Введение
Под защитой информации принятопонимать использование различных средств и методов, принятие мер иосуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежностипередаваемой, хранимой и обрабатываемой информации.
Предотвращение несанкционированногодоступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационныхсетях государственного и военного управления, к информации национальных имеждународных правоохранительных организаций, ведущих борьбу странснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, атакже в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасностиглобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется все большеевнимание на самых различных уровнях – и государственном, и коммерческом.
Проблемы, связанные с повышениембезопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми ивзаимосвязанными. Они требуют постоянного, неослабевающего внимания со стороныгосударства и общества.
Правовая защита – это специальные законы,другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия,обеспечивающие защиту информации на правовой основе (межгосударственная защита;защита на уровне государства; на уровне предприятия.
Правовая защита информациикак ресурса признана на международном, государственном уровнеи определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями иреализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. Нагосударственном уровне правовая защита регулируется государственными иведомственными актами. В нашей стране такими правилами (актами, нормами)являются Конституция, законы Российской Федерации, Указы, Постановления,гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующихкодексах.
1. Понятие и сущность правовой защитыинформации
Современный этап развития системыобеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуетсяпереходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированнойзащищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:
· конституционные права и свободыграждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;
· необходимый уровень безопасностиинформации, подлежащей защите;
· защищенность систем формирования ииспользования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачиинформации).
Ключевым моментом политикигосударства в данной области является осознание необходимости защиты любыхинформационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение скоторыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иномулицу.
Основные задачи государственнойсистемы защиты информации:
• проведение единой техническойполитики, организация и координация работ по защите информации в оборонной,экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;
• исключение или существенноезатруднение добывания информации техническими средствами разведки, а такжепредотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа кней, предупреждение преднамеренных специальных программно-техническихвоздействий на информацию с целью ее разрушения, уничтожения, искажения илиблокирования в процессе обработки, передачи и хранения;
• принятие в пределах компетенциинормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;
• общая организация сил, созданиесредств защиты информации и средств контроля эффективности ее защиты;
• контроль за проведением работ позащите информации в органах государственного управления, объединениях, напредприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности);
• анализ состояния государственнойсистемы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;
• определение приоритетныхнаправления государственной системы защиты информации;
• нормативно-методическое иинформационное обеспечение работ по защите информации.
Законодательство РоссийскойФедерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «Обезопасности» и «О государственной тайне».
Понятие государственной тайныопределено в Законе «О государственной тайне» как «защищаемые государствомсведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»(ст. 2) [10].
Перечень сведений, составляющихгосударственную тайну, определяется Законом «О государственной тайне» (РазделII), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственнойтайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.
Перечень сведений, отнесенных кгосударственной тайне в РФ –
сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства,распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ; а такженаименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций наделенныхполномочиями по распоряжению этими сведениями.
На распространение таких сведенийгосударством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) илизаблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведенийформирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).
Система защиты государственнойтайны – в РФ – совокупность органов защиты государственной тайны, используемыхими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и ихносителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Закон закрепил создание рядаорганов в области защиты государственной тайны, ввел институт должностных лиц,наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, содновременным возложением на них персональной ответственности за деятельностьпо защите государственной тайны в сфере их ведения.
К органам защиты государственнойтайны относятся:
– Межведомственная комиссияпо защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующимдеятельность органов государственной власти по защите государственной тайны винтересах разработки и выполнения государственных программ нормативных иметодических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РоссийскойФедерации о государственной тайне.
/>/>– федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная службабезопасности), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вобласти обороны (Министерство обороны), федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в области внешней разведки (служба внешней разведки),федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в областипротиводействия техническим разведкам и технической защиты информации, и ихтерриториальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю(ФСТЭК России));
/>– органыгосударственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурныеподразделения по защите государственной тайны.2. Нормативно-правовыеосновы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации
Важным направлением обеспеченияинформационной безопасности Российской Федерации является совершенствование ееправового обеспечения. Правовое обеспечение информационной безопасностиРоссийской Федерации представляет собой систему правового регулированияобщественных отношений в области противодействия угрозам национальным интересамРоссийской Федерации в информационной сфере [6].
Правовое обеспечениеинформационной безопасности Российской Федерации включает согласованную системунормативных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а такжесогласованную деятельность органов государственной власти по их развитию исовершенствованию.
В РоссийскойФедерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасностиотносятся]:
· Международные договорыРФ;
· Акты федеральногозаконодательства:
o Конституция РФ;
o Законы федеральногоуровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
o Указы Президента РФ;
o Постановленияправительства РФ;
o Нормативные правовыеакты федеральных министерств и ведомств;
o Нормативные правовыеакты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д.
Правовое обеспечениеинформационной безопасности Российской Федерации имеет целью создание системыправовых механизмов, обеспечивающих эффективное противодействие угрозамнациональным интересам Российской Федерации в информационной сфере.
Правовое обеспечение формируетсяпутем разработки концепций совершенствования правовых механизмовпротиводействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации поотдельным направлениям этой деятельности, развития законодательства и системыиных нормативных правовых актов РФ, базирующихся на установленных КонституциейРФ разделении властей и разграничении предметов ведения между РоссийскойФедерацией и ее субъектами, заключения Российской Федерацией международных договоров.
Система правовых механизмовобеспечения информационной безопасности должна строиться на основе принципов:баланса интересов граждан, общества и государства; комплексности правовогорегулирования общественных отношений в области достижения национальныхинтересов Российской Федерации в информационной сфере и противодействия угрозамэтим интересам; согласования деятельности федеральных органов государственнойвласти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации посовершенствованию правового обеспечения информационной безопасности; разумногопривлечения общественных организаций к контролю деятельности государства пообеспечению информационной безопасности Российской Федерации.
Отношения СМИ и государствабазируются на принципе свободы СМИ. Правовое регулирование деятельности СМИдопускается постольку, поскольку это необходимо в демократическом обществе. Органыгосударственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечиватьгласность своей деятельности через открытость информации о своей работе ипринимаемых решениях. Исключительные случаи отказа или отсрочки в представлениитакой информации устанавливаются законом [9].
Государство, его органы, иныеучреждения, организации, предприятия и лица не могут обладать монополией наСМИ, издательско-полиграфические мощности и системы распространения СМИ.
Институт аккредитации существуетдля создания благоприятных условий деятельности журналистов. Порядок аккредитациикорреспондентов СМИ при государственных органах, организациях, учрежденияхдолжен быть единым и устанавливаться законом.
Свобода информации и свободавыражения мнения могут быть ограничены только законом. Эти ограничения должныбыть четко сформулированными и признаваться необходимыми для защиты основконституционного строя, обеспечения безопасности государства, нравственности,прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В демократическом обществедеятельность органов государственной власти и управления является предметомповышенного внимания, в первую очередь со стороны СМИ. Критика в отношениигосударственных деятелей и других общественных фигур допускается в значительнобольшей степени, чем в отношении частных лиц.
Государство не вправе создаватьструктуры, в задачи которых входит контроль за деятельностью СМИ. Контроль засоблюдением законодательства в сфере деятельности СМИ осуществляется на общихоснованиях.
Правовые споры, связанные сдеятельностью СМИ, разрешаются судами общегражданской юрисдикции. Споры,связанные с экономической деятельностью редакций СМИ, рассматриваютсяхозяйственными судами. Ответственность за злоупотребление свободой СМИ несуткак редактор СМИ, так и журналисты.
Ответственность должностных лиц заущемление свободы СМИ устанавливается гражданским, административным и уголовнымзаконодательством.
Порядок опровержения сведений, не соответствующих действительности, и основаниядля отказа в опровержении таких сведений устанавливаются законом.
Иски о возмещении моральноговреда, причиненного распространением продукции средств массовой информации,облагаются государственной пошлиной на общих основаниях и могут подаваться втечение одного года с момента опубликования сведений, ставших предметом иска.Опубликование опровержения дает суду основание для уменьшения размеравозмещения морального вреда или полного освобождения от него. 3. Практическое задание
Исследовательский центр«Инициатива провёл опрос общественного мнения по проблемам удовлетворённостинаселения торговым обслуживанием. Результаты данного опроса были опубликованы вИнтернете и в ряде печатных СМИ.
Учитывая интерес к даннойинформации, ряд печатных СМИ и информационных агентств, политиков и экспертовстали использовать данную информацию в своих публикациях. Узнав об этих фактах,центр «Инициатива» потребовал от лиц, распространяющих данную информацию,указывать себя в качестве источника такой информации. Укажите, правомерны литребования центра «Инициатива». Раскройте общие нормы защиты правправообладателей при общедоступном использовании их информации.
Требования центра «Инициатива»правомерны. Опрос общественного мнения имеет текущий, актуальный характер и таккак результаты данного опроса были опубликованы в Интернете и в ряде печатныхСМИ, они подпадают под действие подпункта 3 пункта 1 ст. 1274Гражданского кодекса РФ «Свободное использование произведения в информационных,научных, учебных или культурных целях» в соответствие с которой «допускаетсябез согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, нос обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, иисточника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или покабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим,политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфирпроизведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение илисообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем»[5].
Заключение
Государственная тайна естьисключение из свободного обращения информации. Институт государственной тайны ився технология ее оборота – суть функция государства по отношению к обществу иличности.
Система защиты (охраны)государственной тайны построена для того, чтобы эта тайна не стала достояниемкак внешних противников Российской Федерации, так и враждебных элементов внутриРоссийской Федерации. В этом выражается понимание государственной тайны какфункции государства по отношению к обществу и личности.
Целями законодательства огосударственной тайне являются фиксирование критериев отнесения к ней тех илииных сведений, критериев рассекречивания, а также детальное регулированиеобращения таких сведений.
В целом, нынешняя конструкциязаконодательства о государственной тайне не противоречит заявленным целям(упоминание в Конституции РФ, основанный на нем рамочный закон «Огосударственной тайне», законы и подзаконные акты, конкретизирующие положенияпервых двух).
Законодательство о государственнойтайне объективно носит межотраслевой характер и вправе называтьсягосударственным (общеправовым). Административное право и соответствующийадминистративно-правовой режим играют наиболее заметную роль в регулированииобращения государственной тайны.
Взаимоотношения государства и СМИвсегда были довольно тонкой деликатной проблемой. В условиях современной Россииона из плоских взаимоотношений государства и СМИ, преодолевая идеологическиедогмы, в конечном итоге переходит в правовое поле, естественно, требуя четкогоюридического обоснования.
Отношения СМИ, государства иобщества характеризуются подвижностью: правила игры периодически меняются,расклад сило на медиаполе постоянно меняется и т.д.
Библиографический список литературы
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Часть четвёртая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ (вред. от 17.07.2009).
3. Федеральный закон Российской Федерации«Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля2006 г. №149-ФЗ».
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-I«О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. №180-ФЗ).
5. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарийк части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации (Постатейный). – М.,2007.
6. Гмурман, А.И. Информационнаябезопасность/ А.И. Гмурман – М.: «БИТ-М», 2004.
7. Государственная тайна как функциягосударства по отношению к обществу и личности. // Журнал «Право и безопасность». №1 (10) Март 2004.
8. Государственная тайна в РоссийскойФедерации». Изд. 2-е, под ред. М.А. Вуса – Спб.: Изд. Санкт-Петербургскогоуниверситета, 2000.
9. Илларионова Т.С. Власть ипресса. К истории правового регулирования отношений. – М., 1999.
10. Спектор Е.И. Комментарий кЗакону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). — М.: «Юстицинформ»,2006.