Методика работы педагога дополнительного образования детей в детских образовательных объединениях разных форм

Федеральное агентство по образованию РоссийскойФедерации
Дальневосточный государственный техническийуниверситет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Инженерно- экономический институт
Кафедра ПЕДАГОГИКИ ИПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Специальность НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППА 3.2 Пспб
Контрольная работа
Тема: Методика работыпедагога дополнительного образования детей в детских образовательныхобъединениях разных форм
Студент
ЕрмошинаЛилия Асхатовна
РуководительПавловская О.А.
Владивосток 2011

Содержание
 
Введение
Дополнительноеобразование как система развития способностей детей.
Организация обучения
Методы обучения
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
В1918 г. в Москве, в Сокольниках, открылось первое государственное внешкольноедетское учреждение – Станция юных любителей природы (с1920 г. – Биостанция юныхнатуралистов им. К.А. Тимирязева), положившая начало государственной системевнешкольного образования детей.
С1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционногопреобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительногообразования детей.
Всистеме образования России развивается подсистема дополнительного образования детей.Учреждения дополнительного образования детей располагают значительнымивозможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходятна занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за этовремя они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и,что важно, не по принуждению педагогов и родителей.
Значителенпедагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощноесредство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности созданияситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитаниии укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видахдеятельности дополнительного образования способствует самореализации личности,стимулирует ее к творчеству.
Всфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка ивзрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формированиягуманистических ценностных ориентации. Своеобразие дополнительного образованиясостоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых,развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельностии, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблемузанятости детей.
Развиваядополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует сорганизациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самымстановится по-настоящему открытой системой.
Дополнительноеобразование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию насоздание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе иоб окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободойсамостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что вдальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности.
Современныйэтап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительногообразования стал периодом осмысления преимуществ этого вида образования;соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности»дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии егореализации; развитие практики планирования и организации дополнительногообразования; решение задач повышения его качества.
Развитиесистемы дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:
сохранениепозитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой,культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной,практико-ориентированной деятельности;
разработкаконцептуальных основ дополнительного образования детей с учетом своеобразияэтого процесса в различных образовательных учреждениях и специфики различныхкатегорий детей;
соединение(временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительногообразования и построения новой практики;
упорядочениеи укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы дополнительногообразования;
обоснованиеи принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивоеразвитие сферы дополнительного образования;
созданиеусловий для работы образовательных учреждений одновременно в режимефункционирования и в режиме развития;
одномоментностьмоделирования организационных форм дополнительного образования иэкспериментальной проверки их жизнеспособности;
научноеобоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительногообразования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
разработкабазисной основы содержания дополнительного образование;
осмыслениеи развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия,расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация ихответственности, определение полномочий, представление необходимых льгот;
поэтапноевыдвижение и реализация организационно-управленческих задач.
Основноевнимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на созданииусловий для свободного выбора каждым
ребенкомобразовательной области, профиля программы и времени их освоения; развитиявидов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы;совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательногопроцесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству,профессиональному самоопределению и самореализации.
Однимиз ключевых вопросов периода становления системы дополнительного образованиядетей является обеспечение образовательного процесса учебными планами ипрограммами. Их связь и преемственность составляют ядро системы дополнительногообразования детей, определяют его содержание, уровень и направленность.Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка врамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюдавытекают, как считает Калиш И.В. требования к ориентации программдополнительного образования детей на:
— динамичность образовательного процесса как социального явления;
— стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей ксамостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
активноеи деятельностное усвоение содержания образования, прогнозирование егоприменения в различных ситуациях;
обобщениежизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейсясистемой ценностей;
самостоятельнуюоценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственноепостроение своего поведения;
новоевосприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию иовладению специализированными языками наук в группах юных исследователей;
Дополнительноеобразование – процесс непрерывный. Педагогический процесс в сфередополнительного образования строится в форме поиска решения как отдельных, таки извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создаетсяжизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию,осозновать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.
Принципиальноеотличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаряотсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системепедагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности(знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностейучащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью вэтом случае становится создание развивающей образовательной среды, котораяобеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческоеначало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития
Такойподход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своихцелей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъектаразвивающегося образования. На современном этапе развития образованияпроектирование образовательной среды в УДО невозможно без обращения к парадигмеразвивающего образования, что в свою очередь требует предварительного уточненияфункций дополнительного образования.
Социальнаяфункция направлена на удовлетворение:
а)социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры,образования и здоровья населения);
б)родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает ихребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование подополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий,здоровье),
в)детского спроса — удовлетворение потребности познавательного и личностногоразвития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, посколькуон меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста исоответствующего ему типа ведущей деятельности;
г)экономического спроса — возможность заработка (основного, дополнительного, снеполным рабочим днем и т.д. ) для взрослых и допрофессиональная подготовка длядетей.
д)правоохранительною спроса — профилактика девиантного и асоциального, в томчисле противоправного, поведения детей. Психологическая функция:
а)развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия дляфизического и психического развития детей (реализация детских интересов,приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя всемейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и вплане самоутверждения, и в плане самоактуализации;
б)компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе,
в)релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентацииповедения в семье и в школе;
г)консультационная – для педагогов, родителей и детей. Образовательнаяфункция:
а)образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным кстандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений.Например, судо — и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Этомогут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либопричинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б)пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детскаятелестудия);
в)профессиональное самоопределение;
г)обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
д)социализирующая — общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, втом числе — попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащениеобщественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможностии способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий ивзаимодействий,
Укажемна важнейшее различие школьного и дополнительного образования.
•Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ наопределенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан Поэтомушкольное образование обязано ориентироваться на достижение образовательныхстандартов обучения. По этой причине познавательный интерес, присущий детям отприроды, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно всилу обязательности и стандартизованных программ, методов и критериев обучения.В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «поинтересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО даетвозможность преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса,а строить обучение по принципу — процесс ради процесса, учение ради учения,т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент вобучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизациипознавательного интереса у учащихся.
•В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы,адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характернопреимущественное использование авторских учебных программ.
•В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО — со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятийи педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его само актуализации.
•В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьнойтрадиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцентставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опытаот старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет личностное влияниепедагога на учащихся
Витоге, мы приходим к выводу, что по самой образовательной специфике УДО,учебно-воспитательный процесс в нем должен строится в парадигме развивающегообразования. При этом нетрудно заметить, что объектом развития в этом случаевыступают:
•образовательные программы. Они становятся программами новоготипа (психодидактического, рефлексивного), т.к., в отличие от традиционныхпрограмм дополнительного образования, их разработка и практическое воплощениетребуют от педагога рефлексии (выявления для себя и осознания) дидактических ипсихологических целей и исходных оснований их построения;
•обучающиеся, т.е. раскрытие (проявление, пробуждение) творческой природыкак исходной психологической основы для развития физических, познавательных, личностныхи духовно-нравственных способностей;
•педагоги дополнительного образования, которые должны научиться вставатьв рефлексивную позицию к тому: кого они обучают, чему они обучают, как обучаюти зачем обучают,
•руководители “(управленцы), которые должны определять и создаватьусловия для практической реализации учебных программ нового типа;
•родители, в смысле изменения их социальных установок и отношений кфункциям дополнительного образования и ценностным ориентациям в обучении ихдетей;
•образовательная среда (социальный, пространственно-предметный ипсиходидактический компоненты);
•социальная макросреда (район, окружающий социум);
•и само учреждение дополнительного образования (УДО) как объектсаморазвития (и в этом смысле он становится субъектом своего развития и системыобразования, частью которой он является)
Изменяясебя, таким образом, данное УДО изменяет образовательную и социально-культурнуюсреду микрорайона, округа в целом. Тем самым УДО, наряду с другимиэкспериментальными площадками столичного образования, превращается в одного изсубъектов развивающегося образования столицы. С этой точки зрения УДОпредставляется нами как субъект развивающегося образования.
ПревращениеУДО в субъекта развивающегося образования начинается с разработки рабочейконцепции его развития, что предполагает рефлексии (осознания) его состояния,целей и перспектив его развития по следующим позициям, базовым для любойобразовательной концепции вопросы:
— кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО)
— зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса иобразовательной среды в целом)?
— чему учить (содержание дополнительного образования);
— кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовкепедагога) Остановимся на этих вопросах подробнее.
Когоучить?
Ответна этот вопрос требует определения психологических особенностей контингентаучащихся в качестве системообразующего фактора психолого-педагогической модели(системы) УДО предполагает определение таких особенностей их развития какодного из субъектов образовательной среды, которые составляют проблему ихобучения, развития и социализации, и потому требуют создания специальныхусловий для обучения и воспитания (особой образовательной среды) по сравнению сдетьми, обучающимися в образовательных учреждениях другого типа (школы, лицеи ит. д.)
Мыисходим из того, что с психологической точки зрения в УДО:
— обучаются дети с разными видами способностей и с различным уровнем их развития;
— приходят дети по разным мотивам: а) у одних уже проявились интересы исклонности к каким-то видам внешкольной деятельности (художественной,спортивной, технической и т.п.), а у других, напротив, нет — они еще ищут,пробуют себя; б) одни дети пришли сами, других привели родители, третьи пришлииз любопытства, «за компанию» и т.д.
— достаточно часто обучение происходит в разновозрастных группах, где детиотличаются по возрасту, по готовности к обучению, по умению учиться, помотивации и т.д.;
— особо одаренных детей мало, потому что они, в силу своей явной одаренности,чаще всего проходят обучение в специализированных образовательных учреждениях(математические, музыкальные, спортивные и т.п. школы),
— вместе с тем возможен больший, чем в школе, процент детей со скрытой одаренностью,в работе, с которыми важно создать условия для проявления их природных задаткови развития этих задатков в соответствующие склонности, интересы и способности.
Итак,в целом для УДО характерна разнородность контингента учащихся по такиминдивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые)способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные(социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляетк организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования. Учебныепрограммы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже немогут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развитияспособностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей,как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявленияспособностей у детей, которые еще «не нашли себя», не проявили своихинтересов и способностей .
Учитываяразнообразие способностей учащихся УДО, мы исходим из того, что каждая из нихявляется, а каждого учащегося проявлением творческой природы психики человека,и, соответственно, творческого потенциал. Речь идет не только об отдельныхспособностях (художественных, спортивных, технических), но и об интегральнойличностной сфере ребенка, что обусловило нашу ориентацию на парадигмуразвивающего образования
Ведущимидля раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенкаявляются, по нашему мнению, три генеральных фактора: познавательная,личностная, творческая активность. В этом мы опираемся на разработаннуюспециалистами Психологического института РАО концепцию одаренности. Имеющийся влитературе коллективный психолого-педагогический опыт показывает, что наилучшийуспех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишьтогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуютинтеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям ихличностного развития.

Дополнительноеобразование как система развития способностей детей
Современныеподходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательнуюдеятельность детского творческого объединения как системное развитиепотенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общихи специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенныетребования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
Вто же время анализ массовой практики деятельности детских объединенийдополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьмисводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся даетсянеобходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, чтопозволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческиезамыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рамками интересовпедагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиямв пределах учебного кабинета образовательного учреждения.
Преодолеть«профильную однобокость» в работе с учащимися и организоватьполноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание,разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный»процесс.
Попробуемвыделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работыс учащимися детского объединения дополнительного образования.
Организацияобучения
дополнительный образование познавательный воспитательный дети
Особоеместо в организации такого учреждения занимает начальный этап работы с детьми иродителями, который включает комплектование детского объединения и первыезанятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.
Комплектованиесостава детского объединения
Этотпроцесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — запись,организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимойдокументации.
Первыезанятия
Каждыйпедагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первыхвстреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, таккак складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительныйнастрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечьребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
Входе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1)создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у нихинтерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2)познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детскомобъединении и перспективами личностного развития;
3)познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детскимобъединением;
4)выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5)получить необходимую информацию друг о друге;
6)вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированиюдетского коллектива.
Первоезанятие с детьми нужно начать со знакомствадетей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомстваможно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне осебе», «Мое самое любимое» и др.).
Результатэтого этапа занятия:
·дети знакомы друг с другом,
•педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данноедетское объединение.
Второйэтап занятия — рассказ педагога о детском объединении.В такой рассказ необходимо включить:
•разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания егообразовательной программы,
•описание содержания и результатов первого года занятий,
•объяснение основных этапов овладения мастерством,
•рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельныхвоспитанников,
•знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями ихполучения,
•рассказ о традициях детского объединения.
Входе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могутбыть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выборпрофессионального учебного заведения).
Следуеттакже дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детскогообъединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, водворе и т.д.
Хорошимсопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
•выставка детских творческих работ;
•стенгазета или рукописный журнал;
•альбом-летопись детского объединения;
•фотографии, слайды и видеофильмы;
•знаки отличия кружковцев;
•награды детского объединения и его воспитанников;
•выставка книг и периодической печати;
•информационный стенд.
Следующийэтап занятия — выявление уровня первичной подготовкидетей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
•тесты или тестовые задания;
•конкурсы и соревнования;
•познавательные игры;
•выполнение практической работы или творческого задания.
Вдетских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести издома свои поделки.
Результатыэтого этапа занятия станут в последующем основанием для:
•внесения корректив в образовательную программу;
•разработки индивидуальных заданий;
•объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Напервом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомитьребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами,материалами.
Хорошимзавершением первого занятия станет экскурсияпо учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательнымиобъектами такой экскурсии должны стать:
•выставочный зал и музей учреждения,
•кабинеты администрации учреждения,
•медицинский кабинет (если есть);
•детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);
•столовая или буфет;
•актовый зал;
•игротека (если есть);
•туалеты для мальчиков и девочек;
•раздевалка.
Второеучебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности поформированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
•обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
•самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членовдетского объединения;
•обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительногообразования;
•выбор детского актива;
•распределение разовых и постоянных поручений;
•формирование системы передачи информации.  Результатом этого этапа занятия является:
— создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительногонравственного и психологического климата в детском объединении;
— понимание детьми взаимной ответственности;
— включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
— начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующийэтап занятия — собственно учебный процесс. Начать этучасть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебногозанятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первойучебной темы.

Методыобучения
Методыобучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней иклассификаций в педагогике существует много. По стараемся, не загружая нашепособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.
Методобучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагогаи учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицироватьметоды обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источникузнаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д.Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые всистеме дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии сосновными этапами обучения.
Наэтапе изучения нового материала в основном используютсяобъяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.
Наэтапе закрепления изученного материала в основномиспользуются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа,дидактическая или педагогическая игра.
Наэтапе повторения изученного — наблюдение, устныйконтроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочнаяработа), тестирование.
Наэтапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен,выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетаниеметодов образует методику.Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения,используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методикадифференцированного обучения: при такой организацииучебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимсяодинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровнясложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовкикаждого).
Методикаиндивидуального обучения (в условиях учебной группы): притакой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с егоучастием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется воптимальном для него темпе.
Методикапроблемного обучения: при такой организации учебногопроцесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ста вит перед нимипроблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизньюдетей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы,в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практическиеумения и навыки.
Методикапроектной деятельности: при такой организации учебногопроцесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, входе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическоеобоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимуюдокументацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится вформе зашиты проекта.

Заключение
Развитиеличности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращенияих в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения ивоспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и напознавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не толькопродуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий,эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными всаму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способамиучебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности.Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностныекачества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и какследствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Познавательнаяактивность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющеесяглубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предметадеятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность,самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определениинаправленности развития личности в современных условиях.
Проблемаразвития познавательной активности младшего школьника является актуальной,поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя,раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основнымихарактеристиками познавательной активности являются:
Естественноестремление школьников к познанию;
Положительноеотношение к учебе;
Активнаяпознавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности идостижение значимого для ребенка результата;
Проявлениеволи в процессе овладения знаниями.
Нашеисследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательные учреждения всостоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов вдолжной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе принципы добровольности,выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогамии сверстниками обладают дополнительными резервами для развития всех основныххарактеристик познавательной активности практически любого ребенка.
Развиваяпознавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваемличность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросыразвития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны длякаждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Списоклитературы
1. Асмолов А.Г.Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России:от традиционной педагогики к педагогике развития. — Внешкольник, №9, 1997, с.6-8
2. Воспитание юногомосквича в системе дополнит. образования. Материалы городскойнаучно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). — М., 1997
3. Зубков Т.И.Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. — Дисс. канд.пед. наук. — Екатеринбург, 1993
4. Калиш И.В. отвнешкольной работы — к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных иметодических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К.Бруднова. — М.: Владос, 2000.- с. 11
5. Бурлакова И.В. Использованиеновых педагогических технологий при организации педагогического процесса вучреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Фестивальпедагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. — М.: Издат. дом «Первоесент.», 2003-2010. — URL: festival.1september.ru/articles/584687/