Теория предельной полезности 11

Содержание
Введение……………………………………………………………………..….3

1 Теория предельной полезности. Понятие общей полезности….……………..4

2 Полезность и спрос. Излишек потребителя…………………………….….…5

3 Правило максимизации полезности…………………………..……….………7

4 Кривая безразличия. ……………………………………………………….…11

4.1Норма субституции………………………………………………….…….13

5 Бюджетные ограничения потребителя…………………………………….…14

5.1 Равновесие потребителя и кривая спроса…………………………….…16

5.2 Эффект субституции и эффект дохода……………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников……………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.

Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:

Личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение, психологические факторы, культурные, социальные факторы. Данные вопросы с экономической точки зрения решаются в рамках теории потребления.

Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

В широком смысли слова потребности человека безграничны, и они постоянно меняются. Даже трудно представить, что когда-нибудь могут быть удовлетворены все потребности. Это невозможно хотя бы потому, что во-первых, ресурсы неравномерно размещены на нашей планете, во-вторых, даже в самых благополучных странах потребности людей не могут быть полностью удовлетворены. Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно растет и расширяется, как в количественном так и в качественном отношении.

Процесс использования благ с целью удовлетворения потребностей называется потреблением. Понять правила, по которым покупаются те или иные блага, можно с помощью теории предельной полезности, главная идея которой состоит в том, что ценность товаров и услуг определяется их полезностью для потребителя.

Учитывая, что доход потребителя ограничен, будем считать, что покупатель ведет себя на рынке разумно, пытается использовать свой доход с наибольшей пользой для себя. Если он может приобрести только ограниченный набор товаров, он будет стремиться приобрести такой набор, который принесет ему наибольшую полезность. Спрос зависит от цен на товары и услуги, от доходов, от вкусов и предпочтения потребителя.

В мире, в котором размер прибыли его хозяев прямо и непосредственно зависит не от того, насколько большую ее часть им удается отобрать у собственных рабочих, а от уровня жизни всего населения (включая и тех самых рабочих), его способности и желания покупать все, что производится. Этот мир иногда называют обществом потребления. Именно потребление давно стало главным стимулом работы отдельного человека и развития производства и экономики в целом.

Вышеназванные факторы определяют актуальность темы данной контрольной работы.
1.
Теория предельной полезности. Понятие общей полезности

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг., практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). В противовес теории стоимости, теория полезности (в том виде, как она разрабатывалась в тот период) основывалась на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое значение в ценообразовании отводилось полезности (а не затратам труда). Центром исследования, главным объектом, на который было направлено внимание ученых, стал рынок, спрос и предложение, определяющие их силы. В течение последующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие ее важнейшие положения были усовершенствованы и развиты далее, особенно в части приложения математического аппарата,

который помогал совершенствовать и содержательные определения. Наиболее слабым местом теории предельной полезности была невозможность хотя бы в каком-то приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной полезности получила широкое признание, а идея предельных эффектов стала использоваться в других разделах экономической науки.

Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны — потребность в определенном товаре может быть удовлетворена.В пределах ограниченного промежутка времени в течении которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара.

Общая (совокупная) полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребленных им товаров или услуг. Потребности человека постепенно насыщаются, т.е. удовлетворяются по мере того, как используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага- это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага.

Полезность — это свойство блага, благодаря которому человек выбирает его для себя. Можно измерить физические, химические и другие естественные свойства того или иного блага, но полезность его измерить нельзя. Здесь вступает в действие важнейший философский принцип: человек – мера всех вещей.

2.
Полезность и спрос. Излишек потребителя
Главными агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель — это «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. Цель потребителя, ради которой он покупает товар, состоит в удовлетворении своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Материальные блага важны не сами по себе. Они важны потому, что люди с их помощью удовлетворяют свои потребности, например, утоление голода, защита от непогоды, домашний комфорт. Каждый индивид по-своему оценивает то или иное благо. Одним словом, полезность — это суждение человека о благе.

Понятие полезность было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748 — 1832 гг.). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на теории полезности и теории стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса (убывающая кривая спроса), т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот. Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого. Обычно рассматривают не полезность блага вообще, а полезность определенного количества блага. Это означает, что потребитель оценивает для себя не полезность, например хлеба и воды, а полезность определенного количества этих продуктов. Когда человек голоден, его субъективная оценка первого съеденного им бутерброда и выпитого стакана чая высокая, но по мере насыщения потребностей, субъективная оценка полезности новых потребленных единиц блага будет уменьшаться. Полезность — понятие субъективное, поэтому точному количественному измерению оно не поддается. Однако экономисты установили, что полезность обладает свойством порядковой измеримости, с помощью которого можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, хотя саму степень удовлетворения точно определить нельзя.

Издавна замечено, что количество благ, которое покупатели запрашивают у продавцов для приобретения, прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество товара конкретного вида (в натуральном измерении), которое покупатели готовы приобрести на протяжении того или иного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Зависимость величины покупок на товарном рынке от уровней цен экономисты назвали спросом. Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена — полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Рассмотрим результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя, введенные в экономическую теорию выдающимся английским экономистом А. Маршаллом.

Предположим, что равновесная цена Ре равна 100 долл., равновесный объем — 5 единицам. При цене 180 долл. объем спроса составит 1 единицу. Это означает, что один из покупателей имеет такой доход, который позволяет ему заплатить за велосипед 180 долл. С точки зрения микроэкономики данная сумма есть его цена спроса. Она свидетельствует о том, что этот покупатель ради приобретения велосипеда за 180 долл. согласен пожертвовать покупкой других товаров на такую же сумму. Однако на самом деле он отдает за велосипед только 100 долл., т. е. пожертвует другими товарами лишь на эту сумму. В результате чистая выгода, или излишек, получаемый потребителем от покупки велосипеда за 100 долл., составит 80 долл. (180- 100). При цене 160 долл. за велосипед объем спроса составит 2 единицы. Следовательно, какой-то другой потребитель готов уплатить за велосипед 160 долл. (это его цена спроса), но фактически он купит товар по его рыночной цене 100 долл. Следовательно, его излишек составит 60 долл. (160 — 100). Для третьего потребителя излишек составит 40 долл., для четвертого — 20 долл. Пятый же потребитель выходит на рынок с ценой спроса в 100 долл., которая совпадает с рыночной ценой, поэтому он не получает никакого излишка. Заметим, что при этом он ничего не теряет. Таким образом, общий излишек, получаемый всеми пятью покупателями, составит 200 долл. (80 + 60 + 40 + 20 + 0). Излишек потребителя — это разница между ценой спроса, т. е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.
3.
Правило максимизации полезности
Правило Максимизации Полезности — это правило, согласно которому любая вложенная сумма денег должна приносить равную предельную полезность.

Правило максимизации полезности — правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.

Согласно правилу максимизации полезности предельная полезность каждого товара, деленная на его цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Предположим, что нашему студенту Денису известны величины полезности при покупке разного количества беляшей и книг. Эти величины полезности измеряются в особых единицах — ютилях. Все данные о полезности разного количества беляшей и книг представлены в табл. 1

Таблица 1 Совокупная и предельная полезность

Полезность беляшей

Полезность книг

1

2

3

4

5

6

7

8

кол-во

совокупная полезность (ютили-U)

предельная полезность

предельная полезность на 1 руб.

кол-во

совокупная полезность

предельная полезность

предельная полезность на 1 руб.

Qy

TUy

MUy

MUy / Py

Qx

TUx

MUx

MUx / Px

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

14

26

36

44

51

57

62

66

14

12

10

8

7

6

5

4

1,4

1,2

1,0

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

30

50

68

84

98

111

123

134

30

20

18

16

14

13

12

11

1,50

1,00

0,90

0,80

0,70

0,65

0,60

0,55

В колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается Денисом в 26 ютилей, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилей.

Совокупная полезность — это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность — это общая полезность всего потребительского набора.

В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилям. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютиля) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютиль). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на один затраченный рубль (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 руб. составит 0,9 ютиля. Мы 18 ютилей разделили на цену книги, составляющую 20 руб.

Предельная полезность на затраченный рубль — это величина предельной полезности, получаемая путем деления предельной полезности блага на цену этого блага.

В таблице показано, что изменения и совокупной полезности, и предельной полезности беляшей и книг происходят в соответствии с определенными закономерностями. В частности, совокупная полезность возрастает по мере увеличения количества приобретаемых товаров, а предельная полезность убывает. Последняя закономерность известна нам как закон убывающей предельной полезности. Возрастание же совокупной полезности в зависимости от количества потребляемых благ называют функцией полезности. Чем больше приобретено благ, тем больше совокупная полезность этих благ.

Функция полезности — это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством.

Вместе с тем замечено, что совокупная полезность возрастает по-разному: сначала прирост совокупной полезности большой, а затем этот прирост уменьшается. Это хорошо видно на графике совокупной и предельной полезности на рис. 1. Кривая совокупной полезности сначала крутая, а по мере увеличения количества благ становится пологой. Такое поведение совокупной полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом убывающей предельной полезности. На рис. 1 также показано убывание предельной полезности по мере увеличения количества покупаемых беляшей.

Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
/>

Рис. 1

Мы подошли к главному вопросу теории потребительского выбора. Чем руководствуется потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В чем состоит правило максимизации полезности? В нашем примере этот вопрос формулируется следующим образом. Нас интересует, сколько беляшей и книг должен купить Денис на свои 120 руб., чтобы получить максимум удовлетворения?

Простейшее правило максимизации полезности — это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности и данный потребительский набор является наилучшим.

Возьмем в нашем примере один из наборов, который можно позволить за 120 руб. Например, если мы разделим деньги поровну на беляши и книги, то этот набор будет состоять из 6 беляшей и 3 книг. Совокупная полезность этого набора составляет 125 ютилей (57 + 68). Является ли этот набор оптимальным, приносящим наибольшую полезность? Нет, не является, если мы будем опираться на сформулированное выше правило.

Попробуем часть денег вместо беляшей использовать на покупку дополнительной 4-й книги. Для этого мы должны отказаться от приобретения двух беляшей. Новый потребительский набор будет состоять из 4 беляшей и 4 книг, а его совокупная полезность возрастет до 128 ютилей (44 + 84). Это на 3 ютиля больше совокупной полезности предыдущего набора. Будет ли новый набор благ лучшим? Да, будет. В этом мы убедимся, если попробуем еще раз изменить комбинацию благ.

Предположим, что мы отказываемся от покупки еще двух беляшей и покупаем дополнительную книгу. В этом случае совокупная полезность нового набора, состоящего из 2 беляшей и 5 книг, уменьшится до 124 ютилей (26 + 98). Значит, предыдущий потребительский набор был лучшим, приносящим максимальную полезность.

Мы подошли к другой формулировке правила максимизации полезности. Замечено, что наибольшую совокупную полезность приносит такой набор благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчете на рубль затрат является одинаковой для всех благ. В нашем примере — это 0,8 ютиля на каждый рубль, затраченный на приобретение и беляшей, и книг. Есть и другие наборы, где предельные полезности в расчете на 1 руб. одинаковы по каждому благу, например при покупке 5 беляшей и 5 книг, но эти наборы недоступны, мы их не можем приобрести в силу бюджетного ограничения.

Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

Таким образом, мы ознакомились с важным разделом экономической теории, где рассматривается процесс формирования рыночного спроса. Данный процесс мы проанализировали на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать важнейшее правило потребительского поведения, правило максимизации полезности.
4.
Кривая безразличия
Кривая безразличия – это объединение точек, каждая из которых представляет

собой такое сочетание дохода и досуга, что индивиду безразлично, какие из

этих сочетаний выбрать.

На рис. 2 изображена карта кривых безразличия для дохода и досуга. По оси

ординат отложена величина ежедневного дохода (I), по оси абсцисс –

величина досуга (F). Чем дальше находится кривая безразличия от начала

координат, тем больший уровень полезности ей соответствует. На рис. 2 показаны

только три из бесконечного множества кривых безразличия.
/>

Рис. 2.

Карта кривых безразличия для дохода и досуга.
Будем считать, что все основные свойства кривых безразличия имеют место и для

предпочтений в отношении дохода и досуга. В частности, каждая кривая обращена

выпуклостью к началу координат. Если у человека мало досуга, то норма

замещения досуга доходом относительно велика: сокращение досуга на один час в

сутки требует для сохранения уровня удовлетворения значительной прибавки

дохода. В левой части карты безразличия кривые имеют крутой наклон. Если же у

человека досуга много, то он ценит дополнительный час ниже, и по мере

движения вдоль кривой безразличия слева направо наклон ее снижается.

Кривизна кривой безразличия зависит от субъективных предпочтений индивида.

Если индивид больше любит отдыхать, то его линия безразличия будет иметь

более крутой наклон, и наоборот.

На систему предпочтений работника оказывает влияние его индивидуальное отношение к характеру труда: для конкретного человека его работа может быть в

разной мере привлекательной или непривлекательной. Кроме того, разница в картах безразличия может быть связана с предпочтительными для субъекта формами использования досуга.
/>

Рис.3а Кривая безразличия Рис. 3б Кривая безразличия

«любителя досуга» «любителя

благ»

Доход и досуг могут выступать и как заменяющие, и как дополняющие друг друга блага. Так, если субъект проводит свободное время на огороде или за швейной машиной, а произведенные овощи или одежду использует в домашнем хозяйстве, то доход и досуг для него — взаимные заменители (рис. 4, а). Если же он предпочитает посещение дорогостоящих зрелищ или путешествия, то ему требуются для этого и время, и деньги, так что для него доход и досуг — взаимные дополнители (рис. 4, б).
/>/>
Рис. 4. Доход и досуг как взаимозаменяющие (а) и взаимодополняющие (б) блага.
Кроме личных предпочтений относительно объема потребляемых благ и досуга на выбор индивида влияет размер заработной платы, величина «нетрудового» дохода, уровни цен благ и услуг.
4.1
Норма субституции
Теперь мы введем одно важное понятие, тесно связанное с кривыми безразличия — предельную норму субституции или замещения (MRS). Она показывает то количество, на которое одно из двух благ должно быть увеличено с тем, чтобы компенсировать потребителю уменьшение другого блага.

Её можно определить по следующей формуле:

MRSBA=-∆A/B∆,

где MRSBA-предельная норма субституции блага А благом В; ∆А-уменьшение блага А; ∆В-увеличение блага В.

А

При переходе от набора j к набору k 12 j

MRSBA=6/2=3. Норма субституции по-

казывает, что в данном случае потре- 10

битель готов отказаться от 3ед. блага А в 8

пользу 1ед. блага В. При перемещении

из точки k в точку l MRSBA=2/2=1, а 6 k

из точки l в точку m MRSBA=1/2.

Очевидно, что, если двигаться вдоль 4 l

кривой безразличия слева направо,

предельная норма субституции 2 m

убывает. Это объясняется тем, что В

готовность потребителя к замещению 0 2 4 6 8

благом А благом В помере убывания

блага А уменьшается. Рис.5. кривая безразличия

Кривая безразличия, отображающая большую полезность, будет расположена выше и правее. Кривая безразличия, выражающая меньшую полезность данных благ, будет расположена ниже и левее.

Предельная норма субституции — это соотношение между количествами благ, подвергающихся взаимному замещению, когда это не приносит никакого преимущества или ущерба потребителю.

Исходя из нормы субституции, можно определить, насколько значимым является один товар относительно другого для потребителя и степень готовности последнего отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого товара.
5.
Бюджетные ограничения потребителя
Бюджетное ограничение — 1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; 2) в теории потребления — точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой высокой из кривых безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности; 3) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи. Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой — в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени. Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

R — доходы потребителя

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство: P1Q1 + P2Q2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем Q2=Q

уравнение бюджетной линии имеющей вид:

/>

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 +… +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

/>

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

/>
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя: при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней. Увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.
5.1
Равновесие потребителя и кривая спроса
Какой товарный набор выберет потребитель в целях получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволит ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия.

Модель поведения потребителя базируется на предпосылке, что покупатели стремятся получить наивысшей уровень полезности, расходуя свой доход на товары и услуги, имеющиеся на рынке. Предполагается, что потребитель максимизирует полезность, при наличном бюджетном ограничении. Это подразумевает, что потребитель добивается как можно больше чистого выигрыша от обмена дохода на товары и услуги в течении каждого периода. Однако рыночные наборы, которые потребитель в состоянии купить, ограничены, поскольку он не может потратить сумму, превышающею располагаемый его доход.

Задачей модели поведения потребителя является объяснением того, как выбор потребителя влияет на его предпочтения, доход и цены товаров. Для решения этой задачи с помощью модели устанавливаются условия, при которых потребителем достигается предположенная нами цель. Имея в виду предположения, сделанные относительно кривых безразличия и бюджетного ограничения.

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис.6. показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной — цена на них. Из рис. 6 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

Здравый смысл и наблюдение действительности согласуется с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса.

/>

Рис. 6. Кривая спроса на яблоки

Обычно люди действительно покупают больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. Можно сказать, что высокая цена отбивает у потребителя желание совершить покупку, а низкая наоборот, стимулирует. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит доказательством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают запасы товаров, понижая цены, а не повышая их.

В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы от каждой последующей единицы продукта. Отсюда следует, что потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, то потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена на него снижается.
5.2
Эффект субституции и эффект дохода
Эффект дохода. Закон спроса может быть объяснен на основе концепции эффекта субституции и эффекта дохода в связи с изменением цен.

Эффект дохода — результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемых благ. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в результате увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благо. Он отражает влияние снижения цены какого-либо блага на общий спрос покупателя.

Покажем это на примере. Покупая 4 единицы блага В по цене, равной 2 денежным единицам, потребитель X расходует на покупку 8 денежных единиц. Если цена уменьшается до 1 денежной единицы, то эти 4 единицы блага он купит уже за 4 денежные единицы, а оставшиеся 4 денежные единицы у него высвободятся, что позволит потребителю приобрести дополнительное количество этого или других товаров. Эффект дохода в данном примере равен 4 денежным единицам.

Эффект замещения. Эффект субституции (замещения) имеет место в тех случаях, когда снижение цены на отдельный товар увеличивает спрос на него за счет отказа от покупки других благ, ставших для покупателя относительно более дорогими. Эффект субституции — это та часть прироста величины спроса на подешевевшее благо, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ.

Допустим, что цена блага В уменьшилась с 2 до 1 денежной единицы. При цене, равной 2 денежным единицам, потребитель X покупал 4 единицы блага В. Предположим, что при новой цене и неизменном доходе он готов приобрести 6 единиц данного блага. Благо В после снижения цены стало для него более привлекательным. Он стремится заменить этим благом другие товары, на которые цены не изменились. Уменьшение цены на благо В в нашем примере дало эффект замещения, равный 2 единицам блага В, так как покупатель расходует на дополнительную покупку блата В только часть высвободившихся денег.

Эффект замены при снижении цены товара всегда будет выражаться в росте объема спроса на этот товар. Аналогично воздействует на изменение спроса эффект дохода: с ростом реального дохода в результате снижения цены увеличивается объем потребительского спроса.

Это дает основание сделать вывод о том, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены. Значит, кривая спроса имеет отрицательный наклон. Этот вывод объясняет большинство ситуаций, возникающих на рынке. Однако спрос потребителей на некоторые товары, получившие название «товары низкой категории», в отличие от «нормальных» товаров, не всегда соответствует данному правилу. Повышение цены на товар «низкой категории» (к ним относят некоторые товары первой необходимости) может вызвать реакцию малообеспеченного потребителя, которая противоречит закону спроса. Так, рост цен на молоко и хлеб побуждает пенсионеров отказаться от приобретения других товаров и увеличивать расходы на покупку этих продуктов питания. Данная тенденция объясняется тем, что при повышении цены на какой-либо товар первой необходимости бывает трудно найти товар-заменитель с таким же полезным эффектом на одну затрачиваемую на него денежную единицу. В таком случае с ростом цен растет и спрос, т.е. кривая спроса имеет положительный наклон. Возможность возникновения подобной ситуации впервые отметил английский ученый Р. Гиффен, изучая объем спроса на картофель в Ирландии в период голода. Поэтому товар, имеющий кривую спроса с положительным наклоном, называют «товаром Гиффена». Теоретически такое положение можно объяснить тем, что в некоторых ситуациях эффект замены и эффект дохода действуют в противоположных направлениях. В абсолютном большинстве случаев повышение цены на товар приводит к уменьшению спроса, так как реальный доход потребителя сокращается (действует эффект дохода). Когда же цена товара, удовлетворяющего одну из самых насущных потребностей потребителя, несмотря на ее увеличение, остается низкой относительно цен «нормальных» товаров, можно предположить, что малообеспеченные потребители будут вынуждены заменить другие блага товаром «низкой категории». В этом случае будет иметь место эффект замены. Если эффект замены превысит отрицательный эффект дохода, то спрос индивида вопреки общеизвестной закономерности не сократится, а возрастет.
Заключение
В данной контрольной работе были рассмотрены принципы теории потребления; потребность, полезность и поведение потребителя.

Очевидно, что потребитель приобретает товар ради его полезности. Выработанные данной теорией подходы позволяют понять процесс формирования спроса на конкретные товары, изучает поведение рационального потребителя. Рациональность потребителя- это способность потребителя сопоставить все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них наиболее предпочтительные. Потребительский выбор осуществляется на основе потребностей, предпочтений, доходов и цен.

Расходуя свой доход на товары и услуги, потребители стремятся получить наивысший уровень полезности, т.е. сделать покупки таким образом, чтобы максимизировать уровень полезности в рамках своего бюджетного ограничения, этот фактор описан, как правило максимизации полезности.

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличии от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между производством и потребителем, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений. Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант использования ресурсов.

Спрос на товары определяет их производство, принимая во внимание этот факт экономисты говорят о суверенитете потребителя, это его способность определять объем производства. Ограничение свободы в любой форме (нормированное распределение по карточкам, талонам и т.д.) нарушает связи между потребителем и производителем и лишает их возможность принимать оптимальные решения.

Поэтому многие экономисты считают неэффективной такую экономическую систему, в которой центральные плановые органы решают за потребителя какие потребности должно удовлетворять производство. Растущий спрос на потребительские товары ведет к увеличению спроса на факторы производства, это в свою очередь приводит к росту доходов их владельцев, так происходит новый виток роста спроса на товары потребительского назначения. Уменьшение спроса ведет к падению темпов экономического развития. В лучшем случае к падению темпов роста доходов населения, в худшем к их абсолютному снижению.

Удовлетворение потребностей является главным смыслом экономической деятельности. Чем лучше оно удаётся потребителю, тем выше польза как экономическое понятие.
Список литературы
1. Вехи экономической мысли: теория потребительского поведения и спроса. / Под общ. ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1999. – 369с.

2. Экономическая теория: Учебное пособие / четвертое издание. Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылев – Мн.: Книжный дом, Экоперспектива, 2005.-66с.

3. Курс экономической теории. Под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1994.-37-42с.

4. Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 1994.-107с.

5. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 102с.

6. Экономическая теория: Пособие для преподавателей и аспирантов. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002.-384с.

7. Курс экономической теории: Учеб. / М.И.Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Интерпрессервис, Мисанта, 2003-135-152с.

8. Современная микроэкономика: анализ и состояние Д.Н. Хайман,1992. -74-77с.

9. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. «Основы экономической теории».: Высшая школа,1994.-117-139с.

10. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Гальперина В.М. -СПб.: Экономическая школа, 1996. -241-253с.

11. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. -341с.

12. Расулев А. Индикаторы и варианты достижения устойчивого экономического роста. // Общество и экономика. -2001. -№10. -С.29-47

13. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др. / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Финстатинформ, 1997. — 399с.

14. Носова С.С. Экономическая теория. М., Изд-во «Владос»,1999. 52-68с.

15. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин; Моск. гос. ун-т коммерции. — М.: Юристъ, 2001. — 864с.

16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640с.