Конституционно-правовой статус депутата Парламента РК

Конституционно-правовойстатус депутата Парламента РК
План
Введение
1.  Правовойстатус депутатов
2.  Императивныйдепутатский мандат
3.  Приобретениедепутатского статуса
4.  Формыдепутатской деятельности
5.  Главнаязадача депутатов
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В преддвериипарламентских выборов актуальным является не только вопрос проведенияизбирательной кампании в Парламент Республики Казахстан, но и вопрос правовогостатуса будущих избранников народа. Актуальность этого вопроса состоит в том,что для развития демократии необходима сильная и независимая ветвьзаконодательной власти, члены которой должны обладать реальными гарантиямисвоей деятельности, что в первую очередь определяется их правовым статусом.Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение,состояние».[1] В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образомв отдельных своих проявлениях, связанных прежде всего с различными егоносителями. Например, конституционный статус личности, правовой статусгражданина, конституционный статус Президента, статус общественногообъединения, статус судьи и т.д.
В то же время вотечественной научной литературе последних лет в основном подробнорассматриваются вопросы правового статуса Президента, судей, прокуроров, а повопросу правового статуса депутатов Парламента аналогичных научных разработокпочти нет,[2] что также делает настоящий вопрос актуальным.

1.Правовой статус депутатов
Сегодня правовой статусдепутатов Парламента Республики Казахстан регламентируется КонституциейРеспублики Казахстан, Конституционным законом от 16 октября 1995 года № 2529 «ОПарламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (с изменениями идополнениями) и рядом других нормативных правовых актов. При этом следует иметьв виду, что в Конституции заложены базовые исходные начала определенияправового и социального положения депутата. Закрепляя основы статуса депутата,Конституция отражает наиболее важные элементы этого института, такие какобщенациональный характер депутатского мандата, сроки полномочий, права иобязанности, а также гарантии депутатской деятельности.
В то же времяконституционные положения о статусе депутата более полное развитие находят вКонституционном законе о Парламенте и статусе его депутатов. В нем, вчастности, получили свое развитие вопросы деятельности депутата в Парламенте, вего палатах, иных органах, взаимоотношения депутатов с другими должностнымилицами и избирателями. При этом процессуальные вопросы депутатской деятельностии правила депутатской этики нашли свое подробное раскрытие в регламентах Парламентаи его палат.
Анализ вышеназванныхнормативных правовых актов позволяет заключить, что они предоставляют членамПарламента особую право- и дееспособность, чтобы парламентарий мог участвоватьв законотворчестве и осуществлении других функций законодательного органа.[3]Между тем статус депутата охватывает не только деятельность избранника народа вПарламенте, маслихате, но и его положение в обществе в целом. К примеру, многиевопросы работы депутата в депутатской группе, в партийной фракции, на депутатскомпосту, а также взаимоотношения с общественными объединениями не урегулированынормами права. В связи с этим депутат руководствуется обычаями, традициями,сложившейся практикой и правилами общественных объединений, содержащимися в ихуставах и положениях.
Все это позволяетзаключить, что в широком смысле под статусом депутата следует пониматьобусловленное социально-политической сущностью общества фактическое положениедепутата, регламентируемое правовыми и иными социальными нормами иобеспечиваемое соответствующими гарантиями. В узком смысле статус депутатаскладывается из упорядоченной совокупности элементов, всестороннехарактеризующих сущность и содержание правового положения депутата, а именно изих прав, обязанностей и ответственности.
Говоря о статуседепутатов Парламента Республики Казахстан следует помнить, что термин «депутатПарламента» является обобщающим, тогда как в реалии речь идет о статуседепутатов Мажилиса и о статусе депутатов Сената. Безусловно, статусы депутатовобеих палат во многом схожи, но между ними есть и различия, которыеопределяются уже тем, что депутаты Мажилиса избираются населением на основевсеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, адепутаты Сената — выборщиками, т.е. на основе косвенного избирательного правапри тайном голосовании. Депутаты Мажилиса избираются на пять лет, а депутатыСената — на шесть. Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан,состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшееобразование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий натерритории соответствующей области, города республиканского значения либостолицы республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданинреспублики, достигший двадцати пяти лет. Однако, несмотря на отмеченныеразличия, депутаты Мажилиса и Сената имеют равные полномочия, которые позволяютим выступать от имени народа, т.е. всей совокупности граждан нашегогосударства, а не от группы избирателей (выборщиков), которые их избрали. Этообстоятельство свидетельствует о наличии у депутатов казахстанского Парламентатак называемого свободного мандата. В свою очередь следует отметить, чтодепутаты Верховного Совета Казахской ССР были наделены императивным мандатом.
В свете сказанногоможет возникнуть вопрос, зачем акцентировать внимание на двух видах мандатов,когда ныне действующая Конституция Республики Казахстан в пункте 1 статьи 52прямо закрепляет положение о том, что «депутат Парламента не связан каким-либоимперативным мандатом».
2.Императивный депутатский мандат
Однако в последнеевремя отдельные депутаты Парламента[4], а также некоторые ученые-юристы в своихвыступлениях и научных статьях предлагают отказаться от свободного мандата изаменить его императивным. По их мнению, императивный депутатский мандатявляется формой института прямой (непосредственной) демократии, котораяпредставляет гражданам большие возможности для формирования дееспособного иавторитетного состава представительных органов, а также усиливает позитивнуюответственность депутатов вследствие того, что избиратели могут поставитьвопрос об их отзыве.[5] Несколько подробней проанализируем данное предложение,поскольку от вида мандата напрямую зависит содержание правового статусадепутата: возможность или невозможность действовать только в соответствии сосвоими убеждениями, нести или не нести ответственность перед своимиизбирателями.
Прежде всего следуетотметить, что предложение о введении императивного мандата не является новым.Оно берет свое начало с декрета ВЦИК от 21 ноября (4 декабря) 1917 года «Оправе отзыва делегатов».[6] Идея же этого декрета была заимствована издокументов Парижской коммуны. Входившие в состав Парижской коммуны избранникинарода «должны были строго придерживаться mandat imperatif (точной инструкции)своих избирателей и могли быть сменены во всякое время».[7]
В то же времясправедливости ради следует отметить, что принцип императивного мандата идетеще со времен представительных средневековых учреждений, когда основные политическиеправа принадлежали графствам, городам, коммунальным союзам. Поэтому депутаты отназванных субъектов отстаивали только их интересы. Как правило, такойпредставитель получал от избравшей его общности «наказ», инструкцию, которой онобязан был следовать. В случае невыполнения «наказа» вышеназванные субъектымогли не только отозвать своего депутата, но и взыскать с него причиненныйимущественный ущерб.
По прошествии времени,с появлением всеобщего избирательного права и увеличением числа представителей,принцип императивности депутатского мандата показал свою неэффективность, таккак «наказы» тормозили деятельность законодательного органа, а иногда делали ееневозможной. Поэтому не случайно в период Великой революции национальноесобрание Франции своими декретами от 23 июня и 8 июля 1789 года освободилосвоих членов от получения ими инструкций, и декретом от 22 декабря того же годазапретило их на будущее время. С тех пор запрещение инструкций «наказов»депутатам и их ответственности перед своими избирателями, а точнее говоря, ихотзыва последними, стало общим принципом конституционного права.[8]
Сегодня, руководствуясьопытом демократических стран, современные конституции большинства бывшихреспублик Союза ССР, ранее предусматривающие императивный мандат, также перешлик свободному мандату. При этом следует иметь в виду, что свободный мандат неозначает полную свободу действий депутата, поскольку он как и прежде зависит отсвоих избирателей и партийных установок, так как иначе в следующий раз он уже небудет избран. Кроме того, свободный мандат не исключает обязанности депутатаинформировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права иинтересы, руководствоваться предвыборной программой. Поэтому связь депутат — избиратель сохраняется и по сей день. Изменилось только то, что право голосадепутата при решении того или иного вопроса уже ничем не ограничено. В своейдеятельности он руководствуется в первую очередь конституцией и законами.
Руководствуясьвышесказанным, считаем, что нет необходимости пересматривать действующееконституционное положение о свободном депутатском мандате в отношении депутатовПарламента Республики Казахстан. В то же время следует иметь в виду, что вРоссийской Федерации на региональном уровне законодатель довольно широко вводитв практику императивный депутатский мандат. В свою очередь Конституционный судРоссийской Федерации по этому поводу отмечает, что субъекты РоссийскойФедерации вправе утверждать институт отзыва депутатов представительных органоввласти на местах. В подтверждение сказанного М. В. Баглай пишет, что «правовоедемократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямаяответственность депутатов перед избирателями имеют смысл и практическуюосуществимость скорее на уровне местного самоуправления, но на общенациональномуровне парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа, и депутатыдолжны выступать как представители всего народа, а не только своихизбирателей».[10]
В заключениерассматриваемого вопроса можно сделать вывод о том, что депутаты Парламентадолжны представлять весь народ Казахстана, а не своих избирателей, так какПарламент — это «выразитель суверенной воли коллективности, образующей основугосударства».[11] Что касается депутатов местных представительных органов, тонаделение их императивным мандатом было бы весьма уместно, так как они болееблизки к избирателям, реально знают местные проблемы и способны самостоятельнопроконтролировать их решение на местах. Конечно, данное предложение потребуетвнесения изменений в Конституцию, поэтому прежде чем его принять за основу, онодолжно быть в экспериментальном порядке апробировано на практике, и только вслучае положительных результатов оно может быть принято.
3.Приобретение депутатского статуса
Другая проблема,которая требует обсуждения, — это вопрос о моменте приобретения депутатскогостатуса. Обращение к этому вопросу вызвано тем, что в практике примененияКонституционного закона о Парламенте и статусе его депутатов есть прецеденты,когда победившего на выборах кандидата в депутаты привлекли к уголовнойответственности как лицо, не наделенное депутатским статусом.
В этой связи возникаетвопрос, когда лицо, победившее на выборах, обретает полномочия депутата? Так,согласно п. 2 ст. 24 Конституционного закона о Парламенте и статусе егодепутатов полномочия депутатов Парламента начинаются с момента их регистрации вкачестве депутатов Парламента Центральной избирательной комиссией. Однако,чтобы лучше разобраться с этим положением, считаем необходимым более подробнорассмотреть, что представляют собой полномочия депутатов.
Полномочия депутатов — это комплекс прав и обязанностей, обеспечивающих осуществление ими своихфункций, которые выражаются в основных направлениях их деятельности, в процессеосуществления которых депутаты решают стоящие перед ними задачи и достигаютнамеченных целей.[12]
Главной задачей каждогодепутата является участие в законотворчестве и осуществлении Парламентом другихего функций, а основной целью депутатской деятельности являются представлениеинтересов народа в Парламенте и обеспечение их сочетания с общегосударственнымиинтересами.
В интересах лучшеговыполнения депутатами своих задач Конституция, действующее законодательство ирегламенты наделяют их необходимыми правами и обязанностями, за выполнениекоторых депутат и несет юридическую и моральную ответственность.
Права и обязанностидепутата получают выражение в двух главных сферах: в выборном органе народногопредставительства (Парламенте) и в избирательном округе.
4.Формы депутатской деятельности
Формы депутатскойдеятельности в работе Парламента и его органах могут быть самыми различными.Под ними понимается комплекс организационных средств, используя которые депутатосуществляет свою деятельность, реализует свои права и обязанности, претворяетв жизнь волю избирателей.
Формами депутатскойдеятельности в Парламенте являются:
1) участие в заседанииПарламента с правом решающего голоса;
2) участие в работекомитетов и комиссий Парламента;
3) участие в работедепутатских объединений — депутатских фракций и групп;
4) участие впарламентских слушаниях;
5) обращение сдепутатскими запросами;
6) выполнение порученийПарламента и его органов.
5.Главная задача депутатов
Главной задачейдепутата является участие в законотворчестве, следовательно, основным средидругих многочисленных прав депутата можно назвать его право решающего голоса.Участвуя в голосовании по различным вопросам, рассматриваемым в Парламенте,каждый депутат имеет возможность высказать свое мнение, точку зрения ипредложить свои варианты решения того или иного вопроса. Депутат личноосуществляет свое право на голосование. Передача права голоса другому депутатузапрещается.
Депутат пользуетсяправом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на открытых либозакрытых заседаниях Парламента, парламентских комитетов и комиссий. При этоминдивидуальная воля отдельного депутата становится коллективной и превращаетсяв единую государственную волю, воплощаемую в принятых Парламентомзаконодательных актах.
Конституционный законустанавливает обязанность депутата участвовать в работе Парламента и егоорганов:
— депутат Парламентавправе избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламентаи его палат;
— вносить предложения озаслушивании на заседаниях Парламента отчета или информации должностных лиц,подотчетных палатам Парламента;
— вносить поправки кпроектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов;
— знакомиться стекстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседанийПарламента;
— осуществлять другиеполномочия в соответствии с конституционным законом, регламентами Парламента иего палат.
Все вышеизложенноепозволяет сделать вывод о том, что лицо, которое победило на депутатскихвыборах, еще нельзя считать депутатом в полном смысле этого слова, так как онодо момента официальной регистрации не имеет тех полномочий, которые имеетофициально зарегистрированный депутат. Кроме того, как показал анализдействующего законодательства, лица, победившие на выборах, в период междуопубликованием результатов выборов и до момента его регистрации ЦИК РК вкачестве депутата, не имеют соответствующей своему статусу правовой защиты.Между тем именно в этот период не исключены какие-либо провокации против них.
Для восполнения данногопробела, на наш взгляд, необходимо на вышеназванных лиц распространитьположение о депутатском иммунитете. Это надо сделать для того, чтобы защититьих от различных провокаций как со стороны бывших конкурентов по избирательнойкампании, так и от властных структур, опасающихся разоблачения своейпротивоправной деятельности со стороны победившего на выборах кандидата вдепутаты.
Полагаем, что такоепредложение не лишено логики. Так, если кандидат в депутаты в процессеизбирательной кампании в порядке п. 3 ст. 47 Конституционного закона о выборахнаделяется определенным иммунитетом, то почему не может иметь аналогичнойзащиты лицо, одержавшее победу на выборах?

Заключение
 
В заключение нужнотакже отметить, что в дальнейшем совершенствовании нуждается и та частьправового статуса депутата, которая связана с реализацией его конституционногоправа законодательной инициативы. В этой части считаю необходимым не толькодополнить статью 25 Конституционного закона о Парламенте и статусе егодепутатов положением о самостоятельной разработке депутатом законопроектов, носоздать соответствующие условия для осуществления такой деятельности.
Немаловажное значение вдепутатской деятельности играют вопросы депутатской этики, полагаю, что онидолжны иметь свое развитие не только в регламентах Парламента и его палат, но ив самостоятельном законе.
Повышение внимания кэтому вопросу связано с тем, что авторитет Парламента во многом зависит нетолько от компетенции и профессиональных навыков депутатского корпуса, но и отморально-этических и других человеческих качеств каждого депутата.

Списокиспользованной литературы
1.  Юридическаяэнциклопедия. М.: Юрист, 1997. С. 426.
2.  СамалдыковаЗ. М. Парламент Республики Казахстан (структура, основные направления деятельности).Алматы, 2000.
3.  БаглайМ. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 534.
4.  АбдильдинС.А. Обращение к Президенту/Эпоха. 2004.9 января.С.3.
5.  ДмитриевС. В. Императивный мандат в России // Конституционное и муниципальное право. №1. 2001. С. 39.
6.  СУРСФСР, 1917, № 3. Ст. 49.
7.  Цит.по: Златопольский Д. Л. Государственное право зарубежных стран Восточной Европыи Азии. Учебник для вузов. М., 1999. С. 25.
8.  ЛазаревскийН. И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1908. Т. 1. С. 329.
9.  ПостановлениеКонституционного суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П // Российская газета.1997. 14 января.
10.Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1998. С. 536.
11.Дюги Л.Конституционное право. М., 1908. С. 201.