Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции

Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактическиво всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определе­ны. Идаже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточен­ным. Ростконкуренции сдерживался непосредственным вмешательством прави­тельств икартелей.
Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня всо­стоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни од­накомпания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимостьконкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурент­нойборьбы.
Ноконкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентныхотношений состояли в необходимости постоянной борь­бы за лучшие условиясуществования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливыесоперники, приумножавшие свои бо­гатства, но и побежденные. С конкуренциейсвязываются такие негатив­ные стороны ее проявления, как разорение, обнищаниеопределенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация,социа­льная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителейсоставляло «честное» — без сговора — соперничество производителей посредством,как правило, ценового давления на конкурентов. Не со­перничество в установлениицены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом всовременной трактовке поня­тия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что покрайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собойсоперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, но­вые источникиобеспечения потребностей, новые типы организации.
Конкуренция и её виды
Конкуренцияпредставляет собой форму взаимного сопер­ничества экономических субъектов задостижение лучших ус­ловий производства, за получение наибольшей прибыли. Пометодам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренцияпредполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем уконкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен мо­жетпроисходить либо за счет снижения издержек производства. либо за счет уменьшенияприбыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену дляконкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибы­ли надлительное время с целью вытеснения конкурентов с рын­ка. В дальнейшем онимогут значительно повысить цену и ком­пенсировать понесенные убытки. Снижениецены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения каче­ствапродукции и изменения ассортимента товаров.
В историиизвестны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренцииприводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т. с.конкуренты доплачивали покупателям за то, что те брали у них товар). .
Выделяют прямуюи скрытую ценовую конкуренцию. В ус­ловиях прямой ценовой конкуренции компанияоткрыто со­общает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой це­новойконкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличиваетна непропорционально малую улучшениям величину.
Неценоваяконкуренция предполагает использование тех­нологических преимуществ,предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводитв итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В ус­ловияхнеценовой конкуренции производитель обычно учиты­вает такие факторы, как экологичностьтовара (например, ис­пользование товара не приводит к загрязнению окружающейсреды), безопасность для потребления (товар не взрывается при
попыткевключить его), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В качествеинструментов неценовой кон­куренции могут использоваться торговые марки изнаки. В со­временных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большеезначение, чем ценовая.
Особым случаемконкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой,например, продажу то­варов по ценам ниже издержек, ложную рекламу, промышлен­ныйшпионаж, сепаратные (от лат. separatio— отделение) дого­воры между некоторыми конкурентами и т.д.
Кроме ценовой инеценовой конкуренции, выделяют ме­жотраслевую, внутриотраслевую, функциональную,совершен­ную и несовершенную конкуренцию.
Внутриотраслеваяконкуренция — это соперничество меж­ду производителями аналогичных товаров,удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслеваяконкуренция представляет собой конкурен­цию производителей продукции,удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется занаи­большую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увели­чивается размерприбыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльныхотраслей.
Функциональнаяконкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара.

Рынок совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция предполагаетвыполнение сле­дующих условий:
1.  Однородностьпродукции. Для того чтобы конкуренция была со­вершенной, предлагаемыефирмами товары должны отвечать условию од­нородности продукции. Это значит, чтопродукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е.продукты разных предпри­ятий совершенно взаимозаменяемы (являются полнымитоварами-суб­ститутами).
В этих условияхни один покупатель не пожелает платить гипотетиче­ской фирме цену большую, чемон заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы, покупателям безразлично, укакой фирмы их приобретать, и они, разумеется, останавливают свой выбор насамых дешевых. То есть условие однородности продукции фактически означает, чторазница в це­нах есть единственная причина, по которой покупатель может предпо­честьодного продавца другому.
2. Малые размеры. Далее, при совершеннойконкуренции ни продав­цы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуациювследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе этистороны совер­шенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структурерынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких про­давцов ипокупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из ги­гантского числакрошечных атомов.
При этомсовершаемые потребителем покупки (или продавцом прода­жи) настолько малы посравнению с совокупным объемом рынка, что ре­шение понизить или повысить ихобъемы не создает ни излишков, ни де­фицитов. Совокупный размер спроса ипредложения попросту «не замеча­ет» столь мелких изменений. Так, если один избесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станетни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки люби­могонародом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Невозможностьдиктовать цену рынку. Вышеперечисленные огра­ничения (однородность продукции, многочисленностьи малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершеннойконку­ренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
Смешнополагать, скажем, что один продавец картофеля на «колхоз­ном» рынке сможетнавязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочиеусловия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много и картошка уних совершенно одинако­вая. Поэтому часто говорят, что при совершеннойконкуренции каждая от­дельная фирма-продавец получает цену или являетсяценополучателем (price-taker).
Оказывать жевлияние на общую ситуацию рыночные субъекты в усло­виях совершенной конкуренциимогут только тогда, когда действуют в со­гласии. То есть тогда, когда какие-товнешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отраслипринимать одинаковые реше­ния. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда впервые дни после де­вальвации рубля все продовольственные магазины, несговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены натовары «кризисного» ассортимента — сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение ценбыло экономически необоснованным и товары подорожали много сильнее, чемобесценился рубль, продавцам удалось навязать свою волю рынку именно врезультате единства занятой ими позиции.
И это нечастный случай. Отличие в последствиях изменения предло­жения (или спроса)одной фирмой и всей отраслью в целом, как мы убе­димся позже, играет вфункционировании рынка совершенной конкурен­ции большую роль.
3. Отсутствие барьеров. Следующим условиемсовершенной конку­ренции является отсутствие барьеров при входе на рынок ивыходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинаютвести се­бя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы.В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов иремесленников, когда по закону производить и продавать товары в горо­де могтолько член гильдии (цеха).
В наше времясхожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что — увы! — можнонаблюдать на многих рынках крупных горо­дов России. Все продавцы соблюдаютизвестные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниженекоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да ипросто торговать «без разре­шения», приходится иметь дело с бандитами. И когда,скажем, правитель­ство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктамипереоде­тых работников милиции (цель — заставить криминальных «хозяев» рынкапроявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устране­ниебарьеров входа на рынок.
Напротив,типичное для совершенной конкуренции отсутствие барь­еров или свободавходить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсыполностью мобильны и без проблем перемещаются из одного ви­да деятельности вдругой. Покупатели свободно меняют свои предпочте­ния при выборе товаров, апродавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.                            
Нет трудностейи с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться вотрасли, если это не соответствует его инте­ресам.
Другимисловами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивностьрынка совершенной конкуренции.
4. Совершенная информация.Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том,что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступнаабсолютно для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать наизменив­шиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Несуществует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий,неожиданных действий конкурентов. То есть решения принима­ются фирмой вусловиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то жесамое, при наличии совершенной информации о рынке.
Значение рынкасовершенной конкуренции
1.  Абстрактность концепции совершеннойконкуренции. Все четы­ре условия, представленные выше, настолько жестки, что имедва ли мо­жет соответствовать хоть один реально функционирующий рынок. Даженаиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки лишь частично удовлетворяютим. Например, мировые сырьевые биржи весьма полно удовлетворяют первомуусловию, с натяжкой соответствуют второму и третьему условиям. И совсем неудовлетворяют условию совершенной информированности.
2.  Ценность концепции совершенной конкуренции.При всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет вэкономиче­ской науке исключительно важную роль. Она имеет практическую и мето­дологическуюценность.
Во-первых,модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципахфункционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированнуюоднородную продукцию, и, следовательно, дейст­вующих в условиях, приближенных ксовершенной конкуренции.
Во-вторых, онаимеет огромное методологическое значение, поскольку позволяет — пусть и ценойбольших упрощений действительной рыночной картины — понять логику действийфирмы. Этот прием, кстати, типичен Для многих наук. Так, в физике используетсяцелый ряд понятий (идеаль­ный газ, абсолютно черное тело, идеальный двигатель),построенных на Допущениях (отсутствие трения, тепловых потерь и т. д.), которыеполно­стью никогда не исполняются в реальном мире, но служат удобными мо­делямидля его описания.
Методологическая ценность концепции совершенной конкуренцииполностью выявится в дальнейшем при рассмотрении рынков монополистическойконкуренции, олигополии и монополии, которые широко распространены в реальнойэкономике. Сейчас же целесообразно остановиться на фактическом значении теориисовершенной конкуренции.
Какие условия могутсчитаться близкими к совершенно конкурентному рынку?
Вообщеговоря, на этот вопрос можно дать разные ответы. Мы подойдем к нему с позициифирмы, т. с. выясним, в каких случаях фирма на практике действует так (илипочти так), как если бы ее окружал рынок вершенной конкуренции. Разберемся дляначала, как должна выглядеть кривая спроса на продукцию фирмы, действующей вусловиях совершенной конкуренции. Во-первых, фирма принимает рыночную цену, т.е. по-1 средняя является для нее заданной величиной. Во-вторых, фирма выступаетна рынке с очень малой частью общего количества производимого реализуемогоотраслью товара. Следовательно, объемы производства никак не повлияют нарыночную обстановку и этот заданный уровень цен не будет меняться с увеличениемили уменьшением выпуска продукции.
Очевидно, что втаких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть какгоризонтальная линия. Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынокпоглотит их по одной и той же цене Р.
С экономическойточки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс,] означает абсолютнуюэластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бырасширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении ценыпродажи предприятия были бы сведены к нулю.
Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принятоназывать критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинаетвести себя как совершенный конкурент. Действительно, выполнение критериясовершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке,в ча­стности определяет закономерности получения дохода.
Средний, предельный иобщий доход фир­мы
Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользупри реализации продукции. Как и многие другие показатели, эко­номическая наукаподсчитывает доход в трех разновидностях. Общим до­ходом (TR) называют всю сумму выручки, которуюполучает фирма. Средний доход (AR) отражает выручку в расчете на единицу реализованной продукции, или(что то же самое) общий доход, деленный на число реали­зованных продуктов.Наконец, предельный доход (MR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результатепродажи последней из реализованных единиц продукции.
Прямымследствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что среднийдоход при любом объеме выпуска равен одной и юн же величине — цене товара и чтона том же уровне всегда находится предельный доход. Скажем, если установившаясяна рынке цена батона хлеба равна 3 руб., то действующий как совершенныйконкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж(выполняется кри­терий совершенной конкуренции). И 100, и 1000 батонов будутпроданы по одинаковой цене за штуку. В этих условиях каждый дополнительнопроданный батон принесет ларьку 3 руб. (предельный доход). И тот же объемвыручки придется в среднем на каждый проданный батон (средний доход). Такимобразом, устанавливается равенство между средним дохо­дом, предельным доходом иценой (AR= MR= Р). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия вусловиях совершенной конку­ренции является одновременно и кривой его средней ипредельной вы­ручки.
Что касаетсяобщего дохода (общей выручки) предприятия, то он изме­няется пропорциональноизменению выпуска продукции и в том же самом направлении. То есть существуетпрямая линейная зависимость: TR= PQ.
Если ларек внашем примере продал 100 батонов по 3 руб., то его вы­ручка, естественно,составит 300 руб.
Графическикривая совокупного (валового) дохода — это луч, проведен­ный через началокоординате наклоном:
                                           tg a= ATR/AQ = MR = Р.
То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, ко­торый,в свою очередь, равен рыночной цене продукта, продаваемого кон­курентнойфирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх пойдетпрямая валового дохода.
Совершенная конкуренция ималый бизнес в России
Большинствоновых бизнесменов начинали свое дело буквально с ну­ля: крупных капиталов вСССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые вдругих странах контролируются круп­ным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы неиграют заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многиекатегории по­требительских товаров завозятся преимущественно миллионами челно­ков,т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же тольков России строительством для частных лиц и ремонтом квар­тир активно занимаются«дикие» бригады — мельчайшие фирмы, часто Действующие без всякой регистрации.Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» — на многие языкиэтот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговляназывается «крупной торговлей» — Grosshandel, поскольку обычно ведется в больших масштабах. Русскоесловосочетание «мелкооптовая торговля» поэтому не­мецкие газеты часто передаю!абсурдно звучащим термином «мелкокруп­ная торговля».
Челноки,торгующие китайскими кроссовками, и ателье, фотографии, парикмахерские;продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, иавтомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир иторгующие на колхозных рынках крестьяне — всех их объединяет примернаяодинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынкамасштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершеннойконку­ренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся нарынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого биз­неса Россиивыполняется достаточно часто. Вообще, пусть и с некоторым преувеличением,Россию можно назвать страной — заповедником совер­шенной конкуренции. Во всякомслучае, близкие к ней условия существу­ют во многих секторах экономики, гдепреобладает новый частный бизнес (а не приватизированные предприятия).
                                        
Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Каквыглядят принципиальные варианты поведения фирмы?            
Основнаяцель фирмы состоит в максимизации прибыли. Прибыль –
это разницамежду совокупным доходом (TR) и совокупными издержками
(ТС) за период продаж:
П= TR — ТС = PQ-ТС.
Легко заметить,что из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главнымрычагом управления объемом прибыли для фирмы явля­ется объем производства (Q). Действительно, цена (Р) представляет собой в условияхсовершенной конкуренции константу, т. е. не изменяется. Это внешнее условиедеятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фак­тор, которым можноуправлять. Издержки (ТС) сами во многом зависят от объема производства.
Другимисловами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения фирмы поуправлению своей судьбой связаны, прежде всего, с установлением оптимальногообъема производства.
По какимже признакам менеджеры фирмы выбирают такой объем продукции, который позволяетдостичь максимальной прибыли?
Прежде чемотвечать на этот вопрос, каждой фирме надо принципи­ально решить, стоит ливообще заниматься производством. То есть найти критерий целесообразностипроизводства. Как и многие другие показатели, этот критерий неодинаков длякраткосрочного и долгосрочного перио­дов. Если говорить о долгосрочном периоде,очевидно, что таким крите­рием будет наличие неотрицательной экономическойприбыли (П > 0) или, что то же самое, получениебухгалтерской прибыли в средних, типич­ных для данного хозяйства размерах. Даиначе и быть не может: никто не станет на долгую перспективу омертвлять деньгив деле, приносящем од­ни убытки или несоразмерно малую прибыль.
.
                  
Критерий целесообразности производства в крат­косрочномпериоде
На первыйвзгляд может показаться, что получение прибыли будет оп­ределять решение оцелесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на делеситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек фирмы носитпостоянный характер и при остановке про­изводства не исчезает. Скажем, аренднуюплату за землю, на которой рас­положено предприятие, придется вноситьнезависимо от того, простаивает ли или работает завод. Другими словами, убыткифирме гарантированы Даже в случае полного прекращения выпуска продукции.
Фирме предстоитвзвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки завода доходыбудут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случаепродолжения производства к постоянным издержкам прибавятся переменные, но затопоявятся и доход от реализации продукции.                                                                         
Такимобразом, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращениипроизводства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когдаубытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек. Критериемцелесообразности произведете в краткосрочном периоде является непревышениеубытками размера постоянных издержек (П
Этотеоретическое положение полностью соответствует хозяйственной практике. Никтоне останавливает производство при «ременном появлении убытков. В ходефинансового кризиса 1998 г. доля убыточных промышленных предприятий в Россиивыросла, например, до 51%. Но вряд ли кто-нибудь счел бы лучшим выходом изтяжелой ситуации остановку половины промышленности страны.                                                         I
Критерийцелесообразности производства справедлив не только для условий совершеннойконкуренции, но и для любых других типов рынка Не случайно при его выведении мыне использовали ни одно из условий совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
Вход нарынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения.Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регуляторомиспользуемых в отрасли ресурсов.
Еслиустановившийся в отрасли уровень рыночных цен выше миниму­ма средних издержек,то возможность получения экономических прибы­лей послужит своеобразным стимуломдля входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведетк тому, что на про­изводство данного вида товаров будет направляться всебольшая доля ре­сурсов.
И наоборот,экономические убытки будут выполнять роль антистиму­ла, отпугивающегопредпринимателей и сокращающего объем используе­мых в отрасли ресурсов. Ведьесли фирма вознамерилась оставить от­расль, то в условиях совершеннойконкуренции она не встретит на своем пути никаких барьеров. То есть фирма вэтом случае не будет нести ка­ких-либо безвозвратных издержек и найдет своимактивам новое приме­нение или продаст их без ущерба для себя. А потому реальносможет осу­ществить свое стремление переместить ресурсы в другую отрасль.
В чемзаключается экономическая прибыль?
Взаимосвязь междууровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в нейресурсов, а значит, и объемом предложе­ния, предопределяет безубыточностьдействующих в конкурентной от­расли фирм в долгосрочном периоде (или, чтото же самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизмустановления нулевой эконо­мической прибыли показан на рисунке

                                         
Пусть вконкурентной отрасли (рис б) первоначально существует равновесие (точка О),диктующее некий уровень цен P0, при котором фир­ма (рис а) в краткосрочномпериоде получает нулевую прибыль. До­пустим далее, что на продукцию отраслинеожиданно возрос спрос. Кри­вая отраслевого спроса D0в этой ситуациипереместится в положение D1и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точкаравнове­сия О1 равновесный объем предложения Q1, равновесная цена Р1). Для фирмы новый повышенныйуровень цен станет источником экономических прибылей (цена P1лежит выше уровня средних общих издержек АТС).
Экономическиеприбыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станетформирование новой кривой предложения S2, смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемовпроизводства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен P2Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономи­ческиеприбыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложе­ния еще сильнеесдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль но­вых фирм предложение вотрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственныхмощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут науровень минимальных средних Долгосрочных издержек (LATC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия.
Очевидно, чтооба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения незаймет положения S3, означающего для фирм ну­левой уровеньприбылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет -для него больше не будетстимула.
Та же самаяцепочка последний (но уже в обратом направлении) развертывается и в случаевозникновения экономических убытков:
1) сокращениеспроса;
2) падение цены(краткосрочный период);
3) появлениеэкономических убытков у фирм (краткосрочный период);
4) опок фирм иресурсов из отрасли;
5) сокращениедолгосрочного рыночного предложения;
6) рост цены;
7)восстановление безубыточности (долгосрочный период);
8) прекращениеоттока фирм и ресурсов из отрасли.
Таким образом,совершенная конкуренция обладает своеобразным ме­ханизмом саморегуляции. Егосуть состоит в том, что отрасль гибко реаги­рует на изменение спроса. Онапривлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объемпредложения ровно настолько, на­сколько необходимо, чтобы компенсироватьизменение спроса. И обеспе­чивает на этой основе долгосрочную безубыточностьфирм.
Устанавливающеесяв отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:
1)  выполняются условия краткосрочногоравновесия, т. е. краткосроч­ные предельные издержки равны краткосрочномупредельному доходу и цене (Р = MR=MC);
2) каждая изфирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей(краткосрочные средние совокупные издержки равны ‘-> наименьшим возможнымдолгосрочным средним издержкам ATCmin=LATCmin);
3)  фирма получает нулевую экономическую прибыль,т. е. сверхприбыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти вотрасль или покинуть ее (Р = ATCmin)                                                             
Все этитри условия долгосрочного равновесия можно представить в следующем обобщенномвиде:
P = MR = MC = ATCmin = LATCmin
В чем заключаютсядостоинства совершенной конкуренции?
Приступаяк характеристике позитивных и негативных черт рынка совершенной конкуренции,воспроизведем еще раз условие долговременно­го равновесия в конкурентнойотрасли и проанализируем его экономиче­ский смысл:
P= MR= MC= ATCmin= LATCmin
1. В первуюочередь обращает на себя внимание тот факт, что равновесие устанавливается науровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек. Это со всейочевидностью говорит о том, что производство в условиях совершенной конкуренцииорганизуется технологически наиболееэффектным образом.
2.  Не менее важно и то, что и фирма, и отрасльработают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершеннойконкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D= MR), а кривая предложения с кривой предельных издержек (S= МС). Поэтому условиедолгосрочного равновесия в конкурентной отрасли фактически равносильнотождеству спроса и предложения на данный продукт (так как MR= МС, то S= D). Следовательно,можно говорить о том, что совершенная конкуренции ве­дет к оптимальномураспределению ресурсов: отрасль вовлекает их в про­изводство ровно в томобъеме, который необходим для покрытия платеже­способного спроса.
3.  Наконец, принципиальное значение имеет ибезубыточность фирм в долгосрочном периоде (Р = LATCmin). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: фирмы ненесут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т. е. доходыне перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.
Совокупность перечисленных достоинств, бесспорно, делает совершен­нуюконкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когдаэкономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматиче­ски приводящейэкономику в состояние оптимума — а такая традиция восхо­дит к Адаму Смиту, речьможет идти о совершенной конкуренции и только о ней. Ни при каком из типовнесовершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обладает перечисленнымнабором свойств: минимальным уровнем издержек, оптимальным распределениемресурсов, отсутствием дефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей иубытков.
Недостатки совершеннойконкуренции
Совершеннаяконкуренция обладает также рядом недостатков.
1) Малыепредприятия, т