Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета денежных средств ………………………………………………………………………………..5
1.1. Нормативно-правовое регулирование аудита денежных средств……….5
1.2. Порядок планирования и разработки программы аудита денежных средств…………………………………………………………………….……….6
1.3. Порядок проведения аудиторской проверки денежных средств на предприятии……………………………………………………………………….8
Глава 2. Аудиторская проверка достоверности учета денежных средств на материалах ЗАО «Тбилисский маслосырзавод»…………………………………………17
2.1. Организационно- экономическая характеристика предприятия…………17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля и планирования аудиторской проверки………………………………………………………………………….21
2.3. Порядок проведения аудиторской проверки достоверности учета денежных средств на предприятии……………………………………………..23
2.4. Разработка предложений по результатам проверки ………………………26
Заключение…………………………………………………………………..……28
Список использованной литературы …………………………………………..30
Приложения
Введение
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны рынка, что обуславливает необходимость использования различных методов контроля. В настоящее время действуют государственный, ведомственный и независимый аудиторский контроль.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проверка и ведение учета денежных средств предприятия, является обязательным условием, для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существующих аспектах.
Предметом исследования является достоверность отражения в учете денежных средств предприятия, а также соответствие организации учета денежных средств, требованиям законодательства Российской Федерации.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность организации ЗАО «Тбилисский маслосырзавод».
Основная цель работы – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить, следующие задачи:
1. Изучить нормативно- правовые акты по аудиту достоверности учета денежных средств;
2. Изучить выполнение требований по организации кассового узла и хранение наличных денежных средств, ценных бумаг в кассе;
3. Изучить порядок планирования аудиторской проверки учета денежных средств и разработки программы проверки;
4. Изучить порядок проведения аудиторской проверки учета денежных средств;
5. Проверка документального оформления результатов проверки.
На большинстве предприятий объем операций с денежными средствами бывает довольно значительным, поэтому их проверка – трудоемкий процесс, хотя сами процедуры ее проведения достаточно просты. От аудитора требуется повышенное внимание, так как на практике наибольшее количество нарушений и злоупотреблений должностных лиц связано именно с этим участком учета.
В ходе проведения проверки, аудитор руководствуется законодательством Российской Федерации и нормативными документами Министерства финансов РФ, Центробанка Российской Федерации.
1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета денежных средств
1.1. Нормативно-правовое регулирование аудита денежных средств
Согласно, Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07 августа 2001 г.- бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательной аудиторской проверке. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе организации является Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40. Этот документ устанавливает единый порядок хранения наличных денег, их приема, оформления кассовых документов и ведения кассовой книги, ревизии кассы, а также контроля за соблюдением кассовой дисциплины.[7, 1]
При проверке аудитор, кроме того, должен руководствоваться приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению», постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». [4,12]
В качестве методического материала можно использовать Рекомендации Центрального банка РФ от 30 сентября 1994 г. №113 по осуществлению учреждениями банка проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в РФ. Наконец, аудитор должен пользоваться нормативными документами, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами, которыми регулируются кассовые операции, имеющие отраслевые особенности (расходование наличных сумм заготовительными организациями, организациями потребительской кооперации, инкассирование торговой выручки и т.п.) .
Учет денежных средств регулируется следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете»;
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000);
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н;
4. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ». Приказ Центробанка РФ от 05.01.98 г. № 14-П.
5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
6. Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050-У. [ 21, 297 ]
1.2. Порядок планирования и разработки программы аудита денежных средств
Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды о последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы – одновременно и средством контроля качества работы. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля – это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедура по существу – это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском отчете оборотов и сальдо по счетам.
В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Подготовка и составление программы аудита регулируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».
Аудитор при подготовке программы оценивает эффективность внутреннего контроля за движением денежных средств и прочих ценностей в кассе. Предварительно оценивается соблюдение кассовой дисциплины. выявляются сложные участки, требующие особого внимания, требующие особого внимания, планируются контрольные процедуры. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности “Планирование аудита” аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до на факторов.
На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о:
внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию, в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность
сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
Раздел аудиторской программы по проверке кассовых операций должен включить следующие вопросы и направления аудита: инвентаризация наличия и проверка состояния хранения денежных средств и других ценностей в касс; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу; исследование правильности списания денег на расход; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; документирование материалов и результатов проверки; выводы и предложения по результатам аудита.–PAGE_BREAK–
1.3. Порядок проведения аудиторской проверки денежных средств на предприятии
Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентаризации кассовой наличности немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного (старшего) бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня кассир представляет для проверки, а также дает расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.
Далее кассир начинает группировку наличных денег по соответствующим купюрам и в присутствии аудитора и главного бухгалтера организации проводит полный полистный их подсчет включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка. [ 14, 288 ]
Аудитор должен помнить, что выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или в другом заменяющем его документе, в оправдание остатка денег не в кассе не принимается. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход организации. Частные случаи, якобы подтверждающие получение денег у кассира или сдача их на временное хранение, во внимание на принимаются, при инвентаризации кассовой наличности аудитору необходимо установить также наличие других ценностей в кассе: ценных денежные документов. Результаты инвентаризации наличия денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляются с документами об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете. Установленные в ходе инвентаризации кассовой наличности излишки по рекомендации аудитора приходуются по приходному ордеру в доход организации (дебет счета 50 «Касса» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки»), данная операция записывается в кассовой книге. Излишки могут быть результатом умышленных действий (неучетные суммы) или допущенных ошибок при приеме и выдаче денежных средств. Поэтому аудитор должен объективно оценить ситуацию, определить правильную формулировку для акта проверки. Выявленная в ходе инвентаризации незначительная недостача может быть погашена кассиром путем внесения недостающей суммы в кассу организации. Данная операция должна быть оформлена приходным ордером и записана в кассой книге. Кассир обязан дать аудитору письменное объяснение причин излишков или недостач. При обнаружении значительных недостач вследствие злоупотреблений аудитор может рекомендовать руководителю организации немедленно отстранить кассира от должности и передать дело следственным органам.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор оформляет актом по типовой форме № ИНВ-15, который кроме аудитора подписывают кассир, главный (старший) бухгалтер проверяемой организации. Этот акт является письменным аудиторским доказательством и его данные необходимы аудитору в дальнейшем при проверке оприходования и правильности списания денежных средств по кассе.
При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется ли в личном деле кассира обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.
Затем аудитор переходит к проверке правильности документального оформления операций. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.
На следующем этапе проверки следует установить: ведут ли в данной организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована о опечатана сургучной печатью, а количество листов должно быть заверено подписями руководителя главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопрофильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).
После выяснения соблюдения установленных требований необходимо переходить к проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные денежные документы за ревизуемый период. При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежат полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных на корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров. Однако это только формальная сторона проверки, а поэтому необходимо также проверить законность поступления денег в кассу по существу. [ 14, 290 ]
Следует тщательно проверить также полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных, жилищно-коммунального, обслуживающих производств и хозяйств. При проверке приема наличных денег следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, на корешках чеков и выписках банка с отчетными, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).
Аудитор должен помнить, что в настоящее время в некоторых организациях умышленно скрывают денежные доходы от государственного налогообложения. Так, например, наличной денежной выручки отражают проводками: дебет счета 50 «Касса» и кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство» и т.д. В таких ситуациях необходимо провести встречные сверки дебетовых записей по перечисленным счетам на проверяемые суммы с кредитовыми записями на счете 90 «Продажи», и если на кредите счета 90 данных контрольных сумм не окажется, то это представляет собой сокрытый объект (выручка) налогообложения. В таких случаях аудитор должен немедленно сообщить об этом руководителю организации и предупредить о том, к каким последствиям могут привести эти нарушения налогового законодательства. Кроме того, подобные нарушения и ошибки искажают соответствующие показатели бухгалтерской отчетности организации, а, как известно, основная цель аудита – подтверждение достоверности годовой бухгалтерской отчетности организации.
При проверке приходных кассовых документов аудитор должен тщательно изучить (по от дельным не свойственным профилю организации операциям) договоры, заключенные по данным операциям с юридическими и физическими лицами. Так, зачастую денежные средства за реализованную продукцию, товары (работы, услуги), полученные от юридических и физических лиц, отражают в учете в соответствии с выдуманными договорами о совместной деятельности (простого товарищества) или трастовыми договорами. В подобных ситуациях необходимо помнить, что физическое лицо, если оно не зарегистрировано как предприниматель, не может заниматься никакими совместными видами деятельности с целью получения прибыли, а трастовыми операциями могут заниматься специальные трастовые компании, имеющие государственное разрешение (лицензию) на данный вид деятельности. Подобные операции проводятся умышленно с целью сокрытия части валовой продукции от государственного налогообложения.
Особое внимание при проверке кассовых операций необходимо уделить полноте и правильности учета внереализационных доходов (процентов и дивидендов по финансовым вложениям, штрафов по хозяйственным договорам, арендной платы, безвозмездно полученных сумм и т.д.), а также начисления налогов от этих доходов. Необходимо проверить соблюдение размера лимита наличных расчетов с организациями и физическими лицами – предпринимателями за товарно-материальные ценности. Здесь иногда встречаются нарушения, когда денежные средства приходуют или отдают из кассы сверх установленного лимита наличных расчетов через выдуманные фамилии физических лиц путем оформления на них приходных или расходных кассовых ордеров. Фиктивные лица выявляются путем проверки наличия заключенных договоров с физическими лицами.
Проверяя расходование наличных денег из кассы организации, аудитор должен помнить, что эти операции оформляются расходными кассовыми ордерами или другими надлежаще оформленными документами (платежными ведомостями, счетами, заявлениями и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными. При проверке необходимо убедиться в юридическом обосновании выдачи из кассы наличных денег (зарплата – есть ли приказы о приеме на работу, перемещениях, увольнениях, отпусках, поощрениях трудовые договоры, акты приемки выполненных работ и др.; выдача в подотчет – приказы на командировку, о выдаче в подотчет; выдача сторонними лицами – доверенность, если это от организации, счет-фактура или корешок приходного ордера и др.; выдача алиментов – исполнительный лист и др.). Во всех расходных кассовых ордерах должны быть проставлены паспортные данные. Так же аудитор должен проверить соблюдение организацией предельных сумм расчетов наличными денежными средствами (в настоящее время 60 000 руб. по одной сделке).
Особое внимание необходимо обращать на оформление кассовых документов: имеются ли в каждом документе расписки получателей; наличие на титульном листе платежной ведомости разрешения на выдачу денег (заработной платы, пособий, премий и т.д.) руководителя и главного бухгалтера организации с их подписями и указанием сроков выдачи и сумм прописью; составлен ли реестр депонированных сумм и сделана ли надпись о фактически выплаченной и депонированной сумме; погашаются ли кассовые документы ( приходные – штампом «получено», расходные – «оплачено») с указанием даты, нет ли на них следов подчисток или исправлений.
На достоверность финансовой отчетности оказывает влияние правильность отражения операции по движению денежных средств на счетах бухгалтерского учета. Бывают случаи, когда бухгалтер, принимающий отчеты кассира, умышленно или из-за незнания неправильно составляет корреспонденцию счетов, что необоснованно приводит к вуалированию доходов организации и уменьшению отчислений налогов в бюджет. Поэтому тщательной проверки требует корреспонденция счетов по каждой кассовой операции. Выявленные нарушения и ошибки целесообразно фиксировать в рабочей таблице (ведомости) по следующей форме (табл. 1.1):
Таблица 1.1
Ведомость проверки кассовых операций
за _____________ 200__ г.
месяц (период)
№
п./п.
Документ, номер, дата составления
Содержание операции
Сумма, руб.
Корреспон-денция счетов
Характер и сущность нарушения, выводы и предложения
дебет
кредит
1
РКО № 10
от 11.06
Выдана материальная помощь
700 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Базовый показатель рассчитывается как среднее арифметическое между значениями на начало и конец проверяемого периода.
Перенесем полученные значения базовых показателей в табл.2.4.
Таблица 2.4.
Определение уровня существенности
Показатели
Значение базового показателя,
тыс. руб.
Критерии, %
Значение применяе6мое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
Прибыль до налогообложения
33841,0
5
1692,05
Выручка от продаж
332007,0
2
6640,14
Капитал и резервы
75291,0
5
3764,55
Сумма активов
63059,0
2
1261,18
Уровень существенности равен, (1692,05 + 6640,14 + 3764,55 + 1261,18) = 13360,92 округляем до 14000. Далее, (14000- 13360,92)/ 13360,92 = 0,047 %, что находится в пределах 20 %. Уровень точности равен, 14000 Х 75% = 10500 тыс. руб.
В ходе аудиторской проверки так же необходимо оценивать аудиторский риск. В договоре ЗАО «Аудиторская компания «Аудит и бизнес», аудиторский риск указан в размере 50 %.
2.3. Порядок проведения аудиторской проверки, достоверности учета денежных средств на предприятии
Учет кассовых операций на предприятии ведется на балансовом счете 50 «Касса» в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40 ( с изменениями и дополнениями).
На предприятии созданы все условия для обеспечения сохранности денежных средств.
В течении 2007 года инвентаризация кассы проводилась четыре раза – два раза по болезни кассира, два раза по уходе кассира в очередной трудовой отпуск – излишков и недостач не выявлено.
Для проведения инвентаризации денежных средств приказом руководителя организации, утверждена ревизионная комиссия, в составе трех человек: — Киселева Н.К. – зам. главного бухгалтера;
— Медведева А.Д. – бухгалтер;
— Сильченко Д.П. – член ревизионной комиссии.
В присутствии кассира и аудитора была проведена инвентаризация кассы: проверены приходные и расходные кассовые ордера, кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, пересчитаны наличные денежные документы – излишков и недостач не выявлено. По окончании ревизии составлен Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ – 15), акт передан руководителю и главному бухгалтеру.
Согласно п. 12 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Центральным банком РФ И Министерством финансов РФ. Все приложенные к приходному кассовому ордеру и расходному кассовому ордеру, первичные документы, погашены штампом «Получено» и «Оплачено». На предприятии ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» заполнены не все реквизиты кассовых документов:
— расходный кассовый ордер №147 от 16.01.2007 г. на сумму 1400,00 руб. Александрову Г.Г. – не заполнена строка «получено»;
— расходный кассовый ордер № 517 от 29.05. 2007 г. на сумму 2000,00 руб. Бондарь А.И. – отсутствует расшифровка подписи кассира.
Лимит хранения денежных средств в кассе, а также порядок расчетов наличными деньгами соблюдаются и соответствуют Указу Президента РФ № 1006 от 23.05.94 г. « Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (с изменениями и дополнениями), и составляет 20 000 рублей, установлено Усть- Лабинским ОСБ № 1815/047 от 31.01.2007 г.
Проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными деньгами с юридическими лицами соответствует указаниям ЦБ РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» — составляет в сумме не более 60 000 рублей. На предприятии ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» были осуществлены расчеты :
— ООО «Комби» на сумму 32 000 руб, оплата поставщику за товар;
— ООО «Юрист» на сумму 20 500 руб., оплата консультационных услуг.
В соответствии с п.19 Порядка ведения кассовых операций в РФ подчистки, помарки или исправления в кассовых документах не допускаются, так как данные формы являются формами строгой отчетности. На предприятии данное правило было нарушено при заполнении отчета кассира за 26.09. 2007 г.: в ПКО № 305 от 26.09.2007 г. сумма 3 250 руб. исправлена на 3 280 руб.
На предприятии ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» имеют место случаи не выведения остатка на конец дня в отчетах кассира, что является нарушением Порядка ведения кассовых операций в РФ:
— отчет кассира за 31.01.2007 г.:
Сальдо на начало дня – 28 617 руб;
Приход – 36 815 руб.;
Расход – 25 000 руб.;
Сальдо на конец дня – 40432 руб.
— отчет кассира за 05.10.2007 г:
Сальдо на начало дня – 18 500 руб;
Приход – 38 000 руб.;
Расход – 40 000 руб.;
Сальдо на конец дня – 16 500 руб .
Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемым по денежным чекам из банка, нарушений не показала, были сверены суммы которые были указанны в кассовой книге, на корешке чековой книжки и в выписке банка, кроме того сличены номера чеков, проставленные в приходном ордере и на корешке чека.
Проверка расходования наличных денег из кассы установила: в соответствии с п.16 Порядка ведения кассовых операций в РФ выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, на основании заключенных договоров. Кроме того, выдача денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу, производится только при предъявлении документа, удостоверяющего личность получателя, данные которого должны быть занесены в расходный кассовый ордер.
Предприятием ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» были заключены трудовые соглашения на выполнение работ, однако в расходных кассовых ордерах на выдачу заработной платы, паспортные данные получателя указаны не были:
— расходный кассовый ордер № 177 от 22.02.2007 г. на сумму 5260,00 руб. Чульда Н.Г.;
— расходный кассовый ордер № 965 от 19.10.2007 г. на сумму 4500,00 руб. Погребняк И.В.
Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин- нарушений не выявила.
Таким образом, на предприятии ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» необходимо привести ведение кассовых операций в соответствии с требованиями Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40 ( с изменениями и дополнениями).
2.4. Разработка предложений по результатам проверки
На предприятии ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» необходимо привести ведение кассовых операций в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Рекомендуется, с кассиром предприятия составить договор о полной материальной ответственности, вместо обязательств кассира.
Инвентаризацию кассы предлагается проводить, внезапно один раз в месяц, для увеличения уровня внутреннего контроля на предприятии.
На предприятии ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме счетоводства. По отдельным счетам учет ведется автоматизированным способом с применением программного продукта «1С: Бухгалтерия» (версия 7.7).
Рекомендуется, обновить версию программного продукта «С: Бухгалтерия» (версия 8.0) и полностью автоматизировать учет по всем счетам.
По итогам проверки, в работе бухгалтерии предприятия ЗАО «Тбилисский маслосырзавод», в учете кассовых операций, имеются недостатки:
1. Заполняются не все реквизиты кассовых документов;
2. Имеют место подчистки, помарки и исправления в кассовых документах;
3. В отчетах кассира было зафиксировано, не выведение остатка на конец дня;
4. Не указанны паспортные данные получателя в РКО, на выдачу заработной платы, работникам не состоящим в списочном составе предприятия, на основании заключенных договоров.
Однако, с учетом внесения предложенных замечаний, можно констатировать, что финансовая отчетность предприятия составлена адекватно всех хозяйственных операций. продолжение
–PAGE_BREAK–
Заключение
В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должны подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
В рамках данной курсовой работы рассмотрен вопрос аудита учета денежных средств на ЗАО «Тбилисский маслосырзавод».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 федерального закона “Об аудиторской деятельности” обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя”. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.
На ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» обязательный аудит проводится, так как организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества. Общим собранием акционеров, аудитором общества утверждено ЗАО «Аудиторская компания «Аудит и бизнес».
По итогам проверки, в работе бухгалтерии предприятия ЗАО «Тбилисский маслосырзавод», в учете кассовых операций, выявлены следующие нарушения:
1. Заполняются не все реквизиты кассовых документов;
2. Имеют место подчистки, помарки и исправления в кассовых документах;
3. В отчетах кассира было зафиксировано, не выведение остатка на конец дня;
4. Не указанны паспортные данные получателя в РКО, на выдачу заработной платы, работникам не состоящим в списочном составе предприятия, на основании заключенных договоров.
Аудиторская проверка ЗАО «Тбилисский маслосырзавод» рекомендуется принять следующие меры по улучшению учета денежных средств:
— эффективность учета денежных средств зависит от состояния бухгалтерского учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерия предприятия должна вести учет в соответствии с требованиями законодательства РФ;
— обратить внимание на правильность оформления первичных документов, их соответствию договору.
— с кассиром предприятия составить договор о полной материальной ответственности;
— инвентаризацию кассы предлагается проводить, внезапно один раз в месяц;
— обновить версию программного продукта «1С: Бухгалтерия» (версия 8.0) и полностью автоматизировать учет по всем счетам.
Однако, с учетом внесения предложенных замечаний, можно сделать вывод, что финансовая отчетность предприятия составлена адекватно всех хозяйственных операций.
Список использованной литературы
Нормативно- правовые акты
1. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ .(Правовая система — Консультант Плюс).
2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. 3 ноября 2006 г.)
3.Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
4. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изм. и доп. 3 мая 2000 г.)
5.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 25 августа 2006 г.)
6.Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) (с изм. и доп. 31 октября 2002 г.)
7. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) (с изм. и доп. от 26 февраля 1996 г.)
8. Указание ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
Учебная и научная литература
10. Аудит: учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, аудит,, 2004. – 583 с.
11. Аудит: учебник/ под ред. В.И. Подольского – М.: Экономистъ, 2005.- 494 с.
12. Аудит: учебник для средн. проф.образ./ под ред. М.В. Мельник.- изд. с изм. – М.: Экономистъ, 2006 – 296 с.
13. Аудит в торговле: Учеб. Пособие(Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.
14. Алборов Р.А. аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 464 с.
15. Богатая И.Н., Хахонов Н.Н. Аудит. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 608 с.
16. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. (Серия «Учебники для вузов. Спец. Литература»).–СПб.: из-во «Лань», 2000. – 320 с.
17. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2005. – 447 с.
18. Егорова С.К., Денисова К.Я. Основы бух учета и аудита в сфере сервиса: Учеб. Пособие/Под ред. Проф. С.К. Егоровой – М.: Юристъ, 2000. — 382 с.
19. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА – М, 1998 – 382 с.
20. Крупченко Е.А. Аудит: Учебник для студентов экономических колледжей/ Крупченко Е.А.- Изд. 4-е. доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.- («Серия проф. Образование»)
21. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
22. Практикум по аудиту: Учебное пособие/ А.Д. Ларионов, В.Г. Осташенко и др. Под ред.А.Д. Ларионова – М.: ТК Велби, изд – во Проспект, 2004. – 504
23. Полисюк Т.Б., Сухачева Г.И. Аудит: Технология проверки: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2005. – 176 с.
24. Суйц В.П., Ахметбекова А.Н.Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2001 – 556 с.
25. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 517 с.
26. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 410с.