МЕТОДИКА
проведения лекции по дисциплине
«КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВВМФ»
Тема N 3.2.1.1. «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ»
Время — 2 часа Место — кабинет N
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Ознакомить с основами корабельнойорганизации.
2. Убедить в необходимости и важностистрогой регламентации
корабельной жизни.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ИРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:
Введение 10 минут
1. Общие положения корабельного устава 10 минут
2. Повседневная организация корабля 20 минут
3. Боевая организация корабля 30 минут
4. Корабельные уставы 15 минут
Заключение 5 минут
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. КУ ВМФ-78
2. Книга корабельных расписаний
3. Учебные схемы:
— схема повседневной организации корабля,
— схема боевой организации корабля,
— корабельная боевая схема.
4. Слайды для проектора «Полилюкс»по теме занятия
N 1, 1б, 2, 2а, 5
— 2 –
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Поскольку данная лекция – первая в курсе «Корабельный устав»,
вводная ее частьявляется введением в курс. Раскрыв, как и обычно во
вводнойлекции, структуру и содержание курса, преподаватель должен особо
остановиться наобщей характеристике Корабельного уставакак главного
руководящегодокумента ВМФ.
Начать эту характеристику следует свопроса: «Что такое устав ?»
Обратимся к словарю Даля. Кратко остановимся на истории создания и
развития воинскихуставов в России. Следует подчеркнуть,что несмотря
на строгий, регламентирующий характер этихдокументов, они всегда, с
времен Петра Iносили творческий характер: «Недержаться устава, яко
слепой стены, иботам порядки писаны, а времен и случаев нет”.
Специфика корабельной службы всегдатребовала четкой организации,
строгой регламентации всех видов деятельности. Особое значение это
приобретает в нынешних условиях, поскольку современный корабль
представляет собой боевой комплекс, воплощающий в себе последние
достижения наукии техники — сложный боевой организм, гдеот каждого
человека зависит выполнение кораблем боевыхзадач. В подтверждение
этой мыслиполезно привести примеры из корабельной жизни. Причем
желательно как положительные примеры, подтверждающие зависимость
успеха от четкоговыполнения требований Корабельного устава, так и
отрицательные.
Надо показать, что Корабельный устав имеет много общего с
уставами ММФ, что изучение его поможет в дальнейшей практической
деятельности насудах ММФ и тем более поможет быстрому становлению
офицераВоенно-Морского Флота в случае призыва, либо желания посвятить
себя военнойфлотской службе.
Общие положения Корабельного устава следует привести полностью,
безсокращений. Особо надо подчеркнуть, что ни одно иностранное
правительство не имеет права вмешаться в жизньвоенного корабля. В
вопросеклассификации военных кораблей необходимо четко разъяснить
критерии деления и напомнить, что более детально эти вопросы будут
изучаться в курсе” Основы тактики ВМФ”.
Рассматриваю повседневную организацию корабля, преподаватель
должен ориентироваться на базовый для изучения проект корабля.
Перечислив, например, боевые части и службы корабля вообще, надо
сказать, что нанашей «родной» подводной лодке отсутствуют БЧ-2, БЧ-6,
— 3 –
БЧ-7, а БЧ-4 и Сл-р возлагаются однимофицером. Сл-х замыкается на
старшегопомощника, а Сл-с — на помощникакомандира подводной лодки.
Необходимонапомнить курсантам также, на какую первичную должность они
готовятся как офицеры запаса. Количество команд и отделений на
подводной лодкеможно назвать общее, но в зависимости от ВУС курсантов
надо обязательноперечислить команды и отделения своей боевой части.
Боевую организацию целесообразно начать с характеристики понятий
«командныйпункт» и «боевой пост». Для ” оживления” рассказа можно
сразу же привести пример командного пункта и боевого поста,
ориентируясь наВУС обучаемых. Надо предупредитькурсантов, что эти
вопросы будут на следующем занятии рассмотрены более подробно с
ориентацией на организациюподводной лодки боевого проекта.
В целом весь материал по данному вопросуочень «густ», сложен для
восприятия незнакомым с флотской службой, поэтому в подробности
организации подводной лодки преподавателю вдаваться на этом занятии.
Надо лишьизложить материал в объеме Корабельного устава, лишь кратко
его комментируя и заботясь о надежном освоении этого относительно
небольшого пообъему материала.
Подробно объяснив содержание и назначение как боевого номера
вообще, так и книжки «Боевой номер», надо показать эту книжку
курсантам, Желательно, чтобы она была заполнена на боевой номер
матроса (старшины) той специальности, которая относиться к ВУС
обучаемых.
Корабельные расписания следует давать втом же объеме и по той же
методике, что и боевую организацию, акцентировав внимание на
классификациикорабельных расписаний. Можно показать связь боевых
инструкций икнижек «Боевой номер».
В заключительной части лекции надо подчеркнуть, что твердое
знание изложенного материала — основа, база для изучения организации
подводнойлодки, что является центральной темойвсего курса. Задание
на самоподготовку дается в зависимости от варианта проведения
следующегозанятия.
— 4 –
ЛЕКЦИЯ N1
по дисциплине «КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВВМФ» для всех ВУС
Тема «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ»
Содеpжание:
Введение
1. Общие положения корабельного устава
2. Повседневная организация корабля
3. Боевая организация корабля
4. Корабельные уставы
Заключение
Литеpатуpа:
1. КУ ВМФ-78г. ст.1-19, 20-35, пpиложение N1.
2. Типовые корабельные расписания.
Наглядные пособия и ТСО
1. «Повседневная организация корабля».
2. «Боевая организация корабля».
3. «Корабельная боевая схема»
4. Слайды для проектора «Полилюкс»по теме занятия
N 1, 1б, 2, 2а, 5
— 5 –
ВВЕДЕНИЕ
Корабельный устав ВМФ определяет организацию корабельнойслужбы,
направленную наобеспечение высокой боевой готовности, безопасности
корабля в море и базе, поддержание на корабле твердоговоинского
порядка.
Устав ВМФ определяет также обязанности должностных лиц,
организациюбоевой подготовки кораблей Военно – Морского Флота и
правил несения службыкорабельных нарядов.
Современный корабль представляет собой боевой комплекс,
воплощающий в себя последние достижения науки и техники — сложный
боевойорганизм, где от каждого человеказависит выполнение кораблем
боевых задач. Илишь четкая организация, строжайшая регламентация всей
корабельной жизнимогут обеспечить успешное выполнение всех задач,
безопасностькорабля и личного состава.
Вместе с тем Корабельный устав, будучи основным руководящим
документом Военно — Морского Флота, не является догмой, способствует
проявлениютворчества, инициативы.
Все уставы русского флота, несмотря на их общую патриотическую
направленность и полноту содержания, от «Устава воинского»-
разработанный ПетромI, отражали интересы господствующего класса.
— 6 –
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУ ВМФ — 78г.
УСТАВ – это собрание законов, правил на какой-либо предмет
(толковый словарь В.М.Даля). Предметом является сложный, огромный
флотский организм, состоящий из большого количества относительно
самостоятельныхединичек — кораблей и частей.
НАСТОЯЩИЙ УСТАВ определяет организацию корабельной службы,
направленную наобеспечение высокой боевой готовности, безопасности
корабля в море и базе , поддержание твердого воинского порядка на
корабле.Уставопределяет также обязанности должностных лиц, организацию
боевой подготовки кораблей ВМФ и правила несения службы корабельных
нарядов.
Значение КУ в боевой и повседневнойдеятельности кораблей трудно
переоценить.Точноевыполнение уставных требований во многом определило
победный победныйисход сражений эскадр Ушакова, Лазарева, Нахимова.
Первым опытом установления четкой организации в воинском
коллективе вРоссии является дошедший до нас документ «Устав ратных,
пушечных и других дел, касающихся до военной науке”, написанный
ОнисимомМихайловым в 1606-1621г.г. Через 100летшироко применялся в
русскихвооруженных силах «Уставвоинский», разработанный Петром I ,
по которомудействовали командиры петровских кораблей.
Следует отметить, что все уставы русского флота, несмотря на
всеобщуюпатриотическую направленность и полноту содержания вопросов
корабельнойслужбы, в целом отражали интересы господствующего класса.
Первые уставы СА и ВМФ были введены вдействие в 1918-19г.г., а
первый КУ Сов.ВМФ был создан в 1925г. и назывался «УСТАВ КОРАБЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ РККФ”
Он отражал классовый характер нашего государства и всем своим
содержаниемвыражал интересы трудового народа.
После этого уставы перерабатывались и переиздавались в 1932,
1939, 1943, 1959, 1967г.г. Действующий на сегодняшнийдень КУ ВМФ
введен в действиеприказом ГК ВМФ N 10 от 10 января 1978г.Относительно
частоепереиздание, переработка КУ были вызваны изменяющейся
обстановкена флоте: это и накопление боевого опыта ведения
современного боя, это и быстрое, качественное изменение технической
оснащенностифлота, это наконец и повышение уровня знаний и идейной
закалки личногосостава.
— 7 –
Одним словом, КУ идет в ногу со времени, чутко реагируяна все
изменения,происходящие в военной теории и флотской службе.
ВМФ является одним из видов ВС РФ. Всостав ВМФ входят: подводные
силы, надводныесилы, морская авиация, береговые войска.
В корабельный состав ВМФ входят:
— боевые корабли,
— корабли спец. назначения,
— морские суда обеспечения,
— рейдовые суда обеспечения.
Корабли и суда ВМФ являются собственностьюРоссии и где бы они не
находились,подчиняются только законам РФ.
Ни одно иностранное правительство неимеет права вмешиваться в
жизньвоенного корабля РФ. Всякая попытка в этом направлении должна
пресекаться самымрешительным образом, в крайнем случае силой оружия.
Боевые корабли разделяются на классы,подклассы, ранги.
Морские рейдовые суда обеспеченияподразделяются только на классы.
Современная классификация кораблей по классам и подклассам
объявленаприказом МО и ГК ВМФ.
Положения КУ распространяются на все военные корабли, катера и
шлюпки,носящие военно-морской флаг РФ, а также на корабли
специальногоназначения, морские и рейдовые суда обеспечения,
укомплектованныевоеннослужащими.
Требования КУ обязательны для всегоэкипажа корабля, в том числе
и для всех лиц,временно прибывающих на корабль.
Организация на морских и рейдовых судах обеспечения,
укомплектованныхрабочими и служащими, определяется «УСТАВОМ СЛУЖБЫ НА
СУДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯВМФ”.
Военнослужащие ВМФ по вопросам выполнения общих обязанностей
военнослужащих иих взаимоотношение с военнослужащими СА и при несении
службы наберегу обязаны руководствоваться уставами ВС. Командиры
соединений и кораблей на основе положений корабельногоустава могут
издаватьорганизационные приказы, детализирующие корабельную службу
применительно кособенностям корабля и местным условиям.
ВЫВОД: Не держаться устава, яко слепой стены, ибо там порядки
написаны, а времен и случаев НЕТ.
Основным документом определяющимвсе многообразные стороны
жизни и службы Л/С кораблей и судов, носящих
— 8 –
военно-морской флаг, являетсякорабельный устав.
Требования его обязательны для всех лиц, ступивших на
палубу корабля.
Устав — это содержание законов.
2. ПОВСЕДНЕВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯКОРАБЛЯ
ПОД КОРАБЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ПОСТРОЕНИЕЭКИПАЖА КОРАБЛЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЕГО
ЧЛЕНАМИ ВРАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ БОЕВОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Чтобы с наибольшей эффективностьюприменять оружие и использовать
техническиесредства корабля в бою и в повседневных условиях,
руководитьего личным составом, необходима четкая, тщательно
отработаннаякорабельная организация.
Корабельная организация предназначенаобеспечить:
1. Высокую боевую готовность оружия и технических средств и
корабля в целом.
2. Непрерывное и бдительное наблюдение заокружающей обстановкой
в целях предупреждения внезапных атак противника и обеспечения
безопасностиплавания корабля.
3. Непрерывное и нацеленное управление кораблем и его
подразделениями,четко взаимодействие подразделений в целях
эффективногоприменения оружия и использования технических средств.
4. Надежную связь с командованием и взаимодействующими силами,
бесперебойнуювнутрикорабельную связь.
5. Высокую живучесть корабля ибезопасность л/с.
Корабельная организация строится в соответствии с боевым
назначениемкорабля. Кроме того, она определяется ШТАТОМ КОРАБЛЯ — это
специальныйдокумент, в соответствии с которым каждый корабль
комплектуетсяличным составом.Штат корабля определяет организационную
структурукорабля (боевые части, службы, команды, отделения) и
устанавливаетчисленность его л/с по должностям, специальностям и
воинским званиям.
Штат корабля определяет должностные оклады офицеров, старшин,
— 9 –
матросов. На основании штата корабля определяются нормы снабжения
различнымивидами довольствия (техническим, вещевым, шкиперским,
продовольствием,финансовым и т.д.).
Весь л/с корабля составляет его экипаж.
Во главе корабля стоит КОМАНДИРКОРАБЛЯ, который является прямым
начальником всегол/с.
В помощь командиру корабля назначается СТАРШИЙ ПОМОЩНИК
КОМАНДИРА,являющийся первым заместителем командира корабля, помощник
командира по воспитательной и кадровой работе, и помощники,
определяющиесяштатом корабля.
В целях лучшего применения оружия и использования т.е. на
корабляхсоздаются боевые части и службы:
боевые части:
БЧ-1 — штурманская боевая часть.
БЧ-2 — ракетная (ракетно-артиллерийская)боевая часть.
БЧ-3 — минно-торпедная часть.
БЧ-4 — боевая часть связи.
БЧ-5 — электро-механическая боевая часть.
БЧ-6 — авиационная боевая часть.
БЧ-7 — боевая часть управления.
службы:
Р — радиотехническая служба.
Х — химическая служба.
М — медицинская служба.
С — служба снабжения.
Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля
подразделяются надивизионы, группы, башни, команды и отделения в
соответствии соштатом корабля.
Во главе БЧ (дивизионов, групп, башен, батарей) стоят их
командиры.
Во главе служб — начальники.
На кораблях 2,3 и 4 ранга на одного офицера может бытьвозложено
командованиедвумя или более боевыми частями или службами.
Первичными организационными подразделениями на корабле являются
ОТДЕЛЕНИЯ,которые объединяют л/с однородной специальности.Отделения,
как правило,создают для обслуживания БП.
Во главе отделения стоит командиротделения ( на ПЛ соответствует
— 10 –
в/зв ст.1 ст. ).
Отделения могут сводится в КОМАНДЫ, возглавляемые старшинами
команд ( на ПЛсоответствует в/зв гл.ст., чл.кор.ст., мичман).
На ДПЛ имеются команды: рулевых-сигнальщиков, торпедистов,
радиотелеграфистов,гидроакустиков, машинистов-трюмных, мотористов,
электриков.Состав команды — 1-3 отделения.
Команды и отделения могут сводиться в ГРУППЫ. На ДПЛ имеются
группы:электронавигационная, торпедная, моторная.
ЭНГ ТГ МГ
ЭНГ — команда р/с и отделения эл/шт.
ТГ — команда торпедистов и отд. эл/торпедных.
МГ — команды мотористов и электриков.
Во главе группы стоит офицер соответствующей специальности.
Командир группы — первичная офицерская должность на ПЛ.
ВЫВОД: Организация корабля строится в соответствии с его
боевым назначением и определяетсяштатом.
Боевые части и службы созданы длялучшего использования
оружия и технических средств, а также для удобства
управления на корабле.
3. БОЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОРАБЛЯ
Для ведения боя личный состав корабляраспределяется по командным
пунктам (КП) ибоевым постам (БП).
Распределение л/с по КП и БП производятсяв соответствии с доку-
ментом — табелемКОМАНДНЫХ ПУНКТОВ И БОЕВЫХ ПОСТОВ.
КП — это место, оборудованное средствами управления, откуда ко-
мандир руководитдействиями подчиненных ему подразделений, применением
оружия,использованием технических средств и борьбы за живучесть, а
такжеподдерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими БЧ
и службами.
— 11 –
КП командира корабля является ГЛАВНЫМКОМАНДНЫМ ПУНКТОМ (ГКП). На
кораблях 4 ранга,где один только командный пункт (КП).
Расположение и оборудование КП определяется при конструировании
корабля с такимрасчетом, чтобы с ГКП было удобнонаблюдать за обста-
новкой, управлятькораблем, его оружием и техническими средствами, а с
КП боевых частейи служб управлять оружием и техническими средствами
подразделения ируководить л/с.
На ПЛ в зависимости от ее положенияотносительно поверхности воды
ГКПрасполагается в ЦП (ПП) и БР (на перископе) находовом мостике
(НП).
На случай выхода из строя ГКП создается ЗАПАСНОЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ
(ЗКП),оборудованный дублирующими средствами управления и связи.
На определенных проектах кораблей длясбора, обработки и анализа
данных обстановки и своевременного доклада их командиру корабля
создаетсяцентральный пункт (ЦКП), который располагается внутри корпуса
корабля ивозлагается СПК.
Все КП на корабле имеют определенное наименование и порядковый
номер.
На ПЛ нумерация КП производится вкаждой БЧ (службе) по порядку
номеров с носа вкорму.
Каждый КП возглавляет офицер, занимающийопределенную командную
должность. На КПдля обслуживания технических средств расписываются
матросы и старшины. Для сокращенного обозначения КП в схемах,
расписаниях и т.п. установлен следующий порядок записи: в числителе
указываетсяобозначение КП, в знаменателе – номер БЧ или буква,
обозначающаяслужбы, например:
КП
— — КП штурманской боевой части
I
КП
— — КП медицинской службы и т.д.
М
Сокращенное обозначение КП накрашивается в помещении, где он
расположен.
БП — это место на корабле с находящимися на нем оружием и
техническимисредствами, имеющими определенное боевое значение, где
л/с использует иобслуживает их. БП возглавляет командир БП.