Содержание
Введение
Глава I Бизнес – план организации
1.1. Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана
1.2. Общая структура бизнес-плана
Глава II Составление финансового плана
2.1. Основные вопросы финансового плана
2.2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
2.3. Финансовый план строительства кирпичного завода
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Бизнес-план – основа деятельности любой организации, а хорошо разработанный бизнес-план – залог ее успеха. Каждая фирма, начиная свою деятельность, должна ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего предприятия.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.
Бизнес-планирование безусловно требует тщательной подготовки, анализа и разработки, но также имеет и выгоды для организации: четко координирует действия всех участников бизнеса; позволяет предвидеть ожидаемые перемены и способствует снижению возможных рисков; обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений. Не каждая фирма умеет составить бизнес-план и зачастую обращается за помощью к компаниям, занимающимся их разработкой и составлением.
Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне – и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
– Обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
– Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
– Определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях.
Глава IБизнес план организации
1.1. Цель, задачи и особенности составления бизнес-плана
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
– уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;
доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
– убедить сотрудников копании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т.д.
Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т.е. он призван помочь решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
А) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
Б) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
В) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Г) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
Д) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производства собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение данного вопроса тоже возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, координировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В любом случае, независимо от способов составления бизнес-плана, в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
– заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;
– инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;
– потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;
– органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.
В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Оно особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами[1]. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы.
1.2. Общая структура бизнес-плана
Бизнес-планы могут отличаться друг от друга в зависимости от функций и задач, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой кампании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. То есть целесообразно предположить следующую структуру бизнес-плана.
Титульный лист.
Аннотация.
Меморандум о конфиденциальности.
Оглавление.
Затем основные разделы:
1. резюме.
2. истории бизнеса организации (описание отрасли)
3. характеристика объекта бизнеса организации.
4. анализ бизнес-среды организации
5. план маркетинга
6. производственный план
7. организационный план
8. финансовый план
9. оценка и страхование риска
Приложения.
Данная структура бизнес-плана – лишь один из вариантов, и перечень разделов, их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма. Перейдем теперь к детальному рассмотрению одного из важных разделов бизнес-плана – финансового плана и его содержания.
Глава II Составление финансового плана
2.1. Основные вопросы финансового раздела бизнес-плана
Данный раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т.е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец – о способности потенциального заемщика обслужить долг.
В данном разделе представляются данные:
– отчет о прибылях и убытках;
– баланс денежных расходов и поступлений;
– прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);
– анализ безубыточности;
– стратегия финансирования.
Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях производятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т.д.), показателей доходности инвестиций и т.п.
Основные вопросы, на которые необходимо ответить в данном разделе:
1) какой доход, по прогнозам, будет приносить предполагаемый бизнес;
2) какое количество денег потребуется вложить в данный бизнес;
3) сбалансированы ли денежные расходы и поступления;
4) какова сумма прогнозной чистой прибыли по годам;
5) каков уровень безубыточности данного бизнеса и как быстро его можно достичь;
6) сколько составляют активы, пассивы и акционерный (собственный) капитал по годам;
7) какие имеются потенциальные источники финансирования предполагаемого бизнеса и сферы вложения предоставленных средств;
8) какое имущество вы можете предоставить под обеспечение кредита или другие гарантии для кредиторов и инвесторов;
9) какие сроки кредитования и условия погашения кредита;
10) какой доход на вложенный капитал гарантируется инвестору.
Итого, ключевой вопрос – какова потребность в инвестициях, источники их покрытия и обеспечение финансовой устойчивости предприятия?
В первую очередь в данном разделе необходимо проанализировать комплекс документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Планово-отчетную документацию целесообразно разрабатывать и представлять в виде системы:
А) оперативный план (отчет) – отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков, основные показатели: рыночный потенциал фирмы, цена товара, объем продаж, доли фирмы в отраслевом рынке по данному товару, запасы данного товара на складах на конец отчетного периода;
Б) план (отчет) доходов и расходов, показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров, в него включают следующие показатели: выручку от продаж, производственные издержки, налоги и отчисления, чистую прибыль, прибыль, остающуюся в распоряжении фирмы;
В) план (отчет) движения денежных средств, показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы, основные показатели: выручка от продажи товаров, денежные издержки на производство и реализацию товара, налоги, дивиденды, инвестиции, погашения кредитов, суммарные затраты денежных средств;
Г) балансовый отчет (план) подводит итоги экономической и финансовой деятельность фирмы за отчетный период, содержит полный перечень активов фирмы и пассивов и показывает чистую стоимость и ликвидность фирмы.
2.2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия
Данный анализ, основываясь на использовании отчетных данных, сталкивается с необходимостью корректировки стоимостных показателей с учетом уровня инфляции. Переоценка активов, выраженных в национальной денежной единице по курсу более стабильной валюты,- весьма простой способ. Однако этот метод дает неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Из –за этого более точной является переоценка вторым методом, который может быть:
-методом учета изменения общего уровня;
-методом пересчета статей актива баланса в текущие цены.
Метод учета изменения общего уровня заключается в том, что различные статьи финансовых объектов рассчитываются в денежных единицах финансовой покупательной способности (без учет структуры активов, оценивается все имущество). По результатам корректировки выводится показатель прибыли, представляющий собой максимальную величину ресурсов, которая может быть направлена предприятием на потребление в течение следующего периода без ущерба для процесса воспроизводства.
Универсальная формула пересчета статей баланса в денежные единицы одинаковой покупательной силы:
где, РВ – реальная величина данной статьи;
НВ – номинальная статья;
I1 – индекс инфляции на момент или за период анализа;
I0 – индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи в балансе.
Метод пересчета статей целесообразно применять, когда цены на разные группы товарно-материальных ценностей растут неодинаково. Этот метод позволяет отразить разную степень изменений стоимости производственных запасов, основных средств, амортизации, происшедших в результате инфляции. Суть метода – переоценка всех статей исходя из их текущей стоимости. В качестве текущей стоимости используется стоимость воспроизводства, цена возможной реализации (ликвидационная) или экономическая стоимость. Баланс по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль».
На основе технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за последние три года выполняется анализ финансово-экономического состояния предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Анализ финансового состояния предприятия включает в себя следующие основные разделы:
1. структура активов и пассивов;
2. анализ имущественного положения;
3. финансовая устойчивость;
4. анализ оборачиваемости средств предприятия;
5. рентабельность капитала и продаж;
6. эффект финансового рычага;
7. эффект производственного рычага;
8. определение формы экономического роста предприятия
По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей, т.е. сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей во времени. В каждом разделе вычисляются темпы поста показателей и финансовых коэффициентов за последний период.
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат, право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей. Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату[2]. При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита. При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделов, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договоры по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса, а кредите и убедиться, что она не является просроченной.
Платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно превышает размер задолженности. Платежеспособность – это наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции. Показатель, характеризующий уровень платежеспособности, это отношение ликвидных оборотных средств к сумме краткосрочной задолженности. Ликвидные оборотные средства включают данные II и III разделов актива баланса предприятия за вычетом расходов будущих периодов и прочих активов, так как средства по этим двум статьям не могут быть превращены в деньки для погашения долгов. Числитель данного показателя должен значительно превышать знаменатель.
В финансовой теории существуют примерные нормативы для этого показателя, который называется общий коэффициент покрытия.
Для его оценки надо определить, сколько оборотных средств должно остаться в распоряжении предприятия после погашения текущих долговых обязательств на другие нужды, – бесперебойное ведение производственного процесса, погашение долгосрочных обязательств и т.п. Кроме того, следует учесть, что при определении общего коэффициента покрытия принимается в расчет источник погашения краткосрочных обязательств на всю дебиторскую задолженность. Все эти обстоятельства и определяют, насколько должен быть выше единицы показатель общего коэффициента покрытия.
Если формализовать сказанное, то оно будет иметь следующий вид:
где К – общий коэффициент покрытия;
Мп – материальные ресурсы, необходимые для бесперебойного ведения производственного процесса;
Дб – безнадежная дебиторская задолженность;
Кр – величина краткосрочной задолженности всех видов;
Состояние оборотных средств отражается в следующих показателях:
– обеспеченность материальных запасов собственными оборонными средствами;
– коэффициент маневренности собственных средств.
Состояние основных средств измеряется:
– коэффициентом долгосрочного привлечения заемных средств;
– коэффициентом накопления износа;
– коэффициентом реальной стоимости имущества.
Несмотря на большое количество измерителей, все они могут быть систематизированы.
Обеспеченность материальных запасов собственными оборонными средствами – это частное от деления собственных оборонных средств на величину материальных запасов. Уровень показателя оценивается в зависимости от состояния материальных запасов.
Коэффициент маневренности собственных средств показывает, насколько мобильны собственные источники средств предприятия, и рассчитывается делением собственных оборотных средств на все источники собственных средств предприятия.
Также большое значение имеет финансовая оценка производственного потенциала предприятия, т.е. его основных средств.
Индекс постоянного актива – коэффициент отношения основных средств и внеоборотных активов к собственным средствам, или доля основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств. Если предприятие не пользуется долгосрочными кредитами и займами, то сложение коэффициента маневренности собственных средств и индекса постоянного актива всегда даст единицу, но как только в составе источников средств появляются долгосрочные заемные средства, ситуация изменяется: можно достигать увеличения обоих коэффициентов.
где Дк – сумма долгосрочного кредита
Соотношение (Дк/Сс), в пределах которого растет коэффициент маневренности без снижения индекса постоянного актива, – это тоже измеритель финансовой устойчивости в части оценки основных средств. Он называется коэффициентом долгосрочного привлечения заемных средств. Он оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства.
Интенсивность формирования другого источника средств на капитальные вложения определяется еще одним показателем финансовой устойчивости – коэффициентом накопления износа, который рассчитывается как соотношение начисленной суммы износа к первоначальной балансовой стоимости основных фондов. Он измеряет, в какой степени профинансированы за счет амортизационных отчислений замена и обновление основных средств.
Очень важным показателем финансовой устойчивости является коэффициент реальной стоимости имущества, который определяет, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства. Коэффициент рассчитывается делением суммарной величины основных средств, производственных запасов, незавершенного производства и малоценных и быстроизнашивающихся предметов на стоимость активов предприятия.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств – результат деления величины заемных средств на величину собственных. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и в первую очередь скоростью оборота оборотных средств.
Доходность (рентабельность) капитала определяется как процентное отношение балансовой прибыли предприятия к стоимости его активов. Это показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на рубль своего имущества. В показателе рентабельности капитала результат текущей деятельности данного периода (балансовая прибыль) сопоставляется с имеющимися у предприятия основными и оборотными средствами (активами).
Давая общую оценку деятельности предприятия, можно определить формулу экономического роста (Iэк.р.) путем сопоставления экстенсивных и интенсивных факторов.
где Iпт- индекс производительности труда;
Ifo- индекс фондоотдачи;
Iп – индекс численности;
Iоф – индекс основных фондов.
Если Iпт > 1, то предприятие развивалось преимущественно за счет интенсивных факторов. При Iпт В ходе анализа следует определить тип финансовой устойчивости предприятия. Для увязки размера основных источников формирования материально-производственных запасов с уровнем финансовой устойчивости предприятия используют следующую функцию состояния:
S=f(x1,x2,x3)
где х1- абсолютный показатель обеспеченности материально-производственных затрат собственными оборотными средствами;
х2 – абсолютный показатель обеспеченности материально-производственных затрат такими источниками для их формирования, как собственные оборотные средства, собственные и оборотные и долгосрочные заемные средства;
х3 – абсолютный показатель обеспеченности материально-производственных основными источниками для их формирования соответственно собственным оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными кредитами.
Если показатель обеспеченности больше нуля, то хi принимается равным единице, в противном случае хi= 0.
Выделяют следующие типы финансовой устойчивости предприятия:
S=f (1,1,1) – абсолютная финансовая устойчивость;
S=f (0,1,1) – нормальная финансовая устойчивость;
S=f (0,0,1) – неустойчивое финансовое состояние;
S=f (0,0,0) – кризисное финансовое состояние.
В финансовом плане графическим или аналитическим путем определяется критический объем продаж (точка безубыточности или порог рентабельности) и запас финансовой прочности предприятия.
Критический объем продаж (Vпр.) может быть рассчитан по следующей формуле:
где Спост. – условно-постоянные расходы;
Uпер. – удельный вес условно-переменных расходов в объеме продаж.
Запас финансовой прочности определяется как разность между планируемым размером выручки и критическим объемом продаж и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции, с тем, чтобы производство не оказалось убыточным. Расчет иллюстрируется построением графика безубыточности, для которого составляют уравнение следующего вида:
V=Ц *Х,
где V – выручка от реализации продукции, руб.;
Ц – цена единицы продукции без НДС, руб.
и
С= Супост.+Супер.* Х,
где С – полная себестоимость продукции, руб.
Х – планируемый объем реализации продукции, шт.;
Супост. – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.
Супер. – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.
На предприятии также определяется маржинальный доход – разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Он позволяет определить долю каждого изделия в формировании прибыли предприятия.
Таким образом, в данном разделе бизнес-плана необходимо представить комплект планово-отчетных документов, а также провести анализ основных финансовых показателей, характеризующих эффективность производственно-хозяйственной деятельности фирмы.
2.3. Финансовый план строительства кирпичного завода
Краткое резюме проекта:
Планируемая мощность завода: 75 млн. шт. в год, из них 60 млн. шт. – лицевого пустотелого кирпича, 15 млн. шт. – лицевого полнотелого кирпича.
Дата начала выпуска продукции: дек. 2004 г. – план, 2005 г. – для расчетов.
Период планирования: 7 лет, 2003-2009 гг. включительно.
Объем первоначальных инвестиций по проекту(без НДС): 22 572 тыс. евро.
Балансовая прибыль за период: 16 987 тыс. евро.
Чистая прибыль за период: 12 910 тыс. евро.
Сумма накопленной амортизации: 22 572 тыс. евро.
Резерв дополнительной экономии: 2 177 тыс. евро.
Общая рентабельность проекта: 13%
Срок окупаемости проекта: 2008 г.
Чистая дисконтированная текущая стоимость: 5 458 тыс. евро.
Ставка дисконтирования: 14%
Так как все расчеты по проекту номинируются в евро, то при расчетах не будет учитываться темп инфляции, т.е. допускается, что рост курса евро будет соответствовать уровню инфляции/ темпам роста издержек и цен реализации продукции.
Капитальные вложения Основные суммы капитальных вложений связаны с приобретением оборудования и сопутствующими расходами (табл. 1)
Таблица 1 Капитальные вложения, тыс. евро
Статья расходов
Сумма
Экспертиза существующих основных средтв
27
Технические условия, функции заказчика, согласования
458
Проектные работы
460
Строительно-монтажные работы
5 317
Оборудование, в т.ч.:
Импортные поставки
Местные поставки
Инжиниринг
Монтаж
13 460
9000
3000
192
1 268
Упаковка и доставка оборудования
670
Таможенная пошлина
630
Услуги по выбору поставщика оборудования
300
Итого без НДС
22572
В сумме капитальных вложений не учитываются расходы, связанные с приобретением участка земли, на котором располагается существующее незавершенное строительство завода «Морандо». Данные вложения составили 1, 45 млн. долл. США при оценочной стоимости приобретенного незавершенного завода около 15 млн. евро. Таможенная пошлина рассчитывается в размере 7% от стоимости оборудования без НДС.
Финансирование текущей деятельности
Финансирование текущей деятельности складывается из трех основных групп расходов: общехозяйственных, общепроизводственных, заработной платы персонала, производственных.
Общехозяйственные расходы
Норматив общехозяйственных расходов определяется на уровне 12% к планируемой выручке (табл. 2)
Таблица 2 Состав и размер общехозяйственных расходов, тыс. евро
Статья расходов
Сумма без НДС
Вспомогательное сырье, материалы
360,0
Инструмент и хозинвентарь
180,0
Доставка песка
32,0
Доставка глины
67.5
Прочие услуги спецтехники, кранов, доставка сырья и материалов
40,0
Текущие ремонты оборудования с привлечением сторонних организаций
300,0
Текущие ремонты и работы, не связанные с оборудованием
400,0
Затраты на освещение, отопление производственных цехов, а также вода на бытовые нужды
500,0
Очистка воды
3,0
Затраты на приобретение отечественных запасных частей
250,0
Дизельное топливо на работу погрузчиков
20,0
Таможенные услуги и доставка по гарантийным запасным частям
10,0
Спецодежда, обувь и средства индивидуальной защиты
12,5
Прочие расходы
1043
Итого
3209
Таблица 3 Общепроизводственные расходы, тыс. евро
Статья расходов
Сумма, без НДС
Охрана
102,0
Содержание сбытового подразделения
600,0
Юридически и аудиторские услуги
24,0
Плата за превышение ПДК и экологические сборы
25,0
Обучение персонала
125,0
Лицензии, страховки
37,0
Ремонт, обслуживание и замена ПК
24,0
Арендная плата за землю
350,0
Представительские расходы
20,0
Услуги связи
35,0
Прочие расходы
1225,0
Итого
2567,0
Таблица 4 Расходы на заработную плату персонала, евро в мес.
Подразделение
Должность
Кол-во
Заработная плата
Сумма
Основной производственный персонал
Цех 1
Рабочий 1
20
500
10 000
Вспомогательный персонал
Цех 1
Ремонтные рабочие
25
400
10 000
Прочие рабочие
25
300
7500
Водители на производстве и отгрузке
10
400
4000
Инженерно-технические работники
Отдел 1
Младшие ИТР
20
400
8000
Старшие ИТР
15
800
12000
Административно-управленческий персонал
Отдел 1
АУП
10
1500
15000
Всего по проекту:
125
66500
Расчеты с бюджетом
Основные налоги, их ставки и суммы выплат (табл.5)
Таблица 5 Ставки налогов и суммы выплат за период планирования 2003-2009 гг.
Вид налога
Сумма, тыс. евро
Ставка
База расчета
Периодичность
Примечание
Налог на имущество
564
1%
Среднегодовая стоимость имущества
Раз в квартал
Включается в себестоимость
Налог на прибыль
4077
24%
Балансовая прибыль
По реализации
НДС
0%
Валовой доход
По реализации
Налоги на фонд зар. платы
1480
35.6%
Фонд заработной платы
Ежемесячно
Включается в себестоимость
Амортизация основных средств.
Норма амортизационных отчислений определяется как 20% в год. По данной ставке размер амортизационных отчислений рассчитывается от суммы первоначальной стоимости оборудования на начало 2005 г. (Приложение 3)
Расчет кредита
Начисление и выплата процентов по кредиту ежегодно.
Схема выплат основной суммы долга – с 2005г. по 2008 включительно с учетом имеющихся средств в распоряжении.
Ставка кредита – 11% в год в евро.
Возврат основной суммы в конце текущего периода.
Планируемая дата получения кредита 3 квартал 2003 г., соответственно начисление процентов за 2003 год происходит за 4 квартал (Приложение 4).
Анализ ключевых показателей
Таблица 6 Анализ показателей эффективности
Показатель
Всего за период
Период
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Валовая выручка
99794
0
0
14222
21393
21393
21393
21393
Затраты, всего
82807
481
860
15009
17464
16546
15573
14875
Балансовая прибыль
16987
-481
-2860
-786
3929
4847
5820
6518
Налог на прибыль
4077
-116
-686
-189
943
1163
1397
1564
Чистая прибыль
12910
-366
-2174
-598
2986
3684
4423
4953
Коэффициент прибыльности
17%
6%
18%
23%
27%
30%
Рентабельность
13%
-4%
14%
17%
21%
23%
Рентабельность рассчитана как отношение чистой прибыли к выручке.
Период окупаемости проекта
С учетом суммы первоначальных вложений 25 913 за первые два года проекта (2003-2004гг.), включая процентные выплаты, без учета дисконтирования денежных потоков окупаемость проекта составляет 6 лет с 2003 г. с наступлением срока окупаемости в 2008г.
Показатель движения собственных средств
Всего за весь планируемый период с 2003 по 2009 г. сумма накопленных собственных средств составит 35, 5 млн. евро. (Табл. 7)
Таблица 7 Накопленные собственные средства по проекту, тыс. евро
Показатель
Сумма тыс. евро
Чистая прибыль
12910
Амортизация
22572
Итого
35482
Расчет основных данных, произведенный в постоянных ценах, показывает, что деятельность нового завода является высокоэффективной и устойчивой с экономической точки зрения. Анализ чувствительности деятельности показывает, что за период 2003-2009 гг. проект остается рентабельным при следующих факторах (независимо):
– при снижении объема выручки по всем видам кирпича на 17% от запланированного по каждому году (с 2005 по 2009 гг.);
– росте ставки по кредиту до 28%;
– при опережающем росте цен на энергоресурсы и другие производственные составляющие – на 100% уже в первый год действия производства.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой устойчивости проекта к возможным колебаниям конъюнктуры, влияющей на выручку продукции и опережающему росту цен на материальные ресурсы, формирующих себестоимость продукции.
Заключение
В рыночной экономике невозможно добиться стабильного успеха, если нет четкого и эффективного планирования деятельности, и необходимо ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма. Разработанный бизнес-план постоянно модифицируется, что позволяет использовать его как актуальный системный инструмент, отражающий происходящую динамику бизнес и обеспечивающий непрерывное управление предприятием.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
· конкретный проект производства определенного товара (услуг ) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
· всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
· изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях.
При создание бизнес-плана необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает финансовое планирование, которое должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей. Финансовый раздел бизнес-плана дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд и позволяет так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка.
.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 янв. 1996 г. // СЗ РФ, 1996, №5, ст. 410
2. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22 июля 2003г., № 67н.//Экономика и жизнь, 2003, № 35
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. –М.: «Финансы и статистика», 2004
4. Бекетова О.Н., Найденов В.И. Бизнес-план: теория и практика – М.: «Альфа-пресс», 2005
5. Буров В.Н. Бизнес-план фиртмы, теория и практика. Учебное пособие.- М.: «Инфра»- М, 2006
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: «Финансы и статистика», 2003
7. Лобанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т. А., Олейникова Ю.А,. Бизнес-план. Учеб. Пособ. – М.: «Издательство ПРИОР», 2006
8. Попов В.М. Финансовое бизнес –планирование. Учебное пособие.- М.: «Финансы и статистика». 2005
9. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ЮНИТИ_ДАНА», 2003
10. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. Учеб. Пособие для вузов, 2-е издание.- М.: «ЮНИТИ», 2004
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Прогноз доход и расходов, тыс. евро
№ п/п
Показатель
Всего за период
Период планирования
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
1
Валовая выручка
99,794
0
0
14,22
21,393
21,393
21,393
21,393
2
Общехозяйственные расходы
11,95
0
0
1,707
2,567
2,567
2,567
2,567
3
Общепроизводственные расходы
14,969
0
0
2,133
3,209
3,209
3,209
3,209
4
Производственные расходы
16,369
0
0
2,497
3,468
3,468
3,468
3,468
5
Оплата труда
3,990
0
0
798
798
798
798
798
6
Расчеты с бюджетом, кроме НДС
2,045
0
0
499
454
409
364
319
7
Амортизация
22,572
4,514
4,514
4,514
4,514
4,514
8
Проценты по кредиту
10,887
481
2,860
2,860
2,453
1,580
653
0
9
Балансовая прибыль
16,987
-481
-2,860
-786
3,929
4,847
5,820
6,518
10
Налог на прибыль
4,077
-116
-686
-189
943
1,163
1,397
1,564
11
Чистая прибыль
12,910
-366
-2,174
-598
2,986
3,684
4,423
4,953
Коэффициент прибыльности
17%
-6%
18%
23%
27%
30%
Рентабельность проекта
13%
-4%
14%
17%
21%
23%
Примечание: все расходы и доходы приведены без НДС
Приложение 2 Движение денег по проекту, тыс. евро без НДС
Показатель
Всего за период
Период планирования
Приток
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Выручка от реализации
99,794
0
0
14,222
21,393
21,393
21,393
21,393
Поступление кредита
26,000
17,500
8,500
Итого приток
125,794
17,500
8,500
14,222
21,393
21,393
21,393
21,393
Отток
Экспертиза существующих основных средств
27
27
Тех. Условия, функции заказчика, согласования
458
92
366
Проектные работы
460
322
138
Строительно-монтажные расходы
5,317
1,861
3,456
Оборудование
13,460
12,114
1,346
Упаковка и доставка оборудования
670
536
134
Непредвиденные расходы
1,250
1,000
250
Услуги по выбору поставщика оборудования
300
300
Таможенная пошлина
630
630
Общехозяйственные расходы
11,975
1,707
2,567
2,567
2,567
2,567
Общепроизводственные
14,969
2,133
3,209
3,209
3,209
3,209
Производственные расходы
16,369
0
0
2,497
3,468
3,468
3,468
3,468
Фонд заработной платы
3,990
0
0
798
798
798
798
798
Налог на имущество
564
0
0
203
158
113
68
23
Налог на прибыль
4,077
1,116
1,397
1,564
Налог на ФЗП
1,480
0
0
296
296
296
296
296
Возврат основной сумы кредита
26,000
0
0
3,700
7,933
8,433
5,933
0
Проценты по кредиту
10,887
481
2,860
2,860
2,453
1,580
653
0
Итого отток
112,884
17,363
8,550
14,194
20,883
21,850
18,389
11,925
Чистый приток денежных средств
12,910
137
-50
28
510
-188
3,004
8,468
Остаток денежных средств на конец периода
137
87
115
625
438
3,442
12,910
Приведенный поток доходов
73,564
15,351
6,540
9,600
12,666
11,111
9,746
8,549
Приведенный поток затрат
68,106
15,231
6,579
9,581
12,364
11,208
8,378
4,766
Коэффициент дисконтирования
0,8772
0,76947
0,67497
0,59208
0,51937
0,45559
0,39964
Ставка дисконтирования
14%
Чистый приведенный поток денежных средств
5,458
Приложение 3 Капитальные вложения по проекту, тыс. евро
Статья расходов
Всего за период
Период планирования
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Экспертиза существующих основных средств
27
27
Тех. условия, функции заказчика, согласования
458
458
Проектные работы
460
460
Строительно-монтажные расходы
5,317
5,317
Оборудование
13,460
13,460
Упаковка и доставка
670
670
Непредвиденные расходы
1,250
1,250
Услуги по выбору поставщика оборудования
300
300
Таможенная пошлина
630
630
Итого без НДС
22,572
22,572
НДС
4,388
4,388
Итого с НДС
26,960
26,960
Амортизация
22,572
4,511
4,511
4,511
4,511
4,511
Остат. стоимость осн. средств и нематер. активов на нач. периода
22,572
22,572
22,572
18,058
13,543
9,029
4,514
Ставка НДС 20%
Норма амортизации в год 20%
Приложение 4 Расчет процентов по кредиту, тыс. евро
Показатель
Всего за период
Период планирования
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Сумма кредита
26,000
17,500
8,500
Начисляемые и выплачиваемые проценты
10,887
481
2,860
2,860
2,453
1,580
563
0
Возврат основной суммы долга
26,000
3,700
7,933
8,433
5,933
Остаток кредита на начало периода
112,100
17,500
26,000
26,000
22,300
14,367
5,933
0
Ставка процента по кредиту 11%
[1] 4. Бекетова О.Н., Найденов В.И. Бизнес-план: теория и практика – М.: «Альфа-пресс», 2005
[2] 8. Попов В.М. Финансовое бизнес –планирование. Учебное пособие.- М.: «Финансы и статистика». 2005