СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ…………………………………………………5
1.1 Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)…………………..5
1.2 Ставки налога на добычу полезных ископаемых, его значение для федерального бюджета…………………………………………………………..9
1.3 Поступление доходов в федеральный бюджет в 2010 году…………15
ГЛАВА 2. РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………….16
2.1 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе.18
2.2 Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях……………………………………………….………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Россия обладает значительной частью мировых разведанных запасов важнейших видов полезных ископаемых: алмазов, драгоценных и редких металлов, никеля, природного газа, нефти, угля. По общей стоимости добываемых из недр полезных ископаемых Российская Федерация стабильно занимает второе место в мире, суммарный ежегодный объем производства основных видов минерального сырья составляет более 150 млрд. долл. США.
В настоящее время Россия является не только одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья, но и его крупнейшим экспортером, незначительно отставая по объемам поставок углеводородного сырья на мировые рынки от Саудовской Аравии.
В последние годы минерально-сырьевой комплекс России обеспечивает около трети валового внутреннего продукта и 50 % доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счет экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа.
Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия, угольная промышленность.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.
Данный налог является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.
Налог на добычу полезных ископаемых – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.
Таким образом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства. Отсюда тема курсовой работы представляется актуальной.
Цель работы состоит в изучении российского налогообложения недропользователей и его роли в федеральном бюджете, а также в выработке предложений по совершенствованию механизма налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
– рассмотреть российское налогообложение добычи полезных ископаемых и его федеральный бюджет;
– проанализировать налоговые поступления в федеральный бюджет в том числе налог на добычу полезных ископаемых;
– разработать предложения по совершенствованию механизма налогообложения добычи полезных ископаемых.
В работе были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, определяющие как общие правила налогообложения предпринимательской деятельности, так и порядок налогообложения добычи полезных ископаемых.
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
1.1 Налог на добычу полезных ископаемых
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, подлежат обязательной постановке на учет по месту нахождения предоставленного участка недр в течение 30 дней после государственной регистрации.
При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в экономических зонах РФ, за пределами РФ на условиях аренды и международных договоров постановка на учет – по месту нахождения организации или физического лица. [1]
Объекты налогообложения:
полезные ископаемые:
добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр.
извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию.[2]
добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ
Не являются объектами налогообложения:
общераспространенные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых объектов, имеющих научное, культурное значение;[3]
извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и перерабатывающего производства; – дренажные подземные воды.
Видами добытого полезного ископаемого являются:
– антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
– торф;
– углеводородное сырье:
нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей настоящей статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки;[4]
газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее – попутный газ);
газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;
– товарные руды:
черных металлов (железо, марганец, хром);
цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);
редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий).
– полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);[5]
– горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);
– горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);
– битуминозные породы (за исключением указанных в подпункте 3 настоящего пункта);
– сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;[6]
– неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);
– кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);[7]
– природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
– концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;
– соль природная и чистый хлористый натрий;
– подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;[8]
– сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
Налоговая база:
– определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. [9]
1.2 Ставки налога на добычу полезных ископаемых, его значение для федерального бюджета
Ставки налога
Срок уплаты
– полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;
– попутный газ;
– подземных вод, содержащих полезные ископаемые ; – полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых;
-) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;[10]
– минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
– подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, садоводческих, огороднических и животноводческих объединений граждан;
-нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края;[11]
-сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях);
– нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн на участке недр (при соблюдении определенных условий);
– нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участке недр (при соблюдении определенных условий);[12]
– нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр (при соблюдении определенных условий);
0%
25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
калийные соли
3,8%
-торфа;
-угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;
-апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;
4,0%
– кондиционных руд черных металлов[13]
4,8%
-сырья радиоактивных металлов;горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);
-неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;
-соли природной и чистого хлористого натрия;
-подземных промышленных и термальных вод;нефелинов, бокситов
5,5%
-горнорудного неметаллического сырья;
-битуминозных пород;
-концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;
-иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки
6,0%
-концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);
-драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);
-кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья
6,5%
– минеральных вод
7,5%
-кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);
-редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;
-многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов;
-природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней
8,0%
-углеводородное сырье
16,0%
– при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья
17,5%
– при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья[14]
147 рублей за 1 000 кубический метр
нефть
419 рублей за 1 тонну добытой нефти
Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) подается плательщиками по окончании каждого налогового периода (месяца). Декларация по НДПИ сдается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларация по НДПИ включает в себя следующие пункты:
титульный лист;
раздел 1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика ;
раздел 2 Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога ;
раздел 3 Оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости . (Приложение)
При введении налога на добычу полезных ископаемых были отменены три налоговых платежа: плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.
Федеральным законом о бюджете на 2010год предусмотрено, что налог на добычу полезных ископаемых составил в 2010 году 45,96% федерального бюджета и обеспечит поступления в размере 3 194млрд рублей. Фактически за двенадцать месяцев в федеральный бюджет поступило 2 950 млрд рублей
Проектом Федерального закона о бюджете на 2011 год предусмотрено поступление по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 3 311 839 миллиона рублей в федеральный бюджеты, что составит 44% федерального бюджета.[15]
Приведенные цифры показывают значимость налога на добычу полезных ископаемых для бюджетной системы Российской Федерации.
Основной объем поступлений налога приходится на углеводородное сырье – нефть, газовый конденсат и природный газ, что предопределяет пристальное внимание к нефтегазовой отрасли. Три крупнейших нефтегазовых субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и Республика Татарстан – обеспечивают порядка 80% совокупных поступлений налога.
Действующий порядок определения объекта налогообложения не в полной мере учитывает ситуацию, когда в результате разработки месторождения получается ряд продуктов одного и того же вида полезного ископаемого.[16]
Кроме того, существует проблема определения стадии, на которой продукция будет признаваться добытым полезным ископаемым. [17]
Еще одной проблемой определения объекта налогообложения является выделение по газовому конденсату нескольких видов полезных ископаемых, облагаемых по разным налоговым ставкам в зависимости от типа месторождения углеводородного сырья, что ведет к неравенству налогообложения газового конденсата в зависимости только от статуса месторождения.
1.3 Поступление доходов в федеральный бюджет в 2010 году
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%)[18], налога на прибыль (6%), акцизы (3%) и остальные налоги и сборы (2%).
Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 2 950млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2009 году.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2010 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2010 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.
Задолженность по едином социальному налогу за 2009 год зачисляемого в федеральный бюджет в 2010 году составили 509,8 млрд. рублей Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году составили 1 176,6 млрд. рублей.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2010 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2009 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2010 году 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2009 года на 35%.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2010 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2010 году поступило в федеральный бюджет 2 950 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 750млрд. рублей, газа горючего природного – 920 млрд. рублей, газового конденсата – 280 млрд. рублей.[19]
По сравнению с 2009 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 267,7 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2009 году.[20]
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2010 году поступило 61,5 млрд. рублей, что на 17% меньше, чем в 2009 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году поступило 89,8 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2009 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2010 году поступило 162,2 млрд. рублей, что соответствует уровню 2009 года.
ГЛАВА 2. РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
В последнее время среди специалистов широко обсуждается вопрос об усилении рентной составляющей при налогообложении добычи полезных ископаемых (прежде всего нефти) и высказываются мнения о целесообразности дополнительного изъятия ренты, не зависящей от деятельности недропользователей. При этом предлагаются различные варианты механизма изъятия таких доходов. Часто выдвигаются достаточно “революционные” предложения, например введение налога на добычу нефти в размере 70 % рыночной стоимости добытой нефти, уменьшенной на нормативно и технологически обоснованные затраты. При этом не учитывается, что реализация подобного рода предложений может самым негативным образом отразиться на положении российского нефтяного сектора, который в настоящее обеспечивает значительную долю доходов бюджета. Нефтедобывающие предприятия будут в значительной степени лишены собственного инвестиционного потенциала и будут вынуждены перекладывать дополнительные налоги на внутренние цены на нефтепродукты. При этом возникнут серьезные проблемы с администрированием таких налогов, поскольку порядок их исчисления и контроль за их уплатой весьма затруднены.[21]
Логика изъятия ренты должна основываться на том, что если хозяйствующий субъект получает доход от использования природных ресурсов, часть которого не связана с его усилиями, то эта часть должна изыматься в пользу собственника недр, то есть государства. При этом государство должно оставлять хозяйствующим субъектам средства, достаточные для сохранения и дальнейшего развития добывающих отраслей. Применительно к нефтедобыче в качестве ренты можно рассматривать разницу между фактическим доходом нефтедобывающей компании и суммой затрат на добычу нефти и части прибыли, которая может быть оценена исходя из уровня рентабельности, обеспечивающего экономическую привлекательность добычи нефти.
По экспертным оценкам, в настоящее время примерно одна треть всей добываемой в стране нефти (150 млн. тонн) может рассматриваться в качестве “рисковой” нефти, добыча и реализация которой характеризуются наименее благоприятными экономическими условиями. Речь, в частности, идет о поставках на экспорт с использованием на значительных расстояниях железнодорожного транспорта; о нефти, добываемой на месторождениях, находящихся в завершающей стадии разработки, а также на новых месторождениях вне зоны развитой инфраструктуры. Поэтому предложения по увеличению уровня налоговых изъятий не должны привести к убыточности добычи такой нефти. Кроме этого, необходимо учитывать различную эффективность реализации нефти на внутреннем рынке и при поставках на экспорт.[22]
Серьезной проблемой действующего налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является то, что единая ставка, установленная для всех месторождений, не позволяет изымать часть ренты, связанной с неоднородностью фактора производства (добыча нефти на освоенных месторождениях более прибыльна, чем на месторождениях истощающихся или удаленных). В формулу расчета НДПИ целесообразно заложить возможность дифференциации ставок этого налога при добыче нефти по большому числу показателей, характеризующих такие факторы, как природные характеристики месторождений, определяющие исходное качество сырья, стадию освоения месторождения и территориальный фактор.
Оценка поступления НДПИ в 2010 году
За январь – сентябре 2010 года в федеральный бюджет Российской Федерации поступило НДПИ на сумму 1004,1 млрд. руб., или в 2 раза больше, чем в соответствующем периоде 2009 года.
Из общего объема поступлений НДПИ в январе – сентябре 2010 года в федеральный бюджет Российской Федерации поступило налога на добычу нефти на сумму 922 млрд. руб.(91,8 %), газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья – 63 млрд. руб. (6,3 %), газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья – 7 млрд. руб. (0, 7 %). Налога на добычу остальных полезных ископаемых поступило за вышеуказанный период около 10, 6 млрд. руб. (1,063 %), на добычу общераспространенных полезных ископаемых – 2, 1 млрд. руб. (0, 2 %). [23]
На увеличение поступлений НДПИ за 9 месяцев 2010 года оказал влияние рост мировой цены на нефть и объемов ее добычи.
Внешнеэкономическая конъюнктура мировой цены на нефть в период с декабря 2010 по сентябрь 2010 года привела к росту среднемесячной цены на нефть, применяемой для расчета, в среднем за период до уровня 75,3 $/бар.
Уровень цен на нефть позволил предприятиям нефтяной отрасли увеличить объемы добычи нефти: с декабря 2010 года по сентябрь 2011 года оббьем добычи увеличился на 9,4 %.
Прогнозируемые значения НДПИ в 2011 году
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2011 год” прогнозируемое поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет составляет 3 312 млрд. руб.
В расчетах прогнозируемых поступлений НДПИ учтены ожидаемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен на них, прогноз среднего официального курса рубля по отношению к доллару США, ставки налогообложения, предусмотренные в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации” (в ред. Федеральных законов от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.08.2004 N 102-ФЗ, от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.07.2006 N 151-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
При этом в расчетах учтено, что в соответствии с принятым законодательством базовая ставка налогообложения по нефти установлена в размере 419 руб. за 1 тонну с ее корректировкой на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. С 1 января 2005 года коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется по формуле:[24]
Кц = (Ц-9)хР/261, где Ц – средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Urals” в долларах США за баррель;
Р – среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России.
Увеличение базовой ставки НДПИ на нефть с 347 руб. за 1 тонну до 419 руб. за 1 тонну и увеличение ставки НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 руб. за 1000 куб.м до 147 руб. за 1000 куб.м привело к увеличению поступлений в федеральный бюджет НДПИ по нефти на 68, 1 млрд. руб. и по газу горючему природному – на 18, 5 млрд. руб.
При определении прогнозируемого поступления НДПИ учтен ожидаемый объем добычи нефти, облагаемый налогом, в размере 490 млн. тонн при добыче 494,2 млн. тонн. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти с месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции, – в количестве 3, 5 млн. тонн и нормативные потери в размере 2, 63 млн. тонн. Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации” установлено, что по НДПИ с 1 января 2003 года налоговым периодом признается календарный месяц. [25]
2.2 Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых в современных условиях
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета налога, величина его изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом, отражается на межбюджетных отношениях. [26]
Поступления НДПИ увеличиваются с каждым годом. Так в 2010 году бюджет получил от организаций 2 950млрд. руб., что по сравнению с 2009 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2008 г. – на 46,9%.
При этом следует отметить, что добыча нефти и газового конденсата в России в январе-феврале 2010 г. снизилась на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составила 78,46 млн т (9,78 млн барр./сутки).
Целесообразно рассмотреть проблемы НДПИ на примере «ЛУКОЙЛа», который является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти – около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 19% общероссийской добычи и переработки нефти.
Для Лукойла характерны те же проблемы, которые являются злободневными для российской экономики в целом. Так, в частности, налоговая политика в отношении нефтяного сектора сегодня ориентирована на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет – за счет использования благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть в целях создания условий для развития отрасли. [27]
В условиях резко возросших цен на нефть на мировом рынке уровень налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос. По уровню изъятий государства доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире.
Как справедливо указывает Юхимова Я.Я., для НДПИ характерно резкое доминирование фискальной функции. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью зависимости российской экономики в целом и доходов бюджета в частности от сырьевого экспорта. Многие недропользователи в России в настоящее время эксплуатируют низкорентабельные платежи, что в условиях единого подхода к взиманию платежей удорожает себестоимость добычи, а это, в конечном счете, ведет к снижению сбора налогов. [28]
Наиболее серьезные изменения в механизм исчисления НДПИ были внесены Федеральным законом от 27.07.2006г №151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Для дальнейшего совершенствования НДПИ необходимо:
аргументировано отстаивать позицию сохранения существующих требований по обеспечению прямого учета добытой нефти;
достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости Налогового Кодекса РФ;[29]
ввести технологический регламент;
разработать и принять федеральный закон «О нефти и газе»;
повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;
рассмотреть в среднесрочной перспективе возможность отказа корректировки НДПИ с учетом мировых цен на нефть;
изменить структуру декларации по НДПИ, для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения на Кц;
зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;[30]
уточнить критерии признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;
создать биржу по торговле нефтепродуктами;
ужесточить санкции за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;
установить дифференциацию ставок НДПИ для малых и средних нефтяных компаний.
Вышеназванные меры позволят создавать действенную и эффективную систему налогообложения нефтяного комплекса, адекватную стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. Так, с 2007 г. введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть.
В настоящее время возможности применения установленных льгот по НДПИ, прежде всего понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на выработанных месторождениях, существенно ограничены требованием использования прямого метода определения (учета) количества добытой нефти в его действующей трактовке. Вместе с тем проведение технических мероприятий по обеспечению прямого учета добычи нефти на выработанных месторождениях в большинстве случаев экономически неэффективно, что не позволяет применять на них установленную льготу по НДПИ и ведет к преждевременному прекращению эксплуатации месторождений и потере нефти в недрах. С целью продления сроков эксплуатации выработанных месторождений, дополнительной добычи нефти и налоговых поступлений целесообразно исключить из Налогового кодекса норму, регламентирующую применение прямого метода определения (учета) количества добытой нефти.[31]
Для единообразного применения следует уточнить используемое в Налоговом кодексе определение количества добытого ископаемого в части добытой нефти, имея в виду определение данного понятия как количество нефти «нетто», то есть чистой нефти за вычетом отделенной воды, грязи и попутного нефтяного газа, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, солей и механических примесей, установленных лабораторными анализами.
В то же время вносимые в законодательство изменения не должны создавать препятствия для эффективного налогового контроля за правильностью исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Чтобы стимулировать добычу сверхвязкой нефти и нефти на участках недр, полностью или частично расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, применительно к этим условиям добычи с 2007 г. была установлена нулевая налоговая ставка (для месторождений Восточной Сибири она используется вплоть до накопления объема добычи нефти на уровне 25 млн тонн).[32]
Целесообразно распространить применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на месторождениях, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, разработка которых связана с повышенными затратами, до достижения определенного накопленного объема добычи нефти на участке недр.
Кроме того, необходимо ввести налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и на новых участках недр, разработка которых также связана с повышенными затратами (Тимано-Печорская нефтегазовая провинция, месторождения на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе). В частности, возможно установление нулевой ставки НДПИ сроком на семь лет до достижения определенного объема добычи. При этом полномочия по указанию географических координат участков недр, на которые будет распространяться данный льготный режим налогообложения, и прочих параметров льготного режима предлагаетя передать Правительству РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налогообложение природных ресурсов и в будущем останется насущной и актуальной темой. Можно предположить, что будут дорабатываться и подвергаться дальнейшему развитию законопроекты, а возможно и введение каких-либо новшеств и ужесточение мер к нарушителям режима пользования природными ресурсами и их нецелесообразного использования. И в силу этого на примере земли можно выделить ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод о тенденциях развития налогообложения природных ресурсов.
Первая причина состоит в том, что в последнее время большое развитие получило так называемое садово-огородническое и фермерское движение, а значит, появились и люди, которые воспользовались этой возможностью для своих корыстных целей. Они нецелесообразно используют предоставленную им землю и тем самым ухудшают ее качество, а то и полностью разрушают ее плодородный слой. Поэтому, можно сказать, что земельный налог применяется как стимулятор для более рационального и целесообразного использования земли.
Вторая причина – это интерес иностранных фирм к земле в России. Следовательно, появилась возможность получить немалый доход для страны, от сдачи в аренду земли иностранным фирмам.
Третья причина заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас в стране.
Последней причиной развития земельного налога является вопрос о земле, как частной собственности.
Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды.
Налогообложение природных ресурсов повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Налог на добычу полезных ископаемых является центральным элементом системы налогообложения природных ресурсов. НДПИ – это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. За счет отчислений нефтяных и газовых компаний по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, таможенным пошлинам и акцизам формируется примерно две треть федерального бюджета России.
Доходы федерального бюджета за счет нефтегазового сектора увеличились с 11% ВВП в 2006г. до 20 % в 2010г. Очевидно, пополнение федерального бюджета происходило в основном за счет рентных платежей нефтегазового сектора
Приведенные цифры показывают значимость налога на добычу полезных ископаемых для бюджетной системы Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2010 – 318 с.
Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации – Спб.: Питер, 2007. – 416 с.: ил.
Владимирова М.В. Налоги и налогообложение. М.: Кнорус, 2009.
Грызлова Е.В. Налог на добычу полезных ископаемых Налоговый вестник. 2007. №3-4.
Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. М.Феникс, 2010
Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 416 с.
Киселев Н.К. Налоговые изменения с 2009г. // Налоговый учет для бухгалтера.- 2008.- №10
Налогообложение природопользования: учебное пособие / С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономистъ, 2008 – 285 с.
Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник – М.: Фин. и статистика, 2008- 464 с.
Правовое регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие (под. Общ. Ред. Проф. А.А. Ялбулганова) – «Юстицинворм», 2007 г.
Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник. – 2009. -февраль. – с. 86-88.
Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник. – 2007. – август. – с. 74-75.
Серова А.И. О налоге на добычу полезных ископаемых. // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2008.- №18, 19.
Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговый вестник.2010, 288 с.
Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия – М., 2005 – 563 с.
Юмаев М.М. Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, с. 15-16
Юхимова Я.Я. Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование //Диссертация кандидата экономических наук. – М.: Б.и. – 2010. – 34 с.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/
Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
[1] Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
[2] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2009 – 318 с.
[3] Грызлова Е.В. Налог на добычу полезных ископаемых Налоговый вестник. 2007. №3-4.
[4] Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
[5] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2008 – 318 с.
[6] Грызлова Е.В. Налог на добычу полезных ископаемых Налоговый вестник. 2007. №3-4.
[7] Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
[8] Грызлова Е.В. Налог на добычу полезных ископаемых Налоговый вестник. 2007. №3-4.
[9] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2009 – 318 с.
[10] Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
[11] Киселев Н.К. Налоговые изменения с 2009г. // Налоговый учет для бухгалтера.- 2009.- №10
[12] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник – М.: Фин. и статистика, 2009 – 464 с.
[13] Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2008 – 318 с.
[14] Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
[15] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/
[16] Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации – Спб.: Питер, 2010. – 416 с.: ил.
[17] Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
[18] Задолженность по ЕСН за 2009 год
[19] Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации – Спб.: Питер, 2009. – 416 с.
[20] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/
[21] Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. М.Феникс, 2008
[22] Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
[23] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/
[24] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru/
[25] Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: http://www.nalog.ru/
[26] Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговый вестник.2010, 288 с.
[27] Налогообложение природопользования: учебное пособие / С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова. – М.: Экономистъ, 2008 – 285 с.
[28] Правовое регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие (под. Общ. Ред. Проф. А.А. Ялбулганова) – «Юстицинворм», 2007 г.
[29] Юмаев М.М. Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, с. 15-16
[30] Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый Вестник. – 2007. -февраль. – с. 86-88.
[31] Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 416 с.
[32] Серова А.И. О налоге на добычу полезных ископаемых. // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2008.- №18, 19.