Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

ВВЕДЕНИЕ На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными покупателями. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемости
оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия. Целью курсовой работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Исходя из данной цели, задачами курсовой работы являются исследование источников информации о видах, формах расчетов, выбор методов проверки и установлении достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов. Методическими основами для написания работы, проведения аудита послужили нормативные документы, работа авторов Богатой И.Н Лабынцева Н.Т Хахоновой Н.Н устав и учетная политика аудируемого предприятия, а также материалы периодических изданий.
Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития в части учета расчетов с покупателями и заказчиками. Муниципальное казенное предприятие муниципального образование город Владимир Муниципальные общежития было создано в соответствии с Постановлением Главы города Владимира 476 от 29.12.2005г. Основными видами деятельности предприятия являются – осуществление контроля за выполнением работ по ремонту, содержанию и обслуживанию общежитий специализированными предприятиями – проведение капитального ремонта общежитий силами подрядных организаций, осуществление технического контроля за ними – осуществление контроля за проведением работ по благоустройству и содержанию переданных на обслуживание территорий, санитарной уборке домовладений – организация круглосуточной аварийной службы – организация и осуществление
контроля правил содержания жилых и нежилых помещений в муниципальном фонде со стороны нанимателей и собственников – проведение работ по приватизации жилья в муниципальных общежитиях. Количество проживающих, официально зарегистрированных в общежитиях на 01 июля 2006 г. составляет 9872 человек, количество лицевых счетов, на которые производятся начисления платы за техническое обслуживание и текущий ремонт 4298. Количество арендаторов и собственников нежилых помещений –
75. Предприятие имеет три расчетных счета, два из которых открыты во Владимирском филиале ОАО Уралсиб в г. Владимире , и один – в ЗАО АКБ Промсвязьбанк г. Владимир. В процессе написания работы были использованы данные по расчетам с покупателями и заказчиками МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития с периода его образования, а именно за 1 квартал и полугодие 2006 г. Дополнительно следует отметить, что
МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития подлежит обязательному аудиту в соответствии со ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности 119-ФЗ 8 . 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Для каждой коммерческой организации важно подтверждение своей отчетности заключением аудитора. Этим самым она увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности – учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков. А такое доверие значит для предприятия очень много, от этого зависит его развитие и прочность договорных отношений. Значительным положительным фактором аудита является снижение информационного риска, вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает разработку рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности аудируемого
лица, оказание помощи администрации предприятия по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности. На основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии аудит ориентирует его администрацию на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты. Кроме того, привлекаемые эксперты выдвигают весьма смелые и радикальные идеи, что не всегда
могут сделать собственные специалисты. 2. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аудит расчетов с покупателями и заказчиками, осуществляемый аудиторской организацией является внешним. Внешний аудит проводиться на договорной основе внешними аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью установления объективной оценки достоверности финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Внешний аудит в
Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 августа 2001г. 119-ФЗ Об аудиторской деятельности 8 , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом. Внешний аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой бухгалтерской отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему
Федеральному закону и иным федеральным законом. Также регулироваться правилами стандартами аудиторской деятельности это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации, которые подразделяются на – федеральные правила стандарты аудиторской деятельности – внутренние правила стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также
правила стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ . Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности утверждаются
Правительством Российской Федерации. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам стандартам аудиторской деятельности. При этом требования правил стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил стандартов аудиторской деятельности и внутренних правил стандартов аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются п. 6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ . Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования
аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами стандартами аудиторской деятельности. Отличительной особенностью внешнего аудита является также то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких интересов – не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими
ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской финансовой отчетности, а также не состоят в родстве родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями. Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических проверяемых субъектов, которые являются их учредителями, филиалами, представителями, а также оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского
учета и составлению финансовой отчетности. Сокрытие указанных обстоятельств может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта и соответствие совершенных им операций нормативным актам. Эти цели определены в правиле стандарте Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности 19 . Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта начинаются с заключения договора, которому предшествует составление письма-обязательства в соответствии с правилом стандартом 25 . Договор на оказание аудиторских услуг является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта и составляется в соответствии с правилом стандартом Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг 20 .
Перед проведением проверки производится планирование аудита, которое является первоначальным этапом, когда составляется общий план и программа аудита, по которым будет проводиться проверка 21 . Аудитор формирует свое мнение, исходя из аудиторских доказательств – информации, полученной им разными способами из разных источников, виды аудиторских доказательств находят отражение в правиле стандарте Аудиторские доказательства 22 . После оформления результатов планирования в виде плана и программы аудита,
производится проверка каждого запланированного сегмента, то есть сбор аудиторских доказательств, возникает необходимость рабочего документирования. Требования к рабочей документации установлены правилом стандартом Документирование аудита 23 . После проверки бухгалтерской отчетности составляется аудиторское заключение, которое содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определены правилом стандартом
Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности 24 . 1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ. Основной целью проверки является установление правильности ведения расчетов с покупателями и заказчиками за оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи – проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности – подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности – оценка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности. Основными задачами аудита расчётов являются проверка достоверности и законности учётных данных о состоянии
расчётов, соблюдение расчётно-финансовой дисциплины и её влияние на платёжеспособность предприятия, установление реальности задолженности. Хозяйственные связи, возникающие у организации с покупателями и заказчиками, являются необходимым условием ее деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу предприятия. От состояния расчетов с покупателями, во многом зависит платежеспособность предприятия, его финансовое состояние. Платежи, осуществляемые несвоевременно, не полностью, приводят к возникновению
штрафов, пеней за несвоевременное перечисление денежных средств в уплату своей задолженности. Это ухудшает не только финансовое состояние предприятия, также ухудшаются взаимоотношения с другими предприятиями. Расчетные отношения возникают между юридическими лицами в результате хозяйственных операций, связанных с передачей различных товарно-материальных ценностей, оказанием услуг без немедленной их оплаты. Текущие обязательства покупателей и заказчиков представлены в виде дебиторской задолженности.
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации задолженность покупателей за продукцию и услуги, подотчётных лиц за выданные им под авансовый отчёт денежные суммы и другие . Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Основными задачами учета расчетов с поставщиками покупателями и заказчиками являются – формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности – контроль за состоянием дебиторской задолженности – контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями – своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности. В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетов при оплате за поставленные товары работы, услуги . При расчетах может применяться наличная и безналичная форма расчетов.
Расчеты наличными деньгами производятся в переделах до 60000 рублей 13 по одной операции, поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам. Наиболее удобной является безналичная форма расчетов, так как она не имеет ограничений при оплате. В безналичном порядке расчеты должны производиться только через кредитные организации банки , в которых открыты соответствующие расчетные счета.
Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку различных документов в другой банк для завершения хозяйственных связей счетов-фактур и т.д согласно договору. При расчетах банки не вмешиваются в договорные отношения между предприятиями. Применяются следующие формы безналичных расчетов – платежными поручениями – аккредитивами – чеками – по инкассо. Расчетными документами при осуществлении указанных форм расчетов являются – платежные
поручения – аккредитивы – чеки – платежные требования – инкассовые поручения. Хотя в случае МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития , расчеты наличными деньгами с населением и арендаторами и собственниками нежилых помещений за предоставленные услуги превалируют над безналичной формой расчетов. Это связано со спецификой работы предприятия. Расчеты с населением производятся на основании предъявляемых ежемесячно счетов-квитанций, имеющих штрих-код, содержащий информацию о сумме и периоде платежа за оказанную услугу. Этот счет-квитанцию можно оплатить в отделениях банков, почтовых отделениях, а также в кассе предприятия с помощью ККМ. Расчеты с юридическими лицами ведутся на основании ежемесячно предъявляемых актов выполненных работ и счетов-фактур наличной формой расчетов через кассу предприятия, а также по безналичному расчету как платежными поручениями, так и платежными требованиями с акцептом
Приложение . К исполнению эти документы принимаются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. На первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи руководителя и главного бухгалтера, то есть первых двух лиц, имеющих право подписи таких документов. В МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития правом подписи, кроме директора и главного бухгалтера обладает также заместитель главного бухгалтера на случай его отсутствия.
На первом экземпляре должен быть оттиск печати, образец которого вместе с образцами подписей находится в банке. В последнее время все более популярной формой расчетов с покупателями становятся расчеты с использованием платежных карт. Несмотря на то, что продажа товаров посредством таких карт относится к безналичным расчетам, в соответствии с Федеральным законом 54-ФЗ 7 при таких расчетах нужно применять контрольно-кассовые машины ККМ . Для улучшения работы
МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития с покупателями, увеличения объема платежей, можно предложить использовать форму оплаты с применением пластиковых карт, которые нашли широкое применение во многих организациях. В соответствии с условиями заключенных договоров, оплата может производиться несколькими видами – авансы, которые предусматривают оплату под поставку товаров, работ, услуг – предварительная оплата, предусматривает полностью стопроцентную оплату товаров, работ, услуг до их поставки покупателю, согласно заключенному договору – отсрочка платежа, оплата производится за товары, работы, услуги спустя определенный срок, указанный в договоре – по факту поставки товаров, работ, услуг, оплата производится в момент их получения – под реализацию, оплата товаров, работ, услуг производится только после того, как они будут реализованы покупателям. Так как большинством покупателей МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития являются граждане, проживающие в муниципальных общежитиях,
и юридические лица – арендаторы и собственники нежилых встроенных помещений общежитий, то оплата производится только после предъявления счетов-квитанций населению, счетов-фактур и актов выполненных работ юридическим лицам. Можно предложить с целью сокращения дебиторской задолженности по покупателям, которые являются обеспеченными коммерческими организациями, использовать предварительную оплату. Ведение учета расчетов с покупателями, а также проведение аудиторской проверки осуществляется в соответствии
с нормативными документами. Основные объекты, понятия, такие как синтетический и аналитический учёт, требования по оформлению первичных документов, находят отражение в Федеральном Законе О бухгалтерском учёте 129-ФЗ 4 . В соответствии с законом все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт на предприятии.
В соответствии с Гражданским Кодексом 1 определяются моменты возникновения, прекращения обязательств, обязанности сторон при заключении договоров купли – продажи, предоставления услуг, ответственности сторон за нарушение договоров, предоставление услуг ненадлежащего качества. На основании Плана счетов бухгалтерского учёта 16 и его инструкции, учёт должен вестись в организациях всех форм собственности, ведущих учёт методом двойной записи. В плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов счетов первого порядка и субсчетов счетов второго порядка . На основе Плана счетов бухгалтерского учёта организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учёта. Постановлением Об утверждении порядка ведения журналов учёта счетов – фактур при расчётах по налогу на добавленную стоимость 914 11 , пунктом 3 регламентируются обязательные
реквизиты, которыми должен быть оформлен счёт – фактура. При отсутствии у должников, признавших претензии, денежных средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, то кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании соответствующей денежной суммы обращением взыскания на принадлежащее должнику имущество. Этот порядок определён Письмом Высшего Арбитражного суда 17 .
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления её результатов, устанавливают Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств 49 28 . Инвентаризации подлежит всё имущество организации, независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Основными целями инвентаризации обязательств является проверка полноты отражения в учёте обязательств. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности
РФ 34н 9 определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности юридическими лицами, независимо от правовой формы кроме кредитных и бюджетных организаций , а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, даёт представление о дебиторской и кредиторской задолженности, порядке списания долгов и сроков исковой давности. Бухгалтерская отчётность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности составляется на основании данных бухгалтерского учёта. Формы бухгалтерской отчётности и указания по ней отражены в Приказе О формах бухгалтерской отчётности 67н 14 . 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 2.1. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ ОПЕРАЦИЙ При проверке расчетов с покупателями прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля на предприятии. Для отражения этой цели, как правило, используют опрос письменный или устный работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют те виды работ, которые либо совсем не подвергались проверке или мало контролировались бухгалтерией иди другой службой .
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций
с покупателями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты Приложение . Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи. Проверка по счетам расчётов должна осуществляться по следующим основным направлениям наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по оказанию услуг, выполнению работ правильность оплаты или получения сумм за выполненные работы, оказанные услуги своевременность и правильность проведения инвентаризации финансовых обязательств предприятия с целью выявления их реальности. В соответствии с основной целью необходимо проверить наличие договоров на техническое обслуживание с физическими и юридическими лицами, правильность их оформления. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истёкшими сроками исковой давности.
Следует при этом выявить причины её образования и выяснить, были ли предприняты меры к взысканию. По данным тестирования Приложение 2 можно определить уровень организации внутреннего контроля за операциями по расчету с покупателями и заказчиками и общее состояние учета этих операций. Для оценки состояния контроля за расчетными операциями необходимо выяснить – порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов – наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением – формы, сроки
и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов. 2.2. РАСЧЕТ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ И АУДИТОРСКОГО РИСКА Уровень существенности определяется в соответствии с правилом стандартом Существенность и аудиторский риск 27 . Он выражается в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность. Значение уровня существенности фиксируется в общем плане аудита.
Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей. Для нахождения уровня существенности можно использовать таблицу 1. Таблица 1 Определение уровня существенности по МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития за Полугодие 2006 г. тыс. руб. Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта Доля Значение, применяемое для нахождения уровня существенности 1.Балансовый убыток предприятия 3533 1 35,33 2.Валовый объем реализации без НДС 3968 1 39,68 3.Валюта баланса 171699 50 85849,5 4.Собственный капитал 154475 45 69513,75 5.Себестоимость 12413 4 496,52 346088 1 – Среднее арифметическое показателей 35,33 39,68 85849,5 69513,75 496,52 5 100 31186,96 тыс. руб. 31186,956 – Наименьшее значение отличается от среднего на 31186,96-35,33 31186,96 100 99,87 99,88671546
– Наибольшее значение отличается от среднего на 85849,5-31186,96 31186,96 100 175,27 175,2737394 Поскольку и в том и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отбросить значения 35,33 тыс. руб. и 85849,5 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении. Находим среднюю величину 39,68 69513,75 496,52 3 28795,23 тыс. руб.
28795,23333 Полученную величину допустимо округлить до 30000 тыс. руб. и будем использовать данный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет 30000-28795,23 28795,23 100 4 , что находится пределах 20 . 4,183910068 Таким образом, при проведении аудиторской проверки уровень существенности не должен превышать 4 . 2.3. ПРОГРАММА
АУДИТА Аудиторская проверка расчетов с поставщиками, покупателями производится с целью установления правильности ведения расчетов с покупателями за выполнение работ, оказание услуг. Планирование аудита является начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного общего плана и программы аудита и производится в соответствии с правилом стандартом Планирование аудита 21 . Общий план Приложение 4 должен служить руководством в осуществлении программы аудита Приложение 3 . В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты уровень существенности аудиторский риск. В общем плане определяется способ проведения аудита.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией при проведении аудиторской проверки на предприятии. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для детальных проверок. При этом определяются, какие разделы бухгалтерского учета подлежат проверке,
и программа аудита составляется по каждому разделу учета. При составлении общего плана и программы аудита, был определен уровень существенности, под которым понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 3.1. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ СБОРА АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. При проверке расчетов с поставщиками, покупателями в соответствии с правилом стандартом Аудиторские доказательства 22 были использованы следующие методы аудиторской проверки – устный опрос персонала проводился с целью проверки правильности регистрации всех данных по обязательствам может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результаты опроса могут записываться в виде протокола или краткого конспекта проверка документов была произведена с тем, чтобы убедиться в их достоверности. Документальная информация может быть внутренней и внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные экономическим субъектом, являются внутренними. Степень доверия к таким документам зависит от надежности внутреннего контроля.
Более убедительными являются внешние документы, которые были подготовлены третьими лицами. Проверка осуществлялась выборочным путем и включала в себя формальную проверку и проверку по существу внутренних документов прослеживание проводилось для получения более глубоких доказательств информации, содержащихся в документах, в ходе процедуры проверяются некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, убеждаются в том, что соответствующие
хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в учете. Так как некоторые операции вызывали сомнение, то они были прослежены до исходных первоначальных документов, чтобы убедиться в том, что операции были отражены в учете правильно аналитические процедуры был проведен анализ дебиторской задолженности в части расчетов с покупателями и заказчиками, определении их доли в составе оборотных средств и в доле краткосрочных обязательств, произведен расчет оборачиваемости и
сроков погашения с целью формирования мнения о движении задолженности, а также для предоставления информации руководству экономического субъекта. Все методы применяются для того, чтобы произвести проверку хозяйственных операций, их соответствие нормативным документам и учетной политике организации, а также правильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшее отражение в бухгалтерской отчетности. Источниками информации для проведения аудиторской проверки расчетов являются – приказ об учетной политике – договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя – счета-фактуры, акты выполненных работ, на основании которых производится реализация товаров работ, услуг – книга продаж, где регистрируются счета-фактуры для учета НДС по начисленной реализации – аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера по счету 62 при автоматизированном учете , в которых отражается полная информация по каждому покупателю по каждой
произведенной операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62 – журналы-ордера, другие документы, где все произведенные операции по предъявлению или оплате счетов-фактур покупателей накапливаются в регистре бухгалтерского учета, который является основанием для заполнения Главной книги и составления оборотного баланса. В МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития журналы-ордера не имеют номеров в связи с применением
автоматизированной формы учета претензионная работа, проводимая в случае просрочки оплаты предоставляемых услуг – акты инвентаризации расчетов, составляемые для проверки расчетов с покупателями с целью выявления неточностей в учете расчетов – бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу ф. 1 устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 Оборотные активы по статьям Дебиторская задолженность .
По приложению к бухгалтерскому балансу ф. 5 в разделе 2 Дебиторская и кредиторская задолженность выясняется состояние на начало и конец отчетного периода и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением просроченной , а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 ф. 5 устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. Форма 5 Приложение к бухгалтерскому балансу в случае МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития не применяется для изучения, поскольку период проверки составляет Полугодие 2006 г в то время как ф. 5 составляется на основании данных годовой бухгалтерской отчетности. 3.2. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУР СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ, ПРОЦЕДУР ПО СУЩЕСТВУ И ИХ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ В МКП МО г. Владимира
Муниципальные общежития были проведены опрос и выборочная проверка документации, по которым можно судить об уровне организации внутреннего контроля на предприятии по расчетам с покупателями и заказчиками Приложение 2 . По окончании процедур опроса и проверки был приведен анализ результатов, сделаны выводы об уровне контроля. Результаты тестирования свидетельствует об относительно удовлетворительном уровне контроля по учету расчетов с покупателями и заказчиками.
Слабыми сторонами организации контроля могут стать – отсутствие договоров на выполнение работ, оказание услуг – нерегулярное проведение сверок с покупателями – проведение сверки меньше чем с 50 покупателей – правильность выделения НДС с коммунальных услуг, предоставляемых юридическим лицам – правильность заполнения книги продаж – вероятность ошибок и полнота заполнения счетов-фактур и счетов квитанций – нерегулярное проведение инвентаризаций расчетов. Результаты опроса использовались для составления программы
проведения аудиторской проверки расчетов. В ходе работы было обнаружено, что с покупателями заключено очень мало договоров на оказание услуг. В случае с физическими лицами – это договор социального найма общежития либо договор найма общежития. В случае с юридическими лицами – это договор на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг. Так как договор является основным документом, который регулирует отношения между участниками, то он должен быть составлен в соответствии с правилами законодательства, только после этого он будет иметь юридическую силу. Формы договоров соответствуют действующему законодательству. С юридическими лицами – арендаторами и собственниками нежилых помещений общежитий договоры заключены на 100 . С гражданами, проживающими в общежитиях договоры заключены только на 20 . Это обусловливается тем, что предприятие начало свою деятельность только с 01
Января 2006 г. Количество семей, с которыми необходимо заключить один из указанных выше договоров – 4298. При проверке своевременности и правильности отражения операций по реализации было установлено, что отражение операций по предоставлению услуг покупателям и заказчикам ведется в соответствии с учетной политикой предприятия и соответствует нормам действующего законодательства. Плата за техническое обслуживание и текущий ремонт населения устанавливается органами местного самоуправления
как сумма за 1 кв.м. жилой площади. Плата за техническое обслуживание и текущий ремонт арендаторов и собственников нежилых помещений калькулируется предприятием самостоятельно на основании произведенной экспертизы тарифа, устанавливается за 1 кв.м. площади нежилого помещения, занимаемого арендатором. Датой реализации услуг по техническому обслуживанию считается последним рабочим днем каждого месяца, что обусловлено спецификой работы жилищного предприятия.
Система учета реализации автоматизирована Учет по покупателям – физическим лицам ведется в специализированной программе начисления платы за техническое обслуживание и жилищно-коммунальные услуги. Оплата за техническое обслуживание и ЖКУ производится гражданами по единому счету-квитанции. Слабой стороной этой программы является то, что сальдо по каждому физическому лицу не разбивается по видам услуг, а представлено единой суммой. На основании ведомости начислений, формирующейся в указанной программе, проводки вручную переносятся в программу 1С бухгалтерия, в которой уже происходит накопление и окончательная обработка всех бухгалтерских операций предприятия и формируется баланс. Замечание по поводу того, что задолженность не разбита по видам услуг можно сделать и по покупателям – арендаторам и собственникам нежилых помещений. Учет по ним также автоматизирован и ведется в программе 1С бухгалтерия. Проводки в 1С формируются на основании введенных документов актов выполненных работ и счетов-
фактур по покупателям. При проверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие и правильность сумм НДС, предъявляемых покупателям. При выборочной проверке счетов-фактур, которые выписывались покупателям, была проверена правильность начисления суммы НДС. Во всех проверенных счетах не вызвала сомнений правильность отражения НДС, который выделен отдельной строкой или графой.
Таким образом, можно сделать вывод, что налог был начислен в соответствии с законодательством. Поскольку на предприятии полностью автоматизирован бухгалтерский учет, начисление НДС производится точно, своевременно и без ошибок. В соответствии с учетной политикой предприятием выбран отчетный период по НДС – 1 месяц. Это связано с тем, что, в связи с увеличением тарифа на техническое обслуживание сумма
реализации может превысить 1 млн. руб. без НДС в месяц. Все счета-фактуры, выданные арендаторам и собственникам нежилых помещений, а также за платные услуги физическим и юридическим лицам, автоматически регистрируются в книге учета и отражаются в книге продаж. Автоматизация обеспечивает контроль за их нумерацией. Однако счета-квитанции, предъявляемые гражданам, проживающим в общежитиях и заменяющие счет-фактуру и акт выполненных работ, не фиксируются в книге учета и книге продаж, как требует Глава 21 НК РФ, а на основании ведомости начисление предприятием выписывается единая счет-фактура на всю сумму начисляемой платы за техническое обслуживание населения. Счета-фактуры, которые прошли выборочную проверку, не имеют некоторых реквизитов ИНН покупателя, его адреса и т.д некоторые счета-фактуры не полностью отражают наименование покупателя.
В ходе работы также было обнаружено, что в счетах-фактурах, предъявляемых арендаторам и собственникам нежилых помещений, в части предоставления коммунальных услуг водоснабжение, вывоз ТБО , выделяется НДС, хотя указанные платежи, в соответствии с Письмом Минфина 118 от 29.12.93 г являются для жилищных предприятий транзитными платежами, подлежат отражению на счетах целевого финансирования и на финансовые результаты не влияют.
Соответственно, НДС с указанных операций МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития выделять не имеет права, поскольку не уплачивает его в бюджет с данных операций. Главному бухгалтеру предприятия следует усилить внутренний контроль в указанном направлении. В результате проверки регистров бухгалтерского учета установлено, что проводки по взаиморасчетам с покупателями и заказчиками составляются в соответствии с учетной политикой предприятия и нормативными
документами а именно Таблица 2 Дт Кт Содержание операции 62 1 в разрезе наименований покупателей 90 1 1 в разрезе видов услуг Отражается начисление платы физическим и юридическим лицам за оказанные услуги по техническому обслуживанию жилья и нежилых помещений 62 2 в разрезе наименований покупателей 90 1 1 в разрезе видов услуг Отражается начисление платы за оказанные услуги по ксерокопированию, согласованию технических условий и другие услуги на основании утвержденных калькуляций 86 1 управление соц. защиты населения 90 1 1 в разрезе видов услуг Отражается начисление выпадающих доходов от предоставления льготной цены по плате за техническое обслуживание и текущий ремонт льготным категориям граждан в соответствии с законодательством 51 в разрезе расчетных счетов 62 1 в разрезе наименований покупателей Поступила на расчетный счет оплата за техническое обслуживание от граждан и арендаторов и собственников нежилых помещений 50 62 1 в разрезе наименований покупателей
Поступила в кассу предприятия оплата за техническое обслуживание от граждан и арендаторов и собственников нежилых помещений 60 в разрезе поставщиков 62 1 в разрезе наименований покупателей Произведен взаимозачет с поставщиком на основании договора 50 62 2 в разрезе наименований покупателей Поступила в кассу предприятия оплата за предоставленные разовые услуги по ксерокопированию, согласованию технической документации и т.д. 79 1 РКО Управления
ЖКХ 62 2 в разрезе наименований покупателей Поступило авизовое извещение от РКО УЖКХ о суммах собранных средств за техническое обслуживание, поступивших от граждан через почтовые отделения и отделения банков 51 в разрезе расчетных счетов 86 1 Управление соц. защиты населения Поступила на расчетный сумма выпадающих доходов от предоставления льготной цены по плате за техническое обслуживание и текущий ремонт льготным категориям граждан в соответствии
с законодательством Полнота и своевременность оплаты счетов покупателями устанавливается путем наблюдения за процедурой принятия кассиром денежных средств в кассу предприятия от физических и юридических лиц, взаимной сверки данных корреспондирующих счетов 50 Касса , 51 Расчетные счета , 79 1 Расчеты с РКО УЖКХ , 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками и прослеживания записей в регистрах аналитического учета. В ходе проведения аудиторских процедур установление, что расчеты с покупателями через кассу ведутся в соответствии с законодательством о применении ККТ, кассовый чек выдается каждому покупателю. Нарушений при осуществлении взаимной сверки не установлено, поскольку учет автоматизирован. Занесение банковских и кассовых операций в 1С бухгалтерию осуществляется своевременно, кассовых операций – в момент совершения, банковских операций – в день получения выписок банков.
Получение банковских выписок осуществляется ежедневно. Для определения достоверности задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками необходимо регулярно производить сверку расчетов. В ходе опроса было отмечено, что сверки производятся нерегулярно, только при возникновении спорных вопросов, не со всеми покупателями и охватывают менее 50 расчетов, в отношении расчетов с жителями общежитий сверка расчетов практически не производится и составляет менее 35 расчетов.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств 28 инвентаризация расчетов должна проводиться постоянно. Учетной политикой предприятия определен ежегодный, перед сдачей годовой отчетности, порядок проведения инвентаризации обязательств. Однако, требование департамента жилищного хозяйства Владимирской области, предписывает ежеквартальное проведение инвентаризации.
В ходе проверки выяснилось, что инвентаризация расчетов с покупателями не проводится ежеквартально в надлежащем порядке, результаты не обосновываются документально актами сверок Аналитический учет по покупателям и заказчикам поставлен удовлетворительно, автоматизирован. 3.3. ИНФОРМАЦИЯ РУКОВОДСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ходе аудиторской проверки аудиторские организации обязаны подготовить и предоставить руководству проверяемого предприятия отчет письменную информацию по результатам произведенной проверки. Отчет составляется на основании правила стандарта Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита . Отчет должен содержать в себе информацию для руководства проверяемого предприятия, целью которого является доведение до руководства о всех выявленных ошибках, нарушениях, неточностях, содержит информации
о комплексе мер, которые должны быть приняты для устранения выявленных недостатков. В МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития были исследованы расчеты с покупателями и заказчиками за Полугодие 2006 г. При оценке системы бухгалтерского учета, можно отметить, что ведение учета в целом соответствует действующему законодательству, учетная политика регулирует постановку и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии, от ее содержанием регламентируется порядок ведения всего учета
на предприятии, от которого зависит дальнейшее положение МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития . Для определения состояния внутреннего контроля в МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития был использован устный опрос работников и выборочная проверка документации аудируемого предприятия. В результате проверки наличия договоров на выполнение работ и оказание услуг отмечается, что стопроцентное заключение договоров имеет место только с арендаторами
и собственниками нежилых помещений. С жителями общежитий договоры заключены только на 20 . Это обстоятельство обусловлено тем, что работники предприятия не в состоянии настоящим составом охватить такой объем работы. Для усиления контроля и скорейшего устранения настоящего нарушения гражданского и жилищного кодексов, рекомендуется привлечь работников по договорам возмездного оказания услуг. В результате выборочной проверки по форме счетов-фактур в МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития , выданных покупателям, было выявлено, что некоторые счета-фактуры оформлены ненадлежащим образом. Так, в счете-фактуре 971 от 30.06.06 г выданной ООО Татьяна и Ко имеются неточности, отсутствует ИНН, КПП покупателя, его адрес. Многие счета не полностью оформлены отсутствуют указанные выше реквизиты . При обнаружении таких счетов можно было бы предположить, что это был случайный пропуск, была увеличена
выборка, в результате чего было подтверждено, что ошибки являются систематическими, многие счета-фактуры недооформлены, постоянно нарушается Глава 21 НК РФ, согласно которому, счета, не оформленные соответствующим образом, не могут служить основанием для зачета НДС у покупателей МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития , кроме этого, бухгалтер не проверял правильность заполнения счетов-фактур. Были установлены факты выделения НДС во всех счетах-фактурах, предъявляемых арендаторам
и собственникам нежилых помещений, в части предоставления коммунальных услуг водоснабжение, вывоз ТБО . В соответствии с Письмом Минфина 118 от 29.12.93 г жилищные предприятия только начисляют плату за коммунальные услуги и собирают денежные средства за коммунальные услуги начисление платы за коммунальные услуги не является реализацией услуг предприятия, и не влияет на финансовый результат. Соответственно, НДС с указанных операций МКП МО г.
Владимира Муниципальные общежития выделять не имеет права, поскольку не уплачивает его в бюджет с данных операций. Главному бухгалтеру предприятия следует привести в соответствие с законодательством оформление счетов-фактур в указанной части, поскольку данное нарушение влечет за собой административную ответственность. При наблюдении за начислением населению платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги было установлено, что задолженность граждан не разбита по видам услуг. К оплате населению предъявляется единая сумма в счете-квитанции, также учитывается и поступление денежных средств от населения. Следует, до конца 2006 г ввести изменения в программу по расчетам с населением за техническое обслуживание и коммунальные услуги разбивать оплату и задолженность по видам услуг, поскольку плата за техническое обслуживание является доходом МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития , а коммунальные услуги являются транзитными платежами и
не влияют на финансовые результаты. Также, во исполнение норм Жилищного кодекса с 01 Января 2007 г. все управляющие компании будут обязаны вести подомовой учет, и очень важной информацией будет сколько начислено платы за услуги по техническому обслуживанию каждому дому следовательно, на какую сумму следует предоставить услуг, какая задолженность по предоставленной услуге по техническому обслуживанию и содержанию общежитий числится по каждому дому.
Необходимо отметить отсутствие надлежащего контроля за дебиторской задолженностью. Учетной политикой предприятия определен ежегодный, перед сдачей годовой отчетности, порядок проведения инвентаризации обязательств. В соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области требуется ежеквартальное проведение инвентаризации. В ходе документальной проверки отчетных форм за 1 квартал и
Полугодие 2006 г. выяснилось, что инвентаризация расчетов с покупателями не проводится в надлежащем порядке. Главному бухгалтеру следует привести в соответствие с требованиями законодательства документирование операций по инвентаризации расчетов, для чего в Учетную политику предприятия следует ввести изменения о ежеквартальной инвентаризации, оформляемой приказом директора и актом проведения инвентаризации, привлечь сотрудников бухгалтерии и планово-технического отдела для выполнения сверки расчетов с покупателями и заказчиками. При проверке МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития был отмечен резкий рост дебиторской задолженности населения и арендаторов и собственников нежилых помещений. Чтобы сделать вывод, какое влияние она оказывает на проверяемое предприятие, необходимо ее проанализировать. Весомую долю в дебиторской задолженности МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития составляют покупатели.
Чтобы определить, как она изменилась за последнее время, необходимо рассмотреть ее динамику. Необходимо определить, какую долю занимает дебиторская задолженность в оборотных активах Приложение 5 . Можно отметить рост общей дебиторской задолженность, на 01 апреля 2006 г. она составляла 6739 тыс. руб на 01 июля 2006 г. она составляет уже 7145 тыс. руб. увеличилась на 406 тыс.руб. При чем задолженность покупателей и заказчиков увеличилась на 443 тыс. руб прочая дебиторская задолженность
снизилась на 37 тыс. руб. Для того чтобы изучить изменения состояния расчетов с покупателями, необходимо изучить их состав и срок образования. В результате проверки выяснилось, что просроченная дебиторская свыше 1 мес. на 01 апреля 2006 г. составила 785 тыс. руб. на 01 июля 2006 г.составила уже 1217 тыс. руб. В отчетности данный факт не отражен. Просроченная задолженность покупателей и заказчиков на 01.07.06 г. составляет 46,6 общей задолженности покупателей и заказчиков и отвлекает оборотные средства предприятия.
Рост просроченной задолженности объясняется слабым контролем со стороны бухгалтерии и юридического отдела. Следует усилить претензионно-исковую работу с населением и арендаторами нежилых помещений. Ежемесячно неплательщикам предъявлять претензии об оплате просроченной свыше 1 мес. задолженности, совершать рейды по злостным неплательщикам, которые, как правило, оказывают очень действенное влияние в оплате просроченной задолженности. Также в СМИ и на информационных стендах предприятия и общежитий размещать информацию о злостных неплательщиках. Оправдательным моментом роста просроченной задолженности может в случае МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития являться то, что подача материалов в суд о взыскании задолженности с жителей за неуплату долга за ЖКУ может осуществляться предприятием только начиная с 01.07.06 г т.е. по истечении 6 мес. неуплаты жителями долга при условии проведения досудебной претензионной работы.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используем несколько показателей, которые позволят определить, сколько оборотов совершила дебиторская задолженность за 1 кв Полугодие 2006 г. табл. 3.1, 3.2 . Таблица 3.1 Исходные данные для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности по МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития тыс. руб. Показатели 1 кв. 2006 г. Полугодие 2006 2 квартал
Абсолютное отклонение 1 2 3 4 1. Выручка от реализации 1936 2032 96 2. Средняя величина дебиторской задолженности 1,5 1,6 0,1 – в т.ч. покупатели и заказчики 0,5 0,6 -0,1 3. Оборотные средства 11238 13540 2302 Таблица 3.2 Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития за 1 квартал – 2 квартал 2006 г. Показатели Способ расчета 1 квартал 2006 2 квартал 2006 1 2 3 4 1.
Оборачиваемость дебиторской задолженности – в т.ч. покупатели и заказчики 1290,67 3872 1270 3386,67 2. Период погашения дебиторской задолженности – в т.ч. покупатели и заказчики 0,28 0,11 0,28 0,09 3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств – в т.ч. покупатели и заказчики 59,97 19,29 52,76 19,28 4. Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от реализации – в т.ч. покупатели и заказчики 0,08 0,03 0,08 0,02 Для того, чтобы определить, сколько оборотов совершила дебиторская задолженность в рассматриваемого периода в данном случае используют показатель оборачиваемости дебиторской задолженности , где В – выручка от реализации ДЗср – средняя величина дебиторской задолженности. Снижение показателя свидетельствует об увеличении дебиторской задолженности МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития , в результате чего происходит замедление ее оборачиваемости. В 1 кв. 2006 г. дебиторская задолженность совершила 1290,67 оборотов, во 2 кв.
2006 г – 1270, это связано с тем, что в летний период в связи с временным отсутствием граждан по месту постоянного жительства они находятся в отпусках, в сельской местности и т.д. увеличивается количество неплательщиков. При расчетах с покупателями оборачиваемость снизилась с 3872 до 3386,67 оборотов. Важным показателем в работе предприятия является период погашения дебиторской задолженности. При этом чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения. или , где
КДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности. Как видно из таблицы 3.2, состояние расчетов с дебиторами, в общем, осталось на прежнем уровне. Во 2 квартале 2006 г. срок погашения уменьшился на 0,02. Таким образом, в среднем, дебиторская задолженность погашается каждые 0,28 дня. В том числе, по покупателям задолженность в 1 кв. 2006 года погашалась каждые 0,11 дня, во 2 кв. 2006 – каждые 0,09 дня. Налицо снижение периода погашения задолженности на 0,02 дня.
Анализ задолженности производится на основе данных аналитического учета расчетов с покупателями – сведениях из оборотно-сальдовых ведомостей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Расчеты с покупателями и заказчиками охватывают значительную часть хозяйственных операций в МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития . От состояния расчетов с покупателями и заказчиками зависят дальнейшие отношения предприятия с другими организациями, своевременность оплаты покупателями за предоставляемые услуги по техническому обслуживанию и содержанию общежитий, непосредственное влияние оказывают и на финансовый результат предприятия, и на его стабильную работу. Руководству экономического субъекта необходима информация, которая поводила бы усовершенствовать систему бухгалтерского учета и систему внутреннего контроля на предприятии. Поэтому написание работы было произведено с целью выявления недостатков и отрицательных моментов в
работе с покупателями в МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития , а также предполагалась с целью внесения предложений по совершенствованию порядка ведения расчетов, выявления методов, которые позволили бы улучшить работу на проверяемом предприятии, привести к повышению эффективности использования ее результатов. Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентирует порядок ведения учета на предприятии.
Учетная политика МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития была сформирована в соответствии с нормативными документами. Существенным нарушением является то, что в счетах-фактурах, предъявляемых покупателям – арендаторам и собственникам нежилых помещений в части предоставленных коммунальных услуг выделен НДС. Предприятие не уплачивает НДС с указанных услуг, поскольку они являются транзитными платежами. Следует отменить выделение НДС в счетах-фактурах, предъявленных покупателях, поскольку данная операция
на является законной и может повлечь за собой административную ответственность. С целью определения достоверности ведения расчетов необходимо производить ежеквартальную полную инвентаризацию обязательств, но в ходе проверки выяснилось, что в МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития она не производится надлежащим образом, что говорит о слабой системе контроля за дебиторской задолженностью. Это может привести к тому, что задолженность оказывается непроверенной, может возникнуть угроза неотслеженной задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также просроченная задолженность. В Учетную политику предприятия следует ввести изменения о ежеквартальной инвентаризации, оформляемой приказом директора и актом проведения инвентаризации, привлечь сотрудников бухгалтерии и планово-технического отдела для выполнения сверки расчетов с покупателями и заказчиками Дебиторская задолженность оказывает существенное влияние на оборачиваемость оборотных средств.
Ее увеличение снижает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами. Чтобы наглядно руководителю показать, какое влияние оказывает задолженность на состояние предприятия в целом, был проведен анализ задолженности за 1 – кварталы 2006 г. С целью снижения задолженности в работе были разработаны методы, которые рекомендуется внедрить в работу МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития . Большинство покупателей
МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития это граждане, проживающие в общежитиях. С целью сокращения дебиторской задолженности по покупателям, следует своевременно отслеживать просроченную задолженность для ведения претензионной работы ежемесячно предъявлять предупреждения жителям об оплате задолженности за техническое обслуживание и коммунальные услуги , проводить рейды по должникам, информировать злостных неплательщиков, имеющих задолженность свыше 6 мес. о возможности предъявления в суд исковых
заявлений со стороны МКП МО г. Владимира Муниципальные общежития об их выселении. Размещать информацию о неплательщиках через СМИ и информационные стенды предприятия и общежитий. Также рекомендуется проработать вопрос о создании совместных комиссий по борьбе с неплательщиками, в состав которых могут входить работники районных администраций, судебные приставы-исполнители, работники отдела субсидий Управления социальной защиты Администрации г. Владимира. Вследствие этих мер, предприятие будет своевременно получать денежные средства, что позволит продуктивно использовать их в дальнейшей своей деятельности. Подводя итоги по проделанной работе можно надеяться, что внесенные предложения будут рассмотрены и внедрены к применению в бухгалтерский учет предприятия, и окажут положительное влияние на состояние показателей учета и отчетности в МКП МО г. Владимира
Муниципальные общежития , а также всю работу предприятия. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. 51-ФЗ в редакции Федерального закона 15-ФЗ от 10 января 2003 г 2. Гражданский Кодекс РФ. Часть 2 от 26 января 1996 г. 14-ФЗ в редакции Федерального закона 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г 3.
Налоговый Кодекс. Часть 2 от 5 августа 2000 г. 117-ФЗ в редакции Федерального закона 148-ФЗ от 11 ноября 2003 г 4. Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.06.2003 86-ФЗ . 5. Федеральный закон О государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 11 ноября 2002 г.
161-ФЗ. 6. Федеральный закон О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и или расчетов с использованием платежных карт от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ. 7. Федеральный закон Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. 119-ФЗ в редакции Федерального закона от 14.12.01. 164-ФЗ . 8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. 34н в редакции Приказа Минфина РФ от 24.03.02. 31н . 9. Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика организации . ПБУ 1 98. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. 60н. 10. Постановление Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость от 29 июля 1996 г. 914 в редакции от 27 июля 2002 г. 189 . 11. О безналичных расчетах в Российской Федерации . Положение Центрального Банка РФ от 12 апреля 2001 г. 2-п в редакции от 3 марта 2003 г. 1256-У . 12. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке .
Указание Центрального Банка РФ от 14 ноября 2001 г. 1050-У. 13. О формах бухгалтерской отчетности организации . Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. 67н. 14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. в редакции Приказа
Минфина РФ от 7.05.03. 38н . 15. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе . Письмо Минфина РФ от 30 октября 1992 г. 16-05 4. 16. Об отражении некоторых операций в бухгалтерском учете организаций жилищно-коммунального хозяйства Письмо Минфина 118 от 29.12.93 г. 17. О праве организаций-кредиторов, претензии которых признаны должниками,
на обращение с исками в Арбитражный суд . Письмо Высшего Арбитражного суда от 27 декабря 1994 г. С1-7 ОП-867. 18. Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности . Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. 696 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2003
N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228 . 19. Правило стандарт Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности . Одобрен Комиссией по аудиторской деятельности от 20 августа 1999 г. протокол 5. 20. Правило стандарт Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 20 октября 1999 г. протокол 6. 21. Правило стандарт Планирование аудита . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 25 декабря 1996 г. протокол 6. 22. Правило стандарт Аудиторские доказательства . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 25 декабря 1996 г. протокол 6. 23. Правило стандарт Документирование аудита . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 25 декабря 1996 г. протокол 6. 24.
Правило стандарт Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 9 февраля 1996 г. протокол 1. 25. Правило стандарт Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 25 декабря 1996 г. протокол 6. 26. Правило стандарт Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения
аудита . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 25 декабря 1996 г. протокол 6. 27. Правило стандарт Существенность и аудиторский риск . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности от 22 января 1998 г. протокол 2. 28. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. 49. 29. Астахов
В.П. Бухгалтерский финансовый учет Учебное пособие. Москва ИКЦ МарТ , 2001. 30. Аудит. Юнита 2. Аудит кассовых операций и безналичных расчетов – М. НОУ Современный Гуманитарный Институт , 2002. 31. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. Издание 5-е, переработанное и дополненное – М. Информационно-издательский дом
Филинъ , Рилант, 2002. 32. Барышников Н.П. Практикум внутреннего и внешнего аудита. М. Информационно-издательский дом Филинъ , 2002. 33. Безруких П.С. Бухгалтерский учет Учебник А.С.Бакаев, П.С.Безруких, Н.Д.Врублевский и др. Под ред. П.С.Безруких 4-е изд перераб. и доп М. Бухгалтерский учет, 2002. 34. Бухгалтерский учет официальные материалы М. ИНФРА-М, 2001. 35. Бурсулая Т.Д. Особенности проведения аудиторских проверок государственных унитарных предприятий за 2002 год. Характерные ошибки в организации бухгалтерского учета и налогообложении, выявленные в ходе таких проверок Консультант Бухгалтера, 7, 2003 КонсультантПлюс . 36. Гейц И.В. Учет расчетов при прекращении обязательств по расчетам путем зачета взаимных требований, отступного, новации Консультант
Бухгалтера, 12, 2002 КонсультантПлюс. 37. Гончаров К.Н Середа Т.П. Бухгалтерские проводки. Под общей редакцией В.П. Астахова – Ростов н Д Феникс, 2001. 38. Дефлиз Ф.Л Дженик Г.Р О Рейлли В.М Хирш М.Б. Аудит Монтгомери Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова М. Аудит, ЮНИТИ,
1997. 39. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету М. Экономика, 2002. 40. Киселев М. Учетная политика на 2003 г. для целей бухгалтерского и налогового учета Финансовая газета, 1, 2003 КонсультантПлюс. 41. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. Изд. 3-е, доп. и перераб М. Экзамен , 2002. 42. Кондраков
Н.П. Бухгалтерский учет Учебное пособие 4-е изд перераб. и доп М. ИНФРА-М, 2002. 43. Кочинев Ю.Ю. Аудит СПб. Питер, 2002. 44. Малявкина Л. Раздельный учет при реализации товаров, облагаемых НДС по разным ставкам Финансовая газета. Региональный выпуск , 19, 2003 КонсультантПлюс . 45. Подольский В.И Поляк
Г.Б Савин А.А. Аудит Учебник для вузов Под ред. проф. В.И.Подольского 3-е изд перераб. и доп. -М. ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 46. Полунина Е. Исчисление и уплата НДС Финансовая газета. Региональный выпуск, 3, 2003 КонсультантПлюс . 47. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Учеб. пособие Г.В. Савицкая 7-е изд испр Мн Новое знание, 2002. 48. Сотникова Л.В. Учет расчетов Бухгалтерский учет, 6, 2003 КонсультантПлюс. 49. Суйц В.П Ахметбеков А.Н Дубровина Т.А. Аудит общий, банковский, страховой Учебник М. ИНФРА-М, 2002. 50. Талалаева Ю.Н. Розничное аптечное предприятие – особенности бухгалтерского учета и налогообложения Консультант Бухгалтера, 3, 2003 КонсультантПлюс. 51. Хороший О.Д. Учет дебиторской задолженности в составе расходов для целей налогообложения Налоговый вестник, 5, 2003 КонсультантПлюс . 52. Шеремет А.Д Сайфулин Р.С Негашев Е.В. Методика финансового анализа 3-е изд перераб. и доп М. ИНФРА-М, 2002. 53. Ширкина Е.И. Аудиторская проверка внешних расчетных операций
Бухгалтерский учет, 22, 2002 КонсультантПлюс .