Введение
Внешнеэкономические связи это совокупностьнаправлений, форм, методов и средств торгово-экономического,научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитныхотношений между странами с целью рационального использования преимуществмеждународного разделения труда, возможностей международных экономическихотношений для повышения экономической эффективности хозяйственной,предпринимательской деятельности.
Во внешнеэкономических связях переплетаются воединоэкономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленноепроизводство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.
Внешнеэкономические связи включают в себя следующиенаправления и формы[1]:
внешнюю торговлю;
международное производственное (аграрное ипромышленное) сотрудничество;
международное инвестиционное сотрудничество;
международное научно-техническое сотрудничество;
экономическое и техническое содействие;
валютно-финансовое сотрудничество.
Сущность государственного регулированиявнешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов субъектоввнешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные рычаги,инструменты и средства воздействия на всю систему национальных экономическихинтересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны. Все эти факторы иобусловили актуальность и значимость нашего исследования.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать ипонять значимость государственного регулирования внешнеэкономических связей вРоссийской Федерации.
Нами были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить сущность и структуру системыгосударственного регулирования внешнеэкономических связей;
2. проанализировать основные направления государства врегулировании внешнеэкономической деятельности;
3. рассмотреть органы, которые регулируютвнешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующиевнешнеэкономической деятельности.
4. выявить институциональные преобразованиявнешнеэкономической деятельности в России.
5. рассмотреть основные тенденции и проблемы развитиявнешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.
1. Сущность и структурасистемы государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Государственное регулирование внешнеэкономическихсвязей — это система хозяйственно-политических мер, осуществляемыхгосударственными органами по углублению и расширению участия страны вмеждународном разделении труда с целью повышения эффективности общественногопроизводства и оптимизации структуры потребления.
Оно является составной частью механизмавоспроизводства национального экономического потенциала и представляет собойодин из основных объектов государственного регулирования национальной экономикинаряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ееструктурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающейсредой и др.
Глобальные цели государственного регулированиявнешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретныхпроблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах.
Это, например, преодоление кризиса экономики,необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защитаотечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежногобаланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяетконкретные направления, формы, масштабы государственного регулированиявнешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри — ивнешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересовсубъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеэкономическихсвязей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных,бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.
Сущность государственного регулированиявнешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономическихотношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализациюгосударственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономическойдеятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права,общепризнанных международных норм и правил.
Механизм регулирования международных экономическихсвязей представляет собой определенную систему принципов, инструментов иметодов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономическойдеятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления;совокупность конкретных методов и инструментов регулирования;институционно-правовые структуры.
Принципы управления внешнеэкономическими связямихарактеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают дваглавных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер иформы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свободаторговли[2].
Протекционизм — это защита внутреннего рынка отиностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа наввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, какколичественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизмможет привести к падению эффективности производства национальных предприятий,снижению конкурентоспособности производимых товаров.
Свобода торговли — означает устранение ограничений вовнешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран сразвивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономикиконкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемойявляется дилемма: протекционизм — свобода торговли, в рамках которой иколеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.
Совокупность конкретных экономических методов иинструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы;экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; системуустановления цен на экспортно-импортные товары.
Институционно-правовые структуры составляют: различныемеждународные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаии т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономическогосотрудничества.
Эффективность механизма регулированиявнешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:
— эффективность использования и распределенияимеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспеченияпотребления товаров и услуг населением страны;
— влияние системы регулирования на рост экономическогопотенциала, привлечение инвестиций;
— обеспечение занятости населения;
— распределение доходов между субъектамивнешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальномуровне;
— стабильность цен;
— качество жизни в обществе;
— экономическая безопасность страны.
Механизм регулирования международных экономическихотношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального имеждународного. Поэтому механизм государственного регулированиявнешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международныхрычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграциинационального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, местаи роли национальной экономики в мировом хозяйстве.
Рассматривая государственное регулирование какопределенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыреосновных элемента:
Важнейшим элементом, определяющим эффективностьфункционирования всей системы, является выработка и реализациявнешнеэкономической политики.
В основе внешнеэкономической политики стран-участницмеждународного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный)процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой,технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природеструктуре мирового хозяйства[3].
Основной двуединой задачей, на решение которой должнабыть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, являетсяпроникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировуюэкономику. Для этого необходимо:
— сформировать собственный экспортный потенциал,способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;
— улучшить структуру и пропорции внешнеэкономическогообмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг вэкспорте;
— переходить к прогрессивным формам международногосотрудничества.
Реализация основной задачи создаст благоприятныеусловия для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.
“Технологическим” элементом системы регулированиявнешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости отспособа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямогодействия.
К инструментам прямого действия относятся: целевыегосударственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободнойэкономической зоне); непосредственный контроль государства завнешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемовэкспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен наэкспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.
Инструменты непрямого действия влияют на стоимостныепропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять наобъемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки всбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса;девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров[4].
В качестве инструментов регулирования государствообычно использует следующие экономические категории:
Экспортная лицензия — документ, контролирующий вывозиз страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую,историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения,подписанного специальными правительственными органами;
Экспортная субсидия — дотация производителю илипродавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства илиобращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке.Экспортная субсидия — одна из форм стимулирования развития экспорта,предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямоефинансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров,финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортногопроизводства, включая введение повышенных норм амортизации, финансированиемаркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитиеэкспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.
— Экспортные премии — экономические рычаги финансовогои ценового характера, используемые государством (а также монополиями,предприятиями, организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видовпродукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются длярасширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные ценовыеусловия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно экспортные премиивыступают в форме полного или частичного освобождения фирм-экспортеров отуплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или ввиде прямого субсидирования экспорта.
— Импортная квота — это нетарифные количественные(стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров.Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя илиуменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.
— Добровольное ограничение экспорта — своеобразныйаналог импортных квот, один из методов государственного регулирования внешнейторговли. Он означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическимсвязям ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательствоможет быть принято в результате официального или неофициального соглашения обустановлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение экспортавызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или является уступкой вобмен на экономическую, техническую или военную помощь.
— Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорттоваров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падениякурса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательнаяспособность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низкимценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затемобменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствиеэтого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина — этодополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые поценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних цен импортирующейстраны. В ряде стран, в т.ч. и на Украине, законодательством установленыпредельные отклонения от нормальных цен, превышение которых признаетсядемпингом.
Инструментом регулирования экспорта-импорта являютсятакже акциз и налог на добавленную стоимость.
Акциз — одна из разновидностей косвенных налогов,связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц.Плательщиком акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизомтоваров (табак, спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет кросту цен на импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичныхтоваров отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импортналога на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налогс части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной вобращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от реализациипродукции или услуг за вычетом материальных затрат[5].
Льготы и привилегии предприятиям с иностраннымиинвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов,ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенноедля собственного материального производства и собственных нужд иностранныхработников, не облагается таможенными пошлинами.
Валютная выручка таких предприятий от экспортапродукции собственного производства остается полностью в их распоряжении.
Гарантирование экспортных кредитов — выдача гарантиигосударством, коммерческими банками по обязательствам клиентов передзарубежными партнерами. Основная их цель — страхование покупателя от убытков,вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также можетвыступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественнымиорганизациями от иностранных кредитов.
Важнейшим элементом системы государственногорегулирования внешнеэкономических связей являются различные стандарты итехнические нормы.
Международные стандарты — рекомендации международныхспециализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров,производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам ихпроизводства либо использования.
В отличие от национальных стандартов международные неносят обязательного характера для их использования, однако применение международныхстандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых рынках.Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к применению, вчастности, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большимколичеством других специализированных организацией. Международные стандартыувязывают входные и выходные параметры изделий разных производителей,призванных работать в едином комплексе[6].
Соответствие продуктов международного обмена определеннымстандартам и техническим требованиям подтверждается посредством сертификата.Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самимизготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной(специализированной организацией, независимой от изготовителя и потребителя).Государство может влиять на потоки экспортно-импортных товаров, устанавливаясоответствующие сертификатные требования.
Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономическихсвязей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики.Валютная политика — это комплекс мер экономического, правового иорганизационного характера, проводимых государственными органами, центральнымифинансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а такжемеждународными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитныхотношений. Валютная политика государства является составной частью еговнешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включениюэкономики страны в мировое хозяйство.
Основные направлениягосударства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
С целью повышения эффективности функционированиявнешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принциповгосударственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии скурсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает рядосновных направлений[7]:
— во-первых, о выработке и реализации целостнойэкспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевогоэкспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так ипрогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау). Большую роль вразвитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политикис экспортной ориентацией на период до 2005 г.;
— во-вторых, об улучшении доступа российских товаров навнешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических иправовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и ихравноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятиинеобоснованных ограничений и создание более благоприятных условий дляпродвижения российских товаров на внешние рынки;
— в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя изобщепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсеналапредусмотренных российским законодательством инструментов. При этом введениедополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российскийрынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны бытьнаправлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественныхпроизводств. Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилениемконтроля за осуществлением внешнеторговой деятельности;
— в-четвертых, о формировании международныхрегиональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Основные цели государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности состоят в следующем[8]:
— использование внешнеэкономических связей для ускорениясоздания в России рыночной экономики;
— содействие повышению производительности труда икачества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупокновых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российскихпредприятий в мировую конкуренцию;
— создание условий доступа российских предпринимателейна мировые рынки посредством оказания государственного, организационного,финансового, информационного содействия;
— защита национальных внешнеэкономических интересов,защита внутреннего рынка;
— создание и поддержание благоприятного международногорежима во взаимоотношениях с различными государствами и международнымиорганизациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в условияхпереходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующимиосновными принципами: единство внешнеэкономической политики и национальной(внутренней) экономической политики; единство системы государственногорегулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжестирегулирования ВЭД с административных на экономические методы; четкоеразграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в областиуправления ВЭД; обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничениекомпетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральныхорганов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
определение основных принципов осуществления ВЭД ивнешнеэкономической политики России в целом;
разработка соответствующих федеральных программ;
защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ееотдельных субъектов и граждан в частности;
разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
подготовка и заключение международных договоров игосударственных соглашений, контроль за их исполнением;
организация и контроль деятельности торгпредств РФ зарубежом;
определение и реализация валютной политики страны;
формирование и использование золотовалютных резервовРФ;
контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных)товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ вусловиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
осуществлять ВЭД в пределах их территории согласнозаконодательству;
контролировать и координировать деятельностьучастников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовыватьсоответствующие региональные программы;
предоставлять участникам ВЭД дополнительные кфедеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерацияне отвечает);
заключать соглашения по международному сотрудничествув рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративныхгосударств);
иметь представителей в торговых представительствах РФза рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенныевопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:координация действий участников ВЭД; выполнение договоров РФ с зарубежнымистранами (если их выполнение касается интересов регионов); разработка ивыполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД; регулированиеприграничной торговли; информационное обеспечение ВЭД.
3. Органы, регулирующиевнешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующиевнешнеэкономической деятельности.
Большое внимание управлению и регулированиювнешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственныйаппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулированиеразличных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии сзаконодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководствогосударственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законыи издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международныесоглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах;регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспортадрагоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.
Высшими органами, осуществляющими государственноерегулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которыевправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю,совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономическогосотрудничества и взаимодействия[9].
Общее руководство внешнеэкономической деятельностьюосуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления повопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД,проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.
Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежнуюсферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложенияоб изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулируетсистему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяетметодические основы разработки платежного баланса.
Центральным специальным государственным органомрегулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговливозложены такие регулирующие функции:
выработка стратегии внешнеэкономической политики иобеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации ихдействий в соответствии с международными договорами;
разработка единой валютной, кредитной, ценовойполитики;
осуществление контроля за соблюдением всеми субъектамиВЭД законов и условий международных договоров;
сотрудничество с различными международными имежправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
подготовка и заключение внешнеторговых договоров исоглашений с разными странами;
координация и согласование внешнеэкономическойдеятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другимиминистерствами и ведомствами;
осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежитЦентральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляетинтересы государства в отношениях с национальными или центральными банкамидругих государств, международными банками и другими финансово-кредитнымиучреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видоввалютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностраннойвалюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдачалицензий банкам на осуществление валютных операций.
Государственный комитет РФ по науке и технологиямпризван контролировать и координировать международное научно-техническоесотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие вподготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, всовершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.
Из негосударственных организаций наибольшеевоздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленныепалаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческойобщественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, онаявляется юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономикистраны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированиюсовременно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всехвидов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежнымистранами.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи[10]:
оказание помощи предпринимателям и предприятиям;
организация взаимодействия между субъектамипредпринимательской деятельности и с государством;
содействие развитию системы образования и подготовкикадров для предпринимательской деятельности;
оказание предпринимателям, их объединениям, союзам,ассоциациям информационных услуг;
содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказаниетехнической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведенииопераций на внешнем рынке;
принятие мер к недопущению и пересечениюнедобросовестной конкуренции, неделового партнерства;
содействие регулированию споров, возникающих междупредприятиями, предпринимателями;
предоставление услуг для осуществления коммерческойдеятельности иностранных фирм и организаций.
ТПП РФ активно содействует развитию экспортароссийской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в ихвнешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического инаучно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия пообучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД.Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождениироссийских партнеров.
ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует вдеятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие нарегулирование ВЭД оказывают созданные, при ТПП Международный коммерческийарбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия,Ассоциация диспашеров[11].
Международный коммерческий арбитражный судрассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлениивнешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений междуфирмами, организациями разных стран.
Морская арбитражная комиссия занята регулированиемконфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскомустрахованию, спасению получивших повреждение судов.
Банк внешней торговли России осуществляет все видыопераций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом:экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами,открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции,а также предоставление консультационных услуг.
Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлятьдолгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способныевыпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.
Российский банк реконструкции и развития финансирует икредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевойструктуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта иразвития импортозаменяющего производства.
Для стимулирования двусторонних и многостороннихмеждународных экономических связей созданы разнообразные ассоциации деловогосотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д.Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные,контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российскихучастников ВЭД на мировой рынок, с другой — информировать потенциальныхзарубежных партнеров о перспективах российского рынка.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК)непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции[12]:
контроль за пересечением Государственной границы РФгражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;
участие в изменениях ставок таможенных пошлин иразмеров таможенных сборов;
формирование доходной части федерального бюджета РФпосредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов,финансовых средств и имущества граждан;
защита экономических и иных интересов России черезборьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и черезпредотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;
ведение таможенной статистики;
участие в валютном и экспортном контроле;
участие в разработке таможенного законодательства итаможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.
За рубежом также производится регулирование ВЭД нагосударственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большиеуспехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейскогосообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможеннойдеятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкамсырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.
При осуществлении ВЭД необходимо учитыватьвнешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которойформируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствуетгосударственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшиегосударственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания,конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы порегулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.
Правительственные органы занимаются регулированием иреализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международныхорганизаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействияучастников ВЭД из разных стран[13].
При этом важно учесть, что большинство стран мираиспользуют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы ирегламенты, выработанные этими международными организациями с целью развитиямеждународного экономического сотрудничества.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю(ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачамотносятся[14]: межведомственныйконтроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сферевалютного и экспортного контроля; аудиторская проверка отдельных участниковВЭД; координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭДв России; содействие в создании единой российской информационной системы повалютному и экспортному контролю; анализ эффективности и разработка мероприятийпо совершенствованию системы валютного контроля РФ.
4.Институциональные преобразования внешнеэкономической деятельности в РФ.
Главным направлением преобразованиявнешнеэкономической деятельности в России явилась ее либерализация, т.е.осуществление комплекса мер по устранению разного рода запретов и ограничений,препятствующих свободному ведению хозяйствующими субъектами страныэкспортно-импортных и валютных операций с зарубежными партнерами, а такжерасширению доступа иностранных товаров и капиталов на российский рынок.
Суть осуществленных мероприятий состояла в отказе отгосударственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и переходе ксистеме их регулирования с помощью преимущественно экономических методов.
Начало радикальной реформе российской внешней торговлибыло положено Указом Президента страны «О либерализации внешнеэкономическойдеятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.), в соответствие с которым российским предприятиям, их объединениям, кооперативныморганизациям и частным лицам, независимо от форм собственности, былопредоставлено право прямого выхода на внешние рынки без каких-либо специальныхразрешений и регистрации[15]. Причем в отличие от ранее действовавшего порядка, ихвнешнеэкономическая деятельность могла включать в себя и посредническиеоперации.
Этим же указом были отменены также ограничения научастие российских граждан и юридических лиц в проведении валютных операцийчерез уполномоченные банки, в том числе на покупку наличной валюты.
В развитие названного указа был принят ряд другихрешений, закрепивших демонтаж прежнего планово-распределительного механизмауправления процессами обращения товаров, услуг и капитала между национальным имировым хозяйствами и обеспечивших становление новых норм и правил,регулирующих эти процессы.
Постепенно были сняты ограничения на экспорт готовойпродукции, а затем и стратегически важных сырьевых товаров; отменены нетарифныеограничения на импорт; введена внутренняя обратимость рубля по текущимоперациям; уполномоченным на ведение валютных операций банкам было разрешенооткрывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам.
Являясь органичным продолжением проводимых в странерыночных реформ, либерализация внешнеэкономической деятельности имела своимицелями[16]: обеспечить активное воздействие внешнеэкономическогофактора на ускорение процесса перехода России к рыночным отношениям, повышениеконкурентоспособности и эффективности ее экономики; создать условия длявключения отечественной экономики в мирохозяйственные процессы, в том числепутем открытия внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов; расширитьвозможности доступа российской продукции на мировые рынки; ускоритьформирование в стране частнопредпринимательского капитала.
Вместе с тем, как показали исследования Комиссии ТППРФ по содействию ВЭД, в т.ч. практический обмен опытом и мнениями сзаконодателями и предпринимателями европейских стран, Японии и, особенно Китая,других зарубежных государств, внешнеэкономическая либерализация никогда нерассматривалась ими как самоцель. Открывая свои рынки для иностраннойконкуренции, они действуют в этих вопросах достаточно избирательно, исходя изконкретных возможностей и интересов национальной экономики.
Соответственно принципы свободной торговли находятнаиболее полную реализацию, как правило, в тех секторах хозяйства этих стран,где обеспечено ощутимое конкурентное преимущество, а в других областях широкоприменяются различные меры защиты и поддержки отечественных предпринимателей.Государством нередко такие меры используются и в целях борьбы за получениеторгово-политических уступок от зарубежных партнеров.
К сожалению, эта принципиально важная сторонавнешнеэкономической практики зарубежных государств, неоднократно предлагавшаясяПравительству Торгово-промышленной палатой РФ, была по существу проигнорированав первые годы российских реформ. К содержанию и срокам проведениявнешнеэкономической либерализации в России с самого начала выявились разныеподходы. Только опираясь на активную роль государства, можно было придать этомупроцессу управляемый характер, достичь позитивного, а не деструктивногоэффекта, соединить общенациональные, региональные и предпринимательскиеинтересы[17].
На практике же, в России был избран иной, «шоковый»способ проведения внешнеэкономической реформы в стремлении максимальнофорсировать «открытие» национальной экономики и интегрирование в мировоехозяйство. При этом в расчете на регулирующую роль самих рыночных механизмовпроводилась линия на минимизацию вмешательства государства вовнешнеэкономическую сферу.
В результате либерализация внешней торговли в Россиистала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами при отсутствиицелостной научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики, приинтегрировании принципов этапности и селективности. Заметно опережая внутренниереформы и становление отечественного рынка, внешнеэкономические преобразованиястали все больше отрываться от реального хозяйственного положения в стране.
При этом создавалось впечатление, что здесь, преждевсего, решалась задача создания в частных руках первоначальных относительнокрупных накоплений (не всегда законным путем) с целью формирования рыночныхпреобразований в экономике.
Все это оказало весьма противоречивое воздействие нетолько на внешнеэкономическое развитие России, но и на ее экономику в целом.Внешнеэкономические операции стали неотъемлемой частью повседневной,хозяйственной практики значительной части российских предприятий и организаций.Интересы хозяйствующих субъектов выступают ныне в качестве решающего фактора,определяющего состояние российского экспорта и импорта.
В распоряжении предпринимателей концентрируется такжеосновная часть доходов от внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая либерализация должна была иметьтакже позитивное значение и в плане «вписывания» России в системумирохозяйственных отношений и открыв перед ней путь к активному взаимодействию,в частности, с Европейским Союзом и присоединению к Всемирной торговойорганизации[18].
Как показала жизнь, решение этих вопросов оказалосьдалеко не простым, поскольку к новой России, в силу ее одностороннейоткрытости, предъявляются повышенные требования в отношении признания еёэкономики рыночной. Попытка не признавать нашу экономику рыночной фактическиведет к дальнейшей дискриминации нашей страны во многих сферах международныхэкономических связей. В целом, как неоднократно отмечалось в годовых докладахТПП РФ, проведенное реформирование внешнеэкономических связей не оправдаловозлагавшихся на него надежд. Оно не стало фактором роста и структурнойперестройки российской экономики, а лишь помогало поддерживать ее «на плаву» вкризисных условиях.
Более того, поспешность при его осуществлении,нежелание считаться с особенностями отечественной экономики усугубили присущиеей еще с прежних времен «узкие места» и диспропорции. Отмена ограничений навывоз топливно-сырьевых товаров в условиях более высоких мировых цен на них (посравнению с внутренними) привела к гипертрофированному развитию экспорта сырьяв ущерб внутренним потребностям страны.
В то же время ограничение возможностей государства поперераспределению экспортных доходов сырьевых отраслей в пользу обрабатывающейпромышленности, импортозамещающих производств препятствовало осуществлениюструктурной перестройки российской экономики.
Еще более острые проблемы создало то обстоятельство,что в результате внешнеэкономической либерализации российская экономикаоказалась слабо защищенной от колебаний мирохозяйственной конъюнктуры, авнутренний рынок односторонне открыт для иностранной конкуренции гораздо шире,чем это было сделано во многих других странах мира[19].
Переход к рыночной экономике открытого типа не можетбыть отдан на откуп, особенно на начальной стадии, стихийной игре рыночных сил.Нужна активная роль государства в определении и регулировании направлений иусловий развития рыночных процессов в интересах всего общества, а не отдельныхего слоев. Тесное сопряжение действий государства и предпринимательства — вотта животворная сила, которая способна обеспечить эффективное продвижениерыночных реформ в России.
В настоящее время, по оценке Федеральной службы повалютному и экспортному контролю, в России насчитывается примерно 670 тыс.участников внешнеэкономической деятельности или 23% общего числазарегистрированных хозяйствующих субъектов[20].
Подавляющее большинство из них составляют предприятиянегосударственных форм собственности — акционерные компании ичастнособственнические фирмы. По отдельным направлениям внешнеторгового бизнесаважную роль играют также государственные организации (реализация военнойтехники и космических услуг) и предприятия с участием иностранного капитала(экспорт нефти).
К настоящему времени определился ряд предпринимательскихструктур, устойчиво и профессионально осуществляющих внешнеторговуюдеятельность. Примерно две трети российского экспорта обеспечивают 60-70предприятий. К ним относятся, в частности, крупные промышленные концерны иобъединения, образовавшие в своем составе специализированные экспортныекомпании или внешнеторговые и сбытовые подразделения. Некоторые из них создализа рубежом сеть дочерних предприятий и филиалов, превратившись фактически втранснациональные корпорации.
5. Значение внешнеэкономическихсвязей для экономики России.
ВЭД представляет собой совокупность методов и средствторгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовыхи кредитных отношений с зарубежными странами[21].
Главной причиной возникновения и развития ВЭС междустранами является международное разделение труда.
Основные направления развития ВЭС в современных условиях:
восстановление и развитие экспортного потенциаластраны;
использование иностранных кредитов для техническогопереоснащения;
повышение конкурентоспособности российских товаров навнешнем рынке на основе модернизации производства;
изменение структуры импорта за счет увеличенияудельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточныхтехнологий;
обеспечение экономической безопасности страны за счетсовершенствования экспорта и импорта.
Переход к открытой рыночной экономике требует преобразованийво внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировоехозяйство.
В современных условиях интеграция экономической жизниидет по многим направлениям, таким как:
обмен средствами производства, технологиями,информационными структурами;
развитие торговли;
рост обмена научно-техническими знаниями;
международную миграцию рабочей силы.
В современных условиях происходит качественноеобновление технологической базы производства за счет:
внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающихтехнологий;
изменения структуры производства и потребления;
использование экспорта научно-технической информациинаучно-технических услуг.
Заключение
Сейчас внешнеторговая деятельность в Россииосуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственногомонополизма, принципах. Все это является мощным стимулом для развитиявнешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своихполномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами,нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру,повышают экспортный потенциал[22].
Однако спад промышленного производства, ухудшениеконъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственнойэкспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияютна структуру и динамику экспорта в стране.
По этим же причинам происходит рост долитопливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем долиизделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов вовнешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются напроизводстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможеннойи налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвалосокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российскоезаконодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность ихучастия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельныхсубъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределениедоходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами.
Все это является сильным тормозом в развитиивнешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности,товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некоторомулучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплениивнешнеэкономических связей России.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленноразвитых странах существует объективная необходимость государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, преждевсего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличенияобъемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансированияплатежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — приниматьзаконодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, иконтролировать их неукоснительное соблюдение.
Список литературы
При написании курсовой работы были использованы материалы// www.helpeducation.ru