Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе.
Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Сам Гоголь о своей литературной деятельности сказал: ” Как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить службу государственную, я бросил все…. “. Пушкин пишет о Гоголе: “…. еще ни у одного писателя не было дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.
В самых ранних суждениях Гоголя о людях четко просматривается уменье замечать как крупные, так мелкие и смешные особенности, которые ускользают от внимания других людей. Все останавливало и поражало этого человека, наделенного даром необычайной наблюдательности: каменные дома, деревянные домишки, купол, рынок, уездный франт…. Самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком, Гоголь анализирует их и в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета человека.
Свойством душевного склада Гоголя, качеством его психологии и интеллекта было восприятие ” всей громадно несущейся жизни сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы” (Ф. М. Достоевский).