Нижегородский район
Нижегородский район называется по имени крупной столичной магистрали Нижегородской улицы.
Нижегородская улица и Рязанский проспект проложены на месте бывшей Рязанской дороги, начинавшейся от Покровской
заставы. Это была самая оживленная из восточных дорог. Самым древним на ней было село Карачарово. Название села произошло от фамилии служилых людей
Карачаровых. Свою родословную они вели от Федора Карачарова, тиуна (управителя) удельного князя Михаила Андреевича Верейского, жившего во второй половине XY века. Его сын Митрофан упоминается в
составе московского посольства в Венеции в 1499 году, его внук Иван Митрофанович служил дворцовым дьяком в малолетство царя Ивана Грозного.
Село Карачарово с 1571года находилось во владении Спасо-Андроникова монастыря. После смутного времени его
отдали “на строение” царскому стольнику Василию Стрешневу. Он восстановил село с боярским двором и церковью Трех Святителей, основал новую
слободку с 42 крестьянскими дворами и церковью Знамения Пресвятой Богородицы. В 1661 году боярин вернул монастырю село со слободкой, а в 1774 году Карачарово
перешло в Государственное ведомство. В 1776 году здесь было разрешено построить вместо деревянной каменную церковь, тогда же сообщается, что “…каменная
во имя Живоначальной Троицы церковь построена и всем церковным благолепием довольствована и стоит по освящении и готовности”. К этому времени относится
и первое захоронение при новой церкви – жены купца Егора Савина, о чем свидетельствует и поныне белокаменная плита на фасаде. Дальнейшее строительство
церкви продолжалось по мере накопления средств на протяжении многих лет. В 1782 году был построен придел Пресвятой Богородицы. В XIX веке надстроен верх колокольни, возведена
трапезная и придел Николая Чудотворца. В 1882 году выкрасили и позолотили иконостас “на сумму, собранную от подаяния в кошелек и в кружку” и от
“доброхотных деятелей”. В ураган 1904 года церковь пострадала, но была восстановлена. В 1910 году был установлен новый колокол весом в 600 пудов.
Храм был закрыт в1938-1939 гг. и передан цеху экспериментально- механического завода швейной отрасли легкой промышленности. После 1993 года церковь была
восстановлена, вновь стала духовным центром и одним из ярких украшений Рязанского проспекта.
В середине XYI века, по указу Ивана Грозного, на въезде в столицу по большой дороге из Владимира возникает Рогожская ямская слобода,
названная так по селу Рогожь. Основным занятием жителей этой слободы была организация “ямской гоньбы” по государственной надобности. Одной из
древнейшим повинностей населения являлся “повоз” – обязанность окрестных жителей давать лошадей под княжеских гонцов и слуг, поставлять корм.
О “повозе” известно из летописи 1209 года. Слово “ям” – восточного происхождения и обозначает место, где путники меняли лошадей и могли
заночевать. Ямские дворы того времени состояли из нескольких изб и конюшен, огороженных общим забором. На “ямах” велись особые
“загонные” книги, где подробно записывали каждый ямской отпуск лошадей, корма и.т.д.
Право пользования ямскими подводами определялось особыми документами – “подорожными”, сведения о которых дошли до нас
со второй половины XY века. За свою службу ямщики получали в XYI веке следующую оплату – три деньги за 10 верст.
Ямщики Рогожской слободы по своему положению приравнивались к государственным крестьянам. Сама слобода находилась в черте
города, но за его пределами по обе стороны Большой Рязанской дороги до Карачарова находились незаселенные
“выгонные земли” ямской слободы. В конце XYIII на этих землях образовалась из пришлого
населения большая, 50 дворов, слобода Хохловка. Ее жители платили подати вместе с городским населением. Среди них преобладали пришедшие издалека бедняки,
которые не имели возможности снять “угол” в городе. В большинстве своем это были гонимые от непомерных налогов крестьяне Украины –
“хохлы” (отсюда название слободы). Они нанимались на работу к крестьянам села Карачарово.
При императоре Павле I Карачарово принадлежало одному из 12 командорств. После отмены командорств при Александре I село стало центром вновь образованной Карачаровской
“экономической” волости. В 1874 году, по инициативе земского общества, здесь было открыто земское училище. Кроме карачаровцев в школе
учились также дети из бывших удельных деревень Грайвороново, Печатники, из шереметьевской Вязовки, из Хохловки. населенной мещанами и выходцами из дальних
уездов. К началу 1890-х годов новые церковно-приходские школы были созданы в густонаселенных местностях Хохловка и Александровка.
Население Москвы росло. Требовалось все больше продуктов и различных припасов, доставлявшихся из разных областей страны.
Гуртовщики гнали многочисленные стада скота на городские бойни. Две из них находились на Рязанской дороге, еще две – около Владимирской дороги, по
соседству с Анненгофской рощей., которая со временем превратилась в свалку нечистот. Рядом с бойнями были устроены салотопенные заводы, в Рогожской части
находились многочисленные склады и предприятия по переработке мясных и других продовольственных продуктов.
В 1860-1862 гг. завершилось строительство Нижегородской железной дороги. Место для вокзала и грузовой станции было
выбрано рядом с Покровской заставой ( ныне Абельмановская площадь). Вдоль Рязанского шоссе сплошной линией протянулись многочисленные склады.
Впоследствии начало дороги было перенесено к Курскому вокзалу. Память о прежнем Нижегородском вокзале сохранилась в названии одноименной улицы, составляющей
начало бывшего Рязанского шоссе. На землях села Карачарово в 1892 году развернулось строительство дополнительных путей Нижегородской железной дороги.
крестьянское общество получило 22 тысячи рублей, покрывших лишь небольшую часть стоимости выкупных платежей. После постройки железной дороги прекратился пригон
скота в Москву – теперь его доставляли в железнодорожных вагонах. Близ Спасской заставы была основана городская бойня, включавшая ряд крупных цехов и
обрабатывающих предприятий, на которых работало несколько сот человек. Сейчас это крупнейший в столице мясокомбинат. А о прошлом напоминает название
Скотопригонной улицы.
Недостаток сельских храмов послужил одной из причин широкого распространения старообрядческого движения. Началом церковного
раскола в XYII веке явились реформы патриарха Никона, приступившего к исправлению церковных книг и обрядов
по греческим образцам. При Екатерине II староверам было разрешено соблюдать свои религиозные обычаи. В Рогожской
части старообрядцами было образован ряд богатых и влиятельных общин, имелись молельные дома, собственные церкви и два кладбища. Во время чумной эпидемии в
1773 году все кладбища в черте города были закрыты. Для староверов было устроено Рогожское кладбище. Позже оно стало религиозным центром московского
старообрядчества. В 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни был построен каменный храм Николая чудотворца, сохранившийся до настоящего времени.
В 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова был построен Покровский собор на Рогожском кладбище. Никольский храм в 1854 году был передан
единоверцам, а два года спустя были запечатаны алтари Покровского храма. Позже рядом с Рогожским кладбищем вырос большой многолюдный поселок с главной улицей
Старообрядческой (ныне – улица Войтовича).
Рогожское кладбище, несмотря на закрытие Покровского собора, и поныне сохранилось как духовный центр староверов. На
кладбище похоронены представители богатого московского купечества: богачи Рябушинские, издатель книг для народа К.Т.Солдатенков, известные благотворители
Шелапутины, несколько поколений большой семьи фабрикантов Морозовых.
В 1906 году возобновились службы в Покровском соборе. В память о распечатании алтарей о об освобождении от гонений в 1906 –
1913 годах был сооружен огромный храм -колокольня по проекту Ф.Ф.Горностаева. Оба храма действуют и сейчас: Никольский как православный, Покровский – как
староверческий. Здесь же, рядом, находится резиденция избранного в 1988 году митрополита старообрядческой церкви Московской и Всея Руси.
В районе расположены крупнейшие предприятия, многие из которых являются лидерами московской промышленности. ОАО
“Карачаровский механический завод” – одно из ведущих предприятий стройиндустрии, основанное в 1950 году для выпуска башенных кранов,
пассажирских лифтов, оборудование для домостроительных комбинатов, строительных машин. С первых дней здесь начали производить чугунное литье, а в дальнейшем и
художественное.
В 1952 году завод изготовил литье для 16 шлюзов Волго-Донского канала. Продукция завода поставляется в 126 городов СНГ и 26
стран мира. Металлоконструкции, алюминиевые и стальные, украшают многие здания столицы, в том числе аэропорты Внуково и Шереметьево, Кремлевский Дворец
Съездов, Останкинский телецентр, цирк на проспекте Вернадского, гостиницы “Россия”, “Националь”, кинотеатры “Пушкинский”,
“Октябрь”, Третьяковскую галерею, сооружения на Поклонной горе. Заводские лифты установлены в Храме Христа Спасителя.
На бывшей окраине Москвы в 1898 году германское АО “Альфред Гутман и Ко ” основало завод по изготовлению подъемно-транспортных
устройств. После 1917 года завод перешел в собственность государства под названием “Подъемник”. На его базе в 1959 году создан новый завод
автоматических линий, оснащенный новейшим для того времени итальянским оборудованием. Завод начинает производить автоматические цеха. Первым таким
цехом был оснащен 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве.
В 1990 году здесь создано уникальное предприятие по производству продукции из полимерных материалов НПО “Техоснастка”
– изделий технического и бытового назначения.
В 1991 году было основано АО “ВНИИЭТО” на базе НПО “Электротерм” (1947 г.), в его состав
вошли более 40 фирм и подразделений. За годы существования здесь разработано и внедрено 500 типов плавильного оборудования для металлургических и машиностроительных
заводов, произведены печи для спекания, термообработки, пайки, установки для выращивания кристаллов кремния. сапфиров. гранатов и.т.п.