Деловая игра "Эффективность использования машинно-тракторного парка"

Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия
Факультет повышения квалификации
ВЫПУСКНАЯРАБОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
к проведениюделовой игры «ЭИМТП»
«Эффективностьиспользования машинно-тракторного парка»
для студентовфакультета механизации сельского хозяйства
поспециальности 3113 «Механизация сельскохозяйственного производства»
Выполнил доцент кафедры
«Эксплуатация МТП»
Ю.Г. Корепанов
2005

ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное проникновениенауки в производство, непрерывно возрастающие его масштабы и увеличивающаясясложность управления им – все это делает чрезвычайно актуальным вопрос оготовности выпускников высшей школы успешно трудиться в современных условияххозяйствования, когда руководителю нужно не только иметь хорошуюидейно-политическую закалку и обладать глубокими знаниями в своей области, но иповседневно проявлять инициативу и предприимчивость. Эти весьма важные чертыдолжны быть выработаны у будущего специалиста еще в студенческие годы.
Только при этом условиирезко сократиться период адаптации выпускника на производстве, он сможет лучшеруководить людьми, принимать наиболее выгодные плановые и производственныерешения. Следовательно, в учебном процессе необходимо использовать весь арсеналсредств и методов, оптимально влияющих на формирование современногоспециалиста, и искать новые методические приемы, интенсифицирующие обучение[1].
К числу прогрессивныхметодов активизации и интенсификации учебного процесса можно отнестиприменяемые в вузах и институтах повышения квалификации методов активногообучения (МАО). Они обеспечивают существенное приближение обучения к условиям,в которых будущему специалисту предстоит трудиться, способствуют формированию уобучаемых профессиональных качеств и навыков, необходимых дл будущейдеятельности в условиях современного производства.
В последние годы методыактивного обучения все шире применяются в учебном процессе вузов и ИПК.
Ряд эффективных игровыхзанятий разработан в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Одессе, Харьковеи других городах.
Усиливается тенденция переходаот эпизодического использования игровых занятий в рамках отдельных дисциплин кприменению комплексов методов активного обучения по специальностям,охватывающим весь период обучения от первого до последнего курса. Такой подходк активизации обучения реализуется в настоящее время в Киевском инженерно-строительноминституте, Одесском институте народного хозяйства, Киевском автодорожноминституте и в других вузах страны.

1.               НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЬИГРЫ
Цель игры – закрепитьзнания студентов по вопросам планирования и использования машинно-тракторногопарка хозяйств районного агропромышленного объединения (РАПО).
Назначение игры –разработать и реализовать организационно-технические мероприятия (ОТМ),обеспечивающие эффективное выполнение годового плана механизированных работ ворганизациях РАПО.
В работу мероприятийвходят:
— составление годовогоплана выполнения механизированных работ с учетом:
а) выделенных фондов натракторы, автомобили и сельскохозяйственные машины;
б) годового объемамеханизированных работ;
в) ростапроизводственного труда;
г) лимита численностимеханизаторов;
д) задания по снижениюсебестоимости условного эталонного гектара;
— повышение эффективностииспользования машинно-тракторного парка путем разработки и внедрения плана ОТМ.
Входе игры студентыприобретут навыки разработки годового плана использования машинно-тракторногопарка, приобретут навыки расчета основных технико-экономических показателейиспользования машинно-тракторного парка, освоят способы корректировки планамеханизированных работ в процессе работы, приобретут навыки взаимодействия сэкономической и агрономической службой хозяйств.
В игре необходимореализовать план ОТМ, который с наибольшей экономической эффективностьюобеспечит выполнение годового плана механизированных работ, как в отдельныххозяйствах, так и в целом по РАПО.
Основные направления ОТМ,которые рассматриваются в настоящей игре:
— сокращение простоевмашинно-тракторных агрегатов из-за технических неисправностей, в связи свнедрением специализированного технического обслуживания;
— внедрение бригадногоподряда;
— внедрение поточногоциклового метода использования машинно-тракторного парка;
— повышение уровнямеханизации на заготовке кормов;
— повышение уровнямеханизации на уборке урожая.
Игра ЭИМТП – эффективностьиспользования машинно-тракторного парка составлена с учетом игры «ЭФЭС-3»[3], на примере районного агропромышленного объединения, в состав котороговходят шесть совхозов (колхозов), каждый из которых имеет в своем составе триотделения (бригады).
2. СОСТАВ И ФУКЦИИУЧАСТНИКОВ ИГРЫ
В игре участвует однаакадемическая группа 25-30 человек. Игра проводится на пятом курсе послевыполнения студентами курсового проекта на тему: «Проект эксплуатациимашинно-тракторного парка бригады _________ колхоза (совхоза)_____________________». В котором осваивают принципы планирования ииспользования машинно-тракторного парка и получают план использования МТПотделения.
Состав участников, ихдолжности и взаимосвязи приведены на рис. 1. Количество участников игры можетизменяться в зависимости от числа сельскохозяйственных предприятий (совхозов,колхозов), которых может быть от 3 до 10.
Функции участников игры
1. Руководство РАПО,АГРОСНАБ, РТП. – 3 студента и преподаватель.
Цель руководства –разработка и реализация плана выполнения механизированных работ в районе,обеспечивающего максимальную эффективность использования машинно-тракторногопарка в районе.
При разработке проектагодового плана механизированных работ, руководство РАПО на основе утвержденныхпоказателей по объему механизированных работ, росту производительности труда,лимиту численности механизаторов, снижению себестоимости условного эталонногогектара, устанавливает задания на год всем совхозам (СЗ); осуществляетметодическое руководство разработкой годовых планов механизированных работ,проверяет их обоснованность, определяет основные направления ОТМ, проводит совещаниеи утверждает план.
Руководство РАПОконтролирует деятельность совхозов по реализации плана, участвует в оперативныхсовещаниях совхозов по разработке мероприятий, направленных на устранение «сбоев»в выполнение плана, оказывает помощь в оперативном перераспределении ресурсоввнутри РАПО или привлечения их из вне, подводит итоги работы РАПО, РТП,АГРОСНАБа и всех совхозов за год, анализирует эти данные, отмечая наиболееэффективно работающие подразделения.
2. Руководство совхоза(СЗ) – 1 студент.
Цель руководства СЗ –обеспечить выполнение плана механизированных работ, рост производительноститруда, выполнить задания по снижению себестоимости условного эталонногогектара.
При разработке проектаплана руководство (СЗ) изучает установленные РАПО задания, ожидаемый уровеньпоказателей, устанавливает задания отделениям и определяет основные действия поих выполнению.