Содержание
1. Экономика фирмы
1.1 Общая характеристика организации
1.2 Производственная структура организации
1.3 Управлениеорганизацией
1.4 Ресурсное обеспечение организации
1.5 Стратегическое планирование деятельности организации
1.6 Управление запасами и движением товаров в организации
2. Маркетинг
2.1 Сущность иосновные понятия маркетинга
2.2 Организациямаркетинговой деятельности
2.3Маркетинговые исследования рынка2.4 Организациязакупочной и сбытовой деятельности
2.5 Системымаркетинговой информации
2.6 Оценка эффективности маркетинговой деятельности
3. Экономика труда
3.1 Производительность и эффективность труда
3.2 Организация трудовыхпроцессов и условия труда
3.3 Численность исостав персонала организации
3.4 Оплата труда работающих
4. Бухгалтерский учет
4.1 Общая характеристика бухгалтерскогоучета
4.2 Общие принципы учета хозяйственных процессов
4.2.1 Учет процесса заготовления
4.2.2 Учет процесса производства
4.2.3 Учет процесса продаж
4.3 Учет труда и заработной платы
5. Финансы и кредит
5.1 Организация финансовой работы в организации
5.2 Взаимоотношения с бюджетом и государственнымивнебюджетными фондами
5.3 Деятельность организации нафинансовом рынке
1.Экономика фирмы (организации)
1.1 Общаяхарактеристика организации
Полное фирменноенаименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Фирма „МВЕН“
Сокращенное фирменноенаименование Общества: ООО „Фирма “МВЕН»
адрес: Россия, 420036,Республика Татарстан, г. Казань, ул. Дементьева д.1
Web сайт: www.mven.ru
Организационно-правоваяформа: Общество с ограниченной ответственностью
Форма собственности: Частная
Отраслеваяпринадлежность: машиностроение (авиастроение)
Общие сведения: Обществос ограниченной ответственностью «Фирма „МВЕН“ было образовано в1990 году. Фирма входит в структуру одного из 27 инновационных технологическихцентров, созданных в России Фондом содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере (фонд Бортника).
ООО „Фирма “МВЕН»- первое и единственное в России и СНГ предприятие по производствубыстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных дляспасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами.
Продукция ООО «Фирма»МВЕН” экспортируется более чем в 10 стран мира, включая Германию,Италию, Испанию, Венгрию, США, Австралию, страны СНГ и др.
ООО «Фирма „МВЕН“имеет лицензии, выданные Российским авиационно-космическим агентством (от 4июля 2003 года), на разработку и производство авиационной техники, в том числеавиационной техники двойного назначения: легких самолетов, парашютныхспасательных систем для легких ЛА, систем для посадки ДПЛА, спортивныхпарашютов.
В 2007 году ООО „Фирма“МВЕН» сертифицировала систему менеджмента качества на соответствиетребованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 при содействии ИТЦ-КНИАТ и Федерального фондасодействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Предприятие ведет работупо трем направлениям:
1. Разработка ипроизводство быстродействующих парашютных систем спасения.
2. Разработка ипроизводство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов(ПКМ): специализированный сельскохозяйственный самолет «МВЕН-2 Фермер»,цельнокомпозитный четырехместный самолет повышенной комфортности, шестиместныйсамолет короткого взлета и посадки многоцелевого назначения.
3. Разработка ипроизводство изделий общего назначения из ПКМ: автокузова, водяные горки ибассейны, детали для авиационной техники, емкости для химических жидкостей иводы и др.
В 2007 году фирма «МВЕН»сертифицировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ РИСО 9001-2001 при содействии ИТЦ-КНИАТ и Федерального фонда содействия развитиюмалых форм предприятий в научно-технической сфере.
ООО «Фирма „МВЕН“»имеет лицензии, выданные Российским авиационно-космическим агентством (от 4июля 2003 года), на разработку и производство авиационной техники, в том числеавиационной техники двойного назначения: легких самолетов, парашютныхспасательных систем для легких ЛА, систем для посадки ДПЛА, спортивныхпарашютов.
«Фирма МВЕН» — первое и единственное в России и СНГ предприятие по производствубыстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных дляспасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. На фирмеразработано бо-лее десяти типов систем спасения для
Фирма располагаетпроизводственными площадями более 9000 кв. м.
Рассмотрим миссию организации:
Поставляялетательные аппараты и средства их безапасности ООО фирма «МВЕН» способствует повышению жизненного уровня иблагосостоянию России.
Высокийпрофессионализм компании позволяет предоставлять их клиентам лучшие возможностидля успешного развития бизнеса за счет:
− качества продукции, превышающего качество конкурентов;
− сервисного обслуживания продукции на протяжении всего срока ее эксплуатации;
− высоких темпов разработки и внедрения новых продуктов и технологий,эффективных производственных процессов;
− бережливого использования потребляемых общественных ресурсов черезцеленаправленное творчество, новаторство и самореализацию работников завода.
ООО «Фирма „МВЕН“- социально ответственныйпартнер, действующий в интересах акционеров и благосостояния сотрудников.
Основнаястратегическая цель ООО „Фирма “МВЕН»в направлении развития – это сохранение позиций на российском рынке ирасширение деятельности заграницей.
Рыночныецели:
Увеличитьобъемы продаж не менее чем на 40%.
Цели вобласти развития продукта:
Увеличитьобъемы производства за счет повышения производительности труда и увеличенияфондоотдачи.
Финансово-экономические цели:
1. Увеличить доходы в 2 раза поотношению к уровню 2007 года.
2. Увеличить чистую прибыль в 4 разпо отношению к уровню 2007г.
3. Достичь рентабельности продаж почистой прибыли – 9%.
4. Достичь «0» просроченнойзадолженности по финансовым обязательствам.
ПолитикаООО «Фирма „МВЕН“ вобласти качества как часть общей технической и экономической стратегии предприятиянаправлена на полное удовлетворение требований и ожиданий заказчиков впроизводимых опытно-конструкторских работах (услугах), направленных на обеспечение надежности, увеличение безотказности, ремонтопригодностии эксплуатационной безопасности восстанавливаемых предприятием двигателей.
Политикапризвана объединить усилия и обеспечить целенаправленность действий коллективапредприятия в вопросах обеспечения качества выполнения НИОКР и эффективностиопытного производства.
Напредприятии сертифицирована система менеджмента качества в соответствии стребованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Важнымнаправлением в деятельности по качеству на 2009 годявляется доработка СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Развитиекомпьютерной сети предприятия, внедрение новых телекоммуникационных технологий:
1. Приобретение и ввод в эксплуатациюсервера резервного копирования КБ.
2. Установка оборудования и организацияподключения к компьютерной сети предприятия (отделГлавного металлурга, участка термообработки ОГМех цеха 59, фотолаборатории экспериментально-исследовательского отдела цеха 30, табельной отдела кадров, склада готовыхдеталей ПДО).
3. Организация дополнительного каналаподключения к Интернету (безлимитный тариф). Обеспечение доступа в Интернет 50 пользователей.
4. Обучение системного администратора SQL сервера.
Рассмотрим основные показателидеятельности за 2007-2008г., представим данные в виде таблицы 1.1.1
Таблица 1.1.1 Основные технико-экономическиепоказателиПоказатели 2007 г. 2008 г. Изменения (+, -) 1.Выручка от продажи товаров, продукции и услуг (тыс. руб., без налогов, акцизов и обязательных платежей) 1 785 490 2 665 629 +880 139 2. Себестоимость товаров, продукции и услуг (тыс. руб.) 1 601 650 2 217 398 +615 748 3. Себестоимость на 1 руб. продаж (копеек) 89,7 83,2 -6,5 4. Валовая прибыль 183 840 448 231 264 391 5. Затраты (тыс.руб.) 1 606 596 2 408 594 +801 998 6. Затраты на 1 руб. продаж (копеек) 90,0 90,4 +0,4 7. Прибыль от продаж (тыс. руб.) 178 894 257 035 +78 141 8. Рентабельность продаж (%) 10,02 9,64 -0,38 9. Прочие доходы — 5 215 143 933 +149 148 10. Прочие расходы 3 910 161 502 +157 592 11. Прибыль/убыток от прочих операций -9 126 — 17 569 -8 443 12. Прибыль/убыток до налогообложения 169 768 239 466 +69 698 13. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль, иные обязательные платежи 49 932 65 700 + 15 768 14. Чистая прибыль (тыс. руб.) 119 837 173 766 +53 929 15. Уставный капитал (тыс. руб., на конец года) 82 200 82 200 16. Чистые активы (тыс.руб.) 300 762 453 666 +152 904 17. Текущая ликвидность (коэффициент) 1,95 2,44 +0,49 18. Среднесписочная численность персонала (человек) 1760 2153 +393 19. Среднемесячная зарплата 1 работника (руб.) 9962 12892 +2930
Общий объём выручки ООО „Фирма“МВЕН» в 2008 году составил 2665629тыс. руб., что на 880139 тыс. руб. (149,3%) больше, чем за аналогичныйпериод прошлого года.
В общей сумме выручкиотчётного года:
·
выручка от реализациипродукции основного вида – 2633903 тыс.руб. или 98,8 %;
· выручка от услуг– 23312 тыс.руб. или 0,9 %;
· выручка отпродажи товаров – 8414 тыс.руб. или 0,3 %;
По итогамфинансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирма „МВЕН“ за 2007год получено чистой прибыли в сумме 173 766 тыс. руб. (за 2006 год – 119 837тыс. руб.). Рентабельность по чистой прибыли составила в 2007 году 6,52%, в2006 году показатель был равен 6,72%.
Прибыль от продажувеличилась по сравнению с полученной в 2006 году, более чем в 1,4 раза (на78141 тыс.руб.) и составила 257035 тыс. руб., в том числе:
· от основного видадеятельности – 258679 тыс. руб.
· от оказания услуг- 2216 тыс. руб.
· от продажитоваров – — 3860 тыс. руб.
На формирование общегорезультата деятельности ООО „Фирма “МВЕН» существенное влияниеоказала прочая деятельность, а также расчеты по налогу на прибыль и иныеаналогичные платежи. Убыток от прочей деятельности составил 17569 тыс.руб.
Прибыль доналогообложения за год составила 239466 тыс.руб. Текущий налог на прибыльначислен в размере 65566 тыс.руб. Иные аналогичные обязательные платежисоставили 134 тыс.руб. (по результатам выездной налоговой проверки: недоимка,штрафы и пени).
Стоимость чистых активовпо сравнению с прошлым годом увеличилась на 152904 тыс.руб. и составили по состоянию на 31.12.2007 года 453 666 тыс.руб. Увеличение стоимостичистых активов связано с положительным финансовым результатом деятельности поитогам 2007 г. Стоимость чистых активов превышает уставный капитал в 5,52 разили на 371466. За отчетный период рост чистых активов с начала года составил150,8%. Такое соотношение положительно характеризует финансовое положение ООО «Фирма»МВЕН”.
Показатель коэффициентатекущей ликвидности имеет тенденцию к увеличению, в течение 2007 года онувеличился с 1,95 до 2,44.
Затраты на 1 руб. доходовот основной деятельности в 2007 году составили 90,2 коп., что на 1,0 коп.больше затрат прошлого года и меньше плановых затрат на 3,2 коп.
1.2 Производственнаяструктура организации
Общая структура ООО «Фирма „МВЕН“включает в себя:
— заводоуправление;
— главные специалисты;
— юридический отдел;
— отдел режима;
— блок зам. ген. директора помаркетингу и продажам;
— блок зам. ген. директора по экономикеи финансам;
— отдел капитального строительства;
— блок технического директора;
— блок директора по производству;
— блок директора вспомогательногопроизводства;
— блок директора по качеству;
— блок директора по работе сперсоналом;
Производственная структура включает всебя:
1) Блок технического директора:
— отдел главного конструктора (ОГК);
— отдел охраны труда и техникибезопасности (ООТ и ТБ);
— бюро рационализации и техническойинформации (БР И ТИ);
— цех по производству опытных образцов(ЦПОО и МС);
— отдел главного технолога (ОГТ);
— участок нестандартноготехнологического оборудования (УНСТО);
— инструментальный отдел;
— инструментальный цех;
— отдел стандартизации и метрологии(ОС и М);
2) Блок директора по производству:
— производственно-диспечерский отдел(ПДО);
— участок внутренних перевозок (УВП);
— автотранспортный цех (АТЦ);
— заготовительно-сварочный цех;
— механический цех;
— участок точного литья (УТЛ);
— сборочно-отделочный цех;
— бюро внешней кооперации;
— отдел материально-техническогоснабжения (ОМТС);
— отдел комплектации;
— цех гидроцилиндров (ЦГЦ);
— цех приводов;
— участок с числовым программнымуправлением (УС с ЧПУ);
3) Блок директора вспомогательногопроизводства:
— отдел главного электроника (ОГЭл);
— узел связи;
— отдел главного энергетика (ОГЭ);
— паросиловое хозяйство (ПСХ);
— электроремонтный участок (ЭРУ);
— отдел главного механика (ОГМ);
— ремонтно-механический цех (РМЦ);
— участок монтажа иэнерго-промышленных проводок (УМ и ЭПП);
— бюро ремонтно-эксплуатационных нужд(БРЭН);
На производственную структуру влияетряд факторов:
— отраслевая принадлежность общества(авиастроение);
— номенклатура выпускаемой продукции,ее конструктивные особенности, используемые материалов;
— тип производства;
— состав производства(специализированное);
— организация обслуживанияоборудования, ремонта.
Тип производственной структуры смешанный,что характеризуется наличием на предприятии основных цехов, организованных и попредметному, и по технологическому принципу. Это связано с тем, что взаготовительно-сварочном цехе мощное оборудование на котором производятсязаготовки для любого вида продукции, так как в противном случае оно будетнедогружено. Поэтому в заготовительно-сварочном цехе имеетсякузнечно-термический участок, штамповочный участок, участок механическойобработки, заготовительный участок и сварочное производство. А механический исборочно-отделочный цехи созданы по предметному принципу, так как обеспечиваютсясерийностью выпускаемой продукции.
Рассмотрим основные путисовершенствования производственной структуры, это:
— укрупнение цехов;
— поиск и реализацияболее совершенного принципа построения цехов и производственных площадей ;
— соблюдениерационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающимицехами;
— постоянная работа порационализации планировки цехов;
— обеспечениепропорциональности между всеми частями предприятия;
— изменениепроизводственного профиля, т.е. характера выпуска продукции, специализация икооперирование; развитие комбинирования производства; достижениеконструктивно-технологической однородности продукции за счет широкой унификациии стандартизации. Укрупнение цехов позволяет в более широких масштабах внедрятьновую высокопроизводительную технику, постоянно совершенствовать технологию,улучшать организацию производства.
— на крупных предприятияхцехи целесообразно объединять в корпуса;
Выявление и реализациярезервов улучшения структуры цехов и производственных участков — факторыпостоянного совершенствования производственной структуры, повышенияэффективности производства.
Соблюдение рациональногосоотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами иучастками должно быть направлено на повышение удельного веса основных цехов поколичеству занятых рабочих, стоимости основных фондов, размеру занимаемыхплощадей.
Рационализация планированияподразумевает совершенствование генерального плана предприятия.
1.3 Управление организацией
Масштаб деятельности ипроизводственный профиль ООО „Фирма “МВЕН» предполагает наличиевысокоорганизованной структуры управления, необходимой для эффективногофункционирования деятельности предприятия. Организационную структуру управленияможно классифицировать как линейно-функциональную. На данном предприятииприменяется линейно-функциональная структура. Для ООО «Фирма „МВЕН“эта структура является наиболее приемлемой. Эта структура относится к механистическойструктуре управления. В данной структуре линейные руководители являютсяединоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейныеруководители низших ступеней административно не подчинены функциональнымруководителям высших ступеней управления.
Структура управления ООО „Фирма“МВЕН» представлена в приложении № 1.
К преимуществам данного типа организационной структурыможно отнести:
— иерархичность;
— подчинение толькоодному линейному руководителю.
К недостаткам данной структуры можно отнести:
— чрезмерная загрузка линейных руководителей;
— структура не гибкая, плохо реагирует на изменениевнешней среды.
Первыйнедостаток этой структуры управления можно устранить путем организацииспециальных отделов, состоящих из специалистов и способствующих разгрузкилинейного руководителя. Второй недостаток является «болезнью» любоймеханистической структуры и его устранение проблематично.
Рассмотримподробнее организационную структуру. Она состоит из:
· Общее собраниеучастников ООО «Фирма»МВЕН”;
· Совета директоровООО «Фирма „МВЕН“;
· Исполнительногоорган ООО „Фирма “МВЕН».
Высшиморганом управления является Общее собрание участников ООО «Фирма „МВЕН“,которое может быть очередным или внеочередным. Все участники имеют правоприсутствовать на Общем собрании участников а, принимать участие в обсуждениивопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Каждыйучастник имеет на Общем собрании число голосов, пропорциональное его доле вуставном капитале ООО „Фирма “МВЕН», за исключением случаев,предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченнойответственностью».
КомпетенцияОбщего собрания участников определяется Федеральным законом «Об обществахс ограниченной ответственностью», Уставом и положением об Общем собранииучастников Общества.
Постояннодействующим органом управления и контроля за деятельностью исполнительныхорганов является Совет директоров, члены которого избираются на Общем собранииучастников Общества из числа участников и других лиц.
Срокполномочий Совета директоров 3 года.
Количествочленов Совета директоров 4.
КомпетенцияСовета директоров определяется Уставом и положением о Совете директоров, всоответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченнойответственностью». Руководство текущей деятельностью Обществаосуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом) иПравлением (коллегиальным исполнительным органом).
Генеральныйдиректор избирается Общим собранием участников Общества из числа участниковОбщества или третьих лиц сроком на 3 года.
ЧленыПравления Общества избираются Общим собранием участников Общества из числаучастников Общества или других лиц сроком на 3 года в количестве 2 членов.
Исполнительныеорганы Общества подотчетны Общему собранию участников Общества, а в периодмежду Общими собраниями — Совету директоров Общества.
Передачаправа голоса членом Совета директоров Общества и членом Правления Общества инымлицам, в том числе другим членам Совета директоров, другим членам Правления,запрещается.
Компетенцияисполнительных органов ООО «Фирма „МВЕН“ определяется ГК РФ, ФЗ»Об обществах с ограниченной ответственностью”, Уставом, а такжеположением о Генеральном директоре и положением о Правлении.
ЧленыСовета директоров ООО «МВЕН», Генеральный директор Общества и членыПравления Общества, не являющиеся участниками Общества, могут участвовать вОбщем собрании участников Общества с правом совещательного голоса.
В подчиненииу генерального директора ООО «МВЕН»находятся:
1) Зам. генерального директора –технический директор. Он руководит:
— отделом главногоконструктора;
— отделом охраны труда итехники безопасности;
— бюро рационализации итехнической информации;
— цехом по производствуопытных образцов и малых серий;
2) Зам.техническогодиректора по технической подготовке производства, который осуществляетнепосредственное руководство:
— отделом главноготехнолога с участком нестандартизированного технологического оборудования;
— инструментальнымотделом со складом;
— отделом стандартизациии метрологии;
— инструментальнымотделом.
3) Зам.генерального директора– директор по производству, он осуществляет руководство:
— производственно-диспетчерским отделом;
— участком внутреннихперевозок с участком погрузочно-разгрузочных работ;
— заготовительно –сварочным цехом;
— механическим цехом, сучастком точного литья;
— сборочно-отделочнымцехом;
— автотранспортным цехом;
4) Зам.директора попроизводству (по закупкам и логистике), который осуществляет непосредственноеруководство:
— бюро внешней кооперациисо складами;
— отделомматериально-технического снабжения со складами;
отделом комплектации соскладом;
— бюроремонтно-эксплуатационных нужд со складом.
5) Зам.генерального директора помаркетингу и продажам руководит через начальника отдела маркетинга и продаж:
— бюро маркетинга;
— бюро сбыта;
— бюровнешне-экономических связей.
6) Зам.генерального директора поэкономике и финансам, который осуществляет руководство:
— финансовым отделом(функционально);
— бухгалтерией(функционально);
— отделом экономическогоразвития;
— бюро акционирования;
— информационно-вычислительнымцентром.
7) Директорвспомогательного производства, руководящий:
— отделом главногоэлектроника;
— отделом главногомеханика с ремонтно-механическим цехом;
— отделом главногоэнергетика с электроучастком, паросиловым хозяйством;
— бюроремонтно-эксплуатационных нужд со складом;
— участком монтажа иэксплуатации промышленных проводок;
— центром техническогодиагностирования и экспертного обследования подъемных сооружений.
8) Директор по качеству – начальник отделатехнического контроля, который руководит:
— отделом техническогоконтроля;
— отделом управлениякачеством.
— бюро сервиса.
9) Директор по работе сперсоналом, осуществляющий руководство:
— отделом кадров с бюроподготовкой кадров;
— отделом социальногообслуживания.
Завод состоит из блока цехов №1 площадью 60 тыс. кв.м, блока цехов №2 площадью 19,4 тыс. кв.м, блока вспомогательных служб площадью2,4 тыс. кв.м, компрессорной станции площадью 0,6 тыс. кв.м, насосной станцииводоснабжения площадью 0,7 тыс. кв.м, тепловозовагонного депо площадью 0,2 тыс.кв.м, административно- бытового корпуса площадью 2,3 тыс. кв.м, бытовыхпомещений блока цехов №2 площадью 1,4 тыс. кв.м, складов площадью 51,5 тыс. кв.м и др.
1. Заготовительно-сварочное производство.
Заготовительно-сварочное производство расположено вблоке цехов №1 на площади 22800м² и имеет следующие специализированныеучастки:
· участок обработкилистового проката, оснащенный гильотинными ножницами, высечными, двухдисковыми,прессножницами, машинами термической резки ” Комета” (плазменными икислородными), прессами, молотами, гибочными машинами и сварочными полуавтоматами;
· участокизготовления трубопроводов оснащенный абразивно-отрезными станками установками наружнойи внутренней очистки труб, трубогибочными станками, сварочными полуавтоматами,установкой пассивации, установкой испытания трубопроводов;
· прессовыйучасток, оснащенный гидравлическими и механическими прессами усилием от 25 тсдо 1000 тс;
· кузнечно-термический участок,оснащенный шахтными печами, соляными ваннами, установками ТВЧ, камернымипечами, молотами и пневмопрессами;
2. Механообрабатывающеепроизводство.
Механообратывающее производство блока цехов №1расположено на площади 7100 м² и имеет в своем составе следующиеспециализированные участки: заготовительно-подготовительный, обработки бандажейи зубвенцов, плоскостных деталей, тел вращения, корпусных деталей, точноголитья и автоматно-револьверных деталей. В составе производства имеются станкитокарной, сверлильной, фрезерной, шлифовальной, расточной, долбежной, зубообрабатывающихгрупп.
3. Сборочно-окрасочноепроизводство.
Сборочно-окрасочноепроизводство расположено в блоке цехов №1 на площади 20500 м² и имеет следующие специализированные участки:
· окрасочный,имеющий в своем составе линии окраски крупногабаритных узлов, среднегабаритныхузлов, мелких деталей и узлов и отделение подкраски готовых изделий на главномконвейере.
Линии окраски крупно и среднегабаритных узлов оснащенынапольными тяговыми конвейерами, а мелких деталей и узлов – подвесным.
· участок общейсборки турбинных двигателей с 2 поперечными конвейерами;
· участок общейсборки самолетов;
· участок общейсборки стационарных турбин;
· участок общейсборк.
4. Производствогидроцилиндров.
Производствогидроцилиндров расположено в блоке цехов №2 на площади 8080 кв.м. Оснащенстанками типа РТ, станками токарной, фрезерной, шлифовальной, полировальнойгрупп, гальваническим отделением, отделением РТИ и пластмасс.
5. Производство приводовс участком ЧПУ.
Производство приводов сучастком ЧПУ расположено в блоке цехов №2 на площади 7150 кв.м. Производитреверсивные, планетарные редукторы, коробки отбора мощности. Оснащен станкамитокарной, расточной, сверлильной, шлифовальной, зубофрезерной, зубострогальной,зубодолбежной, шлицефрезерной, зубошлифовальной спецзубообрабатывающей групп иагрегатными станками, станками с числовым программным управлением токарной,сверлильной, фрезерной, шлифовальной групп и обрабатывающими центрами;
6. Инструментальноепроизводство.
Инструментальноепроизводство расположено в блоке цехов №2 на площади 3676 м². Оснащено станками токарной, сверлильной, шлифовальной координатно-расточной, резьбошлифовальной,строгальной групп, оборудованием электроэрозионной обработки, обработки световымлучом, плазменного упрочнения и др.
7. Производство повыпуску опытных образцов и мелких серий.
Производство по выпуску опытных образцов и мелкихсерий, оснащенное участком мехобработки, сборки и испытательным полигоном.
8. Вспомогательноепроизводство.
Вспомогательноепроизводство в составе, которого имеются участки монтажа и эксплуатации промпроводок,газовый, водонасосная и моечная станции, станция очистки технической воды, компрессорнаяи др.
Организационная структура управления цехами зависит отобъема производства, специфики технологического процесса, управления,специализации и кооперации. Рассматривая организационную структуру управленияцехом видно, что во главе всего стоит начальник цеха, который управляетнепосредственно всеми работниками данного цеха: зам.начальником цеха, мастерамии т.д. Структура цеха представлена в приложении № 2.
Структуру и штатную численность цеха утверждаетдиректор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятияпо представлению заместителя директора по производству. Цеха и участкиструктурируются по признаку однородности технологических операций. Задачейцехов является:
– выполнение хозяйственных заданийруководства по производству продукции;
– применение современныхтехнологий;
— экономия средствпредприятия за счет сокращения издержек производства, соблюдения технологиипроизводства, и сокращении брака.
На предприятии выделяют следующиеотделы и функциональные службы: отдел маркетинга и продаж, отдел информационныхтехнологий, юридический отдел; отдел режима; отдел экономического развития,отдел материально – технического снабжения, бухгалтерии и другие.
Отдела информационныхтехнологий занимается:
— разработкой ивнедрением проектов, порядка и методов планирования и регулирования управленияпроизводством на основе использования совокупности экономико – математическихметодов, современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи,элементов теории экономической кибернетики.
— исследование системыуправления, порядка и методов планирования и регулирования производства с цельюопределения возможности их формализации и целесообразности переводасоответствующих процессов на автоматизированный режим;
— анализ и изучение проблемобслуживания автоматизированных систем управления предприятия и егоподразделений.
— учет поступления,расхода и списание товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
К основным функциямотдела материально – технического снабжения относятся:
— определение в материальныхресурсах;
— определение источниковпокрытия потребности в материальных ресурсах;
— анализ возможностей ицелесообразности установления прямых долгосрочных связей по поставкамматериальных ресурсов;
— контроль качества,количества, комплектности материально – технических ресурсов при приеме их насклады сырья и материалов.
Отдел экономического развития включаетсебя отдел труда и заработной платы, планово-экономический отдел. К основнымфункция отдела экономического развития относятся:
— формирование иопределение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации егохозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынкавнешним и внутренним экономическим условиям
— руководствосоставлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной,финансовой и коммерческой деятельности предприятия, согласование и увязка ихразделов.
— выявление убыточнойпродукции, разработка мероприятий по снятию ее с производства;
— организация икоординация исследований для определения условий повышенияконкурентоспособности выпускаемой продукции и разработка соответствующихмероприятий на основе полученных результатов.
Функции остальных отделовбудут описаны в последующих разделах.
Изменения в организационную структуру предприятиявносятся по решению генерального директора раз в год. Подобные изменениясвязаны в основном с объединением нескольких отделов в один и расширением ихфункций и полномочий, а также дроблением отдела, и соответственно его функций.
В каждом подразделении и отделе в целях наилучшего ихвзаимодействия установлена внутренняя телефонная линия. Использование даннойлинии увеличивает степень информационного обеспечения, помогает скоординироватьработу нескольких отделов.
Управление документооборотом возложено на канцелярию.В канцелярии выделяют три вида документов:
– входящие;
– исходящие;
— внутренние.
К входящим документам относятся документы, полученныеот внешних партнеров. Исходящие документы чаще всего бывают ответом предприятияна входящие документы. Внутренние документы необходимы для организации работыпредприятия. К ним относятся приказы руководства, письма, указания.
1.4 Ресурсное обеспечение организации
Для осуществления текущейдеятельности предприятию необходимы ресурсы, с помощью которых он иосуществляет свою деятельность. В состав ресурсов ООО «МВЕН» входятматериальные ресурсы, которые в свою очередь подразделяются на: финансовые(прибыль, выручка, кредиты, целевое финансирование); сырьевые (металл,пластмасса, резина, электроэнергия, водоснабжение, и прочие); трудовые ресурсы(рабочие производственных профессий и прочий производственный персонал).
Главным источником финансовыхресурсов является прибыль, получаемая от коммерческо-производственнойдеятельности организации.
Сырьевые ресурсы поступают ворганизацию от целого ряда поставщиков, с которыми организация заключаетдоговора поставки комплектующих изделий (перечень одобренных поставщиковприведен в приложении № 3), на заводефункционирует отдел материально-технического снабжения, который ведет работу пообеспечению завода ресурсами.
Прогнозирование ресурсногообеспечения ведется с учетом потребностей в материальных ресурсах, рассчитанныхпод программу производственного плана на очередной месяц. По показателямиспользования ресурсов можно сказать, что ресурсы, поступающие в производство,используются полностью плюс к этому формируется страховой запас на 1 месяц.
В целях повышения использованияресурсного потенциала, на заводе, в службе главного технолога ведется работа поосвоению и внедрению новых, более продуктивных технологий, с применениемкоторых снизится количество бракованных изделий и технологических отходов.
Различаютпоказатели расхода материальных ресурсов и показатели уровня полезногоиспользования материальных ресурсов. Расход материальных ресурсов представляетсобой их производственное потребление. Расход на производство охватывает все количествоматериальных ресурсов, затраченных предприятием непосредственно на выполнениепрограммы по выпуску продукции. Материальные ресурсы расходуются также наремонтные нужды, обслуживание внутризаводского транспорта, обеспечениеподсобного хозяйства, культурно-бытовые нужды. Потребление материальныхресурсов характеризуется общим и удельным их расходом.
Общийрасход материальных ресурсов — это потребление отдельных видов или вместевзятых материальных ресурсов на выполнение всей производственной программы вотчетном периоде. Общий расход материальных ресурсов учитывается в натуральномвыражении; суммарный расход различных видов материальных ресурсов — встоимостном выражении.
Удельным расходом (m) конкретного вида ресурсовназывается средний расход на единицу произведенной годной продукции. Егоопределяют как отношение всего количества материальных ресурсов,израсходованных на производство данной продукции в отчетном периоде (Q), к количеству годных единиц этойпродукции (N): m = Q/N.
Общей характеристикойрасхода материальных ресурсов на производство продукции служит показательматериалоемкости (М), который оценивает фактический расход материальныхресурсов на единицу продукции (или единицу потребительского свойства) внатуральном или стоимостном ее измерении. Этот показатель непосредственновзаимосвязан с показателями, характеризующимирасход отдельных видовматериальных ресурсов, измеряемыми в натуральном, натурально-стоимостном истоимостном выражении.
M = m = Q/N.
Основным направлениемповышения эффективности использования ресурсного потенциала является достижениеэкономии материальных ресурсов, за счет совершенствования техники и технологийпроизводства, освоение более совершенных моделей производства, повышениемкачества изделий.
Расчеты по определениюнеобходимого количества материалов сводятся к следующему:
Н = Р * D,
где Р — среднедневнойрасход материалов по смете затрат на производство по данному элементу затрат,руб.; D — средняя норма запаса для данногоэлемента оборотных средств, дни, %.
В своюочередь, средняя норма запаса оборотных средств (D) по каждому виду или однородной группе материалов учитываетвремя пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М),технологическом (Ф) запасах, а также время, необходимое для выгрузки, доставки,приемки и складирования материалов (подготовительный запас — П):
D = Т+С + М+ Ф+ П.
Текущийзапас (Т) — основной вид запаса. На его размер влияют периодичность поставок подоговорам, а также объем их потребления в производстве.
Среднийинтервал между поставками (цикл снабжения) определяется: при равномерныхпоставках путем деления 360 дней на число планируемых поставок; при неравномерныхпоставках путем деления целесообразной партии материалов на их средне-дневноепотребление или на основании фактических данных о поступлении материалов вочередном году.
Страховой,или гарантийный, запас (С) принимается, как правило, в размере 50% текущегозапаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположенияпоставщиков и вероятности перебоев в поставках.
Транспортныйзапас (М) создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении сосроками документооборота, включая их акцепт.
Технологическийзапас (Ф) создается в период подготовки материалов к производству, включаяанализ и лабораторные испытания. Технологический запас учитывается в томслучае, если не является частью процесса производства.
Подготовительныйзапас (П) устанавливается на основании технологических расчетов или посредствомхронометража.
1.5 Стратегическоепланирование деятельности организации
Стратегическоепланирование представляет собой набор действий и решений, предпринятыхруководством, которые ведут к разработке специфических стратегий,предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
В настоящее время ввиду нестабильногоэкономического состояния предприятия долгосрочных стратегических планов в ООО «МВЕН»не составляется. Планы на предприятии составляются максимум на год.
На предприятиисоставляется месячный производственный план в разрезе цехов, целью которогоявляется организация ритмичной и равномерной работы предприятия. Базой для егосоставления служат производственные мощности каждого из цехов, производственныеплощади, наличие трудовых ресурсов. Производственные планы ежедневно корректируютсяс учетом заявок от отдела продаж и маркетинга.
Ежегодно предприятиесоставляет Бизнес-план на следующий год, который также включает в себяфинансовый план. Бизнес план включает в себя следующие пункты: резюме,характеристики, анализ финансового состояния за 6 месяцев отчетного периода, анализрынка и маркетинг, закупки, ремонтообслуживание, охрана и рациональноеиспользование ресурсов, качество, работа с имуществом, политика в областиоборачиваемости оборотных средств, риски реализации бизнес-плана
Анализ внешней среды представляет собой процесс,посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние поотношению к фирме факторы.
Возможности:
— Высокие темпы роста инезанятые ниши в высокоприбыльных перспективных сегментах рынка
— Проведение модернизациипроизводства и создание новых производств на основе передовых технологий
— Привлечениедолгосрочных финансовых ресурсов и получение корпоративных заказов.
Угрозы:
— Развитие конкуренции впредполагаемых к освоению сегментах рынка
— Маркетинговые риски приформировании бренда и продвижении новой продукции
— Пробелы в системеуправления
— Технологические риски
— Недостаток уровняподготовки технических специалистов при освоении новых технологий
Обследованиевнутренних сильных и слабых сторон фирмы имеет цель определить, обладает лифирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, икаковы внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные свнешними опасностями. Анализ сторон пиведен в таблице 1.5.1
Таблица1.5.1 Анализ сильных и слабых сторон ООО «Фирма „МВЕН“Сильные стороны Слабые стороны
1. Привлечение новой клиентуры
2. Возможность увеличить конкурентоспособность на международном уровне
3. Налаживание контактов с местными органами власти
4. Повышение благосостояния потребителей
5. Отсутствие барьеров для расширения доли рынка
1. потеря клиентов
2. усиление конкурентного давления
3. увольнение сотрудников по собственному желанию
4. зависимость от колебаний макроэкономики
1.6 Управление запасами идвижением товаров в организации
Одна из основных проблемснабжения и логистики состоит в определении оптимального объема поставки, таккак увеличение объема поставок требует дополнительных расходов по размещению ихранению запасов. На предприятии используют следующую формулу для определенияоптимальных поставок:
Q2 = 2 * V * S/(R * K),
где V – ежегодный спрос на материалы, S – расходы на оформление заказа, R – расходы на содержание изделий наскладе, K – цене материалов.
Количество заказовопределяется следующим образом:
F =V/Q
Пусть ежегоднаяпотребность в материалах 20000, стоимость доставки изделия 600р на единицу,расходы на содержание изделий 15%, расходы на оформление заказа 500р.
Тогда оптимальная партиятоваров составит 472 единицы материалов. Количество заказов будет равно 43.
При управлении запасамина ООО „МВЕН“ учитываются следующие факторы при обеспечении сырьем иматериалами:
— движение товаров впути. Учитывается, через какое время будут доставлены те ли иные виды сырья иматериалов;
— технологический процесспроизводства. Учитывается, сколько дней необходимо для производства продукции;
— форс-мажорные обстоятельства;
В ООО „МВЕН“существуют следующие типы запасов:
– запасынезавершенного производства(НЗП);
– запасы готовойпродукции и товаров для перепродажи(ГП);
– запасы исходныхматериалов
– запасытоварно-материальных ценностей(ТМЦ);
На предприятии отделматериально – технического снабжение решает следующие задачи:
— обеспечение доставкиматериалов на каждое рабочее место;
— поддержание запасов напредприятии на оптимальном уровне.
На предприятии действуетскладская форма материально – технического обеспечения, которой свойственнабольшая частота поставок требуемых партий материалов. Основой логистическогопотока являются: транспортные средства, погрузо – разгрузочные механизмы,средства связи и передачи. Связи между отдельными элементами логистики представляютлогистические цепи. Аналогично логистической цепи существует и логистическийканал, состоящий из поставщика, потребителя, посредников и перевозчиков.Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участвующих влогистической операции.
Эффективностьлогистической системы определяется набором показателей, характеризующихкачество работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. Сточки зрения потребителей, эффективность логистической системы можно определитьдвумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуютлогистические издержки. Критериями логистической системы являются: доставкапродукции потребителю в установленный срок, обеспечение высокого уровнятехнического обслуживания и выполнение заказа в установленное время. Исходя изэтих критериев можно охарактеризовать логистическую систему ООО „МВЕН“весьма продуманной и эффективной.
2. Маркетинг
2.1 Сущность и основные понятиямаркетинга
Маркетинг – это система управления, прикоторой в основе принятия решения лежит информация о рынке, а правильность этихрешений проявляется в результатах реализации продукции.
Отдел маркетинга и продаж ООО „МВЕН“должен формировать стиль, методы и процессы работы предприятия, ориентированныена удовлетворение потребностей Потребителей, повышения имиджа предприятия. Этодаст возможность создания условий для увеличения объемов продаж продукции ООО „МВЕН“,освоения и закрепления новых секторов рынка.
Функции маркетинга – видыдеятельности, включающие изучение, прогноз рынка, планирование производстватоваров и услуг, изучения цен, сбыта сервисное обслуживание, контроль и анализполученных результатов.
1. Аналитическая:изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка,изучения товара, изучение внутренней среды предприятия.
2. Производственная:организация производственных товаров, организация материально-техническогоснабжения, управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
3. Сбытовая: товарная политика,организация сервиса, ценовая политика.
4. Управления и контроля:организационные принципы управления и контроля маркетинга, планированиемаркетинга, информационное обеспечение маркетинга, организация системыкоммуникаций на предприятии, управление рисками, контроль (внешний и внутренний)в маркетинге.
Основные принципымаркетинга – комплексность и всеобщая нацеленность. Всеобщая нацеленность –ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожеланияпотребителей. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечиваетэффект только в том случае, если он используется как система.
На предприятииприменяется концепция маркетинга, которая утверждает, что залогом достиженияцелей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков иобеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивнымиспособами, чем у конкурентов. Объектом основного внимания в данной концепцииявляются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Концепциямаркетинга — это ориентацияна нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиямимаркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности вкачестве основы для достижения целей организации.
В любой науке выделяютобъекты и субъекты. В данном случае в маркетинге в качестве субъектов на данномпредприятии мы можем рассматривать тех, кто осуществляет маркетинговуюдеятельность, а именно заместитель генерального директора по маркетингу ипродажам и начальник отдела маркетинга и продаж. Объектом является то, на чтонепосредственно направлено изучение. Это продукция, производимая предприятием,потребители, а точнее их нужды и потребности.
Элементами маркетингаявляются цена, продвижение товаров на рынке, доставка продукта потребителям,продукт. Они так же известны как четыре „пи“: promotion,place,product, price. Кинструментам маркетинга относятся: реклама, учет, прогнозированиеспроса, анализ конъюнктуры рынка. На данном предприятии широкого используется public relations. Предприятие демонстрирует своюпродукцию на выставках, стремясь установить индивидуальный контакт спотребителем.
Среда маркетингаподразделяется на микро и макросреду. К микросреде относятся поставщики,конкуренты, покупатели и контактная аудитория.
Внешняя среда маркетингавключает политические, природные, экономические факторы и т.п. К природнымфакторам можно отнести угрозу загрязнения природной среды. Экономический фактортакже играет немаловажную роль. Он заключается в том, что в случае паденияэкономики или привлекательности отрасли предприятие может оказаться в невыгодной для себя ситуации.
2.2 Организация маркетинговойдеятельности
Численность и структураотдела маркетинга и продаж определяется согласно утвержденного генеральнымдиректором штатного расписания.
Рассмотрим структуруотдела маркетинга и продаж (Приложение № 4). В состав отдела маркетинга ипродаж входят следующие бюро:
— бюро маркетинга;
— бюро ВЭС;
— бюро сбыта.
В состав бюро маркетингавходят:
— группа изучения рынка ианализа;
— группа маркетинга ипродаж по регионам;
— группа оформлениядоговоров;
— техническая группарекламы.
В состав бюро ВЭС входят:
— группа изучения рынка ианализа;
— группа маркетинга ипродаж по регионам;
— группатехнико-экономического обеспечения.
В состав бюро сбытавходит склад готовой продукции и шасси.
Следует отметить, чтораспределение обязанностей между работниками отдела маркетинга и продажосуществляется начальником отдела маркетинга и продаж через начальников бюро всоответствии с должностными инструкциями и Положением об отделе маркетинга ипродаж.
В функции бюро маркетингавходит:
1.Анализ и прогнозирование основных коньюктурообразующих факторов потенциальныхрынков сбыта выпускаемой предприятием продукции: коммерческо-экономических,включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальныхпокупателей; реальный платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию исоотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции, объемовпоставки, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией ООО „МВЕН“,наличия новых рынков сбыта и новых потребителей, выпускаемой предприятиемпродукции.
2. Исследованиепотребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенностиими покупателей.
3. Выявление передовыхтенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия.
4. Выявление системывзаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объемпродаж.
5. Анализ конкурентнойспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств,цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующейпродукции, выпускаемой другими предприятиями.
6. Разработка на основеизучения коньюктуры и емкости рынка прогнозов по платежеспособному спросу нановую и серийно выпускаемую продукцию.
7. Расчет емкости рынкадля продукции предприятия.
8. Сбор, систематизация ианализ всей коммерческо-экономической информации по коньюктуре потенциальныхрынков сбыта продукции предприятия, создание информационно-статистическогобанка данных по маркетингу, включая данные по заявкам на поставку продукции, еепроизводству, наличию запасов, учет претензии потребителей, использование этихданных для ускорения сбыта продукции по отделу маркетингу и продаж.
9. Определениегеографического размещения потенциальных потребителей.
10. Определение удельноговеса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.
11. Исследованиеструктуры, состава и организации работ, сбытовой сети, обслуживающей данныйрынок.
12. Анализ мотивовопределенного отношения потребителей к предлагаемой им продукции.
13. Анализ сильных ислабых сторон конкурирующей продукции, участие в испытаниях новой, серийновыпускаемой и конкурирующей продукции.
14. Разработка стратегиирекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий.
15. Организация рекламыпри помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио):
— организация иподготовка статей и информации для журналов, газет, радио;
— подготовка сценариевдля кинорекламных роликов, фильмов.
16. Осуществление наружной, световой, электроннойрекламы; рекламы на транспорте, прямой почтовой рекламы (плановых и разовыхрассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами).
17. Организация в ходепроведения ярмарок, выставок-продаж показа продукции в действии. Демонстрацияпреимуществ продукции в работе, диапазона возможностей их использования.Организация других мероприятий по формированию потребительского спроса навыпускаемую предприятием продукцию.
18. Организация участияпредприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках, ярмарках,выставках-продажах:
— подготовка необходимыхдокументов и материалов;
— организациявыставок-продаж, выставок на предприятии.
19. Разработка предложений по формированию фирменногостиля, организация рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов,афиш, экспресс-информации).
20. Обеспечениепредставителей предприятия, направляющихся на выставки, ярмарки,выставки-продажи, рекламными проспектами и другой рекламной документацией.
21. Анализ действенности рекламы, ее влияния на сбытпродукции, информированности потребителей о продукции предприятия; определениеэффективности рекламы; разработка предложений по совершенствованию организациирекламы.
22. Изучение и анализэффективности форм доставки техники потребителям для каждого вида продукциивыпускаемой предприятием.
23. Анализ организацииоптовой торговли, сбытовой сети, выбор наиболее оптимальных по длительности,стоимости и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия,оценка эффективности работы сбытовой сети.
24. Анализ состоянияреализации продукции предприятия, выявления продукции не имеющей достаточногосбыта, определение причин этого.
25. Проведениесравнительного анализа издержек обращения выявление и ликвидация экономическинеобоснованных расходов.
26. Формирование новыхпотребностей с целью расширения рынка и поиск новых форм применения выпускаемойпродукции.
27. Разработкапредложений по созданию принципиально новой продукции.
28. Разработкапредложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкций и технологиипроизводства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительскихсвойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений. Представлениеуказанных предложений в технический отдел. Участие совместно с техническимотделом в определении параметров новых и модернизированных машин и технологий.
29. Разработкапредложений по организации маркетинга на 1-2 года с целью обеспечения доставкипокупателям продукции в необходимые сроки и в достаточном количестве; своевременнойинформации о потребительских свойствах продукции; установления прямых контактовс потребителями; активного участия в выставках-ярмарках, выходя на новые рынки;расширения номенклатуры иностранных покупателей.
30. Разработка предложений по стимулированию сбытапродукции, не имеющей спроса, путем повышения качества и технического уровняпродукции, организации дополнительной рекламы, снижения цен, улучшениятехнического обслуживания или в необходимых случаях по снятию изделия спроизводства… Анализ договора (контракта) в соответствии с требованиями СТП СК07. 001-03.
31. Подготовка изаключение договоров с покупателями.
32. Увязка планов запускав производство и поставки продукции с производственными службами и цехамипредприятий с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и номенклатурев соответствии с заключенными договорами, участие в формировании годовых,квартальных и месячных номенклатурных планов производства и сдачи готовойпродукции для обеспечения поставок в сроки и номенклатуре в соответствии сзаключенными договорами по бюро маркетинга.
33. Составление годовых,квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с договорами иконтролирование их по бюро маркетинга.
34. Организация ипланирование отгрузки готовой продукции: принятие мер по восполнению цехамизадолженности по поставке продукции.
35. Разработкапредложений по повышению качества и надежности выпускаемой продукции.
В функции бюро ВЭСвходит:
1. Проводит исследованияпо изучению:
— зарубежного рынка;
— фирм-конкурентов;
— потенциальныхпартнеров;
— фирм-посредников;
— продукции завода наконкурентоспособность и качество;
— положения предприятияна рынке и составление прогнозов развития рынка.
. На основе материаловисследований разрабатывает рекомендации и доводит соответствующим службамзавода.
. Разрабатывает проектрекламной документации рассчитанной на внешний рынок, как-то: проспекты,буклеты, листовки, плакаты и др.
. Проводит рекламныемероприятия на внешнем рынке, используя возможные каналы, как-то: международныевыставки и ярмарки, симпозиумы, презентации, контакты с торговымипредставительствами, посреднические организации по договорам комиссии и т.п.
. Организует заключениеторговых сделок по экспорту выпускаемой продукции и импорту оборудования и товаровдля завода, используя прямые контакты или посредников. Готовит и рассматриваетдоговора и контакты на экспорт и рассматривает контакты на импорт.
. На основе заключенныхконтрактов и договоров выдает службам-исполнителям извещение о заключенных ОВЭСдоговоров или контрактов в соответствии с СТП СМК.
. Осуществляетоперативный контроль за ходом исполнения договоров и контрактов до полного ихзавершения, в случае необходимости, привлекает к исполнению необходимые службызавода.
. Ведет контроль засвоевременной оплатой продукции поставляемой на экспорт.
. Предоставляетинформацию в отдел менеджмента качества по продукции фирм конкурентовпредставленных на внешних рынках.
В функции бюро сбытавходит:
. Ежемесячноеформирования плана реализации запасных частей.
. Обеспечение успешнойкоммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции.
. Подготовка и заключениедоговоров с покупателями на поставку запасных частей.
. Участие совместно ссоответствующими службами предприятия в формировании годовых, квартальных,месячных номенклатурных планов продукции для обеспечения поставок вустановленные сроки и номенклатуре.
5. Увязка планов запускав производство и поставки продукции с производственными службами и цехамипредприятий с целью обеспечения сдачи готовой продукции в сроки и номенклатурев соответствии с заключенными договорами.
6. Ежемесячный,ежеквартальный анализ выполнения плана поставок по запасным частям и принятиемер по восполнению цехами задолженности по поставке продукции.
. Организация приемки готовойпродукции от производственных подразделений на склады, хранения и предпродажнойподготовки к отправке готовой продукции потребителям.
8. Организация приемкишасси
. Составление перечнязапасных частей, по которой сдача отстает от установленного графика, идоведение его до руководства предприятия.
10. Предъявлениепретензий цехам-изготовителям за невыполнение внутризаводских обязательств поизготовлению и сдаче запасных частей.
11. Составление заявок нанеобходимые материалы для осуществления функций сбыта.
12. Организация отгрузкипотребителям в сроки и объёме, установленные планом реализации.
Рассмотрим задачи отделамаркетинга и продаж.
Задачи бюро маркетинга:
1. Разработка краткосрочной, среднесрочной идолгосрочной стратегии маркетинга и ориентация разработчиков и производства навыполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.
2. Исследованиепотребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к нейпокупателями требований, исследование факторов, определяющих структуру и динамикупотребительского спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных,среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
3.Организация фирменного оформления рекламы истимулирования сбыта продукции.
4.Своевременная подготовкаи заключение договоров на поставку готовой продукции, обеспечение выполненияпланов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с договорами,заключенными отделом маркетинга и продаж.
Задачи бюро ВЭС
1. Разработка иосуществление маркетинговой политики рассчитанной на зарубежные рынки.
2. Проведение переговорови предварительная подготовка контрактов к их заключению на поставку продукциина экспорт.
4. Таможенное оформлениеэкспортно-импортных сделок.
Задачи бюро сбыта:
1. Своевременнаяподготовка и заключение договоров на поставку запасных частей, обеспечениевыполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии сдоговорами, заключенными отделом маркетинга и продаж.
. Удовлетворениепотребностей потребителя на внутреннем рынке запасными частями.
. Организациясвоевременной отгрузки продукции по договорам заключенными отделом маркетинга ипродаж.
В процессе своейдеятельности отдел маркетинга строит свои взаимоотношения со службами заводаследующим образом:
Бюро маркетинга:
1.Получает от подразделений технического отдела:
— комплекты конструкторской документации, чертежи и т. д.;
— техническиехарактеристики на выпускаемую продукцию и на вновь создаваемую, области ееприменения, свойства;
— информационныематериалы о достижениях и передовом опыте отечественной и зарубежной науки,техники и технологии по профилю предприятия, переводы научно-технических иэкономических публикаций (по заказам);
Передает подразделениямтехнического отдела:
— предложения ирекомендации по созданию и производству новых видов продукции, улучшениюхарактеристик выпускаемой продукции;
— предложения посовершенствованию технологических процессов, улучшению потребительских свойствпродукции;
— заявки на изготовлениевыставочных образцов продукции. Пристендовые рекламные материалы.
. Получает от отдела экономического развития:
— годовые, квартальные имесячные планы производства продукции.
— изменения, вносимые вплан выпуска продукции;
— проекты цен на новуюпродукцию, цены и их изменения на производимую продукцию.
Передает отделуэкономического развития:
— предложения поизменению цен, исходя из коньюктуры рынка и состояния спроса на даннуюпродукцию;
— рекомендации поизменению номенклатуры и объема выпуска продукции, исходя из коньюктуры рынка.
3. Получает от отделатехнического контроля информация о характере претензий потребителей к качеству,потребительским и другим свойствам продукции, анализу рекламации и принятыхмер. Сертификаты качества на выпускаемую продукцию, сертификаты качества на выпускаемуюпродукцию. Передает предложения о необходимости усиления контроля по отдельнымвидам продукции на основании отзывов, полученных от потребителей.
4. Получает от сбытовыхотделов информацию об отказах покупателей от продукции, причинах отказов, отношениепотребителей к продукции завода.
5. По итогам полугодияпредставляет руководству предприятия через технического директора обзор санализом результатов изучения рынков сбыта и предложениями по стратегиирыночного поведения предприятия на предстоящей период.
Бюро ВЭС осуществляетдокументооборот со следующими службами:
— финансовый отдел;
— отдел реализации;
— бухгалтерия;
— планово-экономическийотдел;
— отдел главногоконструктора.
Финансовому отделу бюроВЭС представляет экземпляр экспортного контракта подписанный сторонами, илифакс-копию, которой необходим для открытия паспорта сделки.
Бюро ВЭС передаетфинансовому отделу приказ на отпуск и доверенность на получение ТМЦ дляоформления счет фактуры, а также, если необходимо ПТС и справки-счета. Послевыпуска декларации (экспорт/импорт) в финансовый отдел передается завереннаятаможенным постом копия ГТД.
Бюро сбыта передаетприказ на отпуск для сверки заводских номеров, а также номеров шасси идвигателя. При железнодорожной поставке продукции на экспорт бюро ВЭС заранеедает указание в бюро сбыта о такой поставке со всей необходимой информацией.
В бухгалтерию бюро ВЭСпредставляет:
— ГТД по импорту в 3-хэкземплярах: два – в бюро учета ТМЦ, один — в производственный отдел;
— ГТД по экспорту 1экземпляр производственный отдел;
— Копию ГТД со штампомтаможни о том, что товар вывезен полностью в 2-х экземплярах в производственныйотдел;
— документы оподтверждении вывоза продукции завода за пределы таможенной территории РФ.
Планово-экономическийотдел представляет в бюро ВЭС цены на продукцию завода, а также другие расчетынеобходимые для оформления цен на поставку товара на экспорт и таможенноеоформление.
Отдел главногоконструктора предоставляет в бюро ВЭС технические характеристики серийных иновых изделий, а также другую информацию необходимую для производстваэкспортного контракта.
2.3 Маркетинговые исследования рынка
Информация омаркетинговых исследованиях и доле рынка ООО „Фирма “МВЕН»является коммерческой тайной, и не подлежит раскрытию.
При анализе внешней средыорганизации для маркетолога, занимающегося стратегическим планированием, имеетзначение три составляющие внешней среды:
1) Экономические,политические, социальные и юридические факторы, которые не подвержены влиянию иконтролю со стороны компании;
2) Конкуренты,действующие на тех же рынках, что и данная компания (как прямые конкуренты,которые используют похожие товарно-рыночные стратегии, так и косвенныеконкуренты, которые предлагают продукты-заменители или альтернативные услуги);
3) Клиенты, ихпотребности и цели, а также особенности и конкурентные условия в отраслях и нарынках клиентов.
Информация омаркетинговых исследованиях и доле рынка ООО «Фирма „МВЕН“является коммерческой тайной, и не подлежит раскрытию.
Следуетотметить, что продукция ООО „МВЕН“ является специфичной, аследовательно конкурентов у нее очень немного. Предприятие ведёт политику,которая способствует созданию доверительных отношений с потребителями. Большойакцент делается на качестве продукции, относительно коротких срокахпроизводства и т.д.
Отличительной особенностью продукции является экологическая чистота ивысокое качество. Следовательно, позиционирование, прежде всего, осуществляетсяпо цене.
В качестве стратегии охвата избрана стратегия „концентрированныймаркетинг“. Предприятие остановило свой выбор на одном, наиболееблагоприятном сегменте рынка и сосредоточил на нем все свои усилия.
В качестве стратегии позиционирования продукции ООО „МВЕН“использует стратегию ограниченного роста. Предприятие концентрирует внимание насуществующих производствах и их поддерживает; осуществляется расширение рынкареализации продукции; внедрение новых технологий обеспечивающих безотходноепроизводство. Предприятие собирается расширять каналы сбыта благодаряпереориентации на другие продукты с новыми характеристиками.2.4Организация закупочной и сбытовой деятельности
Ценообразование происходит традиционным способом:
Цена = себестоимость + планируемая прибыль
На данном предприятии в производстве используетсяширокий спектр разнообразного сырья. Предприятие контактирует с различнымиорганизациями – поставщиками сырья. Таким образом, у предприятия существуютсвои постоянные поставщики, которые позволяют снизить цену и повышаютнадежность своевременного выполнения заказов.
Товарнаяполитика на предприятии ООО „МВЕН“ — производство качественнойпродукции, отвечающей требованиям стандартов и удовлетворяющей потребностипокупателей.
Сбытоваяполитика напрямую зависит от количества поступивших заказов. На основаниипоступивших заявок отдел маркетинга составляет план производства. Разделы планасбыта включают номенклатурный и количественный перечень производимой продукции.
На основанииежемесячного плана производства составляется план закупок сырья. Планрассчитывается путем перемножения количества запланированной продукции на нормурасхода материала на определенный продукт, с учетом отходов. Формированиеобъема закупок происходит с учетом остатков на складах готовой продукции и НЗП.
Осуществлениезакупок осуществляется путем заключения годового договора с поставщиком наориентировочный объем материала. Каждый месяц высылается заявка, на которую вответ должны выслать счет. После оплаты данного счета осуществляется поставкаматериала.
Основныепоставщики материалов – предприятия, с которыми установлены длительные связи. Переченьодобренных поставщиков ООО „МВЕН“ указан в приложении 3.
Этипоставщики определенным требованиям, которые выдвигает руководство предприятия:
— поставщикжелательно должен иметь опыт сотрудничества с ООО „МВЕН“;
— сырьедолжно сопровождаться документами, подтверждающие качество и характеристики(ГОСТы, сертификаты, лицензии качества);
— изготовитель должен предложить наиболее низкую цену;
— партиязаказа должна быть поставлена в указанные в договоре сроки;
— возможностьпоставки без предоплаты.
Оценка поставщикаосуществляется по результатам контроля качества поставщиков продукции. Если Кбнаходится в пределах от 0% до 0,2% — поставщик отличный, от 0,2% до 0,8% — поставщик хороший, от 0,8% до 2% — поставщик удовлетворительный, 4% и более –поставщик очень плохой.
Кб = (Б1+ Б2)/N *100%, где
Кб – процентбракованных изделий, выявленных разбраковкой несоответствующих партий;
Б1 –количество бракованных изделий, выявленных разбраковкой несоответствующихпартий;
Б2 –количество бракованных изделий, выявленных на любых последующих стадиях;
N – количество изделий во всехпоставленных партиях.
Критериями выборапоставщиков являются:
— техническиехарактеристики продукции;
— экономическиепоказатели;
— результаты входногоконтроля продукции поставщика на ее соответствие установленным требованиям;
— соблюдение поставщикомдоговорных положений и сроков;
— наличие у поставщикасертифицированной системы менеджмента качества.
2.5 Системы маркетинговой информации
Система маркетинговой информации –постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методическихприемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки ираспространения актуальной, своевременной и точной информации для использованияее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования,претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
В качестве маркетинговойинформации в ООО „МВЕН“ используют систему внутрифирменнойотчетности, которая включает сведения предназначенные для оценки эффективностимаркетинговой деятельности, а также для выявления проблем и возможностей.Бухгалтерия предприятия готовит финансовую отчетность и ведет детальный учеттекущих продаж, заказов, цен и движения наличности. Производственный отделсоставляет отчеты, в которых отражается время производства и поставок той илииной продукции, а также их подробное описание. Отдел сбыта составляет отчет одеятельности, контрактах и претензиях клиентов. Это быстрый и дешевый источникинформации. Разведывательных данных извне предприятие не собирает.
Сбор и анализ информации происходит спомощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей исоставляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности,системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговыхисследований и системы анализа маркетинговой информации.
Как и у любой фирмы, в ООО „МВЕН“ существует внутренняя отчетность,отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальныхзапасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторскойзадолженности.
Система сбора внешней текущеймаркетинговой информации – набор источников и методических приемов, посредствомкоторых руководитель получает повседневную информацию о событиях, происходящихв коммерческой среде.
Руководитель на предприятииосуществляют сбор текущей маркетинговой информации, читая книги, газеты испециализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторамии прочими лицами, не относящимися к штатным работникам предприятия, а такжеобмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самогопредприятия.
2.6 Оценка эффективностимаркетинговой деятельности
Специалистами службымаркетинга производятся такие мероприятия как:
1. Оценка эффективности маркетинговойдеятельности в соответствии с планом маркетинга
2. Оценка планируемых и достигнутыхпоказателей в области рекламной деятельности и мероприятий по стимулированиюсбыта
3. Осуществляется расчет рентабельностизатрат на рекламу и стимулирование сбыта
Комплексным методом оцениваетсяэффективность маркетинговой деятельности на основе метода экспертных оценок.
В основном вся прибыль получается засчет маркетинговой деятельности. Фактические затраты на маркетинговую деятельностьсоставляют от 0,3-0,5% от выручки. Из этого можно сделать вывод, чтодеятельность отдела маркетинга и продаж является эффективной и с точки зренияполучения дохода – прибыльной.
3. Экономика труда
3.1 Производительность иэффективность труда
Трудовые отношениярегулируются трудовым договором, договором об индивидуальной материальнойответственности, с одной стороны – работодателем, с другой – работником.
Эффективностьиспользования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительноститруда – результирующего показателя работы предприятия, в котором отражаются какположительные стороны работы, так и недостатки.
Рассмотрим основныетехнико-экономические показатели по труду, представим их в виде таблицы 3.1.1.
Из приведенной таблицы мывидим, что среднесписочная численность всего персонала за 2008 г. выше плановой на 63 человека и выше численности за 2007 г. на 277 человек.
По производительноститруда выполнение плана составило 163,0%, а темп роста 143,8%.
Дополнительный объемвыпущенной продукции увеличил расход фонда заработной платы. Фактическиначисленный фонд заработной платы выше запланированного на 14478 тыс.руб. и на64911 тыс.руб. выше ФЗП 2006 года.