Разработка технологического процесса восстановления детали

Содержание

Содержание                                                                              3
Введение                                                                                 4
1Технологическая часть                                                             6
1.1 Назначение,устройство и работа                                              6
1.2 Выбор иобоснование способов ремонта                                        8
1.3 Планопераций                                                                       9
1.3.1 Разработка маршрута                                                          11
1.4 Расчет иобоснование режимов обработки и норм времени                 11
1.4.1Восстановление с помощью полимерных материалов                       11
1.4.2шлифовальная операция                                                       12
1.4.3 Расточнаяоперация                                                           14
2 Экономическаячасть                                                             20
2.1 расчетсебестоимости восстановления детали                             20
2.2Экономическая эффективность восстановления детали                  22
2.3 Расчетчисла рабочих                                                           22
2.4 Расчетчисла оборудования                                                    23
2.5 Расчетплощади производственного участка                                23
3 Техникабезопасности. Охрана труда                                           24
Приложение
Списоклитературы                                                                  30

ВВЕДЕНИЕ

       Транспорт являетсяодной из насущных потребностей современного общества, нарядус такими, как пища, одежда и жилище, обеспечивающих жизнедеятельность человека. На автомобильный транспортприходится более 80% общегоколичества перевозимых грузов. В связис разукрупнением предприятий,расширением сети межпроизводственных связей,но уменьшением объемов партий транспортируемых грузов возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортногосредства. Так как автомобили перевозятгрузы, по сравнению с другими видами транспорта, на большие расстояния, тоудельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходитдо 75%.
       Развитие автомобильных грузоперевозок вРоссии сдерживается различнымифакторами, в частности, недостаточно развитой сетью автомобильных дорог и ихневысокими эксплуатационными характеристиками.
       Тем не менее, автомобильный парк непрерывнорастет и пополняется автотранспортными средствами как отечественного,так и зарубежного производства. Изменение экономических условий развития страны вызывает потребность пересмотра структурыпарка автомобилей, снижение эксплуатационных затрат и придания автомобильному транспорту более высокихпотребительских качеств.
       Рациональнаяорганизация перевозок, грамотная эксплуатацияи техническое обслуживание являются определяющими условиямиувеличения срока службы и повышениепроизводительности работы автотранспортных средств.
        В системе начального профессиональногообразования предмет ”Техническоеобслуживание автомобилей “ входит в общий курс подготовки квалифицированныхслесарей по ремонту автомобилей. Целью дисциплины являетсяформирование у  учащихся системы профессиональных знаний и навыков поэксплуатации и устройству   автотранспортных средств.
        В процессе изучениядисциплины учащиеся знакомятся с организациейработы грузового и легкового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственногомеханизма. Учебный план специальности “Слесарь по ремонту автомобилей”предусматривает, помимо чтениялекций,

проведениелабораторно-практических занятий ипроизводственной практики на автотранспортных предприятиях.
        При изучении дисциплины “Техническоеобслуживание автомобилей” рекомендуетсяособое внимание уделить вопросам технологии транспортного процесса по перевозкегрузов, эффективности использованияавтотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.
        Настоящийучебник  имеет целью помочь учащимся профессиональных училищ представить современноесостояние и тенденции развития работы автотранспортных по организации грузоперевозок;эксплуатации, поддержанию технического и состояния и повышению экономичности работы подвижногосостава. В агропромышленном комплексе страны объединено значительное количествоотраслей производства и переработки сельскохозяйственнойпродукции. Будущее коллективных и фермерских хозяйств,организаций мелиоративного строительства и предприятийАПК находится в неразрывной связи с их оснащенностью высокопроизводительнойтехникой. Работоспособность и исправность машин может быть достигнутасвоевременным и качественным выполнением работ по их диагностированию,техническому обслуживанию и ремонту.
       Эффективное использование техники осуществляется набазе научно обоснованной планово-предупредительной системы техническогообслуживания и ремонта, позволяющей обеспечить работоспособное и исправное состояние машин. Эта система позволяетповысить производительность труда на основе обеспечениятехнической готовности машин при минимальных затратах на эти цели, улучшитьорганизацию и повысить качество работ по техническому обслуживанию и ремонтумашин, обеспечить их сохранность и продлить срок службы, оптимизироватьструктуру и состав ремонтно-обслуживающей базы и планомерность ее развития, ускорить научно-технический прогресс виспользовании обслуживании и ремонте машин.

1.Технологическая часть
                                          Назначение, устройство и работа детали
        Головка блока цилиндров относится к классу корпусных деталей, такие детали, какправило, изготавливаются в видеотливок из каких либо сплавов. Длядвигателя ЯМЗ-238, головку блокацилиндров отливают из серого и специального чугуна.
        Корпусные детали предназначены для креплениядеталей агрегата, имеют: отверстия,отверстия дляустановки подшипников, втулок, вкладышей, валов, гильз, штифтов и резьбовыеотверстия длякрепления деталей, плоскости итехнологические плоскости.
        Общим конструктивно-технологическимпризнаком для большинства  корпусных деталей являетсяналичие плоской поверхности и двух установочных отверстий, используемых вкачестве установочной базы, как при изготовлении, так и при восстановлениидеталей данного класса.
В процессе эксплуатации головкаблока цилиндров подвергаетсяхимическому, тепловому и коррозионному воздействию газов и охлаждающейжидкости, механическим нагрузкам от переменного давлениягазов. Динамическим нагрузкам, вибрации, контактным нагрузкам, влиянию абразивной среды и т.д. для данного класса деталей основными видами износа являются коррозионно-механический и молекулярно-механический, которые характеризуются следующими явлениями — молекулярнымсхватыванием, переносом материала, разрушением возникающих связей, вырыванием частиц и образованием продуктовхимического взаимодействия металла сагрессивными элементами среды.
Основные дефекты головокцилиндров: коробление привалочной плоскости, износ клапанных гнезд, направляющих втулок клапанов и отверстий под втулки,трещины и пробоины, износ или повреждение резьбовых отверстий. Головку блокацилиндров выбраковывают при трещинах, проходящихчерез отверстие шпильки крепленияголовки или через отверстия поднаправляющие втулки, при износеголовки цилиндров по высоте до значения,выходящего за пределыдопустимого.  

1.2Выбор и обоснование способов ремонта
Ремонтное производство в настоящее времярасполагает достаточным количеством способов, чтобы восстановить практическилюбую изношенную и поврежденную деталь. Но дляпрактического
использованиянеобходимо выбрать один, применение которого технически возможно и экономическинаиболее целесообразно. Выбор эффективного
способа восстановлениядеталей является важной задачей совершенствования организации ремонтного производства. На выборспособа ремонта (восстановления)деталей оказывает влияние:эксплуатационные (характер дефекта и величина износа); конструктивные(материал,размер, форма, масса детали); технологические( точность обработки, видобработки, точность); производственные( концентрацияи специализация производства,обеспеченность оборудованием); экономические(себестоимость, дефицитностьматериалов, долговечность работы восстановленных деталей).
Выбор способа устранения дефектов производитсяна основе критериев (критерий-признак, на основании которого производится оценка, возможность применения), разработанных В.А.Шадричевым и уточненныхМ.А.Масино.
По критериямприменяемости и долговечности применяютсяспособы ремонта для устранения указанных дефектов, и производится расчет.

Таблица 1  — Выбор способов ремонта
№ дефектов
Наименование дефекта
Способы восстановления
Критерии
применимость
долговечность
технико-экономический
1
трещины в рубашке охлаждения длиной 100мм.
восстановление полимерные материалы
1
0,62
83,8
2
коробление поверхности прилегания к блоку
шлифование
1
0,85
52,0
3
износ отверстий под направляющие втулки клапанов
ремонтируем под ремонтный размер
1
0,85
52,0

1.3 Планопераций

При установке головки дляпроведения над ней ремонтныхопераций базирование происходит по внешним поверхностямголовки.

Таблица2   План операций при подетальноймаршрутной технологии

№ операции
№ перехода
Дефекты                                        Наименование операций и содержание переходов     
Установочные базы
1
2
3
4

1

2

1

1

1
2
3

1

1

1
Дефект 1
Трещина рубашки охлаждения
Подготовительная операция
Зачистить под углом 70*
Обезжирить
Подготовка эпоксидной композиции
Слесарная операция
Нанесение эпоксидной композиции
Дефект 2
Коробление поверхности прилегания к блоку
Шлифовальная операция
Шлифовать поверхность прилегания к блоку до устранения коробления
Дефект 3
Износ отверстий под направляющие втулки клапанов
Токарная операция
Растачивание отверстия до 30,0 мм

Тиски

Тиски

Тиски

1.3.1 Разработка маршрута
Маршрут прохождениядетали следующий:
— слесарный участок, заклеивание трещины рубашки охлаждения;
— шлифовальный участок, шлифование поверхности прилеганияк блоку  
  цилиндров;
— токарный участок. Расточка отверстий под направляющиевтулки 
  клапанов до ремонтного размера

1.4 Расчет иобоснование режимов обработки и норм  
    времени
1.4.1Восстановление с помощью полимерных материалов
Применение полимерных материалов при ремонте, посравнению с другими способами позволяетснизить трудоемкость восстановленияна 20…30%, себестоимость ремонта на 15 … 20%, расход материалов на 40…50%. Этообусловлено следующим: не требуетсясложного оборудования, возможностьвосстановления деталей без разборкиагрегатов, отсутствие нагрева детали.
Определяемоперативное время, связанное с выполнением ремонтного воздействия, мин.:
        
                   (1)

где  яна подготовку трещин-18 мин [3];
              я наобезжиривание трещины – 0,2 мин [3];
              -площадьпоперечного сечения шва,
              g  — плотностькомпозиции,1,4
             я напредварительное приготовление композиции;
             
             я наокончательное приготовление композиции;

    
             я нанесения композиции на трещину и ее   уплотнения,
           0,55 мин.;

  я наналожение накладок из стеклоткани с прикаткой
            роликом,5,4 мин.

1.4.2Шлифовальная операция
1. Определяемосновное время на шлифовальныеработы, мин.;
                   
                                                   (2)

где 
              
              я,м/мин.;
              яподача, мм.;
              
             
                           
                              

2. Вспомогательное времяопределяетсяпо формуле:
                    
                                                            (3)

где   -время на установку и снятиедетали, мин. (зависит от
           массы и конфигурации изделия,конструкции 
           приспособления, характера иточности установки на 
           станке);
      я, связанное с переходами, мин. (время затрачиваемое  
            рабочим на подвод и отвод режущего инструмента,
          
           включение и выключение станка, подач и скоростей);
      я, связанное с замерами детали, мин.

                   

3. Оперативное времяопределяетсяпо формуле:

                                                                    (4) 

где  я,мин. (оно может быть: машинным —
         машинно-ручным –
      я,мин.

4. Дополнительное времяопределяетсяпо формуле:

                                                                    (5)

где 

                            

5. Штучное времяопределяетсяпо формуле:

                                                                   (6)

где  я,мин;
      я,мин. (время на обслуживание
             рабочего места, отдых и личные надобности).

                       

6. Дополнительное заключительное время определяется по формуле:

                    
                                                                   (7)

где  я,мин;
      я,мин.
        
                        

7. Число деталей в партии определяется поформуле:

                                                                      (8)

где  ящийот серийного производства для
         среднесерийного производства

                           

8. Нормируемое времяопределяетсяпо формуле:

                                                                   (9)

где  я,мин;
      я,мин;
      я,мин;
     

                     

1.4.3 Расточная операция

Деталь– отверстияпод направляющие втулки клапанов.
Расточкаведется: d=29,5 мм., D=30,0 мм.
Материал– специальный чугун HB 183-235.

Рассчитываемприпуски на обработку, мм.:
                          
                       
                                                                      (10)
                        
                           

Рассчитываем режим обработки детали:

1.Определяем длину обработки:

                                                               (11)

           где 
                 яинструмента, 0,5 мм.;
                 
                 ятие пробнойстружки 2мм.

2.