ФГОУ ВПО «Калининградскийгосударственный технический университет»
Кафедрасоциальных наук, педагогики и права
Контрольнаяработа по дисциплине «психология и педагогика»
Тема № 16 Речь
(полноеназвание темы)
Выполнил (а) студент (ка) ЕзерскаяСветлана Олеговна
учебной группы 09-ВЭУ-1 шифр 016
Контрольная работа
сдана 16.04.2010
Контрольную работу
Допущена к защите:
проверил Грищенко Н.А.
_______________________
(Ф.И.О. преподавателя)
(дата и подпись преподавателя)
Контрольная работа зачтена
__________________________
(дата и подпись преподавателя)
Калининград,2010г.
План
Введение
1. Понятие речи и языка
2. Функции речи
3. Виды речевой деятельности и их особенности
4. Свойства речи
Заключение
Литература
Введение
Важнейшим достижениемчеловека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, таки настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовойдеятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающаяслова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятсяпредложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последниеприсутствуют в различного рода формализованных языках.
Объективным свойствомсловесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, являетсязначение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данномслучае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того,как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значенияслова личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места,которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Еслизначение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл —это субъективное переживание его содержания.
1. Понятиеязыка и речи
Речь и язык играют оченьважную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить вобществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своихмыслях и чувствах.
Понятие языка. Языкпредставляет собой систему знаков любой физической природы, служащей средствомосуществления человеческого общения, мышления, способом выражения самосознанияличности. В собственном смысле слова, язык слов – социально-психологическоеявление, позволяющее передавать от поколения к поколению и хранить всю ранеенакопленную людьми информацию. Поэтому язык человечеству необходим иисторически обусловлен. Он представляет собой сложную систему кодов. Эти кодысложились в процессе общественной истории, и обозначают предметы, качества,признаки, свойства, действия или отношения, которые несут функцию кодирования ипередачи информации.
Язык, прежде всего,средство общения. Это возможно лишь в том случае, если язык человека восприметзнаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир. Кроме того,знак необходим и в другом отношении. Общество людей невозможно без знаков. Длятого, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна была припомощи звуковых знаков (в первую очередь) облечена в чувственно воспринимаемуюформу. Значит, слова не являются отражением внешнего мира, потому что междузвуковым комплексом и каким-либо предметом окружающего мира первоначальноникакой связи нет. Она устанавливается человеком. Понятие в голове человекавозникает раньше звукового комплекса. Когда человек старается подобрать длянового понятия звуковой комплекс, само понятие уже существует в его голове. Длятого чтобы создать язык, человек должен создать звуковой или знаковый комплекси соотнести его определенным образом с окружающим миром, т.е. установить такназываемую «знаковую соотнесенность».
Совокупность знаний опредмете у разных людей может быть не одинакова (зависит от жизненного опыта,рода занятий, наличия определенного образования), и, тем не менее, благодаря своейосновной функции слово выступает в роли своеобразного «возбудителя» общегопонимания. Однако язык беднее мышления: мышление непосредственно отражает мирво всем богатстве и многообразии, у него нет никаких ограничений.
Понятие речи. Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно изнепосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словеснымобщением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка(русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собойсистему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств иправил общения.
Речь и язык составляютсложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правила языка, и вместес тем под действием определенных факторов (например, требований общественнойпрактики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет исовершенствует язык.
2. Функции речи
Речь имеет три функции:сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний,отношений, чувств).
Сигнификативная функцияотличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связанопредставление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общенияосновано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явленийвоспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связанас тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целуюгруппу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи —функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речимогут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, токоммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленноена контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют тристороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Информационная сторонапроявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения иобобщения.
Выразительная сторонаречи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторонанаправлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
3. Видыречевой деятельности и их особенности
В психологии различаютдва основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную(диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственноеобщение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – эторечь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подаваяреплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностьюдиалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическуюнаправленность.
Монологическая речь –длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний однимлицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесьиной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовоевоздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению сдиалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего,удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении.Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильноепостроение предложений.
Монолог не терпитнеправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучаниюречи.
Содержательная сторонамонолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается какязыковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическуюконструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так инеязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз,расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим вустной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чемустная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагаетотсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеетникаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самихслов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь – этоособый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования впрактической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с однойстороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесьисключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речьчрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речьформируется на основе внешней.
Перевод внешней речи вовнутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением)структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней(экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи,построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но играмматическими.
Информативность речи зависит,прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора ксообщению.
Понятность речи зависит,во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностейи, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития,кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речипредполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения,правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного иобразного значения.
4.Свойства речи
Различаютсодержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, какосновные ее свойства.
Содержательность речиопределяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, ихзначительностью и соответствием действительности. Речь может быть более илименее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств ижеланий, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной,если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в неймысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые,ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.
Речь всегда имеетопределенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мыхотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи)уточнить для самих себя.
Содержательность речизависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств иволевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека,позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей,является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса словдля этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова вречи.
Речь человека будетсодержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько онвладеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мычасто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподавательфизической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер потому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моментыэтих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнеевыражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запасспециальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данноговида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.
Понятность речиобусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которойпо своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя такжезнания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например,человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у негонет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи,применяемых в этой области.
Трудность понимания речиво многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеютодно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить тоих значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекстаречи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а неотдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражаетпонятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.
Речь становится болеепонятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в нейне злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический стройвыделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильнымпостроением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз иливыделения слов с помощью логического ударения.
Например, предложение«студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях»может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости оттого, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речьбудет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, вдругом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, ит. д.
Выразительность речисвязана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь можетбыть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речиобеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью иотчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующейинтонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональныеоттенки речи.
Одно и то же предложение— «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохраненииего объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, можетвыражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту:в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожалениеи даже уныние. Все это находит свое выражение, прежде всего в интонацииговорящего.
Часто выразительностьречи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов власкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений«ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор,сравнений, эпитетов и т. д.
Воздейственная сторонаречи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на ихубеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передатьдругому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенныепоступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенноеотношение к тем или другим фактам и событиям.
Наибольшее значениевоздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, вагитационной и пропагандистской работе, а также в командовании.Воздейственность агитационной речи, прежде всего, состоит в ее идейномсодержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группылюдей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовоезначение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их болеестойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения ипоступки.
Большое значение при этомимеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего,заставляющая слушающих поверить его словам.
Часто воздейственностьречи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.
Воздейственное значениеречи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлятьлюдей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения,предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам;давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение.Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических ифонетических языковых средств.
Поучение и наставлениепридают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытияположительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на егопоследствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живыхпримерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, аложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся, прежде всего, вызватьу наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональноеотношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и невызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучитполное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.
Советы даются в техслучаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, какему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложениисамого действия, в подчеркивании его важности ожидаемых положительныхрезультатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности,доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а непротивоположного поступка.
Инструкции имеют воздейственноезначение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающихразличных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомненийв целесообразности указываемых в них мероприятий.
Воздейственное значениеинструкции заключается главным образом в точном указании содержания,последовательности и способов действия применительно к отдельным видампрактической деятельности, например при уходе, за снарядами и спортивнымисооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения вцелях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.
Просьба по своемуназначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенныхинтересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическимсредствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существопросьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу.Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которыхвыражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста»,«будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которыхотражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тонаинтонация просьбы может доходить почти до прямого требования.
Приказание имеет цельюпрямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самомусвоему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие.Воздейственная сила приказания обусловлена, прежде всего, наличиемсоответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного.По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую сутьтребования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберитеснаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным,что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонацияприказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором онодается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы,которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией:«Пожалуйста, уберите снаряды».
Команда по своемухарактеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочныхзанятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речькоманды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное инеобходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержанияи четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность,бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишнейаффектации.
Для правильноговыполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различнымипо содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также соспособами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна бытьточным сигналом к выполнению столь же точного действия.
Заключение
Завершая работу над рефератомможно прийти к выводу, что язык и речь — это очень сложные явления. Понятия«язык» и «речь» часто используются как синонимы. В то жевремя необходимо их разграничивать. Упрощая, можно сказать, что язык — этоиерархически упорядоченная система особых знаков, а речь — это использованиеязыка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в устной, либо вписьменной форме, конкретным продуктом речевой деятельности является текст.
Язык и речь — явлениявзаимосвязанные. Не может быть речи без языка, так как невозможно использоватьто, чего нет. Язык же живет и развивается благодаря тому, что существует живаяречевая деятельность на этом языке (в противном случае язык становитсямертвым).
Итак, язык — этоспецифическая знаковая система, которую человек использует для общения сдругими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопленияи передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческогообщества. Речь — это использование средств языка в общении. Исходным моментомречевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникаетпотребность или необходимость совершить, то или иное речевое действие. При этомречевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях: в том или иномместе, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевойситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнутацель, ради которой совершается коммуникативный акт.
Литература
1. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и речи. — Уфа: Издательскийцех БГПУ, 2004. — 470 с.
2. Левонтина И.Б. Речь и язык в современном русском языке //Язык о языке. Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. — М.: Языкирусской культуры, 2000. — C. 271-289.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М.:Владос, 2002.
4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для техническихвузов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
5. «Практикум по психологии» под ред. А.И. Щербакова,Просвещение, 2004г.
6. Психология и педагогика: метод. пособие/ под общ. ред.Н.А. Грищенко.- Калининград, 2008.