Тормозная система ЗИЛ 131

Содержание 1. Введение 1.1 Значение и развитие автомобильного транспорта в РФ 1.2 Значение и сущность техобслуживания и ремонта автомобиля 1.3 Планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта автомобиля и ее достоинства 2. Основная часть 2.1 Устройство тормозной системы ЗИЛ-1.1 Назначение 1.2 Устройство 1.3 Принцип действия и основные характеристики.

Эксплуатационные материалы 2.2 Техническое обслуживание тормозной системы ЗИЛ-2.1 Перечень выполняемых работ при проведении ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО. Описание регулировочных работ 2.3 Ремонт тормозной системы ЗИЛ-3.1 Организация рабочего места автослесаря. Используемые инструменты, приспособления и оборудование, диагностические приборы 2.3.2

Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения 3.3 Дефектовка деталей и узлов. Методы и способы восстановления работоспособности деталей, узлов, механизмов, систем 3.4 Сборочно-разборочные работы 3.5 Послеремонтные испытания. Диагностика. Регулировочные параметры 3. Техника безопасности при выполнении работ 3.1 Пожарная безопасность Заключение Список литературы 1.

Введение 1.1 России имеет важное значение и занимает первое место в перевозке грузов. Автомобильным транспортом доставляют сырье на промышленные предприятия и вывозят готовые изделия, перевозят сельскохозяйственную продукцию. Большую роль играет автомобильный транспорт в обеспечении строительства

жилых и производственных зданий, других сооружений. Важное значение имеет автомобильный транспорт и в перевозке пассажиров. Таким образом, нет ни одной отрасли хозяйства, где бы автомобиль не находил широкого применения. Отечественная автомобильная промышленность начала свое развитие с1924 года, когда на московском заводе АМО были изготовлены первые полуторатонные автомобили
АМО-Ф-15 с двигателем мощностью 36 л.с. Первые легковые автомобили (марки НАМИ -01) с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 18,5 л.с. были выпущены в 1927 году. Массовый выпуск малолитражных легковых автомобилей для населения практически начался с1946 году с пуском Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Сегодня темпы роста экономики в России выше, чем в европейских странах, и дальнейшее развитие невозможно

без обновления автомобильного парка. Последнее обстоятельство требует эффективного реформирования всей системы технического обслуживания, которая обеспечивает эксплуатацию, сервис и ремонт автомобиля в течение всего «жизненного цикла». Для развития автосервисов имеют большое значение структура, динамика роста и прогноз увеличения количества автотранспорта в России Интенсивный темп увеличения автопарка в России обусловлен возрастанием покупательской способности (это

особенно характерно для Москвы); ввозом новых и подержанных автомобилей из-за рубежа и увеличением сроков эксплуатации автомобилей. Так, например, парк легковых автомобилей в 2004 году увеличился в 3,8 раза по сравнению с 1989 годом, парк грузовых автомобилей – в 3,3 раза. По прогнозу к 2010 году ожидается увеличение парка грузовых автомобилей и автобусов (по сравнению с 2004 годом) на 15,8%, парка легковых автомобилей – на 8,5%, а всего автотранспорта – на 11,5%.

Это свидетельствует о необходимости качественного развития профессионального сервисного обслуживания на промышленной основе. Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, достиг 3,5 млн. единиц. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан вырос за 1997 – 2007 гг. более чем на 60%, и достигло 1,8 млн. единиц. 1.2 Значение и сущность техобслуживания и ремонта автомобиля
Техобслуживание служит для поддержания подвижного состава в работоспособном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания его деталей, предупреждения неисправностей, выявления их для своевременного устранения, а также для поддержания этого состава в опрятном виде. При выполнении ТО проводят следующие работы: контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, очистительные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие.

Ежедневное обслуживание (ЕТО). Назначение – общий контроль технического состояния автомобиля, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержания опрятного внешнего вида, заправка автомобиля топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. Первое и второе техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) служат для снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, современного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочных работ.

Сезонное техническое обслуживание (СТО). Его назначение – подготовка автомобилей к эксплуатации в зимнее или летнее время года. Обычно СТО совмещают с ТО-2 и проводят 2 раза в год. ЕТО проводится водителем после окончания работы, в тот же день. При ЕО необходимо выполнить следующие работы: 1. сразу после остановки автомобиля проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов;

2. проверить нет ли подтекания топлива, масла; 3. дозаправить автомобиль бензином, маслом и охлаждающей жидкостью; 4. очистить от грязи и вымыть автомобиль; ТО-1 включает в себя объем работ ЕТО и ряд дополнительных работ по смазке, проверке крепления, неисправности и укомплектованности механизмов и агрегатов, выполнение их регулировок и устранение обнаруженных неисправностей. ТО-2 включает в себя объем работ ТО-1 и ряд дополнительных операций, обеспечивающих обслуживание всех
систем, узлов и агрегатов Своевременное и качественное выполнение ТО обеспечивают высокую техническую готовность и надежность автомобиля. Метод выполнения ТО – принудительное выполнение профилактических мероприятий в плановом порядке через определенные пробеги или время работы подвижного состава. ТО осуществляется в плановом порядке от пробега автомобиля и по истечению этого пробега автомобиль

принудительно подвергается ТО. 1.3 Планово-предупредительная система техобслуживания и ремонта автомобиля и ее достоинства Для подвижного состава принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонт агрегатным методом. Ремонтные работы выполняются как по потребности, обусловленной отказом или неисправностью, так и по плану через определенный пробег или время работы подвижного состава (предупредительный ремонт). Предупредительный ремонт рекомендуется применять в первую очередь для городских и междугородних

автобусов, автомобилей-такси, автомобилей скорой медицинской помощи, пожарных автомобилей, автомобилей бензовозов, к которым предъявляются повышенные требования безопасности движения и безотказности в работе. Предупредительный ремонт следует применять также для автомобилей, работающих в одинаковых условиях, при которых упрощается возможность выявления сроков замены или ремонта отдельных деталей и узлов с целью предупреждения отказов при работе автомобилей на линии и связанных с ними простоев.

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта обеспечивает своевременное устранение причин, которые могут способствовать появлению различных неисправностей, сокращает расход запасных деталей и объем ремонтных работ. В России планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей регламентирована «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», и все работы, предусмотренные для каждого вида обслуживания, являются обязательными для
выполнения в полном объеме через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава. Планово-предупредительная система ТО и ремонта способствует: • Постоянному поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; • Уменьшению интенсивности износа деталей; • Предупреждению отказов и неисправностей; • Снижению расхода топлива и эксплутационных материалов; •

Своевременному выявлению и устранению неисправностей; • Повышению надежности и безопасности эксплуатации; • Продлению срока службы подвижного состава и увеличению пробега автомобилей до ремонта. Таблица 1. Периодичность техобслуживания подвижного состава выпуска после 1972 г, км Подвижной состав ТО-1 ТО-2 Легковые автомобили 4000 16000

Автобусы 3500 14000 Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей. 3000 12000 То-1 и ТО-2, периодичность которых указана в таблице 1 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижения интенсивности износа деталей и предотвращения ухудшения параметров технического состояния подвижного состава. Таблица 2. Коэффициенты корректировки нормативов в зависимости от условий эксплуатации

Категория Условий эксплуатации Периодичность техобслуживания Удельная трудоемкость текущего ремонта Пробег до капитального ремонта Расход запасных частей I 1,0 1,0 1,0 1,00 II 0,9 1,1 0,9 1,10 III 0,8 1,2 0,8 1,25 IV 0,7 1,4 0,7 1,40 V 0,6 1,5 0,6 1,65 При планировании ТО необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Допустимое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет +-10%; 2. Периодичность замены масел и смазок уточняется в зависимости от типов и конструктивных особенностей агрегатов и механизмов, а также марки применяемого масла; 3. СО проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в летний и зимние периоды; 4. Нормативы трудоемкостей ТО-1 и
ТО-2 не включают трудоемкость ЕО; 5. То должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей при выполнении требуемых операций ТО. Коэффициенты, влияющие на периодичность То-1 и ТО-2 Категория условий эксплуатации учитывается с помощью коэффициента К1 и влияет на периодичность ТО, ресурсы до капитального ремонта (К1 изменяется от 1,0 до 0,6) и трудоемкость

ТР (К1 изменяется от 1,0 до 1,5). Модификация подвижного состава и особенности организации его работы (автомобили с прицепами, самосвалы и т. д.) учитываются коэффициентом К2, который применяется для корректирования трудоемкости ТО и ТР (К2=1,0¸1,25) и ресурсов до капитального ремонта (К2=1¸0,75). Природно-климатические условия учитываются при определении периодичности

ТО, удельной трудоемкости ТР и норм пробега до капитального ремонта с помощью коэффициента К3, который соответственно изменяется: при определении периодичности — от 0,8 до 1,0; удельной трудоемкости ТР — от 0,9 до 1,3; при определении ресурсов до первого капитального ремонта соответственно от 0,7 до 1,1. Коэффициент К4 учитывает изменение трудоемкости ТР автомобилей в ремонте в зависимости от пробега автомобиля с начала эксплуатации. Этот коэффициент изменяется для трудоемкости от 0,4 (для пробега, составляющего 25%

и менее ресурса автомобиля до капитального ремонта) до 2 и более при пробеге автомобиля в 1,75¸2 раза, превышающем ресурс до капитального ремонта. В зависимости от пробега с начала эксплуатации до капитального ремонта изменяется и продолжительность простоев автомобиля на ТО и ремонте, которое учитывается коэффициентом К’4 равным 0,7 – 1,4. При пробеге автомобиля, превышающем его значение до первого капитального ремонта, величина
К’4 принимается равной 1,4. 2. Основная часть 2.1 Устройство тормозной системы ЗИЛ-131 2.1.1 Назначение Тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до остановки и удержания его неподвижным, с уклоном. В автомобиле ЗИЛ – 131 имеются две тормозные системы – рабочая и стояночная. Рабочая тормозная система служит для быстрого снижения скорости автомобиля вплоть до остановки.

Стояночная тормозная система служит для удержания его неподвижным относительно опорной поверхности. 2.1.2 Устройство Рабочая тормозная система автомобиля ЗИЛ-131 состоит из шести тормозных механизмов и пневматического привода. Тормозной механизм (рис.1) включает тормозной барабан 3, опорный диск 1, две колодки 2 с фрикционными накладками, две оси колодок, стяжную пружину, разжимной кулак с валом.

Рабочий тормозной механизм автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 1) 1 – опорный диск, 2 – колодка тормоза.3 – тормозной барабан, 4 – вал разжимного кулака, 5 – пробка отверстия для смазки, 6 – червячная шестерня, 7 – червяк,8 – рычаг, 9 – шток тормозной камеры, 10 – корпус тормозной камеры, 11 – крышка тормозной камеры,

12 – диафрагма, 13 – пружина, 14 – кронштейн тормозной камеры, 15 – крышка люка, 16 – кронштейн осей колодок, 17 – эксцентриковые оси колодок. Привод рабочей тормозной системы состоит из компрессора, регулятора давления, тормозного крана, предохранительного клапана, шести тормозных камер, разобщительного крана, соединительной головки, крана отбора воздуха, манометра, трубопроводов и шлангов. Компрессор служит для создания давления в пневмосистеме автомобиля.

На автомобиле ЗИЛ-131 используется двухцилиндровый поршневой компрессор одноступенчатого сжатия. (Рис.2) Компрессор автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 2). 1 – нижняя крышка, 2 – поршень, 3 – цилиндр, 4 – картер, 5 – коленчатый вал, 6 – плунжер,7 – поршневой палец, 8 – головка блока, 9 – нагнетательная камера, 10 – нагнетательный клапан,
11 – робка клапана, 12 – впускной клапан, 13 – выпускной клапан, 14 – шток, 15 – блок цилиндров, 16 – канал подвода воздуха от регулятора, 17 – регулятор давления, 18 – камера, 19 – коромысло, 20- уплотнитель. Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально

нажатию на педаль. Тормозной кран (рис 3.) двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя – тормозами автомобиля. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали. Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 3) 1- шток нижней секции, 2 – корпус рычагов, 3 – малый рычаг, 4 – большой рычаг,

5 – направляющая штока верхней секции, 6 – шток верхней секции, 7 – валик рычага ручного привода, 8 – тяга,9 – рычаг ручного привода, 10 – корпус крана, 11 – уравновешивающая пружина, 12,22 – диафрагмы, 13,23 – седла выпускных клапанов, 14,20 – выпускные клапаны, 15, 19- впускные клапаны, 16, 21 – крышка корпуса клапана,

17,24 – направляющие стаканы, 18 – пружина диафрагмы нижней секции, 25 – уравновешивающая пружина диафрагмы нижней секции, 26 – атмосферный клапан. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет стояночную тормозную систему с колодочным барабанным тормозным механизмом и механическим приводом. Стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-131 (рис.4)