Мониторинг окружающей среды Москвы

Реферат На тему Мониторинг окружающей среды Москва 2005 Мониторинг окружающей среды Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности
и экологического безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб. Сегодня система экологического мониторинга города
Москвы строится как трехуровневая. Первый уровень системы составляют организации, осуществляющие специализированный мониторинг – мониторинг качества различных природных сред. Среди этих организаций – организации как городского подчинения ГПУ Мосэкомниторинг – мониторинг качества атмосферного воздуха, МосНПО Радон – мониторинг радиационной обстановки,
МГП Мосводоканал – мониторинг качества поверхностных вод и источников питьевого водоснабжения, ЗАО Прима-М – зеленых насаждений, др так и территориальные органы федеральных структур МНПЦ Геоцентр-Москва – мониторинг подземных вод, МосЦГМС – мониторинг фонового загрязнения природной среды, ЦГ СЭН в г. Москве – социально-гигиенический мониторинг, др. Второй уровень системы – это информационно-аналитический центр
Единой системы экологического мониторинга г. Москвы, куда стекается вся информация от специализированных подсистем для дальнейшего комплексного обобщения данных, анализа тенденций изменения экологической обстановки и причин этого изменения, выработки практических рекомендаций и мер краткосрочного и долгосрочного характера по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, а также для информирования населения о наблюдаемом состоянии природной среды. Функций информационно-аналитического центра Единой системы экологического мониторинга г. Москвы выполняет государственное природоохранное учреждение Мосэкомониторинг. Третий уровень системы – государственные органы, в чьей компетенции находится принятие решений на основе разработанных рекомендаций и программ по улучшению экологической ситуации в городе. Это – профильные органы Правительства Москвы – Департамент природопользования и охраны окружающей среды, префектуры, УЖКХиБ, а также ГУ ГО ЧС, др. Воздух Наиболее развитой в городе является система мониторинга
качества атмосферного воздуха, созданная и функционирующая с 1996г . Городская система мониторинга качества атмосферного воздуха ориентирована на оперативное обнаружение повышенного уровня загрязнения атмосферы и обеспечивает автоматические непрерывные измерения концентраций основных загрязняющих веществ и метеопараметров. Режим автоматических непрерывных измерений позволяет при существенном повышении надежности и точности измеряемых характеристик расширить спектр решаемых
задач осуществлять оперативное реагирование, устанавливать особенности временной изменчивости внутригодовой, внутрисуточной, т.д выявлять причины повышенного уровня загрязнения. Автоматические стационарные станции контроля загрязнения атмосферного воздуха далее – АСКЗА в автоматическом режиме измеряют концентрации оксида углерода, диоксида и оксида азота, суммарных углеводородов, твердых взвешенных веществ. Обязательный контроль названных загрязняющих веществ обусловлен
тем, что именно эти вещества характеризуют суммарную антропогенную нагрузку, поскольку являются продуктами процессов горения – неотъемлемым следствием любого производства, будь то производство товаров, тепла, света. Ограниченное число постов, сосредоточение их в основном в центральной части города не позволяло получать полную информацию о пространственном распределении загрязнения по всей территории города, контролировать и устанавливать специфические особенности загрязнения отдельных жилых микрорайонов. Жители большинства административных округов и периферийных районов Москвы не были обеспечены достоверной информацией о качестве воздуха. Для преодоления данной проблемы в 2000 г было принято постановление Правительства Москвы от 22.02.2000 144 Об организации Единой системы экологического мониторинга города Москвы , которым было предусмотрено развитие сети постов
контроля качества атмосферного воздуха при увеличении их количества до 39. Одним из критериев, используемых при планировании и развитии сети автоматических постов, выборе используемой аппаратуры, является необходимость установления причины наблюдаемого уровня загрязнения путем организации мониторинга воздействия промышленных и транспортных объектов на окружающую среду. Так, например, в связи со строительством новой транспортной магистрали –
Третьего транспортного кольца – предусмотрено создание подсистемы контроля качества воздуха на Третьем транспортном кольце. В 2001 г на Кутузовской развязке установлены первые две специальные установки, позволяющие в непрерывном режиме измерять содержание в атмосферном воздухе более 12 загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах автотранспортных средств бензол, формальдегид, озон, стирол, толуол, ксилол, фенол, др. Неохваченные стационарными постами территории города также не остаются без внимания.
В арсенале средств московской системы мониторинга качества атмосферного воздуха – передвижная лаборатория, совершающая регулярные рейды по жилым микрорайонам города. Лаборатория может быть использована как стационарный временный пост, а также для проведения измерений в процессе движения. В 2000-2002 гг обследованы территории, реконструируемые либо планируемые для реконструкции. В 2003 г была создана еще одна передвижная лаборатория, оснащенная дополнительным газоаналитическим оборудованием и прибором, позволяющим контролировать уровень шума. Водные объекты Гидрографическая сеть города Москвы насчитывает более чем 140 рек и ручьев, 170 расположенных на них русловых водоемов, 4 озер и более чем 400 прудов различного происхождения. На территории города выделяются 9 главных водотоков реки Москва, Яуза Сетунь, Городня, Сходня, Нищенка, Пахра,
Пехорка, Клязьма. Большая часть рек и ручьев заключена в коллекторы, протяженность которых составляет более 270 км, и в которые впадает ливнесбросная сеть. Протяженность открытых русел составляет около 400 км, из них полностью открытые реки имеют протяженность более 240 км не учитывая реку Москву в черте города. Полностью закрытые водотоки составляют 50. В настоящее время в
Москве осуществляется контроль за гидрохимическим режимом и уровнем загрязнения водных объектов города, качеством сточных вод водовыпусков в городские водные объекты, а также состоянием донных отложений. В черте города отбор проб воды из водотоков проводится по 27 контрольным створам, расположенным на Москве-реке выше и ниже впадения ее притоков и в устьевых участках притоков. Следует отметить, что учитывается влияние на качество воды в реке
Москве не только наиболее крупных рек, впадающих в нее Сходня, Сетунь, Яуза, но и таких небольших водотоков как Керосиновый ручей, Соболевский ручей, реки Таракановка, Филька, Пресня и др. Также контроль уровня загрязнения речной воды проводится выше и ниже местоположения водовыпуска АМО ЗИЛ, выше Перервинского гидроузла, выше и ниже
Курьяновской станции аэрации и ниже Московского нефтеперерабатывающего завода МНПЗ. Анализ проб воды, отобранных в данных створах, проводится раз в месяц с определением около 30 показателей рН, БПК биохимическое потребление кислорода, ХПК химическое потребление кислорода, растворенный кислород, взвешенные вещества, сухой остаток, аммонийные соли, нитриты, нитраты, нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы, фосфаты, хлориды, сульфаты и др. Контроль качества речной воды в створах осуществляется ведомственными муниципальными организациями МГП Мосводоканал, ГУП Мосводосток, структурными подразделениями Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и другими контролирующими организациями. В 2001 году введено в эксплуатацию уникальное судно Экопатруль, предназначенное для постоянного и оперативного экологического контроля за состоянием бассейна
Москвы-реки и своевременного обнаружения источников загрязнения водных объектов. Теплоход Экопатруль в навигационный период осуществляет ежедневные рейды на различных участках бассейна р. Москвы от Клязьминского водохранилища до места впадения Москвы-реки в р. Оку, уделяя особое внимание устьевым участкам притоков р. Москвы, стокам промышленных предприятий и станций аэрации.
Загрязнение донных отложений изучается в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Бактериологический анализ водных объектов в зонах рекреации осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба города Москвы. Сточные воды попадают в реку Москву через водовыпуски, которые принадлежат МГП Мосводоканал, ГУП Мосводосток и отдельным предприятиям-спецводопользователям, осуществляющие контроль за качеством
сточных вод В настоящее время действуют три автоматических поста мониторинга качества сточных вод на крупных водовыпусках, эксплуатируемых ГУП Мосводосток Крылатское, Фрунзенская набережная, Золотой Рожок. В непрерывном режиме измеряются следующие параметры – расход и температура сточных вод, интенсивность атмосферных осадков, мутность, нефтепродукты. Автоматизированная система мониторинга водных объектов
и источников их загрязнения предусматривает единую систему мониторинга, необходимую для принятия оперативных мероприятий и управленческих решений. Целью мониторинга водных объектов является приоритетность назначения водоохранных мероприятий, поиск источников загрязнения и др. ГПУ Мосэкомониторинг в целях развития системы водного мониторинга планирует в 2005 году ввод в эксплуатацию автоматизированной системы контроля качества поверхностных вод реки Москвы, включающей в себя три автоматические станции, расположенные в черте города – на входе в город, в устье Яузы и на выходе из города. Зеленые насаждения Система мониторинга состояния зеленых насаждений, функционирующая в Москве с 1997 г в настоящее время объединяет 377 площадок постоянного наблюдения ППН, заложенных на территории 23 лесопарков 141 ППН,
16 парков 19 ППН, 5 садов 5 ППН, 10 скверов 10 ППН, 23 бульваров 25 ППН, 47 дворов 47 ППН, 38 улиц 42 ППН и 26 магистралей 46 ППН в различных частях города В рамках мониторинга выполнено комплексное обследование около 80 тыс. растений, в том числе более 4 тыс. растений 42 ППН во вновь созданных молодых посадках.
Комплексное обследование растений включает дендрологическую, энтомо-фитопатологическую и геохимическую оценки растений и геохимические исследования почв на ППН. Все полученные по мониторингу результаты занесены в специально разработанную информационно-аналитическую систему ИАС, что позволяет объективно характеризовать состояние городских насаждений.