Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)Кафедра ЭТиГУ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
На тему:Экономические объекты государственной собственности
Подисциплине Управление государственной собственностью
Благовещенск2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Экономическиеобъекты государственной собственности
1.1Недвижимость
1.1.1Понятие и состав недвижимости
1.1.2Структура недвижимости
1.1.3Специфика рынков недвижимости для государственного и муниципальногособственников
1.1.4Жизненные циклы недвижимости
1.2Имущественные комплексы (предприятия)
1.2.1Акционерные общества
1.2.2Государственное унитарное предприятие
Заключение
Библиографическийсписок
ВВЕДЕНИЕ
Любое общество располагает некоторой совокупностьюматериальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют егонациональное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое дляудовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различныхобщественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своемисторическом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую — форму собственности.
Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые внастоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения,распоряжения и пользования.
С этой точки зрения понятие собственности прежде всего являетсяюридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельнымэлементам национального богатства. Другими словами, собственность — этоотношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны,и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающеесяв постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении,присвоении объекта собственности. Реализация права собственности предполагаетвыделение субъекта и объекта этого процесса.
Объектом собственности является организационно-обособленная частьнационального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственникомили группой собственников. В роли объекта собственности могут выступать:отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный,водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушногопространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности ит.д.
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ
1.1 Недвижимость
1.1.1 Понятие и состав недвижимости
Одним из наиболее компактных определенийнедвижимости является следующее: недвижимость — это земля и все, что неразрывносвязано с нею по своей сущности, естественной или созданной человеком.Последующие детализации и расширения этого определения позволяют раскрыть иуточнить такие важные аспекты, как пространственная привязка местоположения,функциональное назначение, правовая принадлежность, стоимостная оценка,строительное состояние и т.д.
Посколькунедвижимость является объектом права, полезно указать логическое местонедвижимости в общем ряду таких объектов.
Вст. 128 Гражданского кодекса РФ дается характеристика и классификация объектов гражданскогоправа:
а)вещи — важнейший объект гражданского права. Они делятся в свою очередь на индивидуально-определенные,т.е. имеющие какие-то особые, только им присущие признаки (например, картина, здание,расположенное по такому-то адресу, автомобиль с таким-то номерным знаком), и вещи,определяемые родовыми признаками, т.е. определяемые числом, мерой, весом. Есть идругие виды вещей: изъятые из оборота и находящиеся в обороте (ст. 129 ГК), движимыеи недвижимые (ст. 130 ГК), делимые и неделимые (ст. 133 ГК), сложные и простые (ст.134 ГК) и т.д.;
б)деньги как разновидность вещей не случайно выделены в самостоятельный объект гражданскогоправа. Деньги также имеют разновидности: валюта Российской Федерации, иностраннаявалюта — СКВ, валюта государств СНГ и т.д.;
в)валютные ценности также являются разновидностью вещей (ст. 141 ГК);
г)ценные бумаги. Они характеризуются ст. 128 как разновидность вещей. Это документы,удостоверяющие (при соблюдении определенных требований к их форме и реквизитам)имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при их предъявлении.Различают акции, облигации, векселя, чеки и иные ценные бумаги;
д)иное имущество. Это также разновидность вещей. Оно отличается от денег и от ценныхбумаг тем, что не обладает присущими последним специфическими признаками. Примерамииного имущества может служить предприятие (ст. 132 ГК), животные (ст. 137 ГК) ит.д.;
е)имущественные права. Они принадлежат как гражданам, так и ЮЛ. Примером могут служитьправа субъекта требовать предоставления пожизненного содержания, иные права требования,скажем, права учредителя, права кредитора в обязательстве и т.д.
Кнедвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки,участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которыхбез несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения,объекты незавершенного строительства[1].
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственнойрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги иценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещине требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Особоеместо в ряду объектов недвижимости занимают предприятия, которые трактуются каксложные вещи, как некоторые имущественные комплексы[2].В состав такого имущественного комплекса включаются все виды движимого и недвижимогоимущества, а также другие объекты права, обеспечивающие деятельность данного предприятия.К недвижимым компонентам имущественного комплекса предприятия относятся земельныеучастки, здания и сооружения; к движимым — оборудование и инвентарь, продукция исырье, права требования и долги; права обозначения (как, например: название фирмы,торговая марка), которые следует трактовать как нематериальные блага.
Понятие имущественных комплексов как сложных вещей весьмаконструктивно. Именно оно позволяет объединять неразрывно связанные в нём различныетипы вещей и объектов права, как, например: недвижимые и движимые компоненты, нематериальныеактивы. Тогда, наряду с выделенными в ГК РФ предприятиями, к подобной правовой схеменедвижимости — имущественных комплексов можно привести другие комплексные объекты:
• объекты — памятники истории, культуры и архитектуры,
• охранные зоны (природные и городские),
•ландшафтные комплексы и т.п.
При этом общей для приведенного перечня имущественныхкомплексов является неразрывная связь компонентов, из которых они составлены:
· отдельныеобъекты недвижимости (земельные и лесные участки, здания и сооружения, обособленныеводные объекты и многолетние насаждения),
· движимыевещи (как, например, выдающиеся художественные элементы интерьера и парковых ансамблей,культурные ценности внутри объектов-памятников, исторические предметы, уникальныебиблиотеки и коллекции).
· именныезнаки принадлежности (как, например: усадьба «Архангельское», дом-музей Л.Н. Толстого,Новодевичий монастырь).
Конструктивной представляется также идея распространенияприведенного определения недвижимости как сложного имущественного комплекса на такиекрупномасштабные объекты, как муниципальное (городское) имущество. Тогда, например,имущественный комплекс города можно было бы трактовать как следующую совокупность:
• множество отдельных объектов городской недвижимости,в том числе:
городские земельные участки, участки недр (в том числе,с подземными инженерными коммуникациями и иными подземными сооружениями типа метро,пешеходных переходов, подземных хранилищ и т.д.), здания и сооружения, городскиелеса и многолетние насаждения, обособленные водные объекты (и другие поверхностныеводные объекты, не являющиеся объектами недвижимости, но составляющие с городомединое целое);
• множество отдельных городских объектов — сложных имущественныхкомплексов, таких, как:
имущественные комплексы различного рода унитарных предприятийи организаций,
имущественные комплексы ландшафтных и культурно-историческихохранных зон и памятников (в рамках установленных границ города);
• множество движимых вещей и нематериальных активов,в том числе:
движимые вещи, составляющие неотъемлемые части названныхвыше сложных объектов недвижимости, ценные бумаги и др.,
уникальные символы и обозначения: исторические названиягорода и местностей, торговые марки и обозначения отдельных объектов, включающихсимволику города.
1.1.2 Структуранедвижимости
Напомним, что, согласно определениям Гражданского кодексаРоссийской Федерации, понятие недвижимости включает объекты различной отраслевойпринадлежности: земельные участки и участки недр, обособленные водные объекты, атакже все, что неразрывно связано с землей: здания и сооружения, леса и многолетниенасаждения. Подобная многоотраслевая множественность недвижимости порождает с самогоначала разработок систем эффективного управления необходимость гибко учитывать традиционносложившиеся (и, безусловно, весьма обоснованные) ведомственные разделения властныхструктур, имеющих прямое отношение к недвижимости. Это, в частности, различные государственныеи региональные комитеты и департаменты по лесному хозяйству, недрам, земельным вопросам,охране природы и памятников и т.д.
1.1.3 Спецификарынков недвижимости для государственного и муниципального собственников
В результате проводимых реформ на отечественных рынкахнедвижимости сложилась весьма специфическая ситуация. С одной стороны, государственныеи муниципальные собственники, продолжая (хотя и изменившимися темпами) процессыприватизации, все еще остаются крупнейшими собственниками, занимая особенно влиятельныепозиции, например, на первичных рынках жилья и нежилых помещений. При этом по законугосударственные и муниципальные собственники являются равноправными участникамирыночных сделок, что особенно заметно, например, на вторичных рынках жилья и высококлассныхофисов.
С другой стороны, государственные и муниципальные властныеструктуры устанавливают основные «правила игры» (инициируют и принимают законодательныеи нормативные акты) для регулирования рыночных взаимодействий, а также для управленияимущественными отношениями в целом. По результатам таких регулирований решаютсяпроблемы эффективного наполнения центральных и местных бюджетов. Таким образом,за счет воздействия на имущественные отношения регулируются важнейшие показателибюджетной эффективности государственного и муниципального управления в целом.
1.1.4 Жизненныециклы недвижимости
Жизненныйцикл объекта недвижимости — это последовательно распределенный во времени многоэтапныйпроцесс смены состояний объекта недвижимости от его формирования и до окончания(прекращения, утраты, расформирования, уничтожения) срока жизни как данного объекта.
При этом примечательно, что для объектов недвижимоститакие последовательности смен состояний затрагивают как их вещные, так и правовыехарактеристики. Поэтому начальное и конечное обрамление жизненного цикла объектанедвижимости — это не только формирование и прекращение объекта как вещи, но и правовоеоформление этих явлений.
Так, без нормативного юридического оформления вновь созданный,законченный строительством объект (здание, сооружение, выделенный земельный участоки т.д.) не состоится как объект недвижимости до момента официальных записей — актагосударственной регистрации объекта недвижимости и регистрации прав на него.
Точно так же завершается жизненный цикл объекта недвижимости— регистрацией прекращения объекта и прав на него.
1.2 Имущественные комплексы (предприятия)
Основные виды собственности являются объектом разнообразногогосударственного регулирования как таковые (например, законодательства о землепользовании,о недрах, о недвижимости и т.д.).
Однако это, конечно, базисная, но фоновая составляющаяотношений собственности. Конкретная же экономическая жизнь протекает на поле, гдедействует множество субъектов. Это так называемые хозяйственные единицы (хозяйствующиесубъекты). Именно они, вступая в отношения собственности друг с другом (и государствоздесь лишь первый среди равных), представляют собой агентов экономической деятельности,охватывающей все виды собственности одновременно. Они являются, с одной стороны,универсальными имущественными комплексами, с другой — социальными образованиями,в которых осуществляются все формы человеческой жизнедеятельности, это клеточкиэкономической и в большой мере — социальной жизни. Поэтому именно предприятия выступаютпервоочередным после природных запасов объектом нашего внимания как объекты собственности.
При этом и отраслевая принадлежность (промышленное этопредприятие или торговое, или поликлиника), и место нахождения (в Москве или наСахалине), и другие привычные «разделители» государственного управления отходятна задний план. На первое место выступают состав собственников и организационно-правовыеформы предприятий.
Современным гражданским правом предусматривается строгоопределенный ряд хозяйственных организаций, т.е. организационно-правовых форм, врамках которых (и только в рамках которых) можно осуществлять хозяйственную деятельностьв России (табл. 1)[3].
Таблица 1 – Виды хозяйственных организаций в РФКоммерческие Некоммерческие
•хозяйственные товарищества
•хозяйственные общества
•производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия
• потребительские кооперативы
• общественные и религиозные организации (объединения)
• благотворительные (иные) фонды
• некоммерческие партнерства
• учреждения
Сравнительные характеристики различных хозяйственныхорганизаций приведены в табл. 2.
Таблица 2 – Хозяйственные обществаХарактеристики ООО/ОДО ЗАО ОАО Число учредителей 1 и более 1-50 >50 Величина уставного капитала 100 МЗП 100 МЗП 1000 МЗП Ответственность участников доля УК — доля УК х n доля УК доля УК Социальная близость участников очень высокая высокая множественно-групповая Защищенность контроля max достаточная постоянная забота Скорость принятия и реализация решений max ниже среднего на пороге выживаемости Доверие рынка (партнеров и инвесторов) max→ высокое среднее высокое и высшее Масштабы деятельности мелкий бизнес средний бизнес Крупный бизнес
МЗП — минимальная заработная плата, новая единица в нашейсистеме мер и весов;
УК — уставный капитал.
Охарактеризуем открытые акционерные общества (ОАО).
1.2.1 Акционерные общества
Уже из обязательных юридических характеристик ОАО следует,что это, как правило, крупные хозяйственные организации с большим числом работников,серьезной финансовой и производственной базой. Они производят львиную долю ВНП иобеспечивают рабочие места для большей части работающих. Словом, они оказывают огромноевлияние на экономику страны, во-первых, а во-вторых, будучи средоточием большихгрупп взаимодействующих людей, и тем самым непосредственно — на все общественныепроцессы. Поэтому ОАО это уже не просто хозяйственные единицы, не только агентыэкономической жизни, но и в большой степени общественные организации, элементы социума.Если добавить к этому, что и по материальным источникам своего формирования — акциипокупают и разнообразные организации, и так называемые физические лица, т.е. простолюди, живущие при этом на всем пространстве от Балтики до Владивостока (и за рубежом)и работающие где угодно, — другими словами, что оперируют они изначально общественными,т.е. сложенными сообща разными собственниками, капиталами, отношение к ОАО как куниверсальным экономико-социальным образованиям будет полностью оправданно. Иначеговоря, это корпорации — основные действующие лица не социалистической и не капиталистической,а корпоративной экономики[4].
Даже если перед нами не ТНК, а корпорация попроще, этовсе равно уже государство в государстве, со своими собственными целями, внутреннимиправилами, правительством и вооруженными (подчас на уровне мировых стандартов) силами,скромно именуемыми службой безопасности.
В деятельность корпорации вовлечено много заинтересованныхучастников. Прежде всего, это ее учредители.
Большинство действующих в России АО — дети приватизации.Есть, правда, немало акционерных обществ второго-третьего поколений, созданных частнымилицами и организациями, нажившими капиталы на первой волне приватизации и во времяпредшествовавшей ей короткой, но бурной эпохи кооперативов и НТТМ, однако большинстваони еще не составляют.
За малыми исключениями, приватизации в России происходилипо известным схемам, поэтому большинство учредителей — это государственные органыуправления, представленные теперь управляющими государственными пакетами акций (долями)по контракту, это также современный директорат (он же экс-советская номенклатура)и так называемые трудовые коллективы, т.е. просто частные лица, но при этом работникиАО или его пенсионеры.
После того как созданное АО начинает действовать, всеего непосредственные участники, в том числе учредители, получают статус акционерыи владельцы, т.е. собственники того или иного количества акций, простых или привилегированных,облигаций или иных эмитированных АО ценных бумаг, -независимо от того, работаютони в АО или нет. Формально это и есть собственники корпорации, но мы помним, чтобыть собственником означает владеть, распоряжаться и пользоваться и в этом разделенномвиде отношения собственности могут распределяться таким образом (обычно и распределяются),что формальные собственники оказываются очень далеко от выгод, которые приноситсобственность.
И эта возможность может быть совсем не связана с владениемакциями. Таким образом, специфика корпораций как объекта государственной или инойсобственности состоит в том, что само понятие собственности отступает на заднийплан, размывается понятием контроля.
Мощными группами заинтересованных лиц являются поставщикии потребители АО. Даже не участвуя в процессе управления АО непосредственно, онимогут сильно и даже определяющим образом влиять на принимаемые решения, особеннов современных условиях в России. Зависимость АО от потребителей и поставщиков можетварьировать от равной взаимной до полной односторонней в любую сторону.
Особую группу интереса представляет собой государство.Российское государство еще не сложилось как целое, поэтому на практике взаимодействиес государством распадается на отношения с теми или иными государственными органами— от самых болезненных с налоговой полицией до самых комплиментарных с мэрией. Когдагосударство выступает еще и как акционер, т.е. в двух ипостасях одновременно, этопридает большую сложность отношениям АО с государством, поскольку эти его роли вомногом противоположны.
Усиленный до обострений интерес к деятельности АО питаютего должники и кредиторы, хотя интерес этот может быть с противоположным знаком:и те и другие в конкретной ситуации могут быть заинтересованы и в процветании АО,и в его банкротстве.
Ещеодна группа весьма заинтересованных субъектов, окружающих корпорацию — это конкуренты.Основные отношения с конкурентами — но лишь в грубом приближении — это отношениязащиты и нападения. А в грубом потому, что, если перед нами не фаза становлениярынка (отрасли), когда все бурлит в процессе раздела и передела собственности исвязей, а следующая — период стабильного производства, то конкуренты играют оченьважную положительную роль: они не дают вам застояться, поэтому без них вы можетепогибнуть, утонуть в собственном монополистическом чванстве. Кроме того, конкурентывсегда вырабатывают новые идеи, новые продукты, которые дают толчок и вашему развитию.
Совершенно очевидно, что, являясь центром пересеченияразных, вплоть до противоположных, интересов, корпорация испытывает постоянное воздействиемощных центробежных сил, противопоставить которому она может — и это вопрос ее выживания- только способность согласовывать интересы разных групп, умело лавировать междусциллами и харибдами российской, да и мировой, экономической действительности. Итогда — если оставить в стороне патологическую группу «криминальная среда» — можносформулировать главную цель корпорации следующим образом.
Для предприятия, принадлежащего одному лицу, проблемыразделения собственности и контроля не существует: я владею — я и контролирую. Нокогда собственников много, все большее значение приобретает участие в принятии решений,т.е. контроль за деятельностью. Можно владеть так называемым контрольным пакетом(акций, долей) и совершенно не влиять на события. Так было, например, в начале исередине 90-х годов, когда большинство предприятий по формальным признакам оставалосьгосударственными, а на практике полностью контролировалось директоратом, что приводилок кризису производства, но к быстрому обогащению высшего руководства как частныхлиц. Во многом такое положение сохраняется и по настоящее время.
Чембольше собственников (распыленность владения), тем больше собственность отделенаот контроля, следовательно, тем меньшее значение имеет собственность и тем большее- контроль. Крайним случаем в этом ряду являются крупные АО.
Разведение собственности и контроля находит прямое выражениев законодательстве России (как и во всех других странах), которое закрепляет фактическоенеравенство акционерных пакетов в зависимости от их величины.
Закон РФ «Об акционерных обществах» предусматривает различныеобъемы прав для акционеров, обладающих 1%, 2%, 10%.
Один процент акций позволяет предъявить судебные искиАО, 2%-ный пакет позволяет акционеру или их группе вносить (по январям) предложенияв повестку дня годового общего собрания акционеров и предлагать 51 % и более кандидатурв совет директоров и ревизионную комиссию, 10% акций позволяют требовать созывавнеочередного общего собрания по желаемой повестке дня и созывать его самостоятельнов случае отказа со стороны совета директоров.
Пакет акций менее 10% предоставляет акционеру -будь онтрижды государственным — возможность всего лишь подавать свой голос, но голос этотбудет тоньше писка (или проводить жизнь в судебных коридорах: этот способ «насолить»АО, вызывающий остановку его жизнедеятельности, широко используется акулами бизнесаи дорого обходится общественной экономике).
Пакет в 10% — это уже радикальный объем контроля, ноконтроля отрицательного. Нельзя провести свои решения, но можно полностью дезорганизоватьжизнь АО внеочередными собраниями. 10%-му акционеру уже никто — даже общее собрание- не может диктовать свои условия, с ним можно только договариваться. В сегодняшнихроссийских АО 10% и более сплошь и рядом принадлежит как частным лицам членам советадиректоров, и это значит, что общий контроль над АО принадлежит совету директоров.
Теоретически полный положительный контроль дает 51% голосующихакций. Можно проводить общие собрания даже наедине с зеркалом и лично формироватьсовет директоров. Но на практике это непозволительная роскошь. Сегодня, когда фондовыйрынок лишь обозначен небольшой группой «китов», а котировки вовсе не отражают реальнуюстоимость капитала, это как бы незаметно, но по мере формирования настоящего, массовогофондового рынка и неизбежного приближения котировок к действительной стоимости акций(т.е. их скачкообразного подорожания) омертвление столь значительной доли ликвидныхценных бумаг с позиции собственника станет очевидной глупостью и они будут проданыинвесторам.
Реальный положительный контроль над большинством АО ужесегодня, в зависимости от структуры других владельцев, вполне достижим в диапазоне20-30% акций. При том, что реальная «процентная стоимость» общих собраний, дажеесли распыленность акций не самая большая, составляет 60-80% всех голосов, а дляпринятия ключевых решений требуется 2/3 голосов участников собрания, вес 25%-гопакета удваивается, это и есть фактический полный контроль.
Таким образом, уже из формальных юридических установленийследует, что
• чем больше распыленность акционерного капитала (чембольше мелких акционеров), тем меньше величина пакета, обеспечивающего реальныйположительный контроль над корпорацией, и наоборот;
• уже сегодня приемлемый положительный контроль обеспечиваетпакет в 20-30% акций. Это и есть сегодняшний ориентир для государства как владельцакорпоративных ценных бумаг.
1.2.2 Государственноеунитарное предприятие
Унитарное предприятие является особой организационно-правовойформой юридического лица, восходящей своими корнями во времена социалистическойэкономики[5]. Возникновениеэтой формы обусловлено необходимостью, с одной стороны, сохранить государственнуюсобственность на средства производства, а с другой — обеспечить более эффективноеуправление этим имуществом.
Эта задача была решена путем создания особых, неизвестныхстранам с рыночной экономикой вещных прав — права оперативного управления и праваполного хозяйственного ведения (впоследствии права хозяйственного ведения). Сутьих состоит в том, что унитарное предприятие выступает в качестве «как бы» собственниказакрепленного за ним имущества, но его правомочия по использованию и распоряжениюэтим имуществом ограничены действительным собственником — государством или муниципальнымобразованием.
Итак, чем же характеризуется унитарное предприятие?
Прежде всего, его нельзя смешивать с учредившим его государствомили муниципальным образованием несмотря на то, что учредитель сохраняет право собственностина имущество унитарного предприятия. Унитарное предприятие не является подразделениемили органом государства или муниципального образования. Оно самостоятельный субъектправа, который может иметь (правоспособность) и своими действиями приобретать (дееспособность)собственные права и обязанности, т.е. обладает гражданской правосубъектностью.
Основной целью деятельности унитарного предприятия являетсяизвлечение прибыли, поэтому унитарное предприятие относится к коммерческим организациям.
Вместе с тем унитарное предприятие обладает рядом специфическихчерт, которые заставляют отвести ему особое место среди коммерческих организаций.Рассмотрим их подробнее.
Унитарное предприятие учреждается и реорганизуется порешению уполномоченного государственного органа или органа муниципального образования.Органом, уполномоченным создавать казенные предприятия, является только ПравительствоРФ.
Орган, учреждающий унитарное предприятие, утверждаетего устав.
Уставный фонд унитарного предприятия формируется за счетимущества, передаваемого учредителем. Причем уставный фонд унитарного предприятия,основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть оплачен до его регистрации.
Унитарное предприятие имеет так называемую специальнуюправоспособность, то есть может заниматься только теми видами деятельности, которыеуказаны в его учредительных документах. Этим унитарное предприятие отличается отдругих коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ. В том случае,если унитарное предприятие заключит сделку в противоречии с целями деятельности,указанными в его учредительных документах, такая сделка может быть признана недействительнойпо иску самого унитарного предприятия, уполномоченного органа учредителя (государстваили муниципального образования), прокурора или государственного органа, осуществляющегоконтроль или надзор за деятельностью унитарного предприятия (например, отраслевоговедомства, в ведении которого оно находится).
Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признаетсякоммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное заней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимыми не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работникамипредприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятиянаходится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежиттакому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.В отношении имущества, приобретенного унитарным предприятием, у самого унитарногопредприятия возникает право хозяйственного ведения или право оперативного управления(в зависимости от вида унитарного предприятия), а у государства или муниципальногообразования — право собственности.
Исходя из вида вещного права, принадлежащего унитарномупредприятию, различают два вида унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанныена праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативногоуправления (казенные предприятия).
При этом в форме казенного предприятия могут создаватьсятолько унитарные предприятия, имущество которых находится в федеральной собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управленияимуществом являются вещными правами, производными от права собственности собственникаэтого имущества. Как было указано выше, право хозяйственного ведения и право оперативногоуправления максимально приближаются к праву собственности. По общему правилу унитарноепредприятие осуществляет в отношении принадлежащего ему имущества все правомочиясобственника (владение, пользование и распоряжение) с ограничениями, установленнымизаконом. Сделки по распоряжению имуществом унитарного предприятия в нарушение этихограничений ничтожны, то есть, недействительны независимо от признания их таковымисудом и не порождают никаких правовых последствий. В зависимости от степени ограниченийправа распоряжаться имуществом и различаются право хозяйственного ведения и правооперативного управления.
Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продаватьпринадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдаватьего в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этимимуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию,в том числе денежными средствами, оно распоряжается самостоятельно.
Объем правомочий унитарного предприятия в отношении имущества,принадлежащего ему на праве оперативного управления, значительно уже. Самостоятельнотакое унитарное предприятие (казенное предприятие) вправе распоряжаться лишь производимойим продукцией. Любым иным принадлежащим ему имуществом казенное предприятие можетраспорядиться лишь с согласия собственника этого имущества, т.е. Российской Федерации.
Еще одним существенным отличием права оперативного управленияот права хозяйственного ведения является право собственника имущества, закрепленногоза казенным предприятием, изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не поназначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Государство или муниципальное образование, помимо указанныхвыше случаев, вправе также распорядиться всем имуществом унитарного предприятиякак имущественным комплексом. Например, Российская Федерация может передать имущественныйкомплекс федерального унитарного предприятия субъекту федерации или муниципальномуобразованию. Субъект федерации может передать такой комплекс Российской Федерации,другому субъекту федерации или муниципальному образованию и т. д. При этом правохозяйственного ведения унитарного предприятия на это имущество сохраняется. Посколькуунитарные предприятия могут быть только государственными или муниципальными, передатьимущественный комплекс унитарного предприятия можно только Российской Федерации,субъекту федерации или муниципальному предприятию.
По этой же причине возможность смены собственника имущественногокомплекса унитарного предприятия существует только в отношении унитарных предприятий,основанных на праве хозяйственного ведения. Чтобы передать имущественный комплексказенного предприятия субъекту федерации или муниципальному образованию, необходимосначала преобразовать казенное предприятие в унитарное предприятие, основанное направе хозяйственного ведения, а уже затем передавать имущественный комплекс вновьсозданного унитарного предприятия.
По общему правилу унитарное предприятие отвечает по своимобязательствам, во-первых, само, во-вторых, всем принадлежащим ему имуществом. Однакос учетом ограниченного характера вещных прав унитарного предприятия на его имущество,специальной правоспособности унитарного предприятия и особого контроля над деятельностьюунитарного предприятия со стороны учредителя законом установлены исключения из этогоправила. Исключения состоят в возложении на учредителя унитарного предприятия такназываемой субсидиарной ответственности. Суть субсидиарной ответственности в данномслучае заключается в том, что если имущества унитарного предприятия оказалось недостаточнодля удовлетворения требований кредиторов, они имеют право обратиться с иском к собственникуимущества, т.е. к государству.
Применительно к унитарным предприятиям, основанным направе хозяйственного ведения, субсидиарная ответственность предусмотрена п. 3 ст.56 ГК РФ. (К казенным предприятиям это правило не применяется, поскольку по законув отношении них не может быть возбуждено дело о банкротстве.) Учредителем, собственникомимущества унитарного предприятия и лицом, которое имеет право давать обязательныедля унитарного предприятия указания и возможность иным образом определять его действия,является государство или муниципальное образование. Поэтому, если будет доказано,что несостоятельность унитарного предприятия вызвана учредившим его государствомили муниципальным образованием, на учредителя будет возложена субсидиарная ответственность.Что касается собственника имущества казенного предприятия — Российской Федерации,то она всегда субсидиарно отвечает по обязательствам казенного предприятия при недостаточностиего имущества. При этом не надо доказывать причинно-следственную связь между недостаточностьюимущества казенного предприятия и действиями собственника этого имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объекты гражданского права классифицированы в ГК РФ в следующей последовательности:виды объектов гражданского права, недвижимые и движимые вещи (ст. 128, 130, 132,138 ГК РФ).
Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередьклассифицироваться на несколько достаточно крупных блоков. Это позволяет выделитьсоставляющие движимого и недвижимого имущества.
Известно, что ГК РФ как основополагающий законодательный документ дает толькобазовые определения и регулирующие положения, которые при необходимости, более подробнораскрываются в других законодательных документах: кодексах и законах. В их числе:водный и лесной кодексы, законы о недрах, градостроительном развитии, строительствеи т.д.
Из законодательных определений таких объектов, как участки недр и леса, следуетих тесная взаимосвязь с земельными участками и, соответственно, с регулирующимиположениями фактически первенствующего для всех названных типов объектов недвижимостиземельного законодательства.
Движимые вещи Гражданским кодексом РФ определены как вещи, не относящиесяк недвижимости.
Очень важным является определение в ГКРФ (ст. 132) предприятия как некоегоимущественного комплекса. В состав такого имущественного комплекса, согласно ГКРФ,включают все виды движимого и недвижимого имущества, обеспечивающие деятельностьданного предприятия.
Понятие имущественного комплекса как сложной вещи, объединяющей неразрывносвязанные недвижимые и движимые компоненты, является очень важным. К подобной схемеможно привести такие сложные объекты недвижимости, как: памятники истории, культурыи архитектуры, охранные зоны, ландшафтные комплексы и т.п.
Общим для приведенного перечня может быть неразрывная связь составляющих ихотдельных объектов недвижимости (как земельные участки, здания и сооружения, обособленныеводные объекты и многолетние насаждения) и движимых вещей (как выдающиеся элементыинтерьера, культурные ценности, исторические вещи, уникальные библиотеки и коллекции,именные знаки принадлежности и т.д.).
Конструктивной, по нашему мнению, является идея распространения приведенногоопределения сложного имущественного комплекса на такие крупномасштабные объекты,как Государственное (федеральное и субъектов Федерации) и муниципальное (городское)имущество.
Тогда, например, комплекс городского имущества можно трактовать как следующуюсовокупность:
а) множества объектов недвижимости, в том числе:
· земельных участков,
· участков недр (с подземнымиинженерными коммуникациями и иными подземными сооружениями типа метро, переходов,хранилищ), множества зданий и сооружений, городских лесов и многолетних насаждений,обособленных и иных водных объектов, множества сложных имущественных комплексов(различного рода предприятий, обществ и организаций, ландшафтных и культурно-историческихохранных зон и памятников) в рамках установленных границ города;
б) множества движимых вещей, составляющих неотъемлемые части отдельных изперечисленных сложных объектов недвижимости, и уникальных символов обозначения именгородов и местностей, отдельных объектов.
недвижимость государственный муниципальныйсобственник
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. АртабаеваЛ.С. Некоторые особенности предприятия как имущественного комплекса // Адвокат.– 2009. — № 4.- С.12-17.
2. БандуринВ.В. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики / В.В.Бандурин, В.Ю. Кузнецов.- М.: Наука и экономика, 1999. – 337 с.
3. ДикусарВ.М. Недвижимое имущество как объект гражданских прав // Жилищное право. – 2009.- № 1. – С.7-11.
4. Кошкин В.И. Управлениегосударственной собственностью / В.И.Кошкин. – М.: ЭКМОС, 2002. – 664с.
5. ЛихачевГ.Д. Гражданское право / Г.Д. Лихачев. – М.: Юстицинформ, 2005. – 498 с.
6. ПоловинкинП.Д. Основы управлений государственной собственностью в России / П.Д. Половинкин,А.В. Савченко. — М.: Экономика, 2000. – 421 с.
7. СумскойД.А. Статус юридических лиц / Д.А. Сумской. – М.: Юстицинформ, 2006. – 341 с.
8. ТалапинаЭ.В. Управление государственной собственностью / Э.В. Талапина. — СПб.: Юридическийцентр Пресс, 2002. – 376 с.
9. ЧерковецВ.Н. Государственная собственность в экономике России и других стран / ЧерковцаВ.Н. — М.: ТЕИС, — 2002. – 263 с.
10. ШиткинаИ.С. Корпоративное право И.С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер. — 2008. – 387 с.