ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНРВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки гуманитарного факультета
Учебная дисциплина: «Психодиагностика»
Тема: «Диагностика межличностных отношений в малой социальной
группе»
«Защищена»__________
«Оценка»__________
Одесса-2008 г.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучениюмалых групп 6
Глава 2. Особенности развития межличностных отношений в подростковыхгруппах 9
2.1 Возрастные особенности подростков. 9
2.2 Особенности межличностной коммуникации в подростковомвозрасте 16
2.3 Роль и статус личности в группе. Формальное инеформальное лидерство 20
Глава 3. Диагностика межличностных отношений в малойсоциальной группе 25
3.1 Организация и проведение исследования. 25
3.2 Обобщение результатов. 26
Заключение. 29
Литература. 30
Введение
Становление личности индивида неможет рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включается.
Природа межличностных отношенийв любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубоиндивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства,интеллектуальные возможности, так и усвоение личностью нормы и ценностиобщества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдаваяобществу воспринятое, усвоенное от общества. Именно активность личности, еедеяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая вмежличностные отношения в самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям,структуре человеческих общностях (в детском саду, в классе, в дружеском кругу,в различного рода формальных и неформальных объединениях), индивид проявляетсебя как личность, и предоставляет возможность оценить себя в системе отношенийс другими.
В детских и подростковых группахскладываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи учеников этихгрупп. Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстникамиполучает в подростковом возрасте. Отношения со сверстниками обычно строятся какравноправные и управляются нормами равноправия. На первом месте вовзаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера такихотношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себяуважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, готовностьприйти на помощь.
В группах подростков обычноустанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенноценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Неблагополучныеличные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подросткамиочень тяжело. Ощущение целостности и устойчивости себя и других членов группы –важнейшее условие для внутреннего благополучия и установления нормальныхотношений с окружающими. Формирование этого чувства во многом зависит отособенностей развития в подростковом возрасте. Если внешняя и внутренняя жизньподростка характеризуется напряжением, противоречиями и конфликтами, тоустойчивость психологических особенностей характера проявляется достаточнопоздно – где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подросткаможет повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. Но не все зависитлишь от подростка, но и от особенностей группы, к которой он относится. Известно,что чем выше уровень развития группы, тем лучше условия, которые она создаетдля проявления позитивного и торможения негативного в личности.
Влияние со стороны группыпроявляется в форме эмоционального и морального настроения, самочувствия,которое доминирует в человеке во время длительного пребывания в ней. Самочувствиев группе определяет ее социально-психологический климат. Социально-психологическийклимат – это качественная сторона межличностных отношений, которая проявляетсяв виде совокупности психологических условий, которые способствуют или тормозятпродуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в группе.Главной причиной возникновения негативного социально-психологического климата вклассе, является нежелание или неумение правильно воспринимать и оцениватьлюдей, предубежденное отношение к ним. Из всего сказанного, можно сделатьвывод, что диагностирование уровня развития класса, социально-психологическогоклимата в нем, предупреждение складывания негативногосоциально-психологического климата в классе, оказание помощи подросткам взанятии надлежащего места в структуре класса — является главной в работешкольного психолога. Таким образом, можно считать, что тема курсовой работы «Диагностикамежличностных отношений в малой социальной группе», является актуальной.
Основная цель работы – изучениемежличностных отношений неформального типа учащихся 8 класса 73 среднейобщеобразовательной школы №73.
Для достижения основной целиработы будут решены следующие задачи:
рассмотрены основныетеоретико-методологические подходы к изучению малых групп в зарубежной иотечественной психологической науке;
раскрыты особенностимежличностных отношений в подростковом возрасте;
проведена диагностика состояниямежличностных отношений учащихся 8 класса школы №73 г. Одессы.
Сделаны обобщающие выводы пополученным результатам.
Одним из приоритетныхнаправлений социально-психологической работы является комплексное изучениемежличностных отношений в группах в интересах оптимизации в них межличностныхвзаимоотношений, межличностной совместимости при выполнении групповых задач и положенияличности в группе. Для изучения круга отмеченных вопросов психологу может помочьиспользование Метода социометрических измерений Дж. Морено. Данная методикаспособна обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностныхотношений в малых группах (в нашем случае классе), а также надежнопрогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическимхарактеристикам. Для проведения запланированного исследования, мы выбираемданную методику.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы кизучению малых групп
До 1930-х годов в социальнойпсихологии группы практически не изучались, поскольку традиционно объектомизучения выступал индивид и его социальное поведение. Психологи в основномуделяли внимание личностному восприятию, индивидуальным установкам, действиям,межличностным отношениям и т.д. Более того, по словам Н.И. Семечкина, — некоторыепсихологи утверждали, что групп как носителей особой психологии вообще несуществует, что группы – это некие фикции, созданные воображением [22,212]. Вчастности, Флойд Оллпорт утверждал, что группа представляет собой лишь наборразделяемых людьми ценностей, мыслей привычек, т.е. всего того, чтоодновременно присутствует в головах нескольких людей.
Подобная точка зрения получила вистории зарубежной социальной психологии название персоналистского или чистопсихологического подхода. Его придерживались также Н. Трилетт, У. Мак-Дугалл, М.Шериф, Л. Фестингер и др.
Параллельно с персонализмомсложилась в социальной психологии и другая социологическая традиция, идущая отЭ. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера. Ее поддерживали Т. Ньюком, Ч. Кули, Т. Парсонс,Я. Морено и ряд других исследователей [20,11].
Сторонники этого подходаутверждали, что все социальное поведение не может быть адекватно объяснено ипонято, если изучать его лишь на уровне поведения индивидов. Они настаивали натом, что группы представляют собой нечто большее, нежели случайное соединениелюдей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группы и групповыепроцессы необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможнопонять на основе индивидуальной психологии.
Активное исследование группначалось в 1930-х годах. Именно тогда Курт Левин провел в США первыелабораторные исследования групповых процессов («групповых динамик»). Всоциальной психологии благодаря Левину появились такие понятия, как «типлидерства», «групповая сплоченность», им же было сформулировано одно из первыхопределений группы.
В 1950-1960-х гг. происходилиинтенсивное сближение вышеназванных течений социальной психологии. Противоречиямежду ними постепенно преодолевались.
В отечественной психологииинтерес к проблеме межличностных отношений в группах, особенно в детских ишкольных коллективах, возник уже в начале ХХ века и получил свое развитие в20-30-х годах. Создание и формирование детского коллектива воспринималось вкачестве главной задачи воспитательного процесса.
В работах отечественныхпсихологов отчетливо выделилась тенденция рассматривать личность не только какобъект воздействия групповой общности, коллектива, но и как активно действующееначало, влияющее на характер протекания внутригрупповых отношений и процессов [19,.17].Не фатальная зависимость от коллектива, не подавление в коллективеиндивидуальности и растворение ее в общем, групповом, а сознательная, активнаяпозиция личности в группе – эти положения были положенные основу изученияпроблемы личности и коллектива, стали главным ориентиром всоциально-психологических исследованиях последующих десятилетий.
В 20-е годы проблемамивозрастной психологии были заняты многие исследователи (Е. Аркин, П. Блонский,А. Залужный и др.), а в 30-е годы начало разработки социальной психологииознаменовалось тенденцией рассмотрения ребенка в коллективе не только вкачестве объекта воспитания, но и как субъекта межличностных отношений.
Важнейшие педагогические основыразработки проблемы детского коллектива созданы А… С. Макаренко, В.А. Сухомлинскими др. В дальнейшем, социальная психология стала одной из ведущих отраслейотечественной психологической науки. Многочисленные исследования проведены такимиисследователями, как Г. Андреева, А. Бодалев, К. Платонов, Л. Уманский, Е. Кузьмин,Б. Парыгин, Е. Шорохова,
М. Ярошевский, А. Петровский идр. В центре их исследований оставалась ведущей проблема – проблема личности иколлектива.
Центральная предпосылка,созданной теории коллектива состояла в том, что социально-психологическиезакономерности коллектива и личности в коллективе имеют принципиально,качественно иной характер по сравнению с закономерностями групповой динамики,утверждаемыми традициями социальной психологией на Западе. Осознать этиразличия, осмыслить их теоретически, разработав систему методических средств ихвыявления и др. – все эти задачи решались в рамках особой теоретическойконструкции, получившей название стратометрической концепции.
Обращение к принципудеятельностного опосредования межличностных отношений, было идеей глубинноймногоуровневой (стратометрической) структуры коллектива. Являясь развернутойсистемой утверждений и доказательств, она позволяет предсказывать неизбежностьвозникновения одних психологических феноменов и закономерное отсутствие другихв группах разного уровня развития. Таким образом, психологу и педагогу впрактической деятельности следует ориентироваться не на выводы вытекающие изтеории малых групп, а на дифференцированный подход к межличностным отношениям вгруппах разного уровня развития.
Глава 2. Особенности развития межличностныхотношений в подростковых группах2.1 Возрастные особенности подростков
Юношеский возраст являетсяпереходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возрастполового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелостиостальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир»,который существует между детством и взрослостью. Биологически– это период завершения физического созревания. Однако, в этот период ещенаблюдаются некоторые специфические, характерные для данного возрастаособенности внешнего вида юношей и девушек.
Начиная с 14-15 летнего возрастау юношей и девушек, активизация деятельности гипофиза и щитовидной железыстимулируют функцию коры надпочечников. Гормоны коры надпочечников и половыхжелез способствуют дальнейшему развитию вторичных половых признаков иформированию фигуры.
Все процессы созреванияпротекают хотя и в определенной пропорции, но крайне неравномерно и у многих вразличное время. Раньше и наиболее интенсивно начинают расти конечности, затемувеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше удевочек) и лишь после этого – длина туловища.
В этот период у мальчиковначинает отчетливо контурироваться мускулатура спины и груди, формирующаяся помере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственныхраннему
возрасту, уменьшается количествоподкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса.
У девочек, наряду с ростом иразвитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерноувеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: умальчиков формируется брюшной, у девочек – брюшной тип дыхания.
Ускорение темпов роста организмау девочек начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков.
Переходный возраст (в широкомпонимании этого слова) всегда считался критическим. Но насколько резкими ивсеобъемлющими оказываются перемены личности? Разные психические качестваизменяются по-разному: одни быстро, другие остаются относительно прежними напротяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности вцелом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие –нет. У одних этот возраст протекает бурно и болезненно, у других — плавно,спокойно. Это зависит как от окружающей среды и воспитания, так и от врожденныхсвойств организма.
Биологические особенностиповедения девушек в этом возрастном периоде, проявляются в меньшей подвижностии возбудимости, чем у юношей этого же возраста. Девушки 14-15 лет, по сравнениюс юношами менее склонны к болезням, они превосходят ребят в вербальныхспособностях, в восприятии цвета и его оттенков, они более наблюдательны.
Юноши 14-15 лет нередко считают,что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытываютчувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстаютот девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-тоубедить.
У ребят этого возраста ярче, чему девушек выражена потребность в достижении своей мечты.
Девушки рассматриваемоговозраста отдают предпочтение гуманитарным наукам, им легче даются упражнения назаучивание, запоминание. Они предпочитают такие виды спорта, где превалируетгибкость, пластичность, красота движений. В этот период девушки болеесентиментальны, чем юноши, они раньше переживают чувство влюбленности, раньшеюношей начинают оценивать и осмысливать мир «по-взрослому». Девушки остреепереживают чувство одиночества, чувствуют потребность в утешении, сочувствии. Вэтот период девушки более чувствительны к упрекам и нуждаются в поддержке.
Юноши начинают в этом возрастезаниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают иукрепляют мускулы, формируют фигуру, силовыми видами спорта.
Если юношам этого возрастногопериода необходимо доказывать необходимость исполнения тех или иных требований,то для девушек более важным является близость этих требований к личному опыту,их эмоциональная окраска.
Во взаимоотношениях сокружающими, юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие отних, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других, фиксируютмалозаметные нюансы и колебания этих впечатлений, малейшее изменение оцениваниясвоей личности и поведения. Они не действуют так прямолинейно как юноши, анезаметно, понемногу завоевывая [12.45].
Психологи отмечают, что девушки14-15 лет являются личностью взрослее своих сверстников, однако психологическиеграницы развития, их внутренней индивидуальности более узкие. Ведь юноши сранних лет тяготеют к более широкому взрослому социуму, жаждут риска, преград,испытаний. Их мир субъективно сложнее, чем девичий, который иногда не выходитза рамки семьи, или близкого им окружения.
Особого внимания прихарактеристике этой возрастной группы требует освещение их эмоциональной сферы.
Вопрос об особенностях эмоциональногомира подростка и юноши, отмечает И. Кон, — имеет самостоятельное значение [11.34].
Психологи наблюдают большоеколичество легко возбудимых детей в детском периоде, с возрастом процентвозбудимых падает. В пубертатном возрасте (11-13 лет у девочек и 13-15 лет умальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания опятьуменьшается. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видныу девочек: их депрессивные состояния, тревожность и пониженное самоуважение вомногом связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следуетэмоциональный подъем. У мальчиков нет такой жесткой психофизиологическойзависимости, хотя пубертатный возраст и для них труден. Практически всепсихологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14лет. К 15 годам, как правило, уже начинает проходить подростковый синдромозабоченности своим телом и внешностью. Поэтому эмоциональные реакции иповедение юношества данного возрастного периода уже нельзя объяснить лишьсдвигами гормонального порядка. Они зависят также и от социальных факторов иусловий воспитания.
Возраст 14-15 летхарактеризуется более высокой, по сравнению с подростковым,дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональныхсостояний, а также повышением самоконтроля саморегуляции. Юношеские настроения,значительно более устойчивы и осознаны, чем в 11-13 лет, и соотносятся сгораздо более широким кругом социальных условий.
В возрасте 14-15 лет сильнеевыражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности и вхарактере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение средисверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервнойсистемы. Уровень сознательного самоконтроля уже выше чем у подростков. Они чащежалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям итакие характерологические черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многоев их жизни, включая собственные поступки, кажутся, совершающимисяавтоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей [5,231].
Так называемые немотивированныепоступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не беспричинны. Просто ихмотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу.Чтобы их понять, отмечает В. Исаев, — следует четко разграничиватьнапряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки исоциальную конфликтность поведения [9,34].
В этот период расширяется сфераэстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга другихпереживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. Приэтом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам,остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического ккомическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанногос ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырватьпредмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации.
Заметно дифференцируютсяинтеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годамперерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводупреодоления трудностей.
Развитие высших чувств,эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учетасамосознания личности.
Становление самосознания иустойчивого образа «Я» — это важнейший психологический процесс раннегоюношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес ксобственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний ифизический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта,центром которого является собственная личность, собственное личное «Я».
Процесс открытия личного «Я»сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» несовпадает с внешним поведением, вследствие чего, актуальной становится проблемасамоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного«Я» в этом возрасте обусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты,которые следует чем-либо заполнить, что в свою очередь порождает усилениепотребности в общении и одновременно возрастает его избирательность [10,44].
Представление о себесоотносится, прежде всего, с определенным групповым образом «Мы» (образтипичного представителя своего возраста и пола), но никогда с ним полностью несовпадает. Образ своего внутреннего «Я», как правило, более дифференцированный,и включает в себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы».
Юноши 14-15 лет в этот периодсчитают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнестойкими, нежели ихсверстники, зато более добрыми и способными лучше понять другого человека. Девушкиже этого возраста приписывают себе меньшую коммуникабельность, зато подчеркиваютчерты искренности, справедливости, верности.
В сфере самосознания существуютполовые различия. В возрасте 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиковозабочены тем, что о них думают окружающие. Склонность девочек видеть себяинтроспективными и чувствительными подтверждается и сравнением личных дневниковюношей и девушек. Вести дневники девочки начинают раньше мальчиков и делают этогораздо чаще, и более систематически, чем мальчики и отличаются большейинтимностью. Это, как правило, описание своих чувств и переживаний, особеннолюбовных. Дневники мальчиков более разнообразны и предметны, в них ширеотражаются интеллектуальные увлечения и интересы их авторов, их практическаядеятельность. Эмоциональные переживания описываются юношами скупо и сдержанно.
Немаловажным фактом в юношескомвозрасте является самооценка.
На формирование самооценкивлияет самоутверждение и самосознание. Самооценка играет одну из главных ролейв развитии личности юношей и девушек, в их желании реализации собственныхспособностей, установления контактов с окружающим миром, поэтому формируетсяона только во время общения личности с другими людьми.
Сам процесс оценивания имеетразные функции. С одной стороны, самооценка – это когнитивный процесс дляуспешной деятельности – индивид заинтересован в объективном знании себя и своихкачеств, с другой, — самооценка часто служит средством психологической защиты: желаниеиметь положительный образ «Я» и нередко побуждает индивида преувеличивать своидостоинства и преуменьшать недостатки.
В юношеском возрасте самооценкиочень переменчивы и могут колебаться от заниженных к завышенным. Для возраста14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего обликастереотипному образцу – «маскулинности» у юношей и «феминности» у девушек. Приэтом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бываетзавышенным, нереалистичным.
Девочки этого возраста оченьостро переживают недостатки кожи, некоторые склонны преувеличивать своюполноту, прибегая при этом к фантастическим и вредным диетам, нескладность ииногда слишком высокий, по их мнению, рост, т.к девочки в этом возрастедействительно обгоняют в росте многих мальчиков, появление волос на теле и пр. Умальчиков самым частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению,рост, многие также болезненно реагируют на появление прыщей и угрей, их смущаетотсутствие волос на теле и т.д.
Таким образом, по содержаниюдевичьи и юношеские заботы о внешности отличаются лишь постольку, поскольку несовпадают стереотипы «феминности» и «маскулинности». Поскольку наружность –важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям необходимо знать,какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство, так как порождение уребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привестик устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении,застенчивости и другим психологическим проблемам.
В общем и целом адекватностьсамооценок с возрастом в основном повышается, особенно это касается внешности, т.кво-первых, человек привыкает к своей внешности, во-вторых, появляются другиекритерии и эталоны в подходе к качествам личности, хотя эта тенденция и неявляется линейной. Так, например, юноша этого возраста может считать себяэстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его самочувствия, так как онне придает этому большого значения. И наоборот: юноша считает себя выдающимсяфизиком или математиком, но при этом его самоуважение к себе крайне низкое, таккак основывается не на интеллектуальных, а на коммуникабельных свойствах.
Чем важнее для личностиоцениваемое свойство, тем вероятнее включения в процесс самооценки механизмовпсихологической защиты. По данным Я.Л. Коломинского, юноши и девушки,отвергаемые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, видетьсвое положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле [10,67].Завышенная оценка в подростковом, может привести к таким негативным качествам,как наглость, неприятие социальных форм поведения, однако, как свидетельствуютмногочисленные наблюдения и исследования, для юношей и девушек 14-15 летнаиболее характерным является положение, где образ «Я» и самоуважение всебольше зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений сокружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. 2.2 Особенности межличностной коммуникации вподростковом возрасте
В одном исследовании большойгруппе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшуюугрозу своему счастью? « Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении ксебе товарищей. Таков результат не случаен. Ранняя юность – возраст сильноразвитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети,которые в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в ранней юностиинтенсивно стремились к сближению со своими сверстниками.
Межличностные отношения раннейюности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детскихинтересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающимилюдьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские идружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся системавзаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период ив ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможныеотношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственныйхарактер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне ивнутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основойстановятся взаимное уважение и равноправие.
Межличностные отношения, общениезанимает все больше времени, причем большая часть времени, затрачиваемого наобщение, приходится на общение со сверстниками.
Юноши и девушки, образно говоря,находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту,настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют ихнадеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути,их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило,интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.
Признанием и уважением у 14-15летних юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются ихблизкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские илиприятельские отношения.
Особой популярностью средиюношества данного возраста пользуются те, которые сами по-доброму относятся клюдям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора.Юношеству этого возраста нравится внимание и хорошее расположение к ним состороны лидеров групп (класса, дворовой компании, спортивной или кружковойгруппы). Особенно оно ценно для юношей и девушек, которые не находятся сами вцентре внимания.
Юноши и девушки все чащеорганизовывают, создают свои компании для общения со сверстниками. Характернымдля таких компаний является высокий уровень конформизма. Защита своейнезависимости от взрослых в этом возрасте соединяется с некритическимотношением представлениям и ценностям собственной группы или компании, и еелидеров. Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, абыть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе,иметь в ней определенный авторитет.
Структура стихийных группобщения и степень их сплочения определяется уровнем развития взаимоотношениймежду юношами и девушками.
И уличное общение, и спонтанныеюношеские группы тесно связаны с особенностями юношеской субкультуры. Она имеетнесколько постоянных компонентов: специфический набор ценностей и нормповедения, вкусы, одежда, внешний вид, чувство групповой общности исолидарности; характерную манеру поведения, способы общения.
В юношеских увлечениях,проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирования собственногочувства независимости: если быть «своим» необходимо выглядеть так как «все» иразделять общие мнения и увлечения. Они учатся общаться, дружить по-взрослому. Дружбаактивизирует их общение, за разговорами на разные темы проходит много времени. Ониобсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступкисверстников и взрослых. В содержании их разговоров бывает немало разнообразныхтайн.
Затем появляется потребность вличном друге, возникают особые нравственные требования к дружескимвзаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость,чуткость, умение хранить чужую тайну.
Важнейшим фактором дружескогосближения молодежи данного возраста является сходство в интересах и делах. Бываети наоборот, когда симпатия к товарищу, желание дружить с ним, вызываетвозникновение интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате ушкольников могут появляться общие интересы.
Овладение нравственными нормамисоставляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологиопределили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическимблагополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживаюттот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдаетсявнутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола,и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы былив разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей стяжелым характером, жизненными проблемами.
Взаимоотношения со взрослыми –одна из важнейших проблем всего юношеского возраста и, в частности 14-15 летних.
Любое общество представляетсобой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитие может бытьпредставлено как последовательная смена и преемственность поколений. Преемственностьпоколений всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются ипередаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимсяусловиям, отвергаются или трансформируются. С развитием общества в последнеедесятилетие изменились не только потребительские ориентации, проведение досуга,художественного вкуса, моды и т.д., но и социальные ценности (политическиевзгляды, мировоззрение). Все это может служить разногласием между поколениями.
Одной из самых важныхпотребностей ранней юности становится потребность в эмансипации от контроля иопеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правили порядков. Широко распространено мнение о том, что юноши и девушки избегаютобщения со взрослыми, не нуждаются в нем, стараются скрыть от них свою жизнь,свои проблемы и переживания. Подобные представления имеют под собой вполнеобъективные основания. В одной анкете был вопрос: «Чувствовали ли выкогда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями? « — «Да», — ответили 90% ребят [7, 67].
Тем не менее, именно этавозрастная группа 14-15 лет, избегающая общения со взрослыми, ощущаетпотребность в общении и доверительных отношений с ними. Юношам и девушкамоказывается очень важно, проявляют ли родители серьезный, уважительный интереско всем сферам их жизни, склонностям, увлечениям, проблемам. Однако, узнать,поспорить, поправить могут лишь те родители, с кем будут делиться увиденным иуслышанным, в ком найдут не скучного ментора, подвергающего жизнь цензуре, анаставника, понимающего ее сложность и умеющего эту сложность объяснить. 2.3 Роль и статус личности в группе. Формальное инеформальное лидерство
Характер взаимоотношенийиндивидов в процессе активного взаимодействия, деятельности и межличностногообщения в группах анализируется в современной психологии с использованиемпонятий «роль» и «статус».
Еще в 1935 г. Р. Линтон выдвинулидею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различныхситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятия «статус» и «роль».Статус он определил как собрание прав и обязанностей индивида, а рольпредставил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права иобязанности в соответствии с социальным ожиданием группы, он выполняет роль. Такимобразом, роль означает реализованное поведение, ожидаемое от того или иноголица в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии его с другимичленами группы.
Внимание и интерес к проблемамсоциализации личности, особенно к исследованию механизмов взаимодействияличности с обществом, привели психологов и социологов к необходимости болееглубокого изучения влияния социальных и общественных факторов на поведение исамосознание личности. В связи с этим оказалось, что роль и статус как нельзяболее адекватно могут быть использованы для описания и объяснения различныхсторон того сложного процесса становления и развития личности в системе «личность-группа-общество»,который получил название социализация личности.
Поведение подростков по своейсути является коллективно-групповым. Это специфический тип межличностныхотношений, где отношения строятся на равных, и свой статус в группе необходимозаслужить и отстоять. Именно в группе однолеток вырабатываются умениясоотносить свои интересы с интересами других, подчиняться коллективнойответственности и вместе с тем уметь постоять за себя, за свои взгляды и права.Кроме того, группа однолеток является одним из факторов, которые обусловливаютактивность личности подростка.
Доказано, что социальнаяактивность подростков может формироваться двумя основными способами: по путиинтеграции личности с группой, усвоение индивидуальных норм, ценностей и ролей,которые сложились в ней, либо по пути противостояния групповому давлению.
Группа может влиять на подросткакак позитивно, так и негативно. Позитивный толчок к развитию группа дает потомучто: в группе индивид встречается с людьми, которые являются для негоисточником духовной культуры; отношения с людьми несут в себе, как правило, положительныесоциальные нормы и ценностные ориентации, которые усваивает личность; в группеподросток может научиться коммуникативным умениям и навыкам; от членов группыиндивид получает информацию, которая дает ему возможность правильновоспринимать и оценивать себя, сохранять и закреплять положительное в своейличности, избавляться от недостатков.
Негативное влияние группы наличность подростка состоит в том, что: влияние и психологическое давлениедругих членов может нивелировать и деиндивидуализировать личность; группа можеттормозить творчество личности, проявления ее своеобразности; под давлениемобщегрупповой мысли могут быть унифицированы индивидуальные взгляды ирассуждения; группа может способствовать развитию конформизма; группа можеттормозить развитие личности, поскольку сама находится на низком уровне развития.
Поскольку, учебная деятельностьв подростковом возрасте является основной, класс можно рассматривать какстабильную группу с разных точек зрения. Во-первых, это официальная (формальнаягруппа), которая имеет официальный статус, права и обязанности своих членов, атакже определяет главный санкционированный вид деятельности – обучение. Во-вторых,класс одновременно является и неформальной (неофициальной) группой, котораяразвивается спонтанно и независимо и которая для каждого своего члена можетбыть либо референтной, либо равнодушной. Исходя из этого, место каждогоподростка в классе можно рассматривать с точки зрения его официального инеофициального положения.
Всякая групповая структурапредставляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы, гдеверхушку образуют референтометрически и социометрически избираемые лица, ааутсайдерами оказываются нереферентные и социометрически отвергаемые индивиды [18,282].
Официальное положение человека всистеме отношений называется позицией. От позиции, которую занимает человек вгруппе, зависит степень его потенциального влияния на поступки других членовгруппы. Как уже отмечалось выше, неофициальной социально-психологическойхарактеристикой положения человека в системе межличностных отношений являетсяего статус. Статус указывает на степень действительного авторитета и влиянияподростка на класс. Высший статус имеет лидер группы.
Лидер – это личность, за которойвсе остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственныерешения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характердеятельности всей группы [18,182]. Таким образом, лидер – это наиболеереферентное лицо в группе применительно к ее важнейшим проблемам. Лидер можетбыть, а может и не быть социометрической «звездой» — он может и не вызыватьличной симпатии у окружающих, но если он лидер, то референтность его для нихбесспорна. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы.Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Еслиже такого совпадения нет, то эффективность деятельности группы зависит от того,как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидеромили лидерами.
В подростковом возрасте особообостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг к другу школьники всистеме межличностных отношений. В этих обстоятельствах лидер старшеклассниковявляется эталоном, наиболее референтным лицом в классе, с помощью которого вседругие оценивают свои и чужие поступки. Иногда педагоги и родители исходят изпредвзятого мнения, что положение лидера в классе занимают отличники учебы. Еслидля этого заключения есть определенные основания, когда речь идет об ученикахмладших классов, то в старших классах прямая зависимость между статусамиотличника и лидера не прослеживается.
Лидер класса выступает длятоварищей как носитель личностных качеств, становясь образцом и ориентиром дляподражания и следования. При этом личностные качества лидера отвечаютценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе. Экспериментальноустановлено, что старшеклассники оценивают своих ровесников в связи с темикачествами, которые не только признаются особо ценными в этом возрасте, но иявляются у них самих слабо развитыми или вовсе отсутствуют. Обладающие такимикачествами товарищи, оказываются наиболее влиятельными и имеют наибольшие основанияобрести авторитет, стать лидерами класса.
Система официального руководстваклассом может совпадать или не совпадать с распределением в нем неофициальногоавторитета и выдвижением неофициальных лидеров. Если межличностные отношения вконечном счете подчинены общей цели, наличие лидеров неофициальных групп можетне только не мешать, но даже помогать классу в целом. Так обычно в классе,представляющем группу из 30-40 учеников, бывает несколько лидеров, вокругкоторых образуется ряд неофициальных групп. Зная реально сложившиеся в нихмежличностные отношения, педагог должен суметь сориентировать этивзаимодополняющие друг друга группы в одном направлении.
Иное дело, если целидеятельности отдельных групп перестают быть подчиненными общей цели класса и замыкаютсявнутри этих групп. Тогда класс по существу заменяется рядом групп, у которых нетолько лидеры, но все члены вступают в более или менее антагонистическиемежличностные отношения. Если педагог это во время заметит, он сумеет изменитьмежличностные отношения, и класс, который начал распадаться, вновь сплотится.
Глава 3. Диагностика межличностных отношений вмалой социальной группе3.1 Организация и проведение исследования
Для диагностики межличностныхотношений подростков в малой социальной группе (в нашем случае класс), былвыдран социометрический метод, разработанный американским психологом Дж. Морено.
Данная методика позволяетполучить статистическую картину внутригрупповых отношений, оценитьмежличностные отношения неформального типа, симпатий и антипатий,привлекательности и предпочтительности, выявить лидера в группе.
Исследование малой социальнойгруппы подростков было проведено в общеобразовательной средней школе №73 г. Одессы,в котором приняло участие 26 учеников из 8 класса. С учениками была проведенаподготовительная работа: объяснился смысл опроса; проведена инструкция позаполнению карточек опроса; они были ознакомлены с перечнем вопросов и имгарантировалась сохранение тайны ответов.
Членам изучаемой группы былопредложено ответить на следующие вопросы:
С кем бы вы сели на контрольнойработе?
Кого бы вы пригласили на Деньрождения?
С кем бы вы пошли в поход?
Каждый участник делал по тривыбора по каждому из вопросов. Полученные письменные ответы на соответствующиевопросы были статистически обработаны и занесены в специальные таблицы –социометрические матрицы (см. Приложение), где нижняя строка показывает, кто изчленов группы получил большее или меньшее количество выборов. В соответствии сэтими данными определяется лидер и аутсайдер по каждому из критериев.
3.2 Обобщение результатов
По первому вопросу,определяющего деловые предпочтения, были получены следующие результаты. (см. таблицу1).
Лидеры – 2 участника группы;
Приближенные к лидерам – 4;
Приближенные к аутсайдерам –15;
Аутсайдеры –5.
По второму вопросу,определяющего симпатию, дружбу, были получены результаты, зафиксированные втаблице 2
Лидеры – 1 участник;
Приближенные к лидерам –5;
Промежуточные –4;
Приближенные к аутсайдерам –9;
Аутсайдеры – 7.
По третьему вопросу,определяющему доверие, партнерство, были получены результаты (см. таблицу3).
Лидеры-1 участник
Приближенные к лидеру – 3;
Промежуточные –1;
Приближенные к аутсайдерам –18;
Аутсайдеры — 3.
Обработав данные и составивсводную таблицу (см. таблицу 4), была получена картина о лидерстве в даннойгруппе. В каждом виде деятельности определился свой неформальный лидер иаутсайдер.
В ходе диагностическогоисследования, были использованы методы наблюдения и экспресс опроспреподавателей, что позволило дать полную характеристику месту, который каждый испытуемыйзанимает в данной группе и его индивидуальным особенностям.
Испытуемый №1. По количествусделанных выборов, можно сделать вывод, что он приближен к аутсайдерам. Малокоммуникабелен,не пользуется авторитетом у товарищей. На уроках малоактивен, что отражается науспеваемости.
Испытуемый №2. Аутсайдер. Ребенокне общителен, пессимист, впечатлителен, не любит перемен, скрытен. Непользуется авторитетом у сверстников. Часто пропускает школу по состояниюздоровья.
Испытуемый №3. Приближен каутсайдерам. На уроках не проявляет активности, робок, со сверстникамипрактически не общается. Свойственна частая смена настроения от внешнеговлияния.
Испытуемый №4. Промежуточный тип.Может приспособиться к любой ситуации. Ощущает недостаток признания со сторонычленов группы и эмоционально реагирует на сложившуюся ситуацию.
Испытуемый №5. Приближен клидерам. К его мнению прислушиваются. Любит быть в центре внимания,общительный, активный на уроках, обладает высоким энергетическим потенциалом иработоспособностью.
Испытуемый №6. Аутсайдер по тремкритериям. Выбор не сделан ни одним участником опроса. Характеризуетсяповышенной тревожностью, конформностью, заниженной самооценкой… Содноклассниками не общается.
Испытуемый №7. Приближен каутсайдерам. Малообщительный, медлительный, старательный. Пытается наладитьконтакт с одноклассниками, но мешает робость и заниженная самооценка.
Испытуемый №8. Приближен каутсайдерам. Малообщительный и мрачный, серьезный. К занятиям относитсяответственно. С одноклассниками контактирует только по необходимости.
Испытуемый №9. Аутсайдер. Ниодного выбора по трем критериям. Конфликтный. Редко идет на компромисс. Частовпадает в крайности. Авторитетом не пользуется. Значительно отстает в учебе,имеет низкий уровень развития умственных способностей.
Испытуемый №10. Промежуточныйтип. Любит играть на публику. Общительный, легко возбудимый. В учебе активный,однако импульсивность мешает иметь высокие оценки.
Испытуемый №11. Является лидеромпо деловым предпочтениям и формальным лидером класса. В учебе активен,внимателен к ее итогам. Положение в классе ценит и старается быть в центревнимания. По другим критерия относится к промежуточному типу, любит играть напублику. Ему присуща завышенная самооценка.
Испытуемый №12. Аутсайдер поделовым качествам. Учится плохо, невнимательный, несобранный. По другимкритериям – приближенный к лидеру. С товарищами общителен, обладает веселымнравом и хорошими организаторскими способностями. Имеет авторитет уодноклассников.
Испытуемый №13. Приближен каутсайдерам по деловым предпочтениям. Учится слабо. Невнимательный инесобранный на уроках. По другим критериям лидер класса. Очень общите5льный,активный, остроумный, хороший организатор.
Испытуемый №14. Приближен каутсайдерам. Доброжелательный, аккуратный, но малообщителен и поэтому не можетналадить хорошие, тесные отношения с одноклассниками.
Испытуемый №15. Приближен каутсайдерам. Агрессивный, недисциплинированный, раздражительный. На урокахневнимательный.
Испытуемый №16. Приближен каутсайдерам. Аккуратный и старательный. Малообщительный, обидчивый.
Испытуемый №17 Приближен клидерам. Хороший организатор, общительный, доброжелательный, веселый. Учитсясредне из-за отсутствия мотивации к учебе.
Испытуемый №19. Приближен каутсайдерам. Серьезный, малообщительный. К учебе относится ответственно. Содноклассниками контактирует по необходимости.
Заключение
Переход детей из начальной школыв среднюю, перед педагогами и практикующими психологами выдвигает ряд новыхразнообразных задач. Психологические проблемы этого периода могут быть связаныкак с объективными изменениями в организации учебно-воспитательной работы встарших классах, так и личностными процессами, характерными для подростковогопериода.
Характерным для подростковогопериода, является их стремление занять определенное место в системе деловых иличных отношений класса, поскольку хорошие оценки в школе уже не выдвигаютавтоматически ученика в лидеры.
Класс, как малая социальнаягруппа является одновременно формальной и неформальной группой, которая длякаждого своего члена может быть референтной или равнодушной, что сказывается насамочувствии каждого ее члена в данной группе. Поэтому, очень важно дляпедагога знать социально-психологический климат в классе, помочь подросткузанять надлежащее место в структуре взаимоотношений класса.
Проведенное нами исследованиемежличностных отношений в 8 классе средней школы №73 показало, что в классеимеется один ярко выраженный неформальный лидер и несколько человек,приближенных к лидеру (4 человека). В классе имеются 2 полных аутсайдера инесколько к ним приближенных (9 человек). Три члена группы, приближенных каутсайдерам, высказывают свое желание наладить более крепкие контакты содноклассниками и приблизится к команде лидеров.
С результатами исследованияознакомлен классный руководитель и школьный психолог, которые по специальноразработанному плану психокоррекционной работы, помогут улучшитьсоциально-психологический климат в коллективе и налаживанию межличностныхотношений в классе.
Литература
1. Авермат Э. Социальное влияние в малых группах // Перспективы социальнойпсихологии. М., 2001. -С.504-547.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов — М.: Аспект-Пресс,2002
3. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. — М.:Академия, 1998. -256 с.
4. Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М.,2001. -С.548-578.
5. В мире подростка / Под ред. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1982.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. -351с.
7. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемыисследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984.
8. Заброцький М. Вікова психологія: Навч. посібник. -К.: МАУП,1998.
9. Исаев Д., Коган В. Половое воспитание и психогигиена пола. -Л, 1999.
10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие ивозрастные особенности). — Минск, 1976.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1989.
12. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Педагогика, 1989.
13. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.:Аспект-Пресс, 2001.
14. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих. -М.:Педагогика, 1999.
15. Немов Р.С. Психология. В трех кн. Кн 2. -М.: Владос, 1999. -608с.
16. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во Ленингр. универ., 1979.-150с.
17. Основи практичної психології: Підручник для студ. вищ. навч.закладів. -К.: Либідь, 2001.
18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ПсихологияМ.: Академия, 2001.
19. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. — М.:Просвещение, 1978. -175с.
20. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М.: Владос, 1999. -47с.
21. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов,работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-воИн-та Психотерапии, 2003. -640с.
22. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. -СПб.: Питер,2004. -376с.
23. Социальная психология /Под ред. академ. А. Петровского. -М.: Просвещение,1978. — 224с.
24. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. -СПб.: Лидер, 2005. -592с.