Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Автор: Некрасов Н.А.

Ну будет с вас!
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами
Горбатое с мозолями
Н. А. Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо» должна была стать венцом творчества Некрасова, венцом,
посвящённым народу. Эта поистине «народная книга» чрезвычайно широко изображает жизнь
русского народа, с огромной высоты обозревает его проблемы развития, выражает его чаяния и
мечты, мысли и чувства. Это эпопея. Эта исключительная народность, впрочем, весьма
свойственная Некрасову, со всех возможных точек, сторон, углов отражает жизнь русского
крестьянства. Действительно, приводить одиночные факты, смотреть на всё только с одного
ракурса не таит в себе ничего сложного. Гораздо проблематичнее постараться объединить
казалось бы ничем не связанные друг с другом, разрозненные элементы для создания единой, не
теряющей при этом своей разносторонности и универсальности структуры. Это Н. А. Некрасов
успел уже сделать в даже незавершённой поэме. Он представляет на суд читателя всё, что
составляет жизнь каждого отдельного Гражданина: победы и поражения, радости и невзгоды,
ежедневная работа и кратковременный отдых, стремление к счастью, свободе и методы их
достижения. Полнота и правдивость, сложность формы и простота понимания — стержневые
каноны поэмы Некрасова-певца. Он желал с максимальной точностью показать крестьян в
сравнении с попами, помещиками, боярами, царём. Вторая часть замысла по известным причинам
не успела быть зафиксированной. Но и без неё Николай Алексеевич подтвердил свою
приверженность к народной теме, доказал, что он пишет о народе и для него. Уловите его боль,
сострадание, тоску, сокрушение, и в то же время гордость, веру, волю: он настоящий певец народа.
«В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»… Вычислениями и проверкой своего
фарта мы заниматься не будем: всё, без сомненья, ясно. Пойдём лучше дальше. Семь странников
из уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из деревень Горелова, Дырявина, Заплатова,
Знобишина, Неелова, Разутова, томимые вопросом «Кому на Руси жить хорошо?», спорят и решают
не возвращаться домой до того времени, пока не найдут ответа на столь серьёзный вопрос. «Свой
брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики» — «люди малые», у них
неугомонные правдоискатели не спрашивают в поисках ещё не появившейся на горизонте истины:
«Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются, какое счастье тут?» Крестьянская реформа от
19 февраля 1861 года должна была завершить существование крепостного права; освободить
разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны
помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна
была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю
крестьяне были обречены на ещё большее «рабство», им нужно было опять смириться со своим
тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?). Частично поменялись лишь действующие
лица: «теперь же вместо барина драть будет волостной». Поэт без намёков и умолчаний открыто
заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой
крестьян, их безграмотности и топорности, низости взглядов («Когда мужик не Блюхера и не
милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесёт?»). На помощь Некрасову приходят
«говорящие» географические названия; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную
безысходность («Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет»):
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землёй;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов…
«Эй, нет ли где счастливого?» На клич странников отзываются тощий, уволенный дьячок,
одноглазая старуха, солдат с медалями, каменотёс олончанин, дворовый человек,
крестьянин-белорус, «пасмурный» мужик. Для того чтобы бесплатно испить вина, они грешат
истинно человеческими качествами, не гнушаясь своими тривиальными и до предела низинными,
правдивыми для них и ложными по сути высказываниями о счастье. Разве ощущаешь всю полноту
счастья, «обогревая на солнце косу»? Разве жизненное счастье заключается в репах, огромной
физической силе, сытости? И наконец, «дворовый человек» счастливо кричит: «У первого боярина я
был любимый раб. С французским лучшим трюфелем тарелки я лизал», — таково опущенное до
«абсолютного нуля», упрощённое, не имеющее ни намёка на него счастье. Но есть ли всё-таки
среди крестьян люди, несмотря ни на что сохранившие исконно человеческие достоинство, честь,
доброту, великодушие? Оптимизм: загрузка… Ответ: «Есть!»
В части «Крестьянка» Некрасов знакомит нас с первым по большому счёту женским образом,
связанным с представлениями о матери, Родине. Матрёна Тимофеевна — щедрая, задушевная,
волевая, любящая, стойкая, трудящаяся женщина. Всё её существо, не взирая на бесхлебицу,
рекрутчину, смерть сына, свою крестьянскую долю, поёт с безмерной верой в светлое, великое
будущее народа. «Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья», — начинает
литься её полный вдохновения голос. Любовные заигрывания с Филиппом — «тогда и было
счастьице». А вот, что она говорит о вероятно самом счастливом дне в своей жизни, когда она
возвращалась домой вместе с спасённым от службы мужем и сыном Лиодурошкой:
Хорошо, светло
В мире божием!
Хорошо, легко,
Ясно на сердце.
Мы идём, идём —
Остановимся,
На леса, луга,
Полюбуемся.
Именно в Матрёне Тимофеевне получило широкое распространение потенциальная мощь народа.
Его простота, духовная чистота, убеждённость в собственной победе. «Ключи от счастья женского,
от нашей вольной волюшкой заброшены, потеряны у бога самого»…
Какое место занимает счастье в жизни жителя деревни Босого Якима Нагого?
Непосредственность, чувство собственной правоты, достоинства; своенравие, исключительная
непорочность, искренность этого мужичка не могут не вызвать симпатии у читателей. Вот только…
«Пьём много мы по времени, а больше мы работаем», — он тут же прерывает нас, с полувзгляда
поняв содержание наших будущих рассуждений. Счастье для него в честном, не жалеющем себя
труде; в удовольствии, получаемом от разглядывания картин; ну и, конечно, в вине (in vino veritas,
не так ли?), от чарочки котрого «рассмеялась добрая крестьянская душа».
Одним из борцов за народное счастье является «просто мужик» Ермил Гирин. Суд решил
продать его мельницу. Во время торгов с купцом Алтынниковым в качестве залога ему стали
необходимы 1000 рублей, которых (что тут удивительного?) у него не было. Он отправился на
базарную площадь и просил людей выручить его. Помощь и без того бедных крестьян своему
товарищу говорит о их любви и уважении к Ермиле за его грамотность, ум, справедливость и
доброту. Ещё работая писарем управляющего вотчиной, «он и посоветует, и справку наведёт; где
хватит силы — выручит, не спросит благодарности». Когда умер князь, каждая вотчина должна была
избрать своего старосту. Им единогласно был выбран Ермил. Работая старостой, он для избавления
от рекрутчины младшего брата Митрия без очереди назначил вместо него сына Власьевны. Эта
оплошность в совокупности с его совестью чуть ни привели Гирина к самоубийству. «Имел он всё,
что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не
купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!» — восклицает поп. Но не
это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к
борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.
Савелий-богатырь — дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя
мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении
новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания
крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна
Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его
счастье — это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,
богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.
«Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути». Выбор — один из труднейших
жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия —
счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя, успех —
главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает
большинство — безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет
странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам
вопросы о «жизни искренней, о цели выспренней». Идущим по этому пути нужно больше
пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны
коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной
тусклостью и смертью.
«Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую»! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,
сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. «Сманила Гришу узкая, извилистая
тропочка». Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь
родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что
народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения
несогласия, борьбы.
В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения
существующего строя. Все помещики и «кругленькие» барины — последыши. Вот-вот пробьёт их час.
Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из
которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство
имеют те, кто, окрылённые «в работе спасённым сердцем свободным» готовы к действенному
протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и
крепостничеству. Всё только начинается…