–PAGE_BREAK–1.2. Роль иностранных инвестиций в экономике.
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью.
Они обусловлены:
а) международным разделением труда;
б) развитием международных связей;
в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство
Иностранные инвестиции способствуют:[4]
1) ускорению экономического и технического прогресса;
2) внедрению новых форм управления;
3) обновлению и модернизации производственного аппарата;
4) активизации конкуренции;
5) развитию малого и среднего бизнеса;
6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
7) расширению экспортного потенциала страны;
8) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
9) повышению конкурентоспособности отечественного производства;
10) решению проблем реформирования экономики.
1.3. Понятие инвестиционного климата.
Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса.
Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом.
Оцeнкa инвecтициoннoгo климaтa ocнoвывaeтcя нa aнaлизe фaктopoв, oпpeдeляющиx инвecтициoнный климaт cпocoбcтвyющиx экoнoмичecкoмy pocтy. Обычнo для этoгo пpимeняютcя выxoдныe пapaмeтpы инвecтициoннoгo климaтa в cтpaнe (пpитoк и oттoк кaпитaлa, ypoвeнь инфляции и пpoцeнтныx cтaвoк, дoля cбepeжeний в ВВП), a тaкжe вxoдныe пapaмeтpы, oпpeдeляющиe знaчeниe выxoдныx и xapaктepизyющиe пoтeнциaл пo ocвoeнию инвecтиций и pиcк иx peaлизaции. К ним oтнocятcя:
· пpиpoдныe pecypcы и cocтoяниe экoнoмики;
· кaчecтвo paбoчeй cилы;
· ypoвeнь paзвития и дocтyпнocть oбъeктoв инфpacтpyктypы;
· пoлитичecкaя cтaбильнocть и пpeдcкaзyeмocть;
· мaкpoэкoнoмичecкaя cтaбильнocть;
· кaчecтвo гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния;
· peгyлиpoвaниe экoнoмичecкoй жизни;
· ypoвeнь coблюдeния зaкoннocти и пpaвoпopядкa;
· зaщитa пpaв coбcтвeннocти;
· oбязaтeльнocть пapтнepoв пpи иcпoлнeнии кoнтpaктoв;
· кaчecтвo нaлoгoвoй cиcтeмы и ypoвeнь нaлoгoвoгo бpeмeни;
· кaчecтвo бaнкoвcкoй cиcтeмы, дocтyпнocть кpeдитoвaния;
· oткpытocть экoнoмики, пpaвилa тopгoвли c зapyбeжными cтpaнaми;
· aдминиcтpaтивныe, тexничecкиe, инфopмaциoнныe и дpyгиe бapьepы выxoдa нa pынoк;
· ypoвeнь мoнoпoлизмa в экoнoмикe.
Нaибoлee cyщecтвeнныe фaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Рoccии:
1. Мaкpoэкoнoмикa.
2. Сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa.
3. Гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe и экoнoмичecкaя пoлитикa.
4. Интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть.
5. Зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa.
6. Сoблюдeниe oбязaтeльcтв пo кoнтpaктaм.
7. Пpecтyпнocть и кoppyпция.
8. Нaлoги.
9. Бaнкoвcкaя cиcтeмa.
10. Вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa.
11. Пoлитикa мecтныx влacтeй.
12. Рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.
Указанные факторы могут оказывать как стимулирующее так и тормозящее воздействие на инвестиционную деятельность. Так, сокращение реального объёма ВВП сказывается на промышленном производстве, вызывает, как правило, его спад, нестабильное состояние экономики в стране в целом и вследствие этого — снижение инвестиционной активности.
Высокий уровень инфляции отрицательно влияет на инвестиционные возможности предприятий, т.к. происходит обесценивание амортизации, рост реальной ставки налогообложения прибыли. Инфляция приводит также к необходимости увеличения заработной платы работникам и к росту потребностей в оборотных фондах. В результате сужаются возможности инвестирования за счёт собственных средств предприятий. Высокие процентные и налоговые ставки ухудшают условия инвестирования в реальный сектор. Инвестиционная деятельность активно развивается в условиях роста ВВП, низкого уровня инфляции, низких процентных ставок и увеличения сбережений населения. В последние годы в нашей стране наметились тенденции к улучшению инвестиционного климата — достигнута политическая стабильность, происходит рост ВВП и промышленного производства, снизился уровень инфляции, принят ряд законодательных актов, обеспечивающих активизацию инвестиционного процесса, проведена налоговая реформа и др. Все это привело к существенному увеличению объема инвестиций в России в последние 8 лет. Однако в 2009 году темп роста иностранных инвестиций в РФ значительно замедлился, что объясняется разрастающимся мировым экономическим кризисом.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Государственное регулирование иностранных инвестиций в России.2.1. Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ.
Правовое регулирование любых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иных ключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию «иностранная инвестиция» Определение этой категории имеет большое теоретическое и практическое значение. В частности, для лица, осуществляющего инвестиции, всегда важно заранее знать, будут ли его действия, например, приобретение акций и облигаций, приобретение или предоставление имущества, рассматриваться как инвестиции. В свою очередь государство, признавая то или иное лицо иностранным инвестором, тем самым признает его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.
Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ).
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
В этом ФЗ приведены определения таким понятиям как:
·иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;
·иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ.
·прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
·инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
·срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;
·реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;
·совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.
Также закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль и условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Основные гарантии:
ü гарантия правовой защиты деятельности;
ü гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
ü гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
ü гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
ü гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
ü гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
ü гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
ü гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
ü гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
ü гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
ü гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;
Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).
Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.
Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ стал новый Федеральный закон т 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничил участие иностранцев в 42 секторов экономики.
В соответствии с данным законом иностранный инвестор будет обязан получить разрешение у властей РФ, если в результате сделки станет владельцем более 50 процентов акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, и 10 и более процентов акций стратегического предприятия, использующего недра федерального значения.
Иностранные государства, международные организации и принадлежащие им компаниям будет согласовывать сделку, если они будут контролировать более 25 процентов акций стратегического предприятия, и более пяти процентов акций компании, работающей на участках недр федерального значения. Закон предусматривает, что он не распространяется на уже совершенные сделки, однако иностранцы все же должны будут в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу проинформировать власти РФ о владении пяти и более процентами акций стратегического предприятия.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Административный аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008 с изм. и доп., вступившими в силу с 10.01.2009) «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Правительство Российской Федерации:
·определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
·определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
·утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
·разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
·привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
·осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
·осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
Согласно статье 24 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
2.3. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в РФ.
В России создан инвестиционный климат, который является одним из лучших в мире. Такое мнение высказал 20.05.2008 глава представительства Еврокомиссии в РФ Марк Франко, выступая на конференции «Россия в мировой экономике» организованной Ассоциацией европейского бизнеса в РФ.[5] «Последние годы экономика России неуклонно растет и показывает очень хорошие результаты», — отметил Франко. – «Россия становится более интегрированной в мировую экономику и играет активную роль на международной арене». «Перед Москвой стоит очень важная задача модернизации и диверсификации экономики, — добавил глава представительства. — Решение этой задачи невозможно без увеличения прямых иностранных инвестиций, в том числе и из стран ЕС». «Только в этом случае Россия сможет в полной мере использовать свои огромные трудовой и интеллектуальные резервы», — указал Франко. «Товарооборот и уровень прямых инвестиций между ЕС и Россией неуклонно растет, это происходит потому, что в России создан, пожалуй, один лучших инвестиционных климатов в мире», — констатировал он. – «Но, к сожалению, основные потоки европейских инвестиций сконцентрированы на топливно-энергетической, торговой и строительной сферах, рост инвестиций в высокотехнологичное производство заметно снижен, хотя именно эта сфера является ключевой для модернизации экономики». «Россия находится на периферии международных потоков капитала, — отметил глава представительства. – «Европейские инвестиции в Россию могли бы быть на порядок больше, здесь сохраняется огромный потенциал». «Необходимо, чтобы Россия скорее стала членом такой важной международной организации, как ВТО, что необходимо для дальнейшего устойчивого развития страны», — цитирует ПРАЙМ-ТАСС слова Франко.[6]
2.3.1. Общая характеристика инвестиционного климата и основные тенденции Российской экономики.[7]
После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI-го века, Россию можно отнести к группе «стран с развивающейся экономикой», в которую входят Россия, Индия, Бразилия и Китай.[8] В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.[9]
В целом за 1999—2007 гг. рост ВВП составил 83 %, промышленности — 75,4 % (в марте 2008 года Росстат уточнил данные о росте промышленности в 2004—2006 годах: в 2004 году рост составил 8,0 % (ранее давалась оценка в 8,3 %), 2005 году — 5,1 % (4,0 %), 2006 году — 6,3 % (3,9 %), сельского хозяйства — 39,7 %. В результате в 2007 году ВВП страны составил 101 % от уровня 1989 года, промышленное производство — 83 % (в 1990 году промышленное производство по сравнению с 1989 годом составило 99,9 %, в 1991—2004 сократилось ещё на 30 %, в 2005—2007 выросло на 18,8 %), сельскохозяйственное производство — 75 %.
Так, по данным Росстата в 2007 году сектор услуг составлял 58 % ВВП (по данным сборника «Россия в цифрах 2008» непроизводственная сфера обеспечивает также 60,9 % занятости), в том числе:
торговля — 20,2 %;
гостиницы и рестораны — 0,9 %;
транспорт и связь — 9,2 %;
финансовая деятельность — 4,6 %;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 10,1 %;
государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение — 5,1 %;
образование — 2,7 %;
здравоохранение и предоставление социальных услуг — 3,3 %;
прочие услуги — 1,9 %.
Промышленность и сельское хозяйство в 2007 году обеспечили 42 % ВВП, в том числе:
сельское хозяйство — 4,4 %;
рыболовство, рыбоводство — 0,3 %;
добывающая промышленность — 10,1 %;
обрабатывающая промышленность — 18,5 %;
электроэнергетика — 3,0 %;
строительство — 5,7 %.
Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В 2007—2008 годах очень высокие темы роста демонстрируют: строительство и производство строительных материалов, производство транспортных средств (за счет открытия сборочных производств иностранных автоконцернов и увеличения производства подвижного состава для РЖД), производство механического оборудования (в первую очередь за счет выпуска турбин).
Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет первое-второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Крупные месторождения угля имеются в Республике Коми, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Россия также богата железной рудой, бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком. Многие из этих ресурсов находятся в Сибири, где большие расстояния, слабая населённость, суровый климат и многолетняя мерзлота создают значительные трудности для экономически эффективной добычи и транспортировки сырья к местам переработки и потребления. Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири; гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность — в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, лёгкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Чернозёмный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.
Объём российского ВВП в 2007 году составил 32987,4 млрд рублей. По ППС ВВП России в 2005 г. составлял только 13,7 % от американского (данные глобального раунда сопоставления ВВП), но уже в 2007 г. увеличился до 15,1 % (прирост ВВП России в 2006 году — 7,4 %, в 2007 году — 8,1 %, США — 2,9 % и 2,2 %, соответственно), а по паритету покупательной способности — 2,1 трлн долларов (ВВП США по ППС в 2007 г. составил 13,86 трлн долларов, что на душу населения даёт показатель в 32,2 % от американского (в 2005 г. — 28,5 %). По ВВП (ППС) в 2007 г. российская экономика была на 7-м месте в мире (доля 3,2 %). В четвёртом квартале 2007 года российской экономикой показан рекордный прирост ВВП, составивший 9,5 % в годовом выражении.
Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил 8,1 %, а промышленного производства — 6,3, инфляция за год — 11,9 %. Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 г. составил (в фактически действовавших ценах) 578,9 млрд.долларов США (123,7 % к 2007 году), в том числе экспорт — 355,5 млрд.долларов (117,1 % к 2007 году), импорт — 223,4 млрд долларов (136,0 % к 2007 году. Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару — 14,15 %, к евро — 4,2 %).
Результаты российской экономики в 2007 году продемонстрировали ускорение роста по отношению к 2005—2006 годам. При этом ускорение происходило на фоне снижения влияния топливно-энергетического сектора на экономику, то есть рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы (хотя их влияние ещё высоко), а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3.2. Замедление экономического роста в 2008 году.[10]
В 2008 году валовый внутренний продукт за первые три квартала составил 30759,8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 % в реальном исчислении.
При сохранении в целом относительно высоких темпов экономического развития, начиная с середины II квартала отмечается постепенное замедление экономического роста.
Общеэкономическая динамика складывается под влиянием сохраняющихся высоких темпов потребительского спроса при замедлении роста промышленного производства (прежде всего обрабатывающих производств), инвестиций в основной капитал и заметном снижении помесячных темпов роста строительства.
Ухудшение внешних конъюнктурных условий из-за снижения цен на нефть и продолжающегося замедления роста мировой экономики в целом еще не отразилось на развитии внешней торговли России. Экспорт товаров, по оценке Банка России, в январе-сентябре 2008 г. составил 372 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,5 раза (в январе-сентябре 2007 г. — на 9,5 процента). Доли стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме экспорта России в январе-сентябре 2008 г. сохранились практически на уровне аналогичного периода 2007 года и составили соответственно 84,7% и 15,3 процента. Темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ были близки — 151,9% и 150,8% (в январе-сентябре 2007 г. – 109,5% и 117,7% соответственно). Ускоренный рост экспорта был обусловлен ростом цен на основные товары российского экспорта.
Наиболее существенными причинами замедления инвестиционной и строительной динамики являются прежде всего увеличение оттока капитала из частного сектора и сдержанность финансовой системы в кредитовании реального сектора экономики. В наибольшей степени это проявилось в сентябре 2008 года. Так, значительно возросла стоимость заемных средств и сократились сроки предоставления кредитов. Ряд крупнейших банков приостанавливают финансирование строительства объектов из-за возрастания рисков значительного изменения цен на рынке недвижимости. Это может повлечь дальнейшее замедление темпов роста инвестиций к концу 2008 года и, в особенности, в строительном сегменте.
После июньского спада в июле произошло некоторое ускорение роста промышленного производства. Однако с августа продолжилось помесячное замедление роста промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющих.
На фоне продолжающегося снижения цен на плодоовощную продукцию и наблюдаемого снижения цен на бензин, рост общего уровня потребительских цен в сентябре текущего года был достаточно существенным. Индекс потребительских цен увеличился на 0,8%. относительно августа 2008 года, а за период с начала года накопленная инфляция составила 10,6 процента.
2.3.3. Иностранные инвестиции в РФ в 2007 году.[11]
По состоянию на конец 2007г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд.долларов США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2006 года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 50,2% (на конец 2006г. — 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных — 3,1% (3,4%).
Основные страны-инвесторы в 2007г. — Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых — 84,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В 2007г. в экономику России поступило 120,9 млрд.долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. Объеминвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007г. составил 32,1 млрд.долларов. В 2007г. из России за рубеж направлено 74,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 43,6% больше, чем в 2006 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 58,5 млрд.долларов, или на 29,4% больше, чем в 2006 году.
Более подробная статистка отражена в Приложении 1.
2.3.4. Иностранные инвестиции в РФ в 2008 году.[12]
По состоянию на конец сентября 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 50,7% (на конец сентября 2007г. — 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных — 2,4% (2,1%).
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2008г. — Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В январе-сентябре 2008г. в экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре 2007 года. Объеминвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2008г. составил 52,7 млрд.долларов. В январе-сентябре 2008г. из России за рубеж направлено 91,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 68,6% больше, чем в январе-сентябре 2007года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 81,5 млрд.долларов, или на 96,9% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.
Более подробная статистка отражена в Приложении 2.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3.5 Иностранные инвестиции в 2009 году.
Росстат сообщает, что на конец сентября 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил $262,4 млрд, что на 4,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Большую часть занимают инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 55,7% (на конец сентября 2008г. — 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных — 4,6% (2,4%).
Иностранные инвестиции в Россию в январе-сентябре 2009 г поступили на сумму 54,738 млрд долл, что на 27,8 % меньше их притока в аналогичном периоде прошлого года. Об этом свидетельствует Росстат.
Прямые инвестиции за январь-сентябрь 2009 г поступили в страну на сумму 9,975 млрд долл, что на 48,1 % меньше по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. Объем портфельных инвестиций за 9 месяцев составил 1,019 млрд долл – на 21,4 % ниже, чем за тот же период годом ранее. Прочие инвестиции поступили на сумму 43,744 млрд долл – на 20,9 % меньше по сравнению с притоком годом ранее.
Таким образом, в общей структуре притока иностранных инвестиций в Россию в январе-сентябре 2009 г 79,9 % составляли прочие инвестиции, 18,2 % — прямые инвестиции и 1,9 % — портфельные инвестиции.
Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец сентября 2009 г равнялась 262 млрд 394 млн долл, что на 4,4 % больше по сравнению с суммой на конец сентября 2008 г. Из общей суммы 104 млрд 101 млн долл /39,7 %/ составляли прямые инвестиции, 12 млрд 136 млн долл /4,6 %/ — портфельные и 146 млрд 157 млн долл /55,7 %/ — прочие.
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, в январе-сентябре 2009 г составил 50,6 млрд долл — на 5,3 % больше, чем в январе-сентябре 2008 г.
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Нидерланды, Кипр и Люксембург, на долю которых приходится соответственно 18,8 %, 17,9 % и 14,5 % всех накопленных инвестиций в страну. В первую десятку крупнейших инвесторов входят далее Великобритания /9,8 %/, Германия /7,6 %/, Ирландия /3,5 %/, Франция /3,2 %/, США /2,9 %/, Виргинские острова /2,8 %/, Япония /2,7 %/.
По видам экономической деятельности поступившие в январе-сентябре 2009 г иностранные инвестиции в РФ распределялись следующим образом. На сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники приходилось 16,277 млрд долл; обрабатывающие производства — 15,029 млрд долл, транспорт и связь – 8,512 млрд долл; добычу полезных ископаемых – 5,715 млрд долл; операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг – 5,593 млрд долл; финансовую деятельность – 1,971 млрд долл; строительство – 728 млн долл; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 386 млн долл; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 277 млн долл, гостиничный и ресторанный бизнес – 123 млн долл.
Общая сумма накопленных инвестиций из России за рубежом на конец сентября 2009 г составляла 65,562 млрд долл. В структуре накопленных российских инвестиций за рубежом 43,816 млрд долл составляли прямые инвестиции, 2,534 млрд долл — портфельные и 19,212 млрд долл — прочие. Крупнейшими получателями российских инвестиций являются Кипр, Нидерланды и США, на долю которых приходится соответственно 26,1 %, 20,7 % и 9,4 % всех накопленных инвестиций из РФ за рубежом.
Объем направленных в январе-сентябре 2009 г инвестиций из России за рубеж составил 70 млрд долл, что на 23,4 % меньше по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. Объем погашенных в отчетный период инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, равнялся 61,7 млрд долл – на 24,3 % меньше, чем за январь-сентябрь 2008 г.
Заключение
В современных условиях инвестиции становятся важнейшим стратегическим ресурсом развития промышленного производства, что обуславливается их особой ролью в экономике и противоречиями, складывающимися между необходимостью развития промышленного комплекса и существующими условиями и возможностями привлечения инвестиционных ресурсов для этих целей.
В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Последние федеральные законодательные акты зачастую направлены на ограничение иностранных инвестиций, что, впрочем можно расценивать как протекционистские меры для отечественных инвесторов.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства.
Безусловно мировой экономический кризис также негативно сказывается на уровне иностранных инвестиций в РФ. Замедление темпов роста российской экономики портят инвестиционный климат.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – это самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны.[13]
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику России, можно сделать следующие выводы:
1. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения.
2. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.
·3. В сложных условиях мирового экономического кризиса нужно сделать всё возможное чтобы не допустить масштабной экономической рецессии и разумно распорядиться всем имеющимся в стране капиталом, включая иностранный. Автор работы видит наиболее рациональное применение капитала в его вложении в сельское хозяйство, наукоёмкое производство и восстановление инфраструктуры в стране.
4. Можно говорить о формировании новой тенденции в структуре основных государств, инвестирующих капитал в Россию. Новая группа лидеров включает в себя одну высокоразвитую страну (Великобритания), одну развитую (Нидерланды) и два государства, предоставляющие инвесторам льготные условия налогообложения (Люксембург и Кипр).
5. Анализ показал, что остро стоит проблема отраслевого «перекоса» привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы в России ориентируются на вложения в отрасли, обеспечивающие гарантированный экспорт или быстрый оборот вложенных средств (нефтедобыча, добыча других природных ресурсов, торговля и общественное питание, пищевая промышленность). Зарубежные инвестиции не идут в те отрасли, которые наиболее нуждаются в них, и являются приоритетными для развития экономики России (сельское хозяйство, машиностроение, производственная инфраструктура). Очевиден существенный пробел в современной инвестиционной политике Российской Федерации, выражающейся в отсутствии четких приоритетов в вопросах привлечения и стимулирования капиталовложений в высокотехнологические отрасли, которые сегодня являются главной движущей силой мировой экономики.
Традиционно около трети всех капиталов приходило из стран и территорий с оффшорными режимами. Проблемой остается региональный дисбаланс инвестиций, что связано со значительной дифференциацией регионов по уровню инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Иностранный инвестор присутствует в тех регионах страны, в которых сосредоточены отечественные финансовые ресурсы (г. Москва – лидер по привлеченным инвестициям, г. Санкт-Петербург), которые обладают значительными запасами сырья (Тюменская, Сахалинская области, Красноярский край), имеют развитую инфраструктуру и сравнительно высокую платежеспособность населения (Свердловская, Челябинская, Омская области).
Таким образом, проведенный на основе теоретических разработок и анализа статистической информации анализ показал необходимость совершенствования инвестиционной политики России, так как положительные стороны иностранных инвестиций значительно превосходят отрицательные.
продолжение
–PAGE_BREAK–