Место лирики Тютчева в русской поэзии

Место лирики Тютчева в русской поэзии

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею. Тютчев —самобытный поэт, это можно увидеть во всей его лирике, но в наше сознание, по словам Писарева, Тютчев вошел «прежде всего как певец природы», поэтому и остановимся на этом его качестве.

Природа у Тютчева поэтична и одухотворена. Она живет, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во все улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», которая скатила со своей головы земля. «Светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ее

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вече». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее как живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «… на все та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья». Она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живую Тютчев наделяет ее и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее разнообразие оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вечера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение этого луча, но и чувствуем его прикосновение.

Тютчев всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры» звучит тема неба.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день — настала ночь,

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав отбрасывает прочь

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего святая: в ней столько тайн и загадок. Поэзия Тютчева неповторима, ее нельзя забыть, потому что «она носит на себе печать истинного и прекрасного таланта»

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!