличиться на 5,3 трлн руб.
Определите,какая сумма оплаты труда и каково ее изменение будут в прогнозном периоде, еслидоля амортизации в ВВП (d ам) составит 27%,прибыли (d пр)– 23%, чистыхналогов (за вычетом субсидий) (d чн)– 12%.
Решение:

ВВП = d ам*ВВП+ d пр*ВВП+ d чн*ВВП+ d от*ВВП

ВВП
———-  =  d ам+ d пр+ d чн+ d от
ВВП

d от = 1-0,27-0,23-0,12

d от = 0,38

Суммаоплаты труда в базисном периоде составила 17*0,35 = 5,95 трлнруб

Суммаоплаты труда в прогнозном периоде составила
(17+5,3)*0,35= 22,3*0,35= 8,474 трлн руб

             8,474
I от = — = 1,42 или 142 %
              5,95

Следовательно,сумма оплаты труда в прогнозном периоде увеличилась на 42% и составила 8,474 трлн рублей, что на 2,524 трлнрублей больше по сравнению с базисным периодом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЦЕНЗЕНТА
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Списоклитературы:

1.    Прогнозированиеи планирование экономики: Практикум: Учеб.пособие/В.И.Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандаурови др.; под ред. Г.А. Кандауровой — Мн.: Экоперспектива, 2003. — 152с.
2.    БорисевичВ.И., Кандаурова Г.А., КандауровН.Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой — Мн.: Экоперспектива,2000. — 432с.
3.    Статистика:национальные счета, показатели и методы анализа: Справ. пособие / Под ред. И.Е.Теслюка. Мн., 1995.