Информационные технологии, как инструмент формирования управленческих решений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)Кафедра Экономической теории иГосударственного управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Информационныетехнологии управления
Благовещенск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационные технологии как инструментформирования управленческих решений
1.1 Понятие информационных технологий
1.2 Информационные технологии как инструментформирования управленческих решений
Библиографический список

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1     Понятиеинформационных технологий
Технология при переводе сгреческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное,как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупностьдействий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс долженопределяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощьюсовокупности различных средств и методов.
Информация является одним из ценнейших ресурсовобщества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, какнефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки поаналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать кактехнологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология (ИТ) — процесс,использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора,регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базепрограммно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задачэкономического объекта.
Основная цель автоматизированной информационнойтехнологии — получать посредством переработки первичных данных информациюнового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческиерешения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ееактуальности и непротиворечивости использования современных технических средствдля внедрения и функционирования качественно новых форм информационнойподдержки деятельности аппарата управления.
Информационная технология справляется с существеннымувеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ееобработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса пользованияинформационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системыдля информационной технологии — это основная среда, составляющими элементамикоторой являются средства и способы для преобразования данных.
1.2     Информационныетехнологии как инструмент формирования управленческих решений
Организацииразличных типов и сфер деятельности можно представить как бизнес-систему, в которойэкономические ресурсы посредством различных организационно-технических и социальныхпроцессов преобразуются в товары и услуги.
Впроцессе деятельности любой бизнес-системы на нее влияют факторы внешней среды(конкуренты, заказчики, поставщики, государственные учреждения, партнеры,собственники, банки, биржи и т. д.) и внутренние факторы, которые в основномявляются результатом принятия того или иного управленческого решения.
Процесспринятия управленческих решений рассматривается как основной вид управленческойдеятельности, т. е. как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательныхуправленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Цельи характер деятельности организации определяют ее информационную систему и автоматизациюинформационной технологии, а также вид обрабатываемого и производимогоинформационного продукта, на основе которого принимается оптимальноеуправленческое решение.
Эффективностьпринятия управленческих решений в условиях функционирования информационных технологийв организациях различного типа обусловлена использованием разнообразных инструментованализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Можно выделить четырекруга задач, решаемые фирмой:
1.Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информациивнешним по отношению к фирме пользователям, –инвесторам, налоговым службам и т.д. В данном случае для анализа используются показатели, получаемые на основе данныхстандартной бухгалтерской и статистической отчетности, а также Другихисточников информации.
2.Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегическихуправленческих решений развития бизнеса. В этом случае информационная база должнабыть шире, но в рамках достаточно высокоагрегированных показателей, характеризующихосновные тенденции развития отдельной фирмы или корпорации.
3.Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений. Егоинформационная база чрезвычайно широка и требует охвата большого количества частныхвысокодетализированных показателей, характеризующих различные стороны функционированияобъекта управления.
4.Четвертыйкруг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом в соответствиис функциональными подсистемами экономического объекта. Для решения этих задачиспользуется текущая оперативная информация о состоянии экономического объектаи внешней среды.
Основнымифункциями управленческого аппарата различных организаций являются анализситуаций в компании и внешней среде и принятие решений по стратегическому и краткосрочномупланированию ее деятельности.
Реализацияплановых задач принятия решений осуществляется на стратегическом, тактическом иоперативном (операционном) уровнях.
Каждыйиз этих уровней требует определенной информационной поддержки, которая реализуетсяна базе информационной технологии. В соответствии с уровнями принятия решений вфункционировании информационной технологии можно выделить три контура:долгосрочного стратегического планирования, среднесрочного тактического планированияи оперативного регулирования деятельности организации.
1.Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшегоранга. За счет организации информационной технологии обеспечивается доступ к информации,отражающей текущее состояние дел в фирме, внешней среде, их взаимосвязи инеобходимой для принятия стратегических решений. Основными целямистратегического уровня управления являются:
•определение системы приоритетов развития организации;
•оценка перспективных направлений развития организации;
•выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.
Всоответствии с этими направлениями информационная технология обеспечивает высшемуруководству оперативный, удобный доступ и сортировку информации по ключевымфакторам, которые позволяют оценивать степень достижения стратегических целейфирмы и прогнозировать ее деятельность на длительную перспективу.
Особенностямиинформационной технологии контура долгосрочного планирования и анализапрогнозируемого функционирования является построение агрегированных моделей развитияорганизации с учетом деятельности смежных производственно-хозяйственныхкомплексов.
Моделиданного контура функционирования информационной технологии должны учитывать:
•особенности развития рыночных отношений в стране;
•возможные перспективные виды продукции (товары и услуги), относящиеся к профилюдеятельности организации или предприятия;
•потенциальные виды производственных ресурсов, возможные для использования присоздании новых видов продукции (товаров, услуг);
•перспективные технологические процессы изготовления новых видов продукции(товаров и услуг).
Учетперечисленных факторов в модели функционирования информационной технологии базируется,преимущественно, на использовании внешней, для деятельности организации,информации. Таким образом, ИТ должна располагать развитой коммуникационнойсредой (включая Internet) для получения, накопления и обработки внешнейинформации.
Отличительнойособенностью функционирования ИТ в контуре долгосрочного стратегического планирования,базирующегося на использовании агрегированных моделей, следует считать решающуюроль самого управленческого персонала в процессе принятия решений. Высокийуровень неопределенности и неполноты информации повышает значение субъективногофактора как основы принятия решений. При этом автоматизированная информационнаятехнология выступает в роли вспомогательного средства, обеспечивающего главнуюпредпосылку для организации деятельности аппарата управления.
Такимобразом, информационные технологии поддержки стратегического уровня принятиярешений помогают высшему звену управления организацией решать неструктурированныезадачи, основной из которых является сравнение происходящих во внешней средеизменений с существующим потенциалом фирмы.
Основныминструментарием для поддержки работы высшего руководящего звена являются разрабатываемыестратегические информационные системы для реализации стратегических иперспективных целей развития организации.
Внастоящее время еще не выработана общая концепция внедрения стратегическихинформационных систем из-за их целевой и функциональной многоплановости.Существуют три тенденции их использования.
1.За основу первой принято положение, что сначала формулируются цели и стратегии ихдостижения, а только затем автоматизированная информационная технология приспосабливаетсяк выработанной заранее стратегии.
2.Вторая тенденция основана на том, что организация использует стратегическую информационнуюсистему при формулировании целей и стратегическом планировании.
3.За основу третьей тенденции принята методология синтеза двух предыдущих тенденций– встраивания стратегической информационной системы в существующую информационнуютехнологию с совмещением выработки концепции развития организации вуправленческом звене фирмы.
Информационныетехнологии призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационнойподдержки стратегических решений в неожиданно возникающих ситуациях.
2.Тактический уровень принятия решенийоснован на автоматизированной обработке данных и реализации моделей, помогающихрешать отдельные, в основном, слабо структурированные задачи (например, принятиерешения об инвестициях, рынках сбыта и т. д.). К числу основных целейтактического уровня руководства относятся:
•обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
•создание потенциала для развития организации;
•создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов наоснове накопленного в процессе развития организации потенциала.
Дляпринятия тактических решений информационная технология должна обеспечивать руководителейсреднего звена информацией, необходимой для принятия индивидуальных илигрупповых решений тактического плана. Обычно, такие решения имеют важное значениена определенном временном интервале (месяц, квартал, год).
Тактическийуровень принятия решения средним управленческим звеном используется длямониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений иадминистрирования. Основными функциями, которые выполняются на базе автоматизированнойинформационной технологии, являются: сравнение текущих показателей с прошлыми, составлениепериодических отчетов за определенный период, обеспечение доступа к архивнойинформации, принятие тактических управленческих решений и т. д.
Функционированиеинформационной технологии в контуре среднесрочного тактического планирования базируетсяна использовании моделей, отражающих реальные факторы и условия возможногоразвития деятельности организаций и предприятий, в значительной степени учитываютсявнешние требования поставщиков и потребителей. Однако в данном контуре внешняя информацияточно соответствует возможным и практически осуществляемым направлениям развитияорганизаций и предприятий, что повышает уровень определенности данных и модели системыуправления.
Дляподдержки принятия тактического решения в информационной технологии фирмы используютсятакие инструментальные средства, как базы данных, системы обработки знаний, системыподдержки принятия решений и т. д.
Однимиз инструментальных средств для принятия тактического решения, в настоящеевремя, являются системы поддержки принятия решений, которые обслуживаютчастично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее.Системы поддержки принятия решений имеют достаточно мощный аналитический аппаратс несколькими моделями. Основными характеристиками таких систем являются:
•возможность решения проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
•наличие инструментальных средств моделирования и анализа;
•возможность легко менять постановки решаемых задач и входных данных;
•гибкость и возможность адаптации к изменению условий;
•технология, максимально ориентированная на пользователя.
3.Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основойвсех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняетсяогромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональныхзадач экономического объекта. Оперативное управление ориентировано надостижение целей, сформулированных на стратегическом уровне, за счет использованияопределенного на тактическом уровне потенциала. При этом, к числу важнейших приоритетовоперативного управления следует отнести:
•получение прибыли за счет реализации запланированных заранее мероприятий сиспользованием накопленного потенциала;
•регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства отзапланированного;
•выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательныхотклонений.
Функционированиеинформационной технологии в контуре текущего планирования и оперативного регулированияпроисходит в условиях определенности, полноты информации и, зачастую, в режимереального времени обработки информации.
Информационныетехнологии обеспечивают специалистов на оперативном уровне информационными продуктами,необходимыми для принятия ежедневных оперативных управленческих решений.Назначение инструментальных средств информационной технологии на этом уровне —отвечать на запросы о текущем состоянии фирмы и контролировать информационныепотоки организации, что соответствует оперативному управлению.
Задачи,цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены иструктурированы. Выполняется программная обработка информации по заранееразработанным алгоритмам.
Информационнаятехнология, поддерживающая управление на оперативном уровне, является связующимзвеном между организацией и внешней средой. Через оперативный уровень такжепоставляются данные для остальных уровней управления.
Инструментальныесредства на оперативном уровне управления имеют небольшие аналитические возможности.Они обслуживают специалистов организации, которые нуждаются в ежедневной, еженедельнойинформации о состоянии дел как внутри фирмы, так и во внешней среде. Основноеих назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в организации и периодическомформировании строго структурированных сводных типовых отчетов.
Основныеинформационные потребности на оперативном уровне могут быть удовлетворены спомощью типовых функциональных и проблемно-ориентированных аппаратно-программныхинструментальных средств для текстовой, табличной, графической и статистическойобработки данных, электронных коммуникаций и т. д.
 Управление– исключительная функция человека, значение которой в современном экономическомросте неизмеримо усиливается. Умелое управление позволяет эффективно реализоватьсильные стороны людей, соединить научно-технические достижения с человеческимиспособностями. Учитывая, что процессы управления, в первую очередь, процессыинформационные, одним из направлений его совершенствования являетсяинформатизация управления. Информационные ресурсы – это полная совокупностьсведений, формируемых в процессе жизнедеятельности общества в целом. Они могут использоватьсяи как средства, содействующие развитию общества, и как продукт труда, фактор повышенияего эффективности. В свете этого главная проблема управления – это, преждевсего, проблема информационных взаимодействий (отношений) между субъектами,управляющими функционированием и развитием сложных социально-экономическихсистем и подсистем.
Важнейшейотличительной чертой процессов управления является непременное наличие вуправляющей системе обратной связи. Выработка управляющих воздействий требуетинформации о результате предыдущего воздействия на объект управления,информации о достижении некоторой заданной на предшествующем этапе управленияцели.
Рациональностьиспользования информационных ресурсов во многом определяет эффективность процессовинформатизации управления, которые включают наряду с информационным,программное, технологическое, организационное, правовое и др. обеспеченияуправления. Очевидно, основной является информационная компонента, т.к. именноинформация является предметом дальнейшей обработки и использования. В связи сэтим, вопросам разработки информационного обеспечения систем управления должноуделяться первостепенное внимание при создании эффективно функционирующих организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.        БастриковМ.В. Информационные технологии управления / М.В. Бастриков, О.П. Пономарев. –М: ЭКСМО, 2002. – 391 с.
2.        БожковВ.П. Информационные технологии управления / В.П. Божков, Д.В. Власов, М.С.Гаспариан. – М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008. – 120 с.
3.        ГергеновА.П. Информационные технологии в управлении / А.П. Гергенов. – Улан-Удэ: Изд-воВСГТУ, 2005. – 112 с.
4.        КорнеевИ.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев, В.А. Машурцев. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 157 с.
5.        КозыревА.А. Информационные технологии в экономике и управлении / А.А. Козырев. – СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 360 с.
6.        РумянцеваЕ.Л. Информационные технологии / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь. — М.: Форум,Инфра-М, 2007. — 256 с.
7.        ТиторенкоГ.А. Информационные технологии управления / Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.– 439 с.
8.        УгриновичН.Д. Информатика и информационные технологии / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ,2004. – 512 с.