Что я несу с собой: доброиль вред? Лишь знают небеса, не мне судить.
Но только хочетсяоставить в жизни след, и не дай Бог, хоть как-то наследить.
Окидывая мысленно взоромгоды работы в Центре детского творчества, я не могу припомнить день, когда мнепришлось бы скучать, сидеть без дела. Сегодня, опираясь на свой опыт, я с уверенностьюмогу сказать, для того чтобы стать педагогом – одного старания и желания мало.Не зря гласит народная мудрость: «Нет такой работы, которая не требует учебы».Поэтому сколько учу, столько учусь сама, зная, что одной рукой в ладони нехлопнешь.
Педагог должен хорошознать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развитияв любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику.Необходимо следовать, провозглашенному Р. Щттейнером девизу: «Принимай ребенкас благоговением, воспитывай его с любовью, выпускай свободным». Педагог долженстать образцом, он должен научиться пробуждать своим преподаваниемсоответствующие духовно-душевные процессы развития ребенка, способствовать этимпроцессам, уметь их корректировать. Один философ сказал: «Меня мой учитель такдолго хвалил, что, в конце концов, я таким стал. Умение хвалить это – талант,так как похвала – лучший способ закрепить положительные поступки. Похвалаокрыляет. Работа педагога требует большой эрудиции. Если педагог можетподняться выше в своих знаниях, то у него больше шансов на профессиональныйуспех. У такого педагога выше готовность постичь внутренний мир своихвоспитанников, их интересы и потребности, вовлечь детей в ежедневноесотворчество. Для педагога, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей,понимать их духовный мир. Педагог всегда должен продумывать каждый свой шаг ипоступки, чтобы не причинить детям переживаний. Он должен поддерживать,подбадривать. Ребенок рождается нравственно нейтральным. Он хочет любви,общения, признания. И если вокруг него только нравственные примеры, то онстанет нравственным человеком. И если окажется так, что окружение ребенкаплохое, то тогда особенно большую роль играет педагог, его нравственный пример.Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелыйвоспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должныиспытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личностьпедагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должноосновываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливаетсятолько из живого источника человеческой личности. Только личность можетдействовать на развитие и определение личности, только характером можнообразовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и накаждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитываеткаждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил этуособенность А.С. Макаренко: «Не думайте, — говорит он, — что вы воспитываетеребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, илиприказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как выодеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вырадуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как высмеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение». Немешать ребенка, не вредить – вот главный девиз педагога. И в этом нехитромпостулате сосредоточена вся мудрость воспитания. Природа удивительна мудра. Онавложила в натуру человека целостный и самодостаточный механизмсамостроительства. Поэтическая метафора «все мы родом из детства» необычайноверна, потому что именно в детстве закладываются особенности нашей личности,отсюда мы выносим как наши достоинства, так и недостатки, отсюда берет началонаша судьба. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворениидушевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает,что делать, в чем и как помочь, и, идя на встречу воспитаннику, привлекая егосебе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненныепрепятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в нескором будущем «встатьна собственные ноги».
Я работаю педагогом дополнительногообразования 14 лет, руковожу творческим объединением «Фантазия», учу детей шитьмягкие игрушки. Мы работаем по модифицированной программе «В гостях у сказки»,основная цель которой – создание необходимых условий для развития эмоционально-отзывчивой,творчески активной, нравственной личности посредством приобщения к сказке и кработе над мягкой игрушкой.
Я очень люблю наблюдатьза своими воспитанниками. Пытаюсь организовать для них разнообразную,творческую деятельность. Стараюсь создавать условия для самоутверждения,оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создатьблагоприятный нравственно-психологический климат в коллективе творческогообъединения. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца ихрадости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца,все знающего и все умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед инесправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит посовести. Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют отнего высокого профессионального мастерства. Помочь ребенку стать личностью, вэтом важнейшая задача педагога. Переступая порог образовательного учреждения,решив посвятить свою жизнь благородному делу творения человека, нужно сохраняясердце горячим, а разум холодным, не допускать поспешных, непродуманных решений– это одна из вечных основ педагогического мастерства. Ребенок, пришедший вЦентр детского творчества, верит нам, каждое наше слово для него истина.
Мне очень хочется, чтобыот взаимного общения светилась душа моих воспитанников. Тогда я смогу сгордостью сказать, что мой труд не пропал даром, значит наши занятия для нихпривлекательны.