Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста имеющих

–PAGE_BREAK–Представлены теоретические данные, характеризующие закономерности развития детского голоса с учетом возрастных и анатомо-физиологических особенностей. Голосовые реакции уже в первые месяцы жизни становятся средством эмоционального общения ребенка с матерью, в процессе которого протекает его раннее психическое и речевое развитие по А.Н.Гвоздев, Е.Н. Винарская, М.Е. Хватцев [28];[4];[9].Продолжая обогащаться и совершенствоваться, голос детей постепенно приобретает свои характерные качества, по мнению А.И. Максаков, И. Максимов,
Н.Д. Орлова, М.С. Грачева [14];[20];[4];[6].
Сложность механизма голосообразования обусловливает то многообразие факторов, которые обеспечивают полноценное развитие голоса детей. В числе таких факторов многие исследователи рассматривают сформированность физиологического и фонационного дыхания в норме
Н.И. Жинкин, Э.К. Сийрде и при речевой патологии Л.И. Белякова,
И.И. Ермакова, М.В. Ишюлитова, К.А. Семенова и другие, сохранность слухового восприятия (Д.К. Вильсон, Е.В. Лаврова, Е.Н. Пустынникова,
Е. Седлачкова), состояние носовой полости, носо- и ротоглотки
(Т.Е. Шамшева, Н.Ф. Лебедева, И. Максимов и другие).[14];[5];[13]; 
Голосовая функция детей, имеющих тяжелые речевые расстройства, формируется искаженно. Нарушения голосообразования постепенно приобретают стойкий, выраженный характер. Содержащийся в первой главе анализ литературных источников по теме исследования показал, что, рассматривая структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, нарушения голосовой функции отмечают практически все отечественные авторы (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.В. Правдина, К. А Семенова, М.В. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская) и зарубежные ученые (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска и другие). Взгляды на природу голосовых нарушений при заикании весьма противоречивы. Часто авторы указывают на наличие судорог в голосовом аппарате, не рассматривая качество акустических характеристик голоса
(В.А. Куршев, Н.П. Тяпугин). Другие исследователи отмечают изменение параметров голоса и интонационной стороны речи при заикании (М. Зееман, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Е.В. Оганесян, Л.З. Арутюнян,
В.И. Филимонова). Практически не изучено состояние голосовой функции и интонационной стороны речи при алалии.
Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов — добавочных тонов, присоединяемых к основному тону определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека. Изменения громкости, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Изменения высоты тона, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи, а также нарушения резонанса. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма.
Нарушения тембра голоса
Изменения голоса вызваны нарушением ларингеального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.
Прежде чем охарактеризовать специфические нарушения тембра голоса, необходимо рассмотреть факторы, от которых он зависит. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами
1.       Он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма.
2.       Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать норме.
3.       Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые.
4.       Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат.
При неправильном использовании он может изменяться.
Также ряд учёных, занимающихся проблемой нарушения голоса, в том числе и Д.К. Вильсон, выделяют разновидности нарушений тембра. Рассмотрим самые основные из них.
Огрубление голоса. Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия складок необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне.
Придыхание. Голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожих на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха. При придыхании снижено аддукционное напряжение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии.
При этом невибрирующий воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего к голосу добавляется шумовой компонент. Голосовые складки вибрируют, однако из-за неплотного их смыкания между ними постоянно проходит воздух, в результате чего ослабевает сила голоса и снижается высота тона. Придыхание может быть слабо выраженным и резким. В первом случае шумовой компонент невелик, тогда как при резко выраженном придыхании фонация пропадает и остается только шепот.
Охриплость. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний. Нельзя оставлять без внимания охриплость, которая сохраняется более 10 дней. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Термином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларингеального тона, однако специалист должен уметь отличить хриплый голос от резкого и придыхательного.
Дикротическая дисфония. Она может быть воспроизведена сознательно путем спокойной фонации на самом низком тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями. Если дикротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассматривать как отклонение от нормы, частота основного тона снижается до 92-2 Гц. Голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели.
Во время дикротической дисфонии отмечено снижение скорости воздушного потока и высокое давление в подскладочном пространстве Логопед должен тщательно оценивать изменение ларингеального тона, чтобы отличить дикротическую дисфонию от других типов дисфункции гортани.
Рассматривая нарушения резонанса, логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений: гиперназальностью-чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальностью — недостаточным ее использованием. Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.
Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса, как одну из форм нарушения голоса.
Вернёмся к  гиперназальности. В любой речи присутствует в той или иной степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в норме назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давление в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небноглоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после м, н и нъ, слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Речь людей с недостаточностью небноглоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию.
Так гипоназальность наоборот представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, и, нь. Человек говорит так, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальности б звучит как м, д — как н, что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код — как кон.
Нарушения громкости также относится к расстройствам голоса. Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.
Результаты исследований уровня громкости зависят от расстояния между говорящим и измерительным прибором. При измерении уровня громкости на расстоянии примерно 1 м от измерительного прибора громкая речь достигает 86 дБ, а тихая — 46 дБ. При определении соответствующей громкости можно руководствоваться наиболее комфортным уровнем восприятия.
И последняя, четвёртая характеристика нарушений голоса, нарушение высоты тона. Об этом отклонении у ребенка говорят в тех случаях, когда его голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком высокую или слишком низкую частоту основного тона; очень узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий для данной ситуации тон. Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранившаяся и после того возраста, когда происходит перестройка голоса, должна рассматриваться как серьезное отклонение от нормы. При перестройке голос у мальчиков падает по высоте приблизительно на одну октаву, а у девочек — на 3 или 4 полутона.
Если в голосе ребенка 12 лет присутствуют высокие тона, то он особенно не отличается от других детей. Однако у ребенка 14 или 15 лет, будь то девочка или мальчик, голос уже должен изменяться. Если у мальчика не происходит изменений голоса или у девочки голос становится слишком низким, необходимо принимать соответствующие меры. Например, у одного 17-летнего рослого старшеклассника был очень высокий голос. Обследование, проведенное семейным врачом, ларингологом и психологом, не выявило органических или физиологических отклонений. Уже после первых сеансов голосовой терапии нам удалось понизить высоту тона почти на целую октаву и примерно через месяц использование более низкого голоса вошло у него в привычку [6].
Рассмотрим утверждение И.Б. Карелиной. В специальной литературе  [10], она описывает, что нарушения голоса также наблюдаются у детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР) — это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи. Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стертая дизартрия», предложенный О.А.Токаревой [3]. Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Основной симптом МДР — стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.
Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи. У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.
В основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов; моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации     лексико-грамматической стороны речи.
Е.Ф. Архипова описывает нарушения голоса у детей с  церебральным параличом, таким образом, интонационные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии [3]. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.
Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса.
Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата, может нарушать возможность вибрации голосовых связок и будет затруднять процесс образования звонких согласных, которые в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.
Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утяжеляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом.
Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Необходимо отметить, что нарушения голоса у детей с церебральным параличом значительно усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях. Работа над голосом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений — развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. По мнению логопедов, в последние годы нарушениями голоса страдают 5—6% детей. Половина из них нуждается в регулярном логопедическом лечении, а другая половина — в наблюдении врачей других профилей.[4]
1.3 Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей
Для предупреждения различных голосовых расстройств  очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным н органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.[17]
Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.
Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.
Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.[17]
Восстановление голоса у детей при органических заболеваниях гортани — сложный и длительный процесс. Трудности логопедической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение имеет нарушение анатомической целостности гортани в результате операций, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до трех лет) и его неблагоприятное влияние на психофизическое и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы диктуют необходимость   проведения   логопедических   занятий   с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объяснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.
Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возможности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос.
При восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода — Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который  действует  на  мускулатуру и  на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи.
Методика занятий при расстройствах голоса  меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали работать совместно логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры.
Что касается органических нарушений голоса у детей, то единичные клинические наблюдения не исчерпывают сущности проблемы и не указывают на наиболее целесообразный и щадящий путь восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности.
Поэтому перед специалистами встала задача разработать методику восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани, пользуясь наиболее гуманными, не травмирующими ребенка методами.
В процессе педагогического эксперимента специалисты пришли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Следовательно, это заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом других лечебных мероприятий.
Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Основы этого метода были заложены еще в конце XIX в. Впоследствии советские фониатры и отоларингологи, логопеды, зарубежные специалисты углубили и расширили содержание этого метода.
Что же касается работ зарубежных специалистов, то Д.К. Вильсон предлагает свою методику коррекции нарушений голоса[4].
Она состоит из четырёх фаз.
В первой фазе «Введение в голосовую терапию» автор предлагает решить две основные задачи:
— проанализировать результаты вспомогательных исследований
— осуществить аудио и видеозаписи речи ребёнка
Ребенку объясняют сущность нарушений его голоса и обсуждают в общих чертах программу лечения. Заводят специальную голосовую тетрадь.
Во второй фазе «Анализ голоса» завершают тщательный анализ голоса ребенка. Для оценки голосовых характеристик и определения задач терапии применяют систему Баффало III, состоящую из 10 карт. Составляют расписание сеансов терапии и прогнозируют результаты.
Третья фаза «Изменение голосового поведения» включает тщательно продуманные мероприятия по лечению нарушений голоса. Перед проведением 10-ступенчатой терапии ребенку объясняют ее сущность. Сама терапия включает тренировку слухового восприятия и негативную практику. Обсуждают проявления различных форм перенапряжения голоса и осуществляют программу, направленную на их устранение или уменьшение. Целью каждой лечебной процедуры является изменение определенных характеристик голоса: улучшение ларингеального тона, ротового и носового резонанса, изменение громкости, высоты тона, темпа и разборчивости речи, а также просодических параметров речи. Необходимо постоянно подчеркивать достигнутые изменения голоса и речи и закреплять новые навыки общения.
И, наконец, четвёртая фаза «Постановка хорошего голоса» включает в себя использование специальных технических приемов. В этой фазе создают основу для правильного использования голоса, включающую уменьшение гипертензии и достижение сбалансированного мышечного тонуса; применяют специфические упражнения для повышения тонуса голоса. Тщательно следуя 10-ступенчатой схеме тренировки слухового восприятия, добиваются изменения голоса и формирования новых голосовых навыков.[4]
Рассмотрим подробней методику восстановления голоса, которую предлагает нам наша соотечественница К.С. Алмазова.[2] Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и восстановительного и  включает   психотерапию,   артикуляционную,   дыхательную, гимнастику и голосовые упражнения.
В подготовительном этапе логопедических занятий необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе.
У детей с заболеваниями гортани часто выявлено  астеническое состояние организма, изменения в строении функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.
Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.
Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:
а)  от середины лба  к вискам и вокруг глаз до переносицы,
б)  от переносицы к околоушной впадине,
в)  от кончика носа по его спинке вверх и обратно,
г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.
Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.
Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.
Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.
Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок.
1)       Одновременно с артикуляционными упражнениями (со2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая.
Цель статических дыхательных упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.
Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.
II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голосообразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических  механизмов речи и голоса в норме и патологии. Используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики,  Е.С. Алмазова предлагает определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с  большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса  и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:
1. Вызывание звука голоса, который является наиболее важным, сложным и длительным процессом восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (м) сочетается с гласными у, о, а, и в прямых и обратных слогах. Этот процесс продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1-1,5 месяцев.
Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса,  наконец, психологическая подготовка ребенка, и его желание восстановить голос.
1.       Закрепление полученного голоса состоит из трёх этапов: автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными; Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интанационной стороны речи; постановка певческого голоса.
Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.
2.       Автоматизация процесса голосообразования заключается во введении голоса в повседневную речевую практику ребёнка, наша задача научить его пользоваться громким, звонким голосом свободно, легко, без напряжения, утомления и форсирования звука. Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
Таким образом,  исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. В ряде случаев специальная постановка голоса — единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса у детей, особенностей ее проявления и разработки способов восстановления.
Анализируя теоретическую часть дипломной работы, мы видим, что нарушения голоса различного генеза очень распространенный вид патологи и требует тщательную работу по выявлению и коррекции данного нарушения.
Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.
2. Организация и содержание экспериментально —  исследовательской работы
2.1. Выявление качественных характеристик голоса у дошкольников в ходе логопедического обследования
 Исследование проводилось на базе детского сада № 3 «Ягодка», п.  Бабстово.
Цель констатирующего этапа: выявить особенности голоса у детей среднего  дошкольного возраста.
Нами было обследовано 8 детей с нормальным голосовым нарушением и с нарушением голоса. Работа по обследованию проводилась с сентября по ноябрь 2004 года. Нами обследованы дети в возрасте 4 – х лет (средняя группа).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.    Провести диагностику состояния голоса у детей 4 – х лет.
2                  . Провести  количественный и качественный сравнительный анализ результатов проведенного исследования.
Для решения поставленных задач нами были подобраны диагностические методики, описанные в работах А.В. Новиковой,
    продолжение
–PAGE_BREAK–Д.К. Вильсона, И.И. Ермаковой, В.И. Селиверстова, Е.С. Алмазовой.
Исследование медицинских карт показало нам, что почти у всех детей наблюдались частые  простудные заболевания,  острые респираторные заболевания (ОРВИ), отиты, инфекционные заболевания. Следует помнить, Что, любая патология органов и систем (сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная) может привести к нарушению голосообразования у детей, а простудные заболевания могут ослабить голосовую функцию.
Исследование включало: обследования состояния звукопроизношения, специальное изучение состояния основных качеств голоса.
Серия I « Обследования звукопроизношения»
Проводилось  с помощью следующих заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.
1)    собака – маска – нос, сено – василёк – гусь
замок – коза, зима – магазин
цапля – яйцо – огурец
предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков
2)    шуба – кошка – камыш
жук – ножи
щука – вещи – лещ
чашка – очки – мяч
Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком Р.
3)    рыба – корова – топор                            5) кот – сокол — клубок
река – варенье – дверь                            гусь — бумага
4)    лампа – молоко – мел                         хлеб – сахар — петух
лента – колесо – соль                               йод – майка – трамвай
Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп: 1 – свистящие, 2 – шипящие, 3 – р, р’, 4 – л, л’, 5 – остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности.
3 балла – правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов – искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы
Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов – 15.
Были определены уровни состояния звукопроизношения.
Высокий уровень – 14 – 15 баллов
Средний уровень – 10 – 14 баллов
Низкий уровень – 10 и меньше баллов
Результаты показаны в таблице 2.1
Таблица 2.1
Результаты обследования состояния звукопроизношения у детей экспериментальной группы.
Уровни
Количество детей
Высокий
Средний
Низкий
Кирилко Лена

+
Буреева Ира

+
Возмолов Артем

+
Анфалов Максим

+
Былков Костя

+
Паздникова Наташа

+
Арбетмон Света

+
Дпиа Родион

+
Делая анализ по таблице высокого уровня зафиксировано не было, на  среднем  уровне четверо детей и на низком четыре человека.
Таким образом, можно сделать анализ, что на основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена недостатки произношения звуков р и р’, звуков л и л’, а также недостатки произношения свистящих. У Родиона, Кости и Максима  – межзубное произношение свистящих, У Натальи и Светланы заменяет [р] на [л], [р’] на [л] на [л’], у остальных детей – горловой [р, р’], заменяет [л, л’] на [ы];
    На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, у нас дети с двумя видами нарушений. Это  сигматизм – недостатки произношения свистящих, ротацизм – недостатки произношения звуков р и р’ и ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л’.
Таким образом, фонетическая сторона речи у обследуемых детей е сформирована, что оказывает отрицательное влияние на состояние звучащей речи, ее мелодики, которая определяется нарушениями голоса.
При диагностике нарушений голоса  у детей были использованы следующие виды упражнений: пропевание  гласной а, обследование мышц мягкого нёба, также с детьми были проведены различные игры: теремок, медведь и ёлка, волк и семеро козлят, вьюга.
Серия II «Обследования подвижности мягкого неба и наличия назального оттенка».
1. Пропевание  гласной  «а».
Цель: Определить подвижность  мягкого неба, чистоту голоса, наличия назальности.
Оборудование: магнитофон.
Описание исследования: для этого мы просим детей длительно произнести гласную «А»  при широко открытом рте.
Все дети с заданием справились хорошо, у двух детей голос чистый, звонкий, у одной девочки наблюдалась легкая гиперназальность, скорее всего это зависит от аденоидных разрастаний, которые были выявлены при исследовании медицинских карт. Маме было рекомендовано показать ребёнка врачу отоларингологу, после чего рекомендовалось пройти повторное обследования состояния голоса, для того, чтобы установить насколько стойкий характер носит это изменение.
На магнитофонную плёнку были записаны голоса детей, которые смогли самостоятельно оценить свой голос и голоса друг друга. Что также неплохо развивает фонематический слух, который тоже немало важен при голосообразовании.
Дети оценивали свои нарушения путем проговариванием своих ошибок.
2. Открыть рот и как можно дольше тянуть звук а, затем ы. Мы как и следует, соблюдали данную очередность звуков, так как при произнесении звука ы отмечается более сильный подъем небной занавески.
3. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки а-ы.
4. Предлагалось подуть, как будто на свечу, с помощью ватки поднесенной к носу ребенка.
Оценка к серии заданий II
3                  балла – подъем мягкого неба сформирован в полной мере, голос чистый, без назального оттенка.
2 балла недостаточно подвижно или откланяется в сторону при произношении гласного, в голосе присутствует легкая гиперназальность.
1 балл – мягкое небо провисает в голосе присутствует выраженная гиперназальность. 
Таблица 2.2
Результаты обследования подвижности мягкого неба и наличия в голосе назального оттенка
Виды заданий
Высокий
Средний
Низкий
1

20 %
2

30 %
3

35 %
4

20 %
Как мы видим по таблице высокого уровня у нас нет, а средний и низкий присутствует.
У трёх детей нарушена подвижность мышц мягкого неба, т.к. у детей  наблюдалась утечка воздушной струи через носовые ходы.
В связи с тем, что многие дети, даже с помощью экспериментатора не смогли  выполнить данное упражнение,  им было предложено более простое задание на работу мышц мягкого нёба.
Мы попросили произнести гласную а на твердой атаке несколько раз.
Все дети справились с этим заданием без особых затруднений.
Серия III «Исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте»
1.       «Беседа»
Первоначально тембры голоса определялись в процессе беседы с детьми:
Ответы детей анализировались с учетом наличия ими отсутствия огрубленности, осиплости, истощаемости голоса, полетности, звонкости, плавности, в соответствии со следующими критериями:
1 уровень ( 0 баллов) – ярко выраженная огрубленность, охриплость голоса;
2 уровень (1 балл) – присутствие слово выраженных признаков огрубления, сиплости, хрипоты голоса;  
2.       «Теремок»
Цель: определить возможности изменения тембра голоса и его высоты.
Оборудование: аудиозапись сказки, картинки с изображением животных.
Организация исследования: детям прелагалось прослушать сказку и рассказать ее пересказывая в голосе особенности голосов животных. Отличились способностью изменять голос от самого высокого до самого низкого.
Критерии оценки:
0 баллов ( 1 уровень) – неспособность изменять голос
1 балл (2 уровень) – способность говорить только низким или только высоким голосом.
2 балла (3 уровень) – способность изменить голос от самого низкого до самого высокого
Так как занятия с детьми проводились фронтально, было предложено пересказать сказку по ролям, постепенно меняясь ролями, для этого детям и выдавались картинки с тем животным, голос которого он должен был имитировать.
После этого обследования можно сделать вывод, что нарушение тембра голоса, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием у всех детей группы действительно существует, оно обусловлено дисфункцией гортани и дисгармоничностью артикуляционного аппарата. Трое детей не смогли дифференцировать голоса мышки зайца и лисы, как высокие и наоборот волка и медведя, как более низкие.
3. «Медведь и ёлка».
Цель. Исследование, умения  изменять голос по высоте говорить нормальным и низким голосом передавать коммуникационный тип предложения (повествовательное, вопросительное).
Оборудование. Картинки с изображением волка и медведя. Аудиозапись с диалогом.
Организация исследования. Экспериментатор  выбирает двух  детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. В город, елку приглядеть.
Волк. Да на что тебе она?
Медведь. Новый год встречать пора.
Волк.   Где поставишь ты ее?
Медведь. В лес возьму, в свое жилье.
Волк. Что ж не вырубил в лесу?
Медведь. Жалко. Лучше принесу.
Произнося, этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять силу голоса. Кто наиболее удачно это сделает,  поощряется.  Игру  повторяют,  но медведь может повстречаться с другим зверем.

Таблица 2.3
Результат исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте
Задания
Количество детей
2
3
Итого
Кирилко Лена
0
1
1
Буреева Ира
0,5
0,5
1
Возмолов Артем
1
0,5
1,5
Анфалов Максим
0
1
1
Былков Костя
1
1
2
Паздникова Наташа
0,5
0
0,5
Арбетмон Света
1
0
1
Дпиа Родион
0
1
1
По результатом  данной таблице видно, что преобладает низкий уровень, высокого уровня нет.
Дети справились с целью этого задания неплохо, но все дети забывали слова т. к диалог им мало знаком. У всех детей наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения и нарушение формирования интонационной структуры предложения. У одного  ребёнка постоянно менялся тембр от низкого к высокому, быстро истощалась голосовая функция. Голос слабый, назализованный, иногда хриплый, немодулированный. Во время работы с этим ребёнком, наблюдалась повышенная саливация. Дыхание поверхностное, учащенное, быстро истощаемое в процессе речи.
Серия IV «Исследование силы голоса»
1. «Вьюга»
Цель. Особенности исследования силы голоса и речевого дыхания. Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».
Организация исследования. Экспериментатор показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу логопеда «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…;по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания, заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.[9].
Исследования голоса проходила, также в игровой форме. Дети должны были рассказать стихотворения
2. « Идет бычок качается»
Для этого им давалась следующая инструкция: расскажи стихотворения слоненку, а теперь расскажи это же стихотворения, но представь, что ты находишься в комнате, где спит мама, чтоб ее не разбудить расскажи его тихо. Теперь расскажи громко, как будто ты выступаешь на сцене и тебе нужно говорить громко. Мы оценивали способность ребенка изменять ему голоса в соответствии  с ситуацией.
Данное задание дети выполнили, спираясь на словесную инструкцию, но если ребенок затруднился, то добавлялся образец.  
Оценивание осуществляем с учетом следующих критерий:
1баллов (1 уровень) – не способность изменять голос по силе;
2 балл (2 уровень) – способность говорить только тихим или только высоким голосом;
3 балла (3 уровень) – способность изменять голос от тихого к громкому.
 
Задание
Дети
1
2
Итого
Кирилко Лена
1
2
3
Буреева Ира
2
1
3
Возмолов Артем
2
1
3
Анфалов Максим
1
1
2
Былков Костя
1
2
3
Паздникова Наташа
2
1
3
Арбетмон Света
2
1
3
Дпиа Родион
1
2
3
Из таблице видно, что все дети находятся на среднем уровне, один ребенок на низком уровне.
Все дети справились с заданием без осложнений. Что касается речевого дыхания, у детей с нормальной голосовой функцией дыхание ровное, выдох длительный, сильный. У детей отмечается дыхание поверхностное,  учащенное  у трех детей нет  дифференциации ротового и носового дыхания. Выдох короткий, слабый, быстрое истощение выдоха в процессе речи.
2.2. Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей детей четырех летнего возраста.
Таким образом, в коррекционной работе по устранению нарушения голоса были задействованы 4 детей, которых целесообразно было разделить на две группы:
Цель:
1.  Провести коррекционную работу с детьми у которых имеется нарушения голоса.
2.  Провести корреционную работу с детьми у которых имеется звукопроизношения.
На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах ( в слогах, словах, предложениях ) ребёнок мог произносить правильно звук.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.       Разработать педагогическую технологию коррекции выявленных нарушений голоса.
2.       Провести сравнительный анализ детей с нормальным и нарушенным голосом.
3.       Провести количественный и качественный анализ данной работы.
Для решения поставленных задач нами были подобранны методики, описанные в работах Алмазовой, Бурдянской, Вильсона, Ермаковой, Селиверстов,  Новиковой,  Волковой,  Лалаевой,  Максакова.
С детьми по звукопроизношению мы начали работать, когда он находился на находящимся на этапе постановки звука [с]. С этой целью детям предложили следующие упражнения.
Например: Родион, Костя и Максим. находящимся на этапе постановки звука [с], были предложены следующие задания:
— артикуляционная гимнастика
С целью выработки длительной, направленной воздушной струи было использовано упражнение «Загони мяч в ворота». Детям предлагалось вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Обращалось внимание на то, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого их можно было слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«Накажи непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Ребёнку предлагалось немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «ля – ля – ля…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти. Обращалось внимание на то, чтобы язык был широким, края его касались уголков рта, похлопывать язык губами надо на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
«Сделай язык широким»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Для этого предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти. При этом давались указания не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
    продолжение
–PAGE_BREAK–У Родиона это упражнение вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?».
Цель: Выработать плавную, длительную, воздушную непрерывную струю, идущую посередине языка.
Детям предлагалось улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. При этом нельзя надувать щёки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Желобок».
Цель: образование желобка и направления воздушной струи по середине языка.
С Родионом, с целью механической помощи, пришлось использовать пластмассовую палочку, накладывая которую на язык и сдвигая губы, образовали желобок. Затем палочку заменили пальцем ребёнка.
«Почистим зубы» — научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Для этого ребёнку предлагалось улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
При выполнении данных упражнений детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными. Василию с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научился выполнять это упражнение.
Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия.
Упражнение «Произнесение длительного звука [с]».
Ребёнку предлагалось открыть рот, распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую, тонкую палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук [с].
При выполнении этого упражнения у Кости и Максима  звук [с] получался неясным, не свистящим, поэтому нам пришлось проделать это упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
Упражнение «Насос». Цель – добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука [с]. Для этого детям предлагалось сидя на стульях покататься на велосипедах. Была предложена инструкция: проверить, хорошо ли накачаны шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмём насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с». дети по очереди, а потом все вместе, подражая действию насоса, накачивают шины, длительно произнося звук [с].
Этап закрепления изолированного звука у Кости и Максима был длительнее, чем у Родиона и с ним приходилось выполнять ещё дополнительные упражнения.
После того как у детей появился изолированный звук [с], мы перешли к упражнениям на закрепление изолированного звука.
С другими  детьми по звукопроизношению мы начали работать, когда они находилися на автоматизации звука [р] в словах. С этой целью ребёнку предложили следующие упражнения.
«Подбери по форме» — добиваться правильного произношения звука [р], отрабатывать чёткость произношения слов. Для этого на доске рисовались круг, прямоугольник, квадрат и овал, а детям раздавались предметные картинки, в названии которых есть звук [р]. (Барабан, баранка, рама, тетрадь, рыба, сковорода, ковёр, картофель и т. д.). ребёнок должен был чётко назвать предмет, изображённый на картинке, определить на какую фигуру он похож, и положить картинку под соответствующую фигуру.
«Повтори по две строчки»
ра – ра – ра, ра – ра – ра,
рама, рак, гора, нора.
                   Ро – ро – ро, ро – ро – ро,
                   Роза, роща, рот, перо.
                            Ры – ры – ры, ры – ры – ры,
Рыба, рынок, рыжик, рысь.
         Мальчику очень понравилась игра на сообразительность.
         «Замени первый звук на [р]»
                   хобот – робот              нога – рога
                   танец – ранец               козы – розы
                   забота – работа           мука – рука
         «Какое маленькое слово прячется в большом?»
к-рот                   к-раны
ф-раки                 к-ролики
         п-розы                 ш-рамы
         т-росы                 г-розы
         «Исправь ошибку» — ребёнку предлагается, меняя слова, исправить ошибку в конце предложения.
         Расцвели на клумбе … козы.
В огород забрались …розы.
                   У слона огромный …робот.
                   На заводе сделан …хобот.
Ползает у речки … мак.
Расцветает в поле …рак.
«Один и много» с целью отработки образования форм  мн. ч. Им. п. и Р. п.
Рука – руки                  роза – много роз
Гора – горы                 рыба – много рыб
Работу с Андреем продолжали до тех пор пока звук [р] не автоматизировался в словах. В дальнейшем необходимо продолжить работу по автоматизации звука в предложении.
Нами были использованы некоторые упражнения, описанные в методическом пособии Бурдянской Т.В.
Упражнения для мышц плечевого пояса.
Эти упражнения позволили нам подготовить мышцы плечевого пояса к постановке правильного дыхания.
1. Поднимание и опускание плеч.  При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот
2. Поднимание и опускание плеч поочередно.   При поднимании — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.
3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч — вдох через нос, при опускании — выдох через рот.
4. Разнообразные движения руками в стороны, вверх, вращение, плавательные движения. При развертывании грудной клетки — вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.
Упражнения для мышц шеи.
Исходное положение — сидя, спина и шея прямые.
1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.
2. Наклонить голову вперед — вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом) вернуться в исходное положение (выдох ртом).
3. Повороты головы в стороны налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).
Движения сначала выполняют без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц.
Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга Мощные и короткие пучки мышц, малый рычаг и амплитуда движений обусловливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры. От состояния его функции зависит участие зубо-челюстной системы в актах жевания, мимики, речеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражнений и число их повторении, изменяя исходное положение, амплитуду движения или количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнения.
1.   Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос.
а)  язык пассивен;
б)  язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.
2. Движение нижней челюсти влево (производится так же, как и вправо).
3. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим:
а)  язык пассивен,
б)  язык подталкивает нижнюю челюсть.
4.   Имитация жевания.
5. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у.  Кончик языка у нижних резцов.
6.   Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание)
7.  Максимально  частое открывание  рта с  произнесением звуков па-па-па.
Гимнастика мимико-артикуляторных мышц.
Мимическая мускулатура располагается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может индивидуально контролировать правильность движения и его амплитуду.
1. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
2. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
Если какой-либо глаз в отдельности от другого не закрывается, то незакрывающееся веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на другой глаз и он начинает закрываться самостоятельно.
3. Нюхательное движение. При  сжатых челюстях  верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы; носогубные складки резко выражаются.
4. Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.
5. Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта.
а)  с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);
б)  без закрывания глаз, с минимальным подниманием щеки вдох носом, выдох ртом, сквозь зубы активной стороны.
Если угол рта не поднимается, то при импульсах поднимающего движения другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта ритмично поднимается пальцами.
6. Зубы и губы сомкнуты.  Поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание через нос.
Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти.
1. Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке.
2. Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и шепотным произнесением звуков а или э на твердой атаке.
3. Откидывание челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).
4. Шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта:
а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.
5. Имитация жевания.
6. Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву о).
7. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков
па-па-па.
Гимнастика мышц зева и глотки.
1. Глотание жидкости, сглатывание слюны.
2. Позевывание, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.
3. Покашливание.   Широко  открыв  рот,   напрячь  мышцы плечевого пояса, шеи, всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашляться. Выполняется перед зеркалом.
4. Покашливание с высунутым языком.
5. Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.
6. Имитация жевания (происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки).
7. Подражание:
а) голубиному воркованию
б) стону,
в) мычанию.
8. Произнесение гласных звуков а-э-и-о-у.
9. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у.
Упражнения для активизации мышц мягкого нёба.
1. Имитация глотательных движений.
2. Позевывание, широко открывая рот.
3. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.
4. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох многократный,   частый,   толчкообразный,    при    напряженном нёбе).
5. Произвольное покашливание.
6. Покашливание с высунутым языком.
7. Произнесение  гласных  звуков а, э, и, о, у на  твердой атаке.
8. Пропевание гласных звуков а, э, у, и, о.
Упражнения для языка.
1.   Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается и полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.
2.   Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопаткой» языку придается плоская широкая форма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 5-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то:
а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;
б)  на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);
в)  нараспев тянуть звук и.
В целом  все упражнения, за исключением активизации мышц мягкого нёба и языка,  выполнялись без затруднений,  некоторые проблемы, он не совсем понимал данные инструкции, быстро утомлялся, отвлекался, а иногда отказывался от выполнения данных ему инструкций.  Анализируя выполняемые упражнения для мышц мягкого нёба и языка, мы заметили, что дети с 1 группы затруднились выполнить «лопатку», язык был напряжён, иногда сужался, а кончик касался нижних резцов. Так же возникли сложности и в удержании расслабленного языка под счёт, максимум, сколько дети могли удержать язык, достигал 5-6 секунд, затем они его напрягали и пытались спрятать в рот. Все упражнения проводились строго под контролем учителя-логопеда.
После логопедической гимнастики приступаем  непосредственно к коррекции голосовых нарушений. Целесообразно коррекцию следует начинать с постановки правильного дыхания.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.
Логопед предлагает детям следующие упражнения:
Упражнение 1. «Листья шелестят»
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
Упражнение 2. «Снежинки летят»
На ниточки  прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
Анализ этих упражнений нам показал следующие результаты:
Дети с нормальной голосовой функцией выполнили упражнения без особых затруднений, наблюдалось нижнерёберное дыхание, выдох плавный, некоторые дети пытались поднять плечи, но после чёткой инструкции логопеда, выдох получился без поднятия плечей.
Дети же 1 группы, напрягали мышцы дыхательного аппарата, поднимали плечи, иногда срывался выдох, который с трудом достигал  счёта от 1 до 5.
Логопедом был осуществлён контроль дыхания, рука клалась на область диафрагмы ребёнка, так же чтобы ребёнок сам смог почувствовать нормальное диафрагмальное дыхание, его рука ложилась на область диафрагмы логопеда.
Все упражнения строго контролировались логопедом, выдох производился плавно под счет, в проветренном помещении, до еды. Так же была проведена беседа с родителями. Их детям были предложены, в качестве домашнего задания, следующие упражнения: дутьё на вату, надувание мыльных пузырей, игра на детской дудочке (что развивает губную мускулатуру). При этом было обращено внимание родителей на то, что ребёнку не следует переутомляться, следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения.
На данном этапе логопедической работы важно «поставить» голос, это, значит, научить ребёнка пользоваться полученным голосом, найти его естественное звучание и развить его во всех отношениях, т.е. в смысле укрепления высоты, силы и тембра голоса. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль логопеда за качеством эмиссии голоса.
Хорошо поставленный голос является голосом модулированным, обладающим качествами эмоциональности и живости, радости и яркости, образности и красоты.
При работе над тембром голоса перед логопедом стоят следующие задачи:
1)       выработать звонкость, собранность звучания;
2)       убрать горловую зажатость,  сдавленность  голоса  путем разнапряжения мышц шеи, гортани;
3)       снять зажатость челюстей, как препятствие свободному голосотечению;
4)       выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т. е уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;
5)       выработать   выносливость   голоса,   т.   е.   его  способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Логопедом были  предложены следующие игровые упражнения.
Упражнение 1. «Эхо»
Цель: способствовать выработки правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы, развивать тембр, силу и высоту голоса.
Детей распределили на две группы. Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом сначала гласные звуки (а, о, у), затем сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа «эхо» тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
    продолжение
–PAGE_BREAK–