Венчурное предпринимательство роль в современной рыночной экономике и проблема развития в Росси

–PAGE_BREAK–1 Теоретические основы венчурного предпринимательства

1.1 Зарождение венчурного предпринимательства

Первые шаги рискового финансирования можно было наблюдать в США уже в 40-е годы. Самостоятельные формы венчурный капитал приобрел в 60 – 70-х годах. Успех был связан с деятельностью множества ученых, изобретателей и менеджеров, получивших хорошую профессиональную подготовку в крупных корпорациях, выгодно отличающих их от традиционно мелких предприятий. В отличие от последних они постепенно отказывались от политики самоограничения и самоэксплуатации в начальной стадии своего существования и, опираясь на авторитет, знания и связи в научных и деловых кругах, старались изыскать внешние финансовые и научно – технические ресурсы, используя новые организационные формы. [5, с. 56]

Результативность малого венчурного бизнеса оказалась настолько значительной, что побудила крупные корпорации к созданию аналогичных подразделений внутри собственной структуры как альтернативной формы организации, способствующей преодолению присущей им тенденции к торможению научно – технического прогресса. [2, с. 112]

По признанию зарубежных исследователей, консерватизм крупных корпораций побудил их все более активно копировать организацию НИОКР (научно-исследовательские и опытно конструкторские работы) по образцу мелких фирм. Они стали создавать мелкие автономные внутренние организационные единицы, ставя перед ними конкретную задачу – целевой проект и связывая его успешное выполнение с крупным материальным и моральным вознаграждением. Кроме того, возникают новые мелкие и средние венчурные компании, сознательно создаваемые крупными корпорациями для выполнения ряда перспективных работ, которые в рамках материнской компании признаны нецелесообразными и неэффективными.

Обострение международной конкуренции, сжатие сроков разработки технических новшеств заставило руководителей крупного капитала признать, что в современных условиях почти ни одна из солидных фирм не в состоянии ограничиваться только самостоятельными разработками. А это поставило их перед необходимостью координации и объединения усилий. Настоящий «бум» в венчурном бизнесе произошел в конце 70-х годов, когда государство, осознав преимущества мелкого предпринимательства в области внедренческой деятельности, стало активно поощрять многочисленные венчурные проекты. Фонды «рискового капитала» пользуются большими налоговыми льготами. В частности, произошло резкое снижение налоговой ставки, по которой облагается доход этих фондов от операций с ценными бумагами, в результате чего увеличился годовой объём средств, предлагаемых компаниями рискового капитала. [7, с. 17]

В 70-х – начале 80-х гг. появляется новое поколение венчурных фирм, выполняющих функцию организации совместных программ НИОКР крупного капитала. Эти новые фирмы получили название совместных венчур или совместных рисковых компаний. Уже в начале 80-х годов в США насчитывалось примерно 100 тыс. чел., работающих на дому с помощью персональных компьютеров. В начале 90-х гг. их число перевалило за 10 млн. чел. С этой точки зрения совместные венчуры следует рассматривать как новую форму организации. Реальное обобщение идет посредством интеграции крупного и малого бизнеса, отдельных университетских специалистов т.д. В большие научно – исследовательские и производственные комплексы. Данный процесс динамичен и многопланов, постоянное изменение его участников и системы связей приобретает характер научного поиска новых организационных форм, ускоряющих предметное воплощение современных научных знаний. [4, с. 118]

В целом, рисковые венчурные (venture [англ] – рискованное предприятие) предприятия заняты разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты. На современном этапе научно-технической революции роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла. Это связано с тем, что НТР дала мелким и средним внедренческим и высокотехнологичным фирмам современную технику, соответствующую их размерам – микропроцессоры, микроЭВМ, микрокомпьютеры, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническим уровне и требующую сравнительно доступных затрат. [29, с. 58]

Инициаторами такого предприятия чаще всего выступает небольшая группа лиц – талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идеи и при этом работать без ограничений, неизбежных в лабораториях крупных фирм, подчиненных в своей деятельности жестким программам и централизованным планам. Такой метод организации исследований позволяет максимально использовать потенциал научных кадров, освобождающихся в этом случае от влияния бюрократии. Рисковые предприятия – своеобразная форма защиты талантов от потерь на стартовых участках инновационного процесса, когда новизна научной или технической идеи мешает ее восприятию административными руководителями фирмы. Преимущество венчурного бизнеса – гибкость, подвижность, способность мобильно переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и опробировать новые идеи. Стремление к прибыли, давление рынка и конкуренции, конкретная поставленная задача, жесткие сроки вынуждают разработчиков действовать результативно и быстро, интенсифицируют исследовательский процесс. [11, с. 52]

Сферой венчурного бизнеса являются два основных вида хозяйствующих субъектов: малые наукоемкие фирмы и представляющие им капитал венчурные компании, а также венчурные центры крупных корпораций, различные промежуточные и новые формы. [25, с. 216]

Решение о финансировании того или иного научно-технического проекта, реализуемого, как правило, в рамках малой наукоемкой фирмы, принимается венчурной компанией на основе экспертизы, учитывающей три группы факторов:

1) техническая осуществимость нововведения;

2) экономические характеристики проекта;

3) деловые качества предпринимателя-новатора.

Причем последний фактор является определяющим при реше­нии вопроса об открытии финансирования проекта. [35, с. 17]

Особенно охотно венчурные компании предоставляют капитал двум категориям малых фирм:

–          тем, которые выкуплены у владельцев управляющими, способными детально оценить перспективы развития этих предприятий (так называемые «бай-аут»);

–          новым фирмам, основанным сотрудниками известных наукоемких компаний, способных реализовать идеи и разработки, подготовленные еще в стенах своей прежней фирмы, разумеется, с ее согласия (так называемые «спин-оф»).

    продолжение
–PAGE_BREAK–1.2 Характеристика основных типов венчурных фирм

Выделяют следующие типы венчурных предприятий:

1) собственно рисковый бизнес;

2) внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов. К первому виду относят независимые малые инновационные фирмы. Второй вид – это финансовые учреждения, предоставляющие первым капитал.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры и изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм часто служат личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. Поэтому приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых дать рисковый капитал на «раскрутку» инноваций. В середине 80-х годов только в США существовало более 500 подобных компаний.

Специфика рискового предпринимательства заключается, прежде всего, в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. Таким образом, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства – взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.

Венчурное предпринимательство привлекательно и для российской экономики. Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили крупные промышленные предприятия военно-промышленного комплекса России, как в стране, так и за рубежом пойти на внутренние рисковые проекты или «внутренние венчуры». Они представляют небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

За обусловленный срок внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт к запуску в массовое производство. Как правило, это бывает производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект служит также изысканию новых рынков. При успехе проекта подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано иным подразделениям.

Промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Ключевым стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Так, средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет порядка 20% в год, что в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, именуют эксплерентами. Их дело – продвижение новшеств на рынок.

1.3 Государственная поддержка венчурного предпринимательства

В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам: [32, с. 42]

–          государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

–          в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

–          государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

–          государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Так, с начала 80-х годов государство стало стимулировать рисковое предпринимательство. Поводом послужила бесспорная роль катализатора, ускорителя инновационных процессов, структурной перестройки и реиндустриализации экономики. Для стимулирования процесса возникновения и развития венчур государство прибегло к несвойственной ему тактике. По существу оно стало учреждать и выращивать малый инновационный бизнес, осуществляя венчурное инвестирование путем выдачи субсидий и дополняя его рядом сопутствующих мер прямого и косвенного стимулирования. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона – Вайдлера «О технологических нововведения», предусматривающих ряд мер стимулирования промышленных инноваций. [4, с. 124]

В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производительной и торговой деятельностью налогоплатильщика, из сумм облагаемого налогом дохода.

Уже в 1982 г. конгресс принял закон о нововведениях и разработках в малом бизнесе, увеличивший значение малого инновационного бизнеса в проводимых за счет средств государственного бюджета НИОКР. Была сформирована специальная программа нововведений и исследований в малом бизнесе (СБИР), координатором которой стала Администрация малого бизнеса (СБА). В соответствии с программой каждое федеральное учреждение, выдающая внешним исполнителям заказы на сумму выше 100 млн. долларов, должно было 1,25% из них выдавать в виде безвозвратных субсидий на НИОР в малом бизнесе. [35, с. 22]

Чтобы помочь венчурным фондам выжить в период их становления, правительство правительства многих западноевропейских стран проводили политику режима наибольшего благоприятствования новой форме инвестиционного финансирования. К примеру, в Голландии была разработана вплоть до 1996 г. успешно функционировала такая форма поддержки венчурных фондов, как схема РРМ. В рамках этой схемы правительство Голландии гарантировало возврат 50% возможных убытков, связанных с инвестициями венчурных фондов в частные компании. Указанная схема была опробована в начале 80-х годов, в период глубокого промышленного спада, с которым столкнулись западноевропейские страны, в том числе и Голландия. Эта мера стимулировала бурный рост венчурных фондов, а следовательно, и активные финансовые влияния правительство Нидерландов активно стимулирует создание крупных венчурных фондов, ориентированных на инвестирование крупных наукоемких проектов, имеющих стратегическое значение для страны. [11, с. 56]

Кроме национальных программ поддержки венчурного бизнеса, инициированных правительствами западноевропейскими стран, есть целый ряд международных программ, реализуемых и финансируемых Европейским Советом. Так, программа «EuroTechCapital» нацелена на создание стимулов для привлечения венчурных фондов к финансированию крупных международных проектов в области высоких технологий, реализуемых в рамках межправительственных соглашений между странами Западной Европы. Программа «Sprint» призвана совместно с венчурными фондами оказывать финансовую поддержку малым и средним фирмам, занимающихся разработкой новейших технологий. В рамках программы «Value» производится финансирование исследований по целесообразности инвестиционных проектов, ориентированных на привлечение венчурного финансирования. Программа “JointVenturePhare” стимулирует создание совместных предприятий с участием венчурного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы. [32, с. 43].

Желая помочь фирмам на начальном этапе их развития и тем самым обеспечить создание новых рабочих мест, правительства Голландии, Великобритании, Швейцарии, Франции и ряда других западноевропейских стран стали активно стимулировать индивидуальных и институциональных инвесторов вкладывать свои сбережения в так называемые венчурные трасты, привлекательные из-за того, что выплачиваемые ими дивиденды и курсовая разница между ценой покупки и ценой продажи корпоративных ценных бумаг не облагаются налогами. Плюс к этому налог на прибыль, выплачиваемый венчурными трастами, снижен на 20%. Для создания венчурного траста необходимо получить лицензию от уполномоченных государственных органов. В соответствии с действующим законодательством не менее 70% финансовых средств, аккумулированных трастами, должны инвестироваться в предприятия на начальном этапе их развития. В одно предприятие не может быть инвестировано более 1 млн. долларов США. Период функционирования венчурного траста составляет 5 лет. По истечению этого срока траст должен реализовывать все имеющиеся у него пакеты ценных бумаг и распределить полученный доход среди своих вкладчиков. Таким образом, деятельность венчурных фондов подвержена жесткому государственному регулированию.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2 Венчурное предпринимательство в России 2.1 Становление венчурного бизнеса в России

Проблема развития венчурного бизнеса в России обсуждается уже более 20 лет. В середине 80-х гг., когда в начале «перестройки» впервые всерьез заговорили о необходимости освоения зарубежного опыта, необходимые для этого экономические и политические условия в стране еще полностью отсутствовали.

С 1988 г. определенные надежды в этом направлении возлагались на первые коммерческие банки (мало кто сегодня помнит, что они создавались тогда как финансовые структуры для поддержки инновационной деятельности, а некоторые из них до сих пор сохраняют в своем названии реликтовое буквосочетание «ин», от слова «инновационный»). Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Доля инновационных проектов в портфеле подобных «инвесторов» редко превышала 5%, что было вызвано вполне объективными экономическими причинами. [17, с. 17]

С конца 1990-х годов Правительство Российской Федерации приступило к реализации ряда инициатив, направленных на развитие и совершенствование взаимодействия предпринимателей, занятых в сфере производственного и инновационного бизнеса, и источников его внебюджетного финансирования.  [35, с. 24]

В становлении венчурного бизнеса в России можно выделить основные периоды, представленные в табл. 1.

Таблица 1 – Периоды становления венчурного бизнеса в России

Начавшаяся в России в 1992 г. радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но в это время в стране еще не существовало цивилизованного фондового рынка. К тому же доходившая временами до 20% в месяц инфляция делала любое размещение финансовых средств на срок больше нескольких недель экономически бессмысленным. [34, с. 80]

Тем не менее, проводившаяся ударными темпами приватизация привлекла внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов, которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказания последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось, что через какое-то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль. [2, с. 120]

В марте 1997 г. пионеры венчурного бизнеса в России объединились в Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков и диверсифицированных холдингов.

Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998 г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России, по меньшей мере, на несколько лет. Одним из негативных последствий августовского кризиса стала утрата доверия к институтам фондового рынка среди широких слоев населения.

Кризис 1998 г. больно ударил по отрасли, существенно снизив доходность и поставив под угрозу само существование большинства реализуемых проектов. Предстояло получать обратно предоставленное до кризиса в долларовом исчислении финансирование. Осенью 1998 г. многие фонды произвели переоценку стоимости своих вложений, в ряде случаев было списано 40-60% их стоимости. Консервативные инвесторы принимали в расчет худшие макроэкономические сценарии – снижение ВВП на 10-20% в годовом исчислении, введение контроля над ценами, гиперинфляцию, существенное усиление государственного вмешательства в экономику. [16, с. 29]

Трудная осень 1998 г. способствовала диверсификации инвестиционных групп (управляющих компаний). Значительная часть инвесторов к весне 1999 г. продали свои российские проекты либо, прекратив новые инвестиции, искали возможности выхода из них (в особенности это относится к американским инвесторам). Вчастности, свернулисвоюдеятельностьвРоссииProvidence Capital, Junction Investors, CEENIS Property Fund/PBO New Europe Property Fund; Russian Venture Capital Fund of America.Из большого разнообразия инвестиционных фондов «первой волны» деятельность в России продолжили около 50-60%. Покупателями являлись либо смежные отраслевые группы, либо более успешные и более укоренившиеся в России управляющие компании. [16, с. 29]

Следующее упоминание о «венчурном» способе финансирования российского бизнеса появилось в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы», одобренном 27 декабря 1999 года Правительственной комиссией по научно-инновационной политике.

Уже 10 марта 2000 года за № 362-р вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации о принятии предложения Миннауки РФ, согласованного с Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минобразования РФ и Минюстом РФ, об учреждении Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ) — некоммерческой организации, созданной для формирования системы венчурного инвестирования в высокорисковые инновационные проекты.

Настоящим «прорывом» в области государственного признания и встраивания венчурной индустрии в систему инвестиционных взаимоотношений в российской экономике стало Постановление ФКЦБ от 14 августа 2002 года, №31/пс «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».

В указанном Постановлении впервые за всю историю деятельности венчурных институтов в Российской Федерации в числе прочих инвестиционных институтов упоминаются «венчурные» фонды» При этом, согласно классификации и терминологии, предложенных специалистами ФКЦБ РФ, «венчурные» (особо рисковые) фонды относятся к категории «закрытых паевых инвестиционных фондов».

Факт включения категории венчурных фондов в число инвестиционных институтов, деятельность которых допускается на территории Российской Федерации, говорит о той роли и влиянии, которые успела приобрести эта достаточно молодая разновидность инвестиционной деятельности в отечественном бизнесе.

Заметным событием, которое существенно влияет на инвестиционную активность в России, стало принятие 25 Главы Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль», которая вступила в силу с 1 января 2002 года. В целом 25 Глава содержит ряд положений, касающихся создания, финансирования и реорганизации хозяйственных обществ, что имеет принципиальное значение для российских венчурных проектов. В данном нормативном акте решена проблема налогообложения эмиссионного дохода, которая существовала на протяжении долгого промежутка времени. В соответствии с 25 Г лавой доход, который получает компания при продаже, выпуске акций или долей участия с учетом превышения их номинальной стоимости, не подлежит налогообложению.

В 2003 году в соответствии с утвержденным 28 февраля Планом действий Правительства по реализации основных направлений социально-экономического развития страны, Председателем Правительства Российской Федерации 21 августа был утвержден «План мероприятий на 2003-2005 годы по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования».2

В сентябре 2006 года правительство одобрило создание РВК со 100-процентным государственным капиталом в размере 15 миллиардов рублей. РВК будет участвовать в венчурных фондах, которые будут сформированы в регионах как закрытые паевые инвестиционные фонды, в качестве миноритарного акционера — не более 49 процентов участия. Планируется сформировать 8-12 таких венчурных фондов, которые будут привлекать для реализации проектов частных инвесторов, обеспечивающих не менее 51 процента инвестиций.

Первый венчурный фонд сформирован в форме закрытого ПИФа, доля РВК в нем составляет максимально допустимые по закону 49 процентов. Помимо РВК, средства в фонд вложили ВТБ (30 процентов), менеджеры (1 процент) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) (20 процентов).

РВК планирует, что основными объектами инвестиций первого фонда станут быстро развивающиеся компании в области информационных технологий, индустриальных инноваций, нано- и биотехнологий.

Объемы инвестиций в один проект будут находиться в интервале от 50 до 400 миллионов рублей, ожидаемый срок выхода из инвестиций составит от трех до семи лет.

В 2007 году в России был сформирован первый венчурный фонд объемом 3 миллиарда рублей. Он создан для инвестиций в развивающиеся компании «Российской венчурной компанией» (РВК) и банком ВТБ.

Стоимость чистых активов венчурного фонда «ВТБ — Фонд Венчурный» достигла заявленных изначально 3,061 миллиарда рублей, что означает завершение процесса формирования фонда, говорится в сообщении РВК. А это значит, что он может приступать непосредственно к инвестиционной деятельности.

В 2008 году в связи с кризисом источники финансирования инновационных проектов существенно снизили размеры вложений. Основное бремя поддержки инновационной отрасли переместилось в сторону государства и региональных администраций.

Москва сразу объявила свой антикризисный пакет мер для инновационного бизнеса. Столица является лидером по поддержке инноваций и раньше активнее других российских регионов поддерживала инновационный бизнес. Город реализует программы поддержки малых инновационных предприятий, предоставляя предпринимателям субсидии, а также выделяя средства из венчурного фонда. Москва содействует инноваторам не только в финансовой, но и в имущественной сфере.

Эти меры городской администрации были своевременны, поскольку финансовый кризис затронул все сектора отечественной экономики, в том числе и инновационный. Общие расходы на инновации сократились на 180-190 млрд рублей. Крупные корпорации снизили расходы на новые разработки на 50-60 процентов, бизнес-ангелы – на 40 процентов, государственное финансирование уменьшилось в среднем на 5-7 процентов. Российские и западные венчурные фонды снизили свою деловую активность в России на треть. До конца года их инвестиции в инновационные проекты уменьшились вдвое. Поэтому основной вес поддержки инновационной отрасли переместился в сторону государства. Госфинансирование инноваций в основном пошло через федеральные целевые программы, Российскую венчурную компанию (РВК), «Росинфокоминвест» и, конечно, региональные администрации.

РВК уже давно финансирует инновационную отрасль, выкупая паи в специально созданных венчурных фондах. Те же в свою очередь инвестируют средства в конкретные инновационные проекты.

Деятельность венчурного капитала на территории России напрямую связана с ее интеграцией в мировую экономику. Опережающее создание новых для России и гармонизированных с международными стандартами финансовых институтов существенно снизит риски потери рынков и капиталов для венчурных фондов как с российским, так и с иностранным капиталом.

Перед государством стоит задача разработки дополнительных форм своего участия в развитии системы венчурного инвестирования, особенно в инновационный сектор российской экономики, опирающихся на существующий задел и мировой опыт, адаптированный к российским условиям.

Российские компании при участии государственного финансирования постепенно стали увеличивать собственные вложения в инновации, но действительное пока не соответствует желаемому. «Инфраструктура венчурного капитала, масштабы весьма и весьма скромные», — указал глава государства Дмитрий Медведев на заседание комиссии по модернизации в июле 2010 года.

Дмитрий Медведев привел данные, по которым в России сегодня действуют 108 венчурных фондов. Из них, как было написано у него в справке, только 43 являются активными. А объем капитала этих фондов составляет всего 2 млрд долларов. «Это совсем немного в масштабах такой страны, как наша, в сопоставлении с другими фондами, которые имеются в развитых странах», — заявил президент. Оценки фактических венчурных инвестиций в России еще хуже. В 2009 году они составили всего 300 млн долларов. Для сравнения в США это 21,4 млрд, в ЕС — 4,6, в Китае — 1,9.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Современное состояние венчурного рынка России

В настоящее время рано говорить о существовании национального сектора российского венчурного бизнеса, основой которого являлся бы отечественный капитал. Хотя в последние годы интерес к этому механизму финансирования малого и среднего бизнеса (в особенности высокотехнологичного) существенно возрос, реального изменения ситуации к лучшему не произошло.

Перед тем, как анализировать причины сегодняшнего состояния, а тем более составлять прогнозы на будущее, необходимо определить главные начальные условия успеха развитых венчурных рынков и «примерить» их на современные российские условия.

В качестве основных предпосылок возникновения и динамичного развития современного венчурного бизнеса в США и Европе можно назвать следующие:

1)       Высокий коммерческий потенциал разработок, осуществляемых малыми инновационными производственно-технологическими компаниями.

2)       Наличие профессиональных менеджеров, оценивших перспективу развития данного направления и выступающих связующим звеном между капиталом и его конкретным приложением.

3)       Существование значительного депонированного капитала институциональных инвесторов.

4)       Развитый рынок ценных бумаг, позволяющий реализовать финансовые технологии выхода из инвестиций.

5)       Высокая емкость и платежеспособность потребительских рынков продукции компаний с венчурным капиталом.

Несомненно, полный перечень условий значительно шире, однако необходимыми и достаточными являются, как мне кажется, только первые три. Без наличия хотя бы одного из них существование венчурного бизнеса было бы невозможно. Все остальные условия и предпосылки (как присутствующие в данном перечне, так и не вошедшие в него) в значительной степени влияют на объем и динамику развития бизнеса, его технологию, но не на сам факт его существования.

Высказанные соображения приняты за основу при проведении анализа, результаты которого предлагаются ниже.

С точки зрения венчурного бизнеса сегодняшнюю Россию можно сравнить (конечно, весьма условно) с Европой на рубеже 70-х — 80-х годов: есть примеры развитого успешного бизнеса за рубежом, есть первые робкие попытки внедрения нового экономического механизма, есть активная деятельность энтузиастов-венчурников, популяризация бизнеса в печатных изданиях – а бизнеса как такового нет. В чем же дело? Существуют ли вообще в России главные предпосылки для развития механизма венчурного финансирования?

По состоянию на 1 января 2011 года в России действовали 1602,4 тысяч малых предприятий. В настоящее время малое предпринимательство создает 23% ВВП России. По данным Государственного комитета по развитию и поддержке предпринимательства РФ, 3,8 % малых предприятий действуют чисто в сфере науки и научного обслуживания; в секторах, предполагающих наличие значительного числа высокотехнологичных предприятий — промышленности, транспорте и связи – 29,7%. Таким образом, по самым пессимистическим оценкам не менее 70 тысяч российских компаний могут стать объектами интереса для венчурного капитала, обладая реальным научно-техническим потенциалом в области конкурентоспособных коммерциализируемых технологий.

Серьезным подтверждением высокого научно-технического уровня российских специалистов является также активная деятельность на территории нашей страны зарубежных компаний, специализирующихся на трансфере технологий. Если характерная для нашей страны «утечка мозгов» – это покупка лучших специалистов, особенно в области фундаментальной науки, то трансфер технологий – своего рода «аренда мозгов» для решения прикладных, отраслевых задач. Наибольший интерес к российским разработкам проявляют фирмы США, Израиля, Германии, Японии, Китая, Южной Кореи. Чаще всего после завершения работ «облагодетельствованный» носитель передаваемой технологии (в нашем случае – российский специалист или группа специалистов) теряет права на нее и не может претендовать на часть дохода от коммерческой реализации технологии. В общем случае результатом трансфера является потеря российскими компаниями и инвесторами потенциальной прибыли от коммерческого использования передаваемых технологий.

Утверждение о существовании в России высококвалифицированных менеджеров не требует каких-либо специальных доказательств. В стране в настоящее время есть команды высококлассных отечественных менеджеров-профессионалов, уже сегодня оказывающих значительное влияние на процессы развития и поддержки бизнеса, владеющих как современными технологиями менеджмента, так и незаменимым российским опытом, знанием законодательства и традициями ведения бизнеса. Зарубежные бизнесмены давно поняли, что сотрудничество с такими командами при организации и ведении бизнеса в России – одно из важнейших слагаемых успеха. Достаточно сказать, что персонал большинства управляющих компаний зарубежных венчурных фондов, действующих в России, сформирован именно из наших специалистов. Дело за малым – чтобы потенциальные отечественные инвесторы точно так же поверили в «своих» управленцев.

Итак, третий «источник и составная часть» венчурного бизнеса – национальный капитал. Если мы говорим, что есть российский бизнес (а он есть!) — значит, есть и российский капитал. Другое дело – где он, и как он работает.

3 Проблемы и перспективы развития венчурного рынка в России. Рекомендации 3.1 Проблемы и пути решения

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования в России признается отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отмечено также, что отсутствуют достаточные меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.

Имеется также ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии в России. Основные из них:

–          неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;

–          отсутствие российского капитала в венчурной индустрии России — одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;

–          низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;

–          отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

–          низкий авторитет предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса.

Кроме того факторами, сдерживающими развитие венчурной индустрии являются:

–          недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;

–          отсутствие необходимого количества квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;

–          усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции. [23]

Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволит значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии.

В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые, как представляется, должны быть следующими:

1.Создание правовой основы деятельности венчурных фондов, а также венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями.

2. Организация нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, необходимого для верного отражения финансового положения предприятия в данных бухгалтерской отчетности, а также отнесения на себестоимость продукции, затрат на научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы, внутренние инвестиции и т.д., что повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать.

3. Разработка приемлемых для большинства специалистов методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно — технической сферы, которые являются первоочередными реципиентами венчурного капитала, что могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде рискоинвесторов.

4. Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.

5. Прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях.

6. Активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность проинвестированным предприятиям получать дальнейшее инвестирование.

7. Снижение процентных ставок, т.к. инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение.

8. Содействие повышению образования в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес — школах, а также университетах.

9. Воспитание венчурной культуры среди предпринимателей в малом и среднем бизнесе с тем, чтобы они привлекали рисковый капитал под перспективные проекты вместо того, чтобы полагаться на внутреннее финансирование или получение кредитов;

10. Финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены.

11. Поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам, так как трудности, связанные с нахождением хороших предложений для инвестирования, которые испытывают многие венчурные капиталисты, могут быть частично вызваны географическим несоответствием между предложениями и потребностями в венчурном капитале, возникающим из-за концентрации рискового капитала и инвестиций в определенных регионах.

12. Разработка мер регулирования и контроля процесса венчурного инвестирования.[24]

Европейская ассоциация прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) в 2000 г. определила пять приоритетных направлений по созданию в России здоровой почвы для развития венчурного бизнеса. Этими приоритетами для венчурного капитала и принципиально важных областей его деятельности являются:

— переориентирование системы налогообложения на получение прибыли, создание понятного механизма взимания налогов и недопустимость действия правил обратной силы;

— внесение поправок в хозяйственное право, нацеленных на создание условий для инвестирования венчурного капитала;

— упрощение требований к регистрации венчурных инвестиций, замена разрешительной системы на уведомительную;

— содействие развитию финансовой инфраструктуры, отвечающей требованиям бизнеса;

— создание благоприятных условий для поддержки предпринимательства. [25]

В «Основных направлениях развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 гг.» целью развития системы венчурного инвестирования в России было определено создание благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями.

В качестве основных направлений развития системы венчурного инвестирования выделены нормативное, организационное и экономическое. [26]

Нормативное направление развития системы включает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере.

Организационное направление развития системы венчурного инвестирования подразумевает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, других элементов системы венчурного инвестирования, а также организацию подготовки кадров.

Основной задачей в этом направлении является создание региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, привлекающих средства российского и зарубежного частного капитала и вкладывающих эти средства в российские венчурные предприятия. Для обеспечения координационных функций создается Межведомственный совет, обеспечивающий выработку решений и подготовку предложений для органов государственной власти по созданию условий и механизмов, необходимых для привлечения российских и иностранных инвестиций в научно-техническую сферу. Совет организует анализ инвестиционной практики и распространение позитивного опыта, выработку и распространение организационных и методологических рекомендаций по инвестированию в наукоемкие инновационные проекты.

В рамках многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере предусматривается организовать подготовку кадров для венчурного предпринимательства.

    продолжение
–PAGE_BREAK–