Понятие и
особенности административно-правовых отношений
Понятие и особенности
административно-правовых отношений. Как соотносятся понятия «субъект
административного права» и субъект административно-правовых отношений». Как
следует понимать «вертикальность» и «горизонтальность» административных
правоотношений?
Понятие и
особенности административно-правовых отношений. Как соотносятся понятия
«субъект административного права» и субъект административно-правовых
отношений»?
Общая
характеристика правоотношения заключается в том, что оно представляет собой
обязательную форму индивидуально-волевых общественных отношений, подверженных
регулированию нормам права.
Правоотношение
выражает особую общественную связь между лицами – через их права и обязанности.
Простейшая
структура правоотношения выглядит так: праву покупателя соответствует
обязанность продавца передать ему вещь после оплаты ее стоимости.
Административно-правовые
отношения – это урегулированные нормами административного права общественные
отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Подводя итог
вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного
правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой
управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители
взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой.
Административно-правовые
отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и
полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой
деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на
поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и
права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в
центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и
общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках
иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых
отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере
государственной и общественной жизни – в сфере государственного управления.
Стоит отметить
также, что административные правоотношения характеризуются определенным
субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект
исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).
Иначе говоря,
несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут
участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без
которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в
административных отношениях как прямое действие властной природы
государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может
выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых
разнообразных административно-правовых отношений.
Административные
правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или
желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их
возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее
согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых
отношений.
Как указывалось
выше административно-правовые отношения возникают в сфере государственного
управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного
управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного
права.
Все
правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и
содержания правоотношения.
В содержании
административного правоотношения различаются две стороны: материальная
(поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и
обязанности).
Непосредственным
объектом административных правоотношений является волевое поведение человека,
его деяния.
Нормами
административного права точно определяется, между какими субъектами должны
возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так,
отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на
управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных
обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права
и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные
сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру,
должны направлять статистические данные, отчеты, справки.
Существующие в
административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в
судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же
права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном
порядке: субъектом управления, который был (является) стороной
административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной
власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие
участники отношений имеют право обжаловать такие решения.
Более того,
субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять
самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.
В частности,
они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не
присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного
принуждения.
Административным
установлен следующий порядок ответственности сторон административно-правовых
отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В
этом случае ответственность одной стороны не перед другой стороной
правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его
соответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы
(должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей
требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная
ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение
аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника
аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством
Российской Федерации).
Субъекта
административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации
административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей
участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды: а)
между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на
различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие
органы);
б) между
субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом
организационно-правовом уровне (например: 2 министерства, администрация 2-х
областей);
в) между
субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении
(ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.),
предприятиями и учреждениями;
г) между
субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном
подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по
вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между
субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного
самоуправления;
е) между
субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и
социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями
(коммерческие структуры и т.п.);
ж) между
субъектами исполнительной власти и гражданами.
Особенности
административно-правовых отношений:
обязанности и
права сторон данных отношений асимметричны, они связаны с деятельностью органов
государства и других субъектов исполнительной власти;
одной из сторон
в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти;
данные
отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
в случае
нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед
государством;
разрешение
споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
В содержании
административного правоотношения различаются две стороны:
– Материальная;
– юридическая.
По вопросу о
том, что является объектом правоотношения в юридической литературе существуют
разные мнения. Одни авторы в качестве единственного объекта любого
правоотношения признают действие, поведение людей; другие выделяют объект
имущественных отношений и объект неимущественных отношений.
Непосредственным
объектом административно-правовых отношений является волевое поведение
человека, его действия.
А через
управляемые деяния оказывается влияние на процессы, материальные предметы,
информацию.
Субъектом права
является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила
правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками:
– социальным;
– юридическим.
Как следует
понимать «вертикальность» и «горизонтальность» административных правоотношений?
Ёмкая
характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, не
исключает возможности их классификации по различным критериям.
Выделяют две
основные группы административно-правовых отношений:
Отношения,
непосредственно выражающие основную формулу управления воздействия “субъекта –
объекта”, в котором отчетливо проявляется властная природа
государственно-управленческой деятельности.
Отношения,
складывающиеся за рамками непосредственного управления воздействия на тот или
иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
К первым
относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены
формулой “команда – исполнение”. Это прежде всего отношения между вышестоящими
и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между исполнительными
органами и гражданами, несущими определенные административно-правовые
обязанности.
Вторые
возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют
своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на
объект.
II. Наиболее
значительный интерес представляет классификация административно-правовых
отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников.
В соответствии
с этим выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Общие черты
вертикальных административно-правовых отношений – это осуществление в их рамках
прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной
стороны.
Горизонтальными
административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны
фактически и юридически равноправны. Эти отношения, не являясь типичными для
сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как
вертикальные. К их числу относятся:
отношения,
предшествующие непосредственно управленческому воздействию. Они служат предпосылкой
вертикальных отношений, служат для создания условий, необходимых для принятия
одностороннего юридически властного решения. Это – связи, возникающие между
находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами;
отношения,
возникающие после осуществления непосредственно управленческого воздействия с
целью создания условий для эффективной реакции принятого в одностороннем
порядке юридически властного решения.
Вертикальными
признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового
регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности
субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они
возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает
соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган
государственного управления).
Итак,
горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках
которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует
юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие
отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по
сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить
действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения,
соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.
Задача
На основании
закона «О воинской обязанности и военной службе» Президент РФ издал Указ об
очередном призыве на действительную военную службу и об увольнении в запас
военнослужащих, отслуживших сроки военной службы. Районные и городские военные
комиссариаты установили своими приказами точные сроки явки граждан, приписанных
к призывным участкам.
Какие
юридические факты лежат в основе возникших правоотношений? Каковы природа и
особенности данных правоотношений?
Юридические
факты – обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы
между сторонами должны возникнуть конкретные правоотношения. В данном случае в
качестве юридических фактов выступали действия. Действия является результатом
активного волеизъявления субъекта, в данном случае – указ Президента.
Природа и
особенности данных правоотношений:
Отношения между
Президентом и районными и городскими комиссариатами носят вертикальный характер.
Описанные выше
правоотношения носят властный характер.
Список
литературы
Конституция
Российской Федерации. Принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года.
Административное
право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.
1996г.
Административное
право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М. 1996г.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.tarasei.narod.ru/