Реферат
на тему: “Общаяхарактеристика речного транспорта”
ЕКАТЕРИНБУРГ 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Речной транспорт 4
1.1. Общаяхарактеристика речного транспорта. Себестоимость
перевозок речным транспортом 4
1.2. Характеристика сетиводных путей 6
1.3.Флот внутренних водных путей 9
1.4.Виды деятельности и устройство речных портов 10
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства,выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организместраны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения вперевозках, но вместе с городами образует “каркас” территории, являетсякрупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-техническойбазой формирования и развития территориального разделения труда, оказываетсущественное влияние на динамичность и эффективность социально-экономическогоразвития отдельных регионов и страны в целом.
Внутренний водный транспорт относится к одному издревнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвлённой сетьюречных путей и озёр. Однако существленную роль ониграет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономическихсвязей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствиемальтернативных видов транспорта (Север и Северо-Востокстраны).
Протяжённость эксплуатируемых внутренних водныхпутей в России в последние десятилетия сокращаются и в настоящее времясоставляет 89 тыс. км. Также падает и доля речного транспорта в грузообороте(2%), так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистральноготранспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применениякоторого в сравнении с речным транспортом практически идентична.
Для комплексного развития и эксплуатации всех видовтранспорта необходимо не только определить общую потребность страны в грузовыхи пассажирских перевозок, но и распределить их между видами транспорта и отдельнымитранспортными направлениями. Выбор вида транспорта или их сочетания дляосвоения перевозок должен базироваться на изучении технико-экономическихособенностей каждого вида транспорта и определениитех условий при которых каждый вида транспорта оказывается наиболее экономичным.Способ сравнения вариантов эффективности освоения перевозок различными видамитранспорта зависит от конкретных условий.
В работе разрабатываются вопросы выбора наиболееэффективного вида транспорта для перевозки грузов при исходных данных,характеристики принципов взаимодействия различных видов транспорта иорганизации работы в пунктах стыкования при смешанных перевозках в современныхусловиях, харатеристики технических средств различныхвидов транспорта и перспективы их развития.
Выбирая вид транспорта, следует учесть, что основнымкритерием является достижение минимума затрат общественного труда на доставкугруза. На основании данных задания выбор рационального вида транспортапроизводится по результатам сравнения собственно транспортных издержек повариантам доставки одного и того же груза, т. е. устанавливается путём расчётовэффективность перевозки груза между двумя пунктами железнодорожным или автомобильнымтранспортом.
1. Речной транспорт.
1.1.Общая характеристикаречного транспорта. Себестоимость перевозок речным транспортом.
Речной транспорт исторически занимает одно изведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов.Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районовстраны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водныхпутей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации.Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от65 до 90 %, тогда как в целом по России этот показатель составляет 2 %.
Роль речного транспорта в экономике Россииопределяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особойзначимостью выполняемых им функций.
Помимо транспортного обслуживания районов Сибири иДальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложныедорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельныеперевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река-море) плавания. Внастоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственностиэксплуатируют внутренние водные пути, в том числе 21 акционерная судоходнаякомпания (речное пароходство). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68республик, краёв, областей и национальных округов. Протяжённость внутреннихводных судоходных путей составляет 89 тыс. км, при этом на 70 % их длиныгарантируется определённая глубина в течение навигации. Так, в Европейской частиРоссии в результате строительства соединительных каналов(Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского) была ликвидированатерриториальная раздробленность внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортнаясистема, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря.Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,3 тыс. км,гарантированная глубина практически на всей её протяжённости составляет 4 м. Надолю ЕГС приходитсяболее половины грузооборота внутреннего водного транспорта.
Глубоководные внутренние водные пути обладаютбольшой провозной способностью, их можно сравнить с многопутными железнымидорогами, и они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров.Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутреннимводным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железнымдорогам.
Поскольку внутренние водные пути являются в основноместественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройкужелезной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Удельные затратыэнергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видахтранспорта ввиду малого сопротивления движению судов.
Скорость доставки грузов речным транспортом, какправило, ниже по сравнению с другими видами транспорта. Так, если скоростьдоставки груза обычным (немаршрутным) поездом принять за 100 %, то скоростьдоставки речным танспортом составит 60-70%,автомобильном в междугородном сообщении – 100-200%, трубопроводным – 40-50%, авоздушным – 150-200%.
Использование речного транспорта ограничиваетсярядом факторов. Во-первых, в соответствии с географическими особенностямиречной транспорт работает преимущественно в меридиональном направлении,обеспечивая грузообмен между северными и южнымирайонами страны. В то же время основные грузопотоки проходят в широтном направлении.Это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта,используя смешанные перевозки. Во вторых, речные превозкиносят сезонный характер и ограничены погодными условиями и иногда временемсуток.
Исходя из технико-экономических особенностей речноготранспорта, наиболее целесообразными для него являются перевозки на средние идальние расстояния. Но средняя дальность за последние 15 лет сократилась до 400км.
Ежегодно судами речного флота перевозится более 14 млн т экспортно-импортных грузов. Специальные суда,приспособленные для перевозок как по внутренним водным путям, так и поприбрежным морским трассам, доставляют грузы более чем в 500 портов разныхстран Европы (Финляндия, Швеция, Дания, Голландия, Италия, Греция, Англия,Германия, Бельгия, Польша), Африки и Азии (Китай и Турция).
Транспортировка судами “река-море” является болеевыгодной, чем обычные транспортные перевозки по внутренним водным путямвследствие большей протяжённости маршрутов и возможности использования этихсудов после закрытия речной навигации в зимний период для перевозок на морскихнезамерзающих участках.
Себестоимость перевозок является одним из важнейшихобобщающих показателей экономической деятельности транспортных предприятий. Онапредставляет собой удельные текущие (эксплуатационные) расходы, приходящиеся наединицу транспортной работы. Её измеряют в рублях на тонно-километр, пассажиро-километр или приведённый тонно-километр.
На себестоимось перевозококазывает влияние их объём и дальность, грузоподъёмность и пассажировместимостьподвижного состава, КПД тяговых двигателей, удельное сопротивление движению,расход топлива, металла, рабочей силы, доля порожнего пробега,продолжительность работы в течение суток или года и другие факторы.
Себестоимость перевозки речным транспортом нена много выше себестоимости перевозокжелезнодорожным транспортом.
Структура себестоимости перевозок речнымтранспортом:
– фондоплаты труда 32,3%;
– топливоиэлетроэнергия 18,1%;
– амортизация5,2%;
– ремонтныйфонд 12,9 %;
– материалы5,4%;
– прочие26,1%.
1.2.Характеристика сети водныхпутей.
Все воды поверхностных и подземных водоёмов иисточников, а также ледники согласно Основам водного законодательствасоставляют единый государственный водный фонд. Удовлетворение потребностейнародного хозяйства в воде основано на комплексном решении проблемы оптимальногоиспользования водных ресурсов при строгом соблюдении закона об охране природы.
В водном хозяйстве различаютводопотребителей и водопользователей. Речной транспорт в своей основнойэксплуатационной деятельности отнесён к группе специальных водопользователей.
Большинство рек натерритории России характеризуется незначительным уклоном в среднем и нижнемтечении, что создаёт благоприятные условия для использования их в целяхсудоходства. Основное направление течения рек – меридиональное. Используютсяреки для судоходства в южных регионах страны в течение 9-10 мес., в регионеКрайнего Севера – менее 4 мес. Имеются реки, которые используются в качествеводных путей в течение короткого паводкового периода для экспедиционного завозагрузов.
Строительство судоходныхканалов и межбассейновых соединений объединило водные пути бассейнов рек Волги,Невы, дона в единую глубоководную систему европейской части России с выходом вЧёрное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря.
Все внутренние водные путиявляются путями общего пользования. Сплав леса молем или в плотах самосплавомпо судоходным путям запрещается.
Потребности народногохозяйства в расширении транспортно-экономических связей регионов страны, ростобъёмов перевозок, увеличение грузоподъёмности флота, внедрение большегрузныхсоставов стимулировали развитие сети водных путей, повышение пропускнойспособности участков пути и надёжности обеспечения безаварийных условийсудоходства.
Для обеспечения безаварийныхусловий судоходства на внутренних водных путях выполняется комплекспутевых работ: землечерпание, скалоуборочныеи выправительные работы, траление, руслоочищение, навигационное ограждениесудовых ходов.
На лимитирующих глубинуучастках пути создаются судоходные прорези. Скалоуборочными работами достигаетсяв скальных грунтах углубление, расширение существующих судовых ходов и созданиеновых судоходных трасс. Выправительные работы позволяют увеличить габаритыпути, используя руслоформирующую способность потока, изменить плановыеочертания русла. Выполняемые в комплексе землечерпательные и выправительныеработы приводят к эффективному и долговременному улучшению судоходных условий.Тралением обнаруживаются скрытые под водой препятствия, удаляемые посредствомруслоочищения за пределы судоходной трассы.
Навигационное оборудованиесудовых ходов обозначает направление и границы судоходной трассы плавучими ибереговыми знаками. Выставляются знаки, информирующие судоводителей о состояниипути и наличии препятствий. На грузонапряжённых участках пути навигационные знакив ночное время освещаются.
Судоходными характеристикамирек являются:
1) размеры реки – длина,ширина, глубина, извилистость;
2) уровни воды и их измененияво времени, скорости течения воды, водность;
3) морфометрические показателипоперечного сечения русла – площадь поперечного сечения, средняя глубина,гидравлический радиус;
4) продольный профиль, паденияи уклоны.
Длина реки определяетсярасстоянием от истока до устья по стрежню реки. Отношение длины Lреки по стрежню красстоянию lмежду истоком и устьем попрямой линии называется коэффициентом извилистости:
kи= L/ l.
Коэффициент этот больше единицы, а для извилистыхрек он имеет значение 2 и более и в известной мере характеризует речной путь посравнению с другими путями сообщения.
Под уровнем воды в водотокеили водоёме понимается положение водной поверхности по высоте. Водностьхарактеризуется:
а) мгновенным или секунднымрасходом воды Qм3/с, под которым понимается количествоводы, проносимое рекою через данное поперечное сечение её в одну секунду. С повышениемуровня воды в реке мгновенный расход ёё повышается;
б) объёмом речного стока,под которым понимается количество воды, проносимое рекой через данноепоперечное сечение русла за определённый, достаточно длительный промежутоквремени (сутки, месяц, год).
Исходя из судоходныххарактеристик реки устанавливаются габаритные размеры судовых ходов. Судовымходом называется часть ширины водного пути, подготовленная для движения по нейсудов и обозначенная знаками навигационного оборудования. Судоходные условияводного пути определяются габаритными размерами судового хода (глубиной,шириной, радиусом закругления), а также высотой и шириной судоходных пролётовмостов и высотой проводов воздушных линий связи и электропередачи.
Гарантированные габаритныеразмеры водного пути устанавливаются на период стояния уровней воды, близких кпроектному, за который принимается низкий навигационный уровень обеспеченностью. На зарегулированныхучастках водных путей гарантированные габаритные размеры судоходных трассустанавливают от отметки нормального подпорного уровня водохранилища.
Дифференцированныегабаритные размеры водного пути назначают на период стояния уровней воды вышепроектного и задаются в виде графической зависимости от отметки рабочегоуровня, наблюдаемого в данный конкретный момент.
По основным участкам сетиводных путей предприятия путевого хозяйства поддерживают оптимальное дляосновного ядра транспортного флота бассейна гарантированные габаритные размерысудовых ходов.
При строительстве постоянныхмостов учитывают установленные габаритные размеры судоходных пролётов.
Судоходные водные пути в зависимости отгарантированной глубины и ширины судового хода разделены на классы (таблица 1).Таблица 1Классификация судоходных путей
Габаритную надводную высотуподмостового пролёта отсчитывают от расчётного судоходного уровня (РСУ). Приуровнях выше РСУ судоходство прекращается, что приводит к сокращениюпродолжительности физической навигации. Её принимают как время стояния «чистой»воды и определяют по многолетним наблюдениям ледовых явлений в створах опорныхгидрологических постов. За начало и конец физической навигации принимаетсясреднемноголетние даты соответственно полного очищения участка пути ото льда ипоявления шуги на нём.
Допустимое сокращениенавигационного периода, сут.:
t= Tk/ 100,
где T– средняя продолжительностьфизической навигации участка водного пути, сут.;
k– специальныйкоэффициент.
Установлены также наименьшиерасстояния от проводов воздушных линий связи или электропередачи до поверхностиводы (от 6 до 8 м).
Густые туманы, наблюдаемыена водохранилищах, вызывают вынужденные простои флота. Поэтому эксплуатационныйпериод может оказаться короче дительности физическойнавигации на время стояния густых туманов, определённое как среднее за многолетнийпериод.
Движение судна по каналу сограниченной площадью поперечного сечения при скорости, близкой к критической,приводит к резкому возрастанию сопротивления воды. При этом уменьшается запасводы под днищем и ухудшается управляемость судном. При расхождении и обгонесудов наблюдается явление присасывания. Волнение, развиваемое судами, вызываетразрушение откосов канала. Скорость судна при следовании по каналуустанавливается местными правилами плавания.
Скорость течения воды поучасткам водных путей зависит от периода навигации – межень или паводок.
Ветровая волна – один изосновных факторов, определяющая условия плавания судов в водохранилищах.Сложная конфигурация береговой линии и перепад глубин, пульсация силы инаправления ветра приводит к образованию волнения трёхмерного характера, прикотором снижается управляемость судна. Правила Речного регистра устанавливаютразряды водоёмов внутреннего плавания исходя из их ветро-волнового режима:лёгкий – «Л», речной – «Р», озёрный – «О», морской – «М».
1.3. Флот внутренних водных путей.
Флотом называетсясовокупность всех плавучих средств, объединённых условиями плавания (морскойили речной), назначением (пассажирский, технический), принадлежностью(пароходство) или другими признаками.
Судно представляет собойсооружение, способное плавать на воде и предназначенное для перевозки грузов ипассажиров, или создания для них необходимых условий. Современное судно являетсясложным инженерным сооружением.
Суда классифицируют по рядупризнаков.
Все суда делятся на военныеи гражданские, а последние в свою очередь – на морские и внутреннего плавания.Кроме того, существуют суда смешанного плавания «река-море», т. е. речные,прочность и оборудование которых допускает их выход в море.
По назначению, т. е. родувыполняемой работы и виду перевозок, различают суда транспортные (пассажирские,грузопассажирские, грузовые сухогрузные и наливные, буксирные – толкачи,буксиры-толкачи и буксиры), технические (дноуглубительные и дноочистительныеснаряды, грунтоотвозные шаланды, суда, обслуживающие обстановку пути),вспомогательные (плавучие мастерские и доки, санитарные станции, дебаркадеры,перегружатели, плавучие краны, топливозаправочные станции, ледоколы, разъездныесуда), промысловые (рыболовные и звероловные), спортивные.
В зависимости от материалакорпуса суда делятся на стальные, из лёгких сплавов, деревянные,железобетонные, пластмассовые и композитные.
Наиболее распространённыйсудостроительный материал – сталь; стальные суда имеют большую прочность, малыйвес и сравнительно небольшую стоимость.
Лёгкие сплавы используют дляпостройки главным образом мелких быстроходных судов и надстроек крупных судов.
Дерево применяется для строительствамелких спортивных судов, катеров, некоторых специальных и промысловых судов, ажелезобетон – для сооружения некоторых типов несамоходных и стоечных судов, восновном дебаркадеров и плавучих доков.
Из пластмассы делают корпусамелких судов.
Композитные суда – суда,корпус которых собран из различных материалов. Применение в судостроениипластмасс позволяет строить композитные суда из пластмассы, дерева и металла.
В зависимости от наличиясиловой установки суда бывают самоходные и несамоходные. Самоходные суда потипу силовой установки делятся на пароходы, теплоходы, газоходы, турбоходы,дизель-электроходы, и турбоэлектроходы, атомоходы, а по типу движителей – наколёсные, винтовые, водомётные, с крыльчатыми движителями.
По принципу движения самоходныесуда разделяются на водоизмещающие (плавающие), глиссирующие (скользящие наповерхности воды), на подводных крыльях и на воздушной подушке.
По району плавания РечнойРегистр Российской Федерации разделяет все суда на пять классов:
– «М-СП» – для смешанного река-море плавании при волнении не более 5баллов, высоте волны до 3,5 м, удалении от портов-убежищ не более 50 миль;
– «М» – для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 3 м (вустьях больших рек, озёрах, морских заливах);
– «О» — для плавания на внутренних водных путях при высоте волн до 2 м(на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек);
– «Р» — для плавания на средних и нижних плесах крупных рек, на каналах испокойных озёрах при высоте волн до 1,2 м;
– «Л» – для плавания по рекам при высоте волн до 0,6 м (на малых реках вверховьях крупных рек).
1.4. Виды деятельности и устройство речных портов.
Приём грузов, погрузка их на судна и посадкапассажиров для перевозки речным транспортом, а также выгрузка грузов из судов,выдача их получателям и высадка пассажиров производится в прибрежных пунктах. Взависимости от характера и рода деятельности, а также объёма работ эти пунктыподразделяются на порты, пристани и остановочные пункты.
Речным портом (от латинскогослова portus– ограждение) называется прибрежныйпункт в установленных границах, связанный с транспортными магистралями(железнодорожными, автомобильными) и оборудованный причальными устройствами,береговыми сооружениями и техническими средствами, необходимыми для грузовыхработ, хранения и перевалки грузов, комплексного обслуживания флота, а такжеобслуживания пассажиров.
Пристань – прибрежный пункт,принимающий и выдающий грузы, багаж, производящий посадку и высадку пассажиров,оборудованный соответствующими техническими средствами для выполнения своихфункций. Пристань может быть связана с железнодорожной магистралью.
Остановочный пункт –прибрежный пункт, производящий посадку и высадку пассажиров, а также приём ивыдачу багажа. Остановочные пункты обычно оборудуются простейшими средствамидля причала судов. Их приписывают к близлежащим портам и пристаням.
Границы портов, пристаней иостановочных пунктов определяются генеральным планом.
Взаимоотношения портов спароходством регулируется соответствующими положениями.
Порты (пристани) обязаны привлекать грузы ипассажиров на речной транспорт, заключать договора с грузоотправителями наперевозки, принимать, хранить и выдавать грузы и багаж; производитьперегрузочные операции и перевалку грузов с одного вида транспорта на другой;организовывать комплексное обслуживание флота; обрабатывать суда и другиетранспортные средства в установленные сроки и отправлять их в рейс по графику ирасписанию: контролировать работу причалов клиентуры и оказывать ей помощь вслучае необходимости; организовывать движение приписанного к порту флота и выполнение им плана перевозок; обслуживатьпассажиров; производить расчёты с клиентурой за перевозку, перегрузку и другиеработы и услуги; создавать безопасные условия движения и стоянки судов;обеспечивать сохранность грузов, портового хозяйства и оборудования,безопасность погрузочно-разгрузочных и других работ, рациональное использованиетехнических средств и совершенствование техники и технологии работ.
По принадлежности портыделятся на порты, принадлежащие пароходству (порты общего назначения), ипринадлежащие отдельным предприятиям (порты клиентуры).
Производственная работапорта (пристани) характеризуется грузооборотом и грузопереработкой.
Под грузооборотом портапонимается количество грузов в тоннах, прибывших в порт и на приписанные к немупричалы клиентуры за определённый период в судах, а также в плотах иоформленных транспортными документами порта (пристани).
Общий грузооборот портавключает грузооборот по прибытию и по отправлению.
В зависимости от вида грузовгрузооборот разделяется на сухогрузы (хлеб, уголь, руда, лес в судах, штучные ит. п.), наливные грузы и лес в плотах.
Грузооборот порта неравномерен в течение навигации.
Грузопереработка – этоколичество груза, которое перегружается на причалах порта и клиентурысредствами и силами порта.
В некоторых случаях дляхарактеристики производственной работы порта определяется его судооборот.
В зависимости от величиныприведённого среднесуточного грузооборота и пассажирооборота порты делятся начетыре категории: к первой относятся порты, среднесуточный приведённыйгрузооборот которых более 15000 условных тонн и пассажирооборот более 3000условных пассажиров, соответственно ко второй – 3551 – 15000 условных тонн и501 – 2000 условных пассажиров, к третьей – 751 –3500 условных тонн и 201 – 500условных пассажиров, к четвёртой – менее 750 условных тонн и менее 200 условныхпассажиров.
Для приведения грузооборотав условные тонны и пассажирооборота – в условное количество пассажиров служаткоэффициенты приведения.
Порт состоит из трёхосновных частей: портовой территории, акватории и причального фронта.
На портовой территорииразмещаются подъездные пути, перегрузочное оборудование, склады, вокзалы,мастерские, гаражи и другие сооружения.
Акватория – это водная площадь, прилегающая кбереговой полосе порта. Она служит для подхода и стоянки судов у причалов иустройства рейдов, на которых суда ожидают грузовой обработки или отправления врейс, а также специальных рейдов для выполнения перегрузочных, водоотливных, уборочныхи других работ на плаву. Рейды оборудуют устройствами для швартовки (причальныебуи, понтоны и т. д.), освещения, сигнализации и связи. В крупных портах могутбыть отдельные рейды: прибытия, отправления сухогрузных, нефтеналивных судов ит. д.
Причальный фронтпредставляет собой участок береговой линии с соответствующим оборудованием дляшвартовки и стоянки судов. Для образования причального фронта сооружаютпричальные набережные вертикального, откосного или полуоткосного профиля.Вертикальный профиль образуется постройкой вертикальной стенки, а откосный –выравниванием и укреплением естественного берега. При полуоткосном профиле вертикальнаястенка сочетается с откосной набережной. Наиболее удобной, но и наиболее дорогойявляется вертикальная набережная, при которой расстояние от бортов судна докордона не зависит от уровня воды.
Для предохранения отповреждения при ударах судов во время швартовки причальные сооруженияоборудованы отбойными устройствами в виде деревянных рам и брусьев, металлическихрам с амортизаторами и т. д. В качестве швартовных применяют причальные тумбы,рымы и кнехты. Для сообщения с судами в вертикальных причальных стенкахустраивают ниши с лестницами.
Часть причального фронтавместе с примыкающими к нему акваторией, территорией (с расположенными на нейсооружениями и оборудованием), предназначенная для одновременной швартовкиодного судна, называется причалом.
По назначению причалы делятна грузовые, пассажирские, служебные и специальные (пожарные, спортивные идр.).
В зависимости от направлениягрузопотоков различают причалы отправления и прибытия. Причалы специализируютпо родам грузов (уголь, хлеб, штучные грузы и т. д.).
Порт состоит из отдельныхадминистративно-производственных подразделений – грузовых районов, участков ипричалов. Грузовой район – это группа территориально объединённых причалов,предназначенных для приёма и отправления определённых грузов. Группуспециализированных причалов иногда объединяют в участки порта.
В отдельные районы могутбыть выделены причалы, оборудованные плавучими перегрузочными средствами,участки по добыче и погрузке строительных материалов из подводных карьеров и т.п. К вспомогательным производственным подразделениям порта относят мастерскиепо ремонту перегрузочного оборудования и судов, ремонтно-строительные участки,электросети, средства связи и др.
В технический паспортзаносят основные технические характеристики порта: общие сведения (название,географическое расположение); гидрологические и гидрометрические данные;техническую характеристику портовых устройств и оборудования причалов(гидротехнических сооружений, перегрузочных машин, складов, подъездных путей,рейдового флота, электрохозяйства, водоснабжения, средств связи, ремонтныхмастерских и др.); организационную структуру порта; данные о специализации ипропускной способности причалов. Приложениями к паспорту является генеральныйплан порта, разрезы набережных причалов и др. В технический паспорт заносят всеизменения в техническом оснащении порта.
Размеры основных элементов портазависят от многих факторов: размера и состава грузооборота, его направления,типов обрабатываемых судов и других транспортных средств, места расположенияпорта и т. д.
Навигационная глубинаакватории должна быть больше максимальной осадки расчётного судна в грузу сучётом принимаемого навигационного запаса на дифферент, волнение, на сток водыпри ветре и заносимость акватории.
Для связи с магистральнымижелезнодорожными и автомобильными дорогами в порту имеются подъездные ивнутрипортовые пути. Внутрипортовые пути могут быть расположены как в кордоннойчасти причала, так и в тыловой. Ихиспользуют для постановки под обработку вагонов. Полезная длина перегрузочногофронта железнодорожного пути на причале составляет примерно 0,9 длины причала.
Для приёма, хранения инакопления необходимых партий грузов и их отпуску в порту устраивают крытые иоткрытые склады.
Минимальная вместимостьоперативного склада для однородного груза в базовых условиях (коэффициентнеравномерности груза kн= 1; расчётная продолжительностьнавигации Тн = 200 сут)
Vc= 0,01AQн,
где A–доля принимаемого грузооборота, %;
Qн– расчётный навигационныйгрузооборот, т.
Составной частью речног порта являются рейды – часть акватории порта,предназначенная для стоянки судов. Рейды размещаются в стороне от основоного судового хода на участках, имещихдостаточную глубину и площадь, позволяющее разместить необходимое число судов иобслуживающих плавучих средств. По назначению различают рейды прибытия,отправления и специальные.
На рейде прибытияпроизводятся приём судов и расформирование составов, ожидание освобожденияпричалов для грузовой обработки, а также могут выполняться многие операции покомплексному обслуживанию судов.
Рейд отправленияпредназначен для формирования составов в соответствии с установленнымиправилами сдачи их команде транзитного буксира (толкача), формирования составови отправления судов в рейс.
На специальном рейдепроизводятся перегрузочные, водоотливные, уборочные, ремонтные и другие работы.В соответствии с их назначением специальные рейды имеют дополнительноеоборудование (перегрузочные установки, плавучие мастерские и др.).
Отдельные рейды длянефтеналивных судов размещают ниже по течению реки и в удалении от порта. Впортах, принимающих или отправляющих плоты, создают специальные плотовые рейды,на которых происходят отстой, расформирование и формирование плотов.
Границы рейдов обозначеныспециальными навигационными знаками. Для отстоя судов рейды оборудуют плавучимипричальными приспособлениями: швартовными бочками, рейдовыми понтонами,стоечными баржами и др. В тёмное время суток рейды освещают специальнымиосветительными устройствами.
Одним из наиболее распространённых видов прямыхсмешанных перевозок являются железнодородно-водныеперевозки. Они проводяттся через речные порты.Перевалочные операции ведутся в 60 пунктах Российской Федерации. Их размещениена территории России неравномерно. Примерно 70% из них приходится наЕвропейскую часть страны. Наиболее крупными портами являются: Пермь, Ростов,Котлас, Саратов, Поярково, Новосибирск и Омск.
Смешанные железнодорожно-водные перевозкиприменяются в следую-щих случая: при невозможностидоставки грузов в порт назначения каким-то одним видом транспорта; приэкономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта надругой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываютсяниже, чем в прямом железнодорожном или водном; при выс