МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯГСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»
ФИЛИАЛСАРАТОВСКОЙ ГОСУДАРТСВЕННОЙ АКАДЕМИИ ПРАВА
вг. АСТРАХАНИ
Кафедрагосударственно – правовых дисциплин
Учебнаядисциплина «Конституционное право зарубежных стран»
«Федерациизарубежных стран»
(курсоваяработа)
Выполнил:
студент 21 группы
дневного отделения ГОУВПО «СГАП»
в г. Астрахани
Чаваев С.М.
Научный руководитель:
Носкова Г.Н.
Астрахань2009 год
План
Введение.
Раздел 1. Понятие,формирование и устройство федеративных государств
Глава 1. Понятие и признакифедеративных государств
Глава 2. Образованиефедераций
Глава 3. Особенностиразграничения компетенции в федеративных государствах мира
Раздел 2. Правовоерегулирование государственных образований в федеративных государствах
Глава 1. Субъектыфедерации
Глава 2. Особенностирегионального управления в федеративных государствах
Глава 3. Вопросысецессии субъектов
Заключение
Введение
Темафедеративного устройства государства как нельзя актуальна в современном мире. Внастоящее время существует порядка 200 суверенных государств, и только 26 изних являются федерациями. Однако не смотря на столь малое количество, ихзначение для современного общества неоценимо. Из этих двадцати двух государств1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в «большуювосьмерку» (США, Канада, Россия, Германия), б имеют высокий уровеньэкономического развития (Канада, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ).Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимаюттам лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формойгосударственно- территориального устройства, большинство из них возникло в 20веке(кроме Швейцарии(1291г.) и США(1787г.)). Но за свое менее чем столетнеесуществование они уже успели наделать много шума в мире и перехватить пальмовуюветвь прогресса.
Объектомданного исследования является федеративные государства как таковые. Предметомисследования являются научные работы по заданной тематике, конституциизарубежных стран, примеры из истории.
Длядостижения поставленной цели решались следующие общие и частные задачи:
-установление сущности понятия федерация
-аналитическая оценка существующих на сегодняшний день федераций
-анализ и обобщение материалов полученных из заданных источников.
Дляраскрытия темы был использован наиболее всесторонний и объективный кругнормативных и литературных источников: конституции и дополнения к ним наиболееярких государств, представителей федерализма, нормативные акты РФ; работы позаданной теме российских и зарубежных авторов, работы по истории, словари и,конечно же материал полученный из лекций.
Степеньактуальности темы данной работы представлена в трудах таких виднейших учёныхкак: Баглай М.В., Чиркин В.Е., Иванов И.Я., Энтин Л.М., Ильин И.А., Лейбо Ю.И.,Кашкин С.Ю. и др.
Раздел 1. Понятие,образование и устройство федеративных государств
Глава1. Понятие и признаки федеративных государств
Федерация(лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, прикоторой части федеративного государства являются государственнымиобразованиями, обладающими юридически определённой политическойсамостоятельностью.
Семьиз восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общаятерритория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5млрд. человек. Всего в мире насчитывается 26 федеративных государств,занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мировогонаселения. Среди них два крупных североамериканских государства — США и Канада,европейские — ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатскогорегиона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа — Новая Гвинея идр.).
Федерациякак форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:
1.Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии,Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии),которые имеют статус субъектов федерации с собственнымадминистративно-территориальным устройством и собственной организацией власти.Эти образования обладают собственной компетенцией.
2.В отличие от унитарного государства территория федеративного государства непредставляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорийсубъектов федерации.
3.Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они необладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторыхфедерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены праваучастия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическаякомпетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США,Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных ккомпетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.
4.В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральнымизаконами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада,Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральнойконституции и федеральных законов.
5.В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существуети гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идетне о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одногогосударства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации являетсяналичие общефедерального гражданства.
6.Отличительным признаком федеративного государственного устройства являетсядвухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатныепарламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистанепо Конституции 1962 г.).
Внастоящее время бикамерализм (двухпалатнаявнутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративныхгосударствах (исключение — Федеративная Республика Коморские острова, гдесуществует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно- органобщенационального представительства и формируется путем выборов потерриториальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может бытьвыборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектовфедерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике,Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъектов федерации вверхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительствосубъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численностинаселения в том или ином субъект государства.
7.В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной,исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной,исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации икомпетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации.
Еслизаконодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенцииэтого субъекта, то исполнительная власть обладает более широкой компетенцией.
Приэтом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и,как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъектыфедерации могут иметь различные наименования, которые, как правило,определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции,республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовымсоюзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу техили иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих порнет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский Союз[1].
Глава 2. Образованиефедераций
Федеративноегосударство по своей природе является более демократичным, чем унитарное,поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть,однако, и исключения. К федерациям с монархической формой правления относятсятакие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия (последние две по чистоформальным основаниям). В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуютсяпо республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскуюформу правления, часть — монархическую.
Федеративноегосударство образуется:
1)в результате договора между независимыми субъектами о создании новогогосударственного объединения с превращением участников договора в субъектовфедерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающихнезависимость от британской короны, договорились о создании нового государства— Соединенных Штатов Америки);
2)путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правамисубъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас,путем покупки — Луизиана, в ходе освоения новых территорий — штаты на западе отреки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территориипрежде существовавшего государства (образование земли Северный Рейн—Вестфалияиз части прежних территорий Пруссии, а также пяти новых земель на территориипрежней ГДР);
3)в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращенияих в субъекты федерации (так, согласно поправкам к Конституции Бельгии 1831 г., принятым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятся субъектами Бельгийскойфедерации);
4)путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежденезависимых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданской войны1847—1849 гг., в нашем веке -Объединенные Арабские Эмираты, первоначальнопредставлявшие собой конфедеративную форму объединения семи княжествПерсидского залива).
Ситуация,при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим,предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом(например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).
Поособенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративногогосударства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъектыобладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, ФедеративнаяДемократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия,Федеративная Республика Бразилия).
Централизованныеи децентрализованные федерации. При сохранении особенностей составных частейвысока степень централизации, ограничиваются права субъектов федерации. В иномслучае преобладает тенденция большего учета специфики различных федерации,расширения их прав. Это различие определяется не только путем анализаконституционных документов, но и реальным положением дел.
Также,от федерации необходимо отличать унитарные государства с элементамиполитической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований,использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся:конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрациивласти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющихфедерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются отсобственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона идр.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость иделегируют значительно меньше власти центральным органам управления.
Глава3.Особенности разграничения компетенции в федеративных государствах мира
Необходимостьразграничения предметов ведения федерации и её субъектов обусловлена тем, что ифедерация в целом, и её субъекты обладают качествами государственности, чтовыявило необходимость отчертить грань в их полномочиях.
Дляразграничения компетенции федерации и её субъектов используются два подхода:
— дуалистического федерализма
— кооперативного федерализма
Первыйисключает, а последний обязательно предполагает совместные полномочия.
Классифицироватьспособы разграничения полномочий субъектов довольно сложно, однако такаяклассификация все же была произведена и в основе её лежит сочетание такихэлементов как:
1) Исключительныеполномочия федерации
2) Исключительныеполномочия субъектов
3) Совместнаякомпетенция федерации и субъектов
4) Остаточныеполномочия не охваченные ни одним из перечисленных элементов.
Самиспособы также могут быть сведены к 5 способам разграничения:
1) Конституцияустанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросыотносит к ведению её субъектов. Сама компетенция зачастую устанавливается путемперечисления вопросов, относящихся к её исключительному ведению (так былаустановлена, например, в Танзании, в Конституции 1977г., аналогичным образомсодержит в себе компетенцию федерации Конституция Эфиопии).Само по себепонятие «исключительная компетенция»означает, что толькофедеральные органы обладают властными полномочиями в отношении перечисленных вконституции предметов ведения. В этом случае дается перечень вопросов, покоторым только федеральные органы могут принимать законы, регулировать этисферы отношений. Компетенция федерации может быть определена и «негативнымспособом» — путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным вконституции вопросам. К исключительной компетенции федерации обычно относятсяважнейшие вопросы государственной жизни, касающиеся всего государства какцелого: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения,денежное обращение, сбор важнейших налогов и сборов, организация федеральныхгосударственных органов и т.д.
2) Устанавливаетсяисключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы немогут вмешиваться, вопросы, которые органы субъекта федерации вправе решатьсамостоятельно и под свою ответственность (США). К их числу относятся,например, формирование и исполнение местного бюджета, охрана общественногопорядка, руководство культурой, образованием, организация местногосамоуправления и т. п. В рамках своей компетенции представительные органысубъекта федерации могут принимать местные законы. Какие именно законодательныеакты вправе принимать легислатуры субъекта федерации, определяет федеральнаяконституция.
3) Установлениедвух сфер компетенции: федерации и её субъектов (Аргентина, Канада и т.д.).часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, нообычно чётко прописаны только федеральные полномочия, полномочия же субъектовохарактеризованы в «негативном плане» — указывается какие меры федерация невправе принимать по отношению к субъектам.
4) Вданном случае указывается компетенция федерации, её субъектов и совместнаякомпетенция федерации и её субъектов. Наиболее полный перечень такого родасодержится в Конституции Индии 1949 г., в специальном приложении к которойперечислены 97 вопросов, относящихся к компетенции федерации, 47 вопросовсовместных вопросов и 66 вопросов относящихся к компетенции штатов. В сфересовпадающей компетенции во многих странах действует принцип верховенствафедерального права: закон федерации в этом случае имеет преимущество, асубъекты могут издавать законы по тому или иному вопросу этой сферы, еслиданные отношения не урегулированы федеральным законом.
5) Конституциядает перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции. Перечняже исключительных полномочий субъектов не существует (Пакистан, Нигерия).
Приразграничении полномочий всегда какие то из них остаются неназванными, поэтомуконституции практически всегда содержат оговорку по поводу того комупринадлежат остаточные полномочия.
Дляосуществления исключительных полномочий федерации на территории субъектовсоздаются территориальные федеральные органы – делегатуры (отделы, управления)тех министерств, которые занимаются вопросами общефедерального значения(внутренних дел, юстиции, труда и т.д.)
Вышеприведенныемодели демонстрируют основные варианты распределения предметов ведения икомпетенции между федерацией и ее субъектами в конституциях зарубежныхгосударств, не исчерпывая, разумеется, всего существующего многообразия. Регулированиюэтих вопросов в конституционном законодательстве отдельных стран присущи своидетали и особенности.
Итак,в данном разделе были рассмотрены наиболее характерные отличительные чертыфедераций, способы формирования а также основы разделения компетенции междуфедерацией и её субъектами, что позволяет сформировать представление о сущностии роли федераций как таковых.
Раздел2. Правовое регулирование государственных образований в федеративныхгосударствах
Глава 1. Субъекты федерации
Федерациюсоставляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии,земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии и т.д.), которыеимеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальнымустройством и собственной организацией власти. Эти образования обладаютсобственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не понационально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, СоюзнаяРеспублика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австралия) илиисторическому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГопределенную роль сыграли и политические соображения. Иногда территориальныйфактор применяется в сочетании с национально-лингвистическим, как это имеломесто при формировании штатов в Индии.
Внауке и конституционной практике используются три подхода к структурефедерации:
— национально территориальный
— территориальный
— комплексно-территориальный.
Внастоящее время в науке и конституционной практике предпочтение чаще всегоотдается комплексно — территориальный подходу. Он предполагает, что может бытьучтен национальный фактор, но наряду с этим используются и все другие факторы:исторические, экономические, географические и иные.
Субъектыфедерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладаютсуверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях.Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия вмеждународных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенциясильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ,Швейцария). Как правило, она касается вопросов отнесенных к компетенциисубъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. Однакосубъекты все же имеют некоторые элементы государственности. Они сами определяютсвое название, они часто имеют свою конституцию (в Бразилии, Германии, США,Мексике – все субъекты, в Танзании – только Занзибар, в Индии штаты Джамму иКашмир, у штатов Венесуэлы конституций нет. Субъекты федерации создают своизаконодательные органы – местные однопалатные и двухпалатные парламенты (кромеОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи – эмиры). Субъекты также имеютсвой единоличный или коллегиальный исполнительный орган. Как правило субъектысоздают свою палату в парламенте, которая является специфическим органомвыражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство,независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата в США, по 3в Бразилии, по 12 — в Австралии), или неравное, которое зависит от численностинаселения, хотя и не пропорционально ему (от 1 до 6 человек от каждой земли вГермании, от 1 до 34 человек от каждого штата в Индии.
Формыучастия субъектов федеративных государств в решении государственных задач:
1) Осуществлениесовместной компетенции федерации и её субъектов.
2) Созданиеособой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой какорган специфического представительства субъектов. Как правило федеральный законне принимается без согласия этой палаты. Каждый субъект федерации должен бытьпредставлен в нижней палате парламента хотя бы одним членом независимо отчисленности её населения.
3) Представительствосубъектов федерации при центральных органах (обычно при правительстве)
4) Совещанияпрезидента и глав исполнительной власти субъекта
5) Участиесубъектов федерации в заключении международных договоров.
Субъектыфедерации также могут иметь собственную судебную систему, вплоть до ВерховныхСудов, действующих параллельно с федеральными судами (США), но во многихгосударствах (Канада) данная система отсутствует.
Федеративныйхарактер государственного устройства нередко используется для отказа от участияв международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировалимеждународные пакты о правах человека и ряд конвенций международной организациитруда, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежеланиепоследних приводить его в соответствие с указанными соглашениями.
Необходимозаметить, что наряду с субъектами в состав многих федеративных государстввходят также территориальные образования не являющиеся субъектами федерации.Например, федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями (федеральныйокруг Колумбия с Вашингтоном в США, федеральный округ Бразилиа в Бразилии),федеральные территории (например несколько союзных территорий в Индии,Виргинские острова в США), федеральные владения (чаще всего это прибрежныеострова, например, 71 острова у Венесуэлы, которые по большей степени ненаселены.
Отдельнонеобходимо отметить так называемые ассоциированные штаты в США коим является, кпримеру, Пуэрто-Рико. На деле его правовой статус ниже чем у обычного штата вСША, однако, в ходе референдума в 1998г. избиратели на вопрос о преобразованииПуэрто-Рико в обычный штат дали отрицательный ответ.
Важнотакже отметить, что составные территории федеративных государств полностьюуправляются федеральными органами и лишь в отдельных из них имеются племенныесоветы. В США несубъекты посылают одного делегата (резидент-комиссара) в нижнююпалаты парламента с правом совещательного голоса.
Глава2. Особенности регионального управления в федеративных государствах
Субъектыфедерации реализуют свою компетенцию через собственные органы власти иуправления. Система органов власти и управления субъектов федерациирегулируется либо союзными конституциями (Индия, кроме штатов Джамму и Кашмир иСикким), либо чаще конституциями этих государственных образований (США,Мексика, Аргентина, ФРГ, Швейцария). Австрийская конституция устанавливаетосновы системы власти и управления в землях, а конституции земель содержатнормы, подробно регулирующие их организацию и деятельность.
Формаправления субъектов федерации, как правило, идентична той, что существует вцентре. Например, если США являются президентской республикой, то и штаты,составляющие федерацию, также организованы по модели президентской республики.Другой пример — ФРГ, которая является парламентарной республикой.Соответственно, государственная власть в ее землях организована по тому жепринципу. Однако из этого правила есть исключения. Так, в федеративныхгосударствах — монархиях (Канада, Бельгия, Австралия) субъекты федерации имеютреспубликанскую форму правления, а в странах, где субъекты федерации являютсямонархиями, организация центральной власти имеет республиканские признаки(Малайзия, ОАЭ).
Всегосударственные образования (штаты, провинции, земли, кантоны), являющиесячленами союза, как правило, имеют собственные выборные законодательные органы.Эти законодательные органы могут быть как однопалатными, так и двухпалатными.
Вряде стран (Мексика, Венесуэла, Австрия, Швейцария) законодательные органы всехсубъектов федерации являются однопалатными. В ФРГ все земельные парламенты — ландтаги, кроме Баварии, являются однопалатными.
Аналогичнаякартина и в Канаде, где двухпалатную структуру имеет парламент франкоязычнойпровинции Квебек, а парламенты остальных провинций страны являютсяоднопалатными.
ВСША и Австралии, напротив, во всех штатах (кроме Небраски в США и Квинсленда вАвстралии) образованы двухпалатные законодательные собрания. В Аргентинедвухпалатная структура действует в 10 провинциях из 22, а в Индии — в 5 штатахиз 22.
Обычнооднопалатные законодательные органы и нижняя палата двухпалатного парламентаизбираются тем же способом, что и федеральный парламент. Но в некоторыхфедерациях (например, в США, Канаде, ФРГ) государственные образования — членыфедерации сами устанавливают нормы местного избирательного права, которое водних странах может быть более демократичным (например, с более низкимвозрастным цензом для пассивного избирательного права), а в других — менеедемократичным (например, благодаря введению ценза оседлости), чем при выборахфедеральных органов.
Компетенция,внутренняя организация и процедура деятельности парламентов субъектов федерациив целом аналогична той, что имеет место в федеральных представительных органах.У местных законодательных органов обычно есть собственные наименования, так,например, в США и в Индии они именуются легислатурами, вФРГ и Австрии — ландтагами, вШвейцарии — кантональными собраниямиит. п. Кроме того, в Швейцарии в небольших кантонах законодательная властьосуществляется собираемыми ежегодно общими собраниями граждан кантона. Ониименуются ландесгемайнде(нем. —земельная, краевая община). В этом случае выборный представительный органкантона лишь подготавливает проекты решения для этого собрания.
Органыуправления субъектов федерации образуются в соответствии с теми правилами,которые присущи президентским и парламентарным формам правления. Впрезидентских республиках (США, Мексике, Аргентине и др.) исполнительный органформируется внепарламентским путем и не несет ответственности передпредставительным органом субъекта федерации за свою деятельность. Так, в СШАадминистрацию штата возглавляет избираемый прямыми выборами губернатор (тольков штате Миссисипи он избирается выборщиками), отношения которого с легислатуройштата в принципе такие же, как и отношения Президента с конгрессом США.
Вкантонах Швейцарии правительство не несет парламентской ответственности передкантональным собранием, его правовой статус и взаимоотношения с выборнымзаконодательным органом аналогичны статусу и взаимоотношениям федеральногоправительства с парламентом страны.
Вфедерациях с парламентарной формой правления (Канада, ФРГ, Австрия, Индия)исполнительный орган земли, провинции, штата формируется парламентским путем инесет перед законодательным органом ответственность за свою деятельность.Субъекты некоторых таких федераций имеют высшее должностное лицо, выполняющеефункции главы этого государственного образования (губернатор — в штатах Индии,за исключением штата Джамму и Кашмир, где он именуется президентом,лейтенант-губернатор в провинциях Канады, губернатор — в Австралии). Там же,где такое должностное лицо не предусмотрено местными конституциями, его функциивозложены на главу правительства субъекта федерации (например, напремьер-министра в землях ФРГ).
Конституциинекоторых федеративных государств предусматривают возможность заключениясоглашений (в Швейцарии они именуются конкордатами) между федерацией и еесубъектами по вопросам, отнесенным к их компетенции. Так, согласно конституцииАвстрии заключение соглашений между федерацией и землями возложено взависимости от их предмета на федеральное правительство или на федеральныеминистерства. При этом соглашения, обязательные для федеральной законодательнойвласти, требуют согласия парламента и соблюдения процедуры, установленной дляпринятия федеральных конституционных законов. Основной закон ФРГпредусматривает договорное сотрудничество федерации и земель лишь в областиобразования и науки. В Бразилии для установления сотрудничества между союзом иего членами необходимо издание дополнительного закона.
Глава 3. Вопросысецессии субъектов
Какизвестно субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода изсоюза, однако некоторые конституции её все же допускают. В конституции Эфиопии1994г. говорится о праве выхода из федерации, но это право сформулировано нестолько как право штатов, сколько как право национальностей. Однако право насецессию в одностороннем порядке не признается. Такая позиция по всей видимостиутвердилась после решения Верховного Суда Канады 1998г., который постановил,что право сецессии может быть признано не за всяким субъектом федерации, а лишьза тем, где субъект образован определенной этнической общностью, но и в этомслучае должны быть соблюдены необходимые процедуры, в том числе референдум, асецессия не может иметь односторонний порядок.
Попыткисецессии могут иметь место и обычно ведут к внутреннему конфликту и дажевооруженному противостоянию. Обычно попытки сецессии оканчивались неудачей.Достаточно вспомнить стремление южных штатов к образованию самостоятельногогосударства, что привело к гражданской войне 1861—1865 гг. в США, или намерениекатолических кантонов выйти из Швейцарской конфедерации, что вылилось ввооруженное противостояние 1847—1849 гг. В конце 60-х гг. прошлого столетияпопытка юго-восточных штатов Нигерии, населенных в основном народностью ибо,выйти из состава Нигерии и образовать самостоятельное государство — республикуБиафру после ожесточенного почти трехлетнего вооруженного конфликта закончиласьнеудачей. Впрочем XX век дал примеры успешного осуществления сецессии какмирным путем (выход Сингапура из федерации Малайзии), так и путем вооруженнойборьбы (отделение Бангладеш от Пакистана). Сецессия используется иногда и вунитарных государствах. В 1999г. на основе референдума из состава Индонезиивышла провинция Восточный Тимор, ставшая самостоятельным государством в 2002г.
Заключение
Федеративноегосударство является суверенным государством, объединяющим территорию своихсубъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративномгосударстве основано на дуализме государственной и правовой системы,проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией иее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах междуфедерацией и ее субъектами. Но — федерация всегда имеет приоритет осуществлениягосударственной власти на своей территории.
Входе данной работы было проанализировано большое количество литературныхисточников.
Федерация- это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно-территориальногоустройства. И пока можно сказать только одно: время все расставит на свои местаи в федеральных, и в общемировых отношениях.
Актуальнымдо сих пор остается вопрос: а насколько вообще эффективна федеративная формагосударственного устройства? Анализ конституционной практики различных (в томчисле наиболее развитых) федеративных государств показывает, что вопрос этотуже давно решен в пользу федерализма, представляющего собой ни что иное, какразновидность опосредованного народовластия. Формирование воли народапосредством функционирования органов власти субъектов федерации соотносится сосуществлением народовластия на федеральном уровне так же, как инепосредственная демократия соотносится с представительной. Вопрос может стоятьтолько об эффективности сочетания этих двух подходов, но не о предпочтенииодного из них. Практика показывает, что федеративная форма государственногоустройства достаточно активно применяется рядом государств и приносит, какправило, положительные результаты (хотя всегда можно найти и обратные примеры).Сама жизнь все настойчивее показывает необходимость постоянногосовершенствования конституционной модели Федерации в России. В этой связиособенно остро встает проблема рецепции зарубежного опыта – процесса весьмапротиворечивого и сложного, богатого “подводными камнями”. Это, однако, неозначает отказа от рецепции зарубежных моделей федерализма и практики ихконституционного закрепления, тем более, что чисто российский опыт в этой сфереявно недостаточен. Зарубежный опыт должен учитываться в процессе модернизациифедеративного устройства России, но весьма осторожно, дабы страна не обратиласьк чуждым ей конституционно-правовым конструкциям, лишившись, таким образом,перспектив своего дальнейшего развития. Как заметил в свое время выдающийсярусский философ Ильин: «Растения требуют индивидуального ухода. Животные взоологическом саду имеют… индивидуальные режимы. Даже людям шьют платья померке. Откуда же эта нелепая идея, будто государственное устройство можнопереносить механическим заимствованием из страны в страну?»
Надопризнать, что изложенная информация, полученная в ходе исследования, являетсялишь каплей в том большом море, которое называется институтом федерализма,однако автор считает, что намеченные цели и поставленные задачи были достигнутыи выполнены.