Формирование программы деятельности филиала банка на примере Тюменского филиала ЗАО СтарБанк

–PAGE_BREAK–
    продолжение
–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–Табл. 2.1. Веса показателей
Наименование показателя
Вес показателя, V
K1
Коэффициент выполнения плана по депозитному портфелю и остаткам на расчетных счетах
V1 = 40%
K2
Коэффициент выполнения плана по кредитному портфелю
V2 = 20%
K3
Коэффициент выполнения плана по операционной прибыли без резервов
V3 = 30%
K4
Коэффициент экономии накладных расходов*
V4 = 10%
Итоговый KPI = Min(K1*V1, V1) + Min(K2*V2, V2) + Min(K3*V3, V3) + Min(V4/2+V4/2*K4/НормаЭкономии, V4)
Норма Экономии – нормативная экономия накладных, принимается на уровне 15%. При расчете показателя учитываются накладные расходы без расходов на ФОТ. Зависимость вклада в КРI от экономии накладных демонстрируется на рис. 2.1.
Как видим, основными показателями, отражающими итоги деятельности Тюменского филиала СтарБанка, являются: депозитный портфель, остатки на р/сч и векселя банка; кредитный портфель; операционная прибыль без резервов (включая трансферты и аллокации 1-го порядка); экономия накладных расходов (не включая Заработную плату и другие вознаграждения сотрудникам).

Рис. 2.1. Зависимость вклада в КРI от экономии накладных
2.2 Характеристика нормативной базы для формирования программы деятельности
Общественность давно и прочно привыкла связывать специальную деятельность кредитных организаций, прежде всего коммерческих банков, с разнообразными количественно выраженными нормативами, в которые они обязаны укладываться, если желают и дальше сохранять статус банка. Указанные нормативы — это по сути целый комплекс требований, как правило, получающих количественное выражение, которые Центральный банк предъявляет к коммерческим банкам от имени общества и которые касаются главным образом большинства важнейших аспектов деятельности банков (правил, условий и процедур их деятельности) и почти не касаются ее результатов Таких централизованно устанавливаемых для банков нормативов довольно много (значительно больше, чем принято считать, если исходить из их официальной трактовки в нормативных документах) и все они весьма жесткие. Последнее обстоятельство лишь иллюстрирует общеизвестный во всем мире тезис о том, что регулирование (управление) банковской деятельности — самое жесткое из всех направлений такого регулирования, что в свою очередь объясняется спецификой данной деятельности — той исключительной ролью, которую банки (и в меньше мере НКО) играют или должны играть в составе национальной экономики.
Законодательная база отражена в следующих нормах банковских законов.
Из Закона «О Центральном банке РФ»
Ст. 18. Совет директоров выполняет следующие функций:
9) принимает решения:
— об установлении обязательных нормативов для КО и банковских групп;
— о величине резервных требований.
Ст. 62. В целях обеспечения устойчивости КО Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
1) минимальный размер УК для создаваемых КО, размер собственных средств (капитала) для действующих КО в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и/или открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в УК КО;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) нормативы ликвидности КО;
6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования собственного капитала КО для приобретения акций (паев) других юридических лиц;
10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам.
Обязательные нормативы, указанные в части 1 настоящей статьи, Банк России может устанавливать для банковских групп.
Ст. 80. Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать двух операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пяти операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории РФ.
К ст. 62 см. также ст. 63—71 Закона, в которых в определенной мере расшифровывается смысл перечисленных нормативов.
Из Закона «О банках и банковской деятельности»
Ст. 20. Основания для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций. Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если достаточность капитала КО становится ниже 2 процентов;
2) если размер собственного капитала КО ниже минимального значения УК, установленного Банком России на дату регистрации КО. Указанное основание для отзыва лицензии не применяется к КО в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии;
3) если КО не исполняет в установленный срок требования Банка России о приведении в соответствие величины УК и размера собственного капитала;
Ст. 24. Обеспечение финансовой надежности КО. КО обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Законом «О Центральном банке РФ». Численные значения обязательных нормативов устанавливает Банк России в соответствии с указанным Законом.
Ст. 25. Норматив обязательных резервов банка. Банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств.
Кроме того, следует принять во внимание Закон № 152-ФЗ от 11.11.2003 г. «Об ипотечных цепных бумагах» (см. ниже выдержку из Закона).
Ст. 7. Эмитенты облигаций с ипотечным покрытием. 2. КО, эмитирующие облигации с ипотечным покрытием, обязаны выполнять установленные в соответствии с федеральными законами требования Центрального банка РФ, а также выполнять следующие дополнительные обязательные нормативы (соотношение определенных активов и пассивов), величину и методики определения которых устанавливает Центральный банк РФ:
— минимальное соотношение размера предоставленных кредитов с ипотечным покрытием и собственного капитала;
— минимальное соотношение размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием;
— максимальное соотношение совокупной суммы обязательств КО перед кредиторами, которые в соответствии с федеральными законами имеют приоритетное право удовлетворения своих требований перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, и собственного капитала.
Центральный банк РФ вправе устанавливать для КО, эмитирующих облигации с ипотечным покрытием, особенности расчета и значений следующих обязательных нормативов, определенных в Законе «О Центральном банке РФ»:
— норматив достаточности собственного капитала;
— нормативы ликвидности;
— размер процентного и валютного риска.
Видимо, в особую группу нормативов (стандартов) можно выделить устанавливаемые либо в законах, либо Центральным банком требования к раскрытию банками информации о своей деятельности.
Нормативная база
В части установления нормативов она включает в себя следующие документы Банка России (основные):
V Инструкцию № 110-И от 16.01.2004 г. «Об обязательных нормативах банков»;
V Положение № 215-П от 10.02.2003 г. «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»;
V Указание № 1346-У от 1.12.2003 г. «О минимальном размере усЛ тавного капитана для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и/или открытия их филиалов, в размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка» плюс текущие требования к размерам капиталов (ежеквартально выходящие документы оперативного характера);
V Инструкцию № 76-И от 24.08.1998 г. «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» (п. 2.2, подпункты 4.2.1—4.2.3);
«V Положение № 254-П от 26.03.2004 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (нормативы создания резервов под кредиты);
V Указание № 1584-У от 22.06.2005 г. «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон»;
V Положение № 232-П от 9.07.2003 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (нормативы создания резервов под так называемые прочие возможные потери);
V Инструкцию № 109-И от 14.01.2004 г. «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (п. 4.9 — норматив неденежной части УК создаваемой кредитной организации);
V Положение № 255-П от 29.03.2004 г. «Об обязательных резервах кредитных организаций» плюс текущие значения резервных требований, периодически устанавливаемые документами оперативного характера;
V Положение № 199-П от 9.10.2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» (норматив минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе КО на конец дня);
V Инструкцию № 124-И от 15.07.2005 г. «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях… надзора за их соблюдением кредитными организациями»;
V Инструкцию № 114-И от 1.06.2004 г. «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» (норматив резервирования под определенные валютные операции);
V Указание № 1412-У от 30.03.2004 г. «Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из РФ без открытия банковских счетов» (норматив вывоза при проведении валютных операций валюты и рублей без открытия банковского счета);
V Инструкцию № 111-И от 30.03.2004 г. «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ» (норматив обязательной продажи части валютной выручки);
V Инструкцию № 112-И от 31.03.2004 г. «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием»;
V Положение № 516 от 8.09.1997 г. «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации» (нормативы деятельности НКО, лицензируемых Банком России).
Что касается применения нормативов, т.е. того, насколько дисциплинированно банки соблюдают обязательные нормативы, то в этой части главный «стимулирующий» документ ЦБ — Инструкция № 59 от 31.03.1997 г. «О применении к банкам мер воздействия».
Этим документом Банк России сам себе разрешил применять к банкам, виновным в тех или иных нарушениях, в т.ч. не выполняющим обязательные нормативы, меры воздействия двух типов:
• предупредительные;
• принудительные (от штрафов до отзыва лицензии).
По данному вопросу следует смотреть также Кодекс РФ об административных правонарушениях (Закон № 195-ФЗ от 30.12.2001 г.), прежде всего главу 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг».
Обязательные нормативы
Все обязательные нормативы деятельности банков с определенной долей условности можно разделить на следующий ряд групп.
• Нормативы технологические, предназначенные для того, чтобы банк изначально возникал как достаточно надежная специализированная организация, а в дальнейшем по роду своей деятельности оставался именно банком и функционировал так, чтобы оправдывать общественные ожидания.
К данной широкой группе можно отнести, в частности, такие нормативы:
• минимально необходимых размеров уставного и собственного капиталов;
• неденежной части капитала;
• достаточности собственного капитала;
• деления активов банка на группы с разным уровнем рискованности;
• использования собственного капитала для участия в уставных капиталах других хозяйствующих юридических лиц;
• срока проведения безналичных платежей.
• Нормативы резервирования (норматив или нормативы резервов, депонируемых в Центральном банке), которые в принципе должны применяться для сдерживания кредитной и иной активности банков, если такая активность может вести к «перегреву» экономики или определенных ее частей.
• Нормативы ликвидности (включая и норматив количества наличных денег в операционных кассах банков), представляющие собой специальные требования, соблюдение которых позволяет банку оставаться способным удовлетворять потребности клиентов в платежных средствах.
• Нормативы резервов под возможные потери, представляющие собой инструмент, с помощью которого общество (Центральный банк) пытается не допустить такой ситуации, когда банки, преследуя свои коммерческие цели, могут «зарываться» и вести излишне рискованные активные операции, грозящие потерями не только им самим, но и их клиентам и тем самым могущие дестабилизировать экономику.
• Нормативы отчетности и информационной открытости.
• Другие.
Назначение всех подобных нормативов в целом и каждого из них в отдельности одно — обеспечение надежной деятельности кредитных организаций и всей их совокупности, т.е. всего банковского сектора страны (естественно, при наличии в стране всех иных условии для того, чтобы этот сектор мог работать устойчиво и надежно).
Что касается числовых значений обязательных нормативов, то их следует рассматривать только как минимальные общественные требования к соответствующим параметрам деятельности кредитных организаций.
Ни сам набор обязательных нормативов, ни конкретные их значения не остаются неизменными. При этом в долговременном плане в таких их изменениях трудно обнаружить какую-либо общую закономерность, поскольку каждая страна на каждом этапе своего исторического развития пытается решать с помощью данных нормативов совершенно конкретные проблемы, связанные с банковской деятельностью и экономикой в целом, которые у каждой страны, как правило, свои, особенные.
Важнейшие нормативы (группы нормативов)
Важнейшими обязательными нормативами деятельности банков традиционно считаются нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности, нормативы резервов под возможные потери (нормативы рисков). Столь же традиционно указанные нормативы (кроме нормативов по валютным рискам) излагаются в Инструкции ЦБ, которая ныне называется «Об обязательных нормативах банков» (№ 110 от 16.01.2004 г.). К этой Инструкции сейчас и необходимо обратиться.
Нормативы достаточности собственного капитала Собственный капитал коммерческого банка (свободные и не обремененные претензиями средства), как и любой другой организации или предприятия, должен выполнять ряд функций. В данном случае определяющее значение имеют:
• функция капитала как амортизатора, последнего (после резервных фондов) буфера, временно позволяющего банку покрывать убытки и продолжать операции в случае крупных непредвиденных потерь или чрезвычайных расходах;
• функция капитала как регулятора деятельности банка (органы надзора, выдвигая определенные требования к достаточности капитала, тем самым задают нормы экономического поведения, призванные оберегать банк от неустойчивости и чрезмерных рисков).
Наличие у банка капитала определенной величины и качества рассматривается как средство защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка и снижения вероятности его несостоятельности. Чем больше при прочих равных условиях удельный вес рисковых операций в балансе банка и чем выше риски его забалансовых операций, тем большие требования предъявляются к его собственному капиталу.
Таким образом, «достаточность (адекватность) капитала» отражает общую оценку (главным образом, регулирующими органами) надежности банка. То есть банк будет считаться надежным в части его капитала, если параметры последнего укладываются в расчетные нормативы «достаточности», выработанные эмпирическим путем либо самим банковским и вообще предпринимательским сообществом ил органом, регулирующим банковскую деятельность.
В этом смысле пользуются термином «регулятивный капитал», понимая под ним капитал, которым банк должен располагать для проведения соответствующих операций, поскольку этого требует регулирующий орган. Здесь не важно, почему и на каких основаниях указанный орган требует именно такой величины капитала, а не другой. С этих позиций «достаточность капитала банка» — понятие субъективное, отражающее взгляд на проблему того, кто оценивает банк или кто вправе давать ему соответствующие указания. Однако этот взгляд может приобрести черты объективности, если разделяется многими или большинством либо если он предписан в нормативных актах.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В современной теории существует также понятие экономического капитала. Экономический капитал — это капитал, необходимый для адекватного покрытия рисков, принимаемых конкретным банком.
Риски банка и связанные с ними возможные потери можно разделить на ожидаемые и неожиданные (превышающие ожидаемые или вообще непредвиденные). Все ожидаемые потери (стандартные для данных условий) должны компенсироваться за счет доходов банка (цена банковских продуктов и резервы на возможные потери). Потери, превышающие ожидаемый нормальный (стандартный) уровень, должны возмещаться за счет капитала. Капитал, необходимый для покрытия именно и только неожиданных потерь, и именуют экономическим, i следовательно, вопрос упирается в надежную идентификацию и оценку неожиданных рисков и связанных с ними возможных потерь.
То есть экономический капитал зависит от того, насколько хорошо распознаны такие риски и насколько адекватно оценен уровень предполагаемых потерь. Зависимость здесь обратная: если ожидаемые риски хорошо распознаны, т.е. надлежащим образом учтены в ценах (тарифах) банка и в его резервах (при условии, что это возможно), то капитала требуется меньше, а если плохо — то больше.
Таким образом, при определенных обстоятельствах экономического капитала может требоваться меньше либо больше, чем капитала регулятивного.
Можно ли надежно распознать неожиданные риски и дать хорошую количественную оценку связанным с ними возможным потерям?
Абстрактно рассуждая — да, практически же — маловероятно. Дело в том, что концепция экономического капитала базируется на двух ключевых идеях: на определении и оценке стандартных рисков (как ожидаемых, совсем вероятных, так и «неожиданных», менее вероятных) и на использовании представительных статистических рядов, В современных российских условиях практическая реализация обеих идей представляется проблематичной.
Таким образом, разрешить самостоятельно регулировать свой экономический капитал если и можно, то лишь отдельным банкам, т.е. лишь в порядке исключения из правила. С другой стороны, сам регулирующий орган тоже не в состоянии рассчитывать экономические капиталы для всех банков. Следовательно, основным его инструментом и впредь остается «регулятивный капитал».
Так или иначе, фактическое значение норматива достаточности капитала банков, по мнению надзорных органов, является важнейшей характеристикой финансового состояния, а тем самым и качества их управления. Тем не менее в 1998 г. среди разорившихся отечественных банков немало было и таких, к которым у ЦБ не было никаких претензий в плане достаточности капитала. Кстати, такие явления наблюдаются не только в России. Установление разными странами индивидуальных норм достаточности банковского капитала, как свидетельствует практика, не обеспечивает стабильности международной финансовой системы и более справедливой конкуренции. Вопрос о минимально необходимой величине (стандарте) этого норматива был, является и останется дискуссионным, т.е. таким, на который нельзя дать однозначного и приемлемого для всех ответа.
Итак, наличие «достаточного» капитала не является строгим показателем надежности банка и защиты интересов его вкладчиков и кредиторов. Величина данного показателя имеет реальное значение только при системном анализе деятельности банка, т.е. лишь в совокупности с другими аналитическими показателями.
Каждое государство законодательно или иным путем устанавливает стандарты минимального капитала для кредитных организаций.
Как правило, для вновь создаваемых банков эти стандарты предусматривают определение минимального размера стартового капитала в денежном выражении, а для других банков — фиксацию коэффициента достаточности (адекватности) капитала.
Определение достаточности собственного капитала банка заключается в исчислении относительной величины капитала, посредством которой, как полагают регулирующие органы, обеспечивается контроль за качеством управления и финансовой устойчивостью банка.
Мировой банковский опыт выработал метод, исходящий из целесообразности увязывания суммы капитала с уровнем рисков активных операций банка. Эта связь, выражающая способность капитала выдерживать потери, выражается формулой (коэффициентом) Кука в виде отношения величины собственного капитала к суммарному объему активов, взвешенных по уровням риска (умноженных на индивидуальные весовые коэффициенты риска со значениями от 0 до 100%):

Суммарный объем потенциальных потерь кредитов, инвестиций и других вложений, умноженных на индивидуальные весовые категории риска. Именно эту способность капитала закрепил в 1988 г. Базельский комитет в методике, в соответствии с которой собственный капитал банка не может быть меньше 8% от суммы активов, скорректированной с учетом рисков, т.е. на каждые 100 единиц потенциальных потерь банк должен иметь не менее 8 единиц собственного капитала. Для развивающихся стран этот показатель, по мнению Комитета, должен быть выше.
В соответствии с Инструкцией ЦБ № 110 минимально допустимое числовое значение норматива достаточности капитала для отечественных банков (норматив HI) устанавливается в зависимости от размеров собственных капиталов банков и составляет:
— для относительно крупных банков (с капиталом, равным или большим, чем сумма, эквивалентная 5 млн. евро) — 10%;
— для более мелких банков (с капиталом менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро) — 11%.
Почему за точку отсчета взята сумма в 5 млн. евро, объяснить рационально невозможно. Если принять во внимание, что указанная сумма является минимально необходимой и для УК вновь создающего банка (в I квартале 2005 г. это составляло более 189 млн. руб., в последующие 2 квартала -*- более 180 и более 172 млн. руб. соответственно), то получается, что в большинстве регионов России, во-первых, почти невозможно создать новый банк (поскольку в экономике нет таких свободных денег), во-вторых, таким банкам не во что было бы размещать свои ресурсы (местные рынки и население вполне могут обойтись услугами и более мелких банков).
Фактические значения норматива HI, которые наши действующие банки в целом выдерживают в последние годы (2000—2004 гг.), не опускаются ниже 18—19%, что говорит об их повышенной осторожности, скорее даже чрезмерной.
На практике проблема ликвидности банка включает в себя проблемы эффективной организации его пассивов (собственные и привлеченные средства), проблемы активов (размещение имеющихся ресурсов в те или иные операции) и проблемы их соответствия по суммам и срокам. С учетом этого указанные требования ЦБ сводятся к двум основным моментам. Во-первых, как уже отмечалось, ЦБ предписывает всем банкам классифицировать их активы в зависимости от степени связанных с ними рисков на 5 групп, каждая из которых имеет нормативный коэффициент риска (от 0 до 100%). Во-вторых, ЦБ обязывает все банки соблюдать следующий ряд нормативов ликвидности (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Обязательные нормативы ликвидности банков

Но что реально означают данные нормативы? Смысл их достаточно простой. К примеру, Н2 означает, что банк в любой рабочий день (это относится и ко всем остальным обязательным нормативам) должен держать в оперативной готовности такую сумму денег (в наличной и безналичной формах), чтобы в гипотетическом случае, когда в один и тот же день к нему с требованием вернуть им их деньги обратятся физические и юридические лица — владельцы 15% вкладов и депозитов, принятых банком на счета до востребования, иметь возможность немедленно выполнить такие требования. Между прочим, это означает, что указанную сумму банк фактически ни в какие операции не может направить (если не считать таких случаев, когда он выдаст кредит на несколько недолгих часов в течение рабочего дня) и она доходов не приносит.
Таблица 2.3. Обязательные нормативы кредитной деятельности банков
Норматив
Определение норматива
Допустимое значение норматива
Размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков — Н6
Отношение суммы кредитных требований банка к одному заемщику (группе взаимосвязанных заемщиков), включаемых в расчет с учетом соответствующих коэффициентов риска, к величине собственного капитала банка.
Не более 25
Размер крупных кредитов (кредитных рисков)—Н7
Отношение суммы крупных кредитов к величине собственного капитала банка.
Не более 800
Размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, выданных банком своим участникам — Н9.1
Отношение суммы кредитов, гарантий и поручительств, выданных банком своим участникам, к величине его собственного капитала.
Не более 50
Совокупная величина кредитных рисков по инсайдерам банка — Н10.1
Отношение суммы кредитов, выданных банком своим инсайдерам, к величине его собственного капитала.
Не более 3
Исходя из результатов классификации кредитов (кроме кредитов, сгруппированных в однородные портфели) определяется размер расчетного резерва под каждый из них в соответствии со следующей таблицей.
Таблица 2.4. Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

С общественной точки зрения (имея в виду, что банки в известном смысле представляют собой публичные институты) с обязательными нормативами все же надежнее, даже если они ограничивают «свободную волю» каждого отдельного банка. Хотя, конечно, эта надежность относительная. Поэтому можно сказать так: полной гарантии надежности, бескризисного развития банков выполнение указанных нормативов не может дать, однако без таких нормативов их надежность определенно была бы меньше. Важно лишь, чтобы нормативов было минимально достаточное количество, а их значения — более обоснованными.
Внутренние нормы
Излишняя внутренняя регламентация, как кажется большинству управленческого персонала, может приводить к дополнительным издержкам, но большей частью она все-таки повышает ответственность исполнителей и экономит время для принятия новых решений, как правило, представляющие собой «забытое старое», которое при хорошей организации дела вы всегда найдете в архиве.
Внутренняя нормативная база является одним из существенных элементов системы управления любой организации и системы управления рисками в частности. Качество нормативной базы — это показатель качества управления.
Если документам, выходящим за пределы организации, уделяется более или менее значительное внимание, то к внутренним документам иногда относятся недостаточно серьезно. (Часто о них вспоминают накануне, а иногда и в процессе проверки.) И совершенно напрасно. Кроме соблюдения требований регуляторов, внутренние документы выполняют огромной важности роль в жизни кредитной организации. По большому счету, они являются основным средством минимизации операционных рисков.
Специалисты утверждают, что большая часть ошибок в банковской деятельности связана с некачественной нормативной базой. В частности, А. Белоцветов при классификации ошибок, возникающих в процессе работы кассового подразделения, которые повышают риск возникновения прямых и косвенных убытков для кредитной организации, в качестве первой причины указывает неправильную организацию внутренних процессов и процедур проведения банковских операций и других сделок, иначе говоря, плохое методологическое обеспечение.
Помимо этого «несоответствие внутренних документов кредитной организации законодательству Российской Федерации, а также неспособность кредитной организации своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства» является одним из факторов возникновения правового риска (п. 2.1.1 Приложения к Письму ЦБ РФ от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»).
Наличие качественной внутренней нормативной базы (если не считать соблюдение прямых требований надзорных органов) является одним из показателей культуры бизнеса, обеспечивает унификацию процессов, исключает неоднозначность понимания сотрудниками своих задач, гарантирует соответствие конечного продукта организации внутренним стандартам и требованиям регуляторов. Что в конечном итоге обеспечивает качество управления.
Стандарты ИСО серии 9000 базируются на положении, что лучшим способом управления деятельностью организации служит использование установленных и контролируемых методик.
Еще немаловажный аспект: в случае если документы регуляторов допускают неоднозначность трактования или не содержат положений по какому-либо процессу, то кредитная организация может, подробно прописав необходимый порядок во внутренних документах, действовать на их основании до выхода официальных разъяснений, не страшась проверок.

3. Формирование программы деятельности филиала
3.1 Обоснование управленческих решений по повышению эффективности деятельности филиала
Процесс управления филиалом банка представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех деятельности банка.
В процессе работы банка руководителям часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности.
Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями – заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно планирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения.
Поскольку основными показателями, отражающими итоги деятельности филиала, являются депозитный портфель, остатки на р/сч и векселя банка, кредитный портфель, операционная прибыль без резервов (включая трансферты и аллокации 1-го порядка), экономия накладных расходов (не включая заработную плату и другие вознаграждения сотрудникам), то нужно разработать решения для повышения эффективности деятельности филиала по каждому этому направлению.
В настоящее время пристальное внимание привлекает проблема планирования финансовой устойчивости банка. Практика показала, что банки не должны ослаблять внимание к процессу формирования своих кредитных портфелей, поскольку ссудные операции, наряду с приемом денег во вклады, являются для банка той группой операций, которые конституируют сущность банка. Рациональное использование ресурсов способствует достижению прибыльности и институциональному развитию коммерческого банка.
Управленческие решения для улучшения финансового состояния банка включают следующее:
1. Оптимизация структуры расходов филиала банка. В связи с необоснованно завышенной величиной функциональных расходов предлагается пересмотр существующей системы оплаты труда сотрудников с целью сокращения непроизводительных затрат, а именно: внедрение прогрессивных форм и тарифов оплаты труда на основе аттестации сотрудников, введение принципа хозрасчета при дополнительной оплате труда сотрудников различных отделов, взаимоувязка системы премирования и результатов работы банка.
2. Оптимизация ресурсной базы банка.
Для оптимального соотношения привлеченных и собственных средств филиала необходимо провести эмиссию ценных бумаг. Это позволит нарастить собственный капитал банка, что даст возможность увеличения объема активных операций, а также дальнейшего расширения деятельности банка. В результате планируется получение филиалом дополнительной прибыли, которая в последствии может быть распределена в резервный фонд банка. Прирост собственного капитала позволит также повысить надежность банка.
Создаваемый в обязательном порядке резервный фонд предназначен для покрытия убытков и возмещения потерь, возникающих в результате текущей деятельности банка, и служит, таким образом, обеспечением стабильной работы банка. Резервный фонд филиала должен составлять более 15 % величины его уставного капитала.
В отчетном году по сравнению с базисным величина резервного фонда выросла с 6,75 % до 7,46% от величины уставного капитала банка.
Для более стабильной работы банка необходимо увеличить резервный фонд по сравнению с отчетным годом на 11 854 тыс. рублей. Для этого необходимо выпустить акции обыкновенные бездокументарные именные в количестве 11 854 000 шт. номинальной стоимостью 1 руб. на общую сумму 11 854 000 руб.
Увеличение резервного фонда, а соответственно и его доли в уставном капитале, обеспечит филиалу более стабильную работу и повысит его устойчивость и надежность. Кроме того, увеличение фонда приведет к увеличению собственных средств филиала. Следовательно, соотношение привлеченных и собственных средств приблизится к уровню 80:20.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–