Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел на примере УВД по Амурской области

–PAGE_BREAK–

В Программу включены различные блоки работ по социальной защите таких категорий сотрудников и членов их семей, как:

а) категории сотрудников:

–                          сотрудники, пострадавшие при исполнении своих служебных обязанностей, в т.ч. побывавшие в «горячих точках» (в России или на территории других государств), получившие травму или ранение, понесшие моральный (например, оскорбление чести и достоинства) или материальный (порча имущества) ущерб;

–                          молодые сотрудники (недавно поступившие на службу или прослужившие в ОВД небольшой срок);

–                          ветераны и пенсионеры из числа сотрудников УВД (работающих и бывших);

–                          погибшие (умершие) сотрудники (в том числе ветераны и пенсионеры ОВД);

б) категории членов семей:

–                          члены семей сотрудников, погибших при исполнении своих служебных обязанностей (родители, вдовы [ вдовцы, сироты, другие родственники);

–                          родственники, чей социальный статус характеризуется наличием ограничений жизнедеятельности (инвалиды, больные, безработные, др.);

–                          дети сотрудников.

Допустимы ситуации, когда сами сотрудники или члены их семей в силу своего положения или возникших проблем могут быть отнесены к различным целевым группам; тогда специалист, осуществляющий социальную защиту данного лица или членов его семьи:

а) может причислить их к той или иной категории, исходя из существующих у них наиболее актуальных социальных проблем, требующих решения в первую очередь;

б) оказывать комплексную социальную помощь и поддержку, предусмотренную для всех тех категорий, к которым они могут быть отнесены.

Реализация предлагаемой программы социальной защиты предполагает соблюдение таких принципов социальной работы, как принципы:

приоритета государственных начал (поскольку ОВД представляют собой один из властных институтов, то социальная защита сотрудников в первую очередь должна осуществляться в рамках государственных социальных гарантий и оговоренных государством институциональных форм);

нормативности (деятельности по социальной защите личного состава в системе ОВД регламентируется принятыми федеральными, региональными и местными нормативно-правовыми актами, локальными документами и установленными нормативами);

информированности (сотрудники, осуществляющие социальную защиту, имеют право на сбор информации, получение необходимых сведений как от самих сотрудников и членов их семей, так и от соответствующих государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций);

адресности (предоставление необходимой помощи наиболее нуждающимся в ней сотрудникам);

комплексности (одновременное предоставление различного вида социальных услуг, в которых нуждается сотрудник);

ориентации на собственные силы (предоставление сотрудникам, имеющим какие-либо проблемы, самостоятельно заниматься их решением при минимально необходимой поддержке соответствующих должностных лиц и подразделений УВД).

Программа разработана с учетом обозначенных в п. 2. 3 проблем, мешающих осуществлению эффективной социальной защиты всех сотрудников, нуждающихся в социальной помощи членов их семей. Так, с целью преодоления проблем с ресурсным обеспечением программных мероприятий автор предлагает активнее заниматься фандрайзинговой деятельностью, привлекать обществ6нные силы и ресурсы КО и НКО к решению проблем социальной защиты отдельных категорий сотрудников ОВД или ресурсного обеспечения конкретных мероприятий по социальной защите (см. Проект программы).

Реализация проекта требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий федеральных, региональных и местных органов власти, привлечение негосударственных структур (общественных организаций и объединений) и самих граждан.

Ресурсное обеспечение Программы планируется по следующим направлениям:

1)          информационное обеспечение: данные социологического исследования на тему «Социальное самочувствие членов семей сотрудников УВД Амурской области, погибших при исполнении служебных обязанностей», а также исследований социального и социально-психологического самочувствия сотрудников, регулярно проводимых в УВД Амурской области; информация о механизмах обеспечения социальной защищенности личного состава органов внутренних дел, реализуемых в других регионах; нормативно-правовые документы по вопросам социальной защиты личного состава органов внутренних дел РФ, а также членов семей сотрудников ОВД; освещение планируемых и проводимых мероприятий социальной защите сотрудников и членов их семей на страницах местных СМИ и на сайте УВД;

2)          финансовое обеспечение: средства федерального, областного и городского бюджета; спонсорская и благотворительная помощь;

3)          организационно-техническое обеспечение: оргтехника (компьютеры, принтеры, копировальная техника и т.п.), имеющаяся в наличии в УВД Амурской области; бумага и т.п.; внутренние постановления и инструкции, должностные обязанности и распорядок и т.п.;

4)          людские ресурсы (команда исполнителей проекта): представители федеральных руководящих органов (МВД РФ, МТиСР РФ и др.), руководство УВД Амурской области; специалисты отдела воспитательной работы по кадровой и воспитательной работе Управления внутренних дел Амурской области; специалисты других структур и подразделений УВД; волонтеры (в т.ч. студенты ФСН АмГУ, пенсионеры УВД, члены общественных организаций и объединений).

Большая часть необходимых ресурсов (людские, частично- финансовые и материально-технические) имеется в наличии и может быть использована при реализации проекта.

Ожидаемые конкретные результаты реализации проекта — обеспечение социальной защищенности и улучшение социального самочувствия членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Эффективность реализации проекта можно оценить с двух точек зрения:

–                          экономической (получение прибыли, возмещение затрат, экономия средств);

–                          социальной (решение социальных проблем).

В данном случае социальная и экономическая эффективность выражается в том, что в результате проведения программных мероприятий улучшается социально-экономическое положение семьи погибшего сотрудника, психологический климат в семье, решаются бытовые, социокультурные, медико-социальные проблемы. У членов семьи погибшего появляется возможность заново наладить свою жизнь, что уменьшает вероятность перехода такой семьи в разряд социально-опасной, девиантной, а государство экономит часть средств, которые иначе пошли бы на борьбу с этой девиантностью.

Социальную эффективность данного проекта возможно также определить, исходя из критериев социальной защищенности индивида, однако представляется более подходящим в данном случае взять за основу показатели социального самочувствия, а именно — степень удовлетворенности сотрудников (членов их семей) состоянием своего здоровья, материальным положением, социальным статусом, профессиональной деятельностью, правовой защищенностью, обустроенностью семьи и быта, межличностными отношениями.

Заключение
Профессиональная деятельность представителей разных служб и должностных позиций органов внутренних дел имеет свою специфику, существенным образом отличающую ее от других видов общественной деятельности. Действия органов внутренних дел как силового органа государства направлены на правовую регуляцию человеческих отношений в обществе, а сотрудники ОВД являются представителями власти и осуществляют деятельность по обеспечению личной и общественной безопасности, по охране правопорядка, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, раскрытию преступлений.

В условиях социальных конфликтов и возникновения иных кризисных ситуаций сотрудники органов внутренних дел все чаще выступают в роли арбитров, «живой стены», отделяющей противоборствующие группы людей, социальные слои общества, участвуют в сдерживании и разрешении межнациональных конфликтов и т.д. Поэтому деятельность сотрудников органов внутренних дел в значительной мере протекает в условиях стрессов, психологически напряженных ситуаций, в которых выполняются задачи по охране общественного порядка и борьбы с преступностью.

Чтобы получить полное представление об особенностях социального положения и правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России вообще и в Амурской области в частности, автором была осуществлена работа по изучению международных и российских законодательных актов, представляющих в совокупности правовой механизм регулирования профессиональной деятельности ОВД РФ, а также рассмотрены основные элементы и характеристики деятельности сотрудников милиции (включая возможные социальные риски и их последствия для самих сотрудников, членов их семей, общества и государства). Кроме того, в распоряжении автора дипломной работы имелись данные исследования социального самочувствия сотрудников благовещенской милиции и результативности мер по их социальной защите, осуществляемых в УВД Амурской области.

Исследования подтвердили тезис о том, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена со множеством рисков (социально-экономических, социально-психологических, социально-правовых и др.). Причины повышенной рискованности лежат в специфике деятельности ОВД, заключающейся в повышенной опасности для физического, психологического и материального благополучия сотрудников милиции, их родных и близких.

Игнорирование социальных рисков, а также факторов, их вызывающих, может привести не только к ухудшению социального самочувствия сотрудников ОВД, но и, — как следствие, — к снижению качества их профессиональной деятельности и усугублению криминальной ситуации в нашей стране.

Исходя из сведений о социальном самочувствии сотрудников российской милиции, полученных различными исследователями, в дипломной работе были определены наиболее острые социальные проблемы, существующие у работников ОВД РФ. Решение этих социальных проблем должно стать первоочередной задачей в деятельности по социальной защите сотрудников милиции на современном этапе.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты и оказания социальной помощи и поддержки сотрудникам милиции (полиции), такая деятельность преимущественно осуществляется специально назначенными лицами в самой системе правоохранительных органов с привлечением усилий общественных организаций и объединений граждан (в первую очередь созданных по инициативе и при непосредственном участии самих сотрудников и пенсионеров ОВД и членов их семей, а также различных благотворительных организаций), материально-технической поддержки со стороны частных предпринимателей и государственных организаций, предприятий, учреждений, финансовой поддержки бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов МВД РФ.

Можно сказать, что в Российской Федерации государством (государственными органами) предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты.

Изучив опыт работы Управления внутренних дел по социальной защите личного состава и членов семей сотрудников, автор пришел к выводу, что руководство УВД делает все возможное для того, чтобы облегчить положение наиболее социально-уязвимых категорий сотрудников. Также ведется работа с членами семей сотрудников, с сотрудниками, уволенными со службы. Большое внимание уделяется работе по увековечивание памяти сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Однако такая работа ведется не систематически, сотрудники ОВД, осуществляющие социальную защиту личного состава и членов их семей, сталкиваются с различными проблемы, носящими преимущественно организационный характер. Эти проблемы неблагоприятно влияют на качество работы по социальной защите. Наличие различных причин объективного и субъективного характера в Управлении органов внутренних дел Амурской области подтверждается специалистами отдела по воспитательной работе, занимающимися в том числе и осуществлением мер по социальной защите личного состава и членов семей сотрудников ОВД, проживающих на территории городов и районов Амурской области.

Работа по устранению существующих недочетов в социальной защите, а также минимизация воздействия негативных факторов на социальное самочувствие сотрудников требует отдельного рассмотрения с точки зрения современной теории и практики социальной работы среди представителей единой профессиональной общности, которой и являются работающие в органах внутренних дел. Поэтому в данной дипломной работе были рассмотрены возможности использования различных видов социальной защиты на примере деятельности отдела по кадровой и воспитательной работе УВД Амурской области с целью обеспечения социальной защищенности сотрудников

В качестве примера комплексного использования видов социальной защиты в дипломной работе предлагается комплексная Программа социальной защиты сотрудников и членов их семей для последующей ее реализации в УВД Амурской области. Программа включает в себя подпрограмму работы с членами семей погибших сотрудников органов внутренних дел Амурской области, а также предложения по фандрайзинг — сбору средств, ресурсному обеспечению Программы.

Внедрение разработанной Программы в практику УВД, а также реализация программных мероприятий позволит решить значительную часть социальных проблем данной категории объектов социальной защиты, планировать меры по обеспечению социальной защищенности различных категорий сотрудников ОВД и членов их семей на длительное время.

Таким образом, в ходе подготовки и написания дипломной работы была достигнута цель дипломного проектирования – проанализировав научную и учебную литературу, материалы средств массовой информации (в том числе информационные ресурсы Интернет), опыт профессиональной деятельности органов внутренних дел России и зарубежных стран, автор разработал рекомендации по обеспечению социальной защищенности сотрудников в Управлении внутренних дел Амурской области.

Библиографический список
1.     Аберкромби Н.М. Социологический словарь. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1994. – 496 с.

2.     Административная деятельность органов внутренних дел. [Под ред. А.П. Корнева. – М.: МЮИ МВД России, 2000. — 362 с.

3.     Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 420 с.

4.             Асаулова Л.В. Сердце под прицелом. М.: Союз, 2001. — 320 с.

5.             Афничкин С.Н., Рябов С.А., Мухортов А.А., Фаттахов С.Г. Основы управления персоналом в органах внутренних дел. — М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2002. — 220 с.

6.             Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности профессиональной деятельности правоохранительных органов и требования к нравственно-эстетической культур сотрудников органов внутренних дел. — Киев: Изд-во Украiна, 1991. — 220 с.

7.             Бигул Л.В. Травма — рана — смерть. // Милиция. — 1999. — № 4. — С. 50-58.

8.             Бурдин К.И. Вопросы становления милицейских профсоюзов //.Социс. — 1999. № 6. — С. 51-19.

9.             Волков Ю.Г. Социология. — М.: Роскомвуз, 1998. — 248 с.

10.Волоха А. Ветеранам – от фонда. //.Милиция. — 1995. — № 1. –  С. 35-37.

11.         Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.

12.         Гуслякова Л.Г. Теория и практика социальной работы: избранные труды 1990-х гг. — Барнаул — Шумановка: Изд-во Алтайского ГУ, 1999. — 269 с.

13.         Еремин В.Н, Полиция Японии. — М.: Союз-Просвещение, 1998. — 28 с.

14.         Ермолов А.С. Служба как служба. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 125 с.

15.         Законодательство РФ о гарантиях правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. — М.: ЦИ и НМ ОКП МВД РФ, — 2000. — 50 с.

16.         Ибрагимов М.Н., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. — Киев: НИ «РИО» Киевской высшей школы МВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского, 1990. — 304 с.

17.         Колонтаевский Ф.Е. Организация и совершенствование деятельности милиции общественной безопасности. — М.: Академия МВД РФ, 2000. — 150 с.

18.Кононов А.М., Овчинников О.А. Общественный порядок и общественная безопасность: современные подходы к понятиям. // Общественная безопасность. — № 4. — 1998. — С. 86-89.

19.         Конституция Российской Федерации. — М.: Кодекс, 1993. — 44 с.

20.         Концепция развития органов внутренних дел России. // Милиция. — 1996. — № 6. — С. 4-18.

21.         Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. — М.: МП «Кодекс», Объединенная редакция МВД РФ, 1994. — 64 с.

22.Люди долга и отваги. / Сост. Л.П. Фесенко. — М.: ДОСААФ, 1989. — 399 с.

23.         Милиционеры — преступники. // Народное вече. — 20 декабря 2002 г. (№ 49). — С. 3.

24.         Милиция РФ. Законы. — http://.zakon.kuban.ru— 2.09.02 г.

25.         Мой папа милиционер («Моя мама милиционер»). // Комсомольская правда. — 10 ноября 2002 г. — С. 17.

26.         Москвин Л.Б. Новые социальные измерения в современном мире. // Общественные науки и современность. — 1999. — № 3. — С. 38-41.

27.         О безопасности. — ФЗ РФ от 5.03.1992 г.

28.         О милиции. ФЗ РФ от 18.04.1991 г.

29.         О проблемах социально-правовой защиты личного состава органов внутренних дел области и мерах по стабилизации его морально-психологического состояния. – Справка УВД Амурской области за 1995 — 2000.

30.         О состоянии полицейских служб Лондона // Борьба с преступностью за рубежом. — М.: ВИННИТИ, август 2002. — С. 31 — 34.

31.         Обращение сотрудников подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации к Президенту РФ, Правительству РФ,… // За русское дело. — 2002. — № 3. — С.13-18.

32.         Организация и деятельность органов внутренних дел в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. /Отв. ред. В.В. Черников. — М.: Юридическая литература, 1994. — 376 с.

33.         Полиция и социальная работа / Энциклопедия социальной работы. В 3 т. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. — С.273 — 277.

34.             продолжение
–PAGE_BREAK–